Феномен советской фантастики


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Феномен советской фантастики»

Феномен советской фантастики

 автор  сообщение


авторитет

Ссылка на сообщение 15 сентября 2018 г. 10:20  

цитата просточитатель

По некоторым косвенным данным в мире две"сверхдержавы" впрочем живущие в мире и полном согласии да. США и Россия. В прочем данные косвенные. и разумеется там может быть коммунизм и СССР.

цитата

Время прямо не называется, но больше всего похоже на середину или вторую половину XXI века. Люди ещё говорят на разных языках (английский доминирует) и человеческие расы не перемешаны, но государств как таковых уже не существует. Административно Земля разделяется на Западное и Восточное полушария (в нашем нынешнем понимании), но это сделано только для удобства и большей оперативности различных служб.
Космической экспансией по роду своей деятельности занимаются две организации — УОКС и МУКБОП.
УОКС — Управление объединённого космофлота системы. Можно сказать, космическое адмиралтейство, которое отвечает за кадровые, технические, экономические и организационные вопросы. Космодесантники тоже проходят по данному ведомству.
МУКБОП — Международное управление космической безопасности и охраны правопорядка. Спецслужба со всеми вытекающими последствиями. На охрану правопорядка усилий уходит чуть больше, но приходится уже решать и глобальные вопросы вроде сохранения биологической сущности человека в условиях активно расширяющейся космической программы. Причём чем дальше, тем серьёзнее.

В общем — объединенная Земля, возможно, без коммунизма, но упоминаний денежных отношений вроде бы нет
А Россия, конечно, есть :-)

цитата

На борту комфортабельной «России» он отлично выспался


миротворец

Ссылка на сообщение 15 сентября 2018 г. 10:35  

цитата ааа иии

Вот Сказка о Тройке — нет. Хотя опубликовано тоже в перестройку

В 1968
http://fantlab.ru/edition175274
–––
Patrick: "Is humanity an instrument?"
Gendo: "Yes Patrick. Yes it is."


философ

Ссылка на сообщение 15 сентября 2018 г. 11:10  

цитата heleknar

На 16 стр?
"В 1989 году на основе данного, «ангарского», варианта авторами был подготовлен для книжных изданий текст повести, дополненный главой" и т.д. и т.п.
И все равно, не перестроечный текст.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 15 сентября 2018 г. 14:16  
Тут, наверно, будет уместно упомянуть одну историю.
В одном из интервью Дины Рубиной она вспоминала о любопытном эпизоде из ее биографии. Ей — тогда еще начинающей писательнице – дал на вычитку свой роман некий узбекский партийный работник. Она прочитала его и озадачилась – что-то в тексте вызывало странное ощущение дежа-вю. Рубина долго не смогла вспомнить, где она видела этот текст раньше, и позвонила своему знакомому – тертому газетному ветерану. Тот попросил прочитать сомнительные куски вслух – и тут же выдал вердикт. Уважаемый, понимаете ли, секретарь райкома разбавил свое творение фрагментами повести Михаила Лермонтова «Вадим». Почти напополам по объему с собственным графоманским текстом.
- Да как же… Да что же…Да надо же его разоблачить!
- Дура! – веско сказал газетный ветеран. И популярно объяснил неискушенной девушке, что разоблачать в данном случае – непростительно. Нельзя. Не надо. Что партийному баю ничего не будет, а все шишки достанутся персонально ей. И поэтому для нее единственный выход из ситуации – садиться и переводить текст.
- Как переводить?!
- А вот так! С русского – на советский!
В общем, произведения, написанные в СССР, но "в стол", или изданные в самиздате (или в эмигрантских журналах) — к советской фантастике отнести можно только формально. Да и к антисоветской — тоже. Уместнее, по-моему, делить эти книги именно на литературу и макулатуру...


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 15 сентября 2018 г. 14:19  
И еще такой момент.
Здесь вполне уместно вспомнить статью Аркадия Стругацкого «Три открытия Рюноскэ Акутагавы» – написанную о другом времени, о другой стране – но ведь очень напоминает кое-какие недавние события?

«Все, чего западная литературная традиция достигла за столетия эволюционного развития, обрушилось на Японию буквально в одночасье: и романтизм, и сентиментализм, и реализм, и натурализм, и первые декадентские и модернистские ухищрения. Все это надлежало переварить как можно скорее и выбрать или скомпилировать то, что, во-первых, соответствовало бы и было необходимым тогдашнему обществу, а во-вторых, что оказалось бы «под силу» нуворишам от литературы.»

Эта аналогия, конечно, очень приблизительна. Советский Союз по сравнению с Японией времен революции   Мэйдзи был гораздо менее закрытой страной, и многое из западной литературы попадало в него и раньше. Но факт есть факт: в изданиях на газетной бумаге с яркими обложками, часто не имеющими с текстами ничего общего (в основном пиратских репродукциях Бориса Вальехо), в корявых и не очень переводах, чаще всего без оглядки на букву закона и авторское право – в начале 90-х на читателя (в прошлом советского) — обрушились настоящие лавины ранее неизвестной и невозможной в СССР фантастики. В виде классической фэнтези «Меча и магии» – от Говарда до Толкиена, а также — киберпанк, стимпанк, ужасы во всех видах, альтернативная история, сериальные романы – от Амбера до Ксанфа, эротическая фантастика, откровенно безыдейная приключенческая фантастика и боевик, военная фантастика о конфликтах со злобными инопланетянами-захватчиками, истории разнообразных пришельцев из параллельных миров… было от чего закружиться голове!


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 15 сентября 2018 г. 14:29  

цитата vlandry

цитата Mishel5014

1. Классическая научная фантастика
теперь
цитата Mishel5014

чистая фэнтези
(и по количеству публикаций, наверое, на первом месте).
Вместо
цитата Mishel5014

3. Коммунистическая утопия

цитата Mishel5014

ужасы, мистика


Здесь я с Вами не согласен. Классическая НФ в русской фантастике, слава Богу, жива — можно вспомнить хот бы А.Громова, или "Розу и червя" Ш.Идиатуллина. Другое дело, что упал общий уровень образования и интереса к техническому прогрессу — вот и снизилось количество текстов. А фэнтези — просто новое направление в русской фантастике, частью — подражательное западным образцам (традиции Говарда-Толкиена-Лавкрафта и других), а частью — классической русской мистики (Гоголь, Куприн, Булгаков).
Утопия — коммунистическая или другая — пока спит летаргическим сном. Жанр скучноватый, мало востребованный, да и не верится в него. Ужасы и мистика этому жанру не замена.


философ

Ссылка на сообщение 15 сентября 2018 г. 15:46  
Опять пропагандируются сказочки про закрытость СССР от западной литературы и искусства. Всё это неправда. Иностранных книг и фильмов было много. Рефератировались даже НФ журналы. Другое дело, что не знающим иностранные языки было трудно следить за развитием иностранной литературы.
Скажем, в начале 60-х А. Стругацкий предлагал для перевода тысячу НФ произведений, с которыми он был знаком. Булычев имел большую библиотеку англоязычной фантастики. Ефремов переписывался с иностранными писателями-фантастами. Продавались сотни и тысячи книг. Все заметные авторы НФ упоминались в критической литературе.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 15 сентября 2018 г. 16:26  
шерлок , грандиозно.
"Упоминались в критической литературе"? Давайте читать Белинского вместо Пушкина.
Просто парочку примеров на скорую руку. В СССР Хайнлайна знали только по "Пасынкам Вселенной". Книг и фильмов было много? В СССР шли "Звездные войны"? "Конан"?"Космическая одиссея"? Были ПОЛНЫЕ переводы Толкиена?
Фантастику (в том числе советскую) издавали вообще мизерными тиражами. Самый фантастический момент в "Чародеях" — это покупка Кивриным Антологии фантастики в обычном магазине.
Так что сказочки сам-то не рассказывайте.


философ

Ссылка на сообщение 15 сентября 2018 г. 17:24  
В конце 70-х продавались десятки книг Хайнлайна издательства NAL/Signet. Правда, были они дорогие, но я купил парочку. Всё дешевле были, чем нынешние малотиражки.
Помню десятка два книг А. Нортон, даже Роберта Блоха. Про Азимова, Кларка, Саймака или Гаррисона уже не говорю.


миротворец

Ссылка на сообщение 15 сентября 2018 г. 18:20  

цитата Mishel5014

"Звездные войны"? "Конан"?

В СССР шли н-ф фильмы более адекватные: "Ангар 18", "Полет навигатора", "Человек со звезды", "День дельфина", "Враг мой" и др.
–––


миротворец

Ссылка на сообщение 15 сентября 2018 г. 18:39  

цитата Mishel5014

"Розу и червя" Ш.Идиатуллина.

Не путайте автора "Розы и червя" Роберта Ибатуллина с Шамилем Идиатуллиным :)
–––
Patrick: "Is humanity an instrument?"
Gendo: "Yes Patrick. Yes it is."


миротворец

Ссылка на сообщение 15 сентября 2018 г. 19:01  

цитата Mishel5014

Фантастику (в том числе советскую) издавали вообще мизерными тиражами.

В СССР Книги Р Бредбери — около 3 000 000 экз. А Азимова- около 1 800 000 экз.
–––


магистр

Ссылка на сообщение 15 сентября 2018 г. 20:13  

цитата тессилуч

В СССР шли н-ф фильмы более адекватные: "Ангар 18", "Полет навигатора", "Человек со звезды", "День дельфина", "Враг мой" и др.
кто определял адекватность? Сравнивать "Полет навигатора" с культовыми "ЗВ", от которых взрывались и взрываются миллиардными сборами кинотеатры по всему миру — это смешно. Пропускалось несколько беззубых в идеологическом и культурном плане картин, чтобы не травмировать советского зрителя реальными "реалиями" загнивающего запада. При этом, ни одна из них не является реально культовым, нашумевшим фильмом: ЗВ, Хищник, Робокоп, Индиана Джонс, Кошмар на улице Вязов, Нечто,Терминатор — хрен вам диетический в виде "Полета навигатора", а не реальные хиты.

цитата тессилуч

В СССР Книги Р Бредбери — около 3 000 000 экз. А Азимова- около 1 800 000 экз.
именно. Брэдбери, Азимов, Саймак и "звезда мировой фантастики" (на самом деле — нет) Шекли. И то — только те их вещи, которые укладывались в рамки цензуры и советского видения "правильно" фантастики. Поэтому, Брэдбери у нас стал эдаким добреньким, светлым старичком, воспевающим пастораль и "клеймящим пороки западного образа жизни". ТО, что он на западе считается одним из столпов хоррора — не, не, не, советскому человеку это чуждо. Саймак — в ту же копилку. У Азимова — те же исключительно гуманитарные, мягкие вещи.
Кроме "большой четверки" хоть кого-то переводили сравнимыми тиражами? Гамильтон? Брэкетт? Говард? Лавкрафт? Диксон? Брин? Уильямсон? Желязны? Дилэни? Муркок?


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 15 сентября 2018 г. 20:44  
arcanum

Вы оцениваете произведения только по уровню хайпа и популярности?


миротворец

Ссылка на сообщение 15 сентября 2018 г. 20:49  

цитата arcanum

культовыми "ЗВ"

Положа руку на сердце: Вам ЭТО нравится? 8:-0


магистр

Ссылка на сообщение 15 сентября 2018 г. 21:00  

цитата VladimIr V Y

Вы оцениваете произведения только по уровню хайпа и популярности?
я оцениваю по различным критериям. И очень не люблю вот это вот "илитисткое": "Фу, хайп это только для дешевки! Мы только за расово-высокодуховную литературу/кино/искусство для избранных".
ЗВ произвел революцию в киноиндустрии. Это была бомба, ударной волны от которой хватило на несколько десятилетий — до сих пор миллиарды зарабатываются и миллионы фэнов жаждут новых серий. Прочтите "Бешеные быки, беспечные ездоки" — тогда станет понятен масштаб произведенной тогда Лукасом революции. Значение их для кинематографа переоценить невозможно. И кстати, детям и подросткам — они нравятся безоговорочно. Ни один наш фильм таким эффектом похвастать не может. Невзирая на яростные репрессивные меры Мединского, но ЗВ зарабатывает миллиард, а высокодуховное и патриотическое наше кино и близко не может к этому подобраться или вообще проваливается(вспомним "Время первых", к примеру). Устами младенца, как говорится...

цитата Sumy

Положа руку на сердце: Вам ЭТО нравится?
мне — нет. Но истина дороже. Когда меня уверяют, что "СССР был вааще нифига не оторван от родника мировой культуры — у нас показывали "Полет навигатора" и издавала отцензуренных по самые гланды четырех авторов-фантастов (игнорируя 99,9% остальной литературной фантастики и ВСЕ культовые кинофраншизы)" — увольте, но это смешно.


миротворец

Ссылка на сообщение 15 сентября 2018 г. 21:05  

цитата arcanum

"СССР был вааще нифига не оторван от родника мировой культуры

Вот я, к примеру, из Украины. У нас сейчас тоже почти ничего не издается. Так что — мы оторваны от родника мировой культуры? Если это и так, то уверяю Вас, что от этого у нас 99,99999999% населения ну нисколько не страдает.


миротворец

Ссылка на сообщение 15 сентября 2018 г. 21:07  

сообщение модератора

Заканчиваем оффтопик про "Звездные войны".
–––
Patrick: "Is humanity an instrument?"
Gendo: "Yes Patrick. Yes it is."


магистр

Ссылка на сообщение 15 сентября 2018 г. 21:09  

цитата Sumy

У нас сейчас тоже почти ничего не издается.
что в имеете в виду? Исходя из новостей из колонок Пузия, моих друзей из Киева и прочих украинцев — издается у вас немало всего. В том числе то, что даже еще не издано у нас. "Король в желтом", к примеру, у вас уже издан.
И вообще, вопрос страдает-не страдает никак не влияет на сам факт оторванности от мирового культурного пласта. Оторваны? Ок. Не страдаете? Ну... ваше право. Но менее оторванными вы от этого не становитесь. И на уровне отечественного контента оторванность всегда сказывается. Автаркия — никого до добра не доводила.
Плюс в СССР решающее значение еще и цензура играла. В итоге, по сочетанию факторов советская фантастика сейчас практически не читается. Имхо, естественно. Даже если не брать "фантастику" про гипер-нео-сепаратор, героическими усилиями пробитый изобретателем сквозь бюрократические препоны. Даже космическая фантастика в большинстве своем интересна не более как документ эпохи — или из чувства ностальгии. Я рос в 90-х, поэтому фактор ностальгии в моем случае не работал, и на фоне западного продукта отечественный для меня оказался 99 случаях из 100 абсолютно неинтересен.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 15 сентября 2018 г. 21:18  

цитата arcanum

И кстати, детям и подросткам — они нравятся безоговорочно.

Опять-таки, замечательный и очень показательный аргумент. Несомненно, детям, подросткам и инфантильным личностям всех возрастов нравится когда всё просто и доступно. И не нравится когда сложно, когда надо думать. "Пиу-пиу" это вам не задуматься о будущем человечества. Поэтому, например, "Дюна" Герберта никогда не достигла популярности "ЗВ", ни в кино, ни в литературе. Однако же, "Дюна" это классика фантастики, а "ЗВ" — просто развлечение. То же верно и в отношении советской фантастики. Это если попытаться уйти от офф-топа про кино обратно к книгам.
Страницы: 123...214215216217218...377378379    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Феномен советской фантастики»

 
  Новое сообщение по теме «Феномен советской фантастики»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх