Ошибки и штампы в фантастике


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Ошибки и штампы в фантастике»

Ошибки и штампы в фантастике

 автор  сообщение


магистр

Ссылка на сообщение 1 февраля 2012 г. 11:54  
цитировать   |    [  ] 
что до статьи Жени — прочитал её очень давно, и во многом соглашусь, единственное, что немного напрягло черезчур критическое отношение к космоопере и её "штампам", точнее, характерным образам — мне кажется, современную космооперу уже давно стоит оценивать как "Фэнтези в космосе" и чёткая привязка к твёрдно-НФ-фантдопущениям ей скорее вредит, а вот условности вроде бластеров, пиу-пиу, криптобиоза и космических перестрелок — это как раз то, за что мы её любим :-)))
–––
пункт выдачи желаемого за действительное


магистр

Ссылка на сообщение 1 февраля 2012 г. 11:58  
цитировать   |    [  ] 

цитата Gekkata


Правда, биологическая тематика — эт редкость в фэнтези

Вот я тоже биологией в детстве увлекался, и подобные ляпы тоже режут глаза, но не так сильно.
Ещё основательно поднадоел штамп, описанный у Лотоша, про мгновенные положительные мутации — типа, ген "поменялся", и человек — хопа! — сразу стал оживший мертвец. Или оборотень какой-то. Или инопланетянин, как в "Районе 9". Причём в уверенно "твёрдой" картине мира всё и со всякими мутными объяснениями про "суперсложную секретную молекулу" и т.д.
–––
пункт выдачи желаемого за действительное


миродержец

Ссылка на сообщение 1 февраля 2012 г. 12:02  
цитировать   |    [  ] 
Или про мгновенные, или крайне быстрые генные изменения во всем организме. Ага, прям сейчас. Все до единой клетки прошли изменения под действием чудо препарата и при этом не прикончили подопытного.
–––
Следующие рецензии в АК:
Краевская, Пауэлл, Голубева, Бобылева.


магистр

Ссылка на сообщение 1 февраля 2012 г. 12:08  
цитировать   |    [  ] 
Green_Bear Эт по моему Желязны в "Хрониках" упоминал — какая уэва туча энергии должна быть в организме для синтеза и перестройки всей его структуры :-) Поэтому простому смертному такое светить не может в принципе.
–––
Для нас вона в світі єдина, одна в просторів солодкому чарі… Вона у зірках, і у вербах вона, і в кожному серця ударі


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 1 февраля 2012 г. 12:24  
цитировать   |    [  ] 

цитата Silvester

мне кажется, современную космооперу уже давно стоит оценивать как "Фэнтези в космосе" и чёткая привязка к твёрдно-НФ-фантдопущениям ей скорее вредит, а вот условности вроде бластеров, пиу-пиу, криптобиоза и космических перестрелок — это как раз то, за что мы её любим

Вот описанное — это не современная космоопера, это космоопера 30-х — 40-х годов XX века, а современная космоопера — тот же Бэнкс, Гамильтон, Рейнольдс и так далее оперируют именно в научных категориях и никаких пиу-пиу а ля "Звёздные войны" там давным давно нет.


магистр

Ссылка на сообщение 2 февраля 2012 г. 05:31  
цитировать   |    [  ] 
Я допускаю в книге некоторую степень условности. Морщусь, когда натыкаюсь на мелкие несуразности вроде "насекомых-паукообразных" (ещё амфибий с рептилиями почему-то часто путают), но могу "спустить автору с рук", если книга стоящая. Хотя, конечно, когда в книге помимо прочего есть оригинальная и хорошо продуманная система (магии, например) для меня это огромный плюс.

Что раздражает — это когда автор "умничает" и начинает вдаваться в подробности там, где он сам ничего толком не понимает. И вот он устами какого-нибудь компетентного персонажа (учёного, например) натурально "гонит пургу", рассчитывая, что читатель понимает ещё меньше. Так глупо смотрятся эти "псевдонаучности". Не знает автор механизма — лучше бы о нём вообще молчал.


магистр

Ссылка на сообщение 2 февраля 2012 г. 07:26  
цитировать   |    [  ] 
ещё раздражают словосочетания вроде "животных, птиц и насекомых"
–––
пункт выдачи желаемого за действительное


миротворец

Ссылка на сообщение 2 февраля 2012 г. 07:45  
цитировать   |    [  ] 

цитата Silvester

ещё раздражают словосочетания вроде "животных, птиц и насекомых"
А почему? Если это не строгая НФ, с погружением в систематику биологии, то смысл вполне понятен и ошибки здесь нет. Люди сплошь и рядом под "животными" понимают живородящих теплокровных позвоночных. По-моему, даже само слово "животные" для русского языка в этом значении первично, а научный термин — вторичен.
–––
Взял надежду сухим пайком, соль со спичками бросил в ранец,
Я готов отправляться в путь - все, что нужно, уже при мне.


магистр

Ссылка на сообщение 2 февраля 2012 г. 08:44  
цитировать   |    [  ] 

цитата Frontier

. И вот он устами какого-нибудь компетентного персонажа (учёного, например) натурально "гонит пургу", рассчитывая, что читатель понимает ещё меньше.

Вот так меня "убил" Уильям Питер Блэтти, со своим "Легионом", у которого тело цыплёнка формируется из желтка, а его перья — из белка яйца. И на этом примере, заумная философия на пол-страници расписана...%-\ Просто какое-то отвращение к книге после этого началось. Правда, знакомые-физики ещё больше над романом смеялись, когда он там рассуждал о самых распространённых видах энергии во Вселенной.
–––
Для нас вона в світі єдина, одна в просторів солодкому чарі… Вона у зірках, і у вербах вона, і в кожному серця ударі


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 2 февраля 2012 г. 11:07  
цитировать   |    [  ] 

цитата Gekkata


И почему авторы так любят тему о "великих временах и великих магах", которые давно ёк

Одно из основных отличий средневекового и современного мышления — это мифологема о "золотом веке" и "потерянном рае".

Мысль о том, что человечество неуклонно развивается от примитивного к сложному — она получила распространение в обществе от силы лет 200-300 назад. До того были в ходу две идеи на выбор, либо о "круге времен", либо о "постепенном упадке".

Соответственно, авторы фентезийных романов пытаются воссоздать мир таким, как его видел средневековый человек — а это именно возня пигмеев на великих руинах древности.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 2 февраля 2012 г. 11:10  
цитировать   |    [  ] 

цитата Kshishtof A.

Ну и подражание Толкиену, в меньшей или (чаще) большей степени присутствующее у всех фэнтези-графоманов типа Джордана, тоже не отнять

Как ни странно, Толкин эту концепцию ввел в свой мир не случайно :-) а всё с той же целью — воссоздать первобытный образ мышления и видения мира.

Правда, он выгодно отличался от большинства последователей тем, что хорошо понимал, почему его миры устроены именно так, а не иначе.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 2 февраля 2012 г. 11:12  
цитировать   |    [  ] 

цитата Dark Andrew

современная космоопера — тот же Бэнкс, Гамильтон, Рейнольдс и так далее оперируют именно в научных категориях

Они оперируют в том, что нам сейчас КАЖЕТСЯ научными категориями, а лет через 100 над их устаревшими наивными фантазиями наверняка будут беззлобно посмеиваться, ну примерно как мы сейчас посмеиваемся над Барсумом и Пеллюсидаром.

(это я не к тому, что Бэнкс со Шредером дураки :-) а напротив, к тому, что не надо смеяться над старичками, они писали так, как подсказывала СОВРЕМЕННАЯ ИМ наука)


магистр

Ссылка на сообщение 2 февраля 2012 г. 11:17  
цитировать   |    [  ] 

цитата glaymore

Они оперируют в том, что нам сейчас КАЖЕТСЯ научными категориями

Ну, Бэнкс (grid fire, FTL перелёты) и Гамильтон (BRAAAAAINS) даже не пытаются, вот Рейнольдс — по мере сил старается, но и у него зачастую форма доминирует над содержанием.
–––
Who are the ones that we kept in charge?
Killers, thieves, and lawyers


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 2 февраля 2012 г. 11:24  
цитировать   |    [  ] 

цитата Kshishtof A.

Бэнкс (grid fire, FTL перелёты) и Гамильтон (BRAAAAAINS) даже не пытаются

Не могу согласится, даже и у Гамильтона "braaaains" наложены на весьма качественную научную подложку. А тип общества, описываемый им, так и вовсе один из наиболее перспективных при возможности сохранения человеческого разума в виде матрицы. Понятно, что речь не о варианте hard SF, а о космоопере с научной подоплёкой (особенно в сравнении с космооперой 40-х.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 2 февраля 2012 г. 12:32  
цитировать   |    [  ] 

цитата Kshishtof A.

Бэнкс (grid fire, FTL перелёты) и Гамильтон (BRAAAAAINS) даже не пытаются

У Гамильтона как раз с научностью всё достаточно хорошо, особенно если на секунду отвлечься от МЕРТВЕЦЫ МЯСО МЯСО МЕРТВЕЦЫ :-) и посмотреть на его более поздние вещи (в особенности рекомендую дилогию Pandora Star).

Опять же, никто не требует от авторов космооперы 100% строгого соответствия научным реалиям — главное, чтобы их фантазия оставалась в каких-то рамках и не вызывала откровенный смех в зале :-)


миродержец

Ссылка на сообщение 5 февраля 2013 г. 20:57  
цитировать   |    [  ] 

цитата Illexii

Наткнулся на довольно иннтересную статью


Возможные причины ограничения доступа

Сетевой адрес, позволяющий идентифицировать сайт в сети «Интернет», включен в Единый Реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Доступ ограничен по решению суда или по иным основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.
–––
Возрождение лубочно-комиксной культуры представляет собой неизбежность, ввиду падения общей грамотности населения.


миротворец

Ссылка на сообщение 6 февраля 2013 г. 07:01  
цитировать   |    [  ] 
Ну из Интернета эта статья никуда не делась

http://samlib.ru/z/zlobnyj_y/fanterrors.s...
–––
Взял надежду сухим пайком, соль со спичками бросил в ранец,
Я готов отправляться в путь - все, что нужно, уже при мне.


активист

Ссылка на сообщение 7 февраля 2013 г. 00:30  
цитировать   |    [  ] 
Хотелось бы обсудить такой штамп, как "эффект штурмовика". Его пример можно найти в том же "Властелин колец", например когда Гимли и Леголас спорили кто первым 100 орков нарубит, хотя те же орки неплохо действовали против рядовых персонажей (солдат людей и эльфов).
Собственно вопрос: можно ли не обращать внимания на такой штамп и принимать его как само собой разумеющееся? Или современным авторам стоит попытаться исключить его из своих произведений (кстати, то же самое можно отнести и к деятелям кино)?


авторитет

Ссылка на сообщение 7 февраля 2013 г. 00:37  
цитировать   |    [  ] 

цитата Козырь

Его пример можно найти в том же "Властелин колец", например когда Гимли и Леголас спорили кто первым 100 орков нарубит, хотя те же орки неплохо действовали против рядовых персонажей (солдат людей и эльфов).

так это вроде в кине только и было
–––
tomorrow never knows


активист

Ссылка на сообщение 7 февраля 2013 г. 01:13  
цитировать   |    [  ] 
В книге тоже было:

цитата

Боковую дверь в воротах удалось закрыть, сами ворота подпёрли балками и завалили камнями. Воспользовавшись передышкой, Йомер учтиво обратился к гному:
     – Я ваш должник, Гимли, сын Глоина! Недаром говорят: нежданный гость — нечаянная радость. Я и не знал, что вы решили не оставлять нас в одиночестве.
     – Встряхнуться захотелось, — улыбнулся Гимли. — Дикари оказались для меня великоваты, и я праздно любовался вашими играми с мечами. Рад был услужить — мой топор с самой Мори не пробовал ничего, кроме дерева.
     – Два! — вернувшись на стену и обтирая лезвие топора, объявил Гимли Леголасу.
     – Только-то? — отозвался эльф. — У меня не меньше десяти. Жаль, стрел маловато.
Страницы: 123456...383940    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Ошибки и штампы в фантастике»

 
  Новое сообщение по теме «Ошибки и штампы в фантастике»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх