Иван Антонович Ефремов ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества»

Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества

 автор  сообщение


миродержец

Ссылка на сообщение 23 мая 2011 г. 22:39  

цитата kagerou

корректировал реальность как ему угодно". Помните, мы говорили о тоталитарных тенденциях

Вы считаете что такая корректировка непременно привязана к тоталитарному строю или тоталитарному мышлению? По-моему это распространенное явление в искусстве.


философ

Ссылка на сообщение 23 мая 2011 г. 22:43  

цитата

Я виноват — надеясь сам вести звездолет   в неизученном районе, я не предусмотрел всего, ограничившись простой инструкцией.

Все-таки именно это — понимание ответственности. Безответственность это: "Дежурная смена виновата — нарушила инструкцию", "Составители инструкции виноваты — не прописали уже встречавшуюся ситуацию"

цитата

я не сомневаюсь, что вы, Пур Хисс, сделали бы ту же ошибку.
    — А вы?- с меньшей яростью выкрикнул астроном.
    — Я — нет. Мне пришлось видеть такое же чудовище в тридцать шестой звездной...

Вот. Все меры уже должны быть внесены в соответствующие нормативные документы по пилотированию и отработаны при подготовке. Не сделать этого — полная безответственность.

цитата kagerou

Оно было известно не "всем", оно было известно Мвену Масу, который пришел к этому решению, обдумывая ситуацию на Острове Забвения.
То есть, несколько недель подумал в тишине и покое — и додумался.

Мне Мвен Мас, помню, при чтении произведения показался неадекватным — уж чересчур увлекся

цитата

Так непереносимо сильна жажда новой встречи с планетой звезды Эпсилон Тукана — этим миром, будто возникшим по образам лучших сказок земного человечества. Не забыть ему краснокожей девушки, ее простертых зовущих рук, нежных полураскрывшихся губ!..

цитата kagerou

Ефремов предвидел сегодняшнюю моду, вы хотите сказать?
А по-моему, он следовал тенденциям своего времени.

Значит, во все времена историю трактовали так, как было удобно, как хотелось. Не так, как было, а так, как хотелось бы чтобы было.
–––
Где здесь пропасть для свободных людей?


философ

Ссылка на сообщение 23 мая 2011 г. 22:45  

цитата kagerou

слово "зритель" вовсю предполагает, например, театр

Слова "художник" и "мастер" ясно указывают на контекст. Давайте читать то, что написано, а не то, что хочется.
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


философ

Ссылка на сообщение 23 мая 2011 г. 22:54  

цитата swgold

Вы считаете что такая корректировка непременно привязана к тоталитарному строю или тоталитарному мышлению?


Знаете, что такое синдром?
Это совокупность симптомов с общим патогенезом.

Если бы у нас имело место быть только стремление рихтовать историю — я бы еще воздержалась от суждений насчет тоталитарности.

Но у нас, кроме этого, имеется:

- стремление к унификации всего, в том числе объектов эротического влечения (которое, казалось бы, должно оставаться сугубо личным делом индивида — а вот поди ж ты);
- стремление к упрощению мира на всех уровнях — от личных вещей до философских концептов;
- стремление к нивелированию экзистенциальной ответственности (которая определяется как осознание и готовность признать себя причиной своих поступков);
- здоровенная "вилка" между словом и делом.

Короче, я считаю, что налицо синдром тоталитарных тенденций.

цитата swgold

По-моему это распространенное явление в искусстве.


В советском искусстве современного Ефремову периода — более чем.
Только там тоталитарных тенденций никто не отрицает.

Честно говоря, не понимаю, зачем их нужно отрицать и в случае с Ефремовым. Это порочит ИА не больше, чем Платона — констстация того факта, что он был рабовладельцем и сыном рабовладельца, или там Франсуа Рабле констатация того, что он был монахом-францисканцем.


философ

Ссылка на сообщение 23 мая 2011 г. 22:57  

цитата ameshavkin

Слова "художник" и "мастер" ясно указывают на контекст. Давайте читать то, что написано, а не то, что хочется.


Вам неизвестен широкий смысл слова "художник"?
Но даже сужение его до изобразительного искусства не спасет отца русской демократии: фрески Помпеи были уже известны.


активист

Ссылка на сообщение 23 мая 2011 г. 23:14  

цитата ameshavkin

Читаем внимательно ключевые слова: искусство, художники, мастера, зритель. Ефремов говорит об изобразительном искусстве. Правда, в вазописи скабрезных сюжетов тоже хватает, но рисовали их явно не мастера.


А кто?


миродержец

Ссылка на сообщение 23 мая 2011 г. 23:21  

цитата kagerou

Но у нас, кроме этого, имеется:
Тут надо, КМК разделять то, что было привнесено лично ИАЕ, и то, что фундаментально заложено в идее коммунистической утопии, от чего он не мог бы избавиться (иначе его утопию никто не признал бы за коммунистическую, со всеми вытекающими обстоятельствами; были бы те же эльфы, но уже точно ни для кого не греки). Хотя, по гамбуржскому счету, конечно, без разницы.


миродержец

Ссылка на сообщение 23 мая 2011 г. 23:25  
kagerou. Ольга о чем вы говорите. Какая в мире ЭВК может быть техника безопасности, своевременная забота о лоциях и т. п. Помилуйте, это же мир геройствующих дилетантов (постоянная смена профессий не исключение, но правило). На всей "Тантре" только Ноор — истинный профессионал, и тот "двойное нарушение закона", появившееся в результате несовершенства противозачаточных средств... Да, по себе могу сказать, что подобная совсем уж навязчивая "охота к перемене мест" возникает в результате тотального внешнего прессинга. Который во времена Ефремова имел место быть в стране повсеместно. Вот он и заложил такой дилетантизм в качестве неотъемлимой человеческой черты. Ради которой и погибнуть не сильно жалко...

Что еще я могу сказать, по ходу перечитывания, о мире "Туманности Андромеды"? Безумно-красивое героическое фэнтези... А как еще я могу назвать все это Великое Кольцо, населенное гуманоидами, обменивающимися между собой информационными видиороликами, проникнутыми тонкой эротикой?
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


философ

Ссылка на сообщение 23 мая 2011 г. 23:46  

цитата swgold

Тут надо, КМК разделять то, что было привнесено лично ИАЕ, и то, что фундаментально заложено в идее коммунистической утопии,


Я не сторонница того, чтобы делать из ИАЕ скрытого диссидента. Он был вполне последовательным коммунистом, не из-под палки, а по убеждениям. И его убеждения — это в значительной степени он сам, его личность.


философ

Ссылка на сообщение 23 мая 2011 г. 23:48  

цитата kagerou

Я не сторонница того, чтобы делать из ИАЕ скрытого диссидента

Ну так ведь и Стругацкие не были диссидентами.

цитата kagerou

Он был вполне последовательным коммунистом

Но не марксистом.
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


философ

Ссылка на сообщение 23 мая 2011 г. 23:52  

цитата ameshavkin

Но не марксистом.


Что значит не марксистом?
А какие еще варианты были в СССР? Маоизм?


миродержец

Ссылка на сообщение 23 мая 2011 г. 23:52  

цитата kagerou

достаточно верная сатира


Воистину ключевые слова — сатира да, но сатира — по определению — это кривое зеркало. Оно отражает существующее, но в гротесковом преувеличенном виде. Литературное порно — безусловная классика, но оно не может служить мерилом ежедневной жизни, культуры и тп. А то можно решить, что в Викторианскую эпоху всякие паровозы (с технической хронологией могу и ошибаться — мои представления о том, когда точно оный был изобретен, несколько расплывчаты...) не изобретались, зато все поголовно занимались тем, что претворяли в жизнь Услады Великого Турка :-)))

Это только один срез культуры — очень узкий — и нельзя делать по нему глобальные выводы...
–––
Eramos pocos y parió la abuela


философ

Ссылка на сообщение 23 мая 2011 г. 23:59  

цитата Aryan

Воистину ключевые слова — сатира да, но сатира — по определению — это кривое зеркало.


Вы лично были в Риме времен Нерона и можете указать, где именно Петроний неправ?

цитата Aryan

Литературное порно — безусловная классика, но оно не может служить мерилом ежедневной жизни, культуры и тп.


А оно должно?
(Если, конечно, признать, что это порно, чего я не признаю)
Вы вообще с чем спорите? Что пытаетесь опровергнуть?

Вот фраза Ефремова: Да потому, что искусство творили подлинные художники, настоящие мастера. Они воплотили в своих бессмертных произведениях различные эротические оттенки, которые вызывают у зрителя лишь чувство соприкосновения с чем-то прекрасным.

Петроний — подлинный художник (слова) и настоящий мастер. Он воплотил в своем бессмертном "Сатириконе" различные эротические оттенки, которые вызывают у зрителя (читателя) чувство глубокого омерзения.
Для того и писалось.
Чтобы римлянин ужаснулся, глядя на себя, свое поколение и свой мир.
Ибо не были античные люди дивными воздыхателями и поклонниками всего прекрасного.
Люди как люди они были.

цитата Aryan

Это только один срез культуры — очень узкий — и нельзя делать по нему глобальные выводы...


Да, нельзя. И в частности, нельзя делать выводы, что "пресловутого секса" в античном мире не было.
Был, в полный рост был.


философ

Ссылка на сообщение 24 мая 2011 г. 00:06  

цитата kagerou

А какие еще варианты были в СССР?

Раскрою страшную тайну: не все жители СССР даже были коммунистами. Тем более по убеждениям.
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


философ

Ссылка на сообщение 24 мая 2011 г. 00:07  

цитата ameshavkin


Раскрою страшную тайну: не все жители СССР даже были коммунистами. Тем более по убеждениям.


Мы не говорим обо всех. Мы говорим об ИАЕ.
Какой вариант, кроме ортодоксально-марскистского или троцкистского он мог воспринять от учителей?


миродержец

Ссылка на сообщение 24 мая 2011 г. 00:08  

цитата kagerou

Что именно из Лисистраты вы считаете "не реальной жизнью"?
Пелопонесскую войну?
Или сексуальные практики, о которых говорят герои и героини?



Пьеса о бунте — сексуальном — женщин, сатира против войны, в некотором роде, забастовка трудящихся :-))). Вам это кажется реалистичным моралите и пьесой о трудовом конфликте в стиле советского реализма? Греки не шли в театр смотреть на реальность, они шли за высоким — или за низким. За катарсисом или за диких хохотом (и чем грубее шутки, тем лучше). Я по-прежнему не понимаю, как можно одним этим крайним примером иллюстрировать восприятие прекрасного у эллинов (да и у римлян — Гай Петроний все же не совсем эллин ). Фотографию Парфенона и рельефов лорда Эльджина (вот примазался, подлец!) откройте ... Котлеты лучше есть отдельно, и мух- тоже.
–––
Eramos pocos y parió la abuela


авторитет

Ссылка на сообщение 24 мая 2011 г. 00:09  

цитата kagerou

Какой вариант, кроме ортодоксально-марскистского или троцкистского он мог воспринять от учителей?

:-)))
какой вариант, кроме ортодоксально-марскистского или троцкистского могли воспринять от "учителей" братья Стругацкие?
и что значит "учителя" в данном конкретном случае?


философ

Ссылка на сообщение 24 мая 2011 г. 00:24  

цитата kagerou

Какой вариант, кроме ортодоксально-марскистского или троцкистского он мог воспринять от учителей?

За исповедание ортодоксального марксизма вообще-то сажали. Вы, верно, имеете в виду официальный марксизм, т.наз. "марксизм-ленинизм". Но это же не мировоззрение, а так, казенное фуфло, и все это прекрасно понимали.
Раскрою еще одну страшную тайну: в СССР было реальное разномыслие, которое отчасти даже прорывалось в публичную сферу, в печать.
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


философ

Ссылка на сообщение 24 мая 2011 г. 00:25  

цитата kagerou

Ибо не были античные люди дивными воздыхателями и поклонниками всего прекрасного.
Люди как люди они были.

Люди они всегда были разные. Но, конечно, помним: "Хлеба и зрелищ!", "Распни его!"
–––
Где здесь пропасть для свободных людей?


философ

Ссылка на сообщение 24 мая 2011 г. 00:41  

цитата DESHIVA

Люди они всегда были разные. Но, конечно, помним: "Хлеба и зрелищ!", "Распни его!"


Да ну, зачем брать крайности.
Просто колотились, зарабатывая на хлеб, и при этом стараясь устроиться так, чтобы руками не работать (ибо ручной труд — для рабов, свободному эллину западло), уважали вино, тусовались в портиках, хватало денег — шли к гетерам, не хватало — рабынь или мальчиков тискали... Там повоевали, тут поторговали, устали от демократии — сдались тиранам, устали от тиранов — сдались царям... нормальная цивилизованная жизнь.
Страницы: 123...104105106107108...424425426    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества»

 
  Новое сообщение по теме «Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх