Феномен советской фантастики

Здесь обсуждают тему «Феномен советской фантастики» Подсказка book'ашки

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Феномен советской фантастики» поиск в теме

Феномен советской фантастики

Страницы:  1  2  3  4  5 ... 314 315 316 [317] 318 319 320 ... 322 323 324 325 326  написать сообщение
 автор  сообщение


философ

Ссылка на сообщение 31 августа 16:35  
То есть, это — феномен универсальный. Приведите примеры, подтверждающие, что это характерно не только советской фантастике, но и другим.
–––
Был дважды забанен зилотами секты «Святого Маска»
Ceterum censeo Carthago delenda est


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 31 августа 16:50  
Ashenwail, так что Вам нужно — примеры высказываний, в которых автор высказывания заявляет, что "X — великое произведение"? Или что "Y — великий писатель"?
Кстати, только фантастов рассматриваем? А то можно сразу достать когорту Великих Писателей. Если Вас интересуют зарубежные, то можно начать прямо с Шекспира.


философ

Ссылка на сообщение 31 августа 17:01  
Не перевирайте. Я показал, что феномен советской фантастики — не только литературный, но и социальный, в частности — по оценке некоторыми фанатами "великости" представителей этой фантастики. Так же я указал, что когда с ними не соглашаешься, они отвечают "тогда с вами не о чем говорить". Так же я указал, что среди фантастик описанное — "Величайшие" и "с вами не о чем говорить" свойственно только советской фантастике.
Вы сказали, что не только. Я попросил привести примеры. По-возможности — конкретные. Вы уходите в общие рассуждения кто велик, а кто не велик.
Можете привести пример холиваров в отношении оценок другой фантастики?
–––
Был дважды забанен зилотами секты «Святого Маска»
Ceterum censeo Carthago delenda est


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 31 августа 17:04  
Ashenwail, ладненько, вот несколько цитат прямо с нашего сайта (авторов высказываний не указываю, понадобятся — найдёте сами):
1. Толкиен

цитата

Вообще считаю Сильм величайшим произведением, так искусно впитавшим в себя многие мифологические составляющие, и при том так невозможно захватывающим, безмерно красивым, просто до слез...
Что касается ВК — тоже очень люблю это произведение, тоже считаю его великим, цитаты из него люблю, красивое оно тоже очень и мелодичное, но все же Сильм на первом месте, и только потом — ВК.

цитата

Великий Толкиен тоже нигде не описывает колдовства Саурона, нам приводится одна фраза заклинания на весь ВК, зато ощущение присутствия Зла — через его посредников и косвенных носителей — работает великолепно!

2. Джордан

цитата

Когда в середине 90-х в России стали издаваться первые романы "Колеса времени" Джордана, я считал, что это самый великий современный фэнтезист. Но автора повело куда-то вдаль, а затем, к сожалению, он рано ушел из жизни.

3. Мартин

цитата

Я бы вообще не стал употреблять выражение "заложил канон", но несомненно другое: и литературное, и организационное влияние Мартина на современную фэнтези очень велико.

цитата

В картонно-пафосном мире МТА она чужая, но на то Мартин и велик, что не побоялся вылепить Кейтилин из настоящего человеческого материала, снабдив добродетелями, умом, тонкостью чувств, при этом заявив, как одну из главных героинь.

Только данные цитаты ни о чём не говорят.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 31 августа 17:06  
Ashenwail, так я и просил уточнения, что Вы имели в виду. Теперь понял.
Прошлый пост, кстати, был написан до получения Вашего разъяснения.


философ

Ссылка на сообщение 31 августа 17:13  
И правда.... Беру свои слова назад, каюсь и кланяюсь. Действительно, описанный феномен социален, но универсален.
–––
Был дважды забанен зилотами секты «Святого Маска»
Ceterum censeo Carthago delenda est


активист

Ссылка на сообщение 9 ноября 17:05  
Мелкотемье советской фантастики

По распространённому мнению, послевоенная концепция "ближнего прицела" в 60-х стала историей. Новая фантастика (Ефремов, Стругацкие, Альтов и пр.) отличалась смелостью и масштабностью идей...

Однако ж, с удивлением отмечаю, что эта фантастика не изображала событий мирового масштаба.
Таких, какие были изображены в "Войне миров", "Фабрике Абсолюта", "Пылающем острове", "Продавце воздуха", "Гиперболоиде инженера Гарина", "Гимне Лейбовитцу".

Бросали героев сквозь бездны пространства и времени, но это были истории горстки людей.
Герои делали гениальные открытия, но история этого открытия заканчивалась там, где оно должно было начать менять мир, а мир должен был начать на него реагировать.
Злодеи-капиталисты ставили злодейские эксперименты — которые оканчивались крахом раньше, чем мир успевал их заметить.
Рисовали коммунистические утопии, но не историю их становления.
Советские фантасты перестали жечь Париж — и это мне кажется любопытным.
Почему так произошло? Была ли это политика издательств или глобальная фантастика вышла из моды по каким-то причинам? Или, может быть, я ошибаюсь и произведения о мировых кризисах на Земле выходили, и просто мне они не известны?

Приношу извинения поклонникам советской фантастики за провокационный заголовок — я поставил его не чтобы ругать эту область литературы, а чтобы привлечь внимание любящих её и разбирающихся в ней людей.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 10 ноября 21:55  

цитата verst

Бросали героев сквозь бездны пространства и времени, но это были истории горстки людей.
Герои делали гениальные открытия, но история этого открытия заканчивалась там, где оно должно было начать менять мир, а мир должен был начать на него реагировать.
<...>
Почему так произошло? Была ли это политика издательств или глобальная фантастика вышла из моды по каким-то причинам? Или, может быть, я ошибаюсь и произведения о мировых кризисах на Земле выходили, и просто мне они не известны?

Интересные вопросы задаёте. Причин может быть много.
Во-первых, в 1960-е годы не только советская, но и англо-американская фантастика обратилась к человеку, "от просторов космоса к безднам человеческой души" (извините за штамп). Впрочем, писатели "новой волны" тоже любили изображать глобальные катастрофы и масштабные социальные потрясения. Особенно британцы, продолжавшие традицию романов-катастроф, заложенные ещё в XIX. Так что здесь скорее имеет место стремление приблизить научную фантастику к традиционной русской прозе, всегда внимательной к внутреннему миру героя.
Вторая возможная причина — футурологическая предопределённость советской фантастики, о которой я не устаю здесь повторять. Рассказывайте либо о ближайшем будущем (у нас или в капстранах), либо о мире далёкого светлого будущего. Каким именно образом это светлое будущее удалось бы построить, не ведал никто, включая писателей-фантастов. В то, что в обозримом будущем случится мировая революция, не верил уже почти никто. Книги о мрачном будущем в издательствах проскакивали, но особо не поощрялись.
Третья причина, как мне кажется, заключается в особенности советского книгоиздания: опубликовать роман было трудно. Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить библиографии ведущих советских фантастов шестидесятых-восьмидесятых и библиографии ведущих американских фантастов тех же лет. Рассказы в обилии печатались в журналах, но глобальное моделирование, обыкновенно требует крупной формы.
–––
Читаю фантастические рассказы разных авторов.


философ

Ссылка на сообщение 11 ноября 08:59  

цитата verst

Герои делали гениальные открытия, но история этого открытия заканчивалась там, где оно должно было начать менять мир, а мир должен был начать на него реагировать.
Вот это верно. Например, телепортация.
Там:
Бестер — переворот во всех сферах и областях
Нивен — бешеная толпа, перегрузка социально значимых мест, технология (причем, в рассказах)
Кларк — проблемы отработки технологии
Гаррисон — больше межпланетно, но отправка преступника в тюрьму и т.п.
Стивен Кинг «Долгий джонт» — психо-философские аспекты
Дуглас Адамс даже песенку сочинил
Здесь:
Булычев «Гусляр — Саратов», Сто лет тому вперед, Вокруг света в три часа — изобретение, кабины замаскированы под московский транспорт, декорации
Мирер — эксперименты
Ляшенко — эксперименты
Бабенко — да, этот оттянулся за всех.
Но счет всё равно не ровный.


авторитет

Ссылка на сообщение 11 ноября 09:05  
Дык советское будущее было предопределено, отлито в директивных документах.
Какие там вообще могут быть перемены?
Так что новые способы бурения и доставки экзотических блюд.
Коммунистическое общество суть вершина развития человеческой цивилизации, какие ж на вершине перемены?


философ

Ссылка на сообщение 11 ноября 09:12  

цитата verst

Однако ж, с удивлением отмечаю, что эта фантастика не изображала событий мирового масштаба.
Тенденция к камерности у шестидесятников это абсолют, однако цикл рассказов Полдень Стругацких, например, еще масштабен. У них же ХВВ повествовали о переходе к коммунизму, Далекая радуга жгла планету
Плеск звездных морей — аналогично. Павлов с его мягкими зеркалами и Биленкин масштабны вновь
Приключения Электроника происходят на международной арене.

цитата verst

Советские фантасты перестали жечь Париж
Зато была тема предотвращения беды силами советской науки. Гуревич спасал, помнится, Калифорнию от землетруса, Булычев — Лигон... «Парадокс Великого Пта» — мир.


философ

Ссылка на сообщение 11 ноября 09:16  

цитата Karavaev

Дык советское будущее было предопределено, отлито в директивных документах.
Т.е., до 60-х было можно, позже нельзя? Ну-ну.


авторитет

Ссылка на сообщение 11 ноября 09:38  

цитата ааа иии

Т.е., до 60-х было можно, позже нельзя?

можно было до 30-х
позже — ни-ни
кто это у вас при Сталине преобразовывал наше советское светлое будущее? какие там вдруг глобальные перемены случались?
ну если не считать ветрогенераторов и скважин к центру Земли, которые всех нас заваливали дешевой энергией
единственное исключение во всем этом параде — Туманность Андромеды, которая прорвалась как раз в зазор


философ

Ссылка на сообщение 11 ноября 10:04  

цитата verst

Однако ж, с удивлением отмечаю, что эта фантастика не изображала событий мирового масштаба.
Гриада Колпакова куда глобальнее... Люди как боги Снегова.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 11 ноября 11:14  

цитата verst

Герои делали гениальные открытия, но история этого открытия заканчивалась там, где оно должно было начать менять мир, а мир должен был начать на него реагировать.
Злодеи-капиталисты ставили злодейские эксперименты — которые оканчивались крахом раньше, чем мир успевал их заметить.
Рисовали коммунистические утопии, но не историю их становления.
Георгий Гуревич "Мы — из Солнечной системы" — с открытия всё только начинается, и "перепаховают" последствия всех изрядно.

цитата ааа иии

Зато была тема предотвращения беды силами советской науки. Гуревич спасал, помнится, Калифорнию от землетруса, Булычев — Лигон... «Парадокс Великого Пта» — мир.
Александр Казанцев "Льды возвращаются" — тоже мир. Хотя и к злодейским экспериментам имеет отношение, но последствия для мира всё же были. И "Пылающий остров", конечно — но он как раз первоначально написан был раньше рассматриваемого периода.


философ

Ссылка на сообщение 11 ноября 13:41  

цитата Karavaev

кто это у вас при Сталине преобразовывал наше советское светлое будущее?
Попытка уйти от темы зафиксирована. Обсуждается-то что?

цитата Karavaev

можно было до 30-х
позже — ни-ни
60-е и 70-е, которые дали импульс разговору, тоже позже 30-х. Тогда действовали те же директивы и т.п.?

цитата Karavaev

какие там вдруг глобальные перемены случались?

В 1930-х? Звезда КЭЦ на изрядную часть состоит как раз из этих описаний. А уж что творится в Лаборатории Дубльвэ, где химик предлагает девицам занюхать безвредный наркоз — 1938 г.


миродержец

Ссылка на сообщение 11 ноября 13:55  

цитата verst

это были истории горстки людей

А что — та же трилогия о Каммерере этому утверждению не противоречит? Масштабная прогрессорская деятельность на Саракше и Надежде; синдром Сикорски, ставший общецивилизационной этической проблемой; о Большом Откровении и говорить нечего — событие всегалактического масштаба...
–––
я ещё помню это место, когда здесь не было людно


авторитет

Ссылка на сообщение 11 ноября 14:04  

цитата ааа иии

Попытка уйти от темы зафиксирована. Обсуждается-то что?

глобальность общественных перемен?

цитата verst

Герои делали гениальные открытия, но история этого открытия заканчивалась там, где оно должно было начать менять мир, а мир должен был начать на него реагировать.

цитата ааа иии

Тогда действовали те же директивы и т.п.?

почти те же, с той лишь разницей, что у наших фантастов появилось будущее
до условной оттепели оно (за редкими исключениями) было "послезавтра"

цитата ааа иии

Звезда КЭЦ на изрядную часть состоит как раз из этих описаний

из каких таких? что в обществе от этой инженерной фантастики поменялось?
изобретений в советских произведениях было как грязи, все время на бумаге что-то изобретали, и как все бумажные изобретения они в описываемых мирах мало что меняли
в реальном мире ездили на поезде, в мире КЭЦ тоже на поезде, но уже по проекту Циолковского, разница невелика
КЭЦ что, в "Земле горит" Беляева все еще круче — пашни подогреваем, рабочие на работу на собственных авиетках летают
кулаков и вредителей добили и ух! зажили!
потому что писалось по методичке


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 11 ноября 14:45  

цитата Karavaev

из каких таких? что в обществе от этой инженерной фантастики поменялось?
Распахивание джунглей под целину, вестимо!

цитата "Звезда КЭЦ. Глава 9. В библиотеке"

Я снова повернул ручку. И… это тоже похоже на войну.
Огромный лагерь, белые палатки и фанерные домики, окрашенные в белый цвет. У домов и палаток люди в белых костюмах — европейцы и чернокожие. За лагерем дымовая завеса, поднимающаяся почти до зенита. Дым валит клубами, как при огромном пожаре…
Новый «кадр» — сплошная стена непроходимого тропического леса пылает в огне. На пепелище стоят огромные фургоны — коробки из металлической сетки на стальных каркасах. В них копошатся люди, выкорчёвывая небольшими машинами пни.
«Тропики — самые богатые солнцем места на Земле. Но они были недоступны для культурного земледелия. Непроходимые леса, болота, хищные звери, ядовитые гады, насекомые, губительные лихорадки наводняли тропики. Смотрите, чем они становятся теперь!..»
Равнина. Тракторы возделывают землю. Чернокожие трактористы сверкают белыми зубами в весёлой улыбке. На горизонте многоэтажные дома, густая зелень садов. «Тропики прокормят миллионы людей… Идея Циолковского претворяется в жизнь…»


авторитет

Ссылка на сообщение 11 ноября 15:07  

цитата Консул

Распахивание джунглей под целину, вестимо!

о! а вот об этом эпизоде я забыл! спасибо!
:)
но, мне кажется, что это в традицию похорон капитализма скорее история
советское и коммунистическое общество всегда было статично, кроме эволюционных вызовов, которые в нашей фантастике таки случались
Страницы:  1  2  3  4  5 ... 314 315 316 [317] 318 319 320 ... 322 323 324 325 326

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Феномен советской фантастики»

 
  Новое сообщение по теме «Феномен советской фантастики»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх