Простота или посредственность ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Простота или посредственность? Примитивная и сложная фантастика.»

Простота или посредственность? Примитивная и сложная фантастика.

 автор  сообщение


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 10 марта 2011 г. 10:35  
цитировать   |    [  ] 
mischmisch, "Процесс" и в переводе проще намного, чем "Замок".
chiffa, сочувствую.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 10 марта 2011 г. 10:52  
цитировать   |    [  ] 
Встречный вопрос: а что есть "простой" и "сложный" текст? У Хэмингуэя или Джека Лондона текст со стилистической точки зрения вроде как проще некуда, ага — а попробуй это "проще некуда" повторить с эффектом, сходным с оригиналом.


магистр

Ссылка на сообщение 10 марта 2011 г. 12:21  
цитировать   |    [  ] 

цитата

При чем тут весь читатель? Некоторые любят по-длиннее, другие — короткие рубленые фразы. Зачем же их сравнивать и уничижать одних за счет вторых?

Если человек любит книги за протяжённость предложений, за "отрежьте мне текста подлиннее" и "отрежьте мне текста покороче", то надо к нему звать Белую. Не хай она таких читателей крестами метит.
Как верно заметили выше, можно и лаконично изложить прекрасные вещи.
Так что я не "уничижаю", скажем, любителей Бабеля и, скажем, любителей Стивена Кинга — в пользу любителей Фолкнера и... (не нашёл в фантастике длиннопредложенческих аналогов, может вы знаете?)

Кого я действительно, и за дело, уничижаю — это жанрового читателя. Человек избирательно читающий только детективы, только фантастику, только дамские романы и т.д. — замыкает и уродует свой литературный горизонт.
Это его личное дело, тут ничего зазорного нет. Как, при уголовной ответственности за членовредительство, никто не будет наказывать мазохиста за игры с плёточкой.
Но такой читатель, к сожалению, начинает, частенько, с достигнутых высот раздавать рекомендации, и паче чаяния критиковать всяких там Фолкнеров, за то, что пишут, сложно, заумно, и ваще не по-русски как-то.
И вот это уже скверно.
И вот это — как раз случается сплошь и рядом.

цитата

Встречный вопрос: а что есть "простой" и "сложный" текст?

На мой взгляд, это тексты, кроме собственно повествования — осложнённые стилистическими экспериментами, играми с формой.
Чайна Мьевиль, например, очень хороший писатель. И Андрей Платонов, например, очень хороший писатель.
Между тем Платонов читается несколько медленней Мьевиля, к нему сложнее притереться.
–––
Каждый день в своей точёной ванне умирает раненый Марат.
С каждым днём верней и постоянней Жанны Д Арк поднятый к небу взгляд.


философ

Ссылка на сообщение 10 марта 2011 г. 12:49  
цитировать   |    [  ] 

цитата Грешник

Человек избирательно читающий только детективы, только фантастику, только дамские романы и т.д. — замыкает и уродует свой литературный горизонт.

Вот под этим бы с удовольствием подписался. :beer:
ИМХО, "сложность" или "простота" текста — не в длине предложений, не в формотворческих даже экспериментах (хотя и неудачные эксперименты случаются). И "сложность" с "тяжеловесностью" — далеко не синонимы. Несколько уровней пождтекста в "Дюне" Херберта — это просто или сложно? Обилие аллюзий и отсылок к иным поэтическим / философским текстам в "Хрониках Амбера"? По поводу организации "этического пространства" в ВК лучше промолчим... Хорошая литература, как по мне, вообще к читателю требовательна.
–––
Мы выросли в поле такого напряга,
Где любое устройство сгорает на раз. (с) БГ


авторитет

Ссылка на сообщение 10 марта 2011 г. 13:06  
цитировать   |    [  ] 
Длиннющие технические описания, как у Бэнкса в "Алгебраисте", ничего не добавляющие к психологическому портрету героя, однозначно тяжелы. И, по сути, бессмысленны. А вообще, действительно, тоже мне нашли критерий -- длину фразы... Как с любым стилистическим приемом, главный вопрос тут -- насколько уместно и умело это сделано.
–––
Член, нарисованный на гараже, — это непристойно и похабно, однако не пошло. Пошло — это кошечка на иконке в ЖЖ.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 10 марта 2011 г. 16:44  
цитировать   |    [  ] 

цитата Грешник

тексты, кроме собственно повествования — осложнённые стилистическими экспериментами, играми с формой
Этим занимаются... ну не скажу "все", но — очень и очень многие. Вопрос "уместности" сих игр в повествовании сложный. Кому-то не удается игра. Кому-то удается, но при этом не удается соблюсти баланс так-скать формы и содержания. У кого-то все это получается, но вот этому конкретному читателю конкретно сейчас хочется экшна и драйва, а не сложнофигурных композиций.

цитата Грешник

Чайна Мьевиль, например, очень хороший писатель. И Андрей Платонов, например, очень хороший писатель
И оба категорически не мои. Что, разумеется, не делает их тексты плохими.


миродержец

Ссылка на сообщение 10 марта 2011 г. 16:57  
цитировать   |    [  ] 

цитата Petro Gulak

Самое длинное предложение у Фолкнера — страниц 35, что ли (пролог к третьему действию "Реквиема по монахине").
Самое длинное предложение, которое я встречал -- это "Последнее путешествие корабля-призрака" Гарсиа Маркеса, почти 7 страниц. Собсно, весь рассказ и состоит из одного предложения.

UPD. Исправил длину. Перепутал с "Рассказом неутонувшего в открытом море".


миротворец

Ссылка на сообщение 10 марта 2011 г. 17:09  
цитировать   |    [  ] 

цитата andrew_b

Собсно, весь рассказ и состоит из одного предложения.

"Водонапорная башня" Пелевина тоже :-)


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 10 марта 2011 г. 17:33  
цитировать   |    [  ] 
Я однажды по пути в Чехию решила в автобусе прочитать "Замок" Кафки. И это был неверный ход. Это самое невыносимо тяжкое произведение в моей жизни, я даже книжкой два раза бросалась. В конце концов, на все прочтение ушло около недели упорного труда. Может когда я стану старше, то каким ни будь тоскливым осенним вечером начну перечитывать Кафку.

С другой стороны, если говорить о самом легком произведении то я умудрилась, незаметно для себя, прочитать весь Бараярский цикл Буджолд за одну неделю. Для приключенческой космооперы легкость чтения явный плюс.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 10 марта 2011 г. 18:11  
цитировать   |    [  ] 

цитата Kshishtof A.

С рассказами вообще не знаком.

Ой, зря! Попробуйте обязательно. Можно начать с "Песни для Лии". Я его рассказы обожаю и для меня настоящий траур, что он на много лет увяз в тяжеловесно-неприятной псевдоисторической саге ПЛиО (судя по бешеному успеху у масс — возможно, до конца жизни:-()
–––
Что ж, садись - обмяукаем общекошачьи вопросы
(с) Т.Шаов "Кошачий блюз"


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 10 марта 2011 г. 18:18  
цитировать   |    [  ] 

цитата ааа иии

Какую фантастику Вы считаете тяжелой в литературном смысле? А слишком легкой? Почему?

Очень расплывчатая формулировка. Что значит "тяжелая в литературном смысле":-D
Хорошая, но написанная тяжелым языком? Заумь? Чересчур научная?
–––
Что ж, садись - обмяукаем общекошачьи вопросы
(с) Т.Шаов "Кошачий блюз"


философ

Ссылка на сообщение 10 марта 2011 г. 21:16  
цитировать   |    [  ] 

цитата Frigorifico

Что значит "тяжелая в литературном смысле"
это же к Вам вопрос, и другим читателям. Что для Вас тяжело? Возникало ли когда ощущение, что вот это — слишком просто и примитивно?
Вот, например, вспомнили Фолкнера. Похоже писал Владимир Покровский, писал коротенькие, динамичные и остросюжетные вещи — "Танцы мужчин", "Парикмахерские ребята", "Роща на вершине холма" — но пролетел. Камша и Валентинов, по сравнению с ним, пишут длинно и монотонно — успех. По сравнению с Вебером, Банчем или Ринго (а то и Крузом) у Бэнкса в "Алгебраисте" вааще нет технических описаний — но кому-то они поперек горла. И т.п. и т.д.
Значит, дело не в идеях или каких-то деталях, а в некоей тяжести текста?


философ

Ссылка на сообщение 10 марта 2011 г. 21:31  
цитировать   |    [  ] 

цитата ааа иии

Значит, дело не в идеях или каких-то деталях, а в некоей тяжести текста?

Опять-таки, все это субъективно, "среднее арифметическое" вывести невозможно (ИМХО). Тут некий деятель в опросе включил "Мальвиль" Мерля в рейтинг "скучных" произведений... А для меня лично Говард скучноват, не говоря уж о прочих Норманах. Может, лучше вначале определиться, о чем мы, собственно, говорим: о "простой" и"сложной" фантастике (одно) или именно тяжелой по восприятию, читабельности (другое)?
Я это к чему: есть ведь вещи, сквозь которые в первом чтении с трудом продираешься — и через какое-то время возвращаешься к ним, пречитываешь (для меня, например, валентиновский "Ангел Спартака"). А есть такие, что проглатываешь на одном дыхании — и благополучно забываешь. Прочтинао с удовольствием. но перечитываться не будет никогда...
–––
Мы выросли в поле такого напряга,
Где любое устройство сгорает на раз. (с) БГ


философ

Ссылка на сообщение 10 марта 2011 г. 21:59  
цитировать   |    [  ] 

цитата Мух

Опять-таки, все это субъективно, "среднее арифметическое" вывести невозможно
Возможно, только не нужно.

цитата Мух

Может, лучше вначале определиться, о чем мы, собственно, говорим: о "простой" и"сложной" фантастике (одно) или именно тяжелой по восприятию, читабельности (другое)?
Нет. Только комплекс.
Считается ли сложная (т.е., богатая оригинальными идеями, концепциями и приемами) фантастика тяжелой по читабельности, конечно, интересно. Но зачем выпускать другой конец спектра? Приятно ли читать тривиальную фантастику, написанную гладко и умно? Пример — рассказ Эшбаха в последнем "Если".


авторитет

Ссылка на сообщение 10 марта 2011 г. 22:10  
цитировать   |    [  ] 
Я подозреваю, что "сложно" в данном контексте равно "скучно".
Ибо это дубли у нас простые.


философ

Ссылка на сообщение 10 марта 2011 г. 22:20  
цитировать   |    [  ] 

цитата ааа иии

Приятно ли читать тривиальную фантастику, написанную гладко и умно?

Безусловно. Для меня лично пример таковой — "Дозоры" Лукьяненко: сработано чистенько, красиво даже, но возвращаться к ним время спустя... Хотя, не скрою, читано с большим удовольствием.
А вот неряшливость в исполнении способна даже вполне себе нетривиальную вещь сгубить. Опять-таки лично мой пример — "Рубеж" Олди + Дяченки + Валентинов. Вроде, и сюжет не самый затасканный, и любой фрагмент возьми в отдельности — очень даже ничего, но в результате эклектика полная, и читать невозможно... Хотя, с другой стороны, тот же Воннегут, как правило, нарочито неряшлив в деталях — и не становится от этого хуже.
–––
Мы выросли в поле такого напряга,
Где любое устройство сгорает на раз. (с) БГ


магистр

Ссылка на сообщение 11 марта 2011 г. 07:20  
цитировать   |    [  ] 

цитата

Этим занимаются... ну не скажу "все", но — очень и очень многие.

На самом деле этим занимаются немногие, сущие единицы.
Мне кажется, тут невнятица в терминах.
Уточню.
Стилистический эксперимент вовсе не тождественен авторскому стилю.
Авторский стиль — образная система, метафорика и т.д. — своеобычен у каждого хорошего автора. Да и у плохого тоже.
Но вот очень немногие идут на сознательный слом грамматической рамки, в которую тексты принято вмещать.
И, поверьте, при чтении вы не перепутаете писателя идущего на эксперимент с писателем-просто-хорошим-стилистом.

Например, если брать фантастов, Мьевиль. У него ОЧЕНЬ хороший язык.
Но стилистического эксперимента там нет.

Например, взяв уже реалистов, другая книга Фолкнера — "Святилище", по которому Балабанов снял свой "Груз-200". Там всё вполне в рамках, и любое предложение можно прочесть вслух не сбив дыхания.

цитата

не в формотворческих даже экспериментах (хотя и неудачные эксперименты случаются)

А вот тут интересней.
Удачные экспериментаторы — Джойс, Фолкнер, Платонов, Андрей Белый — у всех на слуху.
А каких-нибудь неудачных экспериментаторов можно привести в пример?
Сразу уточню — не берём поэзию, а в особенности не берём всякий футуризм.
–––
Каждый день в своей точёной ванне умирает раненый Марат.
С каждым днём верней и постоянней Жанны Д Арк поднятый к небу взгляд.


миродержец

Ссылка на сообщение 11 марта 2011 г. 08:11  
цитировать   |    [  ] 
Для начала определитесь, что значит "удачный", иначе этот треп совсем уж бессмысленный:-)


философ

Ссылка на сообщение 11 марта 2011 г. 10:08  
цитировать   |    [  ] 

цитата swgold

Для начала определитесь, что значит "удачный"

Попробую, хотя не факт, что Вы со мной согласитесь... :-)))
Прежде всего, "удачный" эксперимент — эксперимент воспроизводимый. Любая стилистическая / композиционная новация рано или поздно становится если не общим местом, то хрестоматийным примером.
Ну и в нашем случае критерий "удачности" — максимальное использование выбранной формы для раскрытия содержания, т. е. ситуация, когда форма "экспериментальная" решает эту задачу лучше, нежели любая "традиционная".

цитата Грешник

А каких-нибудь неудачных экспериментаторов можно привести в пример?

цитата

Ну, барин, ты задачи ставишь!..

"Неудачных экспериментов" в свое время читано немало — в драматургии главным образом... хотя на поверку все это оказывалось скорее неумелой попыткой "воспроизведения" Бекета или Ионеско. И мало что запомнилось. Впрочем, попытаюсь — но, опять-таки, не факт, что Вы согласитесь.
"Психолавка" Желязны / Бестера: согласитесь, увести собственно сюжет на задний план — не самое тривиальное композиционное решение. Результат — нагромождение "фишек" без всякого смысла.
Принципиальный отказ от характеров у Мрожека, сведение драматургии к голому логическому конструкту. Для меня лично это превращает его пьесы в скуку смертную.
"Горменгаст" Мервина Пика. Нарочитая, почти даль-артовая условность персонажей (тоже стилистический прием) оборачивается картоном.
–––
Мы выросли в поле такого напряга,
Где любое устройство сгорает на раз. (с) БГ


магистр

Ссылка на сообщение 11 марта 2011 г. 12:52  
цитировать   |    [  ] 
Мух
Ага, спасибо.
Как назло, единственная из прочитанных мной книг-примеров (Горменгаст) показалась мне как раз великолепнейшей удачей.
–––
Каждый день в своей точёной ванне умирает раненый Марат.
С каждым днём верней и постоянней Жанны Д Арк поднятый к небу взгляд.
Страницы: 123456    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Простота или посредственность? Примитивная и сложная фантастика.»

 
  Новое сообщение по теме «Простота или посредственность? Примитивная и сложная фантастика.»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх