Данная рубрика посвящена всем наиболее важным и интересным отечественным и зарубежным новостям, касающимся любых аспектов (в т.ч. в культуре, науке и социуме) фантастики и фантастической литературы, а также ее авторов и читателей.
Здесь ежедневно вы сможете находить свежую и актуальную информацию о встречах, конвентах, номинациях, премиях и наградах, фэндоме; о новых книгах и проектах; о каких-либо подробностях жизни и творчества писателей, издателей, художников, критиков, переводчиков — которые так или иначе связаны с научной фантастикой, фэнтези, хоррором и магическим реализмом; о юбилейных датах, радостных и печальных событиях.
Сразу констатирую: оценка несправедлива – если закрыть глаза на контекст и думать только о соревновании представленных текстов, то ивановский текст уж точно из лучших. Но. То, что очень даже недурно для неведомого Маврина (под таким псевдонимом вышел предыдущий роман «про дэнжерологов», «Псоглавцы»), — увы, довольно дурно для Алексея Иванова, одного из лучших писателей современной России. Хорошие находки «Комьюнити» пасуют перед изъянами: проваленный финал, плохо срастающиеся жанры (киберпанк, хоррор, сатирическая фантастика), отчетливо фальшивые нотки и в речах персонажей, и в пафосе автора. Так что, увы, три – при всем моем искреннем уважении и личной симпатии к мэтру.
Оценка: 3.
Сергей Жарковский:
Прочитал, перечитал. Прочитал, выходит, в третий раз, перечитал во второй.
Общее впечатление: Закрывши файл, вдруг запнулся, пялясь в свои заметки. Потому и отложил оценку на сутки.
Профессиональное мнение: ПЛОХАЯ повесть КРУПНОГО (ОЧЕНЬ КРУПНОГО) писателя.
Казалось бы, всё было мне ясно. Повесть мне активно не понравилась при первом чтении (сколько там? полгода назад? год?) — не нравится и сейчас. Я понимаю все сильные её части, эпизоды и кусочки, кое-что ("Дорогу обжимали чёрные ограды"; и её частные огрехи вплоть до заимствований (эпизод с барменом, "бармен видел, бармен понял" — Лимонов) и общую слабость. Чиста твёрдое два плюс один за Геграфа, минус два за индивидуально не трансформированную акутальность, плюс один за отменную сцену (голливудеры, вешайтесь) погони и сообщение от погибающего человека "Плохо писать с телефона все безграмотное. Даже стыдно!" Всё ясно: 1.
Но я запнулся.
Может ли хороший писатель (то есть просто писатель) написать плохую книгу? Нет. И хоть убейся. Потому что он (писатель) скорей удавится и всех близких вокруг удавит вдобавок. Таким образом, дело во мне, читателе.
А из чего складывается, собственно, моё мнение об общей плохости "Комьюнити"?
Для репутации автора Пармы" и Географа его "дэнджэрологические" две повести (блюэ это слово "дэнжэрология") означает однозначное "минус". Это как бы те вещи, которые Иванов должен был написать между "Погоней" и "Общагой" — тогда в графике динамического роста Иванова не было бы этой странной лакуны. Тогда как бы было бы всё в порядке — красивейшая кривая в рост, только в рост до величественной катастрофы БЛУДО и МУДО невключительно. Но вся это пелевенизированная стивенкинговщина в манере Минаева (щяс я говорю только о Комьюнити, первую днжерологическую штучку придётся теперь перечитать) была произведена сейчас, и, безусловно, не по душевной необходимости бубонно взросла. Я вижу конфликт между необходимостью писать вот это и необходимостью писать для вечности: поскольку у Иванова — писателя крупного, — это вылезает в каждой авторской интонации и в каждой интонации героев. Каждое словно окрашено раздражением Свыше, раздражением творца от изначальной необязательности и тягостности свершаемого данного творения. Но, поскольку писатель таки крупный, в повести он честно попытался (где-то даже удачно) наставить файерволов, защищающих читателя. К сожалению, они явны, я их замечаю (например, скурпулёзно точное по месту-времени упоминание Духлесса), меня это всегда бесит, поскольку обнажает леса конструкции, а это моветон и минус.
(Нота: Также раздражает меня то, что Комьюнити для какого-нибудь Дивова стало бы вполне нобелевскимтекстом, успешным прыжком выше головы в стороны. Фантастический кондом повести даже не заметил, но не заметил не потому что повесть дурна. Наоборот, и плюс к тому, Иванов пиридатель фантастики, шкура продажная, обиделся на Вершинина и злобно мстит, и вообще кормится с боллитровской делянки — и нечего тут. Это моё раздражение также вполне несознательно идёт лыком в петлицу этой повести. К счастью, если ты не дурак, ты сам лыко сие (осознав) можешь выдернуть и не учитывать впоследствии. Вычеркнуть из протокола. Сделано.)
В общем, всё ли дело в том, что, как говорил малоталантливый, но дьявольски умный и честный Булычёв "Нет, это у Стругацких не Эверест нынче получился, это Монблан какой-то..."? Неужели в этом? То, что хорошо для бычка — западло для Юпитера? Очень бы не хотелось, мы же не о Путине говорим, а о писателе; нет, я-читатель не такого плохого о себе мнения, добро бы мне было пятнадцать лет...
Давай разбираться.
Иванов — писатель без чувства юмора, причём, по-моему, от природы, а не как Ефремов, поэтому величественность его письма, в отличие от письма того же Ефремова, естественна, а не дурнопафосна; необходимый же для избежания наигрыша градус самоиронии компенсируется врождённым же добросердечием. Но именно поэтому он (Иванов) лишён иммунитета к реакции на его работу, которая, естественно, как и вся остальная "роскошь человеческого общения" сейчас аккумулирована в сети, и чума бы побрала такую роскошь, неотвязную, как ковры на фотгах в ФБ.
Таким образом: Комьюнити — это признание в интернет-зависимости, в нетофилии. И некуда бежать, если заразился. Либо переболеваешь и иммунен, либо вечно в чирьях, с больной головой давишь и давишь на f5, как крыса на рычаг. Причём, иммунный забывает о кошмарах болезни, как забываются наяву все кошмары, и ужас больного уже с собой не соотносит. Психологический блок. Вот в чём причина.
Кинг, когда у него у него чуть не погиб ребёнок под грузовиком, написал "Клатбище дамашних жывотных", сбросив туда свой ужас, и это самая ПЛОХАЯ его вещь, плохая не потому, что слабая, а потому что без тормозов, без защиты для читателя, как тот грузовик. Но Кинг живёт (ОК, жил тогда) в нормальном мире. Плохая вещь — относительно нормы. (Как в норме показ отрезания головы человеку по первому федеральному телеканалу — есть преступление.)
Вот и Комьюнити. Иванов сбросил свой ужас в Комьюнити. Но мы-то живём в перевёрнутом мире. Так что вот почему я запнулся по третьему чтению, я запнулся и, видя все косяки, неудачные эпизоды, беду с речевыми характеристиками, разговорным слэнгом (где вы, редакторы, хвостом вас по голое?!), — общую слабость "Комьюнити" , в которой был уверен, я вдруг ощущать – перестал.
Такие дела.
Нухшо. Попробуем суммировать.
По форме: всё ОК, что, собственно, было ясно сразу, фирма не вяжет кривые веники (гладкоправильновнятнопись с уникальной интонацией). По авторской игре в псевдоним: не заложусь, что Иванов снизил слог нарочно для хавания пипла. Есть такое ощущение, но не заложусь. По НФ — даже разбирать не хочу, потому что особых нарушений не углядел с моей компетенцией. По логике: концовка великолепна и полностью отвечает авторской задаче (а вот тут не заложусь, что она сама по себе была ясна Иванову изначально). По резонированию со мной, любимым и простым: засада, очень рвано. Крузу, который везёт меня через зазобмленную Америку верю и сопутствую каждую секунду. Несмотря на то, что Круз — не Иванов и никогда. А тут — продираюсь от эпизода к эпизоду. Ай-яй-яй! НО: блин, а не исправляется ли это редакторски?
И тут я немного посчитал и нашёл, что исправляется...
Ненавижу тебя, Чака!
Нуивот, блин-малина-водолаз.
Резюм: болезненная и больная ХОРОШАЯ повесть писателя Иванова. Внезапно.
Оценка: 5.
Лев Лобарёв:
Точная энциклопедия жизни конкретной субкультуры. Очень умный текст — в отдельных местах. Но избыточный, много лишнего, ритм проседает. Нет ни одного приятного, симпатичного персонажа. Главгерой — фигура нарочито незаполненная. Вообще, герои невыпуклые, иногда даже яркие, (точнее, точные), но все равно неживые, будто они тоже просто пакеты справочной информации.
Текст умный, но мертвый.
Оценка: 4.
Михаил Назаренко:
Как уже было сказано, плохой роман очень крупного писателя. Очень крупного и очень плохой. Страшилка для офисного планктона с пересказом обрывков научпопа/Википедии, с плоскими куклами вместо людей. Понятно, что именно хотел сделать Иванов в «Коммьюнити», как и едва ли не во всех своих романах: создать образ-концепцию, обладающую огромной объяснительной силой. Жизнь в России – она вот такая. Вот потому-то. И человеку приходится делать такие-то выборы – или отказываться от них. В «Парме» и «Золоте бунта» такая модель естественно смыкалась с мифом – собственно, превращалась в миф. В «Блуде» и «Дэнжерологах» Иванов пытается играть на поле Пелевина – но если тому когда-то давно еще удавалось находить емкие формулировки и убийственные термины, то Иванов здесь идет вопреки природе своего таланта. Лекции, комментарии, автокомментарии – а в итоге и говорить не о чем, все подано, и разжевано, и очень скучно.
Оценка: 2.
Андрей Рубанов:
Иванов — большой писатель. Мой ровесник. Я его очень уважаю. Но роман «Комьюнити» у него не получился.
По мере приближения Ворлдкона премиальная активность замирает. В конце июля было несколько новостей, но явно недостаточно для полновесного обзора. Оставалось дождаться номинаций на Геммелла и WFA, но администраторы премий что-то не торопились. Как бы там ни было, все запланированные новости по премиям и номинациям я собрал, и предлагаю вашему вниманию свой новый обзор. Прошу читать и комментировать.
Лауреаты премии Прометей за 2013 год
В конце июля Либертарианское футуристическое общество (The Libertarian Futurist Society) объявило лауреатов премии Прометей за 2013 год. Награждение состоится на Ворлдконе, но на отдельной от Хьюго церемонии, и даже в другой день. Счастливые лауреаты получат золотые медали, которые можно повестить на шею, и наградные таблички (plaque), которые можно повесить на стену.
Лучший роман / Best Novel:
• Pirate Cinema, Cory Doctorow (Tor)
Его соперниками были:
• Arctic Rising, Tobias Buckell (Tor)
• The Unincorporated Future, Dani & Eytan Kollin (Tor)
• Darkship Renegades, Sarah Hoyt (Baen)
• Kill Decision, Daniel Suarez (Dutton)
Зал Славы / Hall of Fame:
• Cryptonomicon, Neal Stephenson (1999)
Его соперниками были:
• “Sam Hall”, Poul Anderson (1953)
• Falling Free, Lois McMaster Bujold (1988)
• “‘Repent, Harlequin!’ Said the Ticktockman”, Harlan Ellison (1965)
• Courtship Rite, Donald M. Kingsbury (1982)
• “As Easy as A.B.C.”, Rudyard Kipling (1912)
Я рад за Кори; я за него болел. Если честно сказать, вряд ли в номинации были книги лучше, чем у него, хотя среди его романов эта книга – середнячок. Ну, в конце концов, это премия такая, и Общество составляет номинацию исходя из созвучия произведений либертарианской идеологии. Интересно, какова судьба дальнейшего издания произведений Доктороу в России?
В Зале Славы премию получила действительно наиболее достойная книга. И пусть все остальные номинанты хороши и достойны, своей масштабностью Криптономикон легко их перекрывает. В этой категории произведения могут выдвигаться много раз, и Стивенсон получил премию со второго выдвижения. Интересно, что в категории лучших (свежих) романов книга в своё время выдвигалась, но премию не получила – тогда её обошла Глубина в небе Вернора Винджа.
Лауреаты премии Seiun за 2013 год
20 июля в Хиросиме на 52м японском национальном НФ конвенте Varicon 2013 состоялось вручение премий Seiun за 2013 год. Премию называют «японской Хьюго» за её значение, хотя категории у неё сильно отличаются. Итак, лауреатами стали:
• Лучший японский роман: The Empire of Corpses, Project Itoh & Enjoe Toh (Kawade Shobo Shinsha)
• Лучший японский рассказ: “Ima Shuugouteki Muishikio”, Chohei Kanbayashi (Hayakawa)
• Лучший переводной роман: The Android’s Dream, John Scalzi, translated by Masayuki Uchida (Hayakawa)
• Лучший переводной рассказ: “Pocketful of Dharma”, Paolo Bacigalupi, translated by Hiroshi Kaneko (Hayakawa)
• Лучшая драматическая постановка: Bodacious Space Pirates (Tatsuo Sato/ Satelight Inc.) Original Work: Yuichi Sasamoto / Asahi Shimbun Publications Inc.
• Лучший комикс: Inherit the Stars, Yukinobu Hoshino (Tokyo, Shogakukan Inc.; adaptation of works by James Patrick Hogan)
• Лучший художник: Kenji Tsuruta
• Лучшее нехудожественное произведение: “The Present and Future of CGM: The World Opened Up”, Hatsune Miku, Nico Nico Douga, & Piapro (IPSJ Magazine 5/12)
Кроме того, премию в «свободной категории» получил Центр исследования стволовых клеток Университета Киото (CiRA Center for iPS Cell Research and Application, Kyoto University) за работу по индуцированным стволовым клеткам. Что-то я не припомню, чтобы у других фантастических премий была категория «за претворение фантастики в жизнь».
О премированных произведениях, кроме переводных, сложно сказать что-то определённое. Японский роман-лауреат вызывает острое любопытство: это что ж, поветрие зомбей добралось и до Японии, или это всё те же кьюкитски, или может быть что-то совсем иное? Символично звучит название Империя трупов для романа мёртвого автора (писатель, скрывавшийся под странным псевдонимом Проект Ито, умер несколько лет назад). Роман Скальци, судя по рецензиям, значительно лучше того, что в этом году отхватил Локус. Здесь есть и дипломатический заговор, и полицейское расследование, и генетические фокусы, а вынесенная в заголовок Android’s Dream – это порода овец! (привет от ФКД). Бачигалупи получил премию за свой самый первый опубликованный рассказ, который в своё время удостоился похвалы Харлана Эллисона, и очень кстати сам присутствовал на конвенте, чтобы её получить. Весьма любопытно, как японцы сделали мангу из книг американо-ирландского писателя Джеймса П. Хогана. После его участия в Волгаконе в 1991 году, несколько его книг на русском выходили; обычно он писал смесь твёрдой и приключенческой НФ. Об остальных лауреатах остаётся только догадываться. Прошу всех фантлабовцев, владеющих японским, разобраться с лауреатами и откомментировать их здесь.
И спасибо коллеге angels_chinese за помощь с иллюстрациями.
Лауреаты премии Скрайб за 2013 год
В тот же уикэнд на КомикКоне в Сан-Диего, Калифорния Международная ассоциация как-бы-полегче-выразиться «вторичных писателей» (International Association of Media Tie-in Writers) вручала премии Скрайб (Scribe Awards) за 2013 год. Эта премия присуждается за лучшие «вторичные произведения» -- проектные книги в мирах кинофильмов, телесериалов и компьютерных игр, новеллизации и прочие подобные публикации. Лауреатами стали:
Оригинальный роман / Original Novel
• Tannhäuser: Rising Sun, Falling Shadows, Robert T. Jeschonek (Fantasy Flight Games)
Его соперниками были:
• Star Trek: Rings of Time, Greg Cox (Pocket)
• Star Trek: The Next Generation: Cold Equations Book 1: The Persistence of Memory, David Mack (Pocket)
• Darksiders: The Abomination Vault, Ari Marmell (Del Rey)
• Pathfinder: City of the Fallen Sky, Tim Pratt (Paizo)
• Dungeons and Dragons Online: Skein of Shadows, Marsheila Rockwell (Wizards of the Coast)
• Mike Hammer: Lady, Go Die!, Mickey Spillane & Max Collins (Titan)
Новеллизация / Adapted Novel
• Clockwork Angels, Kevin J. Anderson (ECW)
Его соперниками были:
• Batman: The Dark Knight Rises, Greg Cox (Titan)
• Batman: The Dark Knight Rises (YA novelization), Stacia Deutsch (Titan)
• Poptropica: Astroknights Island, Tracey West (Poptropica)
Аудио / Audio
• Dark Shadows: The Eternal Actress, Nev Fountain (Big Finish)
Его соперниками были:
• Dark Shadows: Dress Me in Dark Dreams, Marty Ross (Big Finish)
• Doctor Who: Companion Chronicles: Project Nirvana, Cavan Scott & Mark Wright (Big Finish)
Звания Грандмастера IAMTW в этом году удостоена Энн Криспин (A.C. Crispin).
Моё отношение к новеллизациям и прочим чисто коммерческим проектам двояко. Я давно убедился, что такие книги могут быть вполне хорошими (новеллизация Бездны от Карда). Такие книги расширяют и углубляют миры, в которых они укоренены (Star Wars, Star Trek to name but a few). Такие книги, в конце концов, могут выполнять для писателя вполне утилитарную функцию средства заработка, пока он ваяет свою нетленку. Но когда это превращается в единственное ремесло, то цена таким писателям невелика. Вот они и объединились в свою, отдельную от SFWA ассоциацию. В прошлом году, обозревая эту премию ради эксперимента, я назвал это «целой параллельной вселенной с IAMTW вместо SFWA». К моему удивлению, в этом году мне напомнили, что вот, дескать, такую премию присудили, почему о ней не пишешь? Стало быть, теперь буду включать её в обзор на постоянной основе.
Что вам сказать о лауреатах? Даже в проектной литературе есть свои звёзды. Тот же Кевин Дж. Андерсон мог бы стать неплохим средней руки автором, если бы бросил прогибать вселенную Дюны под измышления младшего Герберта, извращающие авторский замысел старшего Герберта, и стал бы писать своё. Однако, на Дюне ему явно удаётся больше заработать... Энн Криспин начинала с книг в «Колдовском мире» Нортон и стала ей, бабушке Нортон, подругой на долгие годы. Хотя большая часть того, что она пишет, относится к новеллизациям и прочей проектной литературе, своя оригинальная серия «Starbridge» у неё тоже имеется (привет Харькову!). Об остальных лауреатах мне сказать совсем нечего, уж не обессудьте...
И ещё одна премия для Ланаган
А вот самая свежая премиальная новость. 16 августа в Национальной библиотеке Австралии в Канберре был объявлен лауреат премии «Книга года» Австралийского совета по детской литературе за 2013 год (2013 Children’s Book Council of Australia Book of the Year Award). Им стала Марго Ланаган (Margo Lanagan) за роман Sea Hearts (Allen & Unwin; экспортное название: The Brides of Rollrock Island).
Об этой книге я уже писал прежде, так что повторяться здесь не стану. Ошеломительный успех этой книги и куча премий, ею полученных, вызывают закономерный вопрос. Детско-юношеские фэнтези – едва ли не единственная часть переводной фантастики, которая на русский переводится всё ещё регулярно и в заметных количествах. Ланаган – автор уже опробованный русскими издателями. Большого коммерческого успеха не было, но прессу она получила положительную. Так что, основа для надежды есть, но оправдают ли её издатели?
Ну вот, с присуждёнными премиями разобрались, теперь возьмёмся за номинации.
Номинации на премию Чесли за 2013 год
Ещё в начале июля Ассоциация художников-фантастов (Association of Science Fiction and Fantasy Artists) огласила номинации на премию Чесли за 2013 год. Награждение состоится на Ворлдконе, LoneStarCon 3, в Сан-Антонио, Техас, 29 августа – 2 сентября, но отдельно от церемонии Хьюго. Как и в прошлом году, в заголовках категорий я даю ссылки на сайт ASFA, где вы сами сможете увидеть все номинированные произведения.
Несколько слов о некоторых художниках, выдвинутых на Грандмастера (Lifetime Artistic Achievement). Многим фантлабовцам Бром известен как мастер тёмной фэнтези, а некоторые его книги были отрецензированы на ФЛ. Однако, его творчество, всё-таки шире и разнообразнее, хотя, конечно, именно тёмные фэнтези пользуются наибольшей популярностью. Британский космический художник Дэвид Харди известен настолько широко, что многие его образы воспринимаются как существовавшие всегда. Два года назад он получил премию ESFS как лучший художник, но именно премия от коллег из ASFA будет самым достойным знаком признания. Я буду болеть за Харди.
Финалисты премии Legend им. Дэвида Геммелла
В воскресенье 11 августа в Лондоне на первом британском мультимедийном конвенте Nine Worlds были оглашены финалисты премии Legend им. Дэвида Геммелла за 2013 год (David Gemmell Legend Awards). Голосование доступно всем желающим на сайте премии; для этого нужно зарегистроваться. Награждение лауреатов состоится 31 октября, в день открытия World Fantasy Convention в британском Брайтоне. Итак, финалисты:
The Legend Award for Best Fantasy Novel
• The Red Country, Joe Abercrombie (Gollancz)
• Stormdancer, Jay Kristoff (Pan Macmillan UK)
• King of Thorns, Mark Lawrence (HarperCollins/Voyager)
• The Gathering of the Lost, Helen Lowe (Orbit)
• The Blinding Knife, Brent Weeks (Orbit)
The Morningstar Award for Best Fantasy Newcomer
• Throne of the Crescent Moon, Saladin Ahmed (Gollancz / DAW)
• The Red Knight, Miles Cameron (Gollancz)
• Malice, John Gwynne (Pan Macmillan UK)
• Irenicon, Aidan Harte (Jo Fletcher Books)
• Stormdancer, Jay Kristoff (Pan Macmillan UK)
The Ravenheart Award for Best Fantasy Cover Art:
• Didier Graffet & Dave Senior for the cover of The Red Country by Joe Abercrombie (Gollancz)
• Dominic Harman for the cover of Legion of Shadow by Michael J. Ward (Gollancz)
• Clint Langley for the cover of Besieged by Rowenna Cory Daniells (Solaris)
• Silas Manhood for the cover of The Blinding Knife by Brent Weeks (Orbit)
• Colin Thomas for the cover of Stormdancer by Jay Kristoff (Pan Macmillan UK)
• Stephen Youll for the cover of The Black Mausoleum by Stephen Deas (Gollancz)
Шортлист довольно ровный, и несмотря на присутствие суперпопулярного Аберкромби (которому эта премия ни разу не досталась), результат может быть каким угодно, ведь голосуют все желающие. Кто в англоязычном мире в 2009 году мог предугадать, что первым лауреатом премии станет Сапковский? Тогда голоса Восточной Европы оказались решающими. Как оно выйдет сейчас? Может быть, поддержим Аберкромби всем Фантлабом? А что – денег за это не берут, почему бы и нет?
Давайте подробнее взглянем на финалистов. Как я упоминал прежде, прошлогодняя книга Джо Аберкромби – это отдельный роман в мире «Первого закона». Некоторые рецензенты настаивают на том, что это первая часть новой трилогии, ведь в тексте есть заделы на продолжение. Как бы там ни было, автор приедет в сентябре на ММКЯ, вот и будет повод его об этом спросить. Как и Аберкромби, Брент Уикс, известный нам своей первой трилогией, на эту премию выдвигается не в первый раз. Его зажигательная авантюрная фэнтези вполне способна потягаться за премию (я писал о ней в связи с выдвижением на Эндевор). Думаю, что оба эти автора являются фаворитами в этом году. Конечно, не стоит сбрасывать со счетов вчерашних дебютантов Хелен Лоу и Марка Лоуренса – в прошлом году первые тома их трилогий боролись за «Утреннюю звезду» за лучший дебют с той разницей, что она премию получила, а он нет, а в этом оба готовы потягаться за бОльшее вторыми томами тех же трилогий. Лоу хвалят за подробную проработку мира, за внимание к (квази)историческим деталям, и сравнивают с Сандерсоном, Кеем и Хэмбли. В начале первой книги герой Лоуренса поклялся отомстить за погибших брата и мать и наказать отца за то, что тот сам этого не сделал. («Мы пойдём другим путём.» ) В пятнадцать он принялся за выполнение намеченного, а во второй книге ему восемнадцать и он уже борется за престол – способный вьюнош, далеко пойдёт! Мощно выступил австралийский дебютант Джей Кристофф – его книга присутствует во всех трёх номинациях, даже за обложку! Не думаю, что ему достанется премия за лучший роман, но за «Утреннюю звезду» он потягаться вполне способен. Ещё бы: мир его книги – антиутопический стимпанк с привкусом феодальной Японии, с мифическими существами и прочими красивостями. В книге сильная главная героиня, которая помогает отцу выполнить невыполнимый приказ сёгуна – доставить ему грифона, ведь всем известно, что они вымерли лет сто назад. Книгу хвалят и Ротфусс, и Вестерфельд, и многие другие. Конечно – если многоликий стимпанк просочился даже на премию для эпических фэнтезей, то он точно заслуживает внимания!
Кто же из остальных дебютантов способен бросить вызов Кристоффу? Безуслоно, фаворитом здесь считается Саладин Ахмед, получивший множество номинаций, вплоть до Хьюго и Небьюлы, за свою авантюрную фэнтези в декорациях «Тысячи и одной ночи». Автор исторических романов канадец Майлз Камерон дебютировал в фэнтези большим, тщательно сконструированным приключенческим романом, который придётся по вкусу поклонникам и Бернарда Корнуэлла, и Джорджа Р.Р. Мартина. Роман Джона Гвинна понравится поклонникам Стивена Эриксона и опять же Джорджа Р.Р. Мартина – это книга о войне, борьбе за власть и – ну вы сами понимаете… И ещё рецензенты наперебой хвалят ирландца Айдана Харта за внимание к деталям, за тщательную проработку мира, более всего напоминающего ренессансную Италию (поклон Гавриле), и в целом за очень вкусный результат. Номинация интересная, многие из дебютных романов выглядят очень привлекательно, так что результат может быть каким угодно. Подметил такую тенденцию: мартиноподобная фэнтези в этом году уравновешивается (квази)исторической фэнтези последователей Кея; особняком стоит стимпанковая фэнтези – и это прекрасно, что среди эпиков есть множество разных подходов, способных удовлетворить самый взыскательный читательский вкус!
А что касается обложек, то из шести финалистов три принадлежат соискателям премии за лучший роман. В уменьшенном виде, хоть на Амазоне, хоть на сайтах издателей, эти картинки не производят того впечатления, какое должна произвести правильная суперобложка нормальной бумажной книги. Так что здесь я соблюдаю строгий нейтралитет.
Номинация на World Fantasy Awards
И последний шортлист, которого я дожидался, чтобы завершить этот обзор, был оглашён в середине прошедшей недели – как раз вовремя, чтобы на выходных поставить обзор на Фантлаб. (Но не тут-то было.) В этом году Всемирная премия фэнтези (World Fantasy Awards) присуждается за произведения, опубликованные в 2012 году. Награждение лауреатов состоится в начале ноября на World Fantasy Convention в британском Брайтоне, куда мы точно уже не попадём: регистрация участников закрыта пару месяцев назад по достижении допустимого количества участников, ограниченного нормами безопасности. Вот такой аншлаг. Кто не успел, тот опоздал. Ну и, собственно, номинанты:
Роман / Novel:
• The Killing Moon, N.K. Jemisin (Orbit US; Orbit UK)
• Some Kind of Fairy Tale, Graham Joyce (Gollancz; Doubleday)
• The Drowning Girl, Caitlín R. Kiernan (Roc)
• Crandolin, Anna Tambour (Chômu)
• Alif the Unseen, G. Willow Wilson (Grove; Corvus)
Повесть / Novella:
• “Hand of Glory”, Laird Barron (The Book of Cthulhu II)
• “Let Maps to Others”, K.J. Parker (Subterranean Summer ’12)
• The Emperor’s Soul, Brandon Sanderson (Tachyon)
• “The Skull”, Lucius Shepard (The Dragon Griaule)
• “Sky”, Kaaron Warren (Through Splintered Walls)
Рассказ / Short Story:
• “The Telling”, Gregory Norman Bossert (Beneath Ceaseless Skies 11/29/12)
• “A Natural History of Autumn”, Jeffrey Ford (F&SF 7-8/12)
• “The Castle That Jack Built”, Emily Gilman (Beneath Ceaseless Skies 1/26/12)
• “Breaking the Frame”, Kat Howard (Lightspeed 8/12)
• Under My Hat: Tales from the Cauldron, Jonathan Strahan, ed. (Random House)
Авторский сборник / Collection:
• At the Mouth of the River of Bees, Kij Johnson (Small Beer)
• Where Furnaces Burn, Joel Lane (PS Publishing)
• The Unreal and the Real: Selected Stories Volume One: Where on Earth and Volume Two: Outer Space, Inner Lands, Ursula K. Le Guin (Small Beer)
• Remember Why You Fear Me, Robert Shearman (ChiZine)
• Jagannath, Karin Tidbeck (Cheeky Frawg)
Художник / Artist:
• Vincent Chong
• Didier Graffet & Dave Senior
• Kathleen Jennings
• J.K. Potter
• Chris Roberts
Особая премия профессиональная / Special Award Professional:
• Peter Crowther & Nicky Crowther for PS Publishing
• Lucia Graves for the translation of The Prisoner of Heaven (Weidenfeld & Nicholson; Harper) by Carlos Ruiz Zafón
• Adam Mills, Ann VanderMeer, & Jeff VanderMeer for Weird Fiction Review
• Brett Alexander Savory & Sandra Kasturi for ChiZine Publications
• William K. Schafer for Subterranean Press
Особая премия непрофессиональная / Special Award Non-Professional:
• Scott H. Andrews for Beneath Ceaseless Skies
• L. Timmel Duchamp for Aqueduct Press
• S.T. Joshi for Unutterable Horror: A History of Supernatural Fiction, Volumes 1 & 2 (PS Publishing)
• Charles A. Tan for Bibliophile Stalker blog
• Jerad Walters for Centipede Press
• Joseph Wrzos for Hannes Bok: A Life in Illustration (Centipede Press)
Пожизненные заслуги / Life Achievement:
• Susan Cooper
• Tanith Lee
Что-то часто в последнее время номинационные списки и оглашение лауреатов крупнейших премий вызывают у меня острые приступы недоумения в смеси с раздражением и разочарованием. (Старею?) Вот и в главной категории этой премии отсутствует один из основных претендентов на неё, роман Тима Пауэрса, посвящённый прерафаэлитам. Особо оговариваю: это не моё желание, это финалист ведущих фэнтезийных премий – Локуса и Мифопоэтической, то есть вполне объективная оценка достоинств книги. А от себя субъективно добавлю, что это один из 2-3 лучших фэнтези романов года. Кирнан и Джойс попали в шортлист вполне ожидаемо; Джемисин неожиданностью тоже вряд ли назовёшь; Уилсон – неожиданность, но удивления не вызывает, учитывая общую высокую оценку её дебюта. А вот кто такая Анна Тамбур и что она такого пишет, что она среди финалистов есть, а Пауэрса нету, – с этим нужно разбираться. После этого отсутствие в номинации Аберкромби и Мьевиля как-то даже не удивляет.
В сложившихся обстоятельствах фаворитами считаю Джойса и Кирнан. Я буду болеть за Джойса, поскольку всё, что я у него читал, мне в целом нравится, а две его книги привели меня в полный восторг. К тому же, отзывы на его новый роман вселяют большой оптимизм. Когда-то Майкл Суэнвик заметил, что британцам с каменными кругами на заднем дворе на роду написано писать фэнтези. Грэм Джойс пишет особый вид фэнтези, трудно укладываемый в прокрустово ложе жанровых определений, но ближе всего к магическому реализму. О влиянии фейри на жизнь простых смертных Джойс писал ещё в Зубной фее (конечно, фейри, а не фее). Вот и здесь, девушка ушла гулять в лес и бесследно пропала, а потом вернулась через 20 лет ничуть не изменившаяся. За 20 лет изменились и её родные, и весь мир вокруг, а это чревато нешуточными психологическими коллизиями. Для Джойса это уже пятая номинация на WFA, все за романы, прежде одна из номинаций стала премией. Роман Кейтлин Кирнан был выдвинут на почти все американские жанровые премии и получил премии Типтри и Стокера. На WFA Кирнан тоже не новичок; это её шестая номинация (вторая за роман; а ещё была одна за рассказ и три за авторские сборники), но премия ей так ни разу и не досталась. Её нынешний роман уже считают вершиной её карьеры, и я уже не раз писал о нём в обзорах этого года. («Это чарующая, похожая на сон книга, полная русалок, оборотней, волшебных сказок, искусства и шизофрении, причём всё оказывается совсем не тем, чем кажется.») Новая книга Джемисин начинает новую серию; пока речь идёт всего лишь о дилогии, а там видно будет. В своей первой трилогии дебютантка воспользовалась опытом великих предшественников (в первую очередь Желязного) при конструировании мира и разработке сюжета, а её мастерство заметно росло от книги к книге. В новом романе она действует полностью самостоятельно, без оглядки на предшественников. Номинация на Небьюлу и четвёртое место на Локусе – результат достойный. О дебютном романе Дж. Уиллоу Уилсон я писал в связи с Кэмпбелловской премией – это невероятная смесь (пост)киберпанка и «Тысячи и одной ночи» на фоне «арабской весны». Книга заняла второе место среди дебютных романов на Локусе и третье на Кэмпбелле, что уже весьма почётно. Ну и, наконец, тёмная лошадка нынешней номинации – Анна Тамбур. Прежде она выдвигалась на премии только у себя в Австралии и один раз получила Ауреалис за лучший хоррорушный рассказ, а её дебютный роман в своё время американцев особо не впечатлил (14 место среди дебютантов на Локусе). На русском языке её рассказ удалось отыскать только в азбучной антологии Мистические города (Paper Cities). Рецензенты отмечают, что её новый роман – это редкостная по-настоящему странная (weird) книга, и что она более всего напоминает произведение безумного кулинара. Именно с кулинарии всё начинается, и она становится ключом к происходящим событиям. Следом за главным героем действие перескакивает из современного мира в средневековую Среднюю Азию, а оттуда в перестроечный СССР, и дальше куда только автора вместе с главгером не заносит! Как игра ума звучит любопытно, но что-то мне не верится, что эти изыски своим качеством превосходят смачный, основательно исторически проработанный роман Пауэрса.
Среди повестей нас ожидает много интересного, но не обо всём у меня есть достаточно информации. Лэрд Баррон и К.Дж. Паркер на WFA выдвигались всего по одному разу, и Паркер в прошлом году сходу её получил, и тоже за повесть. Тогда он получать премию не явился, но теперь-то её будут вручать в южной Англии, прямо рядом с домом. Может быть, на это раз хоть как-то приоткроется завеса над загадкой личности Паркера? Плодотворно поработав над завершением эпопеи Роберта Джордана, Брэндон Сандерсон проникся его безудержным ориентализмом и написал свою повесть под его влиянием. Однако, не следует искать в ней какое-то подобие Джордана – влияние заключалось в подходе к построению мира и к работе с этнокультурным материалом. Это первая номинация Сандерсона на WFA, а повесть номинирована ещё и на Хьюго. Каарон Уоррен получила за свою повесть ”Sky” (психологический хоррор) обе главные австралийские премии, а также премию Ширли Джексон, но на WFA автор выдвигается впервые. И в завершение – самая ожидаемая повесть в номинации и самый главный фаворит – Люциус Шепард с новой большой повестью в мире дракона Гриауля. Собственно, эта повесть послужила поводом переиздать весь драконский цикл под одной обложкой, и вместе эти тексты производят ещё большее впечатление, чем поодиночке. Настолько большое, что британцы издают его в этом году в серии «Шедевры фэнтези». Однако, администраторы WFA сборником не впечатлились, но об этом – в свою очередь. Обычно, Шепарда на WFA любят и охотно выдвигают – всего 16 раз за 30 лет в самых разных категориях, в том числе большинство произведений драконского цикла, однако премию WFA он получил лишь дважды, за первые два сборника малой прозы, в которые, помимо прочего, вошли все 6 прежних произведений цикла. Болеть я буду за Шепарда, поскольку ни один автор в номинации не сравнится с ним в писательском мастерстве.
С рассказами ничего не понятно, кроме одного – явным фаворитом здесь является Джеффри Форд, чей рассказ уже удостоен премии Ширли Джексон. Прежде Форд выдвигался на WFA 12 раз и 6 раз из них премию получил – просто феноменальная результативность. Здесь я болеть ни за кого не буду, но порадуюсь за Форда, если победит.
Интересной особенностью этого шортлиста является наличие австралийцев практически во всех номинациях, чего прежде никогда не было. Раньше из австралийской фэнтези кроме Никса и Ланаган за пределами страны, поди, никого и не знали, а теперь по одному автору в романах, повестях, рассказах, антологиях, и возможно я даже не всех их опознаю. Какой-то австралийский прорыв неожиданно случился. Знатный антологист Стрейхан за прошлый год выпустил не только ежегодник лучшего за год и две тематических НФ антологии, но и для фэнтезийной премии одну припас. (Диверсификация активов, однако! ) Другими тематическими антологиями в номинации являются Эпик от Адамса (эпическая фэнтези), Мэджик от Оливера (эзотерическая фэнтези) и Экзотик готик 4 от Олсона, чьё название говорит само за себя. Особняком стоит антология мексиканской фантастики, которая, как мне кажется, больше тяготеет к магреализму. Номинация очень ровная, без явных фаворитов. Стрейхан – прекрасный антологист, но его конёк – это НФ, поэтому тут его шансы примерно равны с остальными.
Ещё одним неприятным сюрпризом, из тех, которые я упомянул вначале, стало отсутствие в номинации драконского сборника Шепарда. Я считал его главным фаворитом в этой категории, но администраторы премии решили иначе. Некоторое удивление вызывает наличие в номинации сборника Кидж Джонсон, чьи тексты, кого ни спроси, никому не нравятся. Вот кого бы я охотно выбросил из шортлиста ради Шепарда! Британец Джоэл Лейн – завсегдатай премий у себя в Британии, но на WFA прежде выдвигался только раз, и тоже за сборник, 18 лет назад. Дома его шансы несколько выше, но я не думаю, что намного. Сборник Роберта Ширмана уже выдвигался на Ширли Джексон и на ВFA, а сам автор на WFA прежде выдвигался три раза и получил эту премию за сборник. Несколько особняком стоит в номинации двухтомник избранного Урсулы Ле Гуин. Нам он уже встречался в числе финалистов Локуса. Сама Ле Гуин на WFA прежде выдвигалась 5 раз, 2 последних раза – 11 лет назад, и получила 2 премии из них: за последний земноморский роман и за внецикловый рассказ, но то было совсем давно. Помимо британца Европу в номинации представляет шведка Карин Тидбек. Её сборник уже получил одну из премий для дебютантов и стал финалистом на Типтри, а также хорошо был принят рецензентами и публикой. Вот за эту книжку я и буду болеть, хотя её обложка сильно меня раздражает. А для Ле Гуин такая премия за старые рассказы – как-то мелковата.
Художников комментировать не буду, там слишком много незнакомых имён, но одно знакомо хорошо и вызывает большое уважение. Более 30 лет Дж.К. Поттер создаёт обложки из фотоколлажей. Вообще, он очень талантливый, креативный фотохудожник. Вот ему пусть премия и достанется!
Среди особых премий номинанты, как водится, весьма разношёрстны, но я убей-не-понимаю, по какому критерию их делят на профессиональных и непрофессиональных. Среди первых выделяются два ведущих малых независимых издательства Британии и Штатов. Кроме того, номинирован перевод книги Карлоса Руиса Сафона The Prisoner of Heaven. В непрофессиональные достижения почему-то угодил двухтомный труд С.Т. Джоши по истории жанра хоррора (вот уж кто профессионал, так это он – наиболее авторитетный лавкрафтовед в мире) и альбом художника золотого века Ханнеса Бока.
И напоследок – о премиях, венчающих карьеру писателей – Lifetime Achievement – аналог Грандмастера. В этом году ими награждают Сюзен Купер и Танит Ли.
Сюзен Купер более всего известна как автор пенталогии «The Dark is Rising», удостоенной Медали Ньюбери, Почётной премии Ньюбери и двух Почётных премий Карнеги. Купер родилась в Британии в 1935 году, а в 50е работала репортёром и журналистом в Санди Таймс под началом Иэна Флеминга, автора Джеймса Бонда. В 1963 она переехала в Штаты, где и взялась за литературную деятельность. После нескольких удачных романов она принялась за серию «The Dark is Rising» (Over Sea, Under Stone; The Dark is Rising; Greenwitch; The Grey King; Silver on the Tree). Глубоко укоренённая в богатой традиции артурианских легенд и кельтской мифологии, пенталогия стала классикой детской литературы, и постоянно переиздаётся в течение всех 40 лет после выхода. После этого Купер написала ещё много книг для юных читателей от книжек с картинками до подростковых фэнтези. Кроме этого, из-под её пера вышел ряд фэнтезийных книг для взрослых, а также несколько пьес и сценариев, некоторые из которых выдвигались на Эмми. Среди её недавних книг – соавторский проект "The Exquisite Corpse Adventure", а также биография Джека Лэнгстаффа под названием The Magic Maker. Её новая книга для юных читателей, Ghost Hawk, выходит в этом месяце. Вебсайт автора находится здесь.
О Танит Ли, плодовитой и разносторонне интересной британской писательнице в жанрах фэнтези и хоррора, на Фантлабе хорошо написано и без меня. От себя добавлю, что она вошла в анналы как первая дама, удостоенная British Fantasy Award за роман (то есть, Премии Августа Дерлета). Сайт, указанный на ФЛ, работает, но готовится новый сайт, посвящённый произведениям Ли. Думаю, до World Fantasy Convention его запустят.
***
Этот обзор был написан наполовину на временном ноутбуке, любезно предоставленном коллегой Кипласом, наполовину на моём новом ноутбуке, который я сейчас начиняю софтом, остатками архивов, собранных с миру по нитке, и осваиваю его непривычную клаву, где пальцы всё норовят попасть не туда. Жизнь постепенно налаживается.
Закончил обзор я ещё во вторник и начал ставить на Фантлаб, который в тот момент вроде бы работал. Посреди этого ФЛ снова вырубился, и даже когда он вновь заработал, то поставить я ничего не мог. И так до субботы. Я даже как-то привык на фоне других дел время от времени заглядывать: ну как там, можно уже поставить? Что, снова ашипка пиццот? Ну и пень с ней! Но рано или поздно, всё возвращается на круги своя, и вот сегодня, в субботу, завершить размещение обзора на ФЛ таки да удалось.
Следующий обзор выйдет примерно через две недели. Первого сентября состоится вручение Хьюго (у нас это будет очень раннее утро второго), и после этого за несколько дней я постараюсь наваять свой обзор лауреатов Хьюго и прочих премий, вручаемых на Ворлдконе. Задача сложная – прошлогодний обзор Хьюго был моим лучшим фантлабовским обзором, и на этот раз нужно выступить как минимум не хуже. Пожелайте мне вдохновения – мне оно очень пригодится!
Стоило бы, если уж следовать школьной системе оценок, присовокупить к четверке большой-большой минус – хотя бы потому, что проекция героических поэм Корнея Чуковского на жанр фантастического реализма уже осуществлялась недавно Алексеем Лукьяновым («Спаситель Петрограда»). Плюс там и сям встречающиеся штампы и предсказуемый, но недокрученный финал. Но и тройку ставить не хочется, пусть будет четверка за лаконизм и общую атмосферность.
Оценка: 4.
Сергей Жарковский:
Общее впечатление: да нет там ничего геймановского, ребята. Это всё внешнее, нет у Геймана никаких особенных многочтений всякой нечисти, там всё впрямую. Крокодил там крокодил. "В ожидании К." это парафраз (в музыкальном смысле термина) маркесовского "Полковнику никто", т.е., рассказ Аренева на ту же тему, что такое герой и как с ним бороться.
Профессиональное мнение: не Маркес, блестяще.
Войны кончаются, когда потомки победителей и побеждённых одинаково счастливы и женятся между собой, не вспоминая о том, что прапрадедушка жениха Ганс в 41 воевал с прапрадедушкой Марьи. Таким образом, идеал пока недостижим, ни в жизни, ни у Аренева.
Что же делать с фроновиками, героями прошедших войн, в промежутке между войной и идеалом, и, самое главное, что делать самим фронтовикам?
Грустно всё пока... И у Маркеса, в 1956 году, и у нас, русскоязычных, сейчас.
(Интересная штука, довольно редкая по нынешним временам в нашей фантастике и прилегающей к ней боллитре. Что происходило на самом деле в мире "К." в затакте? Война с инопланетянами была? С пришельцами из описываемого прошлого, спасибо Чуковскому? Или это просто — с самого начала — спокойное сумасшествие старика, загнанного чисто конкретным социальным форматом общественно-государственной благодарности к его (старика) подвигу не хуже той лошади из фильма с Фондой? Очень здорово рассматривать, сидя над текстом (НСТ!) все варианты, по-хорошему отвлекаясь.)
Ну и очень хороший второй заход побеждённого противника — купить надёжней, чем бомбить, если интересует результат, а не просто так повоевать.
Резюм: претензия одна, и она личная: у меня, любимого, есть рассказ (глава из "Хобо-2), который называется (очень давно) "В ожидании Твари". Мешало. Но это моё личное собачье дело, конечно.
Оценка: 5.
Лев Лобарёв:
Отличный, насыщенный, даже концентрированный слепок реальности. Литературная забавная шарада и одновременно жесткая социальная сатира. Пока — наилучшие впечатления.
Оценка: 5.
Михаил Назаренко:
Может быть, лучший на сегодня рассказ Аренева. Человеческая история; очевидная метафора, не сползающая в аллегорию; литературная игра, которая не сводит реальность до пределов книжной страницы, а, напротив, делает странно-убедительными и даже зловещими детские стишки; выход в миф, а из него – вполне естественно – опять к истории одного человека.
Рассказ переусложнен – и в данном случае это скорее недостаток: некоторые отсылки к прекрасно известным мне текстам я «считал» только после прямых указаний автора. Желание упаковать слишком много выдумок, культурных и исторических отсылок нередко загромождает прозу Аренева, в ущерб сюжету и героям. Здесь и, скажем, в «Белой Госпоже» этого удалось избежать – но ведь на самой грани прошел.
Оценка: 4.
Андрей Рубанов:
Милый анекдот. Сократить на четверть — будет отличная новелла.
18 августа под Санкт-Петербургом в рамках фестиваля «Петербургская фантастическая ассамблея» состоялось первое вручение литературной премии «Новые горизонты», учрежденной инициативной группой критиков при информационной поддержке онлайн-журнала «Питерbook».
Согласно Положению о премии ее главная цель — «поддержать писателей, стремящихся разорвать привычные шаблоны, вывести отечественную фантастику из добровольного гетто».
В жюри премии «Новые горизонты» вошли писатели, критики и журналисты: Роман Арбитман, Александр Гаррос, Сергей Жарковский, Лев Лобарёв, Михаил Назаренко и Андрей Рубанов.
По результатам голосования членов жюри равные баллы набрали произведения Владимира Аренева «В ожидании К.» и Наиля Измайлова «Убыр». Согласно регламенту победителя определил председатель жюри Александр Гаррос. Он отдал свой голос роману «Убыр» «как более серьезной и оригинальной работе, хотя и уступающей в изяществе».
Оргкомитет премии поздравляет победителя и благодарит членов жюри за работу.
Итоговые оценки
По результатам голосования жюри оценки распределились следующим образом:
Владимир АРЕНЕВ. В ожидании К. — 24 балла
Алексей ИВАНОВ. Комьюнити — 18 баллов
Наиль ИЗМАЙЛОВ. Убыр — 24 балла
Иван НАУМОВ. Созданная для тебя — 17 баллов
Юрий НЕКРАСОВ. Брандлькаст — 13 баллов
Илья НОВАК. Ризома — 17 баллов
Ольга ОНОЙКО. Море имен — 20 баллов
Роман ШМАРАКОВ. Каллиопа, дерево, Кориск — 21 балл
Лауреатом Российской премии А. Грина этого года стал всемирно известный молдавский писатель Спиридон Вангели.
Вручение премии состоится 23 августа, церемония пройдет в Библиотека для детей и юношества имени А. С. Грина и у памятника Грину на Набережной. Премия Грина вручается с 2000 года за произведения для детей и юношества. Среди ее лауреатов Альберт Лиханов, Кир Булычев, Сергей Лукьяненко.
Будущий обладатель премии нынешнего года известен в первую очередь произведениями о мальчик Гугуцэ, который живет в селе Трое Козлят. 2013 год в Молдавии объявлен годом Спиридона Вангели. А в Вятке в этом году впервые учредили Новый Праздник – День Романтики, посвящённый Дню рождения писателя Александра Грина.
Планируется, что мероприятие станет визитной карточкой Кировской области.
25 августа горадминистрация планирует провести открытие новой скульптуры «Ассоль» в парке у цирка. (До этого там же была открыта скульптура Фрэзи Грант, "Бегущая По Волнам")