Советская ретро эстрада


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Музыка» > Тема «Советская ретро-эстрада»

Советская ретро-эстрада

 автор  сообщение


миротворец

Ссылка на сообщение 28 августа 2021 г. 18:45  

цитата Евгенич

Может и это зайдет?8-)
Давид Тухманов — По волне моей памяти
Нет, увы не моё...

Хотя пластиночка сия до сих украшает семейную коллекцию винила...

Мне ближе:



Истинный Шедевр...
–––
Helen M., VoS


миротворец

Ссылка на сообщение 28 августа 2021 г. 20:41  

цитата Евгенич

Может и это зайдет?
Давид Тухманов — По волне моей памяти

Мне лично "заходит" только одна вещь — "Из вагантов". Будучи студентами мы ее часто вспоминали...


миротворец

Ссылка на сообщение 30 августа 2021 г. 21:26  
И что характерно автор тоже Саруханов... :-)

–––
Helen M., VoS


миротворец

Ссылка на сообщение 31 августа 2021 г. 20:44  

цитата lena_m

Саруханов

Я теперь с трудом вспоминаю эту певицу. Саруханов просто с ней по-братски поделился песней — в СССР было принято делиться. Теперь его поступок уже никто не оценит...:-(


философ

Ссылка на сообщение 31 августа 2021 г. 23:55  

цитата Darth_Veter

Саруханов просто с ней по-братски поделился песней — в СССР было принято делиться. Теперь его поступок уже никто не оценит.

Что значит "поделился"? Он и сам спокойно ее исполнял и даже издал на пластинке. А когда исполняла она, его авторство всегда указывалось, поэтому ему капали отчисления. Это кстати была не единственная песня Саруханова, которую исполняла Мялик. И уж тем более не говоря о том, что Саруханов был профессиональный сочинитель песен и работал много для кого, а не только для себя. Так что не вижу, что тут надо особо оценивать.
–––
Once life was a future, now it's more a reflection
I'm on the same road again, but I'm changing the direction


магистр

Ссылка на сообщение 1 сентября 2021 г. 14:07  

цитата yyvv

Ну и по музыке, конечно — ничто так не двигало культуру как списки запрещенных западных ансамблей. Ну, те, где сообщалось, что два еврея в своей группе Кисс пропагандируют фашизм.

Это просто разные вкусы.
Кто любил Антонова с Ротару, тому открытие границ и нашествие масс западной музыки ничего не изменило — пожал плечами и выкинул всё скачаное, продолжаю слушать Антонова и Ротару.
А кто любил западный рок — тот и любит, опять ничего не изменилось.

Это спор о цвете фломастеров, кому шоколадка ближе, а кому хрен с редькой...
–––
ПЕНСИЯ!! Можно заняться вторым хобби - писать музыку...


философ

Ссылка на сообщение 1 сентября 2021 г. 18:57  

цитата Маг стихий

Это просто разные вкусы.
Кто любил Антонова с Ротару, тому открытие границ и нашествие масс западной музыки ничего не изменило

Это не сами вкусы, а вмешательство в их формирование. Нет ничего зазорного в том чтобы любить Антонова с Ротару если это ваш собственный выбор, а не навязанный сверху. А у нас это навязывание было не просто активным, но и с насильственным ограничением конкуренции, то есть свободы этого выбора. Потому что эти списки были не просто курьезом, а руководством к действиям — дискотеки закрывались, милиция отбирала у меломанов пластинки по этим спискам, и тому подобное. Это что, вопрос вкуса? Вот вы говорите открыли границы, а зачем их вообще нужно было закрывать от музыки? Что, великий и могучий СССР боялся лохматых юнцов, распевающих о любви?

цитата Маг стихий

пожал плечами и выкинул всё скачаное

Что-что, простите, сделал? Мы говорим о 70-х и 80-х.
–––
Once life was a future, now it's more a reflection
I'm on the same road again, but I'm changing the direction


миротворец

Ссылка на сообщение 1 сентября 2021 г. 20:37  

цитата yyvv

дискотеки закрывались, милиция отбирала у меломанов пластинки по этим спискам, и тому подобное

Милейший, прекратите лгать и порочить СССР. Это вам не фантастика, а вполне реальная жизнь. Ничего из описанного вами в жизни не было — уж я-то знаю.


философ

Ссылка на сообщение 1 сентября 2021 г. 21:06  

цитата Darth_Veter

Милейший, прекратите лгать и порочить СССР. Это вам не фантастика, а вполне реальная жизнь. Ничего из описанного вами в жизни не было

Мда, жаль что нет машины времени. Я бы вас пригласил в зиму 1984 года, в город Новосибирск, на барахолку, где собирались меломаны для обмена пластинками. Там был один особенный рейд, когда не просто изымали, а тут же и ломали и рвали конверты. Я потом даже набрал куски на память, до сих пор где-то лежат осколки Ac-Dc альбома Flick Of The Switch.

А вы, милейший, прекратите так легко бросаться обвинениями во лжи. Я жил в то время, все прекрасно помню и за свои слова отвечаю. И мне нет нужды порочить СССР, он все сделал сам.
–––
Once life was a future, now it's more a reflection
I'm on the same road again, but I'm changing the direction


активист

Ссылка на сообщение 2 сентября 2021 г. 03:50  

цитата yyvv

А у нас это навязывание было не просто активным, но и с насильственным ограничением конкуренции, то есть свободы этого выбора.


Ограничивали не конкуренцию, а торговлю пластинками на чёрном рынке. В Новосибирске с 1982 года была барахолка на Балке, в 1986-87 году она переехала на Яму и к магазину "Аккорд", а после на Чекалду, к ДК имени Чкалова. Сложно говорить о конкуренции, когда в магазине винил стоил максимум 2,5-3 рубля, а у фарцовщиков цена зависела от города. Самые дешевые диски продавались в Москве, в других городах цена могла доходить до 200 рублей и выше, в лучшем случае туда попадали первые копии на пленке или на костях. Платили владельцу диска 3-5 рублей или, если имели качественную аппаратуру, расплачивались копией, а потом продавали копии, они стоили около рубля.

цитата yyvv

милиция отбирала у меломанов пластинки по этим спискам


Меломаны с фарцовщиками дел не имели, это разные группы. На чёрном рынке нередко обманывали покупателей, продавая на костях другую запись, переклеивая этикетки или подсовывая в конверте Rolling Stones диск с Лебединым озером. Любители музыки в основном не покупали, а обменивались записями. И для этого были вполне официальные структуры, как секция филофонистов в Ленинградском городском обществе коллекционеров, с утвержденными правилами поведения в обществе и правилами обмена. В обществе была и методика оценки стоимости коллекционных грампластинок, если интересно, можно посмотреть в приложенных файлах. При желании можно было купить диски в московских магазинах "Мелодия", там были лицензионные записи по 3,5 рубля, и балкантоновская Тина Тернер, и ABBA, и Modern Talking.

Что касается запретов, то на чёрном рынке их не было. Запрещались не конкретные записи, а спекуляция, которая в то время была уголовно наказуема. Известные списки не рекомендуемых к распространению музыкальных групп и исполнителей составлялись в курирующих культуру подразделениях обкомов ВЛКСМ и затем направлялись организаторам дискотек, руководителям ВИА, а также обществам филофонистов. Список имел формат название исполнителя и что вредного он пропагандирует: антикоммунизм, расизм, неофашизм, насилие, секс, панк, мракобесие, мистицизм, недружественные к СССР взгляды, аполитичность, ЛГБТ. Всё в рамках действующих законов. Но к сожалению составители не всегда качественно составляли такие списки, и туда попадали такие композиции как "Blood of My Enemies" (Manowar) с пояснением, что там содержатся призывы к массовому убийству русских. Легко убедиться по тексту, что ничего такого там нет, в песне пропагандируется обычное неоязычество и валькирии, а убиваемые враги не названы конкретно. В списках были не только зарубежные исполнители, но и советские. Крематорий, Зоопарк, Юрий Лоза, Юрий Морозов, Урфин Джюс.

Для фарцовщиков и милиции эти списки не предназначались. Спекулянты торговали не только привезенными из-за границы оригинальными и выпущенными по лицензии записями, но и перепродавали то, что куплено в магазинах "Мелодия". Все страшные истории об отчислении студентов за прослушивание идеологически неверных исполнителей не соответствуют действительности, отчисляли только за фарцовку. Легальным способом такие диски достать было невозможно, общества филофонистов строго за этим следили, а купить их бедный студент мог, только сам занимаясь подобным бизнесом. Отдать 200 рублей за диск при 40 рублях стипендии нереально. И главная проблема у меломанов была не в милиции, а в комсомоле и министерстве культуры. Комсомольские активисты следили не только за аудиопродукцией, но и за настольными играми. За игру в Монополию свободно можно было получить выговор.

Такова была реальная ситуация. В 80-е годы цены у спекулянтов резко выросли, и купить зарубежный винил легально в магазинах стало сложнее. Но уже начали появляться CD, и со временем всё наладилось бы и без рынка. А сейчас вместо цивилизованной торговли имеем практически стопроцентное пиратство.

Какая здесь конкуренция? Советская эстрада была весьма разнообразна, и выбрать была возможность.


философ

Ссылка на сообщение 2 сентября 2021 г. 05:41  
frotho, спасибо за лекцию. Если бы она еще имела отношение к действительности... Мне особенно понравилось насчет Аббы и Модерн Токинга в московских магазинах. Модерн Токинг был выпущен на лиценции в 1986 году, когда уже началась перестройка, а она — совсем другая история. Насчет других фактов — балка в Новосибе существовала и до 82 года, я впервые там был в 79, а после "Ямы" она была сперва в ДК "Авиатор" (как раз в 87-91 годах), потом в ДК "Пионер", и только потом уже в ДКЧ. Вот так же у вас и с остальным в плане фактического материала. Прямо как в тех списках — ни одна из групп не пропагандировала того, что ей приписывалось, и это было очевидно любому, кто имел хоть малейшее представление об этих группах. А Manowar, кстати, запрета был достоин, но не за эту песню, а за другую — на том же альбоме есть песня, гдн они уж слишком эпатируют публику на тему Сатаны...

Что касается конкуренции — я имел в виду для формирования вкусов. Отсекали конкуренцию разрешенной эстраде путем ограничивания торговли пластинками, не на черном рынке, а вообще. На черном как раз ограничить-то и не могли, там творилось все что угодно. Почитатйте вот здесь, например. Очень точно все описано для Москвы, а в комментах и про другие города.

Ну а вывод отсюда очень простой. Выбор на советской эстраде был ограничен запретами и цензурой. Это совсем не значит, что там все было плохое — нет, было много и хорошего. Но не надо забывать, что это хорошее выбирается только из того, что было позволено. И уж тем более не надо отрицать, что ограничения были.
–––
Once life was a future, now it's more a reflection
I'm on the same road again, but I'm changing the direction


философ

Ссылка на сообщение 2 сентября 2021 г. 06:42  

цитата frotho

В 80-е годы цены у спекулянтов резко выросли, и купить зарубежный винил легально в магазинах стало сложнее. Но уже начали появляться CD

Все-таки решил прокомментировать чуть подробнее, потому что выше высказался резко, насчет соответствия действительности. Выбрал вот эту фразу, потому что в ней все в точности до наоборот. Цены в 80-е не росли, а падали,потому что стали больше привозить, стандартные вещи (классический рок) можно было купить для коллекции совершенно новые и без проблем. Отчасти и потому, что в магазинах с легальным стало проще, а не сложнее. Это в 70-е был голяк, даже лиценза не было, а в 80-е уже стали продавать и фирменные диски, Бони М -84 года например. Стало также больше прочих лицензов — болгарских, югославских, польских, даже индийские были. А к концу десятилетия появился и официальный лиценз, и продукция не Мелодии (типа релизов от Стаса Намина), и фирменных стало больше — в связи с переходом на СД на Западе стали избавляться от напечатанных тиражей, и в СССР некоторые наименования завозились сотнями. Сами же СД в СССР начались годах в 89-90, к этому времени вся ситуация с пластинками и вообще с музыкой изменилась настолько, что сравнивать ее даже с началом 80-х совершенно неуместно. Так что извините, но вы не правы во всем.
–––
Once life was a future, now it's more a reflection
I'm on the same road again, but I'm changing the direction


активист

Ссылка на сообщение 2 сентября 2021 г. 16:03  

цитата yyvv

Модерн Токинг был выпущен на лиценции в 1986 году, когда уже началась перестройка, а она — совсем другая история.


Но выпускали его не кооператоры, а "Мелодия". Мелодия C60 26199 004. Модерн Токинг появился в 1983 году, первый сингл у них 1984 года. Можно считать, что новинка, и продавался он на Калининском проспекте свободно, никаких очередей не было.

цитата yyvv

Прямо как в тех списках — ни одна из групп не пропагандировала того, что ей приписывалось, и это было очевидно любому, кто имел хоть малейшее представление об этих группах.


Я так и пишу. Если бы минкультуры привлекло к работе грамотных искусствоведов или хотя бы коллекционеров, ошибок было бы меньше. Всё равно бы запретили, там есть проблемы.

цитата yyvv

Что касается конкуренции — я имел в виду для формирования вкусов.


Документально это не подтверждается. Где в списках говорится о вкусах? Цели формирования художественного вкуса не было, это задача не минкультуры, а музыкальных школ и различных кружков при Дворцах пионеров. Композиции запрещали не за безвкусицу, а по статьям УК. С образованием проблема была в том, что программы отставали от современности. Изучали на музыкальной литературе четырёх довольно древних советских композиторов, Прокофьева, Кабалевского, Шостаковича и Хачатуряна. Тех, кто бесспорно считался классиками. Ни Шнитке, ни Софии Губайдулиной. Такой же стандартный набор зарубежных композиторов, Бах, Гендель, Моцарт, Бетховен. Русские Глинка, Римский-Корсаков, Бородин, Чайковский. Школьная программа не резиновая, приходилось выбирать лучших.

цитата yyvv

Отсекали конкуренцию разрешенной эстраде путем ограничивания торговли пластинками, не на черном рынке, а вообще.


Сомнительно и непонятно. Разрешенная и запрещенная эстрада не могли конкурировать, поскольку занимали разные ниши и имели разную целевую аудиторию. Один из любителей музыки рассказывал, что нигде на черном рынке не мог купить свой любимый Калинов мост. Продавцы кривились и заявляли, что матрешкиным роком не торгуют. А теперь обвините фарцовщиков, что они практиковали цензуру 8:-0

С эстетической точки зрения хриплый саунд и шумовые эффекты никакой конкуренции классическим баритонам и сопрано тоже не составляют. Кому что нравится.

цитата yyvv

Так что извините, но вы не правы во всем.


Что тут спорить? Московский рынок и тусовка коллекционеров отличаются от новосибирского. В Москве при желании можно было купить всё, никаких ограничений там не было. Даже в пределах одного города у бедного студента и у серьёзного коллекционера со средствами и связями возможности разные. Я не буду отрицать, что вы тоже правы. И у коллеги Darth_Veter своя правда. А из таких фрагментов собирается целое.


философ

Ссылка на сообщение 2 сентября 2021 г. 18:36  

цитата frotho

Модерн Токинг появился в 1983 году, первый сингл у них 1984 года.

цитата frotho

Один из любителей музыки рассказывал, что нигде на черном рынке не мог купить свой любимый Калинов мост

Ваши примеры неудачны. Модерн Толкинг был издан официально в 87-м, а это уже перестройка, как я уже говорил, совсем другая история. В тот год Мелодия вообще рьяно взялась издавать лицензии. Одна другой страннее, правда, но за год они издали западного рока больше, чем за предыдущие 20 лет. Калинов Мост — это вообще русский рок, с ним тоже отдельная история, до перестройки он не издавался никак, поэтому все истории про него и черный рынок будут про то время, когда этот черный рынок был таковым уже довольно условно.

цитата frotho

Документально это не подтверждается. Где в списках говорится о вкусах?

Да дело-то не в списках, а во всей политике властей по этому вопросу. Списки — это так, последняя агония перед самой перестройкой. Они ни на что уже повлиять не могли, просто являются ярким примером маразма. Но погружаясь в эти частности, мы уходим от главного — почему вообще были все эти танцы с бубном, черные рынки, спекуляция, дефицит и неиздание безобидных песенок? Вот вы же сами говорили, что легальным способом добыть такие (западные) диски было невозможно — а почему, собственно? В чем их крамола? Тем более что -

цитата frotho

С эстетической точки зрения хриплый саунд и шумовые эффекты никакой конкуренции классическим баритонам и сопрано тоже не составляют.

Вот в этом все и дело. Вразумительных ответов на такие вопросы апологеты СССР старательно избегают, потому что вразумительный ответ сразу покажет всю нелепость и убогость действий властей в отношении легкой музыки.
–––
Once life was a future, now it's more a reflection
I'm on the same road again, but I'm changing the direction


активист

Ссылка на сообщение 2 сентября 2021 г. 19:37  

цитата yyvv

почему вообще были все эти танцы с бубном, черные рынки, спекуляция, дефицит и неиздание безобидных песенок? Вот вы же сами говорили, что легальным способом добыть такие (западные) диски было невозможно — а почему, собственно? В чем их крамола?


Проще запретить, чтобы снять с себя ответственность.

Наверное, не в идеологии дело, а в элементарном отсутствии денег и незаинтересованности и некомпетентности тех, кто управлял культурой. Чиновники читали зарубежные музыкальные журналы и прочую литературу только чтобы выпустить очередной запрет, но и это делали небрежно. Обычно исполнение препоручают своим подчинённым, и приказ спускается вниз, пока это возможно. А в случае с Manowar один из таких подчиненных подшутил над начальством и перевёл в тексте то, чего там не было. Это не единичный случай. Одну из песен перевели таким образом: главный герой приехал в Москву и пошёл на дискотеку, где увидел такую картину — в центре стоит ведро водки, танцоры подходят к нему, черпают водку кружкой, выпивают и затем пускаются в пляс вокруг этого самого ведра. Была ли такой песня в оригинале, трудно сказать.

цитата yyvv

вразумительный ответ сразу покажет всю нелепость и убогость действий властей в отношении легкой музыки.


Главное, что с советской эстрадой так же поступали. Кому помешали Аида Ведищева или Тамара Миансарова? А дикая история с ВИА Оризонт, из-за которой музыкантам пришлось бежать из Молдавии в Ставрополь? Это был в то время единственный в СССР ансамбль международного уровня, работавший и с зарубежными певцами.

Где командуют люди с оловянными глазами, иначе и не может быть. Они до сих пор никуда не пропали.


философ

Ссылка на сообщение 2 сентября 2021 г. 19:51  

цитата frotho

Наверное, не в идеологии дело, а в элементарном отсутствии денег и незаинтересованности и некомпетентности тех, кто управлял культурой.

Так ведь наличие таких людей в управлении как раз и есть результат идеологии, разве нет? Не говоря уже о сомнительности самой концепции управления культурой.

цитата frotho

Главное, что с советской эстрадой так же поступали.

А это верно. И опять же, вместо объяснений сих фактов имеем либо игнорирование, либо отрицание.
–––
Once life was a future, now it's more a reflection
I'm on the same road again, but I'm changing the direction


активист

Ссылка на сообщение 2 сентября 2021 г. 20:07  

цитата yyvv

Так ведь наличие таких людей в управлении как раз и есть результат идеологии, разве нет?


Нет. Сейчас при полном отсутствии идеологии управляют такие же люди.

Это результат монетаризма. Приток больших денег и возможность управлять финансовыми потоками привлекает не креаклов, а прежде всего сереньких мышек, которые и сами не блещут, и другим не позволят.

цитата yyvv

А это верно. И опять же, вместо объяснений сих фактов имеем либо игнорирование, либо отрицание.


Это и есть доказательство непричастности идеологии. Советские певцы проверены и перепроверены, доказали свою преданность делу строительства светлого будущего. Уж им-то можно было доверять побольше. Когда и своих считают врагами, это клиника, а не идеология.


философ

Ссылка на сообщение 2 сентября 2021 г. 20:50  

цитата frotho

Сейчас при полном отсутствии идеологии управляют такие же люди.

Это отчасти вопрос терминологии. Под "идеологией" понимается вообще все, что тогда было, не только сами идеи, но и методы, которыми их пытались воплотить. В частности, верность этим идеям и действия на их основе. И в этом плане неважно, верность эта идеям или конкретной личности. Но я не буду здесь говорить о современности, хотя параллели и напрашиваются. Все-таки тема о том что было раньше.

цитата frotho

Когда и своих считают врагами, это клиника, а не идеология.

Ой, да ладно. Эта конкретная идеология всю дорогу только и занималась такой "клиникой", посмотрите на ее создателей и ее историю. Впрочем, можно наверное сказать, что это не сама идеология, а методы ее воплощения. Сути это не меняет.
–––
Once life was a future, now it's more a reflection
I'm on the same road again, but I'm changing the direction


миротворец

Ссылка на сообщение 2 сентября 2021 г. 21:24  

цитата frotho

Что касается запретов, то на чёрном рынке их не было. Запрещались не конкретные записи, а спекуляция, которая в то время была уголовно наказуема.

Полностью согласен. На распространяемые "леваком" диски ментам было наплевать: они и сами их слушали на досуге. Главное, что такая "продажа" была незаконной.

цитата frotho

Список имел формат название исполнителя и что вредного он пропагандирует: антикоммунизм, расизм, неофашизм, насилие, секс, панк, мракобесие, мистицизм, недружественные к СССР взгляды, аполитичность, ЛГБТ. Всё в рамках действующих законов.

Тем не менее на наше ТВ пролезали песни, где СССР был представлен не в лучшем виде: Rasputin (Boney M), Moscow (Dzhinghis khan), Moonlight & Vodka (Chris de Burgh), Little Russian (Mr.Zhivago), USSR (Eddy Huntington). Так что система запретов была чисто формальной и часто давала сбои как в одну, так и в другую сторону. Поэтому ментам было всё равно, какую музыку слушает население — особенно, если она на кассете или бобине.


активист

Ссылка на сообщение 2 сентября 2021 г. 21:33  

цитата yyvv

Это отчасти вопрос терминологии


Единого определения понятия "идеология" нет, оно различается даже у Маркса с Лениным. У Маркса это иллюзия, служащая для оправдания злодеяний власти. У Ленина понятие имеет положительный смысл. Лучше об идеологии и не упоминать, вопрос настолько завлекательный, что мы забудем о главном, советской ретро-эстраде.

Запрещали исполнителей по своим внутренним причинам, их множество. А идеологию привлекали уже потом, используя её как объяснение содеянного. Специалист основывается на знаниях, у чиновника такой возможности нет. И те, и другие выступают в роли популяризаторов. Общая у них только целевая аудитория, они пытаются объяснить массам, не имеющим достаточных познаний и не владеющим научной методологией, почему устроен барьер между этими массами и данной музыкой. Так как бюрократ ничем от масс не отличается, толком дать объяснение он не может и навешивает ярлыки.

Но вернемся к эстраде. В начале 60-х годов была такая певица Лидия Клемент. К какой школе её отнести, прибалтийской или ленинградской? С одной стороны она блокадница и выступала в Ленинграде. Но в то же время Клемент наполовину эстонка и не очень похожа по манере исполнения и сценического движения на других местных певиц. Чуть напоминает раннюю Эдиту Пьеху.



цитата Darth_Veter

Поэтому ментам было всё равно, какую музыку слушает население — особенно, если она на кассете или бобине.


Они были неплохими практиками и понимали, что человека потянет на подвиги не после прослушивания песни, а после литра выпитого алкоголя, поэтому и не боролись с ветряными мельницами.
Страницы: 123...891011121314    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Музыка» > Тема «Советская ретро-эстрада»

 
  Новое сообщение по теме «Советская ретро-эстрада»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх