Валерий Алексеев «Открытый урок» Близкая мне тематика, поэтому простыня. Противостояние отцов и детей, новаторства и консерватизма, которое нашло воплощение в образовании. История локального противостояния студента-практиканта и школьных учителей. Студент — новатор, который видит недостатки образования и хочет приобщить всех к своим новаторским идеям, сделать уроки более интересными, захватывающими, а не сводить все к лекции, конспектам и аккуратному ведению тетрадей с красивым почерком и без клякс. У сокурсников уроки Самохина пользуются большим интересом и поприсутствовать на его уроках хотят многие. Самохин уверен в себе, он перекраивает школьную программу, однако это идет вразрез с теми задачами и целями, которые стоят перед учителями школы. А когда Самохин совсем обнаглел и решил "вести" класс до конца года, то нервы сдали не только у учителей, но даже и у учеников. Довольно сложная ситуация, где каждая из сторон имеет свою правду и свои преимущества, а вот недостатки свои старается не замечать, поэтому любая критика обеими сторонами воспринимается болезненно. Мне самому по роду образования приходилось проходить практику в школе, писать планы занятий, проводить уроки в разных классах и могу сказать, что это очень и очень не просто — уложить в 45 минут огромный материал, подать его так, чтобы класс в 30 человек его усвоил и при этом действительно был заинтересован в предмете. С учетом того, что требования к учителю на сегодняшний день очень и очень высокие. Новаторство Самохина заключалось в том, что он использовал на уроках... магнитофон, т.е. ставил подходящую под Блока музыку Скрябина, создавал атмосферу. Сейчас это уже кажется чем-то обыденным, а для того времени использование новых технологий в обучении казалось чем-то пугающе новым, поэтому подобные идеи от молодежи более опытными и консервативными педагогами воспринимались в штыки. Нынче проблема немного в другом — использование современных инновационных технологий в обучении (так это называется) является одним из основных требований в школе, от учителя требуется активно использовать компьютеры, проекторы, прочие гаджеты, однако во многих школах этого нет, да и уровень владения компьютером у многих учителей до сих пор низкий. Да и стремление везде и всюду впихнуть эти компьютеры, на мой взгляд, лишь вредит, так как у детей проявляется интерес больше к самому компьютеру, нежели к тому предмету, в котором этот компьютер используется лишь как вспомогательное устройство. Самохин не прав в том, что упиваясь свое популярностью, решил сшить всю систему обучения литературе под себя, не считаясь с мнением опытных и заслуженных преподавателей. И дай ему волю, то он до конца года с детьми Блока проходил бы, в то время как в учебном плане стояли и другие темы, не менее важные. Учителя высказались против и были правы, на мой взгляд. В то же время сами учителя, ИМХО, были не правы в том, что упорно зацикливались на схоластике своего преподавания, продолжая вдалбливать в умы детей планы-конспектов. Сложно рассуждать, но в данной ситуации всегда стоит искать золотую середину. Не все то плохо, что старо, не все то хорошее, что ново. В борьбе устаревшего и нового и студенты, и педагоги забыли главное — для чего нужно преподавать литературу. Преподавание литературы, на мой взгляд, призвано приобщить и заинтересовать ребенка к чтению, способность чувствовать литературу, находить в ней интересное для себя, ответы на вопросы и т.д. Когда я был в школе, то желание читать у меня часто пропадало и не из-за того, что учитель плохо преподавал (наоборот, хорошо), а в том , что сама система обучения, подборка литературы не была интересной, она не развивала то, что у учеников младших классов наиболее проявляется — фантазия, выдумка, неординарность. Поэтому вместо скучных в определенный период книг а-ля Дубровский, Левша и т.д. я читал книги, которые развивали воображение, помогали фантазировать, что-то придумывать. Именно это, как мне кажется, помогло мне в том, что я до сих пор иногда что-то читаю. Я уж не говорю про сочинения, которые я терпеть не мог, потому что вместо высказывания своего мнения, малосвязного, но эмоционального, приходилось писать сочинения как должно — "по правилам", по структуре, как у критиков. Подводя итог, хотелось бы сказать ,что современному образованию нужны реформы, конструктивные и глобальные, нежели пытаться решить проблемы с помощью компьютерных классов. Хотелось бы, чтобы современные учителя ставили задачу не только обучить своему предмету, но и на ранних стадиях выявлять у учеников таланты, склонности к тем наукам, предметам, в которых его способности проявляются наилучшим образом. Поэтому и писал курсовую и дипломную по теме индивидуального подхода в обучении — вещи интересная, многообещающая, но все еще трудноинтегрируемая. Благодарю Тиань за рекомендацию. Прям вспомнил студенческие годы.
|