Серии книг по мифологии ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Серии книг по мифологии/фольклору»

Серии книг по мифологии/фольклору

 автор  сообщение


философ

Ссылка на сообщение 21 июня 2018 г. 21:10  
цитировать   |    [  ] 

цитата urs

Мифы присущи исключительно древности...


И фольклор, и мифы существуют не только в древности. Меня интересуют мифы и фольклор 17-20 вв. о конце света.


миротворец

Ссылка на сообщение 21 июня 2018 г. 22:09  
цитировать   |    [  ] 

цитата Alopex lagopus

И фольклор, и мифы существуют не только в древности. Меня интересуют мифы и фольклор 17-20 вв. о конце света.

Конечно. Фольклор, безусловно существует и в новое время — есть, например, былины и народные песни о Ленине и Сталине. Ещё в качестве фольклора прекрасно существуют частушки (речь в данном случае веду о русском фольклоре). Мифы тоже существуют и в наше время (правда, насколько они "живые", т. е., насколько носители верят в них — другой вопрос), есть сборники мифов папуасов или, например, палеоазиатских народов (чукчи, каряки, ительмены и др.). Что-то у них можно найти и о конце света. Вас мифы каких народов интересуют?
–––
В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил


миродержец

Ссылка на сообщение 22 июня 2018 г. 06:40  
цитировать   |    [  ] 

цитата urs

Мифы присущи исключительно древности
— в каком-то, советском еще, сборнике статей по этнографии читал про милленаризм, одним из характерных признаков которого являются эсхатологические убеждения. А милленаризм это как бы всякие там карго-культы (статья, которую я читал, была как раз про них), появившиеся в недавнем, относительно, времени.
–––
Mors certa, hora incérta
Ссылка на сообщение 22 июня 2018 г. 09:41   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
  |    [  ] 


миродержец

Ссылка на сообщение 22 июня 2018 г. 10:20  
цитировать   |    [  ] 
Для разрядки, небольшой фольклорный курьез. В детстве у меня был сборник американского фольклора, в котором, помимо прочего, описывались всякие фантастические животные, которые, якобы, водились на территории Соединенных Штатов. Особенно запомнились почему-то сползень горный и кошка-леталка:

цитата

А еще в Скалистых горах встречается сползень горный, или, попросту, сачок. Похож он на кита, за исключением одной особенности: на кончике хвоста у него словно совок или сачок. Круглое лето, если утро ясное и прохладное, вы можете наблюдать, как горные сползни пользуются своим сачком.
Гляньте на линию горизонта и вы увидите их висящими вверх ногами на гребне горы. Свой сачок они набрасывают на скалистый выступ, чтобы не сползти вниз.
Горный сползень висит и висит так, пока не заметит группу туристов, взбирающихся вверх по каньону. В нужный момент он разжимает свой сачок и сползает вниз с разинутой пастью по широкому гладкому склону каньона. На дне он — хап! — зачерпывает сачком туристов и ползет вверх по противоположной стене каньона. А добравшись до вершины, опять накидывает сачок на какой-нибудь скалистый выступ и, повиснув вниз головой, дремлет, переваривая свой завтрак.

цитата

Эта кошка, оказывается, побольше горного льва — кагуара. А на носу у нее и на лбу большая твердая мозоль. Утром кошка-леталка скачет по горам все выше и выше, пока не найдет голую вершину выше лесной полосы. Там она ложится отдохнуть, растянувшись вдоль всего хребта и свесив голову вниз. Отдохнув и проголодавшись, она делает гигантский прыжок и, словно на парусах, летит вниз и опускается на первое высокое дерево.
Ах нет, не опускается, а летит стремглав и со всех сил ударяет в него своим мозолистым носом. У нее такой крепкий нос, что от удара лопается кора, а иногда дерево не выдерживает и падает.
И тогда кошка-леталка длинным тоненьким язычком слизывает муравьев и прочих букашек, расположившихся под корой дерева.

И вот, собственно, о чем я. Довольно курьезную книжку, повествующую про этих и других фантастических зверей, опубликованную в 1910 году, оказывается, перевели на русский язык.
Книжка эта — Уильям Томас Кокс "Ужасные создания промысловых лесов, а также несколько пустынных и горных зверей" (William Thomas Cox "Fearsome Creatures of the Lumberwoods, With a Few Desert and Mountain Beasts").
Переводчик — Антон Ботев, возможно вам уже попадался на глаза, сделанный им, перевод истории о катастрофе китобойного судна "Эссекс", рассказанной первым помощником корабля Оуэном Чейзом.
Книга Кокса довольно известная. Борхес поместил в свою "Книгу вымышленных существ", как минимум, двоих зверей из нее, это — Сквонк и Верёвочник (в переводе Ботева — роперит). Горный сползень и кошка-леталка, про которых я сообщил в самом начале, в переводе названы, соответственно, делювиальным болтером и осколковым котом.
Вот ссылки на русский перевод (в двух частях) книги Кокса -

Жуткие создания промысловых лесов. Часть 1

Жуткие создания промысловых лесов. Часть 2

А вот и картинки. Слева, изображение кошки-леталки (осколкового кота) из моей детской книжки, справа, рисунок этой же твари из книжки Кокса -

–––
Mors certa, hora incérta


миротворец

Ссылка на сообщение 22 июня 2018 г. 10:29  
цитировать   |    [  ] 
Beksultan
Очень интересно, спасибо! :beer:
А книжка-то в детстве у Вас какая была?


миродержец

Ссылка на сообщение 22 июня 2018 г. 10:40  
цитировать   |    [  ] 
–––
Mors certa, hora incérta


миродержец

Ссылка на сообщение 22 июня 2018 г. 10:49  
цитировать   |    [  ] 
Кстати, ЖЖ-сообщество ( https://tykywak.livejournal.com/ ), посвященное мифологии и фольклору, в котором опубликован перевод книги Кокса, тоже весьма интересно почитать. Жалко только, что давно не обновляется. В первой же заметке по ссылке тот же Ботев упоминает мотив, о котором я когда-то спрашивал в этой теме -

цитата

В мансийской героической песне Владыка морей оживляет утонувших воинов следующим манером: кладет трупы в железные зыбки и заставляет своих дочерей качать их; через некоторое время погибшие оживают.
–––
Mors certa, hora incérta


миротворец

Ссылка на сообщение 22 июня 2018 г. 11:04  
цитировать   |    [  ] 
Beksultan
Да, именно на неё, почему-то и подумал — у тётки в библиотеке была такая, но я её так и не прочитал, только пролистал бегло. А так как дело было в далёком детстве золотом, остались смутные воспоминания только о картинках. Наверное, поэтому кот, таранящий дерево носом, показался чем-то знакомым ;-)
За ссылку на ЖЖ — отдельное спасибо, кинул в закладки.

И там, кстати, практически в одном из последних постов упоминается книга:
М.Ф.Косарев "Основы языческого миропонимания".
Кто-нибудь из здешних завсегдатаев читал? ???


философ

Ссылка на сообщение 22 июня 2018 г. 11:04  
цитировать   |    [  ] 

цитата C.Хоттабыч

Вас мифы каких народов интересуют?


Западной Европы прежде всего.

цитата Beksultan

в каком-то, советском еще, сборнике статей по этнографии читал про милленаризм, одним из характерных признаков которого являются эсхатологические убеждения


А вы не припомните именно где? Тоже тема для меня интересная. Спасибо.


миродержец

Ссылка на сообщение 22 июня 2018 г. 11:19  
цитировать   |    [  ] 

цитата Alopex lagopus

А вы не припомните именно где?
— постараюсь найти. Мне это и самому интересно, так как, кажется, именно из этой статьи я узнал, очень меня поразившие, сведения, что карго-культы не были такими безобидными играми в "Зарницу", как представлялось мне ранее. Были, оказывается, массовые жертвы — мессии новоявленных карго-культов заставляли людей всего племени уничтожить все запасы еды, посевы и скот, провозглашая, что в такой-то день боги пришлют всем гораздо лучшее продовольствие, такое же, как и у белых, что приводило к голоду и гибели людей.
–––
Mors certa, hora incérta


миродержец

Ссылка на сообщение 22 июня 2018 г. 14:03  
цитировать   |    [  ] 
Нашел я эту статью -

М. С. Бутинова. Культ карго в Меланезии (К проблеме милленаристских движений), журнал "Советская этнография", No 1 (январь-февраль), 1973. С. 81-92
–––
Mors certa, hora incérta


активист

Ссылка на сообщение 22 июня 2018 г. 14:58  
цитировать   |    [  ] 
Собралось несколько книг в серии «Боги и герои»
Англия, Рим, Эллада, Эльдорадо, Япония, Египет, Африка, Двуречье, Скандинавия
Может кому интересны?


миротворец

Ссылка на сообщение 22 июня 2018 г. 16:27  
цитировать   |    [  ] 

цитата Alopex lagopus

Западной Европы прежде всего

Если посмотреть, как перекрывается Ваш запрос "западной Европы" с мифологией милленаризма, то это однозначно христианское эсхатологическое учение о тысячелетнем царстве Божием, выведенном из Апокалипсиса. Правда, оно старше предложенных Вами временных рамок (появилось раньше 17 в) и относится к христианской эсхатологии, которую Вы из рассмотрения исключили. Вообще "новые" мифологии Западной Европы в указанное Вами время, очевидно, все окажутся авторскими и могут иметь национальный колорит, т. е. очевидную фольклорную основу (Вяч. Иванов) или нет (Даниил Андреев).
–––
В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил


философ

Ссылка на сообщение 22 июня 2018 г. 20:05  
цитировать   |    [  ] 

цитата Beksultan

Нашел я эту статью —


Beksultan спасибо.


миродержец

Ссылка на сообщение 22 июня 2018 г. 20:37  
цитировать   |    [  ] 

цитата Beksultan

всякие там карго-культы

цитата Alopex lagopus

Тоже тема для меня интересная

Даже книга о них когда-то на русском выходила — Уорсли П. Когда вострубит труба. Исследование культов Карго в Меланезии. М., 1963. Сам не читал, правда.
Если говорить о подобных вещах, нужно вспомнить и о Ghost Dance.

По поводу того, что мифы не есть лишь достояние древности или могут бытовать только у народов, сохранивших традиционный уклад, позволю себе привести парочку цитат:

цитата Мирча Элиаде "Аспекты мифа"

Что касается марксистского коммунизма, то его эсхатологические и милленаристские построения были выявлены уже не раз. Мы уже раньше отметили, что Маркс воспользовался одним из самых известных эсхатологических мифов средиземноморско-азиатского мира — мифом о справедливом герое-искупителе (в наше время это пролетариат), страдания которого призваны изменить онтологический статус мира. «И действительно, бесклассовое общество Маркса и, как следствие этого, исчезновение исторической напряженности, — не что иное, как миф о Золотом веке, который по многочисленным традициям, характеризует и начало и конец истории. Маркс обогатил этот извечный миф элементами мессианистской и иудейско-христианской идеологии: с одной стороны, сотериологическая функция и профетическая роль пролетариата, с другой стороны, последний и решительный бой между добром и злом, который легко сравнить с апокалиптическим конфликтом между Христом и Антихристом, заканчивающимся победой первого. Знаменательно, что Маркс разделяет эсхатологическую надежду на абсолютный конец истории, в этом он расходится с другими философами исторического процесса (например, Кроче или Ортега-и-Гассетом), для которых конфликты истории присущи самому существу человеческому, и потому никогда не могут окончательно прекратиться»


цитата Е.М. Мелетинский "Миф и двадцатый век"

Позволю себе обнажить мифологическую модель в русской советской идеологии. "Раннее" время — подготовка и проведение революции — представляется как "космизация" дореволюционного Хаоса "в отдельно взятой стране" (в других странах сохраняется капиталистический Хаос). "Культурные герои" — Ленин и Сталин. Революционные праздники — ритуалы и ритуализированные партийные съезды, питаемые революционномагической энергией "раннего" времени, — как бы воспроизводят и укрепляют это "раннее" время в настоящем. Сталин — не просто исторический продолжатель Ленина, а его как бы перевоплощение ("Сталин — это Ленин сегодня"), и следующие после смерти Сталина вожди — не сменяющие друг друга исторические лица, а тоже своего рода перевоплощения все того же "культурного героя" Ленина. Я уже не говорю о явном превращении коммунистического атеизма в религию наизнанку, компартии — в церковь, оппозиции — в еретические секты, и т. д.
–––
White Noise / Black Silence


миродержец

Ссылка на сообщение 23 июня 2018 г. 07:15  
цитировать   |    [  ] 

цитата Beksultan

М. С. Бутинова. Культ карго в Меланезии (К проблеме милленаристских движений), журнал "Советская этнография", No 1 (январь-февраль), 1973. С. 81-92
— если кому интересно, то вот эта статья pdf-файлом -

https://yadi.sk/i/g75srkaR3YH6CT
–––
Mors certa, hora incérta


миродержец

Ссылка на сообщение 24 июня 2018 г. 09:18  
цитировать   |    [  ] 
Нашел киргизскую сказку до чрезвычайности похожую на русскую сказку "Кузьма Скоробогатый". Даже главного героя зовут Батбайыр, что буквально переводится с киргизского как "скоробогатый". Вот интересно, как русская сказка попала к нам (сказка записана в 50-х на Тянь-Шане)?
–––
Mors certa, hora incérta


активист

Ссылка на сообщение 24 июня 2018 г. 17:44  
цитировать   |    [  ] 

цитата Beksultan

Вот интересно, как русская сказка попала к нам (сказка записана в 50-х на Тянь-Шане)?


Вы про СССР слышали?


миротворец

Ссылка на сообщение 24 июня 2018 г. 18:07  
цитировать   |    [  ] 
Beksultan, сюжет "Кузьмы" очень похож на "Кота в сапогах" Перро и Гримм. Тоже можно поспорить, кто у кого позаимствовал. Французы, немцы, русские, киргизы... Мне однажды встретилась сказка бирманская "Верная сестра", как две капли воды похожая на Андерсеновских "Диких лебедей". Вот это как понять?!
У меня смутные сомнения закрадываются, может иногда сами составители-переводчики сказки и сочиняют?
–––
Не летать на ядрах? Не охотиться на мамонтов? С Шекспиром не переписываться ?
Страницы: 123...8485868788...188189190    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Серии книг по мифологии/фольклору»

 
  Новое сообщение по теме «Серии книг по мифологии/фольклору»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх