Я люблю произведения, в которых Зло — не совсем Зло, Добро- не совсем Добро. Сложные персонажи, которых нельзя однозначно отнести к "черным" или "белым". Мне неинтересно, когда герои четко поделены на "хороших" и "плохих". Это литература для младшего школьного возраста. А давайте поговорим про вампиров. Наболело у меня :) Год назад мне подруга дала почитать Майер "Сумерки", причем без всяких комментариев. Вампиров я в этой книжке не ожидала, темой этой никогда не интересовалась. Всё, что я о них знала на тот момент, было в затёртых впечатлениях о фильме "Дракула", который смотрела 100 лет назад, да ещё вспоминались отрывки фильма "Интервью с вампиром", которые вызвали в своё время рвотные позывы, и досмотреть я этот фильм так и не смогла. Короче, "вампиров" я смело вычеркнула из сферы своих литературных интересов, как не заслуживающих внимания. Каково же было моё удивление, что про упырей пишут и сейчас, что пишут много, и кого-то это интересует, раз книжки издаются в таком количестве! Я погрузилась с головой в эту тему, читая всё подряд (в основном, конечно, мусор и полный бред), чтобы восполнить пробел по данной теме. Итого: во многих произведениях вампиры эволюционировали, стали, фактически, секс-символами, чуть ли не героями наших дней (во всяком случае, героями любовных женских романов), их смело поселили в наше время (не средневековье неграмотное!), и они умудряются как-то ужиться среди людей! И как такое может быть, спрашиваю я вас??? Авторы совсем не задумываются о природе своих персонажей? О их инстинктах, мотивации? Как можно читать Гамильтон, эти..."Дневники вампира" (не помню автора), про Сьюки Стакхаус...(эээ,ну неважно тоже). Майер тоже учудила...Ну, если уж ты втащила такую экзотику в наше общество, то ты напрягись, додумай, как эти существа сумеют выжить в этой среде! А где ФБР, ЦРУ, где Индивидуальный Идентификационный Номер и медицинская страховка? Как они умудряются жить инкогнито? Либо ещё смешнее — легально: "Я-вампир, имею право голоса!" Меня вот интересует их физиология. Ну, пьют они кровь — и что? Человек тоже может пить кровь; такой же продукт с белками, жирами, углеводами и пр. Переварит, да и всё! Откуда совсем иная сила появляется? Или у вампиров выпиваемая кровь не в желудок попадает, а в какой-то другой орган? Ну, бог с ней, с кровью. Спишем всё на магию. Но как. в таком случае, вампир может любить человеческую женщину??? Это же его еда! Как, например, можно нежно и трепетно любить колбасу? Ну, ладно, первые сто лет ещё действуют какие-то человеческие инстинкты, по привычке вампир обращает внимание на смазливых девчонок. Но чтобы полюбить то, что ты хочешь съесть??? Странно, как-то... Опять же — бессмертие. Это мечта человека? Я бы сказала, что это большое испытание, даже наказание. Ну опять же первые сто лет ты упиваешься своей силой, ловкостью, безнаказанностью; научился всему, о чем мечтал, побывал везде, где хотел, перечитал все книги, пересмотрел все фильмы. А дальше-то что? Впал в депрессию. Шизофрения и деградация обеспечена. В "Интервью с вампиром" это очень красочно показано, с этим я согласна. И, наконец, зачем они вообще существуют? Зачем появились? Почему бы им уже за тысячелетия не сплотиться, увеличиться в поголовье (в средневековье вполне бы прошла такая авантюра), да и не захватить всю планету, чтобы не трястись от страха перед физическим уничтожением. Выращивали бы людей на фермах, как скот, для пропитания, некоторых людей с детства готовили бы стать вампиром, чтобы не уменьшать свою чмсленностье, поскольку будут время от времени истреблять сами себя в борьбе за власть, да и жили бы себе припеваючи! Такое развитие событий мне кажется более вероятным при том количестве физических и ментальных возможностей, которыми наделяют вампиров современные авторы. Наиболее внятный ответ я нашла у Вестерфельда в "Инферно". Вместе с увлекательными лекциями про паразитов (реальных, земных), есть вполне логичное объяснение существованию вампиров в наши дни: кто они и зачем они есть на планете Земля. Правда конечное Зло меня как-то разочаровало; ожидалось что-нибудь более серьёзное и злое, чем большие плотоядные безмозглые червяки. Но в общем и целом, вполне удобоваримая теория. Ещё неплох рассказ Олеси Орбак "Нелюдь живая. Нелюдь мертвая" об участи вампиров, окажись они сегодня среди нас. У Олега Дивова в "Ночном смотрящем" — неудачный эксперимент с участием спецслужб, в результате которого быстродеградируещее и маложивущее существо, но обладающее определёнными супервозможностями. Тоже возможно, как вариант, но как тогда привязать сегодняшний эксперимент к стародавним легендам о вампирах? Я так думаю, что если автор не может увязать своего персонажа с современным человеческим обществом, то должен помещать его прямиком в фэнтези, в какой-нибудь несуществующий мир, который выдержит все причуды автора (кстати, именно поэтому фэнтези не люблю). Кто не поленился прочитать моё наболевшее :), выскажитесь, пожалуйста, или посоветуйте, что можно почитать толковое про вампиров. Может я чего-то упустила.
|