Научная фантастика и уровень ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Научная фантастика и уровень её научности»

Научная фантастика и уровень её научности

 автор  сообщение


активист

Ссылка на сообщение 19 марта 2021 г. 18:05  

цитата Shean

что Винджа они не знают, и Иган скучный, и что СССР (тм) для них неизвестное слово, и после Азимова стоит в чистом поле только Ибатуллин.
...серьезно?


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 19 марта 2021 г. 18:29  
я челюстью полчаса двигала, как экскаватор. Вот так, да.
–––
Список лонгселлеров всех нас рассудит...


активист

Ссылка на сообщение 19 марта 2021 г. 23:44  
в последнее время прочитал два отечественных киберпанка и посмотрел несколько американских детективов.
зацепило, что подход к конкретизации у антиподов диаметрально противоположный.

в русском киберпанке — видеокарты с четырехметровой памятью, процы 1.2, дискеты, хомячья винда, инет (28 кб) по диалапу.
впечатление не самое приятное — конкретные числа режут слух, неужели обязательно было их указывать?
особенно в области, где всё так быстро меняется.

а в американских фильмах, наоборот; вот предлагают охранному агенству мутную сделку, шеф отказывается, его уговаривают.
- там будет большая сумма!
- нет.
клиент делает заговорщицкую гримасу:
- число со многими нулями!
- нет.
клиент гримасничает лицом уже совсем по-клоунски:
- там будет о-о-очень много нулей!
- а, ну тогда ладно.

так откровенно было только в одном фильме; но уже в нескольких видел — предлагая сделку, заказчик не называет сумму, но говорит о "числе с несколькими нулями".

прочитанный мною русский киберпанк жестко привязан к конкретному времени.
а американские фильмы, похоже, всячески стараются избежать возможной привязки.
и это настораживает — чего они боятся?
что герой запросит миллион (баксов) — а завтра инфляция, и на этот лимон уже не купишь и пачки сигарет?


философ

Ссылка на сообщение 20 марта 2021 г. 21:53  

цитата svamitot

а американские фильмы, похоже, всячески стараются избежать возможной привязки.
После того, как стал анекдотом Джонни-мнемоник 1995 г. с его перегруженной 160 Гб памятью...

цитата svamitot

что герой запросит миллион (баксов) — а завтра инфляция, и на этот лимон уже не купишь и пачки сигарет?
Обыграно в Остине Пауэрсе

цитата svamitot

видеокарты с четырехметровой памятью, процы 1.2, дискеты, хомячья винда, инет (28 кб) по диалапу.
на тот момент это показывало, насколько автор в теме с точки зрения массового потребителя. В общем, в будущем как сейчас, только мощнее.
Примерно тогда же начались смешки над Большим информаторием Стругацких и любыми большими компьютерами.
А Майкл Флинн переписал в «В стране слепых» для хоть какого осовременивания.


философ

Ссылка на сообщение 24 марта 2021 г. 00:15  

цитата svamitot

в русском киберпанке — видеокарты с четырехметровой памятью, процы 1.2, дискеты, хомячья винда, инет (28 кб) по диалапу.
впечатление не самое приятное — конкретные числа режут слух, неужели обязательно было их указывать?
особенно в области, где всё так быстро меняется.

Зато ностальгия, дух времени. Забавно бывает иногда. Все зависит от контекста и конкретного мастерства.


новичок

Ссылка на сообщение 24 марта 2021 г. 13:08  
приведу цитату АБС -

Итак, научная фантастика существует. Она существует для того, чтобы удовлетворить естественное стремление человека к необычайному, будить воображение, утолять любознательность. Это специфическая цель научной фантастики, и это знает каждый фантаст.

наличие формул в тексте будит воображение?


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 24 марта 2021 г. 13:45  

цитата Николай2

чтобы удовлетворить естественное стремление человека к необычайному, будить воображение


Отлично подходит к фэнтези и вирду :-)))
–––
Aut liberi aut libri


активист

Ссылка на сообщение 30 марта 2021 г. 16:21  

цитата Николай2

наличие формул в тексте будит воображение?

О, да. Особенно когда их не понимаешь.
–––
За белым кроликом, в чёрную дыру...


авторитет

Ссылка на сообщение 30 марта 2021 г. 16:42  

цитата Николай2

наличие формул в тексте будит воображение?

"Вечное пламя" Игана, где персонажи полкниги пытаются с помощью математического аппарата и сумбурных экспериментальных данных объяснить скачки помутнения зеркала, а в итоге строят непротиворечивую теорию оптики и создают перпетуум мобиле, прямо скажем, без воображения не осилить.


новичок

Ссылка на сообщение 30 марта 2021 г. 16:46  

цитата _Y_

   цитата netreader
  У Рейнольдса и Игона — из 15 романов только 1 изданный


Наверняка великолепные авторы, но... я о них вообще впервые слышу.
Могу только присоединиться. Странно когда что-то строится на примере таких авторов и игнорируется "Марсианин" Энди Вейера.


миродержец

Ссылка на сообщение 30 марта 2021 г. 18:16  
мар.кен. Иган и Рейнольдс — это пример нишевых авторов для российского рынка фантастики. Пример того, что по-настоящему научная фантастика массовому читателю, конечно, не нужна, но пользуется определённым спросом и признанием в узких кругах. А также пример того, что на загнивающем Западе научная фантастика по-прежнему неплохо себя чувствует и слухи о смерти жанра сильно преувеличены.:-)


активист

Ссылка на сообщение 30 марта 2021 г. 22:36  
У Жюль Верна "Из пушки на Луну" "Властелин мира" "20 тысяч лье" и другие романы,где есть изобретатель,ученый и их изобретения,открытия, в то время вполне считались научно-фантастическими.Наш А.Толстой с "Гиперболоидом"-нф. Вот аннотация из советской книги

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Творчество А. Днепрова посвящено проблемам современной науки: пути развития современной науки, воздействие научных открытий на жизнь людей, общества и в связи с этим — этические, моральные проблемы — все это глубоко волнует писателя, является основным содержанием его произведений.
А еще Ефремов,Гор,Гуревич,Сапарин и много других наших авторов писали о людях науки и их фантастических открытиях и изобретениях. Так что на мой взгляд с этих позиций и надо оценивать золотой фонд 50-70годов прошлого века.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 31 марта 2021 г. 12:14  

цитата Калибан

в то время вполне считались научно-фантастическими
Ключевое слово — в то время. Сейчас почти весь Жюль Верн уходит в приключенческую литературу, к которой иногда примешана фантастика. Переквалификация. Неизбежна для всех произведений, переживших свое время, т.е. для всего, что действительно можно назвать литературой.

цитата Калибан

много других наших авторов писали о людях науки и их фантастических открытиях и изобретениях
Т.н. фантастика ближнего прицела. Вполне известное направление не только в нашей фантастике, но... см. выше про переквалификацию. Все, что прошло проверку временем, ТЕПЕРЬ уходит в раздел приключений. Те же ефремовские рассказы "Алмазная труба", "Белый Рог", "Юрта ворона" и др. — фантастикой в них является только то, что на момент написания соответствующие месторождения открыты не были и автор их просчитал исходя из своего знания геологии. СЕЙЧАС таковые известны, соответственно фантастики там не осталось, только приключения.


философ

Ссылка на сообщение 31 марта 2021 г. 12:47  

цитата Kail Itorr

Сейчас почти весь Жюль Верн уходит в приключенческую литературу, к которой иногда примешана фантастика. Переквалификация. Неизбежна для всех произведений
С Уэллсом и Булгаковым этого не происходит.

цитата Kail Itorr

в приключенческую литературу,
Феномен исчезновения приключенческой литературы в России в 1990-2000-х известен? остались только военные и псевдовоенные.


магистр

Ссылка на сообщение 31 марта 2021 г. 17:10  

цитата Kail Itorr

Переквалификация. Неизбежна для всех произведений, переживших свое время, т.е. для всего, что действительно можно назвать литературой.

цитата ааа иии

С Уэллсом и Булгаковым этого не происходит.

Можно согласиться с Kail Itorr, только необходимо небольшое уточнение. Сказанное касается произведений, которые в свое время претендовали на научность или или в которых научно-технические темы (опять-таки, на уровне своего времени) были поставлены на центральное место. У Булгакова и, частично, у Уэллса научно-технический антураж был лишь фоном для раскрытия социальных, моральных и психологических проблем. Т.е. о мягкой фантастике речь тут не идёт.
–––
Через тернии к звёздам


философ

Ссылка на сообщение 31 марта 2021 г. 19:33  

цитата 240580

у Уэллса научно-технический антураж был лишь фоном для раскрытия социальных, моральных и психологических проблем.
Человек, который делал алмазы


активист

Ссылка на сообщение 31 марта 2021 г. 19:39  

цитата Kail Itorr

Ключевое слово — в то время. Сейчас почти весь Жюль Верн уходит в приключенческую литературу, к которой иногда примешана фантастика.

Так и было же это слово ключевое специально и указано,что именно для их времени это было фантастикой,к тому же научной ,а теперь это уже есть,пусть кое что не так,но эти открытия и изобретения есть.Вот в журнале "Мир фантастики" пишут на эту тему

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Питер Шуилер Миллер впервые употребил термин hard science fiction («твердая» научная фантастика), которая обычно понимается просто как НФ с упором на особую достоверность авторских идей. Главное, чтобы научность соответствовала основам знаний времени написания книги (последующие открытия не в счет). Основные темы «твердой» НФ связаны, как правило, с естественными науками, также к ней относятся реалистические космические истории и произведения о фантастических технологиях.
Конечно, это не означает, что «твердая» НФ обязательно смахивает на занудный наукообразный трактат (хотя немало книг написаны суховато).
Первым почти профессиональным фантастом оказался великий мечтатель Жюль Верн, которого можно с полным правом счесть основателем «твердой» НФ. Свои произведения Верн снабжал подробными наукообразными лекциями, делая это весьма увлекательно. Даже абсурдная история о космическом путешествии внутри гигантского снаряда («С Земли на Луну») не противоречила современным для французского писателя взглядам, отвечая принципу научности «здесь и сейчас».
Другим предтечей был, конечно, Герберт Уэллс, который при сочинении невероятных фантазий ухитрялся делать ряд блестящих предвидений. Например, события «Войны в воздухе» (1908) стали реальностью всего через несколько лет. Не зря Уэллс называл свои книги «научными романами» (scientific romances): «Машина времени», «Первые люди на Луне», «Человек-невидимка», «Война миров» написаны с подкупающей научной достоверностью, если не технической, то биологической или эволюционной.
Полный текст в журнале №47; июль 2007


магистр

Ссылка на сообщение 31 марта 2021 г. 20:43  

цитата ааа иии

Человек, который делал алмазы

цитата 240580

частично, у Уэллса
–––
Через тернии к звёздам


философ

Ссылка на сообщение 31 марта 2021 г. 20:51  

цитата 240580

частично, у Уэллса

цитата Kail Itorr

ефремовские рассказы "Алмазная труба", "Белый Рог", "Юрта ворона" и др. — фантастикой в них является только то, что на момент написания соответствующие месторождения открыты не были и автор их просчитал


философ

Ссылка на сообщение 31 марта 2021 г. 21:04  

цитата Калибан

Первым почти профессиональным фантастом оказался великий мечтатель Жюль Верн, которого можно с полным правом счесть основателем «твердой» НФ.
тут, конечно, парадокс — мечтатели с даже более буйной фантазией (Робида) и более ученые, чем Верн (Фламмарион), после смерти не имеют и процента популярности Ж.В.
Видимо, в географии что-то есть такое, витализирующее.
Страницы: 12345678...252627    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Научная фантастика и уровень её научности»

 
  Новое сообщение по теме «Научная фантастика и уровень её научности»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх