Соцреализм


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другая литература» > Тема «Соцреализм»

Соцреализм

 автор  сообщение


магистр

Ссылка на сообщение 19 октября 2020 г. 15:23  
цитировать   |    [  ] 
ArtTrapeza Тихий дон соцреализм? :-D
Ну и ну.
–––
Who is John Galt?
99,999999% сплачивалось в страхе, неприязни или ненависти, против остальных 0,000001%


магистр

Ссылка на сообщение 19 октября 2020 г. 15:37  
цитировать   |    [  ] 
Кстати, Тихий дон нельзя читать по желанию и настроению, у этой книги очень тяжелый стиль.
Мой совет — приучите себя читать фиксированное количество текста в день, и заставляйте читать себя это количество НАСИЛЬНО.
Помню в году 2015 я начинал читать Тихий дон, и бросил тоже где то на второй книге.
В декабре прошлого года, я начал перечитывать в цифре, все тома Тихого дона у меня на программе-читалке занимали около 3750 условных страниц, я приучил насильно читать себя 250 в день. Сначала читал 8 дней (2000), потом на неделю читал другое (при насильном чтении, больше 8-10 дней одного автора, я никому читать не рекомендую — приедается), после за неделю дочитал оставшиеся 1750.

Вот при таком насильном чтении, понимаешь какая это отличная книга. Если читаете в бумаге, приучите читать себя 50-75 страниц в день.
–––
Who is John Galt?
99,999999% сплачивалось в страхе, неприязни или ненависти, против остальных 0,000001%


магистр

Ссылка на сообщение 19 октября 2020 г. 16:21  
цитировать   |    [  ] 
Процитирую себя самого:

цитата НольЭмоций

Соцреализм это беллетризированная форма утопического социализма.

Теперь попробую расшифровать. Для начала самый яркий с моей точки зрения пример соцреализма, хотя произведение принято относить к жанру фантастики. Это Туманность Андромеды Ивана Ефремова.
Все остальные яркие произведения соцреализма по сути тоже являются фантастикой, так как они ломают естественную систему человеческих приоритетов. Например, общественное выше личного, интересы рабочего коллектива выше интересов семьи и т.д. Особенно ярко это проявляется даже не в литературе, а в фильмах тех лет.
–––
Все хотят чтобы что-нибудь случилось, но при этом боятся чтобы чего-нибудь не произошло.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 19 октября 2020 г. 16:36  
цитировать   |    [  ] 
Хойти, чем же так плохи «Бруски»? Расскажите подробнее, если возможно!
–––
Настоящий фанат аниме должен сделать три вещи: затопить горы, пробурить небо и уехать в Москву.


авторитет

Ссылка на сообщение 19 октября 2020 г. 16:54  
цитировать   |    [  ] 
Странно, что никто не вспомнил "Цемент" Федора Гладкова.

цитата Karno

заставляйте читать себя это количество НАСИЛЬНО.

Так можно отбить себе желание к чтению. Причем на долгие годы.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 19 октября 2020 г. 16:56  
цитировать   |    [  ] 
Karno, первый раз я начал читать «Тихий Дон» по школьной программе, но не хватило времени (остановился где-то на начале Первой мировой). Второй раз начинал читать в институте, продвинулся дальше, но почему-то бросил, видимо, было недостаточно интересно. Теперь, по прошествии пятнадцати лет, я думаю, будет интереснее. Правда, из-за беглого просмотра фильма 50-х годов у меня сложилось мораль (возможно, превратная), что нечего бегать между враждующими армиями (кажется, это чья-то искажённая цитата). И тогда я подумал, что читать уже будет не интересно. Но я могу ошибаться.
–––
Настоящий фанат аниме должен сделать три вещи: затопить горы, пробурить небо и уехать в Москву.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 19 октября 2020 г. 16:58  
цитировать   |    [  ] 
string theory, «Цемент» был у меня на примете ещё до открытия этой темы.
–––
Настоящий фанат аниме должен сделать три вещи: затопить горы, пробурить небо и уехать в Москву.


магистр

Ссылка на сообщение 19 октября 2020 г. 17:03  
цитировать   |    [  ] 

цитата string theory

Так можно отбить себе желание к чтению. Причем на долгие годы.

Это зависит от того что читать, и как читать.
Если выбирать интересные книги, то очень даже.
Ну и все надо в меру, 3-4 часа деятельного чтения (но КАЖДЫЙ ДЕНЬ, РЕГУЛЯРНО) вполне достаточно. Не надо перенапрягаться и изматывать себя чтением.
ArtTrapeza фильмы (что советские, что современные российские) и в подметки не годятся этой великой книги.
И еще раз повторю — у нее монотонный стиль, ее надо заставлять себя читать. Это не веселая и задорная Мастер и Маргарита.
–––
Who is John Galt?
99,999999% сплачивалось в страхе, неприязни или ненависти, против остальных 0,000001%


философ

Ссылка на сообщение 19 октября 2020 г. 17:46  
цитировать   |    [  ] 

цитата string theory

Странно, что никто не вспомнил "Цемент" Федора Гладкова.


Вспоминал о нём Шолохов в контексте, как я понимаю, crème de la crème соцреализма 20-30 годов. В этом же списке и "Бруски".

цитата

«Было бы странно, если бы сейчас, когда трудовыми руками советских людей создаются величайшие в мире гидроэлектростанции, наши пропагандисты все время твердили бы народу: “Однако мы все же построили в 1932 году Днепрогэс”. А вот мы, писатели, построили бы себе этакую “днепрогэсовскую” литературную плотину из произведений, написанных 20—30 лет тому назад, и чуть что нажмут на нашего брата писателя, мы проворно прячемся за эту плотину и не без апломба заявляем оттуда: “Позвольте, как это нет книг? Как это мы не пишем? А “Жизнь Клима Самгина”? А романы Сергеева Ценского? А “Железный поток” Серафимовича? А “Цемент” Гладкова? А “Разгром” Фадеева? А романы Леонова и Федина? А “Чапаев” Фурманова? А “Бруски” Панферова?” И залпом перечислим еще десяток произведений, признанных читателями и пощаженных временем. До каких же пор мы будем отсиживаться под благодатным прикрытием этой всеспасающей плотины?» (Шолохов М. А. Речь на XX съезде КПСС // Правда. 1956. 21 февраля).
–––
"Сумерки, осень и бешеный дождь,
Я подошёл и спросил - что ты ждёшь."


магистр

Ссылка на сообщение 19 октября 2020 г. 17:55  
цитировать   |    [  ] 

цитата Karno

Кстати, Тихий дон нельзя читать по желанию и настроению, у этой книги очень тяжелый стиль.
Мой совет — приучите себя читать фиксированное количество текста в день, и заставляйте читать себя это количество НАСИЛЬНО.


Обожемой...
Коллега, я, со своей стороны, попытаюсь прокомментировать ваши ощущения от романа Шолохова.
Это — шедевр мировой литературы. Стиль как раз у него легкий. Но у романа есть ряд особенностей.

Первая — чрезвычайно большое количество действующих персонажей, как главных, так и второстепенных. Шолохов ухитрился (хотя термин не совсем точный, в общем, ему удалось) написать так, что читатель пропускает через себя просто гигантское количество человеческих историй, именно от этого у него возникает эмоциональный "перегруз", что воспринимается в первом приближении как "тяжесть" произведения. (А между прочим, это — показатель колоссальной работы самого Шолохова, ведь всех героев он в первую очередь пропустил через себя самого)

Вторая — это самый жестокий роман мировой литературы. И все потому, что автор большинство историй своих героев сводит к печальному концу. Более того — он описывает моменты ухода из жизни этих персонажей наиболее подробно среди всех писателей (вспомним смерть даже не второ-, а четырехстепенного персонажа, Егора Жаркова...

Острая боль в левом глазу не давала Григорию возможности глядеть; с трудом раскрыв правый, увидел: половина дома разрушена, красным уродливым месивом лежали кирпичи, над ними курилась розовая пыль. Из-под исковерканного крыльца полз на руках Егор Жарков. Все лицо его – сплошной крик, по щекам из вывалившихся глаз – кровяные слезы. Он полз, вобрав голову в плечи, кричал, будто не разжимая трупно почерневших губ:

– А-и-и-и-и! А-и-и-и-и! А-и-и-и-и!..

За ним на тоненьком лоскутке кожи, на опаленной штанине поперек волочилась оторванная у бедра нога, второй не было. Он полз, медленно переставляя руки, тонкий, почти детский стенящий крик сверлился изо рта. Он оборвал крик и лег боком, плотно прижимая лицо к неласковой, сырой, загаженной конским пометом и осколками кирпича земле. К нему никто не подходил.

<...>
– Не вороши его, – сказал Чубатый шепотом, – зайди с этой стороны, глянь.

Он перешел на другую сторону, не выпуская из пальцев рукава Григорьевой гимнастерки, растолкал ближних. Григорий глянул и, сгорбившись, пошел в ворота. Под животом Жаркова дымились, отливая нежно-розовым и голубым, выпущенные кишки. Конец этого перевитого клубка был вывалян в песке и помете, шевелился, увеличиваясь в объеме. Рука умирающего лежала боком, будто сгребая…

– Накройте ему лицо, – предложил кто-то.

Жарков вдруг оперся на руки и, закинув голову так, что затылок бился меж скрюченных лопаток, крикнул хрипатым, нечеловеческим голосом:

– Братцы, предайте смерти! Братцы!.. Братцы!.. Что ж вы гляди-те-е-е?.. Аха-ха-а-а-а-а!.. Братцы… предайте смерти!...


Шолохов, как писатель-сенсорик, к тому же, владеющий русским языком на высочайшем уровне, предпочитает эпатировать читателя прямым описанием натуралистических деталей и добивается своего: эффект "ментального присутствия" на месте событий гарантирован. Ни в одном другом произведении мировой литературы не дается такое подробное описание столь большое числа смертей. Встречаются книги, где погибших и поболее, но гибель персонажей схематична или сведена к статистическим сводкам.

Третья особенность: события романа-эпопеи развиваются нелинейно и читатель, даже понявший ритм произведения, вынужден идти по нему, как первопроходец: невозможно предугадать, как повернется сюжетная ветка и судьба того или иного героя (за исключением прямых исторических событий). Причем, для писателя это не "игра ума" с читателем, как бывает часто; Шолохов здесь придерживается жесткого критерия — не отступать от "правды жизни" сообразно реалиям эпохи, действительно, мы, реальные люди, не знаем, что может случиться с нами самими хотя бы завтра, так чего же ожидать от сверхнестабильного времени гражданской войны?

Все эти особенности для читателя-новичка (не знакомого с творчеством Шолохова) в первую очередь служат "шоками", чрезмерно нагружающими эмоциональную сферу. И первая реакция при такой "перегрузке" — отторжение: чересчур "всего" — и плохого, и хорошего, и смешного, и несправедливого, и справедливого много, изобильно.
Возможно, не стоит читать книгу в состоянии такого "перегруза", вы правы.

Но есть простой приём, как этот "перегруз" нивелировать. Надо на короткое время заняться прямо противоположным чтению занятием — хоть прогулкой, хоть танцами, хоть (я не советую этого делать) — "выпить малость алкоголия". В общем, алгоритм понятен.
А потом — вернуться к "Тихому Дону" с новыми силами, уже зная особенности этого произведения, делающего его уникальным явлением в литературе.
Но, справедливости ради, хочу добавить, что у Шолохова по подобной схеме и с подобным результатом для читателя, созданы практически все го произведения. И о них тоже забывать не стоит.


магистр

Ссылка на сообщение 19 октября 2020 г. 18:00  
цитировать   |    [  ] 

цитата AndrewBV

Стиль как раз у него легкий.

Да, у него такой легкий стиль, что мне пришлось снизить "норму" чтения с 300 до 250 условных страниц в день. Да и то, эти самые 250 занимали 5 часов (с перерывами), хуже и тяжелее этого у меня шло Дело Артамоновых Горького.
–––
Who is John Galt?
99,999999% сплачивалось в страхе, неприязни или ненависти, против остальных 0,000001%


магистр

Ссылка на сообщение 19 октября 2020 г. 18:17  
цитировать   |    [  ] 
И да, открою свое наблюдение — больше 40-50 минут я никому читать не рекомендую.
Вы там написали про "прогулку" и "танцы", я знаю не менее лучший выход — музыка.
Я разбиваю чтение на 4 отрезка (обычно читаю 300, значит 75+75+75+75), и между этима отрезками слушаю необременительную музыку по телевизору (обычно попса по каналам ру тв и муз тв). Упаси бог использовать алкоголь, как вы написали — голова должна оставаться ясной, поэтому читаю я до 4-5 вечера.
–––
Who is John Galt?
99,999999% сплачивалось в страхе, неприязни или ненависти, против остальных 0,000001%


авторитет

Ссылка на сообщение 19 октября 2020 г. 19:08  
цитировать   |    [  ] 
Karno

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

А еще лучше не заставлять себя читать то, что не нравится.
Всего написанного не перечитать, всего снятого не пересмотреть, всего записанного не переслушать. Всегда что-то останется неосвоенным. И с книгами это как с женщинами. Если не твой типаж, не твой тип характера, то незачем заставлять себя полюбить, только боком выйдет.


магистр

Ссылка на сообщение 19 октября 2020 г. 19:44  
цитировать   |    [  ] 
string theory мне Тихий дон понравился, к слову на сайте тут я ему поставил 10 баллов (отдельно книгам по 8, потому что житие бытие героев на 10, но есть сравнительно тусклая историческая проза).
Если бы мне он не понравился, я бы дальше второго тома не прошел бы. Отличная книга, хоть и со сложным языком, но не все же одни детективы Агаты Кристи читать. ;-)
–––
Who is John Galt?
99,999999% сплачивалось в страхе, неприязни или ненависти, против остальных 0,000001%


магистр

Ссылка на сообщение 23 октября 2020 г. 13:21  
цитировать   |    [  ] 
Тему временно вроде как бы отыграли. Но вспомнил, что в своих формулировках никто не привел главного атрибута жанра. Между тем он был, более того, без него публикация произведения становилась крайне маловероятной, а то и вовсе невозможной.
Атрибут простой — наличие положительного главного героя.
Помню как долбали Утиную охоту за то, что в ней не было положительных
–––
Все хотят чтобы что-нибудь случилось, но при этом боятся чтобы чего-нибудь не произошло.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 23 октября 2020 г. 13:25  
цитировать   |    [  ] 
НольЭмоций ,
хех. очень "долбали" и Руслана Киреева за его, как он сам сформулировал, "амбивалентного героя". то есть воспитанному соцреализмом читателю непонятно, хорош герой или плох и как к нему относиться.
–––
Мораль сей басни такова: учите новые слова (с) mischmisch


философ

Ссылка на сообщение 23 октября 2020 г. 13:34  
цитировать   |    [  ] 

цитата НольЭмоций

Тему временно вроде как бы отыграли.


Если верить статистике просмотров, то тема их набирает мало, особенно в категории "#просмотры/#сообщения". Но ... возможно, это и хорошо?
–––
"Сумерки, осень и бешеный дождь,
Я подошёл и спросил - что ты ждёшь."


магистр

Ссылка на сообщение 23 октября 2020 г. 14:07  
цитировать   |    [  ] 

цитата Victor31

Но ... возможно, это и хорошо?

Думаю, что да. Главное, чтобы не вернулось в какой-нибудь другой красивой упаковке.
–––
Все хотят чтобы что-нибудь случилось, но при этом боятся чтобы чего-нибудь не произошло.


авторитет

Ссылка на сообщение 5 декабря 2021 г. 11:02  
цитировать   |    [  ] 
Люблю книги такого направления и с удовольствием их читаю, несмотря на то, что родилась намного позже расцвета СССР.
Могу посоветовать по теме:
Вилис Лацис "Семья Зитаров" (прочла на прошлой неделе, изумительная вещь)
Вера Панова "Кружилиха"
Борис Бедный "Девчата"
Сергей Антонов "Аленка"
Мария Глушко "Ночной троллейбус", "Потому что люблю..."
Антонина Коптяева "Иван Иванович", "Дружба", "Дерзание" (трилогия)


активист

Ссылка на сообщение 5 декабря 2021 г. 17:37  
цитировать   |    [  ] 
Хорошая тема, с интересом прочитал все 6 страниц, и спасибо Dasheri за новое сообщение.

Мне кажется что "Социалистический реализм" — это буква Ф — Фадеев, Федин, Фурманов + Н.Островский и Б. Полевой.
Удивлен что их не упомянули, так как они пришли в говову в первую очередь, а тут люди гораздо образованней меня.

У Серафимовича я читал только рассказы, очевидно ранние (Он прожил долгую жизнь, на момент Революции ему было 54 года), рассказы очень понравились.
Страницы: 123456789    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другая литература» > Тема «Соцреализм»

 
  Новое сообщение по теме «Соцреализм»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх