Постмодернизм в фантастике


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Постмодернизм в фантастике»

 

  Постмодернизм в фантастике

  Варианты ответов Мой голос
 
 
 
 
Внимание! Для голосования Вам нужно пройти авторизацию
 автор  сообщение


миротворец

Ссылка на сообщение 24 декабря 2019 г. 18:07  

цитата Silverblood

а зачем мне обобщать для вас прочитанные мной работы, да ещё при посыле "а ну ка давай". Постарайтесь сами.

А с чего мне это делать, когда никто это ни сделал, включая вас?
Интересный вы какой.
–––
Комедия — это трагедия, которая случилась не с нами.
Анджела Картер


философ

Ссылка на сообщение 25 декабря 2019 г. 16:25  
Evil Writer а чего тогда тему подняли? Всё, удаляюсь. Балабольство только время отнимает.


миротворец

Ссылка на сообщение 28 декабря 2019 г. 14:29  
Интервью Уильяма Гэсса.
–––
Комедия — это трагедия, которая случилась не с нами.
Анджела Картер


миротворец

Ссылка на сообщение 5 февраля 2020 г. 16:51  
Грег Герке о Плотницкой готике.
–––
Комедия — это трагедия, которая случилась не с нами.
Анджела Картер


миродержец

Ссылка на сообщение 28 апреля 2020 г. 22:07  
Это очень благодатная тема. Можно писать километрами. Что многие и сделали. У меня просто не хватит таланта для этого:-):-(
На мой взгляд, литературная фантастика — это идеальный полигон для практического применения всех приёмов постмодернизма. И я всегда с теплом и радушием встречаю любой труд, автор которого пытается это реализовать.
–––
Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.


философ

Ссылка на сообщение 28 апреля 2020 г. 22:20  

цитата drugndrug

И я всегда с теплом и радушием встречаю любой труд, автор которого пытается это реализовать.

Можно поконкретней ? Какие примеры вы считаете удачными.


миродержец

Ссылка на сообщение 28 апреля 2020 г. 22:35  
brokenmen Например, Колодан "Время Бармаглота", Веров "Третья концепция равновесия". Уайт "Книга Мерлина", Шекли "Варианты выбора". На мой взгляд, очень удачно.
–––
Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.


миротворец

Ссылка на сообщение 26 июля 2020 г. 22:58  

цитата drugndrug

На мой взгляд, литературная фантастика — это идеальный полигон для практического применения всех приёмов постмодернизма.

Только любитель чистокровной фантастики это не оценивают. Им бы чего попроще, да пожиже.

цитата drugndrug

Шекли "Варианты выбора"

Вот это очень забавная и ироничная история. Что захотел так и спел, а в итоге, читавшие сами понимают, что в итоге. Книжка хороша.
–––
Комедия — это трагедия, которая случилась не с нами.
Анджела Картер


миротворец

Ссылка на сообщение 26 июля 2020 г. 23:06  

цитата brokenmen

Можно поконкретней ? Какие примеры вы считаете удачными.

Тут можно и Голдмана вспомнить, Зонис и Чернявскую из наших. Если ФиФ с применением постмодернизма. Тот же Сорокин со своим будущим или его же Голубое сало.
Из более вычурных и не чистокровных: Марксон со своей Любовницей Витгенштейна.
Воннегут со своей фантастикой вкупе с постмодерном; Колыбель для кошки, Завтрак для чемпионов, Бойня номер пять.
Химера Джона Барта где древнегреческие мифы изложены нестандартно, считайте этакое гремучее и красиво написанное мифологическое фэнтези крошащее мозг.
Я бы сюда и Бартелми с Мертвым отцом приплел. По идее: очень неканоничная фантастика с кучей мифических образов, отсылок к фольклору и прочему.
И до сих пор непрочитанная Бесконечная Шутка Фостера Уоллеса. Судя по всему, это стопроцентно удачный сплав фантастики и постмодернизма. На подходе ещё и Дилэни со своим Дальгреном.
–––
Комедия — это трагедия, которая случилась не с нами.
Анджела Картер


философ

Ссылка на сообщение 3 ноября 2020 г. 17:46  
С огромным удовольствием прочитал все обсуждение до 26 июля 2020 года. Хотелось бы поинтересоваться насчет Бэнкса, является ли его фантастика ( цикл "Культура " и т д) и так называемый мейнстрим( "Мост, "Шаги по стеклу") постмодернизмом или же там только элементы? Лично я склоняюсь ко второму варианту, хотя в фантлабовском классификаторе идет именно метка постмодернизм. Заранее спасибо за желательно развернутый ответ.


миродержец

Ссылка на сообщение 3 ноября 2020 г. 20:11  
"Мост" вполне себе постмодернизм.
"Культура" — ни в коем случае. Это "новая космоопера", без особых примет постмодернизма. Пожалуй, только в "Выборе оружия" автор экспериментирует со структурой романа и подачей текста, используя два разнонаправленных временных потока.
–––
А моя душа захотела на покой,
Я обещал ей не участвовать в военной игре


философ

Ссылка на сообщение 3 ноября 2020 г. 21:07  

цитата Arty

Шаги по стеклу")
Постмодерн. Основная идея, насчет или воин или псих...
Умм, или Исида среди неспасенных — тоже как-то.
Пособник похож на Фаулза.

цитата Arty

цикл "Культура " и т д)
«Безатказнае арудие» скорее да, чем нет.
Несущественная деталь... скорее нет, чем да.


новичок

Ссылка на сообщение 3 ноября 2020 г. 21:45  
Без цитаты из "Возвышения физрука" тема не полная, поэтому:

цитата

-- Вот мы, простой русский физрук и простой русский зомби, рассекаем под звездами чужого мира на «девятке» с подмосковными номерами. Выполняя при этом задание эльфа, который выдает себя за искусственный интеллект, созданный чужой звездной империей. Расскажи мне кто-нибудь о книге или фильме с таким, сука, сюжетом, я сказал бы, что это треш и угар. Ну, или артхаус, что примерно то же самое, к хренам.
-- Это постмодернизм, — сказал я


авторитет

Ссылка на сообщение 4 декабря 2023 г. 17:49  
Рискну приподнять эту спорную тему "не корысти ради, а токмо волею пославшей мя супруги", как говорится. И поскольку здесь обсуждалась всякая экспериментальщина от Пинчона до "Бесконечной шутки". И да, это уже не "постмодернизм", а постметамодернизм, скорее.) Ну и ситуация обратная: НФ в постметамодернизме, а не ПМ в НФ.

Короче, я с большим опозданием купил две книги издательства Все свободны: "Тысячу лайков земных" Куртова и "Машину сновидений" Синельникова (малотиражки, в цифре нет и вряд ли будут).

Сперва про "Тысячу лайков земных":
https://fantlab.ru/work1552569
Постхудожественная нежанровая околопроза с научно-фантастической атрибутикой. Купил почти случайно, по наводке друга, когда мы разговаривали о том, пишут ли в России экспериментальную прозу. «Тысяча лайков» даже близко не «экспериментальная проза» как таковая, но как полухудожественный текст очень экспериментальна. Аннотация слишком упрощённая, но да, такая сюжетная линия в книге есть, и она, пожалуй, основная, хотя то и дело проваливается на задний план, когда автор начинает цитировать военных философов будущего или о чём-то футурологически «рассуждать» на несколько страниц. Я обычно не люблю книги с современными атрибутами (поэтому поздний Пелевин мне не заходит вообще), но у Куртова все отсылки к современной России несколько иного рода — они скорее социологические, чем художественно-развлекательные. Местами книга читается очень смешно, а местами – сложновато (очень много профессиональных отсылок к философии, программированию, истории и пр.). В общем, на любителя. Отрывков в сети мало, поэтому нужно покупать только на бумаге.

Примерный стиль "простых" моментов книги:

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

2520. Идея Чопбурга — как его замысел, так и планировка — родилась из временной выставки в Музее поломок. Выставка была попыткой ответить на проблему трудоустройства сотрудников частных охранных предприятий (ЧОП) после самоуничтожения Дометароссии: что делать с миллионами немолодых помятых мужиков, которые умеют только разгадывать сканворды и запрещать? Например, переселить их в специальный город, где они будут заняты охраной друг друга.

Музей города Чопбург представлял собой пустое пространство площадью около одного гектара. В этом пространстве не было ничего кроме перегородок из гипсокартона и сидящих за ними чоповцев. Всего в городе имелось 17 колец «крепостных стен», и чем ближе к его центру, тем более высокопоставленными были те, кто их охранял. По легенде, все жители Чопбурга мечтали охранять Первую, самую внутреннюю стену. За этой перегородкой, не имевшей окон и дверей, всё время громко звучал телевизор, по которому безостановочно транслировались новости и ток-шоу, датированные 2014 годом от рождества медиатора.

Несмотря на сатирический характер экспозиции, она легла в основу проекта строительства на Урале настоящего города Чопбург. Впервые серьёзно отнесся к идее «города для охранников» один екатеринбургский архитектор, в прошлом симпатизант карательный урбанистики: он заметил, что среди посетителей музея Чопбурга много бывших и действующих охранников; они стояли с ностальгическим видом, прислонившись к перегородкам и вслушиваясь в родные звуки телеэфира, или обменивались короткими репликами и смешками с сидящими чоповцами. В прессе писали, что несколько раз такие посетители соглашались на время подменить работающих сотрудников и потом оставались в музее навсегда.

Я был в уральском Чопбурге всего один раз, проездом по пути к западносибирским меташаманам. К тому времени чопбуржцы уже втемяшили себе в голову, что они охраняют какой-то великий секрет Метароссии, укрытый за Первой стеной. Хотя их никто об этом не просил, да и никакого секрета у Метароссии никогда не было. Они полушутя называли себя «ангелами-хранителями», а свой город — Охрангельском. До этого визита мне казалось, что чопбуржцы просто сошли с ума от изоляции и покинутости, но там я увидел людей, претерпевших глубокое духовное преображение, метанойю (без которой, как известно, русский не метарусский). Понемногу весть об этом чуде разнеслась по всей галактике. На метарусских это произвело столь сильное впечатление, что они тоже уверовали в миссию «ангельского ЧОПа» и доверили ему хранение несуществующего секрета Метароссии — за Первой стеной, которую охраняют девять стражей, одетых в тхелет, и где безостановочно работает приёмник аудиовидеосигналов из метапрошлого.


Примерный стиль более сложных моментов (но не самый сложный):

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Не лишним будет уведомить читателей метапрошлого, что всё, что здесь пишется, является комментарием к коду. Номер текстового фрагмента — это дескриптор пакета для сборки. Мы уже много веков не пишем тексты, которые не были бы (одновременно) программами. Язык, на котором написан этот код, называется Аннунциатой (точнее, Аннунциатой IV). Этот язык основан на абстракциях, взятых из цветной геометрии и из алгебры простора (простор – математическая структура, вообретённая в конце 15 века хиджры). Прототип Аннунциаты несколько веков назад был имплементирован святой Анной, покровительницей цвета и молчания (которая, по легенде, была не человеком, а рыбой, выловленной Махди в заброшенном источнике); впрочем, созвучность её имени и названия языка скорее случайное (как считается, на это название святую Анну вдохновила картина «Благовещение» кисти Фра Беато Анжелико). Разумеется, в текстах программ на Аннунциате далеко не все строчки кода (а иногда это не строчки, а диаграммы — раскрашенные логические полисимплексы размерности m) как-то прокомментированы; но, в целом, из имеющегося комментария всегда можно понять, что эта программа делает (поскольку, по нынешнему медиологическому канону, программы пишутся под комментарии, а не наоборот). Могут спросить: почему мы публикуем не весь листинг, а только комментарии? Дело в том, что в промышленной разработке давно уже перешли на использование метакомментаторов — скриптов, которые упаковывают код программы в комментарий к нему (получившееся на выходе называют метакомментарием). Эта упаковка осуществляется посредством соответствующего «окрашивания» текста на естественном языке — «цветного кодирования»; чем больше способность «цветного кода» перекрывать нижележащий текст, тем выше определяющая характеристика метакомментатора — укрывистость. Комментарий, который вы сейчас читаете, также является метакомментарием, и чтобы вычитать из него текст кода, нужен всего лишь какой-нибудь vanilla интерпретатор метакомментариев; обычно таким интепретатором являются (в соответствии с принципом «второе перед первым») следующие версии того языка, на котором написан код, запакованный в комментарии (в нашем случае это языки Аннунциата V, Аннунциата VI и т.д.). Замечу, что текст метакомментария окрашен не просто в цвета, а в метацвета, поэтому прочесть его можно даже на монохромной иконе (старые иконы, как известно, поддерживают метацвет). Существует предание, восходящее к пророку Верочке: тот, кто исполнит «цветной код» не видя его (либо «лишь только видя», но «не разумея»), спасётся.


Вот пара ссылок для помощи восприятию: https://gorky.media/reviews/detsko-zvezdn... (статья) + https://technotheologistinlove.wordpress.... (примеры текста).


авторитет

Ссылка на сообщение 4 декабря 2023 г. 18:12  
С Синельниковым всё сложнее: про его "роман" "Машина сновидений" в сети нет вообще ничего — ни отзывов, ни цитат, только видеопрезентация на ютубе. Так что только покупать на бумаге и ТОЛЬКО тем, кто понимает, что он покупает. Уровень авторской эрудиции достаточно высокий тоже, это также следует учитывать, но в целом книга "попроще" "Тысячи лайков земных" в каком-то смысле, а автор не рассуждает, а скорее просто забавляется.
На фантлабе Синельников представлен только как переводчик романов Роберта Уилсона серии "Иллюминатус": https://fantlab.ru/translator22420, хотя он переводил и что-то ещё.

Аннотация соответствует действительности:
цитата
«Машины сновидений» очень странный метароман, ни на что не похожий и похожий на всё сразу.
В нём задействованы классические приёмы самогенерирующегося текста: автоматическое письмо сюрреалистов, метод нарезки Берроуза и Гайсина, сдвиг S + 7 группы УЛИПО, автоперевод нейросетью и броски костей. Однако начатый как эксперимент со стилем, этот текст обыгрывает автора на его же поле, заставляя предстать перед читателем, задать себе и нам неудобные вопросы о самой онтологической сути литературы.


НФ-атрибутика тут тоже постоянно всплывает (и даже Филип Дик мелькает на одной странице как персонаж), но в отличие от Куртова это даже не пост-проза как таковая, а скорее поехавшее (в хорошем смысле) мета-эссе, иногда имитирующее некоторую художественность. Читается порой достаточно смешно и увлекательно, хотя середина со сдвигами УЛИПО (https://visacon.ru/stati/7553-ulipo.html) достаточно непростая и читать её лучше с перерывами. Фиксированных персонажей в романе нет, сюжета нет.


миродержец

Ссылка на сообщение 4 декабря 2023 г. 18:40  
цитата Thalidomide
Примерный стиль более сложных моментов

"Циклонопедией" мощно потянуло. Та тоже в сходной менере написана
–––
Я доверил это письмо своему быстроногому почтовому голубю.


авторитет

Ссылка на сообщение 4 декабря 2023 г. 18:49  
цитата Sprinsky
"Циклонопедией" мощно потянуло. Та тоже в сходной менере написана

Вроде ещё подобные западные авторы есть, но я забыл фамилии.:)
"Циклонопедию" я не дочитал в своё время. У Куртова плюс в том, что он читается, эээээ, увлекательнее, — не уверен, что это субъективное высказывание, там и правда всё доступнее для восприятия. То есть автор играет чисто на своём обычном поле, а не пытается как-то важничать для кого-то ещё. И "воды" мало, на мой взгляд.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 4 декабря 2023 г. 19:06  
цитата Sprinsky
в сходной манере написана
это не то, что назвали "Fiction theory"?
–––
Вселенная есть история пожара, разожженного и удерживаемого гравитацией" (с) С. Лем "Голем XIV"


авторитет

Ссылка на сообщение 4 декабря 2023 г. 19:23  
цитата Thalidomide
Купил почти случайно, по наводке друга, когда мы разговаривали о том, пишут ли в России экспериментальную прозу.

Просто покупаете "План D накануне" Ноама Веневетинова и залипаете на два месяца.


миротворец

Ссылка на сообщение 4 декабря 2023 г. 19:29  
цитата План D накануне
Касание чего-то под хрустящими батистовыми панталонами
от House of Worth сразу сказало, где Коперник подцепил
идею о предвечном бульоне. Сунь сейчас палец с этим
под микроскоп — все бы увидели, как Гомер пятится
против стрелы времени; а также работающие машины
Бэббиджа в опускающемся тумане, танец миног, один
фораминифер. Встал на колени, приподнял госпожу, но
малость не успел, заливая бриджи. Сохрани Боже. Сколько
телеграфных лент можно этим склеить? Хватило б
поделиться впечатлениями от Бхагавадгиты, пожалуй.

В ужасе он кинулся прочь, сгорая от стыда.

Из случившихся на пути прохожих никто не обращал
внимания на его непроизвольные реляции. Они могли
заинтересовать разве что приехавшего на воды Фёдора
Достоевского, вместо купален обнаружившего соль и
признаки вольного города там, где должен быть
губернский. Где скучно и эксцентрично — на все сто
оксюморонно. Лодочная станция уходит вниз по течению,
подкапывая обрыв, мещанская неволя вбивать под него
опоры, конца и края этому нет. Электрические столбы на
карточке — это лестничные марши, в альбомах с
засохшими туберозами или плющом в разворотах они так
положены. Колёса привалены к домам, за каждым багаж
экзотических поездок, четыре на двух осях под одним
бортом радужны. Колокола беззвучно трепещут, дежурный
крутится на каланче и глазам не верит. Понтонный мост
на бочках — артерия районов, имеет таблицу выгибов.
Верховые придерживаются трамвайных путей, словно на
царской охоте в княжестве Литовском. Фотографы зимой и
не высовываются, особенно им печально на заре —
красный свет на снегу всякий раз поражает воображение.
Ротонды с застроенными стенами, гроза над куполами,
гонит людей в укрытия. Радость и озабоченность,
навощённые полы перед балом. Служащие в одинаковых
фуражках высыпали из депо позировать. Узкие буквы на
брандмауэрах, днём и ночью означающие разное. В
больничном саду балки под снегом, к ним не ведёт ни
один след. С посудой совместны лампы — купец
вложился в торговлю. Туда-сюда носят икону, чего и ждёт
вся Россия, съезжается и млеет, та разит излучением,
словно расширяя этим улицу. Пунктир куриных лап ведёт
в бездну. А вечером огни, такие зависимые от потока,
нескончаемого, восемнадцать часов он не сходит, овивает
горожан.
–––
Patrick: "Is humanity an instrument?"
Gendo: "Yes Patrick. Yes it is."
Страницы: 123...2324252627    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Постмодернизм в фантастике»

 
  Новое сообщение по теме «Постмодернизм в фантастике»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх