Иван Антонович Ефремов ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества»

Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества

 автор  сообщение


активист

Ссылка на сообщение 7 февраля 2016 г. 23:26  
Шерлок
Уже , мало кто, не понимает, не только ефремова.
Людей в дарфуре, не беспокоят проблемы цивилизационных кризисов, они его испытывают на себе.
На данный момент, можно наблюдать момент перехода, от одного качественного уровня цивилизации, к другому.
Внутри, этой цивилизационной системы , которая проходит этап перехода, как газ в пробирке, на более низкий энергетический уровень взаимодействия, происходят переходы многих систем, на более низкий, стохастический уровень состояния, внутри системы.
То есть, корабль тонет, и вещи в каютах, перемешиваются , в состояние бардака.
Компании разваливаются, фирмы закрываются , происходит переструктуризация этих систем(фирм и компании) , внутри страны, которая , переходит от доиндустриального общества к первобытно-общинному , за исключением крупных городов , где идет, перераспределение доходов, между представителями одной касты.
Бизнес, рентабельный, в доиндустриальном обществе ---интернет магазины ,например , нерентабелен в условиях первобытно-общинного строя.
Посоветовать можно, переход, на продажу, бус , ножей, и огненной воды.:-)))
Цивилизационный переход, выражается в отсутствии новых идей, и невозможности их реализации , если их вдруг придумывают, из-за отсутствия материально-технической базы, и потребительского спроса.
Дикарям, не нужны новшества и новые технологии, им нужна стабильность.
Цивилизация начинает иметь локальный характер, с большим уровнем расслоения, между носителями культуры.
У одних, дроны, старбакс, и инстаграм, у других, тяжелая работа допоздна, водка, и увлечения, машинами, или чем то детским, хорошим, но по сути , это стремление вернутся, в детство, к стабильности.
Система, плавно переходит на плато, по графику снижения, только из этого полета, выхода нет.
Разбор корабля на части туземцами : " мы будем жить в каюте капитана", "а мы в первом классе", "а мы в багажном отсеке забаррикадируемся".
Но, на земле, это не имеет смысла.
А, если это корабль, а не самолет, все, все равно утонут.
Как итог, можно набрать попкорна, и собирать, интересную фактическую информацию из туземной жизни:-)))
Группа : "Где они теперь ?"
"Как бы то ни было , вам предоставляется, блестящая возможность видеть", как сказано у винджа.
Сандорская разведка при зоопарке, шлет вам пламенный привет , из под самого, из поднебесья:-))),перефразируя суворова.


миротворец

Ссылка на сообщение 8 февраля 2016 г. 11:51  

цитата nik_

На данный момент, можно наблюдать момент перехода, от одного качественного уровня цивилизации, к другому.


nik_ , слишком развёрнуто и сложно.
В сухом остатке — Инферно побеждает :-(
–––
"Что смерть — умрём мы все. Вот если б не было разлуки!"


философ

Ссылка на сообщение 8 февраля 2016 г. 13:58  

цитата nik_

Компании разваливаются, фирмы закрываются , происходит переструктуризация
Для капитализма это нормально. Брошенные города, вымирающие деревни, ржавые заводы, обанкротившиеся муниципалитеты, голодающие на улицах — при совершенно нормальном ходе деловой жизни и общем росте экономики.

цитата nik_

Дикарям, не нужны новшества и новые технологии, им нужна стабильность.
Сытость. Чем они и не отличаются от прочих. Новый способ валить лес, бить моржа и слонов идет на ура. Уперты, как правило, крестьяне.

цитата nik_

Цивилизация начинает иметь локальный характер, с большим уровнем расслоения, между носителями культуры.
Цивилизация не локальна только в трудах фантастов. К чему приводит отделение "носителей" культуры от народа известно — к появлению новой культуры.
Такой, как культура Туманности и Часа. Вот интересно, можно как-то обосновать столь полный уход от движущихся и статичных картинок к пластическому танцу?


активист

Ссылка на сообщение 11 февраля 2016 г. 02:21  
Фантом
Согласен, но побеждает, скорее, не инферно, а энтропия, в котором, инферно, является локальным в пространстве, концентрированым проявленим энтропии, на локальном отрезке времени.:-)
Кольца инферно, замкнуты почти все, кроме одного.

Ааа иии

цитата ааа иии

Новый способ валить лес, бить моржа и слонов идет на ура. Уперты, как правило, крестьяне.
цитата nik_

Если есть, моржи, слоны и лес.

цитата ааа иии

К чему приводит отделение "носителей" культуры от народа известно — к появлению новой культуры.

Культура имеет определенный обьем.
Есть определенное количество носителей культуры, с момента достижения которого , она начинает считатся культурой.
Просто цифра, высчитаная на основе эмпирических наблюдений, за определеным количеством культур.
И так же, если количество носителей культуры, упадет ниже критического уровня ,ниже этой цифры , она вырождается, некому передавать знания , и культура переходит в разряд мертвой.
В локальных представителях она не сохраняется.
Если цивилизация гибнет , например минойская, то один корабль не сохранит всю культуру.
Если, Вы , про переход от ЭВК (эры великого кольца) к ЭВР (эре встретившихся рук), то это просто переход на новый уровень информационного поля, ---больше информации, быстрее обмен информацией, быстрее идет обратная связь.
Переход , от одной планеты , на уровень галактики .
Переход, не виртуальный, а вполне физический , на основе прямого физического контакта.
Сел и поехал, вместо того, чтобы смотреть картинки.
Посмотрел, насколько, реальны телки с эпсилон тукана ? :-)
Дальше, пойдет падение уровня, так называемое, плато деградации, когда зпл у всех, и у гиви, и у степы.
И, они, начинают прогрессорствать по мере сил, на просторах ойкумены, бегая и постреливая по углам , ака максим каммерер, и мешая серьезным дядям, выводить планеты из кризиса, как это было на тормансе, шайка пионеров, загнала планету, под чутким и мудрым управлением чойо чагаса, и совета 4 , в инферно,
Где находилось на тот момент земное общество, по моему мнению , которое я уже высказывал выше, по этому поводу.
Первое правило работы, с работающей компьютерной системой---не трогать ее.
Если Виндоус работает, непрофессиональная переустановка не всегда помогает, она только увеличивает, количество инферно в системе.
Работает, и хрен с ней, работала до вас, и будет работать после вас, по своим программам.
Попытки улучшить ситуацию , при замкнутых кольцах инферно, только увеличивают энтропию в системе.
Можно, провести извлечение отдельных личностей, из замкнутой системы, но менять ее, не зная алгоритмов работы системы, очень опасно.
Система, элементарно может врубить формат ц.
Зет Уг, какой нт, нажмет на кнопку биологической войны , и прощай торманс, привет зирда.
По культурному развитию, дальше, происходит сброс на локальные уровни, после расселения, и усложнение локальных культур , потом новый виток.
Развитие на уровне галактики, возможно, только при внешнем притоке энергии, из-за пределов системы, то есть, со вселенского уровня.
Но, это уже оффтоп, остап , в нью васюках, рассказывает сказки про шахматные турниры.
А, за окном Вестерос, зима близко, и фанаты Аберкромби наступают :-)))
Поэтому, надо выкапывать меч, :-) и поправив обруч на лбу , готовить вертолет к отлету, в метрополию, туда , где красавец Цурэн, читает свои незабвенные сонеты,---"как лист упавший падает на душу..."
Напиться перед отлетом с бароном, в таверне, набить морды серому отродью, все равно , всех, скоро на кол черный орден поставит в веселой башне.
Милые арканарские будни.
И в метрополию, тискать девок, а с арканаром, пускай работают серьезные дяди из галактической безопасности, вариант конан — варвар на территории.
А, по другой линии , вариант пустое пространство, на территории.
Есть с чего запить благородному дону Тамэо.:-)))
http://www.youtube.com/watch?v=2Ioml-34n30


философ

Ссылка на сообщение 11 февраля 2016 г. 08:01  

цитата nik_

И так же, если количество носителей культуры, упадет ниже критического уровня ,ниже этой цифры , она вырождается, некому передавать знания , и культура переходит в разряд мертвой.
Тут немножко напутали, зависимость между кол-вом индивидов и жизнеспособностью культуры безусловно есть, но последовательность иная и к вырождению она привязана совершенно не обязательно.
Культура может умереть и при живых носителях. Наиболее простой пример — эмиграция.

цитата nik_

шайка пионеров, загнала планету, под чутким и мудрым управлением чойо чагаса, и совета 4 , в инферно,
Это не так.


миродержец

Ссылка на сообщение 11 февраля 2016 г. 08:34  

цитата ааа иии

Культура может умереть и при живых носителях. Наиболее простой пример — эмиграция.
Пример не вполне очевидный. Эмигранты с собой переносят культуру территориально плюс каких же масштабов должна быть эмиграция, чтобы на оставшейся территории культура уж совсем угасла? Прямо-таки в нашей цивилизации есть примеры умирания культуры из-за эмиграции или речь идет о массовом излете с абстрактной планеты?


магистр

Ссылка на сообщение 11 февраля 2016 г. 12:18  

цитата prouste

Прямо-таки в нашей цивилизации есть примеры умирания культуры из-за эмиграции


Евреи. Из черты оседлости разъехалися — и культуру не сохранили.
Знакомых евреев у меня есть — языка не знает никто. Более-менее знал один — он родился в 33-м году. И то — он хорошо знал немецкий — так что возможно и идиш он знал постольку — поскольку тот близок к немецкому.
–––
"Это я" М. Щербаков;
"Я - это я" Л. Сергеев; "Ну, чего там спрашивать: нравится - не нравится!" А. Мирзаян


миродержец

Ссылка на сообщение 11 февраля 2016 г. 13:53  

цитата ЯэтоЯ

Евреи. Из черты оседлости разъехалися — и культуру не сохранили.
Это они в черте оседлости ( далеко не все, впрочем) книжную часть культуры несколько поистратили. На бытовом и обрадовом уровне, языковой манере субкультуру поди не вовсе стерли, если живут рядком и семьями дружат национальными. А так уж кто-кто а евреи свою культуру вполне себе сохранили и отнюдь не только именно в Израиле.


философ

Ссылка на сообщение 12 февраля 2016 г. 00:28  

цитата prouste

Прямо-таки в нашей цивилизации есть примеры умирания культуры из-за эмиграции
Есть и в российской этографии такой. Казаки-некрасовцы при реэмиграции растворились примерно за поколение — а в турецком окружении, до этого, были самым настоящим культурным резерватом.
Но имелось в виду более банальное. Забвение векового — причем, зафиксированного, реального культурного наследия! — при переезде в город и обезлюживании сельской местности. Исчезновение языков.


активист

Ссылка на сообщение 12 февраля 2016 г. 01:54  
Ааа иии

цитата ааа иии

Культура может умереть и при живых носителях

Согласен. Йэн Бэнкс,(автор серии фантастических романов о сверхцивилизации Культуре) тому пример:-)
Нормально показано, у Пола Андерсона , в одном рассказе, о том, к чему приводит утрата национальной идентификации:
http://royallib.com/read/anderson_pol/ruk...

цитата


...Я хочу появиться здесь неофициально, инкогнито. Это единственный способ увидеть действительную повседневную жизнь, которая куда показательнее, чем любая статистика и экономические данные...

цитата


... — Не понимаю! — прокричал он Скоррогану, пытаясь пробиться сквозь звуковой фон. — Я же знаю кундалоанские языки. Лауи, муара, но…
— Ничего странного, — ответил Скорроган. — Тут почти все говорят по-соляриански. Местные языки быстро вымирают.
Толстый солярианин в ярком спортивном костюме кричал местному торговцу, стоящему у двери в магазинчик:
— Эй, бой! Дать тут на память, хоп-хоп…
— «Сто слов по-кундалоански», — скривился Скорроган. — Правда, это скоро кончится, местная молодежь с детства учится языку по-настоящему. Но туристы неисправимы


цитата

ПОСЕЩАЙТЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ КУНДАЛОА!
ОРИГИНАЛЬНЫЕ ДРЕВНИЕ ОБРЯДЫ ПЕРВОБЫТНЫХ КУЛЬТОВ МАУИРОА!
НЕВООБРАЗИМАЯ ЖИВОПИСНАЯ МАГИЯ ДРЕВНИХ ОБЫЧАЕВ!
НАВЕСТИТЕ СВЯТЫНЮ НАИВЫСШЕГО БОЖЕСТВА!
ЦЕНА ЗА БИЛЕТ СНИЖЕНА!
ДЛЯ ЭКСКУРСИЙ ЛЬГОТЫ!
— Религия Мауироа раньше была Религией, — тихо заговорил Скорроган. — Это была изящная и утонченная вера. Хоть она и содержала ненаучные элементы, это-то можно было изменить. Теперь уже поздно. Большинство местных жителей — или неопантеисты или атеисты, а древние обряды отправляются ради выгоды. Из них разыгрываются представления. — Он скривился. — Кундалоа сохранила старые красочные обряды, фольклор, народные песни… Но она осознала их зрелищность, и это куда хуже, чем если бы она их просто предала забвению.

цитата


В Солнечной Системе ты не был, но снимки должен был видеть. Так что можешь полюбоваться — типичный солярианский город. Немного провинциальный, возможно, но типичный. И во всей системе Аваики ты не найдешь города, который по духу своему не был бы… человеческим.
— Ты не найдешь, — продолжал он, — некогда процветавших искусства, литературы, музыки. Лишь точное копирование солярианских образцов или же бездарные подделки под традиционные каноны — фальшивая романтика прошлого. Ты не найдешь науки, которая не была бы слепком солярианской; других, не солярианских, машин; все меньше становится домов, отличающихся от стандартного человеческого жилья. Распались семейные связи, на которые опиралась местная культура, а супружеские отношения столь же мимолетны и случайны, как и на самой Земле. Исчезла древняя привычка к оседлости, почти нет племенных хозяйств. Молодежь тянется в город, чтобы заработать миллион абстрактных кредиток. Ведь даже пища теперь солярианского образца, а местные блюда можно получить только в немногих дорогих ресторанах.
— Нет более, — продолжал он, — вылепленной вручную посуды, нет тканей ручного производства. Все носят фабричное. Нет давних поэтов и бардов, впрочем, никто бы их и не слушал. Все торчат перед телевизорами. Нет больше философов араклейской или вранамаумской школы, есть только в разной степени способные комментаторы Рассела и Корибского…

цитата

— Я понимаю, что ты хочешь сказать. Кундалоа сделала себя слепком Земли.
— Да. И это стало неизбежным с того мгновения, когда они приняли помощь соляриан. Они оказались вынуждены принять солярианскую науку, солярианскую экономику, и наконец, — всю солярианскую культуру. Это был единственный образец, понятный землянам, а именно они заправляли всей реконструкцией. Да, их культура давала весьма ощутимые результаты, и кундалоанцы приняли ее с радостью, но теперь слишком поздно. Им уже не избавиться от этого. Да они и не захотят избавляться.
— Знаешь, — добавил он, — однажды так уже было. Я знаком с историей Солнечной Системы и с историей Земли. Когда-то, еще до того, как люди достигли планет своей собственной системы, на Земле существовали различные культуры, очень непохожие. Но, в конце концов, одна из них добилась такого технологического могущества, что никто не смог с ней не то, что соперничать, но и просто сосуществовать. Нужно было догонять, а для этого нужна была помощь, а помощь давалась лишь при условии следования образцу… И в результате исчезло все, что слегка даже отличалось от образца.

цитата


— Разве ты не видишь этого? Будущее — в науке. А разве солярианская наука является единственным возможным путем? Стоило ли для того, чтобы выжить, становится чем-то вроде второсортных людей? Или же возможно было отыскать свой путь? Я считал, что возможно. Я считал, что это необходимо.
— Ни одна внеземная раса, — продолжал он, — никогда не станет настоящими людьми. Слишком различны основы психики, обмен веществ, инстинкты, формы мышления — все. Одна раса способна размышлять категориями другой, но в совершенстве — никогда. Ты же знаешь, как труден перевод с чужого языка. А любая мысль передается речью. Язык и речь — отражения основных форм мышления. Наиболее отработанная, верная и точная философия и наука одной расы никогда не будет в той же степени понятна другой. Потому, что каждая делает на основе одной, пусть даже безусловной, реальности, хотя бы чуть-чуть, но разные обобщения.


цитата

Тем временем, какая-то женщина, перехватив его взгляд, увидела кувшин.
— Сколько? — потребовала она.
Не продавать, — ответил кундалоанец. Он говорил напряженным шепотом и вытирал о себя разом вспотевшие ладони.
— Продавать, — женщина деланно улыбнулась старику. — Дать много деньги. Дать десять кредиток.
Не продавать.
— Я дать сто кредиток. Продавать!
— Это моя. Семья иметь много лет. Не продавать.
— Продавать! — женщина размахивала перед ним пачкой банкнот.
Старик прижал кувшин к впалой груди и смотрел черными повлажневшими глазами, в которых выступили недолгие слезы седого возраста.
Не продавать. Иди. Не продавать самауи.

Песня последнего волшебника, на эту тему:
http://pleer.com/tracks/5679209vDkf
Уходит последний представитель культуры, и она умирает.
У Бэнкса есть роман "Игрок", в котором , одна из основных мыслей---побеждает , в противостоянии цивилизаций, цивилизация с более высоким уровнем культуры.
На любую жестокость, есть превосходящая, холодная жестокость, победившего игрока, но, на низкий уровень культуры, ответа нет.
Культурная победа, не всегда может спасти , культуру более низкого уровня, от вымирания.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 14 февраля 2016 г. 23:48  
Здесь обсуждение вариантов, описанных у Ефремова. Несомненно, можно привлекать иные варианты, однако — чтобы ясны были прослеживаемые переклички.


активист

Ссылка на сообщение 18 февраля 2016 г. 02:16  
snovasf
У Ефремова, противостояние различных типов цивилизаций, описаны, и в часе быка , и в лезвии бритвы.
В " Часе быка" , показано прямое противостояние, в " Лезвии бритвы ", скорее , синтез, западной и восточной, типов цивилизаций, в русском варианте.
В " Таис Афинской " и " На краю Ойкумены " показаны противостояния культур, эллинской и персидской, и, эллинской и египетской.
Если, в "Таис" показано, превосходство эллинской культуры, на примере завоевания персии, египта, и индии, то в "Ойкумене" показана ее слабость , перед лицом рабовладельческого общества. Парень попал в африку, и чуть не продал последние портки, чтобы из нее сбежать, обратно домой, в грецию :-)))
Из всей подготовки дома, ему пригодилась только спортивная, и искусство болтать с аборигенами, то бишь риторика.
Вывод : в более высокой культуре, даже простые предметы , которым обучали носителя культуры, и не являющимися, в его жизни, главными, в культурах более низкого типа , являются основными, и помогают ему выживать.
Убалтывать африканцев, в ожидании корабля до дому.:-)
Учится, учится, и еще раз учится, как говорил один политик, и делать это лучше, в шалаше на берегу женевского озера, чем в суровых африканских реалиях, где за непройденый урок могут просто убить.


авторитет

Ссылка на сообщение 18 февраля 2016 г. 13:02  

цитата nik_

Парень попал в африку, и чуть не продал последние портки, чтобы из нее сбежать, обратно домой, в грецию :-)))
Из всей подготовки дома, ему пригодилась только спортивная, и искусство болтать с аборигенами, то бишь риторика.
Вывод : в более высокой культуре, даже простые предметы , которым обучали носителя культуры, и не являющимися, в его жизни, главными, в культурах более низкого типа , являются основными, и помогают ему выживать.
Убалтывать африканцев, в ожидании корабля до дому

Такой вывод представляется несколько спорным.
Разве не талант скульптора помог Пандиону выжить в первые дни пребывания в Та-Кем (ведь только благодаря этому таланту он попал не на "поливку" садов Фараона, а на разборку древнего храма, что, согласитесь, давало несопоставимые шансы на выживание). И разве не общность интересов, как скульптора, дата толчек к дружбе с Кидого, без которой, в дальнейшем, возвращение на Родину было бы невозможным. И если бы не его талант скульптора, получили бы беглецы неоценимую помощь "повелителей слонов"?
В романе "На краю Ойкумены" основной акцент произведения направлен на дружбу и взаимопомощь людей самых разных народов, на какой бы ступени развития общества они не находились, а вовсе не на способность к "махалову" в разных его проявлениях (хотя и это важно — добру "без зубов" выжить трудно).
Здесь мне кажется уместным вспомнить рассказ Мюррея Лейнстера — "Первый контакт". Как считается, "Сердце Змеи" Ефремова написана, как альтернативный вариант контакта в внеземной цивилизацией. Давайте посмотрим. Уровень развития общества и в первом и во втором случае совершенно различны. И если у Ефремова люди сознательно идут на контакт, предполагая отсутствие агрессии, как и у них, именно благодаря высокому, гуманному уровню развития, ради знания, да просто ради "встретившихся рук", то в первом случае, контакт спешно прерывается, и, возможно, беспричинно, именно из-за страха, "как бы чего не случилось". А ведь именно в них самих, как и во встречной команде, и заложен этот страх, ожидание и возможность агрессии от другой стороны...
Какой вариант действий (= уровня развития общества) предпочтительнее — здесь, конечно, у каждого может быть свое мнение (в зависимости от "степени испорченности" — шутка, ничего личного...). И что бы произошло с Пандионом, не будь у него таланта скульптора и готовности к дружбе, взаимопомощи, как и у его спутников, разойдись они в разные стороны, так, "на всякий случай", вдруг кто ножом пырнет, или пайку лепешки отберет...?


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 18 февраля 2016 г. 16:50  
Низкий и высокий уровни культуры -понятия не абсолютные. Чтобы "руки встретились" и смогли делать что-то проуктивное сообща необходимо обрести общие интересы, а они возникают от понимания взаимосвязи наших действий как для нас, так и для тех, кто придёт на Землю после нас. Искусство, понимаемое Ефремовым как постижение и открытие красоты не вообще, а как моста между культурами, становится для него средством, вместе с наукой, строительства более отрытого будущего, способного противостоять авторитаризму.


авторитет

Ссылка на сообщение 18 февраля 2016 г. 19:39  

цитата snovasf

Низкий и высокий уровни культуры -понятия не абсолютные

Однако речь шла не о "высоте" культуры, а об уровне развития общества, а это, согласитесь, разные категории.

цитата snovasf

Чтобы "руки встретились" и смогли делать что-то проуктивное сообща необходимо обрести общие интересы

Давайте вспомним, с какой целью был отправлен звездолет к Зирде.
[Тридцать седьмая звёздная экспедиция была направлена на планетную систему близкой звезды в созвездии Змееносца, единственная населённая планета которой — Зирда давно говорила с Землёй и другими мирами по Великому Кольцу. Внезапно она замолчала. Более семидесяти лет не поступало ни одного сообщения. Долг Земли, как ближайшей к Зирде планеты Кольца, был выяснить, что случилось.]
Разве не просматриваются здесь общие интересы землян, жителей Зирды, других участников Великого Кольца?

цитата snovasf

они возникают от понимания взаимосвязи наших действий как для нас, так и для тех, кто придёт на Землю после нас

Как и понимание взаимосвязи действий и последствий для потомков (если я правильно понял из Вашего сообщения, кого Вы подразумевеете под теми, кто "придет на Землю после нас")?
И, в заключение — никак не могу согласиться с Вашим утверждением, что

цитата snovasf

Искусство, понимаемое Ефремовым как постижение и открытие красоты не вообще, а как моста между культурами

Ведь практически всё творчество Ефремова пронизано пониманием искусства именно как средства постижения красоты ВООБЩЕ. А как моста между культурами — уже как следствие общего для разумных существ восприятия проявления красоты (гармонии).


философ

Ссылка на сообщение 19 февраля 2016 г. 08:09  

цитата nightowl

Разве не просматриваются здесь общие интересы землян, жителей Зирды, других участников Великого Кольца?
Интерес землян очевиден и объявлен прямо — планом полета предусмотрена дозаправка.
События, вызвавшие молчание планеты, интересны звездолетчикам в чисто академическом аспекте. Только после картинки с черными маками открываются корабельные архивы и — ах да, их же предупреждали! Вот такая подготовка к контакту и встречным рукам — или для случаев игнорирования Кольца существовал более вероятный сценарий?


авторитет

Ссылка на сообщение 19 февраля 2016 г. 10:33  

цитата ааа иии

Интерес землян очевиден и объявлен прямо — планом полета предусмотрена дозаправка.

Давайте тогда рассмотрим подробнее по тексту:
[Тридцать седьмая звёздная экспедиция была направлена на планетную систему близкой звезды в созвездии Змееносца, единственная населённая планета которой — Зирда давно говорила с Землёй и другими мирами по Великому Кольцу. Внезапно она замолчала... Долг Земли, как ближайшей к Зирде планеты Кольца, был выяснить, что случилось.]
Зирда здесь не рассматривается, как промежуточная заправочная станция, для решения каких либо других задач экспедиции с Земли. Экспедиция была направлена именно на Зирду. Здесь ясно указана и цель экспедиции — "выяснить, что случилось" с Зирдой — как долг Земли перед Великим Кольцом.
Тогда откуда утверждение:

цитата ааа иии

События, вызвавшие молчание планеты, интересны звездолетчикам в чисто академическом аспекте.

Да, дозаправка предусмотрена:
[Запас анамезона рассчитывали пополнить на Зирде.]
Однако:
[На случай, если с планетой произошло бы что-либо серьёзное, звездолёт второго класса «Альграб» должен был встретить «Тантру» у орбиты планеты К2-2Н-88.]
Из текста видно, что дозаправка планировалась, если на Зирде не произошло катастрофических событий, причем предусматривался и "запасной" вариант — дозаправка с вспомогательного корабля.

цитата ааа иии

Вот такая подготовка к контакту и встречным рукам

Да, именно такая — тщательная, предусматривающая возможные варианты развития событий.

цитата ааа иии

или для случаев игнорирования Кольца существовал более вероятный сценарий?

Трудно представить возможность "игнорирования Кольца" высокоразвитым обществом, которое само стремится к взаимным контактам в Великом Кольце, и это вытекает из содержания и самой идеи романа.


миродержец

Ссылка на сообщение 19 февраля 2016 г. 18:29  
В юности читала "Таис Афинскую" и "Час Быка".
Представление об авторе составила и возвращаться к нему не захотела.
–––
Og ég fæ blóðnasir
En ég stend alltaf upp


авторитет

Ссылка на сообщение 19 февраля 2016 г. 18:33  
https://www.fantlab.ru/autor28418 обратите внимание
–––
Не детская сказка у нас получилась, сказал Колобок, дожевывая остатки Лисы...


активист

Ссылка на сообщение 19 февраля 2016 г. 19:49  
nightowl
Талант скульптура важен, для выживания,как наличие профессии, позволяет легче устроиться, в армии, например. Но , в данном романе, Ефремов, как мне кажется,
идеализирует древних людей, приписывая им, лучшие черты человеческого характера, и забывая о худших, которые превалируют в рабовладельческих обществах.
Трагедия людей, с более высоким уровнем культуры, которые вынуждены жить среди варваров, хорошо показана в " Таис Афинской ".
В критических ситуациях, а рабовладельческое общество , является одной из таких ситуаций, для определенного социума, на определенном этапе своего развития, в отдельных людях, и в группах людей, появляется желание, закрыться от реальности окружающего мира, спрятаться, не обращать внимание на окружающие проблемы, и проблемы других людей, относиться к ним равнодушно,с цинизмом,лишь бы не меня.
Орфик, член общества Орфиков, один из учителей Таис в романе, нормально обьясняет это, внутренним стремлением некоторых людей, вернуться в животное состояние, в прекрасные грезы животного мира, без человеческих проблем и страданий,в результате чрезмерного, для конкретного человека, внешнего давления социальной среды.
Выход, в самоподготовке, и правильном выборе, своего социального окружения, на основе этой подготовки.
Как пример, Скульптор, не спас всех рабов, а убежал в маленькой группе.
Тогда, человек, может без потерь, для себя, существовать, в жестоком окружающем мире, рабовладельческих обществ.
Но, большинство выбирает, или за него выбирают:-), животный уровень существования, в котором нельзя сделать правильный стратегический выбор, людей загоняют в , или , они сами себе выбирают, рамки счастливых животных.
" На краю Ойкумены " и " Путешествие Баурджеда " , нормальные детские книжки, в которых, мир показан, с доброй, детской позиции ребенка, впервые увидевшего зло.
В " Таис Афинской " , показан, более взрослый, подростковый уровень восприятия мира, где нет добра и зла, есть жестокость и красота окружающего мира, в котором бушуют обезличеные стихии, в роли которых, выступает и сама Таис, поджегшая Персеполис, и Александр , разрушивший империю персов, и создавший свою на ее месте, и Птолемей, управлявший Египтом, и Неарх, выступающий в романе олицетворением Посейдона ,Бога морей.
Показана, позиция песчинки, в центре урагана различных социальных сил, которая не может, изменить траекторию своего социального движения, она обусловлена ее внутренним содержанием, и позицией, в танце ветра:-)
Как находит, главная героиня , изменить можно , только внутреннее содержание песчинки, уровень энергии отдельного атома, а не повлиять на ураган.
Изменив, внутреннее содержание нескольких песчинок, можно попробовать, изменить, какую то локацию в этом урагане, на какой то промежуток времени.
Но, судьба Уранополиса, показывает, что социальные силы берут свое, после какого то времени, градиент энтропии отдельных песчинок, на локации, возвращается к общему уровню, или, они переходят на другую локацию, или, в другое внутреннее состояние, падая , либо вверх, либо вниз.
Физический мир, выравнивает состояние отдельных молекул в газе, до общего равновесного состояния системы.
Мертвая хватка психоистории:-)(термин, из романов об основании Азимова), держит людей за горло.
Dust in the wind
Страницы: 123...283284285286287...424425426    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества»

 
  Новое сообщение по теме «Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх