Феномен советской фантастики

Здесь обсуждают тему «Феномен советской фантастики» Подсказка book'ашки

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Феномен советской фантастики» поиск в теме

Феномен советской фантастики

Страницы:  1  2  3  4  5 ... 20 21 22 [23] 24 25 26 ... 313 314 315 316 317  написать сообщение
 автор  сообщение


философ

Ссылка на сообщение 13 августа 2013 г. 00:14  

цитата Pirx

Это называется синергия.

Процессы произрастали одновременно/параллельно и друг друга подпитывали


Да, интересно. Спасибо.

Извиняюсь, что немного ухожу от темы, но заинтересовал такой вопрос. А научная фантастика соцстран (Болгарии, ГДР, Польши и т.д) эквивалентна ли по своим особенностям СФ? То есть можно ли у нее обнаружить все те 6 признаков (пунктов), что вы указали. Или в каждом случае наличествуют свои нюансы, делающую НФ отдельно взятой соцстраны уникальной? И существует ли что-то напоминающее СФ в наши дни — в КНР, а с еще большей вероятностью в Северной Корее, на Кубе? Скажем, на уровне СФ 30-50х.


миродержец

Ссылка на сообщение 13 августа 2013 г. 00:18  
Илью Варшавского еще никто не вспомнил. Очень зря. И как раз по теме киберпанка.

русская литература — Большая Литература, без скидок "на фантастику" — породила несомненного предтечу киберпанка. Цикл рассказов Ильи Варшавского "Солнце заходит в Дономаге" стал блестящим отражением ужаса мыслящего существа перед разбуженным им чудовищем технологической цивилизации. Однако, Варшавский с чудовищем расправился — бомбой прихлопнул. Он строил текст в рамках классической литературной традиции, тяготеющей не столько к суровой правде жизни, сколько к диккенсовским "справедливым концовкам". Отчасти на его выбор могла повлиять и общая тревожная напряженность периода "холодной войны", но скорее всего, Варшавскому просто не пришло бы в голову написать на подобную тему авантюрный роман, историю эффективного выживания мелкого уродца в желудочно-кишечном тракте Большого Монстра. В литературной традиции — всё той же русской классической — не предусмотрено угла зрения, под которым виден такой персонаж. И это тоже, наверное, справедливо, потому что глядеть особенно не на что. К вашему сведению, Джонни-мнемоник, реальный, а не придуманный — умер. Не было там никакой истории, не о чем оказалось писать. Недаром в рассказах Варшавского любые человеческие отклонения от нормы переваривались Монстром без изжоги и отрыжки. И быстро. Жалко было их, отклонившихся, и ужас сгущался, становясь все ощутимее. Ведь "нормальных" переваривало с тем же результатом, разве что медленнее.
–––
Я доверил это письмо своему быстроногому почтовому голубю.


миродержец

Ссылка на сообщение 13 августа 2013 г. 00:21  

цитата Фикс

Так и запишем, невежество в сочетании с искусственным сужением кругозора как основной компонент продолжительной взаимной неразборчивой любви к советской фантастике и ее последователям.

Ой, да записывайте что хотите — только читано и оценено уже это всё: и Лавкрафт с Говардом, и киберпанки с "новой волной"... И фэнтэзи эпическое и героическое... И понравилось. Ну, и почему же я должен разочароваться в СФ после достаточно глубокого знакомства с непереведённой в своё время зарубежкой?

цитата Фикс

Я вас расстрою, наверное, но киберпанк — это не фантастика о компьютерах.

Нет, не расстроите — к Вашему удивлению я знаю, что такое киберпанк. Нужно внимательней читать тему — я уже про это сказал.

цитата Фикс

типичный "русский рок"

А Р.Р. разве был без секса и наркотиков? Или мы о разном?
–––
из сильных и суровых врагов
получается прочная обувь


миродержец

Ссылка на сообщение 13 августа 2013 г. 00:47  

цитата Dentyst

Ну, и почему же я должен разочароваться в СФ после достаточно глубокого знакомства с непереведённой в своё время зарубежкой?

Никто никому ничего не должен. В том числе с серьезной миной выслушивать как тот же "Черный Яша" Зиновьева 1979 года был оказывается вопросом западной фантастике или типичную совковую пропаганду про запрещенные в СССР жанры и их почитателей.
Можно искренне смеяться над этим вместе — не стесняйтесь, присоединяйтесь.

цитата Dentyst

Нет, не расстроите — к Вашему удивлению я знаю, что такое киберпанк. Нужно внимательней читать тему — я уже про это сказал.

Клик, клик, Нео...

ps. Здесь кстати выше кто-то замечательный и очень знаковый вопрос задал — чем же СФ отличается от некого произведения англо-американской фантастики 50-х годов? Собственно, он же является ответом и, одновременно, характеристикой всего явления.
Благо были исключения, которые до сих пор любимы.
–––
Снорк усиленно соображал, дороже или дешевле стала тетрадь после того, как он исписал её...


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 13 августа 2013 г. 00:52  

цитата Фикс

Ну вот, еще одно подтверждение. Я вас расстрою, наверное, но киберпанк — это не фантастика о компьютерах.

Разговор именно о компьютерных технологиях, а не о киберпанке. В то время это было локальным фантастическим движением и было бы глупо считать, что оно должно было одновременно появиться в других странах.
–––
And from his nose unto his chin, The worms crawled out, the worms crawled in...


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 13 августа 2013 г. 01:03  

цитата Пауль Госсен

И существует ли что-то напоминающее СФ в наши дни — в КНР, а с еще большей вероятностью в Северной Корее, на Кубе? Скажем, на уровне СФ 30-50х.

Кубинских фантастов на форуме точно кто-то с советскими сравнивал, но кто — не помню.
–––
And from his nose unto his chin, The worms crawled out, the worms crawled in...


миротворец

Ссылка на сообщение 13 августа 2013 г. 01:15  

цитата lena_m

Зато в первых двадцати пяти таковых всего восемь...

Этот рейтинг говорит только о том, что оценивающие любят больше развлекаться, чем учится. Ведь в первую десятку не вошел Ефремов, а в 25 О. Ларионова.
–––


миродержец

Ссылка на сообщение 13 августа 2013 г. 01:17  

цитата Garvi

Да как-то с возрастом становится все менее интересно.
Например, исторические худ. книги — тоже. Предпочитаю сжатую энциклопедическую информацию.
Но вот очень люблю ПЕРЕЧИТЫВАТЬ книги Гуревича. И очень жаль, что некоторых его вещей нет ни в продаже, ни в сети.
Но это несколько отдельных авторов. Остальные попадают наверное под определение о ностальгии и детстве, как здесь уже кто-то писал.

Меня ваш пост навёл на одну мысль: СФ у многих из нас ассоциируется с нашими младыми годами. И возможно общее восприятие о том времени накладывает своё отпечаток и на впечатлениях о фантастике.
И наоборот: читал человек в юности "Черное безмолвие" Глазкова или "В лесу прифронтовом" Абрамова и у него автоматически на подсознательном уровне, то время окрашивается в блекло-серые тона и сразу начинается депрессия от воспоминаний. А вот, если скажем, он в те годы читал "Голубятню на желтой поляне" Крапивина или "Открытие себя" Савченко, то наверно у него саааавсем другие ассоциации. ;-)
–––
Читаю: Генри Лайон Олди - Карп и дракон.
Слушаю: Антология - Постэпидемия.


активист

Ссылка на сообщение 13 августа 2013 г. 01:26  

цитата Denver_inc

Меня ваш пост навёл на одну мысль: СФ у многих из нас ассоциируется с нашими младыми годами. И возможно общее восприятие о том времени  накладывает своё отпечаток и на впечатлениях о фантастике.
И наоборот: читал человек в юности "Черное безмолвие" Глазкова или "В лесу прифронтовом" Абрамова и у него автоматически на подсознательном уровне, то время окрашивается в блекло-серые тона и сразу начинается депрессия от воспоминаний. А вот, если скажем, он в те годы читал "Голубятню на желтой поляне" Крапивина или "Открытие себя" Савченко, то наверно у него саааавсем другие ассоциации.

цитата Denver_inc

Меня ваш пост навёл на одну мысль: СФ у многих из нас ассоциируется с нашими младыми годами. И возможно общее восприятие о том времени  накладывает своё отпечаток и на впечатлениях о фантастике.
И наоборот: читал человек в юности "Черное безмолвие" Глазкова или "В лесу прифронтовом" Абрамова и у него автоматически на подсознательном уровне, то время окрашивается в блекло-серые тона и сразу начинается депрессия от воспоминаний. А вот, если скажем, он в те годы читал "Голубятню на желтой поляне" Крапивина или "Открытие себя" Савченко, то наверно у него саааавсем другие ассоциации.


Согласен с вам безусловно. Я совершенно четко помню какое именно фантастическое произведение прочел первым в щколе ;) Хотя и было это более сорока с лишним лет назад. Это была первая часть трилогии Мартынова "Звездоплаватели" под названием "Сестра Земли" в альманах Мир Приключений. Так что мне, можно сказать, повезло :-) А вот англо-американскую фантастику мне только удалось "открыть" для себя по настоящему в 80 году, перед Олимпиадой, с открытием магазина "Планета" в Питере...
И следует учесть как мне кажется, влияние периодки, посклько многие журналы и газеты в то время, хотя бы и мизерными порциями, но печатали фантастику. И были доступнее книжек — у меня такое сохранилось ощущение...


миротворец

Ссылка на сообщение 13 августа 2013 г. 01:30  

цитата rustex

И следует учесть как мне кажется, влияние периодки,

Так благодаря периодике, я например, в 70-х годах регулярно читал Стругацких, Булычева и англо-американскую фантастику. Надо было просто подписываться на некоторые журналы и иногда ходить в библиотеку;-)
–––


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 13 августа 2013 г. 01:43  

цитата тессилуч

Этот рейтинг говорит только о том, что оценивающие любят больше развлекаться, чем учится. Ведь в первую десятку не вошел Ефремов, а в 25 О. Ларионова.

А может эти люди понимают, что учится надо вовсе не у фантастических книжек, а у чего-то другого. ;-)
Но картинка шикарная получилась бы: садится дурачок читать книжку Ефремова, прочитал и сразу в МГУ поступил или еще там куда... :-D
–––
And from his nose unto his chin, The worms crawled out, the worms crawled in...


философ

Ссылка на сообщение 13 августа 2013 г. 01:45  

цитата Kuntc

Кубинских фантастов на форуме точно кто-то с советскими сравнивал, но кто — не помню.

А не помните — современных кубинцев или того же периода что и СФ?

цитата rustex

Это была первая часть трилогии Мартынова "Звездоплаватели" под названием "Сестра Земли"

"Сестра Земли" — вторая часть "Звездоплавателей".


миротворец

Ссылка на сообщение 13 августа 2013 г. 01:47  

цитата Kuntc

А может эти люди понимают, что учится надо вовсе не у фантастических книжек

Вы забыли фразу Стругацких: Думать это не развлечение, а обязанность Наверно поэтому они вам и не нравятся;-)
–––


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 13 августа 2013 г. 02:06  

цитата тессилуч

Вы забыли фразу Стругацких: Думать это не развлечение, а обязанность Наверно поэтому они вам и не нравятся

Ну да. Я уже похожие слова вспоминал: "Танцы не могут быть веселыми. Это Искусство, а Искусство — это страдание." :-)
–––
And from his nose unto his chin, The worms crawled out, the worms crawled in...


миротворец

Ссылка на сообщение 13 августа 2013 г. 02:15  
Kuntc
И кто это сказал?
–––


авторитет

Ссылка на сообщение 13 августа 2013 г. 04:36  
[Сообщение изъято модератором]
–––
Человек чувствует свой долг лишь в том случае, если он свободен


авторитет

Ссылка на сообщение 13 августа 2013 г. 05:44  

цитата VladimIr V Y

тут скорее "Феномен проекции личного отношения к СССР на литературные произведения эпохи".
:beer:
Я бы еще добавил: "...используя при этом призму, изготовленную из современных образцов зарубежной фантастики".
Видимо, все это из-за присутствия в заголовке слова "феномен", значит — "Выдающееся (исключительное) явление советской НФ"(?) Для кого? В сравнении с чем? Я обманулся, зайдя на эту тему. Думал разговор будет о добротной и беспомощной НФ в разные периоды истории СССР. Какие-то мысли о следах цензурного, партийного и прочего давления на этот вид литературы. Примеры ухода от этого пресса с помощью языка Эзопа, или других приемов и способов (например: роман Яна Ларри для одного читателя). Именно в рамках временных периодов — невозможно одной меркой сравнить "Москву.." Войновича и "Мы" Замятина, "Красную звезду" Богданова и "Час Быка" Ефремова...
Возможно я не прав. Что, например, дурного в таких темах: "Феномен китайской (африканской, австралийской, берегослоновской и т.д.) фантастики". Употребив капельку фантазии, можно и пойти дальше: "Феномен Медведева в молодогвардейской НФ" — исключительно неприятное для меня явление.
Извините за многословность.


авторитет

Ссылка на сообщение 13 августа 2013 г. 06:35  
[Сообщение изъято модератором]
–––
Человек чувствует свой долг лишь в том случае, если он свободен


философ

Ссылка на сообщение 13 августа 2013 г. 07:31  

цитата Kuntc

Кто из советских фантастов в своем творчестве рассматривал тему компьютерных технологий на уровне Гибсона?
На уровне Гибсона :-))), т.е., обретение машиной разума и роботы-животные? Велистов, Варшавский, Гор...


активист

Ссылка на сообщение 13 августа 2013 г. 08:02  

цитата visto

Я обманулся, зайдя на эту тему. Думал разговор будет о добротной и беспомощной НФ в разные периоды истории СССР. Какие-то мысли о следах цензурного, партийного и прочего давления

То есть, это и есть самое интересное в советской фантастике? Жестокое давление кровавой цензуры на свободный полет фантастической мысли? Таким образом, из темы автоматически выметаются как ненужные автор-фантасты, пишущие в идеологическом ключе того времени не под цензурой, а по собственной воле. Прощайте, Ефремов и Адамов! :-(((

цитата visto

Что, например, дурного в таких темах: "Феномен китайской (африканской, австралийской, берегослоновской и т.д.) фантастики".

Ничего, конечно. И как только выяснится, что все перечисленные фантастики повлияли на мировую фантастику или хотя бы внесли весомый вклад в развитие российской, открывайте тему, и туда набегут :-)))
–––
Debes, ergo potes / Должен, следовательно - можешь! (Альфред Хауэр)
Н. Попова, "Ведущий в погибель"
Страницы:  1  2  3  4  5 ... 20 21 22 [23] 24 25 26 ... 313 314 315 316 317

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Феномен советской фантастики»

 
  Новое сообщение по теме «Феномен советской фантастики»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх