Владимир Набоков

Здесь обсуждают тему «Владимир Набоков» Подсказка book'ашки

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другая литература» > Тема «Владимир Набоков» поиск в теме

Владимир Набоков

Страницы:  1  2  3  4  5 ... 30 31 32 [33] 34  написать сообщение
 автор  сообщение


миродержец

Ссылка на сообщение 16 февраля 17:05  
цитировать   |    [ 0 ] 
У Барабтарло есть обстоятельная статья " Очерк особенностей устройства двигателя в " Приглашении на казнь". Там про подтексты и аллюзии. Есть статья С.Давыдова " Гносеологическая гнусность" — тож информативная.


магистр

Ссылка на сообщение 16 февраля 17:21  
цитировать   |    [ 0 ] 
prouste
Спасибо. А так я постепенно покупаю книжки по набоковедению. Барабтарло Сочинения Набокова уже взял.
–––
Комедия — это трагедия, которая случилась не с нами.
Анджела Картер


миродержец

Ссылка на сообщение 16 февраля 18:08  
цитировать   |    [ 0 ] 
К нему сильно по- разному относятся набоковеды, но человек был увлеченный и яркий. Интересно писал.


магистр

Ссылка на сообщение 16 февраля 18:25  
цитировать   |    [ 0 ] 

цитата prouste

К нему сильно по- разному относятся набоковеды, но человек был увлеченный и яркий.

В этом я уже убедился. Почитал общие статьи и материалы, но основную часть возьмусь читать, когда закончу все основные набоковские романы. Не хочется спойлерить себе романы и отсылки. Я может их большую часть не понимаю, но всё же есть моменты ловлю. Отсылки 2-3 к Пушкину и Дюма я смог в Приглашении на казнь считать.

цитата prouste

Интересно писал.

Язык и стилистика у него замечательные. Но из-за них весь текст и сливается в единое неразрывное полотно, из-за чего определить те же подтексты ещё затруднительнее.
–––
Комедия — это трагедия, которая случилась не с нами.
Анджела Картер


активист

Ссылка на сообщение 16 февраля 20:22  
цитировать   |    [ 0 ] 
Насколько же, на мой взгляд, в Набокове ощущается сильнейший анти-визионерский пласт, что сказанное выдающимся искусствоведом М. В. Алпатовым о Леонардо да Винчи применимо к Набокову:


И все же при всем совершенстве и обаянии в работах Леонардо есть и некоторые утраты... Они особенно заметны благодаря совершенству их выполнения. Казалось бы, художник, овладев всеми средствами выполнения, стал властным, как государь. Но он остыл к творчеству, как к созданию прекрасных произведений. Его влекла только возможность ставить и решать новые задачи, и если он справлялся с ними, то бросал работу или предоставлял ее решать помощникам. Сам он владел всеми тайнами мастерства, но «святое ремесло» художника для него не существовало, он почти пренебрегал им, презирал его. Живопись – дело ума (cosa mentale), утверждал он без устали.

Ум художника, знания, умелый расчет – все это вооружало, обогащало его. Но чувство, непосредственность, способность радоваться всему, что происходит вокруг себя, все это оказалось оттесненным на второй план. Искусство перестало быть делом веры, убеждения, воли – это тонкая, холодная игра. Универсализм художника не спас его от мучительной двойственности.

Искусство освобождалось от своего назначения наставлять, внушать благоговение к тайне. Казалось, художник мог упиваться безграничной свободой, но в душе его открывалась пустота и он попадал в иную, более тяжелую неволю. Искусство стало служить наслаждением.

- М. В. Алпатов. Художественные проблемы Итальянского Возрождения. М.: «Искусство», 1976.

Вроде бы Сартр писал об "Отчаянии" Набокова, что это — учёная литература. Это определение кажется близким к истине. Насколько вот можно противопоставить между собой — совершенно несравниваемое вроде всего Селина и "Маленький Принц" Экзюпери, но они, как и, скажем, Газданов всем своим творчеством и Георгий Иванов своим "Распадом Атома" — являют собой тотальную противоположность творческому подходу Набокова. Наверно это связано с отсутствием сколько-нибудь серьёзного экзистенциального опыта. Может с чем-то ещё. Но факт остаётся фактом...
–––
Не шалю, никого не трогаю, читаю монографии.


миродержец

Ссылка на сообщение 16 февраля 22:29  
цитировать   |    [ 1 ] 
Bunin1 какой факт чем остается? Пока Вы изложили оценочные суждения.


авторитет

Ссылка на сообщение 16 февраля 23:10  
цитировать   |    [ 0 ] 

цитата Bunin1

Вроде бы Сартр писал об "Отчаянии" Набокова, что это — учёная литература
нет, это всего лишь интеллектуальная литература, занятая сопоставлением и составлением виртуозных коллажей из чужих, но проанализированных и очищенных от эмоциональных ляпов идей. Собственный экзистенциальный опыт аккуратненько задвинут в сторонку, персонажи, за исключением ГГ (альтер эго) — мастерски изготовленные манекены. И да, конечно, Набоков в своих писаниях — прямая противоположность Селину и Газданову но... не всегда! Временами, как в концовке "Дара", личные "существовательные" эмоции автора прорываются и воплощаются, освещая как редким солнечным лучом все эти кроссворды и ребусы. И кстати, Сартр расходясь идеологически с Набоковым, в творчестве был таким же иллюстратором умозрительных идей.


миродержец

Ссылка на сообщение 16 февраля 23:42  
цитировать   |    [ 0 ] 
Да уж какие умозрительные идеи проиллюстрированы в Подвиге, Других берегах и Пнине?


авторитет

Ссылка на сообщение 17 февраля 00:29  
цитировать   |    [ 0 ] 

цитата prouste

Да уж какие умозрительные идеи
Мы тут противопоставили непосредственный опыт автора как источник лит. творчества и опыт опосредованный кем-то еще, сублимированный и перестроенный в воображении, то бишь — умозрительный. В общем случае, писатель болтается промежду двумя абсолютными полюсами. Полагаю, Газданов, Белый или Шукшин ближе к первому полюсу, а Набоков, Мережковский или Гоголь — ко второму. По крайности, на каком личном опыте построены Подвиг и Пнин? Другие берега — это мемуары, не беллетристика, и к теме не относятся.


активист

Ссылка на сообщение 24 февраля 17:07  
цитировать   |    [ 0 ] 
Появилась книга Михаил Шульман — "Набоков, Писатель. Манифест".
Аннотация к книге "Набоков, Писатель. Манифест"
Лучший "карманный путеводитель" по карте воображаемых миров Набокова и по их основным законам, которые превосходно объясняет прозаик, эссеист и переводчик Михаил Шульман. Набоковская прозу Михаил Шульман превращает в острое эстетическое удовольствие, а заодно учит читателя бежать от общих мест, видеть сокрытое и радоваться свету, мерцающему сквозь мрак и мерзости жизни. Это текст-зеркало, в котором переплелись голоса Набокова, писателя и Шульмана, читателя.
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/726960/


миродержец

Ссылка на сообщение 24 февраля 18:03  
цитировать   |    [ 1 ] 
В аннотации особо радует указание на магические способности автора " превратить" набоковскую прозу в " острое эстетическое удовольствие". Хочется думать, что книжка получше аннотации к ней.


магистр

Ссылка на сообщение 24 февраля 20:09  
цитировать   |    [ 1 ] 
Это муж Екатерины Шульман, как я понимаю, специалист по Газданову, подготовивший одно из его изданий.
–––
Каждый день в своей точёной ванне умирает раненый Марат.
С каждым днём верней и постоянней Жанны Д Арк поднятый к небу взгляд.


миродержец

Ссылка на сообщение 24 февраля 20:44  
цитировать   |    [ 0 ] 
Чей муж это понятно. Книжка про Набокова у него ( другая) давно вышла, да и в беседе с Долининым по поводу выхода комментария к Дару Шульман звучал достойно.


авторитет

Ссылка на сообщение 25 февраля 00:29  
цитировать   |    [ 0 ] 

цитата andz72

Появилась книга Михаил Шульман — "Набоков, Писатель. Манифест".
....Лучший "карманный путеводитель" по карте воображаемых миров Набокова
Короче, Набоков в кармане у мужа Екатерины Шульман. Что за злосчастная судьба!


активист

Ссылка на сообщение 25 февраля 10:58  
цитировать   |    [ 0 ] 

цитата glazier

Короче, Набоков в кармане у мужа Екатерины Шульман. Что за злосчастная судьба!

:-D:-)))


миродержец

Ссылка на сообщение 15 апреля 13:41  
цитировать   |    [ 0 ] 
Начал читать толстенную томину Бабикова про опыт прочтения Набокова — это сборник обстоятельных статей на разные темы, которые, в общем, чрезвычайно добросовестны, но мало как на восприятие Набокова влияет. Набоковиана разрослась до неимоверных масштабов, но, полагаю, что чего то знакового, прорывного или освежающего ждать не приходится. Вот и расхваленный долининский комментарий к Дару ни разу не впечатлил ( разве что указанием в научном комментарии на идиотизм городских властей СПб, которые переименовали какую- то улицу).


философ

Ссылка на сообщение 15 апреля 13:47  
цитировать   |    [ 2 ] 
Мне еще по лекциям Долинина на Арзамасе показалось, что он как-то чересчур под себя интерпретирует Набокова. Особенно навязчиво он трактовал отношение Набокова к Гумберту как осуждающее и отрицательное.


магистр

Ссылка на сообщение 16 апреля 10:34  
цитировать   |    [ -1 ] 

цитата streetpoet

Особенно навязчиво он трактовал отношение Набокова к Гумберту как осуждающее и отрицательное.

Ну, из интервью Набокова явно видно, что высоко он его не ставит.


магистр

Ссылка на сообщение 17 апреля 02:44  
цитировать   |    [ 0 ] 

цитата streetpoet

Особенно навязчиво он трактовал отношение Набокова к Гумберту как осуждающее и отрицательное.

цитата V-a-s-u-a

Ну, из интервью Набокова явно видно, что высоко он его не ставит.

В Строгих суждениях есть момент, где Набоков говорит, что Гумберт Гумберт ему сугубо неприятен.
У самого лежит и Долинин, и Бабиков, но читать их пока не собираюсь. Для начала осталось дочитать русские романы Набокова и пьесы, а потом хотя бы возьмусь за Долинина.
–––
Комедия — это трагедия, которая случилась не с нами.
Анджела Картер


магистр

Ссылка на сообщение 19 июля 20:22  
цитировать   |    [ 0 ] 
Такой вопрос по Бледному огню: Кинбот постоянно в одних комментариях ссылается на другие (я прочёл подряд и не стал запариваться игрой в классики), но есть ли те, кто сразу же читал указанные комментарии? Меняет ли это что-то или может гиперссылки специально ведут к разгадкам?
–––
Комедия — это трагедия, которая случилась не с нами.
Анджела Картер
Страницы:  1  2  3  4  5 ... 30 31 32 [33] 34

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другая литература» > Тема «Владимир Набоков»

 
  Новое сообщение по теме «Владимир Набоков»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх