Польская фантастика


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Польская фантастика» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Польская фантастика


Тематическая колонка, как это следует из названия, посвящена польской фантастике. Здесь будут появляться обзоры новинок, выходящих в Польше -- и переводов этих книг на русский и украинский; интервью, рецензии, новости, репортажи с польских конвентов. Будем рады авторам, которым есть что сказать о Леме и Сапковском, Зайделе и Дукае... Присоединяйтесь -- и сделаем мир чуточку разноцветнее. ;)

Модераторы рубрики: Vladimir Puziy, Ny

Авторы рубрики: ergostasio, Vladimir Puziy, Pouce, lekud, milgunv, Странник Ыых, Green_Bear, Славич, Wladdimir, Siroga, bvi, sham, ovawiss, Aleks_MacLeod, Phelan, Zangezi, creator



Статья написана 12 мая 2014 г. 21:22


      http://data.fantlab.ru/images/editions/sm...">   Яцек Дукай http://fantlab.ru/work84840">"Иные песни"


Дукая часто называют новым Лемом, и "Иные песни" свидетельствуют о том, что не зря. Как и Лем, Дукай пишет о серьёзных философских вопросах, и как Лем во многих своих произведениях пишет сложно, не подстраиваясь под уровень необразованности среднего читателя. Даже, похоже, сознательно создавая дополнительные трудности, чтобы отфильтровать из читательской массы читателя именно своего. И, что не может не радовать, находит такового.


Имеется множество альтернативно-исторических романов, заметно меньше романов, где обыгрывается изменение каких-то деталей мира, вроде геометрической формы, или, реже, фундаментальных физических констант. Но число романов, в которых мир вообще строился бы на принципиально других физических, точнее философских принципах, исчезающе мало. С ходу даже не назову. "Иные песни" поначалу напоминают именно альтернативно-исторический роман, в котором развилка произошла во времена Александра Македонского, избежавшего смерти в молодом возрасте. Потом, однако, оказывается, что весь здешний мир построен по Аристотелю. Пять первоэлементов, различные комбинации которых определяют свойства веществ и существ. Небесные сферы, содержащие светила и планеты. И главное — форма, точнее Форма накладываясь на неразумную материю формирует, точнее морфирует предметы, живых существ, ландшафты и общественные отношения. А Форму олицетворяют кратистосы, морфирующие своей волей практически всё на огромных территориях. Есть также более узкие специалисты, работающие лишь с определёнными аспектами: воины, врачи и т.д. Желающим более близких к истине философских объяснений рекомендую, например, почитать http://fantlab.ru/work84840">подробные отзывы на Фантлабе.


Антураж романа, как и следовало ожидать, учитывая развилку, античный. Точнее, античный, развитый где-то до 19 века. Большинство терминов образованы Дукаем от греческих корней, что, с одной стороны, при опеределённом уровне образования, позволяет понять их общий смысл, а с другой — отсекает заметную часть читателей. Главный герой, господин Иероним Бербелек, бывший стратегос, сиречь военачальник, потерпевший поражение от тамошнего варианта Тёмного Властелина, занимается торговлей, будучи совладельцем фирмы где-то в районе нынешней Гааги. Жизнь его скучна и неинтересна, но некие внешние силы хотят вновь сформировать из него стратегоса, необходимого для борьбы с невиданной и непонятной внешней угрозой... Чем это закончится, читайте сами. Правда, конец у романа открытый, так что даже прочитав, явно придётся перечитать его ещё раз, чтобы, обладая уже предзнанием, понять ещё некоторое количество смыслов, ускользнувших при первом чтении. А, возможно, двух раз тоже окажется мало. Решать вам.


Рекомендую любителям сложной философской фантастики.


Статья написана 21 апреля 2014 г. 17:37

Аннотация:

Господин Иероним Бербелек — бывший стратегос, нынче — один из совладельцев торговой фирмы. Человек, предпочитающий сон активному времяпровождению, подчинение — властвованию. Но во вселенной, в которой мысль первична и в буквальном смысле слова организует материю, есть люди, заинтересованные в возвращении именно стратегоса, не купца...




За тысячи лет истории человеческой цивилизации кладезь ее мудрости неоднократно наполнялся водами всевозможных философских, религиозных и научных течений. По мере взросления науки и общества, часть теорий каменела в мифологии и преданиях, другие осыпались песком, не выдерживая гнета времени и напора конкурентов. Лишь некоторые сохранились до наших дней, многократно опровергнутые и ставшие напоминанием, путевыми вехами истории человечества. Одним из таких памятников стала античная культура, подарившая миру множество смелых теорий и знаменитых мыслителей. Аристотель, Платон, Демокрит, Зенон и Пифагор, список можно длить без конца. Однако научная фантастика чаще обращается к их наследию за политическими и социальными идеями, забывая о иных, не менее любопытных вещах.

Созданный Яцеком Дукаем мир "Иных песен" — это попытка изобразить весьма странное и зыбкое пространство, где ничто не постоянно. Здесь действует диктат Формы над Материей, духа над телом, воли над обстоятельствами, а ментальности над традициями. Лидеры — кратистосы — влияют и на людей, и на ландшафт, и на природу. Морфируется все, растения и звери — чтобы создать невиданные сады, диковинных созданий. Отпечаток личности ложится на людей и местность, сохраняясь годами, а то и веками. Вторая же сторона вселенной Дукая — это стройное здание мира, возведенное из пяти первоэлементов. Из кирпичиков земли, воды, воздуха, пламени и эфира можно складывать машины и дворцы, звездные ладьи и замысловатые инструменты. Даже вечный двигатель свершает оборот за оборотом в этом причудливом мире.

Однако на деле все гораздо сложнее. Как замечает и сам Дукай, многие любители фантастики сочтут его роман малопригодным для чтения, разве что представители элиты уловят смысл в хитросплетениях авторских мыслей, нарочито изложенных так, чтобы еще больше затруднить понимание. "Иные песни" построены как интеллектуальная игра, пестрое смешение исторических фактов, где за каждым словом может скрываться целая история или неординарная идея, понятная лишь знатокам древних культур. Учитывая, что автор щедро рассыпал по страницам неологизмы, архаизмы и морфированные понятия, которые, к слову, открыто объясняются поздно, вскользь и с явной неохотой, то полное понимание и вовсе становится недосягаемой звездой. А ведь еще Дукай вволю поиграл с построением предложений и лексической поэтикой.

Но роман невозможен без героя, судьба которого должна связать главы и части. И так получилось, что шестерни антуража — декораций альтернативной квазиантичности — и идей — рассуждений на тему Формы, ее свойств и влияния на мир — безжалостно измочалили сюжет, надорвав отдельные нити. Поверхностный слой — восхождение великого стратегоса Иеронима Бербелека — прописан детально, но если смотреть на изнанку, то она распадается на фрагменты. Автор то увлекается психологическими этюдами, то вспоминает о пейзажных зарисовсках, то и вовсе обращается к полузабытому жанру дорожных заметок, что особенно бросается в глаза во время путешествия на Луну. Ритм и поэтика слов помогают лучше ощутить душевное состояние Бербелека, понять мысли, уловить чувства. Порой они обрисованы кратко, но все же.

Усугубляет трудность восприятия неоднородная композиция, когда в начале имеем психологическую камерность, наибольшая насыщенность разгадками и сведениями достигается в середине, а в концовке преобладает эпический масштаб и космический экшен. Открытый финал подобен пропасти, разверзшейся перед бегуном. Он обрывает сюжет на пике взлета, заставляя перечитывать роман повторно и обнаруживать кольцевые отсылки и разбросанные по всему тексту подсказки. Столкновение Человеческой и Иной Форм, сложная керосополитика кратистосов, поиск и восстановление собственной морфы из обломков прежней личности, искалеченной Чернокнижником, — вот лишь основные мотивы песен. Увы, Дукай не удержался, чтобы не пнуть восточного соседа, изобразив москово-уральского Чернокнижника похожим на Иоанна Грозного.

Вы спросите, каков вердикт? Однако ответ зависит от спрашивающего. "Иные песни" — во многом близки пост-сингулярной научной фантастике, с той лишь разницей, что здесь автор играет с античной системой понятий, с идеями Формы, а не квантовыми теориями. Подлинная оценка романа возможна лишь после повторного прочтения, когда можно быть уверенным, что различил значительное количество скрытых смыслов и уловил большую часть мотивов. Тем более что каждый слышит их по-своему.

Итог: интеллектуальная головоломка, синтезированная из теорий античности и идей современности.

Моя оценка: 9/10


Статья написана 14 апреля 2014 г. 11:55



http://ic.pics.livejournal.com/pouce/3822..." border="1" alt="PSV_Pyrkon_2014_2864" title="PSV_Pyrkon_2014_2864">

Из почётных гостей Пыркона самый известный у нас http://fantlab.ru/autor159">Тэд Уильямс. Все мероприятия с его участием происходили в субботу 22 марта и я присутствовал на двух из них. Опишу, пожалуй, первое — встречу с читателями. Ведущий, представляя Уильямса публике, даже назвал его отцом современной фэнтези и напомнил, что именно он был одним из тех, кто изменил отношение Джорджа Мартина к фэнтези, за что поклонники "Песен Льда и Пламени" должны быть ему весьма благодарны.


http://ic.pics.livejournal.com/pouce/3822..." border="1" alt="PSV_Pyrkon_2014_3517" title="PSV_Pyrkon_2014_3517">

Правда, как признался сам Уильямс, ему больше нравятся комиксы, но жена не даёт ему их писать, требуя, чтобы он писал книги, поскольку за комиксы мало платят. Кстати, семья, похоже, вообще играет большую роль для Уильямса, недаром, первое, что он сделал, поднявшись на сцену, это сфотографировал зал, чтобы представить детям-подросткам доказательство, что папа занят делом, и многие его, таки, читают. Таки да, читают (кстати, рекомендую любителям фэнтезийных саг четырёхтомный роман эпопею http://fantlab.ru/work4824">"Орден Манускрипта"), и не только читают — народу на встречу пришло весьма много, свободных мест не было. Слушать Уильямса тоже весьма интересно. Он умеет заинтересовать аудиторию, вовремя пошутить и даже может рассказать анекдот про блондинок (правда перед тем, как рассказать, ему пришлось с минуту объяснять, что на самом деле блондинки очень умные и он их глубоко уважает). И, что немаловажно, говорит хоть и экспрессивно (далее будут фото), но при этом очень чётко и членораздельно, не глотая слов и слогов. Перед фотками приведу несколько вопросов и ответов (не дословно, а в вольном пересказе).


В. О Сапковском.

О. Саковского не читал, но ценит славянскую мифологию.


В. Вы пишете ради денег?

О. "Нет! Я пишу, чтобы моя жена была счастлива!" А вообще, писать надо то, что нравится.


В. Хотели бы вы, чтобы ваши романы экранизировали?

О. "Да, б...!" Не отказался бы от экранизации за много миллионов.


В. А как насчёт игры в мире какого-нибудь из ваших циклов?

О. Предлагали делать игру, согласился. Но фирма, которая делала предложение, уже два года молчит.


В. Какие писатели на вас повлияли?

О. Милн, Бредбери, Толкин, Муркок, Лейбер, Дик, Ле Гуин, Старджон, Лавкрафт...


В. Кого из современных авторов вы можете посоветовать читателям?

О. Читает мало, только то, что рекомендуют люди, к которым прислушивается, поэтому сам давать рекомендаций не может, разве что передавать чужие.


В.О фантастах и пророчествах.

О. Немного пророк, но старается, скорее, интерпертировать современные тенденции. Предсказал, что убийства в реалити-шоу появятся через 50 лет. Они появились, через 10. Предсказал появляение IPad, причём устройство так и называлось PAD.


И, наконец, фотки!


http://ic.pics.livejournal.com/pouce/3822..." border="1" alt="PSV_Pyrkon_2014_2858" title="PSV_Pyrkon_2014_2858">   http://ic.pics.livejournal.com/pouce/3822..." border="1" alt="PSV_Pyrkon_2014_2860" title="PSV_Pyrkon_2014_2860">


http://ic.pics.livejournal.com/pouce/3822..." border="1" alt="PSV_Pyrkon_2014_2867" title="PSV_Pyrkon_2014_2867">


http://ic.pics.livejournal.com/pouce/3822..." border="1" alt="PSV_Pyrkon_2014_2872" title="PSV_Pyrkon_2014_2872">


http://ic.pics.livejournal.com/pouce/3822..." border="1" alt="PSV_Pyrkon_2014_2873" title="PSV_Pyrkon_2014_2873">


http://ic.pics.livejournal.com/pouce/3822..." border="1" alt="PSV_Pyrkon_2014_2874" title="PSV_Pyrkon_2014_2874">


http://ic.pics.livejournal.com/pouce/3822..." border="1" alt="PSV_Pyrkon_2014_3540" title="PSV_Pyrkon_2014_3540">


http://ic.pics.livejournal.com/pouce/3822..." border="1" alt="PSV_Pyrkon_2014_2876" title="PSV_Pyrkon_2014_2876">


http://ic.pics.livejournal.com/pouce/3822..." border="1" alt="PSV_Pyrkon_2014_2940" title="PSV_Pyrkon_2014_2940">

Давая начинающим писателям рекомендации, как писать, Уильямс сказал, что самое главное это совместить это (приличного кадра нет, но это афедрон) с этим (см. фото).


http://ic.pics.livejournal.com/pouce/3822..." border="1" alt="PSV_Pyrkon_2014_2968" title="PSV_Pyrkon_2014_2968">


http://ic.pics.livejournal.com/pouce/3822..." border="1" alt="PSV_Pyrkon_2014_2971" title="PSV_Pyrkon_2014_2971">


http://ic.pics.livejournal.com/pouce/3822..." border="1" alt="PSV_Pyrkon_2014_2976" title="PSV_Pyrkon_2014_2976">



Статья написана 8 апреля 2014 г. 14:22


      http://s.lubimyczytac.pl/upload/books/157..." height="96">   Анна Каньтох (Anna Kańtoch) http://lubimyczytac.pl/ksiazka/157544/czw...">"Четыре утра ("Czwarta nad ranem")"


Бесплатная электронная книга на польском языке — сборник из пяти рассказов, опубликованных в своё время в сети.


Ангевина ("Angevina") — главный герой, ученик мастера похоронных дел, обнаруживает в кармане загрызенного, то ли волками, то ли одичавшими собаками, молодого человека письмо, в котором тот приглашает на свидание девушку по имени Ангевина. Герой решает найти девушку и отдать ей письмо. Выясняется, что она приёмная дочь дрессировщика собак, недавно приехавшего в их маленький городок. Герой идёт в дом дрессировщика и видит, как тот забивает до смерти собаку. Герой теряет сознание и, прийдя в себя, видит склонившуюся над ним Ангевину. Герой влюбляется в девушку, начинает искать случая пообщаться с ней и обнаруживает, что в доме дрессировщика творятся странные вещи...


Четыре утра ("Czwarta nad ranem") — главная героиня, Паола, в свой пятнадцатый день рожденья выходит из моря в странном городке Даерне, населённом фавнами, силенами, дриадами. Она не помнит, как попала в море и подозревает, что умерла. Однако жизнь в городке ничем не отличается от обычной, за исключеним того, что здесь всегда четрые утра, время, когда происходит наибольшее количество самоубийств, а в больницах умирает больше всего пациентов. Паола хочет вернуться обратно, но помочь её не может никто, кроме загадочного Арлекина, способного свободно перемещаться между двумя мирами. Паола начинает искать Арлекина...


Хороший человек в аду ("Dobry człowiek w piekle ") — главный герой, Николай С., начинающий писатель, роман которого может победить в литературном конкурсе. В финал вышли два произведения. Николай С. уверен, что его роман лучше, но в мире, в котором он живёт, за добрые дела воздаётся не после смерти, а при жизни. А автор конкурирующего романа спас из потерпевшей аварию машины двух человек и даже собаку. Николаю С. срочно нужно сделать столько добрых дел, чтобы их хватило для компенсации добрых дел конкурента...


Арфа пустыни ("Harfa pustyni") — в рассказе переплетаются две сюжетные линии — девочки-воина, защищающей взрослых от невидимых для них чудовищ, и парня-наёмника, который со своими товарищами сопровождает груз оружия в затерянный среди пустными странный город Арфа, дома в котором имеют форму правильных геометрических фигур. Наёмник чувствует, что в городе небезопасно, но наниматель делает вид, что никакой опасности нет. И вот однажды вечером, когда местные жители устраивают для приезжих вечеринку, происходит ужасный случай...


Паук ("Pająk") — группа авантюристов ищет на далёкой планете следы древней цивилизации и находит некий объект, напоминающий огромного паука. Объект слишком крупный и вероятность успешно вывезти его на Землю 36,5%. Нужно решить, рисковать, или нет. Голоса разделяются поровну...


Рассказы, скорее, мистические с элементами ужасов, но автор, похоже, человек добрый и не нагнетает слишком. Читается хорошо. Можно рекомендовать любителям мистической фантастики, особенно изучающим польский язык.


Статья написана 4 апреля 2014 г. 21:57


Пора уже написать пару слов и о программе конвента. Подумав, решил описывать виденное в её рамках не в хронологическом порядке, а по персоналиям, поскольку большинством мероприятий, которые я посетил, были встречи с писателями. Начну, впрочем с хронологически первой встречи — с Лукашем Орбитовким. К сожалению, я пока не читал его романов, хотя очень много слышал о них от Сергея Легезы, но встреча оказалась интересной сама по себе.



http://ic.pics.livejournal.com/pouce/3822..." alt="PSV_Pyrkon_2014_3476" title="PSV_Pyrkon_2014_3476">
Здесь следует отметить, что все встречи с писателями, которые я посетил на Пырконе, проходили в виде интервью. Специально готовившийся человек беседовал с писателем на интересующие публику темы, а уже под конец предлагалось задавать вопросы из зала. Думаю, на наших конвентах стоило бы пошире использовать эту форму.

http://ic.pics.livejournal.com/pouce/3822..." alt="PSV_Pyrkon_2014_3481" title="PSV_Pyrkon_2014_3481">
Встречу с Лукашем Орбитовским вела Клаудия Хейнце

http://ic.pics.livejournal.com/pouce/3822..." alt="PSV_Pyrkon_2014_3483" title="PSV_Pyrkon_2014_3483">

http://ic.pics.livejournal.com/pouce/3822..." alt="PSV_Pyrkon_2014_3490" title="PSV_Pyrkon_2014_3490">

* * *

http://ic.pics.livejournal.com/pouce/3822..." alt="PSV_Pyrkon_2014_3000" title="PSV_Pyrkon_2014_3000">
Кстати между мероприятиями, а особенно вечером, после основных событий программы можно посетить павильон, полностью отданный под питание и отдых участников. Банкета, как принято на наших конвентах, на Пырконе нет, но собраться есть где, так что все желающие могут пообщаться и приятно провести время в порядке неформальной самоорганизации.

http://ic.pics.livejournal.com/pouce/3822..." alt="PSV_Pyrkon_2014_2856" title="PSV_Pyrkon_2014_2856">
А из формальной организации хочу отметить отлично поставленную информацию о событиях. Кроме программки, в которой указано, где и когда что проходит, и книжки участника, в которой описано содержание мероприятий и их участники, есть ещё информационные объявления на всех задействованных аудиториях и других местах.

http://ic.pics.livejournal.com/pouce/3822..." alt="PSV_Pyrkon_2014_2992" title="PSV_Pyrkon_2014_2992">
Этот верстовой столб, например, показывает расстояние до городов, в которых проводятся конвенты в Польше. Как видим, проводится их немало (между прочим, видны не все таблички, несколько есть ещё с другой стороны)

Ну и напоследок опять фотографии, снятые без специальной цели.

http://ic.pics.livejournal.com/pouce/3822..." alt="PSV_Pyrkon_2014_2879" title="PSV_Pyrkon_2014_2879">

http://ic.pics.livejournal.com/pouce/3822..." alt="PSV_Pyrkon_2014_2900" title="PSV_Pyrkon_2014_2900">

http://ic.pics.livejournal.com/pouce/3822..." alt="PSV_Pyrkon_2014_2978" title="PSV_Pyrkon_2014_2978">

http://ic.pics.livejournal.com/pouce/3822..." alt="PSV_Pyrkon_2014_2993" title="PSV_Pyrkon_2014_2993">

http://ic.pics.livejournal.com/pouce/3822..." alt="PSV_Pyrkon_2014_2986" title="PSV_Pyrkon_2014_2986">

http://ic.pics.livejournal.com/pouce/3822..." alt="PSV_Pyrkon_2014_2989" title="PSV_Pyrkon_2014_2989">






  Подписка

Количество подписчиков: 232

⇑ Наверх