fantlab ru




  РЕТРОСПЕКТИВА:

Кейт Эллиот, Мелани Роун, Дженнифер Роберсон «Золотой ключ»





Аннотация: Сарио, самый молодой и самый значительный член семьи живописцев, владеющих удивительным даром — их искусство может изменить действительность, нарушает семейную традицию использования этой мощи для хороших дел, становясь на путь предательства.

Жанр:

  • Фэнтези
  • Любовный роман

Вызывает ассоциации:

  • с «Сарантийской мозаикой» Гая Гевриела Кея по стилю
  • с «Видесским циклом» Гарри Тертлдава по антуражу
  • с «Проклятыми королями» Мориса Дрюона по масштабности хронологии событий
  • с «Доктором Фаустусом» Томаса Манна по философской проблеме, поднятой в произведении

Мнения экспертов:

  • badger: Читателя ждет роскошное полотно, с массой полутонов и оттенков, со множеством ярких героев, пронизанное магией. (оценка: 10)
  • Pupsjara: Настоящая жемчужина переводного фэнтези, которая прошла довольно незаметно мимо многих любителей фантастики. (оценка: 9)
  • baroni: Соединенными усилиями Роун, Роберсон и Эллиот был создан необыкновенно яркий роман, счастливо избежавший многочисленных штампов и замыленных сюжетных ходов так называемого «традиционного фэнтези». (оценка: 8)
  • Nog: Роман «Золотой ключ» запомнился как яркая, красивая, разносторонняя, поразительная история о волшебном мире живописного искусства. (оценка: 10)




Отзывы и оценки экспертов:


badger: Отличный, нестандартный роман, который заметно выбивается из общего ряда фэнтезийных эпопей.

Мир, созданный авторами, лишь на полшага отличается от нашего, времен Возрождения. Это то самое время, когда магия есть где-то рядом, он висит в воздухе, но в то же время ускользает от невнимательного взгляда. Ушли в прошлое дикие племена с таинственными обрядами, но кровь их потомков до сих пор хранит магическую силу. И для абсолютного большинства, великие живописцы могущественных семей — это маги, живущие рядом. Их мощь непонятна простым смертным и обрекает представителей рода на вечное отчуждение.

Завязка эпопеи, охватывающей несколько веков, довольно проста — противостояние двух влиятельных кланов живописцев, борющихся за теплое место возле трона. В этой борьбе нет правил, и побеждает, несомненно, сильнейший. И вот, в одном из семейств рождается мальчик, которому суждено усилить тайную магию живописи за счет обрядов исчезнувшего народа, и стать Великим Иллюстратором всех времен. А еще в этом же клане появляется на свет девочка, талант которой не менее значителен, но по законам страны, использовать его по назначению она не может. Вокруг этих героев — Сарио и Сааведры, и начинает вращается неумолимое временное колесо.

Проходят годы, столетия, мелькает калейдоскоп лиц, вырождаются древние рода, меняются границы страны, изменяется структура власти, но одно остается прежним — истинная власть сосредоточена на кончике кисти. И кисть эта в руках у Великого Иллюстратора.

Дальнейший пересказ сюжета занятие бесполезное и неблагодарное. Читателя ждет роскошное полотно, с массой полутонов и оттенков, со множеством ярких героев, пронизанное магией. Порой роман становится излишне женским — перегруженным мельчайшими деталями, чрезмерно контрастным, подчеркнуто жестоким, но таких сцен на всю книгу не так уж и много, и общей картины они не портят. Роман должен понравится всем любителям фэнтези, для которых важно не наличие в тексте гномов, эльфов и могущественных магов, а присутствие магии в каждой строке и букве произведения.

И еще один совет — читать этот роман следует медленно, со вкусом, так же как и рассматривать любимое полотно в картинной галерее — отходить на шаг назад, смотреть сбоку, при разном освещении... Ведь «Золотой ключ», это в первую очередь сага о живописной магии. Или о магии живописи. Это уж кому как больше нравится

оценка: 10



Pupsjara: Настоящая жемчужина переводного фэнтези, которая прошла довольно незаметно мимо многих любителей фантастики. При чтении этого романа я забывал обо всем на свете, я полностью погружался в этот удивительный волшебный мир и не обращал внимания ни на сон, ни на то, что утром нужно идти на работу.

Главная идея романа-связь магии и живописи хоть и не нова, но в фэнтези используется очень редко. Книга разбита на 3 части. В первой части, которая для меня является настоящим шедевром, речь идет о противостоянии двух семей живописцев: семьи Грихальва и семьи Серрано. Главными героями являются два молодых Грихальва: Сарио и Сааведра. Сарио-очень талантлив и мечтает стать главным придворным иллюстратором, Сааведра тоже талантлива, но женщинам в те времена была уготовлена совсем другая судьба. Очень понравился Сарио — личность противоречивая, но вместе с тем и интересная.

Действие второй части происходит через 300 лет, на главный план выходят женщины и сразу становится видно, что роман писался тоже женщинами. Герои становятся разделены на 2 лагеря, в одном все добрые и хорошие, в другом все плохие и злые. И вот эта чернобелость вместе с увеличивающимся феминизмом не сильно понравилась, но все равно часть читалась с большим интересом.

И наконец финальная часть, которая происходит через 50 лет после описанных событий во второй части. Пламя революции разгорается по стране, в центре событий молодая художница Элейна и сын герцога. Элейне удается разгадать тайну Сарио и Сааведры, что приведет к довольно предсказуемому финалу. Достойное окончание, но не такого слащавого финала я ожидал от этой прекрасной книги, жаль, что главному герою не дали здесь развернутся.

Рекомендую всем любителям фэнтези, так-как отличная идея, запоминающиеся главные герои, полное погружение в мир книги.

оценка: 9



baroni: Удивительный роман, написанный тремя женщинами-соавторами. Вообще-то, лично я всегда с подозрением отношусь к так называемому «коллективному творчеству». Уж слишком много встречалось откровенной халтуры, да и просто творческих неудач... Однако, «Золотой ключ» стал действительно приятным исключеним из этой печальной закономерности. Соединенными усилиями Роун, Роберсон и Эллиот был создан необыкновенно яркий роман, счастливо избежавший многочисленных штампов и замыленных сюжетных ходов так называемого «традиционного фэнтези».

Действие «Золотого ключа» разворачивается в некоей вымышленной стране (в которой легко прочитывается Испания в диапазоне от Средневековья до Нового времени). Исключительно важную роль в жизни страны играет живопись — картины фактически заменяют все официальные документы. Соответственно художники имеют в этом государстве большую власть и почти что неограниченное влияние. «Золотой ключ» получился сложным и многоплановым произведением — история одной семьи наследственных художников, своеобразная семейная сага, оказывается тесно сплетеной с политическими интригами, с тайнами весьма необычной магии, с авторскими размышлениями о природе художественного дара и предназначении самого художника. Вообще сам роман поразительно напоминает огромное художественное полотно...Или , вернее, целый художественный музей, наполненный картинами старых мастеров — с неяркими, чуть приглушенными, подернутыми дымкой времени красками; пристальной внимательностью к деталям, малейшим оттенкам настроения и нюансам психологии.

В «Золотом ключе», безусловно, имеются свои недостатки, которые становятся заметными как раз при неторопливом, вдумчивом чтении. Главным недостатком, на мой взгляд, является некоторая авторская наивность, особенно бросающаюся в глаза при разрешении различных политических интриг и коллизий. Но ни наивность, ни злоупотребление авторами методом транслитерации (которое особенно сильно раздражает в первой книге романа) не способны испортить впечатления от встречи с этим самобытным и стильным произведением.

оценка: 8



Nog: Впервые роман «Золотой ключ» попал мне в руки года четыре назад, если не больше, и запомнился тогда как яркая, красивая, разносторонняя, поразительная история о волшебном мире живописного искусства. Тем интереснее было проверить, не изменилось ли моё восприятие за прошедшее время, не потеряла ли книга в привлекательности и интересности, ведь за эти годы мне довелось познакомиться с множеством замечательных произведений, а тогда мой читательский опыт в области фантастики и фэнтези был заметно скромнее. Как оказалось, впечатление от книги не просто не снизилось — можно было бы сказать, что оно стало даже лучше, если б были на шкале оценок какие-то уровни выше уже достигнутого.

Роман приятно удивляет с самых первых строк. Начиная новую книгу, тем более настолько объёмную, авторы так или иначе должны рассказать некую предысторию будущих событий. Каждый к этому подходит по-разному, описывая мир в разговорах, в монологах-воспоминаниях, в размышлениях, просто прямо авторской речью, делая специальное отступление, или сносками. Бывают и более оригинальные варианты, вроде экзамена по истории/географии/религии и т.п., который держит какой-нибудь ученик. Это трио писательниц пошло весьма необычным, очень красивым и при этом исключительно логичным путём. Раз в придуманном ими мире живопись приобрела характер официального делопроизводства, значит, любое значимое событие запечатлено как минимум на одной картине. И вот в прологе мы видим целую череду таких картин, на которых изображены ключевые моменты истории герцогства Тайра-Вирте, в котором и происходит действие книги, и прошлого двух противоборствующих семей художников — обласканных властями Серрано и ненавидимых церковью (или екклезией) и презираемых народом «полукровок»-Грихальва, пользующихся, однако, защитой герцога. Первая треть романа рассказывает как раз о кульминации противостояния этих двух семейств, когда среди Грихальва появились сразу двое выдающихся художников — юноша по имени Сарио и его старшая сестра Сааведра. Именно им суждено было начать цепь событий, на несколько веков предопределивших судьбу и их страны, и их семьи, и завершившихся лишь спустя три с половиной столетия.

Удивляют приятно и декорации, в которые авторы поместили свой роман: в первой части Тайра-Вирте очень похоже на одно из небольших итальянских государств эпохи Возрождения, что само по себе необычно для фэнтези, но ещё необычнее то, что мир не стоит на месте, а меняется весьма правдоподобным образом, и ближе к концу мы видим страну, в которой распространяются либеральные идеи и нарастают революционные настроения, как в Европе восемнадцатого или даже девятнадцатого века. Ведь вроде бы самоочевидная идея нестатичного мира — а в фэнтези почти никогда не используется. Почему — не знаю, но авторам это дополнительный плюс.

Ещё стоит отметить удачное построение романа и ввод в него новых сюжетных линий и персонажей. Вторая и третья части книги не только и не столько продолжают первую, сколько рассказывают свои собственные истории, безусловно, связанные с основной линией, но при этом вполне самостоятельные, каждая из которых могла бы превратиться в целую отдельную книгу. Их герои — Мечелла и Кабрал, Рохарио и Элейна, и другие — пусть и уступают в яркости и выпуклости Сарио и Сааведре, но всё же оказались интересными и привлекательными, им тоже просто хочется сопереживать.

В заключение хочется только не в первый уже раз пожалеть о том, что такие блистательные произведения проходят мимо внимания читателя. Роман был издан в России лишь один раз, восемь лет назад, в самом начале существования серии ЗСФ, и прошёл фактически незамеченным. И тем не менее время, потраченное на поиски этой книги, не пройдёт зря — она наверняка с лихвой вознаградит любые усилия даже самого взыскательного читателя.

оценка: 10






Другие рекомендации «Лаборатории Фантастики»:






⇑ Наверх