Феномен советской фантастики

Здесь обсуждают тему «Феномен советской фантастики» Подсказка book'ашки

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Феномен советской фантастики» поиск в теме

Феномен советской фантастики

Страницы:  1  2  3  4  5 ... 313 314 315 [316] 317 318 319 ... 322 323 324 325 326  написать сообщение
 автор  сообщение


авторитет

Ссылка на сообщение 6 июня 11:48  

цитата Shalalak

Но именно гитлеровцы по-настоящему массово совершали военные преступления и зверства по отношению к мирному населению.

С этим никто не спорит. Хотя в Германии военных лет немцы и сами в концлагеря попадали. И против фюрера заговоры устраивали. Там всякие люди были. Однако, мы обсуждаем не факт зверств на восточных территориях, а сомнительное предположение

цитата Shalalak

с нацистом в одном экипаже с русским монахом. Да они друга друга зубами рвать должны, а не миссии совместные выполнять.

С чего бы православному монаху, по всей вероятности, дореволюционному, и немецкому летчику Второй мировой (а кстати, на каком фронте он воевал, может в Африке или над Британией?) "рвать друг друга"?


философ

Ссылка на сообщение 25 июня 18:47  
По следам одной дискуссии.
Ладно, с появлением космоса и Туманности Андромеды перед фантастами открылась возможность писать про далекое и разнообразное.
А что закрылось?
Брутальность своей стороны. "Железное сердце" Сапарина — описан советский автономный робот-снайпер с наведением по звуку сердца. Установленный на границе, причем, там, где ходят пограничники... Больше такого не будет.
Фундаментальность. Ср. Лукин "Судьба открытия" с градом конспективных, чуть олитературенных мыслей Гуревича или узко ограниченной временными рамками "Открытием себя" Савченко.


миродержец

Ссылка на сообщение 25 июня 18:50  

цитата ааа иии

"Железное сердце" Сапарина — описан советский автономный робот-снайпер с наведением по звуку сердца. Установленный на границе, причем, там, где ходят пограничники... Больше такого не будет.

Будет "Полигон" Гансовского.
–––
я ещё помню это место, когда здесь не было людно


философ

Ссылка на сообщение 25 июня 19:39  

цитата Pirx

Будет "Полигон" Гансовского.
И Крабы идут по острову. И Остров ржавого лейтенанта. И Глиняный бог. И "Часовой" Фиалковского. И Миллер-младший «Я сотворил тебя». И даже "Вот сокровище" Силверберга.
И везде это будет плохо само по себе.
А у Сапарина нет, у Сапарина что у гитлеровцев плохо, у нас хорошо.


авторитет

Ссылка на сообщение 25 июня 21:08  

цитата ааа иии

Больше такого не будет.

такого и в те годы было в общем-то не дофига
если уж говорить о том, что исчезло, то это обыденное изобретательство как сюжетообразующий фактор
т.е. та самая приземлённость — люди делают своё дело, просто, обыденно, без героизма
даже в тех же Десантниках Стругацких, когда команда собирается обыденно посадить корабль, медленно и методично, появляется герой


философ

Ссылка на сообщение 27 июня 10:36  

цитата Karavaev

если уж говорить о том, что исчезло, то это обыденное изобретательство как сюжетообразующий фактор
Фигура изобретателя и изобретения из отечественной фантастики уходила долго (гусляровский Минц, Скаландис), вплоть до "Мост Верразано", а рецидивы случались и в 2010-х (Клещенко).

цитата Karavaev

даже в тех же Десантниках Стругацких, когда команда собирается обыденно посадить корабль, медленно и методично, появляется герой
Картину "Улитки на склоне" с подвигом лесопроходца можно считать издевкой над картиной "Туманности Андромеды" (в прозе можно подобрать несколько зарубежных соответствий).
Пафос у Альтова даже вырос.

цитата Karavaev

такого и в те годы было в общем-то не дофига
Но были электроперчатки "Тайны трех океанов" и химоружие "Роковых яиц".


авторитет

Ссылка на сообщение 27 июня 10:54  

цитата ааа иии

Фигура изобретателя и изобретения из отечественной фантастики уходила долго

речь не о фигуре изобретателя

цитата ааа иии

Пафос у Альтова даже вырос.

пафос — пафосом, но в рассказе Ослик и Аксиома Альтов "изобретает" космические корабли-трансформеры, а не, например, окрашенные сорта древесины для нужд мебельной промышленности как Охотников в Пуговинке фиолетовой
это притом, что инженер в Альтове затоптал писателя

цитата ааа иии

Но были электроперчатки "Тайны трех океанов" и химоружие "Роковых яиц".

ну вы уж тогда предвоенную фантастику "первого удара" вспоминайте — там вообще очень много всего было


философ

Ссылка на сообщение 27 июня 11:27  

цитата Karavaev

там вообще очень много всего было
О чем и речь — что-то открылось, что-то закрылось.

цитата Karavaev

рассказе Ослик и Аксиома Альтов "изобретает" космические корабли-трансформеры
Игрушка там изобретается. Неудачная или, будем милосердны, кабинетная забава.
Идея со звездолетами только брошена читателю — и она тоже не бог весть что.
Это еще одна характерная черта — нежелание додумывать. Если сравнить телепортацию в зарубежной и отечественной...

цитата Karavaev

а не, например, окрашенные сорта древесины для нужд мебельной промышленности
После Полдня Стругацких, со спецмясом для беременных, это действительно, почти ушло из мейнстрима (не будем про "Купол надежды" и "Наемных самоубийц").
Однако осталось в научпопе:
Нарусбаев, "Судостроение — XXI век" экскурсия на завод будущего (ничо так)
Ангаров, "Тряпки, и не только они" — инопланетянина знакомят с ткацким делом и его историей.
Имянитов, "Вечера в непогоду" — создание автоматической кухни (круче Альтова, на мой вкус)
Конкретно древесиной будущего занимался Шим, в "Деревянной книге".
Было еще путешествие в прошлое ради изучения истории русского языка... Но это уже в другую степь.


авторитет

Ссылка на сообщение 27 июня 11:42  

цитата ааа иии

Игрушка там изобретается. Неудачная или, будем милосердны, кабинетная забава.

нет

цитата ааа иии

Это еще одна характерная черта — нежелание додумывать.

вовсе нет, это как раз нормальная, правильная черта
один из китов фантастики — будить фантазию
идеи как раз фантазию и будят, а не скрупулезное по минутам расписание изобретения, которое все одно только на бумаге остается

цитата ааа иии

Однако осталось в научпопе:

само собой


авторитет

Ссылка на сообщение 27 июня 11:45  

цитата ааа иии

О чем и речь — что-то открылось, что-то закрылось.

ну тут все проще
по концепции фантастика должна была описывать изобретения, которые случаться через неделю, вот уже сейчас над ними работают наши героические инженеры
а поскольку фашистов остановили не чудо-пушки, лучевое оружие и техника с инфракрасными экранами, а ополчение, намертво вгрызшееся в землю под Москвой, то про всё это быстренько забыли
как не было


философ

Ссылка на сообщение 27 июня 12:45  

цитата Karavaev

нет
Оспорьте: "Мальчишка, восторженный мальчишка. Есть логика в том, что он попал на завод игрушек ... Пока только две программы, — вздыхает Антенна. — Вообще это тоже будет целый набор: ВинниПух, Кролик, Пятачок, Тигра и остальные. Пока вот выпускаем ослика Иа".

цитата Karavaev

вовсе нет, это как раз нормальная, правильная черта
Сравнивая кабинки нуль-транспортировки Стругацких с "Тигр!Тигр!" и "Безумной толпой", портальной архитектурой в "Гиперионе"... так не скажешь.

цитата Karavaev

фашистов остановили не чудо-пушки, лучевое оружие и техника с инфракрасными экранами, а ополчение, намертво вгрызшееся в землю под Москвой
Ах как красиво. Но — Ломм «Ночной Орел», 1965 год.
Ключевое условие — "не мы, не здесь".


авторитет

Ссылка на сообщение 27 июня 13:09  

цитата ааа иии

Оспорьте:

я спорю не с фактом, а с интерпретацией
вы говорите, что его цель — изобретение игрушки, а я считаю иначе
или он сразу должен трансфрмирующийся корабль изобрести? :)

цитата ааа иии

Сравнивая кабинки нуль-транспортировки


принципы построения разные, кто-то еще игрался в Капитанов Звездолета, а Жилин решил — главное на Земле
соответственно и разные мотивации у произведений
если, конечно, мы говорим о роли изобретательства, а не про что-то другое уже

цитата ааа иии

Ах как красиво.

а главное реальный факт
ну, Ночной Орел, и что?
по сравнению с На Востоке, где вторжение останадивает речь Сталина, или с Первым ударом, где мы вбомбливаем врага в землю за декаду, или с Дорогой циклонов, где нашей северной эскадре сквозь льды прочищают дорогу тайфуны, изобретенные кучкой комсомольцев, повесть Ломма всего лишь рассказ про одарённого спецназовца, условно
Своеобразный символ. А вот США мы после войны ни разу не разбомбили, все больше шпионов ловили да происки разоблачали. Война закрыла вопрос с победоносной фантастикой.


философ

Ссылка на сообщение 27 июня 14:45  

цитата Karavaev

вы говорите, что его цель — изобретение игрушки
Я?!! Автор. Биография Антенны не оставляет места для игр с

цитата Karavaev

интерпретацией

Не могу звездолеты, буду игрушки, остальное — легкий треп приятелей и мысли там, большей частью, рассказчика. А игрушка серая, непрактичная.

цитата Karavaev

ну, Ночной Орел, и что?
И хана гипотезе инфракрасных экранов и ополченцев. Левитирующий партизан в реалиях ВОВ? 20 лет после войны? Без проблем. «Пионерская правда» и «Детская литература» (столичная цензура, редакторы ). Второе издание 100 000 экз.

цитата Karavaev

по сравнению с На Востоке, где вторжение останадивает
Сравнение уводит не туда.

цитата Karavaev

Война закрыла вопрос с победоносной фантастикой.
а) только для столкновений с реально обозначенными на глобусе государствами. На Саракше и о. Двид экспорт революции продолжался;
б) вопрос был совсем другой.

цитата ааа иии

Брутальность своей стороны. "Железное сердце" Сапарина — описан советский автономный робот-снайпер с наведением по звуку сердца. Установленный на границе, причем, там, где ходят пограничники...
Тайфун не брутальность.


авторитет

Ссылка на сообщение 27 июня 15:05  

цитата ааа иии

Не могу звездолеты, буду игрушки, остальное — легкий треп приятелей и мысли там, большей частью, рассказчика. А игрушка серая, непрактичная.

ну ок, серая непрактичная игрушка, звездолеты не можем — о чем и зачем рассказ?
про серого Иа?

цитата ааа иии

И хана гипотезе инфракрасных экранов и ополченцев.

ополченцы не гипотезы
у меня на улице тракторист жил, который после войны в подмосковье работал
там поля из-за костей пахать было невозможно, такая вот забавная гипотеза
остальной аргументации не уловил, Ночной орел здорово написан, не понимаю почему его нельзя допечаткой в 100 000, и в чем хана из-за этого фантастике, которую в 1940 году печатать перестали

цитата ааа иии

На Саракше и о. Двид экспорт революции продолжался;

ну опять теплое с мягким, между войной на Саракше или на Фаэтоне и столкновением в реальных координатах с той же Японией баааальшая разница

цитата ааа иии

Тайфун не брутальность.

тайфун нет, а брутальность сапаринского робота представляется мне притянутой частностью
я вам говорю о легко вычленяемых тенденциях и подходах, а вы мне про брутальность
неудивительно, что мы разговариваем в разные стороны

насколько я припоминаю, разговор начинался с аспектов, утраченных после начала оттепели
вот она — "утраченная брутальность"

цитата

В это лето ни один межпланетный корабль не покидал Землю. По железным дорогам страны ходили обыкновенные поезда, без атомных котлов. Арктика оставалась холодной. Человек еще не научился управлять погодой и жить до трехсот лет. Марсиане не прилетали. Запись экскурсантов на Луну еще не объявлялась.

Ничего этого не было просто потому, что наш рассказ относится к событиям сегодняшнего дня, который дорог нам не меньше завтрашнего. И пусть читатели простят автора, что он не захотел оторваться от нашего времени и, от нашей планеты. Правда, он рассказывает о технике пока еще не созданной, — но разве дело в технике? Впрочем, перейдем к рассказу.


философ

Ссылка на сообщение 27 июня 17:16  

цитата Karavaev

между войной на Саракше или на Фаэтоне и столкновением в реальных координатах с той же Японией баааальшая разница
Но чисто политическая.

цитата Karavaev

ополченцы не гипотезы
Ая-яй. Гипотеза

цитата Karavaev

поскольку фашистов остановили не чудо-пушки, лучевое оружие и техника с инфракрасными экранами, а ополчение, намертво вгрызшееся в землю под Москвой, то про всё это быстренько забыли
не выдержала проверки фактом: рассказ про нашего летающего спецназовца пошел на ура на 20 лет Победы. Она, гипотеза, отнюдь не вести с полей.
Очень некрасиво выглядит сообщение выше.
Ход Ваших суждений, впрочем, представим. Хронология превращения дня Победы в день скорби и поминовения была даже наглядно визуализирована, на очень недурной выставке в Манеже. Отстроенном на месте того, в котором экс-член военсовета Сталинградского фронта Хрущев поговорил разок с экс-штрафником Неизвестным... Но это офтоп.
А по делу, рассказ Сапарина — 1946 г. Тогда "Знание-сила" предназначалось не только для детей. Томан — фронтовик. Охотников (История одного взрыва, Электрические снаряды) — блокадный оружейник. Да тот же Казанцев, с его сухопутной торпедой. Именно "ближний прицел" был, мягко говоря, в курсе насчет реалий боевых действий. И именно ему хотелось писать про иное.


авторитет

Ссылка на сообщение 27 июня 17:23  

цитата ааа иии

Очень некрасиво выглядит сообщение выше.

не понимаю причем здесь день победы и прочее
простите, но я утратил нить обсуждения
поэтому от продолжения воздержусь


философ

Ссылка на сообщение 27 июня 20:28  

цитата ааа иии

1946 г. Тогда "Знание-сила" предназначалось не только для детей

Именно тогда "Знание-сила" официально предназначалось для учеников ФЗУ.
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


философ

Ссылка на сообщение 28 июня 10:26  


философ

Ссылка на сообщение 31 августа 15:31  
В феномене советской фантастики есть, помимо специфических тем и специфического же литературного их решения, ещё одна особенность: представители этой фантастики (и их работы) — величайшие.
Эта особенность — не литературная, а социальная. Она порождает достаточно агрессивное отстаивание идентичностей, в т.ч. — и до выпадов в сторону тех, кто подобные мнения не разделяет.
Недавно на главной странице сайта появилась статья про Ефермова, немного про его судьбу, в т.ч. — про прелести общения Ефремова с чиновниками. По современным временам некоторые вещи выглядят дико.
Когда же я предложил автору поместить эту статью в топик "хочу обратно в СССР", выслушал традиционный набор: (1) — дедовщину ("не знаю, в каком году вы рождены"), — (2) — безапелляционный тезис, что Ефремов, АБС и Булычёв — величайшие, до которых современным фантастам не дотянутся.
Поразительно, что тот факт, что Ефремова советская власть недолюбливала и даже близко не обласкивала, как других писателей (не фантастов), Булычёв — латентный антисоветчик, а АБС склонялись к антисоветским темам и образам во второй половине своего творчества никак не тревожит ностальгирующих советофилов. Пубертатные переживания, видимо...

Итак, — (1) — авторы и произведения "величайшие", до уровня которых современникам не дотянутся и — (2) — с теми, кто с этим тезисом не согласен, "дискутировать не о чем".

Описанное — феномен именно советской фантастики, но не как литературы, а социальный феномен. Он характерен именно для советской и только советской фантастики.
Сформулируем проверочную модель.
Например, "Колесо Времени" нравится мне больше "Песни льда и огня". Более импонируют герои, больше нравится мир. При этом я осознаю, что Песнь литературно стоит выше КВ. Ну вот так. И что? Много будет таких, которые в топике Песни скажут: "песнь — величайшее произведение, а если ты с этим не согласен, с тобой не о чем говорить!"?
Или вот: я скажу, что "Толкин — величайший, на уровень которого никто не поднялся, а если вы не согласны, то....." Звучит дико. (Кстати это более оправданный тезис, чем слова про троицу Ефремов-Булычёв-АБС) Потому что никому не надо доказывать ни про Толкина, ни про Мартина, ни про Джордана.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Кстати, именно это — "величайшие" — окончательно отвернуло меня от ТА. Там сказано, что человечество создало величайшие произведения науки и искусства. А давайте конкретно: значит, живопись лучше, чем у Леонардо и Рафаэля, скульптура — чем у Бернини и Родена, а литература — чем у Пушкина и Достоевского? Да нет, не рискнул такое написать Ефремов. А рискнул бы — не видать ТА не только статуса "культового советского романа", но и вообще издания. Но сказано громко: "ВЕЛИЧАЙШИЕ!"
–––
Был дважды забанен зилотами секты «Святого Маска»
Ceterum censeo Carthago delenda est


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 31 августа 16:02  
Ashenwail, собственно говоря — да, такие люди есть.
Так что Ваше утверждение об отношении исключительно к советской фантастике ошибочно.
Страницы:  1  2  3  4  5 ... 313 314 315 [316] 317 318 319 ... 322 323 324 325 326

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Феномен советской фантастики»

 
  Новое сообщение по теме «Феномен советской фантастики»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх