Что такое совесть и откуда ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Трёп на разные темы» > Тема «Что такое совесть и откуда она берется»

Что такое совесть и откуда она берется

 автор  сообщение


магистр

Ссылка на сообщение 20 сентября 2009 г. 21:56  
цитировать   |    [  ] 
Понятно, первая реакция — нэзнакомае слова, да? А всерьез? предлагаю теорию: совесть есть способность к эмпатии (сочувствию, состраданию в буквальном смысле слова) + воображение + памятьэмоций. Все эти свойства врожденные хотя, разумеется, в какой-то мере поддаются развитию, , так что и совесть надо считать врожденным свойством. А бессовестных психически ущербными. Не согласны? Поспорим?
–––
Священная война - тоже война. Поэтому мне кажется, что священных войн не должно быть. (У. Эко)


авторитет

Ссылка на сообщение 21 сентября 2009 г. 12:12  
цитировать   |    [  ] 
А в чем связь совести и эмпатии? Эмпатия — биологически обусловленный механизм у социальных видов; совесть — искусственное образование. Так что истоки совести надо искать в гуманности, нравственности, этике, морали и другим привнесенным ценностям. Ничего естественного, а тем паче врожденного, в совести нет.
А так как совесть напрямую зависит от господствующих в данном обществе в данный исторический период времени норм (личностный диссонанс — что есть/что должно быть), то и отношение к ней конкретного индивида может быть различным (индивид может не разделять этих самых норм). Таким образом, бессовестный, с точки зрения большинства, человек, всего лишь не разделяет точку зрения большинства. Является ли он ущербным?
–––
"Ignorance more frequently begets confidence than does knowledge"


активист

Ссылка на сообщение 21 сентября 2009 г. 12:57  
цитировать   |    [  ] 
Почитайте психоанализ.
Совесть — набор правил поведения, вырабатываемых индивидом в процессе развития. Вырабатываются они в ответ на реакции родителей, или персон их заменяющих, на поступки ребенка. Во взрослую жизнь человек приносит в своем т.н. "Суперэго" образы этих персон, и они как раз определяют в ответ на какие поступки у человека возникает чувство вины, иначе именуемое совестью.
Посему, соглашусь с предыдущим оратором, что совесть — приобретенный набор догм, результат развития. И бессовестных людей не бывает. Есть люди, мораль которых (а, следовательно, и совесть) отличается от морали (читай — совести) большинства. Это не делает их более или менее ущербными, просто — другими.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 21 сентября 2009 г. 13:02  
цитировать   |    [  ] 
Комплекс условных социальных рефлексов, абстрагированных от конкретных ситуаций на обобщённые понятия.
–––
Одни хотели бы понимать то, во что верят, а другие - поверить в то, что понимают.
С. Ежи Лец


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 21 сентября 2009 г. 13:13  
цитировать   |    [  ] 

цитата Anomander

не делает их более или менее ущербными
зато делает социально-опасными. Ну, украл, подумаешь, никто не увидел...
–––
Любовь никогда не перестает... ап. Павел
Не указывайте дорогу Любви. отец Олег


магистр

Ссылка на сообщение 21 сентября 2009 г. 13:19  
цитировать   |    [  ] 

цитата Galka

Все эти свойства врожденные хотя, разумеется, в какой-то мере поддаются развитию, , так что и совесть надо считать врожденным свойством. А бессовестных психически ущербными

Galka, проверьте свою гипотезу о врожденности данных свойств путем "выращивания" человека в безлюдной среде обитания ;-)

А если по существу, то на мой взгляд совесть — это один из результатов социализации, основанный на действии второй сигнальной системы. И конечно же бессовестный человек является "психически ущербным" лишь в зависимости от убеждений о "психической нормальности" большинства из окружающего его общества, хотя лучше в данном контексте заменить термин "психический" на "психологический", т.к. совесть отнюдь не является общеобязательной нормой, определяющей девиантность поведения человека. 8-)
–––
Альтернативна історія: згадати про Каїна, доки Авель ще живий...


магистр

Ссылка на сообщение 21 сентября 2009 г. 13:25  
цитировать   |    [  ] 

цитата mist

зато делает социально-опасными. Ну, украл, подумаешь, никто не увидел...
mist, вы подменяете понятия — общеобязательной нормы поведения, основанной на законе и гарантированной в силу своей универсальности и важности принудительной силой государства, и условно-обязательной социальной нормы, основанной на нравственности и гарантированной совестью и общественным осуждением (презрением), а, как следствие, у вас происходит подмена понятия бессовестного поступка "социально-опасным поведением". ;-)
–––
Альтернативна історія: згадати про Каїна, доки Авель ще живий...


магистр

Ссылка на сообщение 21 сентября 2009 г. 13:50  
цитировать   |    [  ] 
Я знаю, что мое мнение не является общепринятым, но думаю, что все предыдущие ораторы говорят не о совести, а о морали. Мораль действительно устанавливается в процессе социализации. А вот насчет совести у меня есть сомнения. Попробую пояснить: начинается с того, что человек (ребенок) совершает поступок, который вызывает у кого-то (чаще всего у родителей, поскольку они рядом ) болезненную реакцию, отрицательные эмоции. Эмаптически (эмпатией наделены и маленькие дети и многие высшие животные) он воспринимает чужую боль как свою. Наличие воображения позволяет представить чужие чувства в результате совершенного человеком поступка, даже если он не соприкасается с "жертвой" непосредственно". Так мы сочувствуем героям книг или фильмов. Это все естественно происходит и у маленьких детей. Но ребенок, и инфантильный взрослый" часто воспринимается как "бессовестный", потому что забывает испытанную боль. И воображение у него легко отвлекается на то, чем он занят сейчас.
Слово "ущербный" не подразумевало оскорбления. Имелось только в виду отсутствие некоего распространенного качества. Как отсутствие зрения или конечности. Порой можно вылечить или возместить. Кстати, полагаю. что мораль — протез для отсутствия совести.
–––
Священная война - тоже война. Поэтому мне кажется, что священных войн не должно быть. (У. Эко)


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 21 сентября 2009 г. 14:02  
цитировать   |    [  ] 
Galka, мне кажется, вы имеете в виду скорее сочувствие, сострадательность и противоположную ей жестокость и чёрствость. Но возможно, понятие "совесть" действительно с ними как-то связана. Да, вы правы, мораль можно назвать протезом для отсутствующих врождённых "положительных" качеств. Но совесть как и любое другое интуитивное понятие, наверное, слишком размыто и не поддаётся чёткому определению. Это могут быть и врождённые качества, и благоприобретённые.
–––
Одни хотели бы понимать то, во что верят, а другие - поверить в то, что понимают.
С. Ежи Лец


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 21 сентября 2009 г. 14:14  
цитировать   |    [  ] 
Tyrgon они по сути близки, просто совесть охватывает более широкий круг. Мне например стыдно украсть, а некоторые знакомые без зазрения совести выносили вещи мимо кассы.
Но совесть конечно шире, кому-то нудистский пляж дом родной, а кому-то — бесстыдство какое.
Имею ввиду совсем бессовестного человека плюющего на нраственные принципы, ограниченного только властью закона, которая неабсолютна и невсеведающа.
–––
Любовь никогда не перестает... ап. Павел
Не указывайте дорогу Любви. отец Олег


активист

Ссылка на сообщение 21 сентября 2009 г. 14:21  
цитировать   |    [  ] 
Позволю себе повториться — совесть — голос "родительской" части личности человека. Ни более, ни менее. Что этот голос говорит этому человеку никоим образом не зависит от текущих воззрений общества на мораль.


магистр

Ссылка на сообщение 21 сентября 2009 г. 14:23  
цитировать   |    [  ] 
mist А стыд и совесть — не разные ли вещи? Стыд — а вдруг кто-то узнает. Совесть мучит еще сильней, если не знает никто. Недаром исповедь придумана, мудры были предки. Сила эмоции снижается от проговаривания.
–––
Священная война - тоже война. Поэтому мне кажется, что священных войн не должно быть. (У. Эко)


миротворец

Ссылка на сообщение 21 сентября 2009 г. 14:23  
цитировать   |    [  ] 

цитата Anomander

Это не делает их более или менее ущербными, просто — другими.
— ну а как же известное : "жить в обществе и быть свободным от него — нельзя"? ;-)
–––
"Что смерть — умрём мы все. Вот если б не было разлуки!"


магистр

Ссылка на сообщение 21 сентября 2009 г. 15:41  
цитировать   |    [  ] 

цитата Galka

Мораль действительно устанавливается в процессе социализации. А вот насчет совести у меня есть сомнения. Попробую пояснить: начинается с того, что человек (ребенок) совершает поступок, который вызывает у кого-то (чаще всего у родителей, поскольку они рядом ) болезненную реакцию, отрицательные эмоции. Эмаптически (эмпатией наделены и маленькие дети и многие высшие животные) он воспринимает чужую боль как свою. Наличие воображения позволяет представить чужие чувства в результате совершенного человеком поступка, даже если он не соприкасается с "жертвой" непосредственно". Так мы сочувствуем героям книг или фильмов. Это все естественно происходит и у маленьких детей. Но ребенок, и инфантильный взрослый" часто воспринимается как "бессовестный", потому что забывает испытанную боль. И воображение у него легко отвлекается на то, чем он занят сейчас.
Galka, перечитайте еще раз написаное вами — и вы поймете, что противоречите сами себе, утверждая, что совесть — врожденное свойство. ;-)
В качестве альтернативного вашему выводу предлагаю по вашей гипотезе такое определение:
Совесть — это один из результатов деятельности врожденных свойств высшей психической деятельности человека, полученный в процессе его (человека) социализации (что, по большому счету, нисколько не противоречит моему первоначальному варианту ;))) 8-)

цитата mist

Имею ввиду совсем бессовестного человека плюющего на нраственные принципы, ограниченного только властью закона, которая неабсолютна и невсеведающа
Вы знаете, я с вами согласен в вопросе социальной опасности бессовестного человека, НО лишь в условиях, когда создание и действие закона осуществляется такими же бессовестными людьми. ;-)
–––
Альтернативна історія: згадати про Каїна, доки Авель ще живий...


философ

Ссылка на сообщение 21 сентября 2009 г. 15:45  
цитировать   |    [  ] 

цитата Tyrgon

утверждая, что совесть — врожденное свойство


-Положительно ответить на этот вопрос помогут труды К. Юнга и Э. Фрома. Начать же, учитывая направленность нашего сайта, рекомендую с И.А. Ефремова ("Лезвие бритвы").



магистр

Ссылка на сообщение 21 сентября 2009 г. 15:46  
цитировать   |    [  ] 
Tyrgon Во-первых хочется отметить, что совесть действует и в тех случаях, когда ни мораль. ни право не нарушены. А также казнит за бездействие (чего почти никогда не делает закон) Далее: конечно же, развивается в процессе социализации, но без трех перечисленных мной врожденных свойств, кажется, просто не будет действовать. Попробуйте построить мысленную модель.
–––
Священная война - тоже война. Поэтому мне кажется, что священных войн не должно быть. (У. Эко)


магистр

Ссылка на сообщение 21 сентября 2009 г. 15:56  
цитировать   |    [  ] 

цитата Galka

предлагаю теорию: совесть есть способность к эмпатии (сочувствию, состраданию в буквальном смысле слова) + воображение + памятьэмоций.


То, что вы описали- это ведь не совсем совесть. Скажем, это основа для построения собственного понятия "правильности","справедливости", основа для разития системы нравственности.
А совесть- скорее инструмент оценивания- насколько ваше поведение соответсвует этой самой системе нравственности.
Получается, если система нравственности довольно примитивна, ограничена, поверхностна- мы и будем называть такого человека "бессовестным". Хотя он сам себя таковым считать не будет- для него его поведение вполне укладывается в отсутствующую/неразвитую систему.

На всякий случай, давайте разведем совсесть с моралью. Совесть подразумевает самооценку, исходя из собственной внутренней системы. Мораль- чисто внешний, принятый от других инструмент оценивания. Психоанализ скорее говорит о морали, либо о чувстве вины. Но это нельзя назвать совестью.
–––
Логика – замечательная штука, однако против человеческого мышления она бессильна. (с) Терри Пратчет


магистр

Ссылка на сообщение 21 сентября 2009 г. 17:08  
цитировать   |    [  ] 

цитата андрос

Положительно ответить на этот вопрос помогут труды К. Юнга и Э. Фрома
андрос, а вам помогли труды Фромма или Юнга? Быть может используете полученную информацию в аргументации вашего мнения по теме?

Galka, для начала давайте определимся о чем вы со мной спорите. Если вы считаете, что предложенное мной определение и понимание совести на самом деле является моралью, то обоснуйте различия.

цитата Galka

Во-первых хочется отметить, что совесть действует и в тех случаях, когда ни мораль. ни право не нарушены. А также казнит за бездействие (чего почти никогда не делает закон)
К чему это во-первых? Разве кто-то отождествлял совесть и мораль и/или закон? Вы бы ко всей этой каше добавили по вкусу рассуждений о взаимосвязях и различиях в понятии чести и чувства собственного достоинства...

цитата Galka

конечно же, развивается в процессе социализации, но без трех перечисленных мной врожденных свойств, кажется, просто не будет действовать

В отношении врожденной возможности проявления совести и врожденной совести, как "предустановленной" эмоционально-оценочной программы мышления с заданными параметрами позитив/негатив, — то это две большие разницы, не находите? ;-)
–––
Альтернативна історія: згадати про Каїна, доки Авель ще живий...


магистр

Ссылка на сообщение 21 сентября 2009 г. 17:30  
цитировать   |    [  ] 
Tyrgon Возможно, я Вас неточно поняла, вы очень мудрено выражаете свою мысль. Мне хочется провести различие между общественно-обусловленным моральным кодексом и свойством ( назовем его "совесть) развивающимся спонтанно, не целенаправленно, иногда в противоречии с окружением и общественными запросами. Мне кажется, что для вас это одно и то же. Я понимаю, что любая потенция человеческого мышления требует развития, и , конечно, развивается в процессе социализации. Человек не может вырасти человеком вне человеческого общества. Меня интересует, насколько сильно (или слабо) общество может влиять на развитие и направленность этой способности.
–––
Священная война - тоже война. Поэтому мне кажется, что священных войн не должно быть. (У. Эко)


магистр

Ссылка на сообщение 21 сентября 2009 г. 17:36  
цитировать   |    [  ] 
Мне двоюродная прабабушка говорила, что совесть- это глас Бога в душе. в этом, по-моему, что -то есть: душа может прислушиваться к ее советам, а может кричать о своем, заглушая тихий шепот истины. )
Страницы: 12345    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Трёп на разные темы» > Тема «Что такое совесть и откуда она берется»

 
  Новое сообщение по теме «Что такое совесть и откуда она берется»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх