Славянская фэнтези и хоррор


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «"Славянская" фэнтези и хоррор»

"Славянская" фэнтези и хоррор

 автор  сообщение


магистр

Ссылка на сообщение 6 декабря 2014 г. 17:05  

цитата Massaraksh

Вполне приличное фентези, без национальных черт.

Это пять, ящитаю :-D
Получается, приличного фэнтези — нет. Совсем.
–––
Я хочу, чтоб ты стреляла по своим


философ

Ссылка на сообщение 6 декабря 2014 г. 17:10  

цитата пан Туман

Это пять, ящитаю :-D

"Он в ем там неистово свирэпствует, шо тот шит шкворчит и полыха-а-ет" (Народная электрическая)

Но я рад, что вам понравилось.


миротворец

Ссылка на сообщение 6 декабря 2014 г. 17:31  

цитата

Что славянского в Волкодаве? Вполне приличное фентези, без национальных черт

Так любое славянское фэнтези на самом деле "псевдославянское". Я же сказал: прото-Киевский локус. Кия еще не было, и братьев его -- тоже. Откуда ж взяться национальным чертам?

цитата

Валентинов, он не совсем типичный фентезист

Ну, если он сам говорил, что его читатели делятся на "орийцев" и "неорийцев" -- так как Вы думаете, "Ория" очень сильно отличается от других его вещей?

цитата

Жихарь, да. Это и есть типичное "славянское фентези"?

Там, где Успенский не стебется (а, к примеру, описывает ритуалы погребения или лезет в дебри фольклора).

цитата

А при чем тут Уинстон Черчилль?

Ну Вы упомянули статью "Нет золота в полых холмах", которой кагбе не существует. Есть "Полые холмы" -- роман Стюарт. И есть статья Сапека, которая называется немножко по-другому
–––
...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша,
Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа.


миродержец

Ссылка на сообщение 6 декабря 2014 г. 17:56  

цитата glupec

"Храбр" Дивова — это, наверно, все-таки "стилизация языка"


Ну-ну... Там материала побольше, чем в других. Приложение толще самой повести.


миротворец

Ссылка на сообщение 6 декабря 2014 г. 18:08  
тогда возвращаемся к П.П.Бажову. У него тоже список прилагается диалектных слов. Слова фэнтези в обиходе не было, на сказки не тянет, вот и "Сказы".


миротворец

Ссылка на сообщение 6 декабря 2014 г. 18:11  
Бажов, по-моему, ближе к мистике. У него волшебство вторгается в обычную жизнь исподволь, ненавязчиво. А бытописательство как раз доминирует.
–––
...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша,
Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа.


миротворец

Ссылка на сообщение 6 декабря 2014 г. 18:39  
glupec просто в фэнтези народы живут априори, без объяснений их появления в миру. без анализа природных-неприродных мутаций. Ну, гномы и гномы-рудокопы... и фиг с ними. рядом люди свою работу делают. Так и у Павла Петровича — вот тебе гора, а в горе хозяйка... ну как само собой разумеющееся. И Синюшка, и Огневушка... и опять же — что мне польстило — читая бажовский словарик в конце книги, им составленный, я как будто еще сказов почитал... между строк. Про Азов-камень, например, у него несколько версий, одна другой баще. Урал у него — как Средиземье у Толкиена. Пусть не так густо заселен народцами, но у него они есть и соседствуют...


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 6 декабря 2014 г. 21:25  
"Западное фэнтези", замечу, бывает не менее разным, чем "славянское". Вот есть Толкиен, Миррлиз, Мерритт, Говард, ЛеГуин — все классики, но весьма различные


философ

Ссылка на сообщение 7 декабря 2014 г. 11:47  

цитата Brein-o-flex

и потом я еще читал
извините за ненужное.


магистр

Ссылка на сообщение 7 декабря 2014 г. 12:20  
На мой взгляд, славянская фэнтези — немного надуманное определение, как и упоминавшиеся мной в других ветках стимпанк и дизельпанк. Фэнтези — это в принципе приключенческое, напряжённое произведение, основанное на старинных рассказах, а уж из какого они фольклора взяты — не суть важно. Да и в принципе: зачем плодить сущности? Нет, понятно, чтобы было что продавать. Но и о людях (читателях) стоит подумать, им же голову ненужной шелухой забивают. Не умаляя красочности и положительных черт того же славянского фэнтези, его самобытности.
–––
Мои фантастика/фэнтези (роман и сборники) - здесь: http://www.litres.ru/grigoriy-nedelko/


миротворец

Ссылка на сообщение 7 декабря 2014 г. 12:35  
ааа иии Почему же ненужное? Мне тема иных народов интересна с детства. Гиперборея, Тмутаракань, сциаподы и кинокефалы разные. В музеях фоткаю страницы старинных книг, по книгам шарю, где есть такие древние карты с местожительством. Бестиарий пополняю. А про Св. Христофоруа люди с ВУЗом за плечами, где преподавали историю христианского искусства, не слыхали. И подборку его изображений собрал, из православной и католической религий. Древнейший известный образ Псеглавца. Керамическая икона 6–7 вв. из Македонии. Святой Христофор вместе со святым Георгием поражают змей. Иеронимус Босх, например, картину написал "Святой Христофор".
http://s019.radikal.ru/i630/1206/92/311d2...
http://s019.radikal.ru/i637/1206/ff/fa9a6...
http://s40.radikal.ru/i090/1206/df/571723...
http://s009.radikal.ru/i308/1206/66/15543...
http://s42.radikal.ru/i095/1206/ab/a1fdd2...
http://s61.radikal.ru/i172/1206/ba/495aee...
http://s05.radikal.ru/i178/1206/0d/50c56c...
http://i060.radikal.ru/1206/98/b0fec40bef...
http://i060.radikal.ru/1206/98/b0fec40bef...
http://i007.radikal.ru/1206/29/4fabdbd0ad...
http://s15.radikal.ru/i189/1206/cb/45e931...
ну и их ещё много... а еще из музея восковых фигур фото — это был реальный человек, так вот и думается, на него глядючи — с подобной проблемой, поди, и жил-был некий Христофор? ведь мощи святых существуют — это реальные люди были. Хоть и обросло всё легендами, но с чего бы его ТАКИМ изображать. А этот дядька — просто похож на лик с иконы. А на собаку, волка, шакала — не похож. Неисповедимы пути…а вообще, легенды о псоглавцах есть у всех почти народов. и чаще на старых картах это племя — в Сибири и на Урале — видимо, из-за меховых шапок, что носили зимою на голове. =) кержаки тоже обосновались в этих краях, пока их преследовали от государства, церкви. у них и оставались эти иконы — у староверов, раскольников. или писались новые.



http://s54.radikal.ru/i145/1206/91/4f8013...
http://s019.radikal.ru/i612/1206/68/a40d1...
http://s011.radikal.ru/i318/1206/11/8b139...

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

История почитания святого в XVIII веке полна противоречий. С одной стороны, на протяжении всего столетия неоднократно ставился вопрос о недопустимости его изображений с головой собаки, с другой — подобные иконы продолжали появляться и бытовать.
В 1707 году в ответ на распоряжение Петра I о соблюдении тех иконописных правил, что были приняты на Большом Московском соборе 1667 года, Синодом разрабатывалось постановление о запрещении икон «противных естеству, истории и истине»[9]. К таковым относились и образы святого песьеглавца. Однако Сенат не поддержал решения Синода, рекомендуя не принимать однозначных мер относительно тех изображений, что уже много лет пользуются широким народным почитанием.
Известно, что против звероподобных изображений святого Христофора высказывался святитель Димитрий Ростовский. В середине XVIII века в Ростовской епархии духовенство, в том числе митрополит Антоний (Мацеевич), также выступало за исправление икон святого и за создание новых «по надлежащему с человеческою главою… дабы вместо Христофора песия главы не почитать, а писать его противу великомученика Димитрия»[10]. На прошение митрополита о запрещении икон Кинокефала в Синоде было заведено особое дело, но оно не получило дальнейшего развития.
По всей видимости, принятие решений относительно образов святого осуществлялось по усмотрению местного церковного начальства. Так, Московская консистория подвергла наказанию священника Варваринской церкви, допустившего изображение Христофора с песьей головой в храме. При этом известно, что подобные образы продавались в иконописных рядах и лавках Москвы[11].
В некоторых случаях иконы святого Христофора действительно исправляли. В росписи Спасо-Преображенского собора в Ярославле песья голова святого, изображенного на столпе, была заменена человеческой. Следы существования прежнего образа святого просматриваются до сих пор: справа на нимбе виден абрис собачьего лика.
Тогда же были и раскольники и их гонения.
А в 20 веке и староверов «разрешили». теперь церковь, может, напишет, что и скопцов не гоняли, и Государь не в курсе… =)


магистр

Ссылка на сообщение 7 декабря 2014 г. 15:22  
Brein-o-flex большой пост, а главное, содержательный! Спасибо. Наверное, долго писали. :)
–––
Мои фантастика/фэнтези (роман и сборники) - здесь: http://www.litres.ru/grigoriy-nedelko/


миротворец

Ссылка на сообщение 7 декабря 2014 г. 16:09  
grigoriynedelko Навеяло книгой. Хоррор на тему псоглавцев.
http://www.fantlab.ru/edition67903
Начал копать.
Это же хорошо, что книга дает мозгу жвачку.
Я бы еще что-то почитал фантастическое, мистическое, с фольклорными элементами.
Но списка как такового в теме нет. Пока нет или не предполагался.


миротворец

Ссылка на сообщение 7 декабря 2014 г. 20:50  

цитата тессилуч

+В.Иванов "Повести древних лет" и "Русь изначальная"


Это нисколько не фэнтези, это беллетризация определённых взглядов на нашу раннюю историю...
–––
Helen M., VoS


магистр

Ссылка на сообщение 7 декабря 2014 г. 21:13  
Brein-o-flex понятно. :)
Я вообще за пищу для мозга, а жвачку предпочитаю натуральную, типа бубль-гум. :) Шутка такая, да. :|
–––
Мои фантастика/фэнтези (роман и сборники) - здесь: http://www.litres.ru/grigoriy-nedelko/


философ

Ссылка на сообщение 8 декабря 2014 г. 21:47  

цитата glupec

Ну, если он сам говорил, что его читатели делятся на "орийцев" и "неорийцев" -- так как Вы думаете, "Ория" очень сильно отличается от других его вещей?

Не знаю, я не в курсе. Мне это ничего не говорит.

цитата glupec

Ну Вы упомянули статью "Нет золота в полых холмах", которой кагбе не существует. Есть "Полые холмы" -- роман Стюарт. И есть статья Сапека, которая называется немножко по-другому

Да, точно. Действительно, Серые Горы. Убейте не помню откуда я эти Полые Холмы вытащил. Прошу прощения.


философ

Ссылка на сообщение 8 декабря 2014 г. 21:47  

цитата glupec

Ну, если он сам говорил, что его читатели делятся на "орийцев" и "неорийцев" -- так как Вы думаете, "Ория" очень сильно отличается от других его вещей?

Не знаю, я не в курсе. Мне это ничего не говорит.

цитата glupec

Ну Вы упомянули статью "Нет золота в полых холмах", которой кагбе не существует. Есть "Полые холмы" -- роман Стюарт. И есть статья Сапека, которая называется немножко по-другому

Да, точно. Действительно, Серые Горы. Убейте не помню откуда я эти Полые Холмы вытащил. Прошу прощения.


авторитет

Ссылка на сообщение 10 декабря 2014 г. 08:57  
Все, вижу, высказались, теперь я (длинный текст) Я, Елизавета Дворецкая, призрак славянского фентези (которого нет) наконец сподобилась почитать Сапковского и теперь знаю, откуда все эти причитания: «Нет у нас фэнтези, ибо, во-первых, у нас нет архетипа…». По большому счету да: не считая разных «шалостей классиков», никто еще не брался так масштабно ввести в литературный оборот русский фольклор, как это было сделано с британским и кельтским. По-моему, тут не грустить, а радоваться надо: у нас нет своего стереотипа! У нас нет литературной традиции, по которой надо ехать, как по рельсам – и по-моему, это прекрасно! На русской почве у фентези нет рельс (если не пытаться поставить свой паровоз на европейские, по которым он далеко не уедет) и поэтому можно ехать, как по степи, в любом направлении.
И при всем уважении к Сапковскому, которое должен к нему питать любитель жанра фентези, не следует так уж прямо переносить его мнение о польской (важно!) литературной действительности на русскую почву. Польское «у нас» — совсем не то, что русское «у нас». Про русский фольклор никак не скажешь: «Наши легенды, мифы, даже предания и сказки, на которых мы воспитывались, были соответствующим образом кастрированы всяческими катехизаторами… Наши предания до чертиков напоминают жития святых — ангелы, молитвы, крест, четки, добродетель и грех, — и все окрашено изысканным садизмом. Мораль из наших сказок одна: если не прочесть молитву, то дьявол немедля поднимет нас на вилы и в ад!» О русском фольклоре этого сказать нельзя. В быличках тоже иногда упоминаются крест и «Очченаш», но про них никак не скажешь, что они «катехизированы». Возможно, причиной то, что русское «народное православие» гораздо ближе к незамутненному язычеству, чем польский католицизм (о Польше я мало что знаю и просто верю Сапковскому). Русский фольклор поразительно архаичен. Иные наши сказки сохранили сюжеты и нормы не просто родового строя, а внутриродового брака! Это дальний конец, а ближний – в полесских быличках, записанных в конце 20-го века, русалок сплошь и рядом видел сам информатор, его мама, брат Коля… У информатора есть имя, фамилия, год рождения, точный адрес записи…Об этом можно рассказывать очень и очень долго, но для человека, который в принципе интересовался этими вещами, совершенно очевидно, что русский народ имеет мощнейший пласт исторической памяти, выраженной в фольклоре (и этнографии), и все это ушло от нас не так уж далеко. Просто надо оторвать глаза от Толкина и Конона и посмотреть в другую сторону. Я вполне понимаю, что большинство читающих эти строки отрывать глаза от привычного не хочет, ибо с детского сада заражено разными матрешечно-балалаечными стереотипами (от этого, кстати, страшно воют настоящие любители настоящего фольклора). Только хочу сказать: если вы о чем-то не знаете, это не значит, что этого нет.
–––
Все писатели сумасшедшие. Но это не значит, что все сумасшедшие -- писатели. (с)


авторитет

Ссылка на сообщение 10 декабря 2014 г. 08:58  
Теперь о том, что я понимаю под славянским фентези. Возможно, это неудачно название: при слове «фентези» в начитанном уме возникает ряд ассоциаций и образцов, несовпадение с которыми мешает воспринимать самобытность явления. Но другого пока нет. Я исхожу из того, что славянское фентези – это направление, в котором все сверхъестественные элементы славянской народной культуры подаются как часть реальности. Это роман, в котором реален не только князь Святослав, но и Перун с лешим. Это древнее мифологическое знание, изложенное в современной литературной форме. Попытка художественными средствами хоть отчасти восстановить мировоззрение древних славян, найти то общее, что объединяет их и нас. Сами обычаи славян подсказывают множество художественных идей и сюжетов, потому что раскрывают конфликты, которые нашим предкам виделись как возможные.
И если к этой теоретической части прибавить залежи фактического материала из бесчисленных сказок, былин, быличек, песен, обычаев, этнографических материалов (до узоров вышивки), археологических раскопок – то откроются литературные возможности, которых хватит на всю жизнь, и не одну.
И в завершение о практике. Эти принципы я применяю уже около двадцати лет, и за это время было сделано следующее:
Сериал «Князья Леса» (славянская фэнтези)

Том 1 — Огненный Волк
Книга первая – Чуроборский оборотень
Книга вторая – Князь Волков (на бумаге отдельно не выходил)

Том 2 – Утренний Всадник
Книга первая – Янтарные глаза леса
Книга вторая – Чаша Судеб

Том 3 – Весна незнаемая
Книга первая – Зимний Зверь
Книга вторая – Перекресток зимы и лета
Цикл «Лес на Той Стороне» (историческая фантастика)

Книга первая – Золотой сокол (Он же — "Лесная невеста")
Книга вторая – Зеркало и чаша ("Лесная невеста: Проклятье Дивины")

Ночь Богов (историческая фантастика)

Книга первая – Гроза над полем
Книга вторая – Тропы незримых
Книга третья – "Сокол ясный"
«Сокровище Харальда» – исторический роман, но с элементами мистики.
Цикл «Огнедева» (историческая фантастика)
Книга 1 – «Огнедева»
Книга 2 – «Огнедева: Аскольдова невеста»
Книга 3 – «Огнедева: Перст судьбы»
Книга 4 – «Чары колдунья» (выход обещали зимой 2015 года)
Книга 5 – "Змей-звезда" (не издана пока)

Итого 14 книг. Издавались с 1997 года по настоящее время, общим счетом у них 25 бумажных издания, не считая электронных (пиратские вообще учету не поддаются).
Да, слышу: «Но мифология эта не доходит до нас своим архетипом, и мы не чувствуем ее влияния на сферу мечтаний…» Ну, кто не чувствует, а кто и чувствует. Просто чувствующих тут особо не присутствует, контингент не тот. А ведь существует огромное количество людей, которых сейчас так или иначе «тянет к корням». Мы сами укатываемся над разными «долбославами», бегающими по полям в «боевых ночнушках и ведических берцах», но дурные везде есть, о них не будем. А еще есть весьма немало адекватных и людей, которым интересно мифологическое знание славян, изложенное языком современного романа. Хотя по полям в ночнушках они не бегают и поэтому не очень заметны. Для них имеет смысл писать. Материал есть, метод есть, и он работает. Ну а вкусы у всех разные, и всем нравится только бумажка в сто евро.
–––
Все писатели сумасшедшие. Но это не значит, что все сумасшедшие -- писатели. (с)


миротворец

Ссылка на сообщение 10 декабря 2014 г. 11:04  
lena_m Так и современное фантези аналогичная баллетризация чьих-то взглядов на историю Нашей Родины.
–––
Страницы: 123...333435363738    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «"Славянская" фэнтези и хоррор»

 
  Новое сообщение по теме «"Славянская" фэнтези и хоррор»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх