Заметил в последнее время выходит, что часто толкую о боге или его отсутствии. И так или иначе упираюсь в схожие, смежные темы, например, о секуляризации. Вроде б склад ума совершенно не для того, но продукты популярной, массовой культуры активно втягивают именно в такой контекст. Как, например, "Блюз перерождений", "Автобиография Иисуса Христа", даже пулитцеровский "Вернон Господи Литтл" или недавно завершившийся сериал "Проповедник" или "Пастырь". Буквально вчера закончился, так что помяну и скажу пару слов об этом неоднозначном проекте.
Думаю, не открою какую-то тайну, что сериал с Домиником Купером, Рут Неггой и Джозефом Гилганом в главных ролях (соответственно в ролях Джесси Кастера, Тюлип и Кэсседи) снят по одноименному комикс-циклу прямиком из конца 90-ых, пропитанному американской бытовой и мифической панорамой с отголосками шестидесятых. Оригинал я пролистал лишь для сравнения концовок, поэтому что-то более пространное сказать о комиксной саге не смогу. Но и на экране от АМС есть отцовская зажигалка Джесси "фак коммунизм", и психоделические застолья Кэсседи, и дорожные путешествия, пусть немногочисленные и урезанные по сравнению с первоисточником, Задолицый (если оставаться политкорректным), прекрасная и пугающая одновременно сцена занятия Покровителем Убийц трона... В общем, перекличек много, в том числе и по одной из самых главных составляющих комиксного "Проповедника" — юмора и шуток из разряда аморальных, провоцирующих и чернушных. Порой к месту, а порой и не совсем. Об уместности при видимом мной основном посыле сериала и предлагаю говорить далее.
Антирелигиозный контекст бросается в глаза уже с постеров сериала или обложек комиксной линейки. А содержание во многом опережает эти обертки для сюжета с морем насилия, крови, грязного секса и т.д. Но в треклятом постмодерне все не то, чем кажется. Тем более когда постмодерн стоит на грани срыва в метамодерновость и возрождение чувственности. То есть на грани возрождения бога после его культурной смерти, которая очерченная еще до Ницше и после него была какой-то ну уж слишком философской и далекой от реальности. Хотя с этими идеями и словесными играми с фактами можно спорить, но в реках кровавых и оргиастических реках с самыми ниже пояса осмеянием Церкви можно заметить и кое-что еще. А именно проект, идею Просвещения, как бы это смешно не звучало на черно-матерном контрасте с кадрами сериала и вырезками из комикса. Идеал свободного, справедливого, целеустремленного человека, который есть подлинное чудо, несмотря на миллионы минусов в себе (как замечает в финальной серии Джесси). Чудо, которое в итоге, через борьбу с природой и между самим собой, все-таки преобразует несовершенный мир в лучший и вступит в гармонию с самим собой и вселенной. Во всяком случае, это вера ни чуть не менее идеалистическая, невероятная или утопичная, чем вера в Бога. То бишь, во всяком, так мне хочется верить, создатель комикса Гарт Эннис с основателями сериала (Кэтлином, Рогеном и Голдбергом) хотят не только деконструировать противоречивую, лицемерно-ханжескую природу протестантской Америки (которая, к слову, "хвала" глобализации, стала в самых причудливых и разнообразных формах ликом всего мира), но и оставить на пустом месте от деконструкций некую сверхидею, сверхзадачу. Оставить веру в мир иной и поверить в себя и мир этот. Пусть и делают это с помощью постмодернистских, масс-культурных инструментов черного юмора, иронии, вездесущего стеба и чернухи.
Но насколько хорошо два столь разнородных факта сочетаются? Посыл и тот инструментарий, с помощью которого первое должно дойти до зрителя? Если первый сезон знакомил нас с персонажами и основными чертами сериальной вселенной, второй показал нам прошлое Тюлип, противников героев и немного погонял по Америке в поисках бога, третий отправил в прошлое пастора и его фамильные секреты, то именно четвертый должен был уже выносить и родить идею человека как самоценного, вне божественного, равного последнему. То есть перейти от деконструкций трех предыдущих сезонов к конструированию. Но в финальных десяти сериях уровень абсурда, самых нижеплинтусных шуток, совсем уж чернушной чернухи повысился до невозможных пределов. Общий уровень треша сровнялся со всем суммарным в тридцати с лишним предыдущих сериях. А вот последовательность мыслей, линейное сюжетное изложение и целостность с тем самым конструированием вместо обратного процесса исчезли почти напрочь. Первые два сезона неплохо осветили характеры и истории персонажей, противоречивость персонажа Доминика Купера в его обладании божественной силой Генезиса, а третий сезон просто был третьим сезоном, казался передышкой перед насыщенностью финала. Но не вышло! Вместо стройности целей Джесси Кастера, который вроде бы как уже в конце первых десяти серий сериала занял скептически-отрицательный настрой к местному высшему творцу в сезоне четвертом успел по нескольку раз изменить свое отношение к нему. То хочет убить, то хочет покаяться и свято боится его, то все наоборот и снова, по новой. Как будто бы все хитросплетения и явные выводы, происходившие на протяжении всего прошлого сериала, просто были забыты. Не спорю, что игра с последовательностью повествования (первая серия заключительного сезона началась почти что с его конца) — это хорошо и нужно, но несомненно вредно для любого произведения каша в голове у героев, героев главных, которые вроде как уже все решили в прошлых этапах сюжета. Персонаж Задолицего (соблюдаю политкорректность!) бессмысленно, ради продолжения тупых шуток о его внешности, продолжает эксплуатироваться и занимать важное для раскрытия важных же героев время. А персонаж бога... Персонаж бога! Повторюсь, что я все это говорю в отрыве от прочтения оригинала, но пару заключительных частей комикса я все же изучил. Что за бардак в поведении сериального всевышнего в финале! На протяжении всего сериала он был отличным манипулятором, который ради извращенных фантазий хочет увидеть гибель человечества. И, понятно, что в силу существования Генезиса, Покровителя Убийц, то бишь закона о неполноте, об ограниченности контроля в нашем случае за любой системой, бог просчитался. Но что и у него сумбур в поведении! Когда герои убивают Мессию (Хамперду — отдельная история, наверное, перебор в глумлении над христианской церковью, но из-за его, как ни странно, раскрытия в этом сезоне он уже таковым и не кажется, что плюс....), бог просто уматывает. И почему-то не сразу на небеса, на которых, по идее, его сила действительно максимальна. Дальше из ненасытного коварного маньяка, самого гипертрофированного ветхозаветного людоеда, он становится... нытиком. Что ему и предъявляет пастырь! И получилась бы отличная тема нарцисса с бзиками, требующего себе постоянное внимание и любовь, если бы эти две половины его личности одинаково раскрывались в прошлых сезонах. Насколько я понял, в комиксе это представлено более логично. Но не здесь, не в сериале, где "истинный" или истинный образ, даже суть бога раскрылись лишь в самой последней серии. Но, если оторваться от неудачного раскрытия бога в виде Януса, где и желание любви, и желание убивать, органично смотрелись бы, то десятая серия четвертого сезона имеет отличный диалог между этим странноватым божеством и Джесси Кастером. Наверное, один из самых лучших во всем сериале. Где и преподносится в чистом виде идея человека как самоценного. Поведение исчезнувшего Кэсседи после повторного бегства бога также не отдает особой логикой. Также не понимаю, зачем изменили по сравнению с оригиналом так сильно концовку линии герра Старра. Просто черный юмор ради черного юмора...
Это я все к чему? Если вам лень читать и разбираться в вышеизложенном словоблудии, просто загляните в два последних выпуска комиксного "Проповедника". и сравните с имеющейся концовкой. Все-таки органичнее, человечнее и просто лучше выглядит завершение саги в оригинале. Линия Тюлип, Джесси, Кэсса с легкой недомолвкой, раскрытие бога там выглядит очень к месту и последовательно. В отличие от сумбура последнего сезона вообще и последней серии в частности. Такое чувство, будто создателям не дали возможности снять еще две или хотя бы одну серию, как будто какие-то события были вынуждены обрезать и выкинуть. Даже концовка из сравнительно далекого будущего, отсутствовавшая в комиксе, все-таки не добавляет плюс в копилку финала от сериала. Это дополнение тоже выглядит каким-то несвязным со всем остальным сказанным, пусть с Кэссом там вышло красиво все... Мыслей еще много, но скажу последнее. Сериал все-таки стоит посмотреть ради красотки Рут Негги, порой довольно хорошего юмора, даже если и очень абсурдного и глумливого, иногда очень здоровские сцены драк, бюрократического ада и т.д. Плюс это менее целостная и более взлосло-жестоко-черная версия недавнего милого и примерно с таким же посылом британских "Благих знамений". Но "Проповеднику" явно не хватает как раз более протяженного по присутствию в остальных сериях посыла, который я уже сформулировал выше (извиняюсь, если уже набил оскомину его упоминанием). Ведь если комикс на последних страницах показывает (как и британский сериал по Пратчетту и Гейману) нужность быть сильным не только человеческим, но и человечным человеком, который должен стремиться к лучшему и большему, бесконечно раскрывать свой бесконечный потенциал, но сериал американский не совсем понятно какого именно человека пропагандирует. Истощенного обществом массового потребления, без убеждений, ясности ума, без четкого взгляда в будущее? Но в чем все три источника — оба сериала и комикс правы, так это в том, что нам не нужен бог, который желает неустанного поклонения себе, всяких жертв и кончины своего творения. Нам нужен бог, который хочет, чтобы мы ему уподобились — стали свободными и соблюдали не от Закон, который не в нас и соблюдается только под страхом смерти, а тот, что появился бы внутри наших душ и соблюдался свободно, добровольно. Тот, кто хочет, чтобы мы даже без веры в него жили вообще и жили так, как будто он есть — такой бог достоин порой молитвы в холодной и одинокой ночи.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
*В общем, нужна нам теология смерти бога, но не как в сериале *
Я пишу рецензию на это недоразумение, посмотрев первую серию нового «Калейдоскопа ужасов» — телесериала, который сделает эту антологию снова великой и вытащит из той клоаки, в которую общими стараниями погрузила её нечестивая троица горе-кинематографистов.
Так уж вышло, что извилистыми голливудскими путями права на «Creepshow» очутились в кривых руках братцев Дьюдельсон и их боевой подруги Аны Клавель, печально известных сиквелом-бастардом другой культовой картины Джорджа Ромеро — «Дня мертвецов». Людей, лишённых не только малейшей искры таланта, но и какой-никакой любви и уважения к жанру, не говоря уж о понимании его. Не лишённых чувства юмора, правда — однако юмор этот такого сорта, что Евгений Ваганыч в их компании покраснел бы от неловкости. Ни Кинг, ни Ромеро к этому чуду отношения не имели, к их чести.
В этом фильме по сюжету появляется очень много бомжей, что весьма символично: само это кино напоминает бомжа — немытого, вонючего, опустившегося, похохатывающего под воздействием прокисшей бормотухи над чем-то, понятным только ему, и хватающего вас за полы пальто грязными руками, из-за чего вам даже не хочется его пожалеть, а уж смеяться вместе с ним — тем более. Плохо снятый, кошмарно сыгранный и невообразимо скучный — вот каков «Калейдоскоп ужасов-3». Это не говоря уже о дрянной анимации, которая выглядит форменным издевательством. Как и использование бессменного «ведущего» серии — мистера Крипа, который торгует хот-догами с собачатиной (хот-доги из собачатины — дошло?! Азазазаза!), пока на экране, переплетаясь на манер «Криминального чтива», разворачиваются следующие пять историй:
«Элис» — вредная школьница мечтает поскорее покинуть родной квартал, свою тупую родню и придурков-соседей. А кому бы не хотелось, но создатели фильма считают, что это плохо, п`нятненько? Так что чудо-пульт эксцентричного профессора Дэйтона, решившего проучить девушку, будет переносить её из реальности в реальность. Клик — и вот уже она живёт в семье негров, клик — и вот уже они мексиканцы — вот жуть-то! Правда, в процессе перемещения между реальностями героиня будет ещё живописно разлагаться, у нас же тут ужастик, типа. Если бы героиня в конце еще не превращалась в кролика — поворот, достойный детской сказки, но никак не истории, где фигурируют бомжи, проститутки и хреновенько исполненные, но все-таки убийства.
Благо в истории «Радио» их есть у нас. Купил, значит, охранник-неудачник радио у какого-то бомжа (а я предупреждал, что их тут много). И стало это радио давать ему советы в духе «Подмывайся каждый раз и не пей бочковый квас». Ну или как-то так. Постепенно советы становились всё радикальнее — убить, ограбить, замести следы… Следуя им, пацан к успеху шёл, но не получилось, не фартануло. Эта история хотя бы напоминает по духу некоторые «Байки из склепа» — впрочем, наиболее скучные и стереотипные.
«Рэйчел, девушка по вызову» — скучная и традиционная до зубовного скрежета история проститутки, убивавшей своих клиентов, но нарвавшейся на кой-кого ещё похуже. Обратите внимание на нож, вонзающийся в грудь, но… не оставляющий раны! Хотя кровища исправно брызгает. Магия кино, чо.
«Жена Марселаса Уолласа», ах, простите, мы смотрим не «Криминальное чтиво», а поделие со сходной структурой, так вот, жена «Жена профессора Дэйтона» — это про то, как профессор Дэйтон из первой истории женится на молоденькой блондинке. Девушка настолько идеальна и так любит старичка-профессора, что двое его студентов решают: она точно робот. А ну-ка проверим! И проверили! От этого юмора, от дурашливой музычки, от игры абсолютно всех актёров и поистине кретинического сюжета глаза и уши начинают кровоточить.
«Хот-дог с привидением» — циничный и жестокий доктор покупает у мистера Крипа хот-дог из собачатины, но случайно роняет его на землю. Недолго думая, он отдаёт хот-дог бомжу, который давится им и умирает. Призрак бродяги начинает преследовать доктора. Натурально, перед ним возникает криво обработанный на компьютере бомж с испачканным в каком-то говне ртом и обвиняюще протягивает испорченный хот-дог. И так всю историю. Пока доктор сам кони не двинет. Это сюжет, да. А завершается сие действо (больше полутора часов зеленой тоски и плоского юмора!) свадьбой профессора Дэйтона, на которой собираются уцелевшие герои предыдущих историй, чтобы в последний раз устроить дурацкий балаган.
После второго фильма серия «Creepshow» затихла на 19 лет. 19 лет фэны мечтали о выходе продолжения — и оно вышло, улыбаясь дебильной улыбкой Пахома и радостно протягивая тарелку со «сладким хлебом».
Смесь "Апокалипсиса сегодня" и "Космической одиссеи 2001-го" в попытке прикинуться "Интерстелларом"
Очень плохо, когда режиссеры, вместо того, чтобы снимать фантастику, занимаются историей кино.
То есть не вкладывая никаких новых смыслов и не рожая идей — клепают коктейли из старых фильмов.
Итак, есть мегахладнокровный персонаж со стабильным пульсом, который не матерится, даже когда падает с орбиты на Землю с единственным парашютом (а вот так).
Вызывают его к начальству и говорят — в джунглях Вьетнама, пардон, на Нептуне, окопался твой папочка, вроде как пропавший много лет назад. Этот папочка хотел вступить в контакт с другой жизнью, а теперь каким-то образом бомбардирует землю пучками антивещества, от которых мы все можем загнуться. Лети-ка ты на Марс и попробуй разжалобить его специальным посланием, которое будет передано по лазерному лучу.
Персонаж Брэда Питта офигевает соглашается. И вот со старичком Сазерлендом они уже летят на Луну, а там сразу после шлюза собаки (Карл!!! Откуда там собаки? Нафига они там вообще — приборами ведь проверять проще?) , а во время переезда к другому космодрому — натуральная погоня на луноходах и перестрелка в ковбойском стиле (вьетконговцы). Хороший визуальный эффект сочетания белых скафандров и золотых светозащитных забрал на шлемах. Сазерленд отдает ему запись одного из монологов отца (читать личное дело на катере, смотреть фотографии, курить), покидает эту историю.
/ Полет — неспешные повороты корпуса корабля, неспешные планеты, эффект потери ориентации зенит-надир./
По пути к Марсу встречают исследовательский корабль — сигнал — и там при обследовании судна погибает капитан. На корабле вырвались лабораторные животные, и капитану пробил забрало шлема и начал жрать лицо голодный павиан (как нападение тигра на экипаж катера, причалившего к берегу).
/ Полет — неспешные повороты корпуса корабля, неспешные планеты, эффект потери ориентации зенит-надир./
На Марсе его встречает местная уроженка Тюлип, говорит, что на земле единственный раз была. Записывает сынок одно послание, второе. Толку нет. Местная рассказывает, что папаша его грохнул своих коллег по экспедиции, о чем видео прислал. И теперь на сынка вся надежда. Провожает того к стартующему кораблю, и там герой, так уж вышло, гробит экипаж и летит к Нептуну в одиночестве.
/ Полет — неспешные повороты корпуса корабля, неспешные планеты, эффект потери ориентации зенит-надир./
Устанавливает на отцовском корабле бомбу ("вызывай бомбардировщики"). Встречает папашу. Тот несет дикую околесину. И явно двинулся рассудком. Поиски иной жизни стали манией. В процессе невнятных диалогов папаша в чем-то мирится с сыном, уплывает в космос (имею скафандр, готов к путешествию), оставляет свои труды.
Сынок взрывает бомбу, летит обратно на Землю, там его встречают, пульс ровный.
Что это было?
Попил бабла кривыми руками? Вероятно.
Но это не фантастика в смысле хоть какой-то работы с мечтой, кошмаром или хотя бы образом будущего.
Что хорошего есть в твердой космической НФ последних десятилетий?
Отлично разработан сюжетно-отнтологический (прошу прощения) эффект — корабль стартует в точку, ожидая там одних качеств, а по дороге меняется практически всё. И как в хороших детективах (экзистенциальных военных фильмах) такая метаморфоза происходит с людьми, так в НФ — с планетоидами и орбитальными станциями. Причем удается объяснить читателю, что именно творится, и организовать увлекательную интригу. Плюс — автоматизация.
Потому как в фильме показан один единственный робото-манипулятор.
Общение с папашей-психом — на порядок лучше отработано в первой же серии "Блудного сына", где натуральный психопат пожизненное отбывает, а его сынок — маньяков ловит.
Наконец. продюсеры явно боятся использовать героев будущего — немного киберпанковских, немного трансгуманистических, немного биотехнологических. "Народ не поймёт". Потому пытаются выжать всё из старых персонажей, а им сейчас только в фэнтези сниматься :(
Будет у меня теперь критерий качества индустрии космического НФ — вы либо снимаете "Ложную слепоту" (что-то похожее, хотя бы на уровне "Пространства"), либо молчите в тряпочку. Потому как все эти вариации "Пандоры", где корабль летит черт знает куда, а экипаж играет в "Десять негритят" — тупо надоели.
Остросоциальное фентези под дымами паропанка, или «И мыли этих феечек из трех садовых леечек…»: версия Маршака для взрослых
Семь лет назад завершилась великая война между Бургом и Пактом за контроль над богатствами Земли Фей. Бург проиграл, оставив местных крылатых и копытных созданий под владычеством своего врага. Созданий, всеми силами стремящихся выбраться с родины, ставшей для них смертельной ловушкой, и переселиться на земли Бурга. Пускай на положение второразрядных, ненавидимых местными жителями существ.
Бывший сержант армии Бурга, а ныне инспектор полиции Райкрофт Филестрейт (Блум), принимаясь за расследование серии убийств фей, не ожидал, что это дело приведет его к встрече с прошлым. Ко встрече с крылатой Виньет Стоунмосс (Делевинь) – потерянной и преданной им любовью.
И уж никак не предполагал, что эти преступления лишь предвестник ужасных событий, связанных с приходом жуткого Зла.
Carnival Row был, пожалуй, одним из самых ожидаемых фантастических телепроектов второй половины года. Что логично: фентезийные, викторианские, неонуарные детективы, где рядом с людьми обитают крылатые феи, рогатые фавны и прочие неординарные существа, на дороге не валяются.
«Карнивал», в основном, не подвел.
В первую очередь проект любопытен взаимодействием Человества и Нелюди (видов которой немало: крылатые феи, рогатые фавны, кентавры (рогов и копыт тут с избытком), оборотни, кобольды, гаруспики и еще масса всякого). Как несложно догадаться, благолепия эти самые отношения не обещают. Мало того, что гомо сапиенсы поступили с феями (общее название всех нелюдских существ) по продвинутому примеру белого человека в Америке. То бишь прибыли и начали делить меж собой новую землю, либо вообще не обращая внимания на аборигенов, либо используя их как англичане с французами индейцев: в качестве пушечного мяса, натравливая друг на друга и на противника. Это при условии того, что цивилизация фей гораздо древнее людской и отнюдь не находится на уровне первобытнообщинного строя, как те же краснокожие обитатели Америки.
Так вот, бойней на Земле Фей (в которой победило большее зло для пикси) гомо сапиенсы не утешились. С теми нелюдями, которые сбежали на землю проигравшего Бурга, человеки также поступили не лучшим образом. В цивилизованной республике иммигранты оказались в положении негров во все той же Америке. Не рабы конечно, но создания далеко не первого сорта. В лучшем случае – прислуга (и то не с очень давнего времени), в худшем неквалифицированные рабочие, получающие гораздо меньше денег, чем их людские коллеги. В самом худшем – шлюхи и криминалитет. Какое там право голоса, они и гражданами то не являются полноценными.
На этом фоне создатели проекта демонстрируют зрителю массу худших людских качеств, рассуждая вместе с ними о многих важных вопросах. О расизме высшей пробы и его тлетворном влиянии на человечьи души. Инаковости и отношении гомо сапиенсов к отличающимся от них разумным существам. Существам, действующим на нас как красная тряпка на быка. А если у них есть «плюшки» которых нет у нас, и вовсе «гасите свет, сливайте воду». Иммигрантах, их отношениях с местным населением. Причем речь даже не о культурных и религиозных отличиях (о рогах с копытами тоже сейчас говорить не будем), а о банальных и всемогущих финансовых конфликтах. Чем больше «понаехавших», тем больше претендентов на ваши исконные рабочие места. А они, вдобавок и стоят дешевле, чем аборигены. Вот такой оскал капитализма выходит. О терках между богатыми и бедняками. Идейный пласт у сериала оказался богатым, остросоциальным и вечно злободневным.
В основу проекта легла книга Трэвиса Бичема «Убийство на Карнивал Роу» (2005).
Атмосфера также не подвела. Город эдак наших 18-19 веков с элементами стимпанка, пересекаемый монорельсами, полный дымящихся труб, узеньких грязных улиц, запруженных толпами народа. То заливаемый дождями, то засыпаемый колючим снегом. Мужчины в непременных котелках, перчатках и с тростями. Дамы в пышных нарядах. То Фонографы, маузеры, пенни-фартинг велосипеды, различные кареты и фаэтоны. «Тихие» парламентские заседания и сборы простонародья с выступлениями агитаторов. Театр кобольдов и бордель пикси (оказывается секс с крылатым партнером способен принести массу незабываемых ощущений). Криминальная организация и религиозные обычаи фей. Забавные названия дней недели (как вам «гульнедельник» или «вредельник»? интересно, как в оригинале?). Антуражненько, спору нет.
Еще одним сильным местом сериала стали актерские работы.
Орландо Блум и его инспектор. Ветеран большой войны, полный тайн и загадок, навевающий воспоминания о Томми Шелби из «Острых козырьков/ Заточенных кепок» cумевший, в отличие от него, удержаться на стороне добра (кстати, город в котором происходит действие, вызывает немало ассоциаций с депрессивным Бирмингемом из этих самых Peaky Blinders). Суровый, целеустремленный мужик (да с эмоциями у него все очень скромно) переживший великую бойню, хлебнувший немало горя, совершивший массу вещей, которыми не приходится гордиться. Полюбивший иную и сделавший тяжелейший выбор для защиты своей любви. Допустивший массу ошибок, но сумевший сохранить человечность и понимание того, что все разумные равны, несмотря на наличие у них разных экзотических частей тела.
Кара Делевинь и ее Виньет. Кара, которая до этого проекта аж никак не убеждала, что сумеет оставить тяжелое модельное прошлое и проявить себя на лицедейском фронте, в Carnival Row показала, что актерский талант у нее все же имеется. Виньет — битая жизнью девица, потерявшая почти всех близких, родину и единственную любовь. Пытающаяся найти свое место в новом мире Бурга. Узнавшая о предательстве, озлобившаяся, погрузившаяся в мир криминала, контрабанды и убийств. Эмоциональная, женственная, страстная, ненавидящая, суровая, нежная. Делевинь достойно поддержала усилия своего партнера по главному актерскому тандему. Межрасовые отношения Фила и Виньет (которые нам показывают не только в настоящем, но и в почти часовом флеш-беке), то нейтральные, то полные любви, то притягательной ненависти, создают сюжетный стержень, на который нанизывается весь мир сериала.
Вдобавок глаз радуют не только главные протагонисты, но и некоторые второстепенные образы.
Как та же порывистая и такая живая Имоджен Спернроуз (Мерчант). Или Абсалом Брейкспир (Харрис), а особенно его жена Пайэти Брейкспир (Варма). Именно с этими персонажами связаны еще две линии проекта, открывающие нам мир «Карнивала» с других сторон.
Спернроуз отвечает за пару аристократов, близких к разорению и пытающихся найти выход из создавшейся ситуации. Причем отчаявшихся до такой степени, что решивших пойти на контакт с разбогатевшим фавном, стремящимся получить признание среди людской знати. Вечные сложности отношений старой аристократии и купцов-«скоробагатькив» в наилучшем виде.
Семейство Брейкспир продолжает погружение зрителя в болото высшее общество Бурга, показывая нам политические дрязги и крайне неприглядные методы, применяющиеся для борьбы с оппонентами. Пайэти прям умница, смотреть приятно.
Юное (относительно) поколение в лице Джоны и Софии также каши не испортило. Хотя великовозрастный сын канцера (годков 20-23 минимум) с которым обращаются как с туповатым недорослем лет 14 (не поздно наукам начинать учить в таком возрасте?), поначалу вызывал изрядный диссонанс.
Хватает в сериале секса и неаппетитных моментов, связанных с убийствами, расследуемыми инспектором.
Детективная линия, к сожалению, уступает остальным составляющим проекта. Первого злодея Фил и вовсе находит, походя практически за одну серию (почему без кепки?!). Ситуация со вторым поинтереснее, интрига с личностью Самого Главного Злодея держится подольше, но все равно читается, разве что побудительные мотивы главгада вскрываются не сразу. При этом инспектор проявляет себя отнюдь не Холмсом, а скорее удачливым Лестрейдом – как профессионал-полицейский Райкрофт Филестрейт не впечатляет (а это один из лучших!).
Спецэффектов немного, связаны они в основном с полетами фей и гримом фавнов. В основном нам подарят антуражные панорамы и атмосферное уличное столпотворение. Что тоже хлеб. Тем более подробностей жизни города, красивых костюмов, антуражных декораций нам отсыплют с лихвой.
Вопросов по логике событий, как всегда, хватает. Основное недоумение вызывают физические характеристики пикси, летающих на стрекозиных крыльях. Особенно если учесть, что более ничем они от людей не отличаются и легкими птичьими костями похвастать не могут. Это доказывает тот факт, что они способны иметь межрасовое потомство с человеками. Бог с относительно миниатюрной Виньет, а представляете 80-килограмового мужика, порхающего на четырех метровых прозрачных крылышках?
Также позабавили рефлексии протагонистов, начинающиеся сразу после совершения ими преступления, сопровождаемого выстрелом, шумом падения с высоты и прочим грохотом. Не хотите перенести выяснение отношений в другое место? А то вдруг коллеги набегут? Нет? Ну и ладно.
На этом фоне к действиям пикси, упорно убегающих ногами, но не пытающихся взлететь, и к робин-гудовской меткости солдат Пакта, поражающих несущиеся от них цели выстрелами в центр лба в полном тумана лесу, как-то даже придираться неловко.
Да и увлечение темными сценами, по печальному примеру последних сезонов «Игры престолов», несколько утомляет.
Но эти немногочисленные недостатки не в силах испортить хорошее впечатление от приятного мира Carnival Row.
Эрго. Приятный фентези-викторианский нуар с любопытным миром, крепкой и актуальной идейной подоплекой, неплохими актерскими работами. А вот детективную линию стоило бы сверстать поинтереснее. Да и логических дыр в сериале хватает. Но , в общем – зачет. Да! И мы, конечно же, ждем второй сезон.
Режиссер: Джон Эмиел, Анна Ферстер, Энди Годдард
В ролях: Орландо Блум, Кара Делевинь, Саймон Макберни, Тэмзин Мерчант, Дэвид Гяси, Эндрю Гауэр, Карла Кроум, Арти Фрушан, Индира Варма, Джаред Харрис, Джейми Харрис, Трэйси Уилкинсон, Мейв Дермоди, Анна Раст, Вадж Али, Кэролайн Форд, Марк Льюис Джонс, Лиэнн Бест, Эрион Бакаре, Брайан Каспе
Обычно название для текста я придумываю уже после того как его написал. Но принимаясь за отзыв на третий сезон "Очень странных дел", я уже знал какой подзаголовок выберу. Ведь именно бесконечной историей об Обратной стороне мне теперь и видится данный сериал. Что немного печально, потому как все эти Свежеватели разума и Демогоргоны уже порядком приелись (но об этом чуть позже).
Принципиальное отличие новой части цикла от предыдущих — присутствие советских военных и ученых в Хоукинсе (естественно, тайное), вознамерившихся собственноручно пробить брешь между нашим миром и Изнанкой. И пожалуй, это главный момент, который может вызвать в сериале отторжение.
Американские кинематографисты всегда изображали СССР как мировую обитель зла и создатели "Очень странных дел" не стали отказываться от этого пропахшего нафталином шаблона. Хотя я думаю, что братья Даффер всего лишь хотели отдать дань уважения стареньким "клюквенным" фильмам типа "Красный рассвет" (Red Dawn, 1984) и "Вторжение в США" (Invasion U.S.A., 1985), нежели над кем-то всерьез поглумиться. Кстати, опасения, связанные с тем, что Советский Союз может попытаться открыть портал в параллельную реальность, уже высказывались в сериале (в четвертом эпизоде второго сезона). Поэтому эта идея не выглядит такой уж нелепой, как поспешили заявить некоторые зрители.
В остальном перед нами типичные "Очень странные дела" с их харизматичными персонажами, безостановочным действием, неплохим (добрым) юмором и прекрасным саундтреком. Правда, мне показалось, что атмосфера 1980-х вышла немного размытой. Иногда у меня даже складывалось впечатление, что я смотрю современное кино (откуда по какой-то причине исчезли все смартфоны и гаджеты), а не что-то олдскульное и ламповое. Но вполне возможно, что это проблема только моего личного восприятия.
Если говорить о финале сезона, то в плане зрелищности он получился весьма эффектным (и по накалу страстей абсолютно точно переплюнул своих предшественников). Однако в плане содержания он оказался довольно обескураживающим. И причина не только в том, что братья Даффер избавились от одного очень колоритного персонажа, но и в том, что они решили оставить задел на продолжение сюжетной линии с "плохими русскими", а значит и темы проникновения на Обратную сторону.
И это совсем не здорово, так как, на мой взгляд, об Изнанке было рассказано все что только можно. Иными словами, данный "колодец" уже полностью пересох. Поэтому попытки взять из него еще немного "воды", наверняка обернутся лишь скучными и раздражающими самоповторами, которые просто-напросто похоронят под собой хороший, а некогда и вовсе отличный, сериал. Хотя если верить братьям Даффер, то четвертый сезон шоу в любом случае станет для него последним. Надеюсь, им хватит таланта достойно завершить его.