Было ли потеряно потерянное ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другая литература» > Тема «Было ли потеряно потерянное поколение?»

Было ли потеряно потерянное поколение?

 автор  сообщение


миродержец

Ссылка на сообщение 1 августа 2013 г. 16:41  
цитировать   |    [  ] 
В теме, посвященной Эрнесту Хемингуэю, зашла речь о так называемом потерянном поколении и писателях потерянного поколения, именуемых так с легкой руки Гертруды Стайн.

Немного о самом термине:

цитата

Потерянное поколение

С французского: Une generation perdue.
Ошибочно приписывается американскому писателю Эрнесту Хемингуэю (1899—1961). В действительности автор этого выражения американская писательница Гертруда Стайн (1874—1946). Э. Хемингуэй лишь использовал его в качестве эпиграфа к своему роману «И восходит солнце» (1926). Первые издания романа открывались этой фразой с указанием ее автора:
Все вы — потерянное поколение.
Гертруда Стайн (в разговоре).
Как родилось это выражение, Хемингуэй рассказывает в другой своей книге — «Праздник, который всегда с тобой». В главе «Une generation perdue» (с французского: «потерянное поколение») он пишет, что однажды некий молодой механик, побывавший на фронте, очень неудачно отремонтировал старый «форд» Гертруды Стайн. Она была очень недовольна:
«— Вы все — une generation perdue! Вот вы что такое. Вы все такие! — сказала мисс Стайн. — Вся молодежь, побывавшая на войне. Вы — потерянное поколение.
Вы так думаете? — спросил я.
Да, да, — настаивала она. — У вас ни к чему нет уважения. Все вы сопьетесь...»
Выражение стало в 20-е гг. на Западе весьма популярным как характеристика молодежи, которая прошла Первую мировую войну, но в мирной жизни свое место находила с большим трудом.
Иносказательно: о молодых людях, потерянных для общества и для самих себя — они не могут найти себя в новых условиях жизни, самореализоваться и пр.
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс». Вадим Серов. 2003.

Теперь о писателях, лейтмотивом творчества которых стала эта тема, а они очень разные. Здесь и американцы, оказавшиеся после Первой мировой в Париже (именно к ним изначально и "прицепилось" это название), и представители иных наций, прошедшие войну и разочаровавшиеся в жизни. Так что же общего в книгах Эрнеста Хемингуэя, Джона Дос Пассоса, Ричарда Олдингтона, Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, Шервуда Андерсона, Томаса Вулфа, Ремарка, Барбюса и многих других? Неужели их книги одинаковы? Может, этот термин лишь домысел досужих литературоведов? Почему этот "ярлык" привязался именно к зарубежным писателям и в их плеяду не включены русские авторы того же периода с теми же темами отчаяния и непонимания происходящего вокруг? Можно ли судить обо всем поколении, прозванном потерянным, не сравнивая их книг и ограничиваясь парой романов Хемингуэя или Ремарка? Насколько будет верна такая картина? Не является ли любое поколение, прошедшее войну, потерянным? Вопросов много, впрочем, как и ответов на каждый из них. Обсудим?
–––
В воротах цирка застрял танк. Толпа подожгла бассейн. Львица оказалась кабаном.


миродержец

Ссылка на сообщение 2 августа 2013 г. 10:56  
цитировать   |    [  ] 
А попробую я сразу задать вопрос, который возник в голове сразу после прочтения книги Луи-Фердинанда Селина "Путешествие на край ночи". Там главный герой, после того как повоевал в Первую мировую, возвращается домой и начинает искать себя. Дома в мирной жизни себя не находит — и продолжает поиск по всему свету. Книга полна отчаяния, ненависти к жизни и людям, горькой насмешки надо всем подряд, но к писателям потерянного поколения его не относят. Его называют и мизантропом, и расистом фашистом, и предтечей экзистенциализма... Неужели его произведения слишком черны, чтобы отнести его к "светлым и оптимистичным" произведениям тех же наиболее раскрученных Ремарка или Хемингуэя? Или просто сказался более поздний выход в свет его творений? Не понимаю. ???
–––
В воротах цирка застрял танк. Толпа подожгла бассейн. Львица оказалась кабаном.


авторитет

Ссылка на сообщение 3 августа 2013 г. 02:10  
цитировать   |    [  ] 

цитата mischmisch

в их плеяду не включены русские авторы того же периода с теми же темами отчаяния и непонимания происходящего вокруг?

тут просто -это "убитое поколение"
–––
tomorrow never knows


авторитет

Ссылка на сообщение 3 августа 2013 г. 02:16  
цитировать   |    [  ] 
а вообще, если понимать дословно, то "потерянное" для общества, продолжавшего жить довоенными ценностями. Но вышло наоборот — это довоенный "мир" ушел в небытие.
–––
tomorrow never knows


миродержец

Ссылка на сообщение 3 августа 2013 г. 17:59  
цитировать   |    [  ] 
Blackbird22 , не могу согласиться с убитым поколением, если, конечно, не воспринимать фразу буквально. По-моему, наших настолько затянула революция с ее спецификой и последствиями, что им стало уже не до поисков себя — самим бы выжить. К тому же осталось о чем сожалеть и кого ненавидеть, а это придает сил и отодвигает депрессию. Хотя надо бы еще посмотреть по персоналиям.
–––
В воротах цирка застрял танк. Толпа подожгла бассейн. Львица оказалась кабаном.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 3 августа 2013 г. 18:06  
цитировать   |    [  ] 
В каком-то из предисловий к "Властелину колец" — кажется, "Радуга", очень интересно поставлен вопрос — а почему Толкин, прошедший Первую мировую "от и до", не стал причислять себя к оному поколению, не озлобился (хотя, тут нужен иной термин), а сумел создать грандиозное произведение.
Касательно русских писателей. У нас просто все оказались разрозненными — тут и внешняя эмиграция и внутренняя и писатели соцреализма.


миродержец

Ссылка на сообщение 3 августа 2013 г. 18:38  
цитировать   |    [  ] 

цитата Шалашов

не стал причислять себя к оному поколению, не озлобился (хотя, тут нужен иной термин), а сумел создать грандиозное произведение.

Насколько я понимаю, самих авторов об этом особо не спрашивали, а решающая роль именно у характера произведений. При этом и тут все сложно. Хотя бы взять Джона Дос Пассоса. В русской Википедии о нем такая штука:

цитата

Первые романы — «Посвящение одного человека» ("One Man's Initiation: 1917", 1920) и «Три солдата» ("Three Soldiers", 1921) — относятся к литературе «потерянного поколения». Дос Пассос начал формалистическое экспериментирование в романе «Манхэттен» ("Manhattan Transfer", 1925).

В трилогии «США», включающей книги «42-я параллель» ("The 42nd Parallel", 1930), «1919» ("Nineteen Nineteen", 1932) и «Большие деньги» ("The Big Money", 1936), Дос Пассос показал культуру страны первых десятилетий двадцатого века. В его вторую трилогию «Округ Колумбия» вошли романы «Приключения молодого человека» ("Adventures of a Young Man", 1939), «Первый номер» ("Number One", 1943) и «Великий замысел» ("The Grand Design", 1949)). Свой метод Дос Пассос называл «камера обскура».

В английской же подобного разделения нет: он назван "одним из потерянного поколения". Я вот сейчас "42-ю параллель" как раз перечитываю: ведь реально, если не знать биографии автора, то ничего общего с литературой потерянного поколения не улавливается.
–––
В воротах цирка застрял танк. Толпа подожгла бассейн. Львица оказалась кабаном.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 3 августа 2013 г. 19:17  
цитировать   |    [  ] 
Возможно даже, дело не в самих писателях, а в литературоведах. Нужно же как-то все систематизировать, раскладывать по полочкам. Возьмем нашу литературу. Короленко, Гаршин писали в эпоху, когда писал Мережковский, Блок, Кондратьев и прочие, кого причисляют к Серебряному веку. Однако, первых к писателям Серебряного века не относят.
Так и с "потерянным поколением". Так что вы правы.


авторитет

Ссылка на сообщение 3 августа 2013 г. 19:21  
цитировать   |    [  ] 

цитата Шалашов

не стал причислять себя к оному поколению, не озлобился (хотя, тут нужен иной термин), а сумел создать грандиозное произведение.

ну, я слышал мнение, что Толкин так мощно "эскапировал" именно от ПМВ.
–––
tomorrow never knows


философ

Ссылка на сообщение 3 августа 2013 г. 19:34  
цитировать   |    [  ] 

цитата Шалашов

Возможно даже, дело не в самих писателях, а в литературоведах. Нужно же как-то все систематизировать, раскладывать по полочкам


Есть что-то насильственное в таком подходе. И даже не совсем верное. Но ведь не литературоведы это придумали. Может просто действительно ярлык. Что-то в нем так, а что-то просто просто из желания все упросить, привести к простому стереотипу?


философ

Ссылка на сообщение 3 августа 2013 г. 19:41  
цитировать   |    [  ] 
А какие еще есть признаки, кроме растерянности, пессимизма? Разве таких очень неопределенных достаточно?


миродержец

Ссылка на сообщение 3 августа 2013 г. 19:48  
цитировать   |    [  ] 

цитата Little David

кроме растерянности, пессимизма?

Годы рождения авторов: их молодость или зрелость пришлась на Первую мировую, что отразилось на их творчестве в виде некоторых проявлений неврозов комбатантов.
–––
В воротах цирка застрял танк. Толпа подожгла бассейн. Львица оказалась кабаном.


философ

Ссылка на сообщение 3 августа 2013 г. 19:59  
цитировать   |    [  ] 

цитата mischmisch

Годы рождения авторов


Поколение да, тут уже писалось. Но вы ведь вы сами писали, что не все.

цитата mischmisch

в виде некоторых проявлений неврозов комбатантов


Так может это просто "синдром войны"? Знаетет пишут про синдромы разных войн. Синдром первой мировой у таких-то авторов. Может и все?


миродержец

Ссылка на сообщение 3 августа 2013 г. 20:03  
цитировать   |    [  ] 
Little David , так я уже который день пишу (в том числе и в другой теме), что некоторые вопросы настолько эфемерны, что на них одновременно можно получить простой и четкий ответ (как в Википедии) и зарассуждаться до того, чтобы полностью потерять ориентацию. :-))) Вот этим-то они и интересны.
–––
В воротах цирка застрял танк. Толпа подожгла бассейн. Львица оказалась кабаном.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 3 августа 2013 г. 21:53  
цитировать   |    [  ] 

цитата Little David

Так может это просто "синдром войны"? Знаетет пишут про синдромы разных войн. Синдром первой мировой у таких-то авторов. Может и все?

Наверное, это тоже... Но! (Уж простите, меня почему-то "переклинивает" на наших авторов). Что-то мне вспомнился Зощенко — штабс-капитан, кавалер нескольких (не полезу в Википедию — не пяти ли?) боевых орденов, незабвенный Михаил Афанасьевич, умудрившийся послужить в Белой армии. Или, Гашек с его бравым солдатом — тоже участник. Возможно, дело тут не в синдроме, а в личности.


миродержец

Ссылка на сообщение 3 августа 2013 г. 22:07  
цитировать   |    [  ] 

цитата Шалашов

Возможно, дело тут не в синдроме, а в личности

И Николай Гумилев до компании. Георгия так просто не давали
–––
Я доверил это письмо своему быстроногому почтовому голубю.


авторитет

Ссылка на сообщение 3 августа 2013 г. 22:58  
цитировать   |    [  ] 
Их общая безысходность объединяет, но при том какое-то несерьезное отношение к жизни. Трудно выразить, но как-то так мне чувствуется общее у них.


авторитет

Ссылка на сообщение 3 августа 2013 г. 23:29  
цитировать   |    [  ] 

цитата Шалашов

Или, Гашек с его бравым солдатом — тоже участник.

там было изначально антивоенное настроение)
–––
tomorrow never knows


философ

Ссылка на сообщение 3 августа 2013 г. 23:47  
цитировать   |    [  ] 
Хм... В цитате, приведенной mischmisch, претензии Гертруды Стайн выглядят слишком уж некрасиво, по-базарному. В духе "воротник застегнуть! Разболтались там у себя на передовой". Если, конечно. история правдива, а не представляет собой ерническую выдумку.
Думается, что люди, прошедшие войну или другие тяжкие испытания, теряют в первую очередь тот самодовольный идеализм и фатализм, что характерны для т.н. мирных обывателей. А обывателей это неизбежно раздражает, как всякий отход от привычных стандартов .


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 4 августа 2013 г. 00:10  
цитировать   |    [  ] 

цитата Лунатица

Думается, что люди, прошедшие войну или другие тяжкие испытания, теряют в первую очередь тот самодовольный идеализм и фатализм, что характерны для т.н. мирных обывателей. А обывателей это неизбежно раздражает, как всякий отход от привычных стандартов .

На войне не был, в горячих точках тоже. Но после первого курса нас всех "окучили" и отправили в ряды ВС (в 1980-е годы отменили отсрочку для студентов). Два года в ВВС (техник-оператор АКЗС), возвращение. Наверное, месяца три казалось — лекции, семинары — ну, какая же это ерунда... А там... А там я выпускал самолеты в небо.
Теперь представьте, чувства человека, который воевал, вернулся живым. И пытающегося выплеснуть все эти чувства на бумагу.
Страницы: 12    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другая литература» > Тема «Было ли потеряно потерянное поколение?»

 
  Новое сообщение по теме «Было ли потеряно потерянное поколение?»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх