Юбилеи и памятные даты ФиФ


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Рубрика «Юбилеи и памятные даты ФиФ» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Юбилеи и памятные даты ФиФ


Дни рождения писателей, да и всех, имеющих отношение к жанрам ФиФ. Памятные даты в истории фантастической литературы.

Модераторы рубрики: Мэлькор, Ny

Авторы рубрики: Мэлькор, Petro Gulak, WiNchiK, Кечуа, sham, Kons, medvmai, Vladimir Puziy, С.Соболев, Календула, volga, Mitson, Sprinsky, Ny, Кел-кор, 2_All



Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8  9 ... 16  17  18

Статья написана 3 марта 16:42

Перевод статьи исследователя Бобби Дерри, посвящённой теме «маленьких людей» и связанным с ней гипотезам, теориям и предположениям. Можно сказать, первым глашатаем этого направления в литературе ужасов стал валлийский писатель Артур Макен. Сегодня празднуется очередная годовщина со дня его рождения.

Произведения Макена повлияли на двух титанов палп-эпохи, и как раз на их творчестве сосредоточено в наибольшей мере внимание автора нижеследующего материала.




Предварение

Статья Бобби Дерри опубликована на сайте On An Underwood No. 5.

Автор даёт ссылки на англоязычные источники, которые на русский язык в большинстве своём не переводились (кроме художественных текстов, эссе Г. Ф. Лавкрафта и нескольких писем Роберта И. Говарда). В связи с тем что давать эти ссылки на источники в каком-то виде, отличающемся от того, как они представлены в оригинале, смысла нет, я оставил их без изменений. Список сокращений дан в конце статьи.

Особенности ссылок на источники: CL, 2.43 — первый элемент представляет собой сокращённое название книги, второй обозначает номер тома, в то время как третий — номер страницы. Второй элемент бывает опущен в случае, если источник не является многотомным.

Макен, Лавкрафт, Говард




Статья написана 22 января 13:17

Вот и наступила очередная годовщина со дня рождения Роберта Ирвина Говарда. Каждый раз к этой дате пытаюсь что-нибудь придумать этакое в честь именно техасского писателя, но в этот раз рамки несколько расширились...

В общем, в прошлом году я начал переводить поэзию, и как-то меня затянуло... И естественно, хотелось перевести что-нибудь достойное к дню рождения Говарда! Начал изыскивать материал, решил, что было бы неплохо перевести сразу несколько стихов вместо одного. Потом вспомнил, что и у ещё одного мощного автора день рождения неподалёку от техасца — а у него ведь тоже масса поэзии, её тоже ещё переводить и переводить!

Вот так и получилось такое мероприятие... или, скорее, операция... под названием «Стихомарафон»! С 13 января, дня рождения Кларка Эштона Смита, по 22 января, день рождения Роберта Ирвина Говарда, я и представил на суд общественности десять переводов — по пять на брата!

Теперь пришла пора собрать их здесь все вместе, чтобы не затерялись.







Статья написана 12 сентября 2019 г. 08:38

С 12 сентября в выставочных залах Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля (Дом И. С. Остроухова в Трубниках) откроется выставка «Юрий Олеша: исповедь советского интеллигента». Выставка приурочена к 120-летнему юбилею со дня рождения Юрия Олеши и посвящена сложной судьбе писателя, отраженной в его произведениях и дневниках.

Юрий Олеша считал, что каждый писатель должен написать книгу-исповедь. Именно по своеобразной книге-исповеди Олеши, впервые опубликованной после смерти писателя, кураторы выставки предлагают совершить путешествие. Экспозицию построили таким образом, чтобы посетители смогли не только узнать о жизни писателя, но и погрузиться в богатую драматическими противоречиями эпоху.

Юрий Олеша стал знаменит в конце 1920-х годов, когда работал в веселой компании будущих известных писателей в газете «Гудок». Рядом с ним были коллеги-писатели: Валентин Катаев, Илья Ильф, Евгений Петров, Михаил Булгаков. Близкая дружба связывала его с юности с поэтом Эдуардом Багрицким.

Слава к писателю пришла после выхода сказочного романа «Три толстяка» и романа «Зависть», но потом его имя на некоторое время исчезло из советской литературы. И только после смерти писателя в 1960 году стало известно, что всю жизнь, день за днем он писал исповедальную книгу. Впервые к печати ее подготовил Виктор Шкловский, дав ей название «Ни дня без строчки». Но в советское время ее издали со значительными купюрами.

Куратором выставки является литературовед, историк литературы, прозаик, драматург, ведущий научный сотрудник ГМИРЛИ имени В. И. Даля Наталья Громова.


Открытие выставки состоится 12 сентября в 18:30.

Вход на вернисаж свободный.

Адрес: Трубниковский переулок, 17.

Работа выставки продолжится до 18 ноября. Посещение выставки по входным билетам в музей.

Источник


Статья написана 29 августа 2019 г. 07:08

Статуя писателя-фантаста Рэя Брэдбери была открыта ко дню его рождения в США. Церемония открытия монумента состоялась на территории городской публичной библиотеки, рядом со школой, которую посещал будущий писатель до переезда его семьи в Лос-Анджелес.

Композиция под названием «Фантастический путешественник» высотой около 3,5 метров выполнена из нержавеющей стали и изображает самого Брэдбери с открытой книгой в руке. Писатель пытается оседлать летящую вверх ракету, внутри которой расположены зубчатые шестерёнки, символизирующие, по замыслу автора монумента, движение пытливого ума фантаста.

Идея поставить памятник писателю возникла пять лет назад. В 2016 году учредители специально созданного фонда рассмотрели 41 заявку и выбрали конечный вариант памятника писателю. Автором проекта является Захари Оксмана.

Сам автор пояснил, что в проекте воплотил историю человека, обладающего необузданным воображением, взрослого снаружи и любознательного ребёнка внутри. Также Захари Оксмана отметил, что Брэдбери любил метафоры, поэтому летящая ракета, на которую пытается сесть писатель, символизирует космическую скорость, с которой он в детстве поглощал книги, открывающие ему неизведанные миры.

На возведение памятника Брэдбери было собрано 125 тысяч долларов, пожертвования приходили со всего мира. Перечислившим более 150 долларов дарили книгу из личной коллекции писателя-фантаста, которая была после его смерти передана Центру изучения творчества Брэдбери в штате Индиана.

Писатель-фантаст Рэй Брэдбери родился 22 августа 1920 года в американском городе Уокиган. Всемирно известным писатель стал после выхода романа-антиутопии «451 градус по Фаренгейту». Брэдбери за свою жизнь написал более восьмисот литературных произведений. Писатель признан классиком научной фантастики. Брэдбери ушёл из жизни в возрасте 91 года в 2012 году. Дом в Лос-Анджелесе, где в течение 50 лет жил и творил писатель, после его смерти был продан и снесён новым владельцем.

Источник


Статья написана 1 августа 2019 г. 09:04

1 августа 1862 года родился Монтегю Родс Джеймс — один из самых уважаемых авторов ужасов, творчество которого стало своеобразным мостиком от классического викторианского рассказа о привидениях к хоррору XX века. Не только корифеи прошлого высоко ценили прозу этого британского писателя — современные литераторы тоже весьма охотно упоминают имя Джеймса в числе своих вдохновителей и любимых творцов кошмара. Хотя, по совести говоря, в коротких новеллах автора нет того, что поистине можно охарактеризовать словом «кошмар». Джеймс всё же ценен несколько иными вещами.

Произведения писателя издавались в нескольких сборниках с 1904 по 1925 годы (таких книжек было четыре, и они вобрали в себя практически все рассказы, что он написал). За пять лет до смерти Джеймса, в 1931 году вышла основательная подборка с незамысловатым названием «Collected Ghost Stories», где под одной обложкой оказались все рассказы из упомянутых четырёх более ранних сборников.

Собственно, полностью эта книга была переведена на русский и издана в серии «Классика литературы ужасов». И когда-то на этот сборник под названием «Плачущий колодец» я написал рецензию в журнал DARKER.




Плачущий колодец (сборник)

Автор: Монтегю Родс Джеймс

Составитель сборника: А. Лактионов

Жанр: хоррор, мистика, рассказы о привидениях

Издательство: АСТ, Terra Fantastica

Серия: Классика литературы ужасов

Год издания: 2001

Похожие произведения:

  1. Джозеф Шеридан Ле Фаню «В зеркале отуманенном» (сборник)

  2. английские рассказы о привидениях (антологии «Карета-призрак», «Клуб привидений», «Проклятый остров» и проч.)

Он был историком, специалистом по средневековью и даже ректором колледжа. Он немало занимался научной деятельностью, написал множество монографий, собирал и редактировал старинные рукописи, переводил... Но остался в памяти современников и потомков благодаря другой стороне своего творчества — ироничным и пугающим, скрупулёзным и неспешным рассказам.

Монтегю Родс Джеймс, автор знаменитых историй о привидениях, был, с одной стороны, классическим представителем своего литературного века. Его прозе свойственны неторопливый темп, обилие описаний, внимание к деталям, многословность. В общем, стандартные атрибуты классических рассказов о привидениях викторианской эпохи. Но Джеймс также был из тех авторов, что торят новые пути. Его творчество не было полностью проникнуто иронией, хотя этим приёмом писатель никогда не гнушался. В лучших вещах Джеймса повествование вполне серьёзно, благодаря чему атмосфера сгущающегося ужаса чувствуется очень остро. Это отмечал Лавкрафт в своём эссе «Сверхъестественный ужас в литературе», называя англичанина в числе величайших авторов-современников, которым подвластен «космический ужас».

В сборник «Плачущий колодец» серии «Классика литературы ужасов» вошли почти все рассказы М. Р. Джеймса, а также нашлось место для своеобразного эпилога, «Рассказы, которые я пробовал написать», где автор раскрывает свои невоплощённые замыслы. Даже в этой небольшой заметке можно обнаружить несколько интересных сюжетов.

Подавляющее большинство рассказов писателя выходили в составе сборников, самый известный из которых — первый, «Рассказы антиквария о привидениях». В «Плачущем колодце» эта подборка, как и три следующие за ней, приведена полностью. Рассказы достаточно разнообразны и, вопреки заглавию сборника, повествуют не только о привидениях. В «Альбоме каноника Альберика» ужас исходит от старинного фолианта, в «Гравюре» кошмар олицетворяет вещь, давшая заглавие рассказу. «Ясень» способен напугать страшной тайной, тянущейся в глубину веков, «Номер 13» и «Граф Магнус» — по-северному суровыми опасностями, таящимися в гостиницах и поместьях Скандинавии... История под названием «Ты свистни — тебя не заставлю я ждать...» повествует об ужасе, сокрытом в... свистке, а «Сокровище аббата Томаса» подтверждает старую истину: «не всё то золото, что блестит». Рассказ «Погубленные сердца» — единственное произведение сборника, в котором призраки появляются перед читателем во всей своей красе.

Уже первый сборник подчёркивает излюбленные сюжетные ходы М. Р. Джеймса и представляет избранные им типажи героев, которые позже будут встречаться практически во всех его рассказах. В сюжетном плане — обращение к истории, тщательная работа с предысторией изображаемых событий; любимые же герои писателя — книгочеи, исследователи религиозных трактатов и знатоки храмов и церквей.

Примерно те же схемы мы видим и во втором сборнике. «Школьная история» и «Розарий», «Трактат Миддуфа» и «Алтарь Барчестерского собора», «Участь Мартина» и «Мистер Хамфриз и его наследство» — рассказы напоминают один другой. Везде во главе угла стоят тайны прошлого, эхом откликающиеся в настоящем, и секреты католических священников и церквей... На этом фоне выделяются «Вредоносные руны» — история, ставшая визитной карточкой писателя, пожалуй, самая «тёмная» в сборнике, повествующая о чёрной — рунической — магии.

Следовавший далее сборник состоял всего из пяти рассказов и не включал вещей, которые могли стать известными. «Дом причта в Уитминстере», «Дневник мистера Пойнтера» и «Случай в кафедральном соборе» — все те же истории об ужасах, скрывающихся в тени алтарей католических храмов и среди старых страниц в тяжеленных фолиантах. Но два последних произведения заслуживают внимания: «История исчезновения и появления», один из персонажей которой удивительным образом исчезает и вновь появляется, и «Два доктора», где в основе сюжета лежит неприязнь двух профессионалов, которая ни к чему хорошему, как и следовало ожидать, не приводит...

Подборка «В назидание любопытным» также может похвастать несколькими интересными историями. Во-первых, это рассказ, давший название всему сборнику, — тоже визитная карточка М. Р. Джеймса, которая многим любителям хоррора известна по антологии Стивена Джонса «Зомби». Во-вторых, совершенно непохожий на другие рассказы автора «В полночь на сказочных лугах», в оригинальной манере намекающий на то, что творится на английских просторах по ночам. В-третьих, «Драма в кукольном доме», где ужас из «большого» мира переносится в «маленький», кукольный мир. Да и другие тексты — «Необычный молитвенник», «Соседская межа», «Вид с холма» — довольно любопытны.

Последние четыре истории в книге изначально не выделялись в отдельный сборник, а были опубликованы вместе со всеми предшествующими подборками в книге «Collected Ghost Stories». Домашняя страшилка «Вечерняя забава», вариация на шекспировские темы «Жил себе человек возле кладбища», атмосферные «Крысы», повествующие о странном жителе гостиницы, и созданный для развлечения скаутов и, к сожалению, нестрашный «Плачущий колодец»...

Сборник серии «Классика литературы ужасов» представил творчество английского мастера сверхъестественного ужаса наиболее объёмно: по сути дела, это полный состав подборки «Collected Ghost Stories», впервые опубликованной в 1931 году. Здесь М. Р. Джеймс предстаёт во всей своей красе. И хотя многие рассказы имеют схожие сюжетные элементы и антураж, такие аккуратные шедевры, как «Ясень», «Граф Магнус», «Сокровище аббата Томаса», «Вредоносные руны» и «В назидание любопытным», надолго врезаются в память.


Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8  9 ... 16  17  18




  Подписка

Количество подписчиков: 88

⇑ Наверх