Иван Антонович Ефремов ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества»

Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества

 автор  сообщение


магистр

Ссылка на сообщение 10 июня 2011 г. 15:21  
Айслер пишет не про матриархат, а про матрицентризм. И объясняет, чем одно отличается от другого.
Кто угодно может что угодно признавать сомнительным :) Просто есть доказанные факты, факты археологии, которые вписываются только в такую модель, но никак не в патриархальную. Если же условный маститый профессор патриархально относится к женщинам, что не редкость, то и отношение его к гипотезам, ставящим женщину высоко, будет априори негативным. В науке, к сожалению, такое сплошь и рядом случается — по различным причинам.
Скажем, изучение индийской философии сильно затруднено стремлением вписать её в координатную систему западноевропейской философии, отчего какие-то моменты просто упускаются, в итоге получается сильно урезанная картина.
–––
Орлы мух не ловят (С. И. Павлов)


активист

Ссылка на сообщение 10 июня 2011 г. 15:25  
Идеи автора — это одно, а вот написано у него совершенно другое. Можно читать хоть всю Блаватскую, Рериха и Гурджиева сразу, но если в произведении руководитель-женщина попадает в глупую ситуацию чаще, если там поведение землян на другой планете выглядит весьма колонизаторски и хамски, если командир звездолета неподготовлен к форсмажору, если полезное открытие гасится властью, то тут идеи автора роли уже не играют.
И раз уже на то пошло, почему ИАЕ приглянулась патриархальная Древняя Греция, а не Древний Египет, с культом учености, с почитанием писцов, с явно матриархальными богинями Бастет, Сехмет, Маат, Тэмирис, Изидой?


магистр

Ссылка на сообщение 10 июня 2011 г. 15:46  
К Гурджиеву ИАЕ резко отрицательно относился :) И к Блаватской — до разговора с Юрием Николаевичем. Ну, это так, в сторону.
А коли у вас сложилось впечатление, что на Тормансе земляне ведут себя колонизаторски и по-хамски, то это такое странное, наоборотное прочтение, что разговаривать не о чем. Наверное, ИАЕ вам просто не нужен.
Просто констатирую: автор имел иные идеи, писал об ином. Вы поняли наоборот — так задайтесь вопросом: почему? Что в вас отозвалось не чистым восприятием авторского замысла, а столь полной наоборотностью.
–––
Орлы мух не ловят (С. И. Павлов)


магистр

Ссылка на сообщение 10 июня 2011 г. 15:57  
Кстати, Др. Египет, как раз типически патриархален, это азиатская деспотия. Даже женщина фараон (пару эпизодов за 2,5 тысячи лет) должна была бороду приклеивать. Греки в этом смысле — наследники Крита. Это в Элладе статуи прекрасных богинь обнажённых ваяли, а не в Египте. Так что вопрос ваш странный какой-то. Египет — это Торманс древнего мира — закапсулированная территория, жёсткие касты, прямолинейное закапсулированное мышление, вертикальная иерархия жесточайшая. Эллада — родина индивидуальности, открытости пространству. А полисную структуру сломал АМ, создав синтетическое явление эллинизма на огромной территории.
–––
Орлы мух не ловят (С. И. Павлов)


активист

Ссылка на сообщение 10 июня 2011 г. 16:00  
Повторяю свой вопрос- почему не Та-Кем?
И, касательно авторского замысла — что у автора в голове до процесса написания произведения, и что у автора получилось после написания всего произведения — не одно и то же. Мы не имеем доступа к мозгу ныне покойного ИАЕ, не можем прочитать его мысли. А написанное в свете сегодняшнего дня уже потихонечку переходит в полярный утопии жанр.


активист

Ссылка на сообщение 10 июня 2011 г. 16:08  
Ага, только вот до сих пор сохранились греческие мифы о Тесее и Дедале. И критяне, вопреки тому, что писал Ефремов, голыми не ходили. А на Праксителя за статую обнаженной Афродиты в суд подали. И разве в Греции не было деспотов и тиранов (а слова как раз оттуда).


миротворец

Ссылка на сообщение 10 июня 2011 г. 16:38  

цитата alexbzg

Я правильно понял, что вы имеете ввиду очень отдаленное будущее и соответствующее общество?


Я имею в виду не это, точнее, далеко не только это. Ефремов как раз пытался преодолевать недостатки утопического социализма.
Главный предмет его творчества — Новый Человек (и вообще Человек). Каков может быть смысл его жизни, его цели? Как к ним можно подходить уже сейчас? Где, образно говоря, искать выход из инферно.
В определенном смысле, Ефремов пытался создавать новый вид литературы, о чем он сам хорошо сказал в своей статье "Наклонный горизонт".


активист

Ссылка на сообщение 10 июня 2011 г. 16:41  
Коллеги, что вообще такое инферно по Ефремову? Есть ли какие-то конкретные примеры у самого автора? Именно примеры.


миротворец

Ссылка на сообщение 10 июня 2011 г. 16:43  
Обо всем этом написано в "Часе Быка", и с примерами.


активист

Ссылка на сообщение 10 июня 2011 г. 16:51  
И не получилось у него создать этот новый вид литературы, по независяящим от него причинам.


миротворец

Ссылка на сообщение 10 июня 2011 г. 17:01  
Что-то получилось, что-то — нет. Но от него точно зависело не мало.


авторитет

Ссылка на сообщение 10 июня 2011 г. 17:10  

цитата Clegane

Коллеги, что вообще такое инферно по Ефремову? Есть ли какие-то конкретные примеры у самого автора? Именно примеры

Уже то, что соседи громко включают телевизор и не считаются с тобой, и доставляют тебе боль – это уже проявление инферно (Час Быка). Инферно – это безысходность страданий (Ад) и для человека, и для всего живого, как сказал А.Блок «… Судьба устала нас карать, И наша жизнь тяжка без меры, И тяжко будет умирать…»

цитата Clegane

Ага, только вот до сих пор сохранились греческие мифы о Тесее и Дедале. И критяне, вопреки тому, что писал Ефремов, голыми не ходили.


Может это и моя ошибка, но мне кажется, что здесь у Ефремова есть некая параллель с библейским раем (антитеза инферно), где показаны обнаженные и невинные даже в эросе (то есть ещё не испорченные и не расщепленные злом).
–––
Но смело мысль, в такие дни лети за грань,в планетный холод!
Вселенский серп,сев истин жни, толщ тайн дроби,вселенский молот!


магистр

Ссылка на сообщение 10 июня 2011 г. 17:17  

цитата Clegane

Нетушки, патриархат у него,, со специфической моделью воспитания, но все равно патриархат. Всегда женский персонаж в зависимом, угнетенном, слабом или жертвенном положении. Как Бина Лёд раскопками руководит, так она робота топит, как Низа Крит, так на нее медузоид нападает, как Веда Конг, так или с винтолетом падает, или быка пугается, как Мента Кор, так она сутками работает, как Эвда Наль, так у нее или с дочкой проблемы, или с партнером.
А касательно Таис — подругу одну убили, чуть в жертву Себеку не принесли, вторая подруга пропала без вести, любимый человек умер. И еще у нее такой вот неприятный жизненный этап подступает, как старость, а как жить дальше, она не знает.

Вот это мне особенно понравилось. А не был бы Ефремов таким мужским шовинистом, Таис не постарела бы. Мужчины, надо думать, у него не стареют...


активист

Ссылка на сообщение 10 июня 2011 г. 17:37  
Вполне вероятно, Ефремов успел получить часть дореволюционного образования, с его культом античности и законом божьим.
Орущий у соседей телевизор — инферно?! А в ад попадают не просто так, а за совершенные грехи. И проблема тут в другом, цепь инферно достаточно легко прерывается тремя способами — отплатить той же монетой (пять минут Металлики — и соседи прикручивают звук, тем более они не смотрят свой телевизор после 23:00), разобраться в том, что именно доставляет тебе страдание и исключить травмирующий фактор (тяжело, но выполнимо), или принять это страдание как часть себя, потому что иначе -никак (я теперь понимаю, почему мире ТА нет ни хронических больных, ни инвалидов. Человек коммунистического будущего просто не знает, как это — жить со своей болезнью и жить так, чтобы и здоровые тебя уважали за твои дела, а не за группу инвалидности. Изнеженные сюсечки). Земляне просто разучились сопротивлению.


авторитет

Ссылка на сообщение 10 июня 2011 г. 17:45  

цитата андрос

Речь шла не о глаголе в грамматике, а о моральной категории. Не заметить этого было нельзя, право. Получается подмена умышленная (или нет?)
Так ведь фонвизин тоже не о глаголе в грамматике говорит. "Не заметить этого было нельзя, право."
"Вопр. Сколько у двора глаголов?
Отв. Три: действительный, страдательный, а чаще всего отложительный."

цитата Leningradka

похоже, что в молодости они экспериментируют, а по прошествии некоторого времени успокаиваются,
По-моему все проще (и легко подтверждается цитатами). Ко времени ЭВР любовь, эрос и деторождение четко разделены в пространстве понятий, и пересекаются лишь эпизодически.


активист

Ссылка на сообщение 10 июня 2011 г. 17:53  
Сигирия, если б у ИАЕ было менее выражено патриархальное мышление, то Таис бы не боялась старости. Ефремов и так старается как можно меньше такое мышление в своих исторических вещах показывать.


авторитет

Ссылка на сообщение 10 июня 2011 г. 17:58  
Отличная, я считаю, получается юмористическая тема. Нечто вроде башогра — по мотивам Ефремова.

цитата Katherine Kinn

При чем тут наука? какая, извините, наука ночует у Ефремова? Агни-йога — да. Рерихианства — воз и еще немножко. НО вот науки в космической фантастике Ефремова нет.
Ее и у Азимова нет, должна заметить. Да и у Лема тоже.

Прочтя, от восторга прилежно задохнулся. Водовки выпил. Но на этом всё.

Читаю дальше. :)


магистр

Ссылка на сообщение 10 июня 2011 г. 18:03  

цитата Clegane

Повторяю свой вопрос- почему не Та-Кем?

Ответ дан. Не удивлён, что вы его не увидели.

цитата Clegane

И, касательно авторского замысла — что у автора в голове до процесса написания произведения, и что у автора получилось после написания всего произведения — не одно и то же. Мы не имеем доступа к мозгу ныне покойного ИАЕ, не можем прочитать его мысли.

Творческий процесс известен, мысли по эпистолярному наследию и свидетельствам друзей и родственников тоже.

цитата Clegane

А написанное в свете сегодняшнего дня уже потихонечку переходит в полярный утопии жанр.

Именно в свете сегодняшнего дня видна провидческая мощь автора и колоссальный гуманистический потенциал. А мы уже в Тормансе (когда Сколково на полную мощь заработает, тогда и эквивалент тормансианских галлюциногенов в воздухе получим), и почти в Матрице. С каждым шагом дальше от прекрасного будущего ИАЕ.

цитата Clegane

И разве в Греции не было деспотов и тиранов (а слова как раз оттуда).

Слова имеют тенденцию менять значение. На Руси слово "прелестный" обозначало "сатанинский", а сейчас наоборот.
–––
Орлы мух не ловят (С. И. Павлов)


авторитет

Ссылка на сообщение 10 июня 2011 г. 18:06  

цитата Clegane

А в ад попадают не просто так, а за совершенные грехи


У Ефремова по-другому. Инферно — это мириады смертей (и страданий), которыми экспериментирует природа. Но человек обладает разумом и он вправе и должен выйти из инферно. Поэтому человек будущего — это человек побеждающий инферно, весь ужас бессмысленных и безысходных страданий. А тот, кто увеличивает на земле страдания, тот увеличивает и инферно. У него роль демоническая. Но вполне вероятно, что здесь на земле он даже будет получать удовольствие из-за страдания других.

А вообще получается, что если смысл будущего Ефремова можно трактовать как «Коммунизм — это Царство Божие на Земле», то тогда Инферно – это Ад на Земле.
–––
Но смело мысль, в такие дни лети за грань,в планетный холод!
Вселенский серп,сев истин жни, толщ тайн дроби,вселенский молот!


активист

Ссылка на сообщение 10 июня 2011 г. 18:12  

цитата Борис68

Уже то, что соседи громко включают телевизор и не считаются с тобой, и доставляют тебе боль – это уже проявление инферно


Короче говоря, инферно — всё, что вызывает дискомфорт. То бишь антиподом инферно будет комфорт. Поэтому совершенно непонятно, почему поклонники творчества ИАЕ так восхваляют аскетизм. 8-)
Страницы: 123...185186187188189...424425426    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества»

 
  Новое сообщение по теме «Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх