FantLab ru

Алексей Баталов

Алексей Баталов
Страна:  Россия
Дата рождения: 20 ноября 1928 г.
Дата смерти: 17 июня 2017 г. (88 лет)

Баталов Алексей Владимирович родился 20 ноября 1928 года во Владимире.

В 1950 году окончил Школу-студию им. В. И. Немировича-Данченко во МХАТе (мастерская С. К. Блинникова и В. Я. Станицына). После окончания Школы-студии был призван в армию, служил в ЦТСА.

В 1953—1956 годах играл на сцене МХАТ им. М. Горького.

В 1957—1975 годах — актер и режиссер киностудии «Ленфильм».

В кино снимается с 1944 года.

С 1975 года — педагог ВГИКа, профессор (1979).

Лучший актёр по опросу журнала «Советский экран» в 1963 году («Девять дней одного года»).

Алексей Баталов родился и вырос в театральной семье. Его отец Владимир Баталов (театральный псевдоним — Аталов) и мать Нина Ольшевская — были актерами МХАТа. Там же работали его дядя и тетя: Николай Баталов (это он сыграл роль начальника трудовой колонии Сергеева в фильме «Путевка в жизнь») и Ольга Андровская.

В 1940-1960-е годы в квартире, где Алексей жил с матерью и отчимом в Москве на Большой Ордынке подолгу гостила Анна Ахматова, часто бывали виднейшие деятели русской культуры — Мандельштам, Пастернак, Зощенко, Ильф и Петров, которые оказали сильное влияние на формирование его личности.

Общение с Анной Андреевной стало одним из самых ярких человеческих и художественных впечатлений детства и юности, может быть, всей жизни. Вошедшая в жизнь семьи как подруга мамы, Анна Ахматова своими стихами, драматической судьбой, самой личностью стала навсегда духовным критерием, примером жизнестойкости и мужества. Кисти А.В.Баталова принадлежит портрет А. А. Ахматовой, написанный им в последний период жизни великой поэтессы.

В июле 1941 года Баталов вместе с матерью и двумя братьями был эвакуирован в Татарию — в город Бугульму. Вернувшись после войны в Москву, Алексей закончил школу и поступил в Школу-студию МХАТ. Когда-то на сцене МХАТа играли сразу девять его прямых родственников: Ольга Андровская, Николай и Владимир Баталовы, Виктор Станицын…».

Новой ступенью в творческой биографии артиста стала роль Бориса Бороздина в легендарной картине «Летят журавли» (1957, режиссер М. К. Калатозов, Золотая пальмовая ветвь на Каннском кинофестивале 1958). Баталов создал образ, поэтически обобщающий черты целого поколения — солдат, не вернувшихся с Великой Отечественной. Неповторимая грустно-ироническая интонация, негромкое мужество, интеллигентность — таков Борис в исполнении Баталова.

В расцвете славы Баталов получил предложение от М. И. Ромма сняться в фильме «Девять дней одного года» (1962) в роли Дмитрия Гусева — физика-атомщика. Сам режиссер определил «Девять дней» как фильм-размышление. Подобный «жанр» требовал от актера совершенно новых приемов игры. Образ Дмитрия Гусева — представителя научной элиты 20 века — закрепил за артистом амплуа героя своего времени. За эту роль Баталов был удостоен Государственной премии РСФСР (1966).

Тем не менее, с начала 1960-х годов режиссеры занимают Баталова в кино все реже.

Одной из форм творческого самовыражения А.Баталова стала, безусловно, режиссерская работа. В качестве режиссера-постановщика он снял три картины. В 1960 году он дебютировал в качестве режиссера фильмом «Шинель» по повести Н. В. Гоголя, в 1972 снял «Игрока» по Ф. М. Достоевскому.

Настоящей удачей стал снятый Баталовым фильм «Три толстяка» (1966, по Ю. К. Олеше), в котором актер снялся в одной из главных ролей. Его экранизации отличает строгая постановочная культура и бережное отношение к классическим текстам. Баталов в этом фильме сыграл канатоходца Тибула. Ему пришлось самому, без дублера, идти по натянутой между домами проволоке, причем без страховки. Целый год он тренировался, что бы сделать эти несколько шагов. Жена Гитана тем временем обучала девочку, игравшую Суок.

В 1979 году в творческой судьбе Баталова произошло событие, которое вновь вовлекло его в настоящий водоворот зрительской любви. Речь, конечно же, идет о роли Гоши в фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Фильм вышел на экраны страны в 1980 году и мгновенно стал фаворитом сезона. Слава этого фильма перешагнула тогда далеко за пределы Советского Союза: в 1980 году он был удостоен высшей награды американской Академии киноискусств — премии «Оскар».

Особое место занимает в творчестве А.В.Баталова работа на радио. Профессиональный интерес и желание постичь, какими средствами создается радиообраз, появилось в период вынужденного бездействия, когда радио стало для него единственным средством общения с миром. Его радиотеатр — это театр живого актера, живого многогранного образа, бережного внимания к слову.

С 1975 года творческая биография А.В.Баталова обрела новую грань — он стал преподавателем ВГИКа. Затем был художественным руководителем, профессором и заведующим кафедрой актерского мастерства. Написал две книги: «Судьба и ремесло» и «Диалоги в антракте». Одно время его зазвали на телевидение, где он сообщал... прогноз погоды. Затем предложили вести одну из новых передач.

Его слова: «Я каждый день должен сделать что-то конкретное, чтобы, придя домой, спокойно сесть в кресло и выпить свой чай...»



Аудиокниги с участием диктора Алексея Баталова


Метель
2001 г.
Кит и Кот
2001 г.
Ромео и Джульетта
2002 г.
В кругу Бунина
2003 г.
Волшебная страна
2004 г.
Любимые герои
2004 г.
Сказки Андерсена
2004 г.
Театр у микрофона. Золотая коллекция. Часть 1
2005 г.
Лесная азбука - 2
2005 г.
[work=238543]Герой нашего времени[/work]
2005 г.
Сказки Шарля Перро
2005 г.
10 лет в мире сказок
2005 г.
Казаки
2006 г.
Сказки Шарля Перро
2006 г.
Сказки Андерсена
2007 г.
Поединок
2007 г.
Красавицы
2007 г.
Ромео и Джульетта
2007 г.
[work=174175]Белые ночи[/work]
2007 г.
[work=619654]Пушистые истории. Лесная азбука 2[/work]
2008 г.
В Париже
2009 г.
[work=619654]Лесная азбука от «А» до «Я»[/work]
2009 г.
Лучшие аудиокниги в дорогу №12
2010 г.
Лучшие аудиокниги в дорогу №6
2010 г.
Рассказы 1888-1900
2010 г.
Лучшие сказки
2010 г.
Волшебные сказки
2010 г.

Исполнители:


⇑ Наверх