Премия Мраморный фавн 2002

 Мраморный фавн / Мраморный фавн
Дата проведения:  2003 г.

Впервые за последние десять лет, с 1992 года, я не могу назвать ни одного романа, который бы мне понравился. Ни одного. Логинов написал очередную книгу, непохожую на предыдущие, но всё равно среднюю. Олди пишут как Олди, Ван Зайчик – как Рыбаков, Брайдер с Чадовичем – средне, все прочие – как все прочие, а хороших книг нет.

«Голодный грек, или Странствия Феодула» Елены Хаецкой («АСТ») – блестящий замысел, пышное «павичевское» средневековье, прекрасные детали (одна только «автокефальная псоглавческая церковь» чего стоит!), а вместе – невыносимо скучно.

«Белый хрен в конопляном поле» Михаила Успенского («Эксмо», премия братьев Стругацких) забавен, а иногда и смешон, но... я не в восторге и от лучших романов Успенского, к которым «Хрен» никак не относится.

Среди повестей шедевров не было, но я с удовольствием прочел «Жизнь и смерть Арнаута Каталана» Елены Хаецкой. Это очередная книга «Лангедокского цикла» и прямое продолжение рассказа «Добрые люди и злой пёс», который завоевал мою премию годом раньше. Повесть слабее, потому что длиннее, но о превращении фигляра в монаха и защитника веры написано весьма убедительно.

В 11-м томе нового Собрания сочинений братьев Стругацких («Сталкер» – «Terra Fantastica»), в разделе «Неопубликованное», напечатана неоконченная повесть «Дни Кракена». Интерес она представляет главным образом для больших поклонников АБС, но всё равно – жаль, что писатели тогда, в середине шестидесятых, не довели ее до ума, а разбросали куски по другим книгам. Отрывки вошли в «Сказку о Тройке», «Хромую судьбу», еще куда-то... А посылка была интересная – встреча современного человека с другим разумом, совершенно лишенным этики (да, конечно, «Война миров», но там с марсианскими спрутами встречался не один человек, а всё человечество)... и такую плотную бытовую прозу Стругацкие до середины 70-х не писали.

Рассказы. Тут, в общем-то, без вариантов. «Лунный пейзаж» Марины и Сергея Дяченко, еще одна театральная история. Четко, сильно, печально. Просто – кусок жизни.

Каждый том «сталкеровского» одиннадцатитомника АБС сопровождается «Комментариями к пройденному» Бориса Стругацкого (диплом журнала «Если»). Мне читать их было очень интересно. Это не автобиография (хотя и таковая в тексте есть), а именно комментарии: как, когда и почему были написаны все эти одиннадцать томов. Главный недостаток – слишком кратко. Главное достоинство – интонация БНС.

Журнал «Если» напечатал «Малый бедекер по НФ» Геннадия Прашкевича («Бронзовая Улитка», «Странник», премия братьев Стругацких, диплом журнала «Если») – собрание вкусных баек и любопытных документов (к примеру, писем Штерна). До уровня книги Булычева «Как стать фантастом» не дотягивает, но читать приятно.

Четврехсотстраничное эссе (как-бы-историческое-исследование-с-примесью-как-бы-мистики-в-которую-автор-как-бы-не-верит) Андрея Валентинова «Спартак» («Эксмо») меня несколько разочаровало. На таком материале, да с валентиновскими талантами можно было сделать и больше. Тем не менее, к чтению рекомендуется.

А вот в области критики тот же Андрей Валентинов (под своим природным именем Андрей Шмалько) – вне конкуренции. Его доклад «А за что нас любить?», известный в народе как «доклад о багдадских эмирах», – сжатый, точный и безжалостный анализ того, к чему пришла постсоветская фантастика. Переслегин отдыхает.

Лучшей переводной книгой стала «Буря мечей» Джорджа Р.Р. Мартина (2000 г.), третий том «Песни льда и огня» (премия «Локус»); оригинал лежит здесь. Это книга столь же сильная, сколь и страшная. Потому и сильная, что страшная. Бесконечная, грязная гражданская война; осенняя земля, поливаемая бесконечным дождем. Люди теряют жизнь. Люди теряют честь. Люди беспомощны, и нет правых и виноватых.

Впервые за много лет Мартин вплотную приблизился к уровню своего первого романа «Умирающий свет», но теперь человеческие трагедии он сделал частью единой трагедии – Большой Истории.

Наконец-то по-русски полностью издана «Библиотека XXI века» (1971-86 гг.) Станислава Лема («АСТ») – собрание «апокрифов», то есть псевдорецензий и псевдопредисловий («Абсолютная пустота», «Мнимая величина», «Провокация», «Библиотека XXI века»). Одна из лучших книг Лема, в высшей степени остроумное сочинение («NB. Остроумием называем мы не шуточки, столь любезные нашим веселым критикам, но способность сближать понятия и выводить из них новые и правильные заключения» – Пушкин). Первое место «Апокрифы» не заняли по одной лишь причине – большая их часть уже была напечатана в «текстовском» Собрании сочинений в 1995 году.

«Эксмо» и «Валери СПД» продолжили серию «Плоский мир» очередным романом Терри Пратчетта «К оружию! К оружию!» (1993 г.). Это сиквел расхваленного выше романа «Стража! Стража!»; повесть о том, как в городскую стражу впервые приняли представителей нацменьшинств – гномов, троллей и женщин; о том, как самый опасный человек Плоского мира выдал на-гора очередное гениальное изобретение и что из этого вышло; о пуделе-аболиционисте; о том, как повысить интеллект тролля, используя эффект сверхпроводимости; о шовинизме (в терминологии Плоского мира – «видизме»), политкорректности, долге, чести и, конечно, оружии. Оригинальный текст, как обычно, на «Лавке миров».

И еще один роман Пратчетта – «Дамы и Господа» (1992 г.), из подцикла о ведьмах. На этот раз писатель спародировал «Сон в летнюю ночь» и «Пака с волшебных холмов», раскрыл с новой стороны светлый образ матушки Ветровоск и, конечно, высказал несколько весьма здравых Мыслей о Том, Что Же Вокруг Нас Происходит. Именно в этой книге впервые становится заметно, что герои переросли сюжет, а фарсовые ситуации перестали сочетаться со вполне серьезным «месседжем». Пратчетт словно не может решить, оставаться ли ему юмористическим писателем, или стать просто остроумным.

«Гарри Поттер и Кубок Огня» (2000 г., «Хьюго» и премия У.Х.Смита за лучшую детскую книгу года). Дж.К.Роулинг на высоте, ее фантазия всё так же богата, шутки не то чтобы изысканны, но смешны, старые герои не приедаются (Снейп!!!), новые герои – ярки, сюжет наконец-то расползся по всей книге, а не собран в последних главах... а уж от последних-то глав оторваться и вовсе невозможно, дрожь пробирает... и чертовски интересно, что же будет дальше. В «Росмэне» книгу переводили целой командой, для скорости, и перевод крайне неровен. Тут лежат оригинал и сравнительно приличный перевод Маши Спивак.

Почти через полвека до нас добрался роман Эдгара Пенгборна «Зеркало для Наблюдателей» (1954 г.), изданный в серии «Классика мировой фантастики» («АСТ»). Добрая, старомодная история в духе Саймака – о марсианах, которые живут среди нас, ожидая, пока человечество созреет для контакта. «Зеркало» совершенно заслуженно получило «Международную премию по фантастике» – через два года после «Города» Саймака и за два года до «Властелина Колец».

«Спящий во тьме» (1998 г.) Джеффри Барлоу. Автор соорудил молотов-коктейль из Диккенса, Конан Дойля и Лавкрафта. Стиль вкусный, герои гротескные, всё хорошо, а целого – нет. Дебютный роман, как-никак. «АСТ» в кои-то веки сподобился на очень приличный перевод (работы С.Лихачевой).

И напоследок – нехудожественная книга: «Дж.Р.Р.Толкин. Биография» (1977 г.), работы Хамфри Карпентера. О творчестве Профессора я узнал не так уж много нового, зато теперь гораздо лучше представляю себе, что это был за человек («...он оделся англосаксонским воином, вооружился боевым топором и вышел погоняться за ошарашенным соседом»). Профессиональный – во всех смыслах – перевод Анны Хромовой, известной также как «Кот Камышовый» (изд-во «Эксмо»).

 
 
Роман Елена Хаецкая "Голодный грек, или Странствия Феодула"
Михаил Успенский "Белый хрен в конопляном поле"
не вручалась
Повесть Елена Хаецкая "Жизнь и смерть Арнаута Каталана"
Аркадий Стругацкий "Дни Кракена"
Рассказ Марина и Сергей Дяченко "Лунный пейзаж"
Эссе Борис Стругацкий "Комментарии к пройденному"
Андрей Валентинов "Спартак"
Геннадий Прашкевич "Малый бедекер по НФ, или Книга о многих превосходных вещах"
Критика, литературоведение Андрей Валентинов "А за что нас любить? (Отчётный доклад к некруглому юбилею)"
Переводная книга Джордж Р. Р. Мартин "Буря мечей"
George R. R. Martin "A Storm of Swords"
Джеффри Барлоу "Спящий во тьме"
Jeffrey E. Barlough "Dark Sleeper"
Станислав Лем "Библиотека XXI века"
Stanisław Lem "Biblioteka XXI wieku"
Эдгар Пенгборн "Зеркало для наблюдателей"
Edgar Pangborn "A Mirror for Observers"
Терри Пратчетт "Дамы и Господа"
Terry Pratchett "Lords and Ladies"
Терри Пратчетт "К оружию! К оружию!"
Terry Pratchett "Men at Arms"
Дж. К. Роулинг "Гарри Поттер и Кубок Огня"
J. K. Rowling "Harry Potter and the Goblet of Fire"
Хамфри Карпентер "Джон Р. Р. Толкин: Биография"
Humphrey Carpenter "J. R. R. Tolkien. A Biography"
  Иконки:
— лауреаты
— номинанты
⇑ Наверх