Творческая мастерская Второй ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Творческая мастерская "Второй Блин" (начало 1990х - наше время)»

 

  Творческая мастерская "Второй Блин" (начало 1990х - наше время)

  Варианты ответов Мой голос
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Внимание! Для голосования Вам нужно пройти авторизацию
 автор  сообщение


миротворец

Ссылка на сообщение 5 июля 2015 г. 22:52  
В 1994-м году на книжных «развалах» Харькова появились издания, заметно отличавшиеся от модной в то время зарубежной фантастики в глянцевых обложках.

Во-первых, качественное оформление (именно тогда я и услышал о художниках Печенежском и Кирееве. Которые – положа руку на сердце – и по сей день могут дать сто очков форы таким мэтрам, как Бондарь и Шикин).
Примеры оформления можно глянуть тут –
http://fantlab.ru/edition232
http://fantlab.ru/edition31273

Ну а во-вторых, авторы, объединившиеся в творческую мастерскую «Второй Блин», писали интересно и нестандартно (причем не только харьковские – кировоградец А. Корепанов и екатеринбуржец А. Щупов были одними из лучших в этом лит. объединении). Тонкая лиричность рассказов Печенежского, зрелый (подчас – жестокий, болезненный) реализм Щупова и раннего Валентинова, взывание к незаслуженно забытым образцам социальной фантастики 60-х («Приятная неожиданность» и «Охота на волка...» С. Герасимова). А также – сюрреалистическая фэнтези Дашкова («Отступник»), тема трудно достигаемого взаимопонимания в творчестве Мановой («Колодец», «Феномен двойников»). Суровая Московская Русь, не менее суровые времена язычества, прекрасная женщина, как «мимолетное виденье» на заплеванной улице, и несбыточность снов о белогвардейской России, которую мы потеряли (рассказы Ф. Чешко. Кстати, «проблему верволка в Средней Полосе» Федор Федорович раскрыл в своей повести еще ДО Пелевина. И – если рассуждать здраво – у него это получилось куда более интересно психологически).
Были и другие: напр., Григорий Панченко – повесть «Псы и убийцы», изображающая условно-античный мир, в котором солдату не положено проявлять человечность, а только исполнять приказ. Автор задумывался, хорошо это или плохо; автор не хотел мириться с таким положением дел.

Одним словом, «харьковская школа фантастики» (а вместе с ней – и екатеринбургская, о которой авторы сборника http://fantlab.ru/work167363 посвятили много теплых слов) на тот момент зарекомендовала себя более чем хорошо. В наше время, когда выражение «интеллектуальная фантастика» воспринимается (по словам В. Пузия) как «брендОвый кадавр», даже странно себе представить, что был, БЫЛ такой момент – отечественная НФ и фэнтези действительно являлась умной, не «массовой» и не «кассовой» В хорошем значении. (И, кстати, многим авторам ТМ «Второй Блин» было тесно в узких «жанровых» рамках – они писали не НФ, не СФ и не фэнтези, а то, что выше этого: просто качественную, серьезную литературу).

И, конечно, не надо забывать про основателей этого лит. объединения – Д. Громова и О. Ладыженского (Олди). А также примкнувших к ним потом Валентинова и Дяченко. Сейчас, в «эпоху МТА», Олди остаются как бы не единственными отечественными писателями, которым до сих пор не все равно, и до сих пор пытаются что-то доказывать (вспомним, например, недавние их статьи – и роман о Владе Снегире).

К сожалению, «Второй Блин», хотя и не был комом, но стартовал… скажем так… не совсем удачно. Серии «Бенефис» и «Перекресток» закрылись почти сразу же, как вышли. И только через 6 лет вышел еще один том «Перекрестка» – «Слепой василиск»). Однако «птенцы гнезда олдева» продолжали расти (и до сих пор продолжают – http://fantlab.ru/edition27162 http://fantlab.ru/edition31267 Не будем также забывать о фестивале «Звездный мост», чья задача была – выявлять юных талантов, о семинаре «Партенит», и о прочем.
«Второй Блин» и по сей день продолжает свою работу; «птенцы гнезда олдева» – среди нас.

Призываю лаборантов обсудить как работу этого объединения, так и дальнейшие перспективы развития — включая Партенит и так далее.
(Голосовать можно за нескольких авторов сразу)
–––
...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша,
Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа.


миродержец

Ссылка на сообщение 12 июля 2015 г. 08:46  

сообщение модератора

Тема открыта.
–––
Следующие рецензии в АК:
Краевская, Пауэлл, Голубева, Бобылева.


философ

Ссылка на сообщение 12 июля 2015 г. 09:09  
Печенежский и Киреев дадут фору Бондарю и Шикину!:-))):-))):-)))
Даду-даду да!!!:-)))
Всё адью ,Бондарь топиться пошёл...:-)))
А Шагал даст фору Шишкину! :-)))
–––
1654/30:45
Аляска цэ Росiя


миротворец

Ссылка на сообщение 12 июля 2015 г. 10:05  
Очень в свое время понравились "На берегах тумана" Чешко и "Войны некромантов" Дашкова. Есть отличная короткая проза у Аренева. Но по числу попаданий в мою "десятку" лидируют Олди, Зорич и Валентинов. (Именно в таком порядке). Дяченко бы не отмечал, но по воле автора темы и им достался "плюс". :-)))


миротворец

Ссылка на сообщение 12 июля 2015 г. 14:25  
ИМХО: очень жаль, что большинство авторов, о которых идет речь ("птенцы гнезда Олдева" 90-х годов) не снискали такой уж большой популярности. Издаваться-то они издаются, но -- редко. Даже Дашкова печатают "через раз по чайной ложке", хотя лет десять назад у него таки БЫЛ свой читатель.
Чешко активно печатался, опять же, в начале нулевых: "Урман" и пр. -- не столько славянское фэнтези, сколько хорошая историческая проза с легким налетом "ненашести". Печенежский -- известный художник (его иллюстрации к "Триумвирату" -- на грани гениальности, и то еще мягко сказано), но вот как писатель он не состоялся, хотя потенциал был.
Панченко подвизался (-ется?) на ниве редактуры\критики (а еще -- как автор энциклопедий по оружию), т.е., тоже предпочитает делать карьеру не в литературе.
Корепанов ушел в малотиражные издательства типа "Шико". Роман "Призрачный сфинкс" -- наверно, лучшее произведение А. К. -- на бумаге не опубликован полностью (то, что выходило в "Крылове" п\наз. "Берег Красного Гора. Тени Марса" -- это только часть романа).

К счастью, не все так грустно. Было -- и есть -- новое поколение "птенцов гнезда Олдева". Аренев, в какой-то мере Назаренко (хотя тут непонятно: его рассказ про Хому Брута и Вия, вроде, вышел раньше олдевского?..)
Ольга Онойко (отличный оригинальный автор -- а тж. автор фанфика по "Черному Баламуту", который настолько в духе трилогии, что его и фанфиком-то назвать язык не повернется). Колюжняк, Арифуллина и пр.: семинаристы "Партенита". Бессонов, Васильев и др. авторы антологий, явно наследующих "Перекрестку"\"Бенефису".
Но, чтобы топик не превратился в банальное перечисление имен -- я думаю, стОит б-м развернуто написать об особенностях харьковской школы фантастики. (В заглавном посте я давал небольшую вводную, это не совсем то 8:-0)
Не знаю, будет ли кому-нибудь интересно -- но все-таки к вечеру попробую сделать обзорный пост. На тему "Могла ли харьковская земля родить собственных Брэдбери и Саймаков". :-)
–––
...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша,
Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа.


миротворец

Ссылка на сообщение 12 июля 2015 г. 14:31  

цитата george1109

Дяченко бы не отмечал, но по воле автора темы и им достался "плюс"

Дяченко -- они разные. Очень.
"Ритуал" -- это одно, "Ведьмин Век" -- другое, а "Пандем" и "Долина совести" вообще третье.
Так что я бы не обобщал :-)

цитата elkub

Даду-даду да!!!
Всё адью ,Бондарь топиться пошёл...

"Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие" (С)
–––
...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша,
Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа.


миротворец

Ссылка на сообщение 12 июля 2015 г. 14:51  

цитата glupec

Дяченко -- они разные. Очень.

Дык, никто не спорит. Те же Олди так еще "разнее".

цитата glupec

Так что я бы не обобщал

А вот здесь не понял. Меня спросили о моем мнении об авторах, а не об отдельных книгах. В целом, уважая Дяченко, я их ставлю ниже Олди, Зорича и Валентинова. Как здесь без обобщений? Я бы вообще триумвират поделил на три части:-))). Потому, как впятером они одно, а по отдельности — са-а-авсем другое.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 12 июля 2015 г. 14:58  
Даже не вижу смысла комментировать все неточности в исходном посте. Но вот один момент всё же попрошу прояснить.

цитата glupec

когда выражение «интеллектуальная фантастика» воспринимается (по словам В. Пузия) как «брендОвый кадавр»


А напомните, где и когда я такое писал? Лучше со ссылкой.


миротворец

Ссылка на сообщение 12 июля 2015 г. 14:59  
george1109, извините, если я Вас не так понял. 8-]8:-0 Но я постоянно на Фантлабе слышу в адрес Дяченко глупое нытье типа "А скажите, почему они ушли из худлита? Читать их все равно не буду, но интересно". Или: "Стократ -- первая книга МСД, которую прочитал запоем, от начала до конца! До этого они мне не шли ни в какую..." Вообще, без попытки хоть как-то мотивировать собственное мнение.
Сами понимаете, мне за хороших писателей обидно... 8:-0
(Ну, и Зорич для меня -- все-таки в первую очередь экшн, приключения. Не припомню у них чего-то глубоко идейного, или -- не дай Бог -- лиричного). ИМХО, конечно. Правда, рассказ "Ничего святого" в свое время зацепил.
–––
...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша,
Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа.


миротворец

Ссылка на сообщение 12 июля 2015 г. 15:32  
glupec Не-не-не! Дяченко — авторы высшей лиги, и этим все сказано. С этим никто не спорит. :beer:
Но Триумвират я бы все таки "попилил". А то одержит победу "за явным преимуществом". Или, в дополнение к "Триумвирату" ввел по отдельности "Олди", "Валентинов", "Дяченко". Оно так справедливее будет.


миротворец

Ссылка на сообщение 12 июля 2015 г. 15:42  

цитата george1109

Но Триумвират я бы все таки "попилил". А то одержит победу "за явным преимуществом"

Ну и что? :-) Главное -- не победа в голосовалке, главное -- возможность обсуждения :-)

цитата george1109

Или, в дополнение к "Триумвирату" ввел по отдельности "Олди", "Валентинов", "Дяченко". Оно так справедливее будет

Подумаю. 8-) Но, мне кажется, это лишнее. Я имел в виду, что "Триумвират" = такой "Блин внутри Блина", центр\сердце этого лит. объединения. Поэтому и выделил в отдельный пункт.
–––
...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша,
Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа.


миродержец

Ссылка на сообщение 12 июля 2015 г. 16:23  

цитата glupec

Ольга Онойко (отличный оригинальный автор -- а тж. автор фанфика по "Черному Баламуту", который настолько в духе трилогии, что его и фанфиком-то назвать язык не повернется).
А как называется?


миротворец

Ссылка на сообщение 12 июля 2015 г. 16:31  

цитата glupec

Подумаю.

Обязательно подумайте :cool!: :-) Ибо, повторюсь, впятером они одно, а по отдельности — совсем другое. Вот, ей-ей, уверен, оно того стоит!


миротворец

Ссылка на сообщение 12 июля 2015 г. 16:43  

цитата andrew_b

А как называется?

"Книга Арджуны". Почему в библиографии на ФЛ нет, не знаю. 8-)
–––
...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша,
Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 12 июля 2015 г. 16:44  
glupec Так что с конкретной ссылкой на цитату?


миротворец

Ссылка на сообщение 12 июля 2015 г. 17:09  

цитата Vladimir Puziy

Даже не вижу смысла комментировать все неточности в исходном посте

А надо?.. Смысл был -- просто поностальгировать, а не библиографию составлять...8:-0

цитата

Так что с конкретной ссылкой на цитату?

"иногда брендовые фантазии набирают обороты -- и возникают такие кадавры, как ... интеллектуальная фантастика"
–––
...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша,
Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 12 июля 2015 г. 17:33  
Ну и где ж там словосочетание "брендовый кадавр"? (Да, я не люблю, когда мне приписывают неуклюжие конструкции; достаточно тех, которые я сам по невниманию понаваял).

цитата glupec

Смысл был -- просто поностальгировать, а не библиографию составлять...


При чём здесь библиография? Просто вы в одном случае даже не потрудились заглянуть в данные "Фантлаба" ("Перекрёсток" до того нашего сборника с покойным Былинским просуществовал 3 года, а не "закрылся почти сразу же, как вышел"; сборник от "АСТ" -- каким боком имеет отношение ко "Второму блину"?..); в другом -- просто не в теме (у Дяченко была своя ТМ, Назаренко -- из неё; а упомянутый рассказ про Вия ещё в электронке, до публикации в "Пороге", висел как раз на сайте "Третьей силы"). Про "немассовость и некассовость" при тираже в полсотни тысяч экземпляров одних только "перекрёстовских" "Сумерек мира" просто смешно слышать.

И так далее.

Причём большая часть всего этого вычищается просто после нескольких минут внимательной проверки. Не понимаю, зачем умножать сущности. Можно же ностальгировать и без этого. Вспомнить действительно чудесные сборники, выходившие в то время. Несколько попыток харьковчан запустить свой журнал фантастики (я помню по крайней мере две, закончившиеся, увы, на стартовом номере).


миротворец

Ссылка на сообщение 12 июля 2015 г. 18:59  

цитата Vladimir Puziy

Не понимаю, зачем умножать сущности. Можно же ностальгировать и без этого.

Это Вы про то, что я смешиваю в одно целое авторов 90-х и тех, кто пишет сейчас?
Знаете, лучше перебдеть. А то на Литфоруме в аналогичной теме я, грешен, уже перегнул палку в обратную сторону...

цитата

не в теме

"Каждый в меру свою напивайся, беда невелика" :-)

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

(Не в том смысле, в каком Вы подумали, а просто в том, что каждый имеет право на ошибку) :-)

цитата Vladimir Puziy

сборник от "АСТ" -- каким боком имеет отношение ко "Второму блину"?

Ну виноват.8-] Уж очень он по композиции был похож ту же "Украинскую мистическую фантастику" и ей подобные.8-]
–––
...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша,
Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа.


миротворец

Ссылка на сообщение 12 июля 2015 г. 19:02  

цитата Vladimir Puziy

Вспомнить действительно чудесные сборники, выходившие в то время. Несколько попыток харьковчан запустить свой журнал фантастики (я помню по крайней мере две, закончившиеся, увы, на стартовом номере).

Тоже под эгидой Олдей -- или?..

цитата

Не понимаю, зачем умножать сущности. Можно же ностальгировать и без этого

Можно, на крайняк, и название темы подкорректировать. Но пока ж, наверно, не будем горячиться? :-)

цитата я

я думаю, стОит б-м развернуто написать об особенностях харьковской школы фантастики

Обзорный пост будет, как только приду в себя после дневной жары :-) (Чтоб не говорили, что я Чемберлена испугался перед Ареневым пасую :-))
–––
...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша,
Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 12 июля 2015 г. 19:17  

цитата glupec

Это Вы про то, что я смешиваю в одно целое авторов 90-х и тех, кто пишет сейчас?


Нет, я про то, что вы написали много того, что к фактам не имеет никакого отношения. На фоне заявлений про "лучше перебдеть" выглядит особенно странно.

цитата glupec

Уж очень он по композиции был похож ту же "Украинскую мистическую фантастику"


Чем? И что, принадлежность сборников ко "Второму блину" вы определяете по композиции?

К слову, в книгах, выходивших при содействии ТМ "Второй блин", в выходных данных это указывалось.

Меньше фантазий и домыслов, больше фактов -- будет интереснее и конструктивнее, имхо.
Страницы: 12    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Творческая мастерская "Второй Блин" (начало 1990х - наше время)»

 
  Новое сообщение по теме «Творческая мастерская "Второй Блин" (начало 1990х - наше время)»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх