Стивен Эриксон Обсуждение ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Стивен Эриксон. Обсуждение творчества.»

 

  Стивен Эриксон. Обсуждение творчества.

  Варианты ответов Мой голос
 
 
 
 
 
 
Внимание! Для голосования Вам нужно пройти авторизацию
 автор  сообщение


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 29 апреля 2007 г. 14:58  
Предлагаю делиться мнениями о данном авторе, попутно оценивая его творчество...

сообщение модератора

«Память льда»: страницы, потерянные при вёрстке
http://fantlab.ru/blogarticle43910

С.Эриксон «Память льда», том 2 — замена
https://fantlab.ru/blogarticle44042

heleknar
–––
Мы должны, значит, мы можем!


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 1 мая 2020 г. 17:51  

цитата Фиа

Перечитайте дискуссию. Там все есть, подробно. Основное, вероятно, осталось в теме "Кто что читает".

Если бы я мог найти там ответ, наш разговор давно закончился бы. Вот вы можете более подробно объяснить, чем беден мир Эриксона, кроме раскрытия персонажей, и как непроработанность персонажей мешает роману быть эпиком? Понятно, что есть некая глубина фона, но я даже не могу понять, какую часть произведения вы считаете фоном, а какую э... объектом на фоне? Авансценой?

цитата Фиа

вас все описания уложились в два абзаца. И существенного добавить нечего.

Вы хотели увидеть разницу героев, а не психологический портрет на 3 страницы. Что портрета на три страницы нет — согласен, даже, может, на страницу нет, но разница очевидна.

цитата Фиа

выложить веер фраз, из которых сложился Аномандр Рейк

Помимо веера фраз есть поступки героев, их история. Опять же, я согласен с тем, что многим читателям этого мало. Я не согласен, что этого недостаточно для создания индивидуальностей Колтейна и Бруда.
–––
Ioculator Domini


магистр

Ссылка на сообщение 1 мая 2020 г. 18:05  

цитата aseke

Просто, наверное, Эриксон писатель не для лучшей части человечества. )

Ха-ха. Кстати, если я правильно поняла ваш намек, то часть истины в этом есть. Но это не значит, что ему всего хватает.) По-прежнему, минус 1, и не нервируйте меня!

цитата ton-tan

Если бы я мог найти там ответ, наш разговор давно закончился бы. Вот вы можете более подробно объяснить, чем беден мир Эриксона, кроме раскрытия персонажей, и как непроработанность персонажей мешает роману быть эпиком?

Я не поленюсь найти и привести свои слова. Если вы не согласны -это ваше право. Простите, если они вам ничего не пояснят. Для меня точно также неубедительны ваши позиции.

цитата ton-tan

Вы хотели увидеть разницу героев, а не психологический портрет на 3 страницы. Что портрета на три страницы нет — согласен, даже, может, на страницу нет, но разница очевидна.

Вы привели разницу исходников. Вы говорите, что я в разных формах повторяюсь? Честное слово, так и есть.

цитата ton-tan

Помимо веера фраз есть поступки героев, их история.

Это туда входит. Я же писала:

цитата

В случае Рейка эти оброненные фразы плавно соединились с его образом, словами и действием, и, вместе, обрели плоть.


цитата ton-tan

Опять же, я согласен с тем, что многим читателям этого мало.

Да что сказать, бывает.

цитата ton-tan

Я не согласен, что этого недостаточно для создания индивидуальностей Колтейна и Бруда.

А вы знаете, мне бы тоже было за них обидно: они оба — великие люди. Мне хотелось убить, когда я дочитывала "Собачью упряжку". И у них есть сердце, у обоих. А вот разницы — увы — недостает.
–––
Так сколько миль до Авалона? И все, и ни одной...


активист

Ссылка на сообщение 1 мая 2020 г. 19:25  
Johann_Wolden если я прочитал книгу цикла, очень стараясь понять происходящее и в итоге она оставила негативные впечатления — уверен, это не моя проблема и копаться дальше в этом мне не хочется, чтобы он там не ,,смастерил" во второй.


Sopor без нападок на удачную сторону Садов луны да и вообще)
Конечно, это моё личное мнение.

Но кто я такой, чтобы молчать когда ругают моих любимых персонажей ? 8-)
Я с ними до конца! :-)))


магистр

Ссылка на сообщение 1 мая 2020 г. 19:49  
Мой отзыв:

цитата

Читаю сейчас «Малазанскую книгу павших» Эриксона. Дважды подбиралась, и, с третьего раза, наконец, продвинулась. За это спасибо группе «Caladan Brood».) Сейчас на половине четвертой книги. Что могу сказать? Полотно событий развернуто грандиозное. Захватывает, если набраться терпения и прочитать хотя бы пару глав очередной книги, но эта пара глав дается нелегко и кажется повествованием «ниочем и ниоком», которое, впрочем, однажды оборачивается очередной «Повестью о неизвестном герое». Да, именно такое название я бы сейчас дала циклу. Сказала бы точнее: «Повесть о безымянном солдате», но этот солдат точно герой, так что одно оказывается равно другому.

Так вот: грандиозное полотно событий — это, с моей точки зрения, плюс, люблю как бы эпики. Но есть и минусы.

1. Во-первых, при всем его отличном воображении, автору не удается психологичность. Я недаром говорила о безымянном солдате. Дело не в имени, а в сути. Боги, герои, проходные персонажи: все у него на одно лицо. Я бы не взялась отличить Колтейна (Кольтена) от Каладана Бруда, только что второму дали больше экранного времени, но и это не означает, что он раскрылся как личность. Женские персонажи в плане психологии неверибельны вообще. Не знаю, советовался ли автор с кем-то, но результат ему не удался. Но это, как и предыдущее, не страшно, поскольку все персонажи в этой саге всего лишь выполняют свою функцию для все разворачивающегося и разворачивающегося полотна событий.

2. Во-вторых, затрудняет прочтение то, что в очередном томе на 800 с лишним страниц практически невозможно встретить персонажей из предыдущего тома, к которым, как-никак, душой прикипел раньше. Для читателей этих книг вообще проблема: найти персонажа, к которому можно прикипеть душой — так еще и события и расстояния создают дополнительную преграду. Однажды всё сплетется воедино, но когда, и кто к тому времени останется в живых?

3. Третье. Эриксон вводит в повествование ряд нечеловеческих рас, но никак не готовит читателей к этому, и не поясняет их предысторию, во всяком случае, далеко не с начала. Мы можем в четвертом томе найти объяснение того, что встретили как данность и, скорее всего, недопоняли в первом.

4. Я по сей день не знаю, как это назвать и в чем причина. Но не всем признанным авторам эпика действительно удается эпик. Можно насобирать истории множества персонажей, но при взмахе эпическим крылом получается... ветерок. Это при том, что кто-то способен превратить в эпик сказку из трех лиц. Возможно, дело, опять же, в недостатке психологичности, не знаю. Короче, с моей точки зрения, у Эриксона все время что-то до эпика не дотягивает. Я некогда читала, что есть эпик, и есть героика, и это разные вещи. Так вот, в таком случае, его повествование — это именно героика. Великолепная героика, жаль только, что герои несколько.... однообразны. Думаю, вся беда в том, что недостаточно прописан фон.

5. Ну и последнее. Сначала я читала книги в переводе, который выходил в последнее время, с красивыми черно-желтыми картинками. Прочитала так 1,314 тома, пока не наткнулась, наконец, на пару уж совсем бессмысленных фраз. И ведь было понятно, что они должны означать в замысле. После этого я изучила два других доступных перевода, и остановилась на переводе некоего И. Иванова.) Там, по крайней мере, нашелся весь утерянный смысл. Жаль, кажется, в этом переводе существуют только первые две книги, в остальном, имеем то, что имеем, но и то счастье!

Да, своего рода счастье. Я описала, кажется, так много недостатков. Но достоинства этих книг очень сложно описать. Не всегда просматривается обоснованная мотивация командиров, но все эти неизвестные, безымянные герои: их подвиги ощущаются настоящими. Я плакала, читая окончание каждого тома. И уже собрала волю в кулак, дочитывая четвертый.

Забыла упомянуть два важных качества Эриксона, действительно важных.

Во-первых, у него есть чувство юмора. Это сильно оживляет книгу, не позволяя ей стать описанием бессмысленной молотилки всех со всеми, что иногда случается с книгами других авторов схожей направленности.

И, во-вторых, он любит животных. И когда в конце второго тома один из героев отдает последние два целительных снадобья, чтобы вылечить пару чужих собак — раненого сторожевого пса и примкнувшую к стае больших псов маленькую домашнюю собачонку, над которой поиздевались «победители» — у меня просто сердце разбилось.


цитата

Если бы я боялась претензий, я бы не писала. Интересно же обсудить. :-) Каждому видится свое.

Сильмариллион — это эпик.
Колесо времени -это эпик. Колесо Джордана. Не Сандерсона.
Даже первое пятикнижие Корвина — это эпик. Насколько помню, сам Желязны устами персонажей выражался, что его Мерлину эпичности уже недостает по сравнению с Корвином. А, казалось бы, яблоко от яблони... в чем разница?   Но сам Желязны это ощущал. И это книга (пятикнижие Корвина), которую, насколько я читала, автор начал писать на заказ. А получился эпик. Сначала.

Я, признаюсь, не следую определению, которое можно откуда-либо взять. Представим себе так: эпик — это когда душа развернулась... и    никак не может свернуться обратно — настолько далеко за горизонт ведут следы происходящего, настолько грандиозно ею переживаемое, настолько далекоидущими ощущаются следы переживаемого, порой это изменение описываемого мира. И нет, большое количество вводимых в историю персонажей не помогает ей стать эпиком. Есть Амбер и новый Лабиринт, созданный почти в состоянии катарсиса, причем Желязны заставил своего читателя достичь этого катарсиса вместе с Корвином!

А есть Конан.)

И, если вы обиделись за Эриксона, то наполовину напрасно. Но только наполовину. Я ощущаю, как много он хотел вложить в свою книгу, но "хотеть" и"уметь" — это разные вещи. Мне кажется, он хотел больше, чем сумел. А в чем это колдовство, которого ему не хватило, я бы сама хотела знать. Я считаю, что и у Сандерсона количество персонажей таинственным образом не переходит в качество. Возможно, просто не нужно спешить и пытаться впихнуть больше событий на единицу времени, а больше внимания отдать своим персонажам. Не знаю.


цитата

Нет. Мы подразумеваем разные вещи. Да, Эриксон, если можно так сказать, слагает фон из осколков своих героев, как режущую мозаику. Здесь я совершенно согласна. Но ему не удалось прописать нечто ЗА их спинами, хотя оно заявлено. Он что-то рассказывал, но оно не ощутилось. Не понятно, во имя чего, кроме личной доблести и личных устремлений, они сражаются. А это разбивает фон. Это не плохо, нет, но когда мы читаем "Живые и мертвые", мы смотрим не только изнутри, но и снаружи. И видим бездну смысла. Так сказать, при взгляде сверху, с птичьей высоты, возможность которого мы ждем от эпика. Я, конечно, догадываюсь, что у Эриксона, но лучше бы мне не догадываться, а знать.


цитата

Я еще не дочитала, и ощущаю потенциал схождения проблем всех выживших и не совсем персонажей... Так что к моему мнению может что-то добавиться. Хотя убавиться — уже нет, иначе бы я не писала.


Ну, и мое личное откровение:

цитата

Я думаю, все дело в фоне. Это я об эпике. Надо уметь прописать не героев, а глобальный фон, на котором они действуют. Забыла, как называется музейная панорама с эффектом 3-го измерения, глубины? (диарама) Спасибо, вы сейчас сказали о многотысячелетней истории, и я вдруг сообразила. Нужен не масштаб, а глубина. У Толкина и Джордана она есть, а у Эриксона и Сандерсона мелко. Вот оно как.

Я, скорее, бываю одинока в оценке Сандерсона. Он у меня идет на 8 вместо 10 за счет того, что его грандиозный замах вечно заканчивается каким-то перечислением "чем кончилось". А аппетит уже разыгрался на большее. "Я ждал чего-то более" (с)
–––
Так сколько миль до Авалона? И все, и ни одной...


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 1 мая 2020 г. 20:29  
Фиа, ну вот смотрите в чем проблема.
Пункт 4.

цитата Фиа

по сей день не знаю, как это назвать и в чем причина. Но не всем признанным авторам эпика действительно удается эпик. Можно насобирать истории множества персонажей, но при взмахе эпическим крылом получается... ветерок. Это при том, что кто-то способен превратить в эпик сказку из трех лиц.

То есть если некий автор пишет эпик, не факт что будет эпик, ок.

цитата Фиа

Возможно, дело, опять же, в недостатке психологичности, не знаю.

Простите, но я впервые сталкиваюсь с тем, чтобы эпичность определялась степенью психологичности. Психологичность — это психологичность. Ее связь с эпиком нужно еще объяснить.

цитата Фиа

Короче, с моей точки зрения, у Эриксона все время что-то до эпика не дотягивает. Я некогда читала, что есть эпик, и есть героика, и это разные вещи. Так вот, в таком случае, его повествование — это именно героика. Великолепная героика, жаль только, что герои несколько.... однообразны. Думаю, вся беда в том, что недостаточно прописан фон.

"Что-то недотягивает" — это, конечно, не объяснение. Почему у Эриксона героика? Для героики как раз характерна большая психологичность, чем для эпики в привычном понимании этих слов.

цитата Фиа

Думаю, вся беда в том, что недостаточно прописан фон.

Вот и вопрос: о чем именно речь?

цитата Фиа

Сильмариллион — это эпик.
Колесо времени -это эпик. Колесо Джордана. Не Сандерсона.
Даже первое пятикнижие Корвина — это эпик. Насколько помню, сам Желязны устами персонажей выражался, что его Мерлину эпичности уже недостает по сравнению с Корвином. А, казалось бы, яблоко от яблони... в чем разница?   Но сам Желязны это ощущал. И это книга (пятикнижие Корвина), которую, насколько я читала, автор начал писать на заказ. А получился эпик. Сначала.

Пока про то, что вы имеете в виду под эпиком, я не нашел.

цитата Фиа

Я, признаюсь, не следую определению, которое можно откуда-либо взять. Представим себе так: эпик — это когда душа развернулась... и    никак не может свернуться обратно — настолько далеко за горизонт ведут следы происходящего, настолько грандиозно ею переживаемое, настолько далекоидущими ощущаются следы переживаемого, порой это изменение описываемого мира. И нет, большое количество вводимых в историю персонажей не помогает ей стать эпиком. Есть Амбер и новый Лабиринт, созданный почти в состоянии катарсиса, причем Желязны заставил своего читателя достичь этого катарсиса вместе с Корвином!

А есть Конан.)

И вот тут я впадаю в ступор. "Душа развернулась" — у автора? читателя? героя? "Следы происходящего идут за горизонт" — ага, это, кажется о содержании все-таки. Но дальше опять — "переживаемое". Вами или персонажем? Понятно, что если вами, то эпик тут не при чем, это просто реакция читателей, она эпик и героику не определяет. А вот если речь о переживании персонажей, то мы опять возвращаемся в область психологичности, пусть даже взятой предельно широко.
"Есть Конан"? Простота без переживаний? Поверхностное описание чувств? Поверхностное описание мира? Недостаток деталей? О чем речь?

цитата Фиа

Но ему не удалось прописать нечто ЗА их спинами, хотя оно заявлено. Он что-то рассказывал, но оно не ощутилось. Не понятно, во имя чего, кроме личной доблести и личных устремлений, они сражаются. А это разбивает фон. Это не плохо, нет, но когда мы читаем "Живые и мертвые", мы смотрим не только изнутри, но и снаружи. И видим бездну смысла. Так сказать, при взгляде сверху, с птичьей высоты, возможность которого мы ждем от эпика. Я, конечно, догадываюсь, что у Эриксона, но лучше бы мне не догадываться, а знать.

Вы опять говорите в основном о своих переживаниях ("не ощутилось") плюс мотивы действий ГГ. Но я вот вижу то великое, что движет малазанской армией, имасами, Увечным богом. Уверен, что сформулировать вы тоже сможете, но, например, скажите, что недостаточно "глубины", "переживаний", "яркости", то есть мы опять вернемся в область вашего личного читательского впечатления. И метафоры не помогают понять, что вы имеете в виду, когда говорите про "разбитый фон". Где здесь фон? Что значит, что он разбит?

цитата Фиа

Я думаю, все дело в фоне. Это я об эпике. Надо уметь прописать не героев, а глобальный фон, на котором они действуют. Забыла, как называется музейная панорама с эффектом 3-го измерения, глубины? (диарама) Спасибо, вы сейчас сказали о многотысячелетней истории, и я вдруг сообразила. Нужен не масштаб, а глубина. У Толкина и Джордана она есть, а у Эриксона и Сандерсона мелко. Вот оно как.

И вот снова. В чем эта глубина фона? В детализации? В наполненности художественного мира? В психологической достоверности героев?

То есть вот как это выглядит для меня. Вы справедливо заметили, что мир Эриксона не прописан в деталях, как и психология его персонажей. Да, киваю я, согласен, он пожертвовал этим ради размаха и глубины мира. Под "глубиной" я подразумеваю, что вместо детального наполнения мира, создания зримой картины, которую можно нарисовать, и подробных психологических портретов, автор наполняет текст историей. То есть если потянуть любую нить в его мире, она потянет за собой новую масштабную картину, в которую вложена еще одна и т.д. Вот что для меня "эпическая глубина" и "эпическая ширина" — герои находятся в мире, который гораздо шире и глубже их приключений. Можно сделать шаг в сторону — и увидишь новую историю, не менее важную, а за личными трагедиями стоят трагедии коллективов, народов и миров, которые как раз и занимают автора.
Но вдруг вы говорите: это не эпическая глубина. А какая? Героическая? Но героика по определению предполагает меньший масштаб и охват, чем эпика. А раз жертвует масштабом, то может позволить себе уйти в подробное описание мира и психологию.
По-вашему же получается. что эпика — это когда шедевр и душа поет, а героика — когда приключения ради того, чтобы мечами помахать.

Вот в чем проблема. Многие говорили, что персонажей Эриксон рисует не особо. Я бы даже спорить с этим не стал. Но вы первая на моей памяти, кто заявил, что Эриксону не хватает эпичности, это-де героика, привет Конану. Однако из ваших объяснений, я понял лишь, что вам не понравилось то, как Эриксон изображает конкретных людей (всех или почти всех), а также (возможно, это я уже предполагаю) не описывает мир достаточно детально, чтобы мы могли мысленно нарисовать полноценную картину, а не просто наметить общие контуры. Как по мне, логичнее было бы предположить, что Эриксон как раз-таки заигрался в эпику и произведение в отличие от, например, Толкина, кажется дисбалансным, перекошенным в сторону эпичности слишком сильно, чего Толкин себе не позволял даже в Сильмариллионе.
–––
Ioculator Domini


авторитет

Ссылка на сообщение 1 мая 2020 г. 20:40  
Ремарка по поводу героики: Эриксон поиграл с этим поджанром в первой четверти Дома Цепей. И вот на отличии этой части текста про Карсу от остального полотна цикла очень хорошо видно, где эпик, а где героика.

Что характерно: с первой частью Дома Цепей, посвященной Карсе, Эриксон тоже справился на отлично.


магистр

Ссылка на сообщение 1 мая 2020 г. 20:49  

цитата Sopor

Что характерно: с первой частью Дома Цепей, посвященной Карсе, Эриксон тоже справился на отлично.

Это да, но это было очень нудно. Пришлось просто поверить автору — и прочитать. Оно окупилось. Остальное пока пишу.
–––
Так сколько миль до Авалона? И все, и ни одной...


активист

Ссылка на сообщение 1 мая 2020 г. 21:43  
дочитываю второй том седьмой книги, а по поводу восьмой книги, что либо известно, чтобы все страницы не листать):?


авторитет

Ссылка на сообщение 1 мая 2020 г. 21:52  
_Pir_, в этом году обещают.


миротворец

Ссылка на сообщение 3 мая 2020 г. 05:16  
_Pir_
Можно в ЛП прочитать, если не терпится. Тем более, даже если в 2021 выйдет девятый том, десятый ждать придется еще год с момента девятого)
–––
Remember: you will die


магистр

Ссылка на сообщение 3 мая 2020 г. 19:06  

цитата ton-tan

Простите, но я впервые сталкиваюсь с тем, чтобы эпичность определялась степенью психологичности.
Но я сначала не определилась и всего лишь искала.) А вы невнимательно читали, получается:

цитата Фиа

Я думаю, все дело в фоне. Это я об эпике. Надо уметь прописать не героев, а глобальный фон, на котором они действуют. Забыла, как называется музейная панорама с эффектом 3-го измерения, глубины? (диарама) У Толкина и Джордана она есть, а у Эриксона и Сандерсона мелко.


Так вот, мир у Эриксона прописан только в той мере, в которой нужно сказать, в городах какого названия будет следующая битва, а обычаи народов описаны ровно настолько, чтобы можно было объяснить некоторые особенности поведения персонажей. Это даже не обычаи, а характерные жесты. Ни шагу влево или в право, описательности нет. Для многих это достоинство. Хорошо, что хоть под конец становится видна глобальная цель.

цитата ton-tan

"Что-то недотягивает" — это, конечно, не объяснение. Почему у Эриксона героика? Для героики как раз характерна большая психологичность, чем для эпики в привычном понимании этих слов.

Нет, грубо говоря, там достаточно размахивания мечом/другим предметом.

цитата ton-tan

И вот тут я впадаю в ступор

Я думаю, несмотря на эмоциональную форму изложения, совершенно понятно, что я имею в виду. Я хочу, чтобы замах заканчивался размахом такое же мощи. А Эриксон просто регулярно сливает заявленную ранее важность какого-либо явления. Как злосчастную Рваную Снасть все объявлял великой, но ни до, ни после потом этого не показал. И словами убеждает, что явление очень важно, но при прочтении видно лишь слова, а "за ними" — пустота. Нет, таковы не все явления, и чем дальше, теперь я вижу — тем лучше, но они забивают текст. На этом фоне выделяется, например, "Собачья упряжка" Колтейна, которая, напротив, из рядового начала вырастает в нечто поистине великое. А в третьей книге вдруг совсем другое, и это раздражает, а к последствиям мы возвращаемся только в четвертой. Я бы предпочла, чтобы он как-то иначе это чередовал, впечатление сбивается. Чтобы сразу, а не потом, услышать эхо этого величия, чтобы в третьей книга было больше обещания рассказать о Колтейне, была бы хоть описана реакция других, тогда бы впечатление грандиозности канвы вообще лучше закреплялось. Да, это мое личное мнение, у другого будет другое.

цитата ton-tan

"Есть Конан"?

Да, и это признанная героика. Признанная не мной. Конечно, Эриксон не "Конан", у него много получился конаномуравейник. Но под конец становится лучше.

цитата ton-tan

Вы опять говорите в основном о своих переживаниях ("не ощутилось") плюс мотивы действий ГГ.

Плюс прописанность мира прежде всего. Ну, вы меня, вообще-то, просили пояснить свои выводы, это я и сделала. Я повторяюсь и повторяюсь. Прописанность мира и обычаев, глубина фона, и да, прописанность личностей помогает, но, я же уже говорила, что смирилась, что здесь так надо, и не в том цель, иначе на таком объеме бы сказали, что Эриксон написал сантабарбару.

цитата ton-tan

Уверен, что сформулировать вы тоже сможете, но, например, скажите, что недостато
чно "глубины", "переживаний", "яркости", то есть мы опять вернемся в область вашего личного читательского впечатления

Я боюсь, с изложением чужого читательского впечатления у меня будет сложность.)

цитата ton-tan

Вы справедливо заметили, что мир Эриксона не прописан в деталях,

Ну вот и наше все.

цитата ton-tan

он пожертвовал этим ради размаха и глубины мира

А вот глубины не добавилось. Для того, чтобы иметь глубину, он должен что-то из себя представлять не только в плане "мы пошли в <какое-то название города>, там будет новая битва". Ну, и там новая битва. Это место мы, в основном, знаем только как поле боя. И что там живут люди/нелюди. Как они там живут, кроме солдат. Ну, тут Даруджистану повезло больше всех, о нем можно что-то рассказать.

цитата ton-tan

Можно сделать шаг в сторону — и увидишь новую историю, не менее важную, а за личными трагедиями стоят трагедии коллективов, народов и миров, которые как раз и занимают автора.

Да, соглашусь, что такое там есть. Но оно растянуто тонким слоем на много книг. А хотелось бы более раннего захвата, больше намеков на большее, чтобы раньше вовлечься, потому что сначала сплошная раздробленность, в которую нас кидают без всяких объяснений.

Не хочу больше спорить об эпике/героике, не хочу повторяться, попробую добавить в свои понятия эпик, не требующий прописанности мира и персонажей. Наверное, и такой имеет право на жизнь. К тому же во второй половине все же лучше. Я хотела дочитать, чтобы сделать окончательный вывод, и дописала свой отзыв, в частности о том, что во второй половине цикла в целом дела с эпичностью и богатством повествования становятся лучше, но любителям Эриксона, которые считают, что у него нет недостатков, он все равно не понравится.
–––
Так сколько миль до Авалона? И все, и ни одной...


магистр

Ссылка на сообщение 3 мая 2020 г. 19:07  
Дополню свои впечатления. Во-второй половине цикла автор словно расписался, и цикл стал более наполненным не только событиями, но и внутриличностными деталями. Персонажи приобрели "лишние" мысли и предысторию, которые уже позволяют как-то представить их разными личностями. Не все, конечно, только некоторые, подавляющее большинство по-прежнему честно тянет лямку своей роли, иные, просуществовавшие достаточно долго, стали более живыми просто по неизбежному накоплению действий. Лучше всех, по-моему, удались Дюкр, Аномандр Рейк, Каллор, Скворец, совсем неплохо ряд других, а пальма первенства по плоскости персонажа досталась Тувор Паран, которую протащили через большую часть цикла, и которая так до конца и осталась картинкой на фанере. В книге это двести раз описывается как "на ней огромная ответственность" и "она все держит в себе", и окружающим полагается восхищаться и сопереживать. Но — увы — читателю это сделать не получается.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
У меня были большие надежды на Каладана Бруда, но он появился ненадолго, чтобы выполнить некую великую функцию — и все.


К большинству персонажей никак не удается привязаться, что даже неплохо, потому что они мрут как мухи под мухобойкой. Ну, последнее понятно, это война. К некоторым привязка все же удается, им горячо сопереживаешь, и это для впечатлительного читателя плохо, потому что, когда автор прихлопывает их, хочется порвать книгу. При этом, среди массы трупов статистов, автор заметно любит протащить какого-нибудь наиболее благородного персонажа-изгнанника через сотню испытаний до самого конца книги, заставить его достичь цели, потом подумать "теперь я знаю, как прекрасна любовь, я обрел новую жизнь" или "я нашел тебя, друг мой, и больше никогда не оставлю, теперь мы начнем новую жизнь" — и через тридцать секунд после этих мыслей внезапно его убить. Читатель в положенном шоке. Короче, романтика тоже присутствует =) Еще через пятнадцать секунд появляется мстящее подкрепление, но для несчастного героя уже поздно. Это, кхм, реализм темного фэнтези.

С другой стороны, автор без конца оживляет персонажей (но не этого типажа), поскольку есть удобное оправдание о том, что после смерти большинство попадают либо к богу смерти, либо к своим богам, либо где-то в магических Путях застревают их души, и их разного рода божественные и полубожественые силы могут потом оттуда вернуть в разной степени сохранности: от духов и одушевленных зомби до вполне живых особей. Если честно, размах этих перемещений туда, сюда и обратно несколько напрягает, они вечно выскакивают богом из машины. Но эта неотъемлемая особенность замысла.
О некоторых, ставших, видимо, уже ненужными, персонажах автор просто забывает, замах!... и потом они просто где-то теряются.

Дана, наконец, предыстория многих конфликтов между существующими расами и отдельными их представителями, от которой на нас сначала вывалили только последствия, при этом число рас и их представителей все добавляется и добавляется, а отношения между ними часто оказываются более сложными и не такими, как вначале мнилось. Сама грандиозность всеобщего конфликта, наконец, вырисовывается в последних книгах, и простирается за пределы мира. Все вместе уже придает произведению эпичности.

К сожалению, сам мир по-прежнему не описан. Только в той мере, в которой нужно сказать, в городах какого названия будет следующая битва, а обычая народов описаны ровно настолько, чтобы можно было объяснить некоторые особенности поведения персонажей. К сожалению, часто их поведение так и остается странным и немотивированным. Просто персонаж должен отреагировать вот-так и сделать то-то. Потому что так надо. Слабо мотивированы не только поступки, но я ряд событий. Как люди становятся одаренными магически?
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ну, например, Взошедший Паран говорит, что не ощущает в себе изменений — так им и взяться, как будто было неоткуда, хотя нам рассказали, что к Восхождению готовили Рваную Снасть, а его зацепило. Но как ее готовили? Что наделило его силой? Тем не менее, Восходящих тьма, это объясняется тем, что время такое, Пути зацепили, маг неудачно приложил магией — и вот ты уже бог или полубог.


Иногда, пока не доберешься до самого интересного, чтение становится похоже на работу, из-за обилия очередных слишком плоских персонажей, которые потом могут и не получить развития вообще. Но пропускать нельзя, потому что тогда можно вообще не понять, что происходит дальше.

Все же оценка 9, так как написать вот это все, что Эриксон написал, так, как он это написал — это подвиг, с воображением событий у него прекрасно, между "работой", которую необходимо проделать, читать интересно, магия самобытна (хотя и не то чтобы понятна), события самобытны, он не повторяет кого-то еще. И заставил меня таки написать этот гигансткий пост.
–––
Так сколько миль до Авалона? И все, и ни одной...


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 4 мая 2020 г. 02:04  
Фиа, к вашим вкусам у меня претензий не было. Мои претензии распространялись исключительно на ваше определение эпики и героики. Как и вся литература, эпика и героика могут быть и плохими, и хорошими, и глубокими, и поверхностными, но эпикой и героикой они от этого быть не перестают. Как исторический роман не перестает быть историческим романом, даже если от его "исторической" составляющей хочется ударить автора учебником за 5й класс.
–––
Ioculator Domini


магистр

Ссылка на сообщение 4 мая 2020 г. 23:23  
Начинали мы, вроде, не с этого... Ладно. Я пошла искать того, кто скажет лучше меня, и в первой же ссылке по теме нашла вот это (там об эпике и как о роде литературы, и как о жанре):

цитата

Традиционные характеристики предмета изображения в эпических жанрах: «широта охвата» и многообразие явлений жизни, многосторонность характеров, полноту и конкретность в обрисовке и объяснении обстоятельств, поступков и событий (вкус к подробностям, что связано и с самостоятельным значением эпизодов).

цитата

На сегодняшний день существует два аспекта проблемы эпики: ее специфика состоит в особом изображенном «мире героя» или в тексте как носителе «события рассказывания».

цитата

Проблема «эпики» заключается, таким образом, в отсутствии закономерной связи между традиционными представлениями о типе художественного образа мира и современными представлениями о типе художественного текста.

цитата

Изучения эпики как литературного рода идет двумя путями: либо структурные особенности изображенного мира в эпопее и воплощенное в них «эпическое миросозерцание» экстраполируются на ряд других, более поздних и в разной степени близких к эпопее жанров (роман, иногда — повесть, еще реже — рассказ); либо, отказавшись от идеи особого «эпического миросозерцания», сосредоточиваются на особенностях текста произведений, относимых обычно к эпике, чтобы в них найти надежные и убедительные признаки «родовой» общности.

https://lektsia.com/15xc552.html

Дальше там описываются эти признаки, и ряд их у Эриксона, определенно, присутствует. Но.

Так вот, лично мне не хватило у Эриксона удельной массы в тексте традиционных характеристик эпического жанра: «широта охвата» и многообразие явлений жизни, многосторонность характеров, полноту и конкретность в обрисовке и объяснении обстоятельств, поступков и событий (вкус к подробностям, или, иными словами, в результате я не нашла, что определенно присутствующие в тексте признаки «родовой» общности достаточно надежные и убедительные.

Уфф, надеюсь, объяснила, не люблю не данные ответы.
–––
Так сколько миль до Авалона? И все, и ни одной...


магистр

Ссылка на сообщение 5 мая 2020 г. 03:00  
Фиа, вот Вы неугомонная.) Да ещё и ссылки на какие-то подозрительные сайты с лекциями даёте (попробовал перейти — пишут "подключение не защищено").
Сразу оговорюсь, я "Малазан" ещё ни читал, но в моём понимании, по описанию и по отзывам прочитавших, отношение цикла к поджанру именно эпического фэнтези — это само собой разумеющийся факт.
Я человек простой и не брезгую пользоваться "Википедией". И вот что там пишут про жанр эпического фэнтези:

цитата

Высо́кое фэ́нтези (англ. high fantasy), или эпи́ческое фэ́нтези (англ. epic fantasy), — один из основных жанров фэнтези. Первым произведением и классикой эпического фэнтези считается «Властелин Колец» Джона Толкина.

Эпическое фэнтези является самым распространённым видом литературного фэнтези. В кино оно представлено менее широко, в основном экранизациями Толкина и других авторов.

Особенности

Произведения этого жанра отличаются большим масштабом сюжетных событий. В произведениях, написанных в стиле эпического фэнтези, обычно описывается продолжительная борьба героев с могущественным врагом, стоящим на стороне зла и обладающим сверхъестественными силами. События таких произведений затрагивают весь описываемый фантастический мир, где происходят масштабные войны, катаклизмы, а в задачу героев входит спасение всего мира или значительной его части. Для эпического фэнтези характерны многотомные эпопеи с описаниями битв и походов. В произведениях этого жанра часто задействовано огромное количество персонажей. Их число может превышать тысячу.

Центральной нитью сюжета обычно является миссия главного героя и его союзников, которая может продолжаться на протяжении многих томов. Поскольку герои занимают в конфликте определённую сторону условного добра, борющегося со злом, часто (хотя и не обязательно) герои чётко делятся на положительных и отрицательных.

Произведения, относимые к данному жанру

Первым произведением и классикой эпического фэнтези считается «Властелин Колец» Толкина. Многие из использованных Толкином сюжетных ходов и элементов мира стали архетипичными, став основой для активного подражания (Терри Брукс, Деннис МакКирнан, Гельмут Пеш, Кристофер Паолини). Жанр получил наибольшую популярность среди всех разновидностей благодаря развитию в циклах «Земноморье» Урсулы Ле Гуин и «Хроники Амбера» Роджера Желязны. Крупнейшими представителями современного поджанра считаются также Роберт Джордан, Тэд Уильямс, Терри Гудкайнд, в России — Ник Перумов.

В более поздний период жанр эпического фэнтези значительно отошёл от борьбы добра и зла, породив близкую к историческому роману, жёсткую и натуралистичную разновидность, Grimdark[en] (Джордж Реймонд Ричард Мартин, Анджей Сапковский, отчасти Стивен Эриксон).

Признайте Вы уже, что "Малазанская книга павших" Стивена Эриксона — это эпик, да и дело с концом.) Такой же общепризнанный эпик, как и Конан — общепризнанная героика.
Немного статистики: посмотрел, какой поджанр фэнтези отмечали в классификаторе на книги Эриксона. Например, из 101 человека классифицировавших "Сады луны" больше 90 отметили "эпическое фэнтези"; "героическое фэнтези" отметили человек 10, да и те практически все указали ещё и эпик; также часто ставили "тёмное фэнтези", но этот поджанр в вашем споре вроде не фигурировал. Другие книги "МКП" классифицировало меньше пользователей, но процентное соотношения "эпик-героика" там плюс-минус такое же.
Собственно не удивительно, что ваше высказывание

цитата Фиа

4. Я по сей день не знаю, как это назвать и в чем причина. Но не всем признанным авторам эпика действительно удается эпик. Можно насобирать истории множества персонажей, но при взмахе эпическим крылом получается... ветерок. Это при том, что кто-то способен превратить в эпик сказку из трех лиц. Возможно, дело, опять же, в недостатке психологичности, не знаю. Короче, с моей точки зрения, у Эриксона все время что-то до эпика не дотягивает. Я некогда читала, что есть эпик, и есть героика, и это разные вещи. Так вот, в таком случае, его повествование — это именно героика. Великолепная героика, жаль только, что герои несколько.... однообразны. Думаю, вся беда в том, что недостаточно прописан фон.
вызвало такой бурный спор. Уверен, если бы Вы изначально сократили бы этот пункт на пару предложений и не назвали бы зелёное красным общепризнанный эпик героикой, вопросов бы было значительно меньше и не было бы этого затянувшегося на пару страниц спора.
В остальном же ваше мнение достаточно ёмкое и аргументированное. Интересно было его прочитать.
Вопрос: неделю назад Вы писали свои впечатления только о первой половине цикла, на днях дополнили их отзывом и на вторую половину — Вы так быстро прочитали половину десятикнижия чтоли?
–––
"You'll Never Walk Alone"


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 5 мая 2020 г. 06:57  
Фиа сразу извиняюсь, но вы как представитель прекрасного пола, полностью игнорируете устоявшееся представление об "эпическом фэнтези" и хотите рассуждать об эпической литературе, такой как Сага о Форсайтах.
Вы упорно игнорируете рамки жанра фэнтези.
Хроники Амбера Желязнв это героическое фэнтези с элементами эпика, а не на оборот. Даже на нашем сайте так считает большинство читателей.

Те критерии, которые вы присваивание Эрику в ваших же примерах не присутствуют.
Эриксон другой и его Малазан самая что ни на есть эпическая фэнтези.
Хорошая, плохая, это уже у кого какой вкус


магистр

Ссылка на сообщение 5 мая 2020 г. 10:19  

цитата Сергей755

Вы так быстро прочитали половину десятикнижия чтоли?

Читала три дня днем и ночью =) Далеко от дома, делать было нечего.

У меня Eset на сайт не ругается, статья интересная.

В остальном, я отвечаю, потому что ко мне были вопросы, а не потому, что мне это тоже не надоело. Я признала и написала, что, со второй половиной, книга добавляет эпичности. Но первая — это в слишком большой своей части набор... каких-то событий с плоскими героями в непроработанном мире. (Исключение — Колтейн, но,хотя битва его была эпичной, из него одного эпик не сделаешь.) Если это эпик, то очень слабый. Или это сильное что-то другое. В той же статье написано, что одним из признаков эпика является фрагментарность повествования и разнообразие мест действий, но, одновременно, это не является признаком исключительно эпика, и т.д.. В общем, я все уже тоже сто раз сказала.

На сем откланиваюсь.
–––
Так сколько миль до Авалона? И все, и ни одной...


миротворец

Ссылка на сообщение 5 мая 2020 г. 11:09  
Фига себе плоские герои...
Карса, Скворец, Скрипач, Рейк!
Да у Эриксона даже Бошелен и Бош объемнее многих и многих (речь о фэнтези-мире).
Ой, чтобы это понять, нужно же все прочитать, ой.
Даже повести, даже книги Эсслемонта. Снова ой.

А если более прозрачно, то: статисты Эриксона в пух и прах разобьют почти любых статистов других авторов. Персонажи основы, конечно, уступают условным Тиррионам Ланнистерам и Глоктам, вот только акцент у автора такой. Не в героях дело, а в событиях. Не в их конкретных словах или конкретных действиях, а в том, что их слова и действия выглядят по-разному в разных ситуациях. Но даже при таком подходе персонажи Эриксона — шик и блеск.
–––
Remember: you will die


активист

Ссылка на сообщение 5 мая 2020 г. 13:20  
tapok ну, у меня есть вопрос по Ганосу Парану, а вернее по его действиям в первом романе:

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

То он в начале на стороне Адъюнкт Лорн, а затем резко меняет свою позицию и становится на стороне Мостожегов и тд. И особо смутил момент, когда в конце в городе Паран находит умирающую Лорн, и когда она умирает он говорит что-то вроде ,,Так будет с каждым, кто встанет у меня на пути\кто играет против меня", хотя перед своей смертью она говорит ему ,,Я рада, что ты жив, жаль что ты не пришёл раньше, чтобы спасти меня"


Wtf ?


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 5 мая 2020 г. 14:29  

цитата Serega_Kozopas

ну, у меня есть вопрос по Ганосу Парану, а вернее по его действиям в первом романе:


цитата

Паран нашёл её лежащей на грязной мостовой в начале переулка. Что-то привело к ней капитана, безошибочное, окончательное завершение таинственной связи между ними. Меч лежал рядом, рукоять – липкая от крови, лезвие иззубрено, выщерблено. Паран присел рядом.
– Ты билась до последнего, – прошептал он. – Это чего-то да сто́ит.
Вдруг она открыла глаза. Посмотрела на него и узнала.
– Капитан... Ганос.
– Адъюнкт.
– Они меня убили.
– Кто?
Она сумела горько улыбнуться.
– Не знаю. Две женщины. Похоже... воровки. Шушера. Видишь... какая ирония, Ганос Паран?
Капитан поджал губы, кивнул.
– Не вышло... славной смерти... для адъюнкта. Если бы ты... пришёл на несколько минут раньше...
Капитан ничего не сказал. Он смотрел, как жизнь покидает Лорн, и ничего не чувствовал. Беда всем, кому не повезёт сойтись со мной, адъюнкт. Уж прости. Затем Паран подобрал отатараловый меч и вложил себе в ножны.
Рядом два голоса заговорили в унисон:
– Ты ему отдал наш меч!
Паран выпрямился и увидел Опоннов.
– Узел его у меня забрал, если быть точным.
Близнецы даже не скрывали страха. Они смотрели на Парана почти с мольбой.
– Котильон пощадил тебя, – сказала Сестра. – Псы пощадили тебя. Почему?
Паран пожал плечами.
– Следует ли винить нож или руку, которая его держит?
– Престол Тени всегда играет нечестно! – заскулил Брат и обхватил себя руками.
– И вы, и Котильон использовали смертных, – сказал капитан, оскалившись, – и поплатились за это. Чего вы от меня хотите? Сочувствия? Помощи?
– Отатараловый клинок... – начала Сестра.
– Не будет исполнять для вас грязную работу, – закончил Паран. – Лучше бегите, Опонны. Думаю, Котильон уже отдал Престолу Тени меч Удачу, и оба сейчас ломают головы, как бы его получше использовать.
Близнецы вздрогнули.
Паран положил ладонь на липкую рукоять.
– Живо! А не то я отплачу Котильону за услугу.
Боги исчезли.
Капитан глубоко вздохнул. Снова повернулся к Лорн.
Без доспехов её тело показалось ему удивительно лёгким.


Почувствуйте разницу. ;-)
Страницы: 123...292293294295296...347348349    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Стивен Эриксон. Обсуждение творчества.»

 
  Новое сообщение по теме «Стивен Эриксон. Обсуждение творчества.»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх