Фантастика определение жанра ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Фантастика: определение жанра и классификация»

Фантастика: определение жанра и классификация

 автор  сообщение


миротворец

Ссылка на сообщение 28 апреля 2012 г. 10:19  
цитировать   |    [  ] 

цитата kagerou

Поэзия: стихи по мотивам фантастических книг, как минимум. Один только Толкиен сколько фантастической поэзии создал и какую волну породил.

Брюсова и Гумилева забыли!:-[
–––


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 28 апреля 2012 г. 10:26  
цитировать   |    [  ] 

цитата kagerou

спрашиваю, является ли фантастическим этот текст:

Нет.

цитата vlandry

хорошо, заменим на: "не существует (не существовало) и не может (не могло) существовать"...

То, что не было, нет и быть не может.
Так проще.
–––
And from his nose unto his chin, The worms crawled out, the worms crawled in...


авторитет

Ссылка на сообщение 28 апреля 2012 г. 11:35  
цитировать   |    [  ] 
Тогда где проходит граница между фантастика — жанр и фантастика — прием? И нам надо отдельно тогда вводить классификацию фантастики, как жанра, и классификацию фантастики, как приема? Если по внутренней классификации фантастики, как жанра, хоть что-то есть, то как нам изучать и классифицировать фантастику, как прием? Есть какая-то классификация фантастического приема и как он соотносится с остальной литературой? Или фантастика, как жанр, и фантастика, как прием, друг с другом неразрывно связаны и изучать/классифицировать их надо вместе?


философ

Ссылка на сообщение 28 апреля 2012 г. 13:06  
цитировать   |    [  ] 

цитата kagerou

Античности? Та вы с меня смеетесь: волшебные сказки отражают реалии еще первоботнообщинного строя.

Во-первых, это еще Пропп надвое сказал. Так называемые "русские волшебные сказки", собранные Афанасьевым, носят явные следы влияния переводных рыцарских романов ("Бова Королевич" и пр.).
Во-вторых, а хотя бы и отражают, что с того? Поэмы Гомера отражают ахейские реалии, а сложены на 400 лет позже.
В-третьих, кто сказал, что в волшебных сказках присутствует фантастика, да еще как прием? Это как минимум неочевидно. В них используется чудесное, но этого недостаточно. Считать сказки, а тем более мифы, фантастикой — это обратная проекция, модернизирующая ставшую непонятной архаику.

цитата kagerou

Ага, и где мы проводим водораздел?

Это же давно известно. По структуре образа. Есть замечательный труд Ольги Фрейденберг "Образ и понятие", там генезис фантастики разложен по полочкам.
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


философ

Ссылка на сообщение 28 апреля 2012 г. 14:06  
цитировать   |    [  ] 

цитата Kuntc

То, что не было, нет и быть не может.

Очень многие произведения соцреализма полностью соответствуют такому определению.:-D
Если по существу, то простая логическая референция для определения фантастики недостаточна. У разных жанров собственные референциальные связи, которые определяются условностью, конвенциями.
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


философ

Ссылка на сообщение 28 апреля 2012 г. 19:14  
цитировать   |    [  ] 
bbg, не знаю, как это выразить, я музыкальными терминами не владею, но когда я впервые услышала музыку из "Космической Одиссеи" — а это было в заставке "Что? Где? Когда?" — я не знала, что это саундтрек к фантастическому фильму, но она мне показалась фантастической.


миродержец

Ссылка на сообщение 28 апреля 2012 г. 19:15  
цитировать   |    [  ] 
kagerou
Фантастическая, как связанная с фантастикой, или фантастичекая, как нереальная?


философ

Ссылка на сообщение 28 апреля 2012 г. 19:20  
цитировать   |    [  ] 

цитата ameshavkin

В-третьих, кто сказал, что в волшебных сказках присутствует фантастика, да еще как прием? Это как минимум неочевидно. В них используется чудесное, но этого недостаточно. Считать сказки, а тем более мифы, фантастикой — это обратная проекция, модернизирующая ставшую непонятной архаику.


Спасибо, кэп. Это как раз то, о чем я и говорю — само по себе небывалое и чудесное в литературе старше, чем грязь.


философ

Ссылка на сообщение 28 апреля 2012 г. 19:21  
цитировать   |    [  ] 

цитата ДИР

Фантастическая, как связанная с фантастикой, или фантастичекая, как нереальная?


И то, и другое. Эта музыка рождала во мне образы какого-то небывалого величия, которое я не рассчитывала встретить в повседневном мире. Я воображала себе сцены из Ефремова под нее.


миротворец

Ссылка на сообщение 28 апреля 2012 г. 20:30  
цитировать   |    [  ] 

цитата kagerou

о когда я впервые услышала музыку из "Космической Одиссеи" — а это было в заставке "Что? Где? Когда?" — я не знала, что это саундтрек к фантастическому фильму, но она мне показалась фантастической.

То есть это чисто индивидуально. Потому что когда я услыхал её в заставке к "Что? Где? Когда?", я тоже не знал, что она из фильма, но она показалась интересной торжественной музыкой. Как-то мысли о фантастичности в голову не пришли.:-)

PS: Тогда как про "Приключения майора спецназа Н. 100 лет назад" каждый прочитавший скажет точно: это фантастика.
–––
Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно.
Тема не в тексте, но в голове у читателя.


миродержец

Ссылка на сообщение 30 апреля 2012 г. 06:54  
цитировать   |    [  ] 

цитата vlandry

такое же бессмысленное сочетание слов как и "фантастическая музыка"
— ну вообще-то, если взять тексты песен Rolling Stones "2000 Light Years From Home" и "2000 Man" — вполне себе крепкое НФ. Led Zeppelin создало несколько песен по Толкиену. У Blind Guardian творчество во-многом опирается на Толкиена и Муркока, есть целый альбом по Сильмариллиону — "Nightfall in Middle-Earth".
Альбом "Blows Against the Empire" Пола Кантнера и группы "Jefferson Starship" был в 1971 году номинирован на премию Хьюго.
Ну а что касается звучания... У Pink Floyd и, например, Kraftwerk — как по мне, так довольно фантастическое звучание. У Pink Floyd вообще, как у студентов политеха увлечение музыкой вполне себе коррелирует с увлечением фантастикой, что видно, например, по многим их песням — "Set The Controls For The Heart Of The Sun" или "Interstellar Overdrive"...
–––
Mors certa, hora incérta


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 30 апреля 2012 г. 07:07  
цитировать   |    [  ] 

цитата ameshavkin

Очень многие произведения соцреализма полностью соответствуют такому определению.

В соцреализме не было ничего невозможного.

цитата Beksultan

если взять тексты песен

Песни — это песни, а музыка — это музыка. 8-)
–––
And from his nose unto his chin, The worms crawled out, the worms crawled in...


миродержец

Ссылка на сообщение 30 апреля 2012 г. 07:18  
цитировать   |    [  ] 

цитата Kuntc

Песни — это песни, а музыка — это музыка.
— ээээ, а вы сами то в свое утверждение вчитались хоть?

цитата

Му́зыка— искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени.

И как вы будете песни от музыки отделять? Специальным декретом?
–––
Mors certa, hora incérta


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 30 апреля 2012 г. 07:35  
цитировать   |    [  ] 

цитата Beksultan

ээээ, а вы сами то в свое утверждение вчитались хоть?

Вчитался, вчитался. :-)
Песня = стихи + музыка. Грубо говоря. И фантастичность "Nightfall in Middle-Earth" или там какого-нибудь альбома "Rhapsody" определяет текст и название и только они. Про саму мелодию (музыку) можно только сказать спокойная она или быстрая, величавая, расслабляющая, медленная, сложная или простая.
–––
And from his nose unto his chin, The worms crawled out, the worms crawled in...


миродержец

Ссылка на сообщение 30 апреля 2012 г. 07:49  
цитировать   |    [  ] 
Kuntc, вы это серьезно? А зачем тогда исполнители вообще еще и поют под свою музыку? Если, подобные вам, все равно, оказывается, не собираются это учитывать? От нечего делать? Или хотят что-то выразить, неотделимое от мелодии, которую вы по непонятной прихоти, сделали эквивалентом ВСЕЙ музыки?
–––
Mors certa, hora incérta


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 30 апреля 2012 г. 07:55  
цитировать   |    [  ] 

цитата Beksultan

А зачем тогда исполнители вообще еще и поют под свою музыку?

Откуда я знаю? Чтобы

цитата Beksultan

что-то выразить
, чтобы привлечь больше аудитории, еще зачем-нибудь... Но это не важно. Важно то, что песня может быть фантастической, а вот музыка — нет.
–––
And from his nose unto his chin, The worms crawled out, the worms crawled in...


философ

Ссылка на сообщение 30 апреля 2012 г. 08:11  
цитировать   |    [  ] 

цитата Kuntc

В соцреализме не было ничего невозможного.

Вы не в теме. Для начала прочитайте хотя бы десяток романов, награжденных Сталинской премией. После поговорим.
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 30 апреля 2012 г. 08:28  
цитировать   |    [  ] 

цитата ameshavkin

Вы не в теме. Для начала прочитайте хотя бы десяток романов, награжденных Сталинской премией.

Посмотрел список, с десяток точно читал. Ничего невозможного, того, что не может быть, не встречал.
Надуманные проблемы, приукрашивание, пропаганда — это не невозможное.
–––
And from his nose unto his chin, The worms crawled out, the worms crawled in...


миродержец

Ссылка на сообщение 30 апреля 2012 г. 08:36  
цитировать   |    [  ] 

цитата Kuntc

Важно то, что песня может быть фантастической, а вот музыка — нет.
— то есть музыка в вашем понимании — исключительно инструментальная?
А называть композиции можно? Или вы смысл, вложенный композитором в название, все равно отбросите? Только номера присваивать? Так сказать, абсолют в чистом виде?
А как быть, например, с произведениями "Il Mondo della Luna" Гайдна или "Le Voyage dans la lune" Оффенбаха? Тоже откажете им в праве считаться фантастическими?
И после таких утверждений, вы тщитесь что-то там классифицировать? Ну, ну...
–––
Mors certa, hora incérta


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 30 апреля 2012 г. 08:48  
цитировать   |    [  ] 

цитата Beksultan

А называть композиции можно? Или вы смысл, вложенный композитором в название, все равно отбросите?

Можно. Я об этом уже сказал.
Но, не зная названия, ничего определенного о содержании сказать нельзя. Только догадки, предположения и ассоциации.
Не несет музыка сама по себе никакой содержательной информации, которая как раз и определяет фантастичность.

цитата Beksultan

А как быть, например, с произведениями "Il Mondo della Luna" Гайдна или "Le Voyage dans la lune" Оффенбаха? Тоже откажете им в праве считаться фантастическими?

Если услышу без привязки к композитору и названию, то могу и отказать.
–––
And from his nose unto his chin, The worms crawled out, the worms crawled in...
Страницы: 123...89101112...272829    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Фантастика: определение жанра и классификация»

 
  Новое сообщение по теме «Фантастика: определение жанра и классификация»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх