Аркадий и Борис Стругацкие ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества»

Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества

 автор  сообщение


философ

Ссылка на сообщение 7 декабря 2020 г. 21:40  
просточитатель, вы опять впадаете в грех посиюсторонничества :-D
Для утопии как жанра характерно переосмысление привычно-бытовых вещей. В том числе и отношения к работе.
Юра Бородин живёт не в вашем мире, а в своём, где общественно-полезная работа должна быть интересна, и как правило, таковой и является. Потому что в мире Юры Бородина были такие люди, как Краюхин, которые, цитата "из чисто рассудочных соображений" создали мир, отличающийся от привычного вам (да и большинству читателей АБС в 60е).

цитата http://www.rusf.ru/abs/rec/peresl01.htm

Может быть, нравственный подвиг этих людей заключался не в организации полета на Венеру или снабжения Амальтеи продовольствием, в условиях «приближенных к боевым», а в том, что, будучи по условиям образования и воспитания, по реалиям своей жизни и особенностям личности предельно нетолерантными, они смогли — из чисто рассудочных соображений — построить и защитить систему взаимоотношений, основанных на терпимости.

Юра Бородин как персонаж — это буквально новый человек (о чем прямо сказано в тексте), который вырос в мире новой морали, абсолютно к ней приспособлен и проблем старого мира для него не существует. Разумеется, у юр-бородиных есть свои проблемы, и часть из них мы видим — например, как быть, если интересная работа буквально тебя убивает. То есть, гуманизм на каком-то ином уровне.
Декларация Дурова для Юры Бородина — скука, тоска и прошлое.
–––
Думать — это не развлечение, а обязанность © АБС


авторитет

Ссылка на сообщение 8 декабря 2020 г. 02:01  

цитата tick

вырос в мире новой морали, абсолютно к ней приспособлен и проблем старого мира для него не существует

И выглядит это, если смотреть из старого мира, мягко выражаясь, забавно, на что АБС отнюдь не закрывают глаза. Они именно в этот период написали еще несколько книг, в которых "новая мораль" откровенно уже не выдерживает прямого столкновения со старой.


философ

Ссылка на сообщение 8 декабря 2020 г. 04:42  
i_bystander ну да, а как вы хотели? Хрупкие цветочки надо растить в палисаднике, в диком поле их потопчут. Кстати, и у Ефремова, и у Стругацких хищные виды истребляются безжалостно. Время было такое, экология ещё не расцвела. Планета должна была стать садом, а не заповедником.
–––
Думать — это не развлечение, а обязанность © АБС


философ

Ссылка на сообщение 8 декабря 2020 г. 04:46  

цитата i_bystander

Они именно в этот период написали еще несколько книг, в которых "новая мораль" откровенно уже не выдерживает прямого столкновения со старой.
Мне было бы любопытно, если бы вы перечислили поимённо. Потому что я воспринимаю творчество Стругацких так, что для меня Стажёры и ТББ написаны в разные периоды, например.
–––
Думать — это не развлечение, а обязанность © АБС


авторитет

Ссылка на сообщение 8 декабря 2020 г. 05:49  
Условный период, конечно, очень условный, и четкие временные рамки у него не обязательно есть. А так-то, если говорить о полуденном цикле, то ПкБ и ТББ, само собой, но интереснее всего несколько более поздние произведения, ОО (где Каммереру пришлось-таки перековываться) и ПиП (где Гаг в инвертированной ситуации перековываться не пожелал). И где-то чуть сбоку маячат не чуждые аналогичной проблематики СоТ, ГЛ и УнС, где старую мораль если и получается победить, так это только сломав об колено.


авторитет

Ссылка на сообщение 8 декабря 2020 г. 05:59  
Да, а "Стажеры", по-моему, четко пограничная вещь, ее легко отнести и к предыдущему периоду, и к последующему. Который заканчивается где-то в середине семидесятых, но вот там граница как раз нечеткая. ПнО уже из следующего периода, а ПиП еще из предыдущего. Хотя как знать (это я про ПиП).

Речь о моем видении, само собой.


миродержец

Ссылка на сообщение 8 декабря 2020 г. 09:02  

цитата i_bystander

ПиП (где Гаг в инвертированной ситуации перековываться не пожелал).

Ну концовка там открытая, так что не все так однозначно.


философ

Ссылка на сообщение 8 декабря 2020 г. 10:35  

цитата i_bystander

Да, а "Стажеры", по-моему, четко пограничная вещь, ее легко отнести и к предыдущему периоду, и к последующему. Который заканчивается где-то в середине семидесятых, но вот там граница как раз нечеткая.
А у них вообще был какой-то третий период?.. БНС в одном из интервью, правда, разграничивал эволюцию их взглядов на три этапа: безудержный ленинизм-сталинизм до конца 50-х где-то, сомнения в действующем строе, переросшие в неприятие, при сохраняющейся вере в коммунизм — до конца 60-х, и полное разочарование — по его словам, после Пражских событий.

Но при всём при том идея Воспитания остаётся у них и в самых поздних книгах.


авторитет

Ссылка на сообщение 8 декабря 2020 г. 11:28  

цитата Vramin

А у них вообще был какой-то третий период?

Ну я ж вроде написал, что это я так вижу. Конец утопии. Применительно к Полудню — закат эпохи Горбовского, начало эпохи Комова (опять же, это как я вижу). Вполне возможно, что именно пражские события с определенным лагом.

цитата Vramin

Но при всём при том идея Воспитания остаётся у них и в самых поздних книгах.

Да, я об этом тоже писал выше — вплоть до "Бессильных". Но более или менее прямое столкновение носителей "старой" и "новой" морали из текстов ушло. Я бы даже предположил, что вместе с новой моралью. Стали получаться полупрозрачные изобретатели, а это авторам было неинтересно. Даже герои поздних полуденных книг — вполне себе наши современники.


миродержец

Ссылка на сообщение 8 декабря 2020 г. 12:21  

цитата i_bystander

ПиП (где Гаг в инвертированной ситуации перековываться не пожелал)

Очень даже перековался ИМХО.

цитата Прокопий Антемий

Ну концовка там открытая, так что не все так однозначно.

Вполне однозначная концовка, опять же ИМХО.
–––
Я не добрый. У меня просто зла на всех не хватает.


философ

Ссылка на сообщение 8 декабря 2020 г. 17:44  
Vramin Лично я для себя определяю первую границу по ТББ, когда в тексте впервые выражено сомнение в коммунизме как идеологии. Для сравнения — в Попытке к Бегству про коммунизм тоже говорится, что он не подходит для нищих духом как Хайра. Но сомнений в том, что коммунизм — необходим, нету. А в ТББ Антон думает про самого себя, что он плохой коммунар. "... колодцы гуманизма в наших душах, казавшиеся на Земле бездонными, иссякают с пугающей быстротой". Таким образом, коммунизм оказывается не только не приспособлен к передаче низко-развитым цивилизациям, но еще и не способен защитить своих адептов от разлагающего влияния этих самых "низменных" сообществ. Признаюсь, при первых прочтениях я этого не видел, но ощущение, что вернувшийся в финале Антон стал каким-то другим, было всегда. А в комментариях БНС пояснил, что эта идея — показать моральное разложение коммунара, оказавшегося в средневековье — была заложена изначально.

Вторая граница по моим ощущениям — это Пикник на обочине. С этого момента для Стругацких важнее не идеи или социальные конструкции, а люди. Они углубляются в психологию и внутренний мир своих персонажей, и если раньше герои нужны были для продвижения сюжета, который нужен был, чтобы раскрыть концепцию, то теперь Стругацкие идут от человека изначально. Сюжет и окружение, весь мир выстраивается для раскрытия тайн движения души, личного выбора, морального сомнения.

И наконец, небольшая финальная часть. Я полагаю, что в ВГВ и Отягощённых Злом Стругацкие снова отказались от исследования индивидуальности, сделав своими главными персонажами не людей, а ... как бы так сказать... архетипы, что ли. Нам не показаны подробности душевных терзаний Тойво, он для нас скорее символ. Но это не то же самое, как было в их ранних повестях Полуденного цикла, где Жилин и Быков, да и Горбовский очерчены символично. Герои последних повестей Стругацких — Г.А. Носов, Тойво и старый Каммерер — сочетают психологизм, детальность и высокое предназначение, судьбоносность. В ранних работах героями были обычные люди, а теперь — герои ходят среди обычных людей. Ну, и разумеется, мастерство конструирования миров у поздних Стругацких несравненно лучше, чем когда они мечтали о коммунистической утопии. Ткань мира ВГВ гораздо реальнее, чем в П.XXIIв, несмотря на любые детали типа кибердворников и Д-звездолётов в ранних текстах. Проза О3 вообще концентрирована по высшей пробе. Кстати, к этой же категории я могу причислить и Хромую Судьбу в части про Феликса Сорокина. Очень плотный и насыщенный жизнью текст, в отличие от Гадких Лебедей, где всё воздушно и парит на идеологической подоплёке.

Как-то так. У меня получается 4 этапа.
1. восторженный
2. скептический
3. пристальный
4. обобщающий.
–––
Думать — это не развлечение, а обязанность © АБС


философ

Ссылка на сообщение 8 декабря 2020 г. 18:49  

цитата tick

Таким образом, коммунизм оказывается не только не приспособлен к передаче низко-развитым цивилизациям, но еще и не способен защитить своих адептов от разлагающего влияния этих самых "низменных" сообществ.
Знаете... Такого низкого морального состояния как у коммунаров Земли в ТББ. До такого в нашем мире и то редко доходят. Я имею в виду эмбарго лекарств в эпидемию и еды в голод
–––
Чтение-Сила


философ

Ссылка на сообщение 8 декабря 2020 г. 20:16  

цитата tick

Вторая граница по моим ощущениям — это Пикник на обочине. С этого момента для Стругацких важнее не идеи или социальные конструкции, а люди. Они углубляются в психологию и внутренний мир своих персонажей, и если раньше герои нужны были для продвижения сюжета, который нужен был, чтобы раскрыть концепцию, то теперь Стругацкие идут от человека изначально. Сюжет и окружение, весь мир выстраивается для раскрытия тайн движения души, личного выбора, морального сомнения.
Если честно, никогда не любил Пикник. Декорации, чудеса, тайны — всё прекрасно, достоверность — на высшем уровне, но я до сих пор не могу понять, что в конечном итоге хотели сказать братья этой книгой. Что всё человечество — это «рыла, рыла, рыла»? Так себе откровение. Что люди при встрече с неведомым не найдут ничего лучшего, как использовать его себе на пользу? Не знаю, не зацепило, идея слишком уж банальной кажется. Тут бы пригодилась какая-нибудь альтернатива, но её-то и нет. Ну да, Кирилл что-то говорил такое... Но этого слишком мало, линия Кирилла вообще кажется искусственной, для галочки добавленная, чтобы не было полной беспросветности. Но как-то уже не убеждает этот светлый мир советских учёных. Особенно в свете рассуждений Нунана о сто первом километре (в восстановленной версии). Похоже, авторы действительно оказались в это время в безвоздушном пространстве, без опоры под ногами.

цитата

Ткань мира ВГВ гораздо реальнее, чем в П.XXIIв, несмотря на любые детали типа кибердворников и Д-звездолётов в ранних текстах.
ВГВ у меня всегда был одной из любимых книг. Какой-то, действительно, гиперреализм.


философ

Ссылка на сообщение 11 декабря 2020 г. 20:53  

цитата Vramin

Если честно, никогда не любил Пикник. Декорации, чудеса, тайны — всё прекрасно, достоверность — на высшем уровне, но я до сих пор не могу понять, что в конечном итоге хотели сказать братья этой книгой. Что всё человечество — это «рыла, рыла, рыла»? Так себе откровение. Что люди при встрече с неведомым не найдут ничего лучшего, как использовать его себе на пользу

Удивительно, но все то же самое мне было неприятно в Улитке. Перец. А вот главы Улитка. Кандид. — одна из любимых моих книг, вообще.


авторитет

Ссылка на сообщение 16 декабря 2020 г. 17:29  
Продавец из Японии выставил на EBay письма Аркадия Стругацкого.
https://www.ebay.de/itm/Valuable-Self-Sig...


миротворец

Ссылка на сообщение 16 декабря 2020 г. 17:31  
US $1.567,50
EUR 1.289,86

:-(((
–––
Patrick: "Is humanity an instrument?"
Gendo: "Yes Patrick. Yes it is."


магистр

Ссылка на сообщение 16 декабря 2020 г. 19:17  

цитата Vramin

сли честно, никогда не любил Пикник. Декорации, чудеса, тайны — всё прекрасно, достоверность — на высшем уровне, но я до сих пор не могу понять, что в конечном итоге хотели сказать братья этой книгой.

Господи, посыл яснее ясного -- поиск предназначения в этой мире, и бренность существования ради денег и удовлетворения потребностей. Поиски смысла жизни. Для того чтобы книгу пропустиба цензура, абс перенесли действие в капитал страну, я так догадываюсь (как и хищных вещей). Что тут может быть непонятно, я не знаю.
–––
Who is John Galt?
99,999999% сплачивалось в страхе, неприязни или ненависти, против остальных 0,000001%


философ

Ссылка на сообщение 16 декабря 2020 г. 19:45  

цитата Karno

Господи, посыл яснее ясного -- поиск предназначения в этой мире
Если честно, не заметил этого. Шухарт продолжает заниматься сталкерством, потому что просто не умеет ничего другого. Какие там поиски?

цитата

бренность существования ради денег и удовлетворения потребностей
Ну это уж как-то сверхбанально.


миродержец

Ссылка на сообщение 16 декабря 2020 г. 19:56  

цитата Karno

Господи, посыл яснее ясного -- поиск предназначения в этой мире, и бренность существования ради денег и удовлетворения потребностей.

Ничего не ясно. Из текста этого не следует.

цитата Vramin

Ну это уж как-то сверхбанально.

Ага, и стоило ради этого столько лет биться с редакцией Медведева!:-D


магистр

Ссылка на сообщение 16 декабря 2020 г. 19:58  

цитата Vramin

Если честно, не заметил этого. Шухарт продолжает заниматься сталкерством, потому что просто не умеет ничего другого. Какие там поиски?

Правильно, он не умеет ничего другого, и через это (начиная от его озлобленности на мир, дочку-мутанта, душевную неустроенность и пр.) и ведется повествование.

цитата Vramin

у это уж как-то сверхбанально.

Вообще то эта "свербанальность" лейтмотив творчества абс. Вплотную к ней писатели подошли в Хищных вещах века, Хромой судьбе, 27 теореме этики и многом другом.
–––
Who is John Galt?
99,999999% сплачивалось в страхе, неприязни или ненависти, против остальных 0,000001%

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества»

 
  Новое сообщение по теме «Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх