Фантастика и мистика ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Фантастика и мистика. Насколько они далеки или близки друг другу.»

Фантастика и мистика. Насколько они далеки или близки друг другу.

 автор  сообщение


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 13 апреля 2011 г. 13:23  
Сколько человек — столько и мнений. Видимо, абстракно сложновато судить и оперировать понятиями. А если конкретно?
Вот например, Д. Свифт «Путешествия Лемюэля Гулливера», Н. Гоголь «Нос», Ж. Верн «20000 лье под водой», Д. Лондон «Алая чума», А. Толстой «Гиперболоид инженера Гарина», А. Конан Дойл «Затерянный мир», А. Беляев «Человек-амфибия» и многое другое — это фантастика.
А что можно сказать о М. Булгакове «Мастер и Маргарита»? Это мистика или фантастика?


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 13 апреля 2011 г. 13:55  
"Мастер и Маргарита" — это реалистическая проза.


миродержец

Ссылка на сообщение 13 апреля 2011 г. 15:58  
А давайте ещё вспомним «Мерлина» Мэри Стюарт8:-0. Это, определённо, историческая фэнтези, но, при этом, автор по своим убеждениям мистик, и описывая магию Мерлина, исходила из своих представлений о пределах человеческих возможностей.
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 13 апреля 2011 г. 16:45  

цитата Kail Itorr

"Мастер и Маргарита" — это реалистическая проза.

А в классификаторе написано, что жанр мистика.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 13 апреля 2011 г. 18:46  
А в магазине "Теорию поля" ставят в раздел "Сельское хозяйство и агротехника".


философ

Ссылка на сообщение 13 апреля 2011 г. 19:04  

цитата Kail Itorr

"Мастер и Маргарита" — это реалистическая проза.

У Булгакова было другое мнение.
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


активист

Ссылка на сообщение 14 апреля 2011 г. 00:34  

цитата Kail Itorr

"Мастер и Маргарита" — это реалистическая проза.
Тогда и Кинг пишет реалистическую прозу (я не сравниваю Булгакова и Кинга, как авторов).


миродержец

Ссылка на сообщение 14 апреля 2011 г. 01:28  

цитата Sawwin

Я не имею чести знать серию "Шедевры мистики", но полагаю, что если её составитель хоть сколько-нибудь грамотен, то в этой серии издаются сочинения Блаватской и Елены Рерих.
:-D http://fantlab.ru/series90 — составитель серии неграмотен по Sawwinу.
Эх, в таком бы оформлении Ходжсон и Чарльз Уильямс выглядели бы лучше, да8:-0.

цитата arcanum

Главное, не надо смешивать мистику и просто хоррор.
Поздно:-(((, все уже всё смешали.

цитата Kail Itorr

А в магазине "Теорию поля" ставят в раздел "Сельское хозяйство и агротехника".
:cool!::cool!::-))):-))), Круто, продавцы — маладцы!! Железная логика:-))).
–––
я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 14 апреля 2011 г. 10:57  
serlogy — Кинг безусловно пишет реалистическую прозу (вернее, психологическую).


активист

Ссылка на сообщение 14 апреля 2011 г. 12:03  

цитата Kail Itorr

serlogy — Кинг безусловно пишет реалистическую прозу (вернее, психологическую).
Как вы прямо так безаппеляционно. Отчасти соглашусь с вами. Он очень любит писать вещи, которые каждый читатель воспринимает по-своему: то ли мистическая составляющая — внутренние переживания героя, то ли его болезненный бред, то ли работа подсознания. Но, к примеру, в "Томминокерах" зарытая тарелка — это как? Реализм?


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 14 апреля 2011 г. 12:13  
serlogy — я не эксперт по творчеству Кинга, бо плохо его перевариваю. То, что пытался читать, безусловно психопроза.


активист

Ссылка на сообщение 14 апреля 2011 г. 12:29  
Kail Itorr А по поводу "Мастера и Маргариты" — я понимаю причины вашего мнения, но, как справедливо заметил ameshavkin, у Булгакова на сей счет было мнение иное.


магистр

Ссылка на сообщение 20 мая 2011 г. 20:37  

цитата riel

цитата Kail Itorr
"Мастер и Маргарита" — это реалистическая проза.


А в классификаторе написано, что жанр мистика.


:-))) Вспомнил случай из детства — 10 класс, я прочел МиМ, был покорен этой книгой и всем ее советовал. И был у меня друг, книг практически не читал совсем, зато любил фильмы ужасов. Так я ему и говорю (неумелый пиар-ход): "Там про Сатану". А он мне в ответ убойный вопрос: "А его в конце убивают?" :-))):-))):-)))
–––
Беспорядочная стрельба по толпе - есть крайняя степень сюрреализма


философ

Ссылка на сообщение 14 сентября 2011 г. 12:07  
Хочу заявить категорично- мистика НЕ есть фантастика (и, вопрос, литература ли это вообще)!

Естественно, любое «категорическое» заявление требует доказательств- итак:

Должен сразу сказать, что четкого рецепта (формулы) по которому можно отличить мистику от фантастики я не дам, но это совершенно не значит, что границы не существует. Это примерно как … горячее и холодное- четкой границы установленной в градусах (Целься например) между этими понятиями нет, что совершенно не делает их одним и тем же!

Я считаю, что практически любая литература- техническая (естественно), научно- популярная, художественная (не исключая фантастику и даже фэнтези)- обращается в первую очередь к сознанию читателя. Сейчас вы скажете, что авторы художественных произведений в первую очередь обращаются как раз к чувствам, пытаются вызвать определенные эмоции, переживания и т.д. Да, вы правы, но не спешите говорить, что я не прав.
Все же, в настоящей литературе, путь к сердцу (или, если хотите, душе) читателя, в отличие от мистики, лежит, образно говоря, Не через «желудок».

Что является «путем через желудок» попробую пояснить на примере. Недавно прочитал рассказ корифея мистической литературы(?) С.Кинга. «Долгий джонт».

Краткое (а возможно не очень) содержание:
(Действие рассказа происходит в будущем после изобретения телепортации — так называемого джонта. Самой важной особенностью джонта является то, что существа с достаточно развитой высшей нервной деятельностью (люди, мыши, но не рыбы) не могут совершать джонт в бодрствующем состоянии — такой джонт ведет к безумию и скорой смерти. Семья Оутсов оправляется на Марс. Пока служба джонтирования подготавливает других пассажиров к джонт-прыжку, Марк решает рассказать своим детям о истории изобретения джонта. По прибытии на Марс Марк с ужасом обнаружил, что его сын Рикки обманул джонт-службу, притворившись спящим, и прошел джонт бодрствуя. Результат, естественно, печален…)

Надо сказать, что на протяжении всего рассказа я прибывал в уверенности, что нашел у Кинга настоящий фантастический (пусть и короткий) рассказ. Тем сильнее было разочарование…

Сюжет (даже его краткое содержание) сразу наталкивает на несколько интересных (для меня, но не для г-на Кинга) тем, вот, на вскидку- три:
1. В чем же Принципиальное отличие существ с «развитой высшей нервной деятельностью», например, человека от существ с «не развитой высшей нервной деятельностью»,например рыб- ведь, благодаря автору, в нашем распоряжении теперь (кроме способа мгновенного путешествия в пространстве) есть «индикатор» дающий возможность провести Четкую границу! Из рассказа мы знаем, что мозг мыши ПРИНЦИПИАЛЬНО отличается от мозга рыбы, интересно было-бы услышать мнение автора- чем именно…
2. В чем отличие сна от бодрствования, и почему сон уподобляет человека рыбе (в опытах с джантированием)- может эта тема Кинга заинтересует?… Нет.
3. Ну да ладно, может не хочет автор занудствовать, может это очередное великое творение в ключе- «мы в ответе за тех кого приручили», рассуждение на тему ответственности родителя перед ребенком… Но и тут мимо!
Так что же в рассказе так меня возмутило и заставило исключить его из разряда фантастики?
Читаем самый конец рассказа:
«Ноги старика-младенца судорожно сгибались и дрожали. Руки, похожие на высохшие хищные лапы, заламывались и плясали в воздухе, потом они вдруг опустились и вцепились в лицо того существа, которое еще недавно звали Рикки…..   С визгами и хрипами оно неожиданно впилось пальцами себе в глаза, Потекла кровь, и зал превратился в испуганный, кричащий обезъянник…    Оно   выкрикивало еще   что-то, но   джонт-служащие наконец опомнились и быстро повезли из зала кушетку с кричащим существом, пытающимся выцарапать   себе глаза -   глаза, которые видели немыслимое на протяжении вечности. Существо говорило что-то еще, всхлипывало, затем закричало, но Марк Оутс этого уже не слышал, потому что закричал сам.»

Автор ТУПО, и не подумаю извиняться за такое слово, играет на глубинных инстинктах читателя- страхе перед неизвестным и генетически заложенной любви к потомству, отвращении к уродству и самоистязанию. Обращение не к мыслям, не к переживаниям, являющимся продуктом высшей нервной деятельности, но к инстинктам, вот это я и назвал выше «путем через желудок». При том, эта игра на инстиктах, является как средством так и Целью всего произведения! Надо отметить, что вера в высшие силы, успешно используемая эксплуатируемая авторами- мистиками, так же является не чем иным как инстинктом.

Примерно такое же отношение к литературе как мистика имеет, например порнография, так же обращаясь к «желудку» (ну или чуть пониже) читателя она, несомненно, должна вызывать (и вызывает) очень сильный отклик, но давайте не будем заявлять, что из-за этого она автоматически должна считаться Литературой. Ах, да, чуть не забыл, если уж следовать логике, что литературой надо считать то, что вызывает сильный эмоциональный отклик, не смотря на содержание- книги по кулинарии, несомненно, надо отнести к ВЫСОКОЙ литературе!


PS
С большим неудовольствием и тревогой, стал в последнее время замечать что такой жанр как мистика (читай- НЕ фантастика) стал не только классифицироваться как фантастика, но получать престижные премии- в плоть до Небьюлы! Автор, о котором я говорю- Нил Гейман. Будь его Американские боги написаны годах так в 30-40-50х прошлого века, я бы назвал это творение, если не великим, то значительным, но сегодня…


магистр

Ссылка на сообщение 14 сентября 2011 г. 12:42  

цитата demetrodon

Будь его Американские боги написаны годах так в 30-40-50х прошлого века, я бы назвал это творение, если не великим, то значительным, но сегодня…

Поподробнее пожалуйста. Почему на ваш взгляд, Гейман не заслужил своих премий?
–––
Ogham the blood, ogham the line
Our cult of the fallen will triumph over time


миротворец

Ссылка на сообщение 14 сентября 2011 г. 12:52  
Давайте попробуем разделить так:
ФЭНТЕЗИ — мир, где все, для нас невероятное, является повседневностью (магия, драконы, орки);
Мистика — реальный мир, в который вторгается что-то непостижимое (это тоже могут быть маги и драконы).
А вот фантастика сочетает и то и другое. Если на дальней планете расе Ухрюпков-мутантов прислуживают роботы — это фантастика. Если же в обычной, земной семье гениальный отец изобрел робота — это тоже фантастика.
Примеры.
ФЭНТЕЗИ: ''О, опять Некромант со своими трупаками приперся! Давненько не виделись! Все к оружию!''
МИСТИКА: ''О Боже! Это мертвецы! Не может быть! Они не могут ходить! Я просто схожу с ума!''
Разница в ВОСПРИЯТИИ. Другое дело, фантастика.
''Охренеть! По улице идет РОБОТ!!!''
Фантастика? Несомненно. А это?
''Охренеть, какой у этого робота чумовой ДИЗАЙН!''
Тоже ведь не фэнтези.
Вывод: фантастика — жанр, базирующийся на обоих направлениях, фэнтези и мистике, но отличающийся условно-материалистичными законами природы описываемоего мира. Антураж не важен. Например, если в книге рыцарь бьется с огнедышащим драконом, при этом нам дают понять, что маги и духи — это предрассудки, дают псевдонаучное объяснение, как дракон пышет огнем, это — фантастика про рептилию мутанта, а не фэнтези.
–––
...И не орал: «Англичане — свиньи!» Это гадко. Я люблю англичан. Я дружил с Шекспиром, ты знаешь.


философ

Ссылка на сообщение 14 сентября 2011 г. 13:25  

цитата geralt9999

Поподробнее пожалуйста


Сказать, что использование в фантастике идеи о воплощениях высших сил разгуливающих рядом с нами по улицам НЕ ново- значит ничего не сказать. Эта идея уже давно мхом поросла.
На протяжении всего чтения у меня было:
1. Ощущение- «где-то я уже это читал лет …цать назад»- вспомнил- читал, много, но не Геймана.
2. Надежда- «сейчас наконец что-то интересное, новое начнется»- не началось…
Итог- история ни о чем с участием высших сил, вывод- мистика чистой воды. Как и «Дети Ананси», к стати.
Должен сказать, что в мусорку (фигурально выражаясь) всего Геймана я выбрасывать не призываю, рассказы его мне нравятся. И даже эти «Американские Боги» особого негатива у меня не вызывают, но на высшую Научно- фантастическую премию- НЕ тянут.


магистр

Ссылка на сообщение 14 сентября 2011 г. 16:05  

цитата demetrodon

Сказать, что использование в фантастике идеи о воплощениях высших сил разгуливающих рядом с нами по улицам НЕ ново- значит ничего не сказать. Эта идея уже давно мхом поросла.

А книга имеет ценность, лишь если в ней есть новые идеи?

цитата demetrodon

2. Надежда- «сейчас наконец что-то интересное, новое  начнется»- не началось…

Тут кому как. Для вас не началось, для меня началось.

цитата demetrodon

Итог- история ни о чем с участием высших сил, вывод- мистика чистой воды. Как и «Дети Ананси», к стати.

И чем это плохо? Чем это мешает книге быть интересной? "Мистика — фигня", интересный у вас тезис.
–––
Ogham the blood, ogham the line
Our cult of the fallen will triumph over time


миродержец

Ссылка на сообщение 15 сентября 2011 г. 00:24  

цитата demetrodon

но на высшую Научно- фантастическую премию- НЕ тянут.

"Хьюго" вручается не за НФ, а за фантастику вообще.
Вне зависимости от оценки "Богов" (которые не мистика ни на копейку: фэнтези как есть).
–––
Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений.


философ

Ссылка на сообщение 15 сентября 2011 г. 05:30  

цитата geralt9999

А книга имеет ценность, лишь если в ней есть новые идеи?


Небьюла, присуждается как правило, именно произведениям имеющим в основе новую оригинальную идею.


цитата geralt9999

"Мистика — фигня", интересный у вас тезис.


Вам не кажется, что мы ходим по кругу- "Мистика- фигня"- именно это я доказывал в своем первом посте, доказал или нет, другое дело, но свое мнение я высказал ЧЕТКО, повторюсь -В первом посте!

цитата Petro Gulak

"Хьюго" вручается не за НФ, а за фантастику вообще.


Речь о Небьюле.
Страницы: 12345    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Фантастика и мистика. Насколько они далеки или близки друг другу.»

 
  Новое сообщение по теме «Фантастика и мистика. Насколько они далеки или близки друг другу.»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх