Иэн М Бэнкс Обсуждение ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Иэн М. Бэнкс. Обсуждение творчества. "Культура"»

 

  Иэн М. Бэнкс. Обсуждение творчества. "Культура"

  Варианты ответов Мой голос
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Внимание! Для голосования Вам нужно пройти авторизацию
 автор  сообщение


миродержец

Ссылка на сообщение 29 января 2012 г. 23:03  
Поскольку тема о творчестве Бэнкса обретается в разделе "Другая литература", но с появлением на русском языке ранее непереведенных книг цикла в нее попадают и ответы о "Культуре", считаю нужным выделить под творчество Иэна М. Бэнкса из цикла Культура отдельную тему и опрос в разделе фантастики.

Пожалуйста, при голосовании за лучшее произведение делайте поправку на сильно различающийся от книги к книге уровень перевода.

Изданные АСТ Выбор оружия, Эксцессия, а особенно Взгляд с наветренной стороны в нынешних русских версиях имеют крайне мало общего с английскими оригиналами, местами целые куски текста выпущены или перевраны.

Для романа Surface Detail имеются два варианта перевода, один, выложенный в сети и выпущенный малотиражными изданиями под названием Черта прикрытия, снабжен подробными примечаниями и соответствует стилистике оригинала, второй, опубликованный ЭКСМО под названием Несущественная деталь, представляет интерес лишь для кунсткамеры Сергея Соболева ввиду зашкаливающего количества переводческих ляпов и полной кастрации ненормативной лексики.

Повесть Последнее слово техники и роман Водородная соната в официальных изданиях не выходили. Из романа Материя при публикации и русском переводе изъята одна глава, выпущенная затем в составе сборника The Spheres.

В опросе произведения расставлены в порядке внутренней хронологии цикла (даты по земному календарю):

Вспомни о Флебе (Consider Phlebas) — 1331 год
Последнее слово техники (The State of the Art) — 1977 год (предисловие — 2092 год)
Эксцессия (Excession) — около 2067 года (есть упоминание об Азадианской империи, изъятое в русском переводе; кроме того, в переизданиях дается датировка — семьсот лет после Идиранского конфликта, хотя в первом издании и русском переводе указан срок в пятьсот лет)
Игрок (The Player of Games) — 2083-2084 гг.
Материя (Matter) — около 2087 года
Выбор оружия (Use of Weapons) — 2090-2092 гг. (основная сюжетная линия, время действия ретрохрональной линии точно не определено)
Взгляд с наветренной стороны (Look to Windward) — 2167 — 2170 гг.
Водородная соната (The Hydrogen Sonata) — 2370 год (указания на датировку противоречивы)
Черта прикрытия/Несущественная деталь (Surface Detail) — 2870 год (указания на датировку противоречивы)
Инверсии (Inversions) — неопределенное время действия






Иэн Бэнкс и Иэн М. Бэнкс скончались на рассвете 9 июня 2013 года после короткой тяжелой болезни.

Желающие посочувствать Адель Хартли-Бэнкс могут отписываться здесь: http://friends.banksophilia.com/guestbook

Следующая книга, The Quarry, вышла в свет 20 июня 2013 года.

Предыдущее произведение Бэнкса, Водородная соната, было номинировано на премию Locus, но не получило ее.
–––
Мы начинаем со смелого допущения, что целью войны является победа над официально заявленным противником. Let's go Brandon


миродержец

Ссылка на сообщение 4 февраля 2012 г. 23:43  

цитата ааа иии

Глубоко копаете.

Согласен, но это я так, между прочим. На роль эквивалента башен-труб скорее пойдет глоссарий. Это единственная книжка цикла, в которой он присутствует.

цитата ааа иии

Правда, там и орбиталище есть, наконец-то не похожее на Мир-кольцо...

Хе, ну Бэнкс не отрицает, что изначальную идею своих хабитатов он позаимствовал у Нивена. А вот водная планета из Алгебраиста и Черты прикрытия вполне себе оригинальна. Не говоря про Семзаринскую Метелку в той же Черте прикрытия (бэнксовский аналог Пикника на обочине получился).

цитата Nonconformist

Если в ближайшем будущем не выйдет "Вспомни о Флебе" в New Fiction, начну цикл с "Игрока".

Я щетаю, что лучше по порядку читать. Например, в Эксцессии тоже упоминаются азадиане.
–––
Мы начинаем со смелого допущения, что целью войны является победа над официально заявленным противником. Let's go Brandon


философ

Ссылка на сообщение 5 февраля 2012 г. 10:08  

цитата FixedGrin

На роль эквивалента башен-труб скорее пойдет глоссарий.
С тупиковыми ходами некоторых статей! Точно, пойдет.
Браво.
Доказывает, что не следует увлекаться автору строительством текста вокруг не относящихся к сюжету конструкций.


философ

Ссылка на сообщение 5 февраля 2012 г. 10:11  

цитата FixedGrin

А вот водная планета из Алгебраиста и Черты прикрытия вполне себе оригинальна.
До Черты еще не добрался, в Алгебраисте проходной эпизод, напомило Брина.


миродержец

Ссылка на сообщение 5 февраля 2012 г. 17:16  

цитата ааа иии

в Алгебраисте проходной эпизод, напомило Брина.

Это не словил. Но я бы не сказал, что он проходной.
–––
Мы начинаем со смелого допущения, что целью войны является победа над официально заявленным противником. Let's go Brandon


магистр

Ссылка на сообщение 5 февраля 2012 г. 21:10  
Поражаюсь, что в опросе The Player of Games уверенно занимает первое место. Мне показалось откровенно самой слабой вещью из всего цикла. Кто проголосовал за неё — не поделитесь, почему был сделан именно такой выбор?
–––
Who are the ones that we kept in charge?
Killers, thieves, and lawyers


миродержец

Ссылка на сообщение 5 февраля 2012 г. 22:29  

цитата Kshishtof A.

Мне показалось откровенно самой слабой вещью из всего цикла.

В этом цикле нет слабых вещей. Есть испоганенные переводом и не испоганенные переводом.

PS. Я не голосовал за него, но думаю, что это явление объясняется просто: Игрок был первым романом Культуры, выпущенным в New Fiction после долгого перерыва с печатанием новых книг цикла.
–––
Мы начинаем со смелого допущения, что целью войны является победа над официально заявленным противником. Let's go Brandon


философ

Ссылка на сообщение 25 февраля 2012 г. 20:55  
Черта прикрытия — самая не-бэнксовская часть. Да, от эпилога в кафе челюсть отвисла, но, ей-же-ей, живоописания адов, сложностей психологии производственных платформ, виртуальных копий и парков развлечений — этот не совсем то, что нравилось в "Культуре". Получился "Взгляд с подветренной" с улыбкой, пошаговая "Эксцессия".
Хотя, конечно, представления о кораблях Культуры и позволенном им резко расширились. Дискуссии тоже хороши.
Перевод вполне читаем, но мата многовато.


миродержец

Ссылка на сообщение 25 февраля 2012 г. 22:52  

цитата ааа иии

но мата многовато.

А что делать. Так было.

цитата ааа иии

Хотя, конечно, представления о кораблях Культуры и позволенном им резко расширились. Дискуссии тоже хороши.

А представления о спецслужбах Культуры и политическом устройстве тамошней Галактики не расширились?

цитата ааа иии

Да, от эпилога в кафе челюсть отвисла

Этот вариант развития событий вычисляется где-то главы с 26-й (внимательно читаем реплики Очаровашки со шрамом), а если обратить внимание на ономастику, то и раньше.

цитата ааа иии

живоописания адов

Ну, я тоже считаю. что от подробного описания Преисподней лучше было бы воздержаться. Если бы она так и осталась слепой зоной, где вольна гулять фантазия каждого отдельного читателя книжки, это выглядело бы красивее.

С другой стороны, вставная новелла про женский монастырь-Блетчли Парк просто великолепна.
–––
Мы начинаем со смелого допущения, что целью войны является победа над официально заявленным противником. Let's go Brandon


философ

Ссылка на сообщение 26 февраля 2012 г. 08:45  

цитата FixedGrin

А представления о спецслужбах Культуры и политическом устройстве тамошней Галактики не расширились?
Нет. Со времен "Вспомни о Флебе" известно, что в Галактике есть силы, с которыми даже Культуре приходится считаться. После "Игрока" было ясно, что Культура не доминирует, что есть другие сообщества, равные по техническому уровню. После "Материи" — что их дофига. А спецслужбы — это службы, интересоваться их структурой не имеет смысла. Сегодня у них сто отделов, а завтра — три сектора, послезавтра — пять управлений. Если есть Рои — ими кто-то должен заниматься. Если есть перешедшие — тоже. А спец они или не спец — какая разница?

цитата FixedGrin

Этот вариант развития событий вычисляется где-то главы с 26-й
Рад за вас. Для меня носящий не свое имя был мертв, поэтому ему и нашли безногую замену в соответствующей книге. А раз так — то его и не искал. Может, намек на кресло и смог бы зародить сомнения...
В любом случае, для цикла сквозные персонажи не характерны.

цитата FixedGrin

Ну, я тоже считаю. что от подробного описания Преисподней лучше было бы воздержаться.
От пространного. Новелла из "Моста" была наоборот, хороша. Вообще, виртуальность как центральную идею считаю устаревшей и ограничивающей.

цитата FixedGrin

С другой стороны, вставная новелла про женский монастырь-Блетчли Парк просто великолепна.
"В поисках оружия" в значительной степени состоит из подобных новелл. И никаких намеков на Блетчли-Парк не вижу (не говоря уж о том, что его славу полагаю чрезмерно раздутой).


магистр

Ссылка на сообщение 26 февраля 2012 г. 09:53  
Открыл для себя КУЛЬТУРУ с романа -Игрок-.Остались только положительные впечатления.
Тут же приобрел- Материю-.Просто блеск8-)
На очереди на прочтение- Инверсии-:-)


миродержец

Ссылка на сообщение 26 февраля 2012 г. 15:44  

цитата ааа иии

Рад за вас. Для меня носящий не свое имя был мертв


скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Действие пролога и эпилога происходит после визита в Куразский госпиталь.


цитата ааа иии

Может, намек на кресло и смог бы зародить сомнения...

Слишком толсто было бы.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Вполне достаточно и того, что его nom de guerre является анаграммой.


Хотя до того, как я это просек, с учетом обширных отсылок ко Взгляду с наветренной стороны мне казалось, что

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Ватуэйль — это Хайдеш Хайлер, челгрианский подселенец Квилана.

цитата ааа иии

Вообще, виртуальность как центральную идею считаю устаревшей и ограничивающей.

Это не центральная идея.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Кроме того, пока виртуальности полного погружения не существует даже в проекте, говорить об устаревании этого сюжетного конструкта смысла нет никакого.

Просто Бэнксу захотелось потягаться с Данте. Многим авторам хотя бы раз в жизни приходит в голову такая мысль, другой вопрос, как она потом реализуется.

цитата ааа иии

И никаких намеков на Блетчли-Парк не вижу

Как вы думаете, чем занимается в монастыре Чей и что собой представляют корзины с рукописями, которые монахини спускают к подножию скалы?
http://imotp.sourceforge.net/easyotp-repo...
http://en.wikipedia.org/wiki/Public-key_c...
–––
Мы начинаем со смелого допущения, что целью войны является победа над официально заявленным противником. Let's go Brandon


философ

Ссылка на сообщение 26 февраля 2012 г. 20:09  

цитата FixedGrin

Слишком толсто было бы.
А перестановка букв в ничего не значащих словах слишком тонко. Потом, искомое лицо получало работу в конкретной культурной среде, далекой от космических объектов. А здесь совершенно другой modus operandi. И, повторюсь, сквозные персонажи крайне не характерны для цикла. Не, догадаться было невозможно, только если на интуитивном уровне.

цитата FixedGrin

Как вы думаете, чем занимается в монастыре Чей
Как и везде — работа, молитва, дисциплина, ожидание смерти.

цитата FixedGrin

и что собой представляют корзины с рукописями, которые монахини спускают к подножию скалы
Если бы обсуждаемый текст был включен в "Инверсии" — да. Но, с учетом того, что это происходит в виртуальной реальности, предположение о шифровании подобным методом лишено смысла. Это просто некоторое занятие. Вы бы еще спросили, на какие деньги этот монастырь живет.

цитата FixedGrin

Это не центральная идея.
Центральная в связи с преисподними, конечно. Что, помимо настоящей Вселенной, есть еще вселенные в ящиках с грибницей. Компьютерные симуляции, к которым кое-кто относится очень серьезно.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Существует-не существует, а кое-какие направления уже отпали. Прямая связь ЦНС-компьютер (гибсоновская "Матрица"), шлемы и очки виртуальной реальности, которые так рекламировали лет 15 назад. Под большим сомнением замена команд имитацией манипуляций с объемными объектами. Зато дополнение реальности (Райт), похоже, более перспективно.  

цитата FixedGrin

Прикреплять файлы для автоматической закачки — не комильфо.:-[


миродержец

Ссылка на сообщение 26 февраля 2012 г. 22:24  

цитата ааа иии

Но, с учетом того, что это происходит в виртуальной реальности, предположение о шифровании подобным методом лишено смысла.

Не вижу никаких оснований для такого заявления.
Все главы, связанные с боевыми операциями в виртуальной реальности, как раз и посвящены, грубо говоря,

цитата ааа иии

замене команд имитацией манипуляций с объемными объектами.

Начиная с самого первого эпизода — рытья туннеля.
В четвертой главе это особенно четко показано:

цитата

Прин перевел шип в нужное положение, активируя последовательность команд контрабандного кода, символизируемых им.

Криптоанализ не исключение.

цитата ааа иии

Как и везде — работа, молитва, дисциплина, ожидание смерти.

С учетом контекста и того, как она туда попала, эта деятельность не может не иметь скрытой изнанки.

цитата ааа иии

А перестановка букв в ничего не значащих словах слишком тонко.

Хе-хе.

цитата Льюис Кэрролл

- Им это ни к чему, а нам все-таки нужно. Иначе зачем вообще знать, как что называется?
— Незачем, по-моему, — сказал Комар. — Если ты зайдешь поглубже вон в тот лес, ты увидишь, что там нет никаких имен и названий.

цитата Мартин Гарднер

Таким лесом является на деле вселенная, если рассматривать ее как существующую саму по себе, независимо от существ, манипулирующих символами и наклеивающих ярлычки на те или иные ее части, поскольку, как заметила ранее с прагматической прозорливостью Алиса, это полезно для тех, кто этим занимается. Мысль о том, что мир сам по себе не помечен знаками, что между предметами и их названиями нет никакой связи, помимо той, которую придает им интеллект находящий эти пометки полезными, – совсем не тривиальная философская истина.
–––
Мы начинаем со смелого допущения, что целью войны является победа над официально заявленным противником. Let's go Brandon


философ

Ссылка на сообщение 26 февраля 2012 г. 23:45  

цитата FixedGrin

Все главы, связанные с боевыми операциями в виртуальной реальности, как раз и посвящены, грубо говоря,
Ага. Связанные с боевыми операциями. В виртуальной реальности, специально разработанной для каждой из оных.
А монастырь — в Аду. Симуляция для пытки надеждой, восстановления психики и т.п., неважно чего именно. Вы же не думаете, что, сбеги она из монастыря на бумажных крыльях, то оказалась бы в полноценном мире по рецепту Лема?

цитата

было полным-полно городов, рек, гор, лесов и ручьев, было небо с облаками, были дружины воинов, жаждущих битвы, были укрепления, цитадели, и фрейлины, а также были там праздничные ярмарки, залитые ярким солнцем, и дни, прошедшие в тяжелом труде, и ночи, в которые до рассвета пели и плясали. Изощренно вмонтировал Трурль в то государство великолепную столицу, всю из мрамора и горного хрусталя, а также совет старейшин, зимние дворцы и летние резиденции, заговоры против короля, клеветников, кормилиц, доносчиков, стада великолепных скакунов и, конечно же, пунцовые плюмажи, веющие на ветру; затем пронизал он атмосферу государства серебряными нитями фанфар и гулкими громами артиллерийских салютов, подбросил также необходимую пригоршню предателей и другую пригоршню героев, щепотку вещунов и пророков, по одному мессии и поэту неслыханной силы духа

цитата FixedGrin

Криптоанализ не исключение.
В цитируемом обрывке прекрасно видно, что код недоступен для симулируемой личности, что он выглядит как шип, а не набор символов. Даже современные коды не подвергаются вскрытию при помощи бытовых аналогий.

цитата FixedGrin

С учетом контекста и того, как она туда попала, эта деятельность не может не иметь скрытой изнанки.
Не знаю, что такое "скрытая изнанка", но — да, скорее всего эта деятельность должна была наставить воспитуемую на некий путь. Скорее всего, истинную религиозность.

цитата FixedGrin

Хе-хе.
Хи-хи. Если "вертикаль" анаграмма для "кильватер", это еще не повод думать, что фильм с Высоцким на самом деле про моряков.


миродержец

Ссылка на сообщение 27 февраля 2012 г. 00:07  

цитата ааа иии

Вы же не думаете, что, сбеги она из монастыря на бумажных крыльях, то оказалась бы в полноценном мире по рецепту Лема?

Она не пробовала. Хотя могла бы. Теоретически это возможно. В метавселенной Убежища должны быть порталы, соединяющие ее если не с базовой Реальностью, то с остальной Преисподней.

цитата ааа иии

В цитируемом обрывке прекрасно видно, что код недоступен для симулируемой личности, что он выглядит как шип, а не набор символов.

Действия с объектами переводятся на визуальный уровень. Монастырь с переписчицами, занятыми копированием древних рукописей на неизвестном языке, вполне можно рассматривать как элемент схемы с открытым ключом. В скриптории обеспечивается доступ к пространству ключей. В корзинке определенный открытый ключ затем доставляется удаленной стороне.
–––
Мы начинаем со смелого допущения, что целью войны является победа над официально заявленным противником. Let's go Brandon


философ

Ссылка на сообщение 27 февраля 2012 г. 00:19  

цитата FixedGrin

Действия с объектами переводятся на визуальный уровень.
Ну зачем, зачем, зачем, кому нужны эти сложности?

цитата FixedGrin

В корзинке определенный открытый ключ затем доставляется удаленной стороне.
Какой удаленной стороне?
q=FixedGrin]Она не пробовала. Хотя могла бы. [/q] Вопрос был о другом. Вы предполагаете, что ее засунули в плотно населенную аналогами живущих симуляцию некоего виртуального государства, виртуально обеспечивающего виртуальной картошкой и криптоаналитикой боевые операции внутри серваков виртуальной Войны за Преисподнюю, дезертиров с которой отправляют в безразмерную Преисподнюю через спецпорталы? Или же она была в персональной комнате виртуального ада? Сама мужественная самка склонялась ко второму.


миродержец

Ссылка на сообщение 27 февраля 2012 г. 00:25  

цитата ааа иии

Вопрос был о другом. Вы предполагаете, что ее засунули в плотно населенную аналогами живущих симуляцию некоего виртуального государства, виртуально обеспечивающего виртуальной картошкой и криптоаналитикой боевые операции внутри серваков виртуальной Войны за Преисподнюю, дезертиров с которой отправляют в безразмерную Преисподнюю через спецпорталы?

Нет, криптоаналитикой могут заниматься в специализированных местах, женские монастыри вполне подходят для роли хранилищ ключей. О картошке ничего не скажу. А в целом вы поняли верно.

цитата ааа иии

Какой удаленной стороне?

Откуда я знаю? Бобу. Или Алисе.

цитата ааа иии

Ну зачем, зачем, зачем, кому нужны эти сложности?

Разведчикам.

цитата

Для этого их снабдили соответствующими патчами и прошивками, которые следовало запустить в нужное время в нужном месте. Тогда они смогли бы вернуться. В Виртуальной Реальности эти дополнительные фрагменты кода имели вид шипов на шейной веревке.
–––
Мы начинаем со смелого допущения, что целью войны является победа над официально заявленным противником. Let's go Brandon


философ

Ссылка на сообщение 27 февраля 2012 г. 00:50  

цитата FixedGrin

Разведчикам.
Отрывок, который цитируете ниже, не имеет отношения к Виртуальной войне. Только к проникновению в Преисподней совершенно изолированных от военных действий добровольцев. Так у Вас получается, что Владыка Ада лично подбрасывал диверсантам "взрывчатку".
Продолжаю недоумевать — зачем для симуляции штурма замка нужен женский монастырь, генерирующий ключи? К чему такая избыточность?


миродержец

Ссылка на сообщение 27 февраля 2012 г. 01:26  

цитата ааа иии

Так у Вас получается, что Владыка Ада лично подбрасывал диверсантам "взрывчатку".

Зачем так сложно? У Гееннистов свои криптоцентры есть. На них монахини и работают.

цитата ааа иии

Только к проникновению в Преисподней совершенно изолированных от военных действий добровольцев.

Главным образом к

цитата

манипуляциям с объемными объектами

Кусок программного кода есть? Есть. Что делает Прин для того, чтобы его активировать изнутри виртуальности? Запускает консоль? Нет, нажимает на шип. Шип в ВР символизирует оный код. Операции с кодом переносятся на операции с шипом.

цитата ааа иии

Продолжаю недоумевать — зачем для симуляции штурма замка нужен женский монастырь, генерирующий ключи?

Штурм замка тут, разумеется, ни при чем. Но у туннеля, прорытого под крепостью, должен быть эквивалент в виде фрагментов кода. Проникновение Ватуэйля в потайную систему водоснабжения суть несанкционированное вмешательство в работу симулятора крепости через дыры в файерволе. Для обнаружения и эксплуатации таких дыр, несомненно, требуются определенные действия, выходящие за рамки простопользовательских.
–––
Мы начинаем со смелого допущения, что целью войны является победа над официально заявленным противником. Let's go Brandon


философ

Ссылка на сообщение 27 февраля 2012 г. 11:47  

цитата FixedGrin

Проникновение Ватуэйля в потайную систему водоснабжения суть несанкционированное вмешательство в работу симулятора крепости через дыры в файерволе.
Никоим образом. Сама идея состязания в виртуальной реальности против этой гипотезы. Вы предположили, что персонаж игры вдруг подошел к счетчику вверху экрана и нарисовал на нем копьем + 10 000 000 000. Что шахматная пешка подожгла доску. Что кубик Рубика окунули в краску. И оппонент это зачел.

цитата FixedGrin

У Гееннистов свои криптоцентры есть. На них монахини и работают.
Т.е., все монахини — чьи-то симуляции. Опять корни виртуальной картошки.
Страницы: 123456...293031    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Иэн М. Бэнкс. Обсуждение творчества. "Культура"»

 
  Новое сообщение по теме «Иэн М. Бэнкс. Обсуждение творчества. "Культура"»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх