Феномен советской фантастики


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Феномен советской фантастики»

Феномен советской фантастики

 автор  сообщение


миродержец

Ссылка на сообщение 11 августа 2013 г. 17:53  

цитата lena_m

читали, к примеру, книги Галины Николаевой?

И что с того? Тогда это было вполне "в трэнде". Многие так писали. Считалось вполне нормально. Не нужно оценивать прошлое нынешними мерками.
–––
из сильных и суровых врагов
получается прочная обувь


миродержец

Ссылка на сообщение 11 августа 2013 г. 17:53  
lena_m, совершенно с Вами согласен: в 3-й части ПНВС явным образом прочитывается в т. ч. и автопародия. :-)
–––
a million bright ambassadors of morning


магистр

Ссылка на сообщение 11 августа 2013 г. 18:06  

цитата gleb69

Справедливости ради, маленький оффтоп:
А какие трансураниды есть на Земле?

Да, про это я не подумал. Только синтетические, получается. Но, с другой стороны, Земля обходилась без них всю свою историю, так что они вряд ли могут быть жизненно важными для чего бы то ни было. В книге я не помню, что с ними собирались делать. Как бы не тупо електричество производить.


авторитет

Ссылка на сообщение 11 августа 2013 г. 18:09  

цитата Verdi1

Но, с другой стороны, Земля обходилась без них всю свою историю,

без интернета тоже всё время обходились, да ещё много без чего)
–––
tomorrow never knows


миротворец

Ссылка на сообщение 11 августа 2013 г. 18:17  

цитата Verdi1

Земля обходилась без них всю свою историю


Не всю — сколь-то-там миллионов лет назад в Габоне функционировал природный урановый реактор...
–––
Helen M., VoS


авторитет

Ссылка на сообщение 11 августа 2013 г. 18:19  
lena_m
Не, ну мне пофиг было как-то на язык. Тем более, что я уже кагбэ слышал как-то где-то обсуждение "дубовости" языка Льва Толстого в "Анне Карениной", и даже этому не особо удивлялся — разве что только в смысле — "и занимает же людей такая фигня!"
Потому как давным-давно, во студенческие года практически, был на встрече со зрителями одного старого актера, не скажу как звали, но точно помню, что он директора НИИ играл в "Гараже", того, который с любовницей был там. Он и в остальных фильмах все больше начальство играл, представительный мужик потому как, ага. ( Еще где-то он же, помню, по роли назвал ткань не "мадаполам", а "полумадам" :) ) .
Ну и спросил его кто-то из зала, почему в старых фильмах с его участием все так ненатурально выглядит. Он и пояснил : раньше люди не то что там другие наряды носили да другую пищу ели, на другом транспорте ездили, на дровах да керосинках вместо газа обеды готовили — но и чувствовали, и изъяснялись по-другому совершенно.
Так что говоря о языке надобно учитывать что м.б. в то время такой язык был не столь уж и смешным. ( Про Николаеву ничего не знаю, не скажу, все может быть, АБС — и не одни они — могли в то время и не такое отмочить... )

...Такой язык, как у Стругацких, или даже как у Толстого — вовсе не так уж сложно освоить и перенять. Вы Андрея Платонова попробуйте спародировать хотя бы, об имитации я и вовсе молчу... никому это не удастся.
И поэтому также, но главным образом — потому, что к моменту прочтения повести я уже такого успел поначитаться, что на меня сии извраты не действовали, я и оценивал не язык, а фабулу, сюжет ... ну и всю остальную лабуду. То-есть не лабуду в смысле от АБС. Ну, вы понели :-)
–––
Человек чувствует свой долг лишь в том случае, если он свободен


магистр

Ссылка на сообщение 11 августа 2013 г. 18:21  

цитата Blackbird22

без интернета тоже всё время обходились, да ещё много без чего)

Добывать интернет на Венере? Оригинальная идея для какого-нибудь суперстимпанка. Кстати, у Бакстера есть альтернативка, где мировая экономика и энергетика базируется на добыче антиматерии со случайно прибившегося к Земле астероида.

Но всё равно, в наше время уничтожать биосферу планеты ради добычи чего угодно сколь угодно ценного, хоть магнитных монополей — это моветон, и в современной фантастике о таком могут мечтать только отрицательные герои. У Кима Робинсона, к примеру, моральный аспект терраформирования Марса был предметом тяжелейших многолетних дебатов даже в условиях полного отсутствия жизни на Марсе.


миротворец

Ссылка на сообщение 11 августа 2013 г. 18:24  

цитата Drovkin

lena_m
Не, ну мне пофиг было как-то на язык.


Тогда вам в принципе не увидеть — где литература, где беллетристика, а где просто чтиво...

цитата Drovkin

Такой язык, как у Стругацких, или даже как у Толстого — вовсе не так уж сложно освоить и перенять.


Судя по книгам проектов ОО и Время Учеников эта задача намного сложней, чем вам представляется...
–––
Helen M., VoS


миротворец

Ссылка на сообщение 11 августа 2013 г. 18:41  

цитата Drovkin

Такой язык, как у Стругацких, или даже как у Толстого — вовсе не так уж сложно освоить и перенять

Поэтому и не перенимают? Очевидно, слишком мелкая цель, чего уж размениваться:-)))
Вперед, к Платонову! Ах да, там с коммерческим аспектом туговато. Тогда чур-чур, будем графоманить как обычно.
Теперь понимаю, почему так много примитивных текстов развелось (особенно в процентном отношении).
–––
URIAH HEEP. High Priestess


миротворец

Ссылка на сообщение 11 августа 2013 г. 18:49  
А если всерьез — есть очень интересная подтема — советская ДЕТСКАЯ фантастика (соответственно целевой аудитории). Целый ряд прекрасных произведений и авторов — Лагин, Носов, Губарев, Чеповецкий, Крапивин, Булычев, Мошковский...
–––
URIAH HEEP. High Priestess


активист

Ссылка на сообщение 11 августа 2013 г. 18:51  

цитата galaxy56

Теперь понимаю, почему так много примитивных текстов развелось (особенно в процентном отношении).


Эти примитивные тексты как раз следствие невозможности СФ выступить в кач-ве основы, базиса для развития. Унылые потуги 4 волны никому сейчас неинтересны. Никаких дюн и гепирионов не было, чем там восторгаться? Молодому поколению пришлось изобретать почти с нуля фантастический жанр. И мистику, и фэнтези, и колонизаторскую фантастику без купюср и т д.. В начале всегда плохо получается. Сколько лет прошло у американце от Гернсбека до Дюны и Ле Гуин?

вот например http://fantlab.ru/work446851

Цикл про освоение марса без коммунизма о порывов души. Хороший язык, сюжет, много задумок. Но... так на западе писали в 30-40. Например роман про колонизацию марса от Корнблата, другие рассказу на эту же тему из Астоундинг, Ли Брэкет и т д.

Я уверен что если бы эта трилогия вышла в СССР она была на вершине популярности. Люди хотят увлекательности а не поучений.


миродержец

Ссылка на сообщение 11 августа 2013 г. 18:58  
Ястреб
Молодое поколение в подавляющем большинстве ничего не изобретает в фантастике, а механически подражает западным мэтрам(и не только мэтрам).
–––
из сильных и суровых врагов
получается прочная обувь


миротворец

Ссылка на сообщение 11 августа 2013 г. 18:59  

цитата Ястреб

изобретать почти с нуля фантастический жанр.

Добавь — СВОЙ жанр. Потому как феномен СФ — это феномен, возникший в ТЕ годы. А то, что не смогли последующие (тоже спорно:-[ — Лазарчук, Рыбаков, да тот же Бушков, от которого "отсварожилось" сами знаете сколько — несть им числа) — это проблема личного таланта каждого, неча на зеркало пенять:-)
–––
URIAH HEEP. High Priestess


авторитет

Ссылка на сообщение 11 августа 2013 г. 19:02  

цитата lena_m

вам в принципе не увидеть

тьфу на вас с вашими диагнозами ! :-)

цитата galaxy56

Поэтому и не перенимают

нет — там причина кроется главным образом в боязни подпасть под влияние личности, с потерей собственной. у набокова такое случалось.

цитата lena_m

эта задача намного сложней

А имитация — особое искусство. до ВМВ оно еще было, сейчас — практически утеряно.

цитата galaxy56

ДЕТСКАЯ фантастика

а вот это уже — высший пилотаж. Или — с этим родиться надо, как Нил Гейман. Иного не дано.
–––
Человек чувствует свой долг лишь в том случае, если он свободен


миротворец

Ссылка на сообщение 11 августа 2013 г. 19:09  
Drovkin, не сразу поняла вашу мысль про язык Стругацких, а поняла, когда примерила на себя...

Действительно, при чтении жанровой беллетристики язык повествования это не самое главное, особенно в сравнении с сюжетом-занимательностью...

Но с этой-то точки зрения "Страна Багровых Туч" вообще не выдерживает никакой критики...
–––
Helen M., VoS


активист

Ссылка на сообщение 11 августа 2013 г. 19:23  
Один вопрос — немного не в тему, может подскажете, встречается ли где-нибудь еще детская фантастика (как фантастика для детей) кроме советской литературы?

Мне, как читателю, очень приятно перечитывать советскую фантастику, такого ощущения того, что все будет хорошо, что все можно исправить и все пойдут по правильному пути больше нигде не встретишь. Оно конечно современному человеку кажется наивным. Особенно если читал в советские времена, а перечитываешь сейчас.


миротворец

Ссылка на сообщение 11 августа 2013 г. 19:24  

цитата Ястреб

СФ выступить в кач-ве основы,

Стругацкие прямо писали, кого они считали своими учителями (или кто оказал наибольшее влияние). От Салтыкова-Щедрина и Гоголя их отделяло вовсе не
5-10 лет, и перемены в обне менее крутые, чем у нас в 90х. Однако же это им ничуть не помешало. Талант не пропьешь, а ежели его нет — никакие предтечи или их отсутствие (в смысле преемственности)- не оправдание. Вот у СФ обсуждаемых годов — явно не было такой мощной предыстории, считанные (но какие! Толстой,Беляев) авторы.
–––
URIAH HEEP. High Priestess


миродержец

Ссылка на сообщение 11 августа 2013 г. 21:36  

цитата Лисса

Один вопрос — немного не в тему, может подскажете, встречается ли где-нибудь еще детская фантастика (как фантастика для детей) кроме советской литературы?
Вопрос как раз в тему. (В отличие от того бессмысленного и беспощадного обсуждения личных вкусов, что уже второй день идёт в теме.)
Детская фантастика есть в каждой стране, где есть развитая фантастика как таковая. Просто мы выросли на одних книгах, а, скажем, американцы на других.
Больше известна западная подростковая НФ: Хайнлайн ("Гражданин галактики", "Фермер в небе"), Андре Нортон (добрая половина творчества), Хол Клемент ("Игла") и т.д. Есть и специальные награды в области детской фантастики.
Из более-менее нового — Нэнси Фармер.


магистр

Ссылка на сообщение 11 августа 2013 г. 21:39  

цитата Лисса

Один вопрос — немного не в тему, может подскажете, встречается ли где-нибудь еще детская фантастика (как фантастика для детей) кроме советской литературы?

Почему-то вспоминается только детская фэнтези. Гаррипоттер, Нарния, Волшебный камень Бризингамена, Ranger's Apprentice. Хотя всё это можно считать и сказками, здесь грань тонкая. Или вот, скажем, "Крестоносец в джинсах" (Kruistocht in spijkerbroek) — школьник-попаданец в эпоху крестовых походов.


миродержец

Ссылка на сообщение 11 августа 2013 г. 21:41  
Лисса
Р.Э.Хайнлайн, например. Вполне его некоторые и немалочисленные вещи — детская фантастика.
–––
из сильных и суровых врагов
получается прочная обувь
Страницы: 123...1011121314...377378379    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Феномен советской фантастики»

 
  Новое сообщение по теме «Феномен советской фантастики»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх