Данная рубрика представляет собой «уголок страшного» на сайте FantLab. В первую очередь рубрика ориентируется на соответствующие книги и фильмы, но в поле ее зрения будет попадать все мрачное искусство: живопись, комиксы, игры, музыка и т.д.
Здесь планируются анонсы жанровых новинок, рецензии на мировые бестселлеры и произведения, которые известны лишь в узких кругах любителей ужасов. Вы сможете найти информацию об интересных проектах, конкурсах, новых именах и незаслуженно забытых авторах.
Приглашаем к сотрудничеству:
— писателей, работающих в данных направлениях;
— издательства, выпускающие соответствующие книги и журналы;
— рецензентов и авторов статей и материалов для нашей рубрики.
Обратите внимание на облако тегов: используйте выборку по соответствующему тегу.
Кровавое возвращение к истокам, или Столкновение прошлого и современности
Четверо аспирантов-антропологов Пелле, Кристиан, Марк и Джош едут по приглашению одного из них в глухую шведскую провинцию, где в уединенной общине должен состоятся большой праздник, посвященный Солнцестоянию. Также за ними увязывается девушка Криса Дэни, недавно пережившая жуткую потерю.
Среди красот шведской природы их ждет настоящий антропологический рай с гостеприимными селянами, аутентичной одеждой, кучей древних обрядов.
Однако вскоре ребята и девчата начинают понимать, что здешние хозяева не так просты, как кажутся на первый взгляд, и жизни гостей из далекой Америки под угрозой.
В последнее время кинематограф и телевидение подкидывают жаждущим пощекотать свои нервы неплохие образчики хоррора. Midsommar, как и предыдущая работа Ари, вызвал массу восхищенных отзывов и был прозван чуть ли не «уникальной картиной, которой в кино еще не было». Насчет уникальности ребята несколько перегибают палку («Плетеный человек» со своим ремейком будет возражать), но лента вышла любопытной.
Перед нами не классический ужастик, а скорее тягучая, атмосферная трагедия, которую полезно посмотреть тем, кто скучает по возвращению к истокам и прочим благословенным языческим временам. Нам показывают людей, живущих по старым законам, тем которые: «человек человеку волк», «зуб за зуб», «бий свого, щоб чужий духу боявся». Есть стая, члены которой чувствуют своих на уровне инстинкта, между ними бурлит сопереживание, эмпатия, любовь (да и то хватает нюансов). И есть чужаки. Не совсем люди. Или совсем не люди, а удобный инструмент для достижения целей и решения вопросов.
Христианская мораль, прощение, человеколюбие, толерантность остается где-то там, за океаном, в политкорректных столицах, в долгих часах езды. Здесь все по-другому. Просто, без затей, с минимумом условностей. Милая улыбка и колотушка за спиной.
При этом жители общины полностью честны перед высшими силами, обратите внимание: взнос поровну: 4х4, плюс один как повезет. Да, одна сторон делает осознанный выбор, имеет понимание и принятие цикличности, разделение чувств, эмоций с племенем, другая – лишь шок и бессознательный ужас. Но факт остается фактом. Свои тоже прикосновенны.
На этом фоне постановщики развлекаются небезынтересными моральными вопросами, типа подхода к старикам. Что лучше, засовывать их в дома престарелых, где они гниют в стыде и страхе, теряя достоинство и рассудок. Или поступать как члены здешней общины, твердо верящих в природную цикличность? Окружать старейшин неподдельным уважением, слушать их распоряжения открыв рот. А после завершения очередной части цикла, когда они отдадут всю свою мудрость потомкам, дать им возможность влиться в колесо перерождений? Понятно, что для людей 21 века естественен и логичен первый путь. Но так было далеко не всегда, а точнее повелось буквально со вчерашнего дня (по историческим меркам).
Стоит отметить, что морально-этических этюдов постановщики подгонят зрителю от души.
Сравнят современный индивидуализм, одиночество, с древними прайдами, дающими чувство сродства, ощущение перерождения, нужности не только для себя и такой желанной стайности.
Пройдутся по концепции склочничества, попытках присвоить чужую работу, предательстве (впрочем, не нужно путать кратковременное студенческое товарищество с исконной верностью своим), доверчивости современного человека, неготовности к встрече с непривычным. Поразмышляют над цикличностью природы и людской жестокостью (или пониманием истиной сути вещей?).
С самого начала погрузят нас в нюансы взаимоотношений молодой пары. Девушка, активно перекладывающая свои эмоциональные проблемы на парня, который аж никак не готов ни к ответственности, ни к настолько полному участию в жизни другого человека. И остается с ней лишь из ложно понятого чувства долга. И не нужна она ему с такими психологическими характеристиками. Однако отношения длятся, приводя к трагедии. Взгляните, как приятно подано: тут вам и мужские тараканы в полный рост, и женская привязчивость, неспособность отпустить, перерастающая в месть.
Дени у Флоренс Пью вышла на загляденье. Истеричная, легкая на слезу, утонувшая в своей психотравме, руками и ногами цепляющаяся за своего парня. Так и охота по башке фемину треснуть, чтоб мозги включились. При этом вроде не совсем дура, способна прикинуть последствия происходящего (правда, неспособная ничего сделать с полученными выводами). Да и, то, что она психологию изучает — проявляется аж один раз и то походя. Недоработочка.
Ее вьюнош в исполнении Джека Рейнора порадовал меньше. Хотя образ недурен. Тютя-тютей, мягкий, толерантный, заботливый, неспособный понять, что расставаться тоже надо вовремя и лучше рвать бинт с раны, пока совсем не присох – потом будет больнее. Подвел девку под монастырь. Ну и получил по заслугам.
Можно упомянуть также подросшего Уилла Поултера с его Марком. Эдакий шут гороховый – любитель травки и девок.
А вот из «общинников» никто особо не запомнился.
Кстати, с наркотой персонажи картины балуют не по-детски. Травка, колеса, грибы и прочая дурь является непременным атрибутов времяпрепровождения американской и европейской молодежи.
Да и в быту общины травяные настои занимают не последнее место. Скорее одно из первых. Без них и танец не танец, и любовь не любовь, и пир не пир. Да и с пришлыми работать одно удовольствие: там растолок, там дунул, там размешал. И готово. Лепота.
Антураж языческой общины получился у создателей ленты «на отлично». Одежды, дома, рисунки, целые рунические конструкции из столов и людей, танцы, обряды, ритуалы, привороты, жертвы. Прям пиршество для смелого антрополога. Интересно, сколько в фильме реального шведского язычества, а сколько отсебятины (по слухам режиссер Midsommar Ари Астер всерьез изучал ритуалы викингов (по «орлу» заметно).
Любопытны операторские игры с зеркалами, отражениями, похоже, символизирующими второе дно человеков, психоделические забавы с камерой (особенно перевернутая дорога позабавила: мир готовится вывернуться наизнанку).
Также не забывайте внимательно следить за происходящим: постановщики рассыпали в кадре изрядное количество подсказок. Начиная от детских игр, мимолетной огненной мясной жертвы, фресок и рисунков.
Действие развивается плавно и неторопливо. Первый час фильма (я взялся смотреть почти трехчасовую режиссерскую версию, кстати, зря, театральной версии было бы с головой) идет подготовка, рассыпаются намеки, звучит давящая музыка, толпами бродят наркотические глюки, в общем, создается нужная атмосфера. Даже пасторальные пейзане, солнечные лучи, красивые венки, улыбчивые лица и благолепие шведской природы не могут развеять тревогу. По истечении этого самого часа мы четко понимаем и видим, что дело добром не кончится (точнее мы то это понимаем, как только видим жанр картины, а вот герои…). Следующий час идет нагнетание, и лишь к началу третьих 60 минут наконец раскрываются карты. И то не до конца. В общем зрелище для усидчивых.
Конечно, от законов молодежного слэшера постановщики «Солнцестояние» никуда не делись. Можно с полным правом делать ставки на то, кто первым (а также вторым и третьим) из пришлых героев испытает на себе настоящее гостеприимство Хельсингландской общины. Поражаться глупости персонажей, их самурайской выдержке (с другой стороны, а куда ты денешься с подводной лодки?) и способности не замечать достаточно очевидных вещей. Впрочем, жанр обязывает.
Эрго. Небезынтересный антуражный психологический хоррор, сталкивающий прошлое и современность. Неторопливый (порой слишком), подзатянутый, с интересными моральными этюдами и качественной атмосферой. Прорыва не ждите (подобные сюжеты уже были), но любителям жанра пропускать не стоит.
Режиссер: Ари Астер
В ролях: Флоренс Пью, Джек Рейнор, Вильхельм Бломгрен, Уильям Джексон Харпер, Уилл Поултер, Эллора Торчия, Арчи Мадекве, Хенрик Норлен, Гуннель Фред, Изабель Грилл
Первая ласточка выглядит многообещающей: внутри найдётся много всего вкусного, от артов и микропрозы, до тёмной поэзии и больших хороших рассказов.
(ещё там есть презабавный комикс!)
Счастлива, что мой рассказ попал в этот журнал, моя отдельная благодарность редактору Олегу Хасанову (и всем сопричастным).
......
Итак, позвольте представить, первый номер журнала "ХОРРОРСКОП"!
цитата
Слово редактора
Привет, друзья!
Добро пожаловать в журнал ужасов «Хоррорскоп»!
Сразу хочется сказать, что журнал будет только электронным. Причина этого — не экологическая сознательность (выпустил электронный журнал — спас дерево), а банальная нерентабельность выхода журналов в бумаге. Мы же хотим, чтобы это шоу продолжалось долго, не так ли? Но я уверен, что самое главное — не носитель, не форма, а содержание. Считайте, что этот журнал подобен воде. Красочные бумажные журналы — это изысканные вина. К счастью, воду пьют все. Да и здорово ведь жить в XXI веке: пара кликов и журнал уже у вас в смартфоне или читалке! Для любителей рыбалки очень удобно: дорогой бумажный журнал с собой не возьмёшь — жалко запачкать, порвать или потерять; на онлайн-журнал жалко тратить трафик, да и интернет за городом может работать медленно и с перебоями, а электронный — вот он, всегда под рукой. И теперь на рыбалке есть чем скоротать время. Или на пляже. Или в очереди на почте. Или в автобусе по пути домой. Ну, вы знаете.
Журнал будет ежеквартальным. Каждый год планирую выпускать по четыре номера на определённые темы: «Колдуны и ведьмы», «Фолк-хоррор», «Экстремальный хоррор и сплаттерпанк» и «Эротический хоррор».
Итак, вот что вас ждёт в этом выпуске:
Боди-хоррор, вирд, тёмная фантастика, сюрреализм, истории о призраках, тёмное фэнтези, экстремальный хоррор — всё это и многое другое вы найдёте в рубрике «Тёмная проза». Я решил, что жанровое разнообразие пилотному выпуску не помешает. Но все последующие выпуски будут тематическими (см. раздел «Авторам»).
В «Арт-галерее» представлены работы талантливого художника Евгения Мурзака.
Рубрику «Тёмная поэзия» украсило стихотворение легендарного Клайва Баркера, у которого нам удалось получить разрешение на публикацию.
Художник Владимир Григорьев рассказал свою страшную историю «Наблюдатель» в виде комикса.
В разделе «Нон-фикшн» вас ждут статьи и рецензии Александра Москвина, Алексея Холодного и Надежды Гамильнот.
Я не оставил без внимания и микропрозу. Специально для пилотного выпуска Николай Романов отобрал свои лучшие работы в этом формате.
Для рубрики «13 вопросов» Евгению Егофарову удалось побеседовать с художником Сергеем Гарнецом.
В рубрике «100 оттенков хоррора» я буду знакомить вас с различными поджанрами хоррора, о многих из которых вы даже не догадываетесь. На сегодняшний день в моём списке 106 поджанров. Начну со своего любимого поджанра, в котором часто работаю сам — экшн-хоррор.
В рубрике «Хоррор без границ» мы будем собирать хоррор со всего мира, и не только из англоязычных стран. В этом выпуске Андрей Миллер порадует вас эксклюзивным переводом рассказа «Рука помощи» Клодин Григгз (сериал «Любовь, смерть и роботы» все смотрели?). Также вас ждёт классический рассказ ужасов «Обезглавленная курица» уругвайского писателя Орасио Кироги, о котором знает каждый школьник Южной Америки.
Итак, новый журнал спущен на воду. Надеюсь, вам понравится это путешествие.
Очень жду ваших писем, ваших вопросов, предложений.
Берегите себя. Любите своих родных и близких. Читайте хоррор!
Искренне ваш
Олег Хасанов
Главный редактор журнала «Хоррорскоп»
СОДЕРЖАНИЕ:
Слово редактора
ТЁМНАЯ ПРОЗА
На крючке — Николай РОМАНОВ
АМА-3.0 и Я — iznanka_9
Очередь — Дмитрий КОСТЮКЕВИЧ
Жить всегда — Мария ГИНЗБУРГ
Кукольный театр господина А. — Андрей КУЗЕЧКИН
Ненавижу цыган — Андрей МИЛЛЕР
Грибник — Дарья ЛЕДНЁВА
Сцены — Дмитрий КОСТЮКЕВИЧ
Домовой — iznanka_9
Взломщики — Ярослав ЗЕМЛЯНУХИН
Экспедиция в рай — Владимир ЧУБУКОВ
Чалгаевск — Юлия САЙМОНАЗАРИ
Под кроватью — Илья КРОТОВ
Ночь хвои — Александр ПОДОЛЬСКИЙ
Черви и черти — Владимир ЧУБУКОВ
Иное небо — Андрей БОРОДИН
Фермер — Антон ФИЛИПОВИЧ
Тишина — Кирилл МАЛЕЕВ
Многоликий — Алексей ХОЛОДНЫЙ
В весну — Иван КАЛЯГИН
Чёрная рысь — Валерия ЗАРУБИНА
За последней дверью — Андрей БОРОДИН
Ловец душ — Алёна РУДНИЦКАЯ
Пылающая — Антон ФИЛИПОВИЧ
Песочные часы — Андрей АНИСОВ
Ложь, обман и синяя изолента — Марина РУМЯНЦЕВА
Кокон — Алексей ХОЛОДНЫЙ
Лихая — Юлия ЛИХАЧЁВА
В роще — Евгений ЕГОФАРОВ
Прежде всего человечность — Сергей КУЛАГИН
Холод — Владимир ШУМИЛОВ
СолныФко — Евгений ДОЛМАТОВИЧ
Чёрное влечение и светлый пильзнер — Михаил ЗАГИРНЯК
Не апельсинки — Андрей НОВИЧКОВ
АРТ-ГАЛЕРЕЯ
Евгений МУРЗАК
ТЁМНАЯ ПОЭЗИЯ
На туманной заре — Клайв БАРКЕР
Маленькая ночная серенада — Катарина ВОРОНЦОВА
Тик-так… — Максим ИВАНОВ
Монах — Вячеслав КОТОВ
Оборотень — Мария АНДРЕЕВСКИХ
Любовь — Катарина ВОРОНЦОВА
Волкодлак — Олег ВОЛЫНСКИЙ
Амина — Максим КАБИР
КОМИКС
Наблюдатель — Владимир ГРИГОРЬЕВ
НОН-ФИКШН
Страх — исток русской цивилизации — Алексей ХОЛОДНЫЙ
Истерзанные силуэты (рецензия на роман Томаса Харриса «Кари Мора») — Александр МОСКВИН
Имя Зверя (рецензия на сборник Яцека Комуды «Имя Зверя. Ересиарх») — Алексей ХОЛОДНЫЙ
А ты сможешь проснуться? (рецензия на роман Олега Кожина «Рассвет») — Надежда ГАМИЛЬНОТ
МИКРОПРОЗА
Ничего лишнего. Сборник микрорассказов — Николай РОМАНОВ
Составлена библиография американского писателя Колсона Уайтхеда.
В 1999 вышел из печати его первый роман «The Intuitionist». Это был детектив, в котором расследуется причина падения лифта. В 2001 увидел свет его роман на историческую тематику «John Henry Days». События происходят полторы сотни лет назад и повествуют о народном герое Джоне Генри, героизм которого состоял в запредельном уровне работоспособности, который и привёл его к смерти от истощения. Здесь проводится параллель между губительным действием на человека эпохи индустриализации в XIX веке и развитии цифровых технологий в XXI веке. Роман «Apex Hides the Hurt», вышедший в 2006, повествует о комическом случае с историей переименования одного города. В романе «Sag Harbor» (2009) впервые затрагивает тему расового неравенства.
В 2016 выходит роман «Подземная железная дорога», который и собрал множество положительных рецензий и литературных премий в основном тем, что это первая книга после «Хижины дяди Тома», написанная не сентиментальной белой леди, а представителем афроамериканцев. Даже Барак Обама включает этот роман в свой список для чтения летом.
Фантастика в творчестве автора. К профильным романам относят роман «Zone One» (2011), описывающий зомби-апокалипсис, а также «Подземная железная дорога», написанный в жанре стимпанк.
Роман Стивена Чбоски "Воображаемый друг" начинается с того как мать-одиночка Кейт Риз приезжает вместе со своим семилетним сыном Кристофером в провинциальный городок Милл-Гроув, где стремится найти долгожданный приют после череды неудачных знакомств с мужчинами.
Семья потихоньку обустраивается на новом месте и всё идет довольно гладко пока Кристофер не забредает в расположенный неподалеку Лес Миссии, где пропадает несколько дней подряд.
Чудом выбравшись из чащи, мальчик не может вспомнить ничего из того что с ним происходило в последнее время и в том числе как выглядел человек, показавший ему выход из леса. На первый взгляд, этот загадочный мужчина — ни что иное как плод разыгравшейся фантазии испуганного ребенка. Но открывшаяся впоследствии правда о нем оказывается хуже. Гораздо хуже...
В предисловии к роману Чбоски благодарит за вдохновение Стивена Кинга. И действительно, если присмотреться к тексту, то в нем без особого труда можно разглядеть множество мотивов, которые встречаются в произведениях Мастера. Например, молодая женщина, бегущая от бытового насилия и пытающаяся начать жизнь с чистого листа ("Роза Марена"); маленький уютный городок, попавший в сети большого зла и братство детей, которые хотят уничтожить его ("Оно"); а среди них — один особенный мальчик с паранормальными способностями ("Сияние"). Также в наличии богобоязненная молодая девушка со строгими родителями ("Кэрри") и эпидемия необычного гриппа ("Противостояние").
Помимо этого "Воображаемый друг" содержит аллюзии (намеренные или нет, сложно сказать) на сериал "Очень странные дела" (Stranger Things, 2016-), который в свою очередь создавался с оглядкой на творчество Кинга (в частности, в книге присутствует аналог Изнанки, а побочные эффекты от проявления сверхсилы у Кристофера почти такие же как у Оди).
Однако все эти знакомые идеи лишь поначалу подогревают интерес к истории, которая уже к середине заметно сдувается подобно проколотому воздушному шарику под тяжестью нелепых самоповторов и утомительных описаний подробностей ради подробностей. И ты очень быстро осознаешь, что автор вместо того, чтобы побаловать тебя изысканным блюдом, подсунул под нос дешевый полуфабрикат, который щедро нашпиговал знакомыми отсылками в качестве усилителей вкуса.
И ладно бы роман был короткий. Тогда бы и долго мучиться не пришлось, чтобы узнать что там будет в конце. Так нет же, Чбоски выкатил настоящий эпик на семьсот с лишним страниц, видимо желая ни в чем не уступать своему тёзке и по совместительству Королю ужасов. Но если в работах Мастера события, как правило, органично развиваются по нарастающей и тем самым не дают скучать, то чтение "Воображаемого друга" больше похоже на барахтанье в мутной болотной воде. Серьезно, давненько я не встречал книгу, в которой происходит так много всего, но при этом основной сюжет движется к развязке со скоростью полудохлой черепахи.
Усугубляет ситуацию еще и то, что писатель щедро сдобрил свое произведение невнятными размышлениями о Боге, которые благодаря своей навязчивости ничего кроме раздражения не вызывают. В том же "Противостоянии" Кинга (к слову, любимом романе Чбоски, о чем он заявил в ходе одного из своих выступлений перед читателями) тоже присутствовал религиозный подтекст, однако он так откровенно не выпячивался на первый план и не забивал подобно "белому шуму" основное повествование. Это, конечно, замечательно, что Стивен — истовый католик. Правда, мне не очень понятно, почему остальных это должно волновать.
Еще один минус "Воображаемого друга" — это его неприлично "мягкие" ужасы. Несмотря на то, что из-за разгула "супер-гриппа" Милл-Гроув стремительно погружается в пучину хаоса, ты совершенно не ощущаешь никакого накала страстей, никакого, даже слабого, напряжения. Отчасти это связано с тем, что практически никто из жителей городка не умирает, ограничиваясь лишь порезами и ушибами (прошу прощение за спойлер). И хотя Чбоски не забывает объяснить этот сюжетный ход, выглядит он всё равно весьма сомнительно. Как я могу поверить в заявленный автором апокалипсис, если он вместо него рисует мне совсем другую картину?
Ну и отдельного упоминания заслуживает финал "книги, которую ждали 20 лет", старательно размазанный на добрые три сотни страниц. Если кратко, то это полный кошмар! Мало того, что затянутая кульминация — это сплошной экшен без пауз, во время которых можно было бы перевести дух и обдумать прочитанное, так он еще и получился до зубовного скрежета серым и однообразным. Я долго ждал, когда же писатель "родит" хоть одну адреналиновую погоню, хоть одну изобретательную схватку, хоть один действительно неожиданный поворот, переворачивающий всё с ног на голову. Но так и не дождался ничего, кроме раздражающей возни персонажей, повторяющейся снова, снова и снова...
Ума не приложу, что заставило Чбоски публиковать роман в таком сыром виде и куда смотрел его редактор. "Воображаемый друг" — это поражающая своей бездарностью поделка, которая годится только для того, чтобы топить ею печку холодными зимними вечерами. И не более того.