Джо Аберкромби Обсуждение ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Джо Аберкромби. Обсуждение творчества»

Джо Аберкромби. Обсуждение творчества

 автор  сообщение


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 29 декабря 2008 г. 23:15  
Тема посвящена творчеству Джо Аберкромби.

Библиография автора на Фантлабе.


------------------------------------ КАРТЫ ------------------------------------------------
к роману "Лучше подавать холодным"
к роману "Герои"
к роману "Красная страна"


------------------------------------- ПЛАНЫ АВТОРА --------------------------------------
В данный момент Джо Аберкромби работает над ещё одной трилогией о Земном круге, действие которой разворачивается через 15 лет после "Красной страны". Конкретики по срокам выхода или содержанию томов в данный момент нет.


------------------------------------- ПЛАНЫ ПО ИЗДАНИЮ В РОССИИ --------------------------------------
С мая 2017 импринт "Fanzon" издательства "Э" начинает переиздание всех книг о Земном круге в новой серии "Fantasy World". Имена/названия/термины в томах сведены, проведена дополнительная редактура. В книгах будут внутренние иллюстрации (количество иллюстраций пока неизвестно).


авторитет

Ссылка на сообщение 4 сентября 2021 г. 15:27  

цитата ton-tan

Да, разные, поэтому стоит их фильтровать. Эриксон и Кук строят произведения вообще на иных принципах — их с Джо сравнивать бесполезно.


То есть, их стоит исключить из разговора, т.к. они не укладываются в ваши построения? :)
На самом деле исключать их не нужно потому, что ни о каком сравнении и речи не было. Говорилось о том, что для читателя, имеющего за плечами багаж из мастеров жанра, методы Аберкромби не являются сенсационными, новаторскими, неожиданными и не переворачивают с ног на голову жанр (что и не делает их плохими: то, как развивались персонажи в Первом Законе, меня полностью устроило).

А вот сравнение Глокты и Джейме, на мой взгляд, действительно некорректное, и видится мне даже подгонкой под нужные выводы. Я, конечно, понимаю на основании чего вы проводите их общность, но это сильно оторвано от контекста. "Нарциссическое" прошлое Глокты даже и не имеет такого сильного влияние на то, каким персонаж предстает перед нами на момент начала повествования. То, что пережил Глокта, могло и персонажа совсем иного типажа привести на тот же путь. После Гуркхульского плена во многом появился новый персонаж, который занимает уже иное положение в обществе, совсем иначе взаимодействует с окружающим миром, да у него даже все социальные связи из прошлой жизни оборвались. Был, конечно, сострадательный Коллем Вест, но...
С Джейме другая история. Да, потеря руки, оказывает огромное влияние на будущее развитие персонажа и на переосмысление им своей жизни, но он как раз таки во многом остается собой — старшим сыном Тайвина Ланнистера и рыцарем Королевской гвардии.
Таким образом, Глокта никак не является переигранным архетипом Джейме. Если вы видите в Джейме типаж "раскаивающегося нарцисса" — хорошо, допустим. Но Глокта то по началу представляется отнюдь не нарциссом (это в далеком прошлом), а "раскаивающимся палачом", который в итоге не раскаялся. В общем, аналогии для сравнения этих персонажей для меня, как минимум, неполные.

Джезаль и Джон Сноу? Ну, допустим. Только вот что собой представляет линия Джезаля? Почти всю трилогия у нас есть линия "избранного бастарда", которая в конце (внезапно и впечатляюще — это бесспорно) заканчивается полной безысходностью, как... та-дам!... линия Эддарда Старка. Только у Эддарда типаж другой, да (и сравниваю я сейчас не персонажей, а их историю). В обоих случаях у нас есть симпатичный для читателя персонаж, который, пусть и ошибается, но в целом все делает правильно, и, вроде, должен завершить свой путь успешно, но жизнь оказывается очень жестока. Таким образом, Аберкромби не сделал ничего такого, что сделал бы Мартин. В этой линии по крайней мере.

Вообще, в контексте разговора о работе Аберкромби с архетипами, я бы разделил его персонажей на три группы: канон (Логен), неканон (Глокта) и обыгранный канон (Джезаль, Байяз).

цитата ton-tan

Хотите сказать его нет у Вегнера (там, где он пишет а ля Аберкромби и Мартин, а не Кук и Эриксон)?


С Вегнером тоже интересная ситуация.
То, как он подает сюжет для читателя — это в моем восприятии больше походит на Мартина, Аберкромби или, например, Сандерсона. А вот то, как он работает с персонажами (что особенно важно для текущего обсуждения), мне во многом напоминает методы Эриксона и Кука. Развитию арок характера у Вегнера изначально отводится меньшее значение, как в работе с персонажами в частности, так и в повествовании в общем. В историю Меекхана введены уже состоявшиеся и сформированные личности, которые реагируют на события согласно своим изначальным вводным. Да, обстоятельства для Деаны принципиально меняются, но она во многом остается той самой иссарам, с которой беседовал купец о её брате еще в первой книге. Случай же Альтсина, перерождающегося в околобожественную сущность, вообще сложен для классификаций и так же более близок творчеству того же Эриксона.


философ

Ссылка на сообщение 4 сентября 2021 г. 15:39  

цитата

На самом деле исключать их не нужно потому, что ни о каком сравнении и речи не было. Говорилось о том, что для читателя, имеющего за плечами багаж из мастеров жанра, методы Аберкромби не являются сенсационными, новаторскими, неожиданными и не переворачивают с ног на голову жанр (что и не делает их плохими: то, как развивались персонажи в Первом Законе, меня полностью устроило).

Я бы помянутых мастеров жанра исключил хотя бы по той причине что Эриксон описал настолку без геймплея, а ЧО это пожалуй худшее что вышло из под пера Кука, что крайне обидно учитывая что он то как раз писать умеет.


авторитет

Ссылка на сообщение 4 сентября 2021 г. 15:45  

цитата jnh

Эриксон описал настолку без геймплея


Там еще кубики не бросают, решает все колода, а игроки могут переиграть Мастера.

цитата jnh

а ЧО это пожалуй худшее что вышло из под пера Кука


Прям таки принципиально хуже "Орудий Ночи" и "Империи Ужаса"?


философ

Ссылка на сообщение 4 сентября 2021 г. 15:49  
Sopor
С "Орудиями ночи" каюсь не знаком, а вот в "Империи ужаса" таки в отличии от ЧО бывает что встречаются светлые моменты.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 4 сентября 2021 г. 18:06  

цитата Sopor

То есть, их стоит исключить из разговора, т.к. они не укладываются в ваши построения? :)

Нет, потому что Кук и Эриксон отводят своим персонажам иное место в текстах. Ни тот, ни другой не пытаются увлечь читателя сложным внутренним миром героев и трансформацией/подробным раскрытием их характеров. Мы читаем ЧО, ИУ, Малазан не для того, чтобы полюбоваться подробно выписанными персонажами.

цитата Sopor

Нарциссическое" прошлое Глокты даже и не имеет такого сильного влияние на то, каким персонаж предстает перед нами на момент начала повествования.

Положение Глокты в конкретный момент повествования не имеет значения. Образы при сравнении рассматриваются в своем единстве и цельности. Образ, если угодно, появляется по итогу произведения.

цитата Sopor

После Гуркхульского плена во многом появился новый персонаж, который занимает уже иное положение в обществе, совсем иначе взаимодействует с окружающим миром, да у него даже все социальные связи из прошлой жизни оборвались. Был, конечно, сострадательный Коллем Вест, но...
С Джейме другая история. Да, потеря руки, оказывает огромное влияние на будущее развитие персонажа и на переосмысление им своей жизни, но он как раз таки во многом остается собой — старшим сыном Тайвина Ланнистера и рыцарем Королевской гвардии.

Какой новый персонаж? Глокта — это один человек. Резкое изменение в биографии делает его сложнее, но с чего бы рассматривать две части его биографии порознь. То же и с Джейме — сохранение социального положения не отменяет его внутреннего преображения.

цитата Sopor

Таким образом, Глокта никак не является переигранным архетипом Джейме. Если вы видите в Джейме типаж "раскаивающегося нарцисса" — хорошо, допустим. Но Глокта то по началу представляется отнюдь не нарциссом (это в далеком прошлом), а "раскаивающимся палачом", который в итоге не раскаялся. В общем, аналогии для сравнения этих персонажей для меня, как минимум, неполные.

Глоктой обыгрывается не образ Джейме, а образ нарцисса. Джейме можно заменить хоть на доктора Стренджа. Суть та же: блеск и слава при внутренней гнильце, трагедия и утрата превосходства, преодоление трудностей, моральное обновление. Джейме предстает перед нами Цареубийцей, детоубийцей, любовником своей сестры. Его последующее изображение — один из сильнейших скачков от черного к белому в ПЛиО. Глокта этой трансформации не проходит. Не имеет значения, какую часть его биографии нам показали напрямую, какую — через воспоминания. Это один человек, один образ. Мы знаем его биографию с юности до старости. Из сволочи-мажора он превращается в сволочь-палача (палач — лишь часть образа, вторая половина). При том, что некий порыв "стать лучше" обозначен куда более явно, чем у Джейме. Но у Аберкромби таким порывы заканчиваются фейлами.

цитата Sopor

Только вот что собой представляет линия Джезаля? Почти всю трилогия у нас есть линия "избранного бастарда", которая в конце (внезапно и впечатляюще — это бесспорно) заканчивается полной безысходностью, как... та-дам!... линия Эддарда Старка.

А в какой момент глава Старков стал тем, кто должен преодолеть множество трудностей, включая подъем с социально низкогоуровня, на пути к своему предназначению?

цитата Sopor

обоих случаях у нас есть симпатичный для читателя персонаж, который, пусть и ошибается, но в целом все делает правильно, и, вроде, должен завершить свой путь успешно, но жизнь оказывается очень жестока. Таким образом, Аберкромби не сделал ничего такого, что сделал бы Мартин. В этой линии по крайней мере.

А при чем здесь архетип? Хороший персонаж, который (не)получает награду — это не архетип. Старк — справедливый и суровый правитель, который погибает за принципы. Образ популярный, но какая тут связь с Джезалем? Джезаль и Сноу — ублюдки, которые через трудный путь, собственными силами и характером добиваются власти, преодолев свое низкое (относительно) положение. Только вот у Джезаля и способности не сыграли, и характер так себе, и путь фальшивый,и положение по итогу фейковое. Сноу же все четко прошел. Если бы мы хоть на секунду поверили, что его нынешнее положение в сюжете — окончательное, то можно было бы сказать, что Мартин тоже нестандартно обыграл этот тип персонажа. Но мы же не верим?

цитата Sopor

Вообще, в контексте разговора о работе Аберкромби с архетипами, я бы разделил его персонажей на три группы: канон (Логен), неканон (Глокта) и обыгранный канон (Джезаль, Байяз).

Логен-то почему канон?
–––
Ioculator Domini


авторитет

Ссылка на сообщение 4 сентября 2021 г. 19:52  
ton-tan, прошу прощения, мне даже несколько проблематично ответить на ряд моментов, т.к. у меня такое чувство, что вы намеренно пропускаете часть написанного мной и спорите с отдельными фразами, вырванными из контекста. Мне, таким образом, в половине моментов надо попросту переписывать то, что я сказал ранее.
Ну или это я изначально коряво мысли изложил, в таком случае извиняюсь.

Тем не менее, тезисно.

1. Я знаю, какое место Кук и Эриксон отводят персонажам. Я об этом написал в своем предыдущем сообщении в последнем абзаце.
Я не сравниваю методы Кука/Эриксона и Аберкромби. Я говорю о переоценке значимости игры Джо с архетипами, особенно при наличии солидного багажа книг жанра. Да, это мое мнение, но мы же ими здесь и делимся.

2. Положение Глокты на момент начала повествования как раз таки имеет значение, особенно когда мы говорим об игре с читательскими ожиданиями. Точка входа в историю персонажа очень важна: можно читать историю о падении нарцисса с последующим превращением в чудовище, а можно читать историю палача, который когда-то был нарциссом. Разница есть и она большая, особенно для читающего историю впервые.

3. Упоминание Эддарда Старка служит подтверждением тезиса о той самой переоцененности работы с архетипами. Джо по сути взял архетип Джона Сноу, а завершил это твистом (не тем же, но похожим) из финала истории Эддарда. Таким образом, не сделал ничего революционного. Такая концовка для любого персонажа при должном исполнении будет производить впечатление на читателя.
И еще раз на всякий случай: это не рассказ о том, как плохо пишет Аберкромби. Линия Джезаля классная.

цитата ton-tan

Логен-то почему канон?


А вот тут может быть интересно.
Для меня Логен именно что каноничный варвар, или, если шире, образ воина, который взаимодействует с представителями более цивилизованных народов. Персонаж он классный, но снова не революционный. Читал про самых разных варваров, от Конана до Карсы, и у этих образов были самые разные оттенки, судьбы и так далее.
Кстати, на фоне как раз этого обсуждения мне товарищ в личке писал, почему Логен неканоничный варвар, и как обыгрывается этот архетип у Джо. Я его с интересом выслушал, но не согласился. С интересом выслушаю и вашу точку зрения. А если окажется, что ваше видение будет похожим на уже озвученное, то получится интересно, и будет повод мне попробовать пересмотреть образ Логена.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 4 сентября 2021 г. 20:22  

цитата Sopor

Я говорю о переоценке значимости игры Джо с архетипами, особенно при наличии солидного багажа книг жанра. Да, это мое мнение, но мы же ими здесь и делимся.

Ну, просто для меня это несколько странно. Звучит как "детективы переоценивают, ведь у нас такая замечательная научная фантастика".

цитата Sopor

Разница есть и она большая, особенно для читающего историю впервые.

Игра с читательским ожиданием — это все же не то что с архетипом. Игра с ожиданием — явление, по сути, разовое, потому что нельзя играть с ожиданиями читателя, который книгу уже прочел. А вот работа с архетипом — это работа с законченным образом. Ее смысл не просто в удивлении, а в том, что образу придается новый смысл. Архетип остается архетипом, с какого бы момента автор не начал историю. Речь не просто о том, что Глокта удивляет сильнее Джейме. Речь о том, что создается иная система ценностей и смыслов. Если обобщать, то смерть/обновление/победа/поражение героев определяет по каким моральным принципам существует авторская вселенная. Архетипы подтверждают/опровергают эти принципы. Доктор Стрендж стал лучше, потому что во вселенной Марвелл есть искупление через страдание на пути к добру. Джейме идет тем же путем. А во вселенной Джо тот же архетип остается сволочью.

цитата Sopor

Таким образом, не сделал ничего революционного. Такая концовка для любого персонажа при должном исполнении будет производить впечатление на читателя.

Да, но даже "смерть" Сноу — не то же самое, что смерть Эддарда. В том-то и дело, что убийство персонажа — это не просто "ух ты, ну Мартин выдал". А когда мы говорим об архетипах это тем более важно именно потому что они существуют как целое. Архетип (даже если подразумевать под этим нечто меньшее, чем собственно архетип как строгий термин) — не только набор сюжетных элементов, который можно тасовать. "О, это взяли отсюда, это — оттуда". Такое "взяли" архетипы разрушает. А Джо их сохраняет.

цитата Sopor

Логен именно что каноничный варвар, или, если шире, образ воина, который взаимодействует с представителями более цивилизованных народов.

Логен мне интересен (был до этого момента, но и этот вопрос так-то хорош) не как "каноничный варвар". Кто это — каноничный варвар? Разрушитель цивилизации? Варвар, который приобщается к ней? Который разочаровывается в ней? Который демонстрирует превосходство над ней? Крокодил Данди — тоже каноничный варвар. Один из. Это все разные образы, но все они стали уже типами, а не просто отдельными примерами.
Логена же я рассматривал как кающегося убийцу. Чудовище, которое решило перестать быть таковым. Ну, навскидку вспоминаются три наиболее распространенных варианта возможных решений: 1. Чудовище очеловечивается, веселый хеппиэнд. 2. Очеловечивается и погибает, грустный хеппиэнд. 3. Чудовище остается чудовищем и погибает (потому что Герой убивает чудовищ). Логен же — это просто какой-то Вечный жид среди чудовищ. Про него можно целый цикл накатать, как про мурковского Воителя. Логен хочет стать хорошим, Логен слетает с катушек. Перерождается — и заново.
–––
Ioculator Domini


авторитет

Ссылка на сообщение 4 сентября 2021 г. 20:49  

цитата ton-tan

Звучит как "детективы переоценивают, ведь у нас такая замечательная научная фантастика".


Я бы сказал так: "Описание интерьеров в этом детективе сильно переоценивают, а вот интрига с поиском убийцы очень увлекает" (немного утрировал, да).

А вот за взгляд на образ Логена большое спасибо, особенно за задумку такого цикла — даже прочитать захотелось, и да, что-то такое муркоковское есть.
А теперь меня уже подводит память по событиям трилогии. Не могу вспомнить, чтобы Логен именно во время событий Первого Закона совершал что-то особенно чудовищное, в отличии от того же Глокты. Там не достигнут ли был (почти) первый вариант финала за вычетом того, что хэппи-энда не будет, т.к. враги мешают герою вкусить той самой человечности в спокойной обстановке? Ну и в Красной Стране Логен совсем не чудовище. Я, конечно не знаю, что было между финалом ПЗ и этой книгой.
И да, в прошлом обсуждении героя, о котором я говорил, взгляд на него был другим, в чем-то другим принципиально. Тем не менее, пища для размышлений все равно есть.


миродержец

Ссылка на сообщение 4 сентября 2021 г. 20:57  

цитата Sopor

чтобы Логен именно во время событий Первого Закона совершал что-то особенно чудовищное, в отличии от того же Глокты

Ну а как же убийство в состоянии Девяти смертей одного из своих товарищей? Глокта, вон, друзей не убивал — только предавших сослуживцев или посторонних людей.
–––
Следующие рецензии в АК:
Краевская, Пауэлл, Голубева, Бобылева.


философ

Ссылка на сообщение 4 сентября 2021 г. 20:58  

цитата

Суть та же: блеск и слава при внутренней гнильце, трагедия и утрата превосходства, преодоление трудностей, моральное обновление. Джейме предстает перед нами Цареубийцей, детоубийцей, любовником своей сестры. Его последующее изображение — один из сильнейших скачков от черного к белому в ПЛиО.

Только вот производственная травма тут особо то и не при чем, скачок от черного к белому достигается не переходом ополовиненного Джейме на светлую сторону, а лишь раскрытием для читателя его мотивации, а там внезапно оказывается что изначально и не было никакой особенной гнильцы внутренней, парень всю жизнь был не так уж и плох, а вся его сомнительная слава не более чем маска для окружающих, чего не скажешь ни о Глокте ни о Джезале.


миродержец

Ссылка на сообщение 4 сентября 2021 г. 21:04  
Кстати говоря, я бы провел параллели между Логеном и Глоктой. Оба травмированы войной. Оба хотели бы перестать убивать или калечить невинных людей. Оба хотели бы избавиться от кошмаров прошлого.
Однако Логен неизбежно сталкивается с войной, с пробуждением Девяти смертей, а Глокта неизбежно сталкивается с невыполнимыми и преступными приказами. В итоге оба преступают собственные стремления ради выживания.
–––
Следующие рецензии в АК:
Краевская, Пауэлл, Голубева, Бобылева.


философ

Ссылка на сообщение 4 сентября 2021 г. 21:23  

цитата

Кстати говоря, я бы провел параллели между Логеном и Глоктой. Оба травмированы войной. Оба хотели бы перестать убивать или калечить невинных людей. Оба хотели бы избавиться от кошмаров прошлого.
Однако Логен неизбежно сталкивается с войной, с пробуждением Девяти смертей, а Глокта неизбежно сталкивается с невыполнимыми и преступными приказами. В итоге оба преступают собственные стремления ради выживания.

Эти параллели не столь уж параллельны, ибо Логен травмирован не войной а самим собой, на войне у него как раз все хорошо складывалось но он слишком вошел во вкус, настолько слишком что сограждане его больше войны бояться стали, и именно от этого он и бежит на протяжении всей трилогии. Да и Глокта если бы хотел перестать убивать то просто бы перестал, в инквизиторы его палками не гнали, просто Глокта на самом деле эталонная сволочь, а любим мы его исключительно за то что он пов, притом крайне обаятельный и интересный.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 4 сентября 2021 г. 21:40  

цитата Sopor

Ну и в Красной Стране Логен совсем не чудовище. Я, конечно не знаю, что было между финалом ПЗ и этой книгой.

Он там детоубийцей чуть не стал. Причем не стал не потому что сдержался, а потому что помешали.
Ну и убийство друга в ПЗ, о котором уже сказали. Поэтому нет — Логен как был, так и остался чудовищем.

цитата jnh

не было никакой особенной гнильцы внутренней, парень всю жизнь был не так уж и плох, а вся его сомнительная слава не более чем маска для окружающих

Так Бран сам упал?
–––
Ioculator Domini


философ

Ссылка на сообщение 4 сентября 2021 г. 21:43  

цитата

Так Бран сам упал?

Чего не сделаешь ради любви (с)


миродержец

Ссылка на сообщение 4 сентября 2021 г. 21:49  

цитата jnh

сограждане его больше войны бояться стали, и именно от этого он и бежит на протяжении всей трилогии

От этого тоже, да, но не только. И без войны бы Девять смертей или возникал реже, или уснул бы — смотрим "Красную страну", например.

цитата jnh

Глокта если бы хотел перестать убивать то просто бы перестал, в инквизиторы его палками не гнали

Вы смешиваете два тезиса. В инквизиторы он пошел, потому что жаждал службы, возможно — это уже мое предположение — власти и силы. А вот уйти из инквизиторов он не мог в принципе. Во-1, не та контора. Во-2, слишком много "друзей". При первом же удобном случае арестуют, навешают дел и казнят.

цитата jnh

Глокта на самом деле эталонная сволочь, а любим мы его исключительно за то что он пов, притом крайне обаятельный и интересный

Глокта — показательный случай умного, циничного, прагматичного и целеустремленного человека, не лишенного любви к мысленным монологам. Остальное — приправа к характеру, яркая и цепляющая чернотой, но и только.
–––
Следующие рецензии в АК:
Краевская, Пауэлл, Голубева, Бобылева.


авторитет

Ссылка на сообщение 4 сентября 2021 г. 21:50  
Green_Bear, ton-tan, вот вообще из головы эти моменты вылетели. Даже с вашим напоминанием эпизоды вспомнить не получается. Перечитаю все равно рано или поздно.


миродержец

Ссылка на сообщение 4 сентября 2021 г. 21:53  
Sopor убийство друга, насколько я помню, было при обороне горной крепости на Севере. Тридуба или Тулдура, простите, что точно не скажу — энное число лет не перечитывал. Там буквально уже конец обороны, карлы Бетода врываются в пробитые ворота, начинается бой во дворике и Логена заменяет Девять смертей, который после врагов берется и за друга.
–––
Следующие рецензии в АК:
Краевская, Пауэлл, Голубева, Бобылева.


философ

Ссылка на сообщение 4 сентября 2021 г. 21:59  

цитата

От этого тоже, да, но не только. И без войны бы Девять смертей или возникал реже, или уснул бы — смотрим "Красную страну", например.

Это уже сильно позже, и вполне вероятно путем сознательных усилий, по молодости же там прямым текстом говорится что Логен и его альтер эго прекрасно сосуществовали, Девять смертей буянил, а Логен почивал в лучах славы и наслаждался эффектом, а если вспомнить еще сборник рассказов то вполне вероятно что Логен испугался того что рано или поздно либо сольется со своей второй половинкой либо будет ею вытеснен.

цитата

Вы смешиваете два тезиса. В инквизиторы он пошел, потому что жаждал службы, возможно — это уже мое предположение — власти и силы. А вот уйти из инквизиторов он не мог в принципе. Во-1, не та контора. Во-2, слишком много "друзей". При первом же удобном случае арестуют, навешают дел и казнят.

Тут сам факт что пошел и пошел именно к ним говорит о многом, уж кто кто а Глокта был прекрасно осведомлен о методах и порядках организации.


миродержец

Ссылка на сообщение 4 сентября 2021 г. 22:04  

цитата jnh

Это уже сильно позже, и вполне вероятно путем сознательных усилий

Это нисколько не противоречит тому, что в ПЗ Логен бежит от войны, потому что во время сражений недостаточно сознательных усилий. А в мирное время — смотри КС — вполне.

цитата jnh

Девять смертей буянил, а Логен почивал в лучах славы и наслаждался эффектом, а если вспомнить еще сборник рассказов то вполне вероятно что Логен испугался того что рано или поздно либо сольется со своей второй половинкой либо будет ею вытеснен.

Здесь не спорю, ага:)

цитата jnh

Тут сам факт что пошел и пошел именно к ним говорит о многом, уж кто кто а Глокта был прекрасно осведомлен о методах и порядках организации.

Да что взять с обезумевшего от жутких болей и обиды на отвернувшихся друзей калеки?) Он ведь на гос-службу пошел, а не на Кхалюля или еще кого из внешних врагов работать)
И вряд ли он ожидал, что в конечном счете будет работать золотарем и по уши в крови без особых шансов на выживание)
–––
Следующие рецензии в АК:
Краевская, Пауэлл, Голубева, Бобылева.


авторитет

Ссылка на сообщение 4 сентября 2021 г. 22:10  

цитата Green_Bear

Тридуба или Тулдура, простите, что точно не скажу


Тул Дуру, видимо, так как Тридуба пал при других обстоятельствах.
А так — спасибо, эпизод теперь смутно, но припоминается.
Страницы: 123...580581582583584...624625626    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Джо Аберкромби. Обсуждение творчества»

 
  Новое сообщение по теме «Джо Аберкромби. Обсуждение творчества»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх