Литература о Византии


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другая литература» > Тема «Литература о Византии»

Литература о Византии

 автор  сообщение


миротворец

Ссылка на сообщение 13 февраля 2013 г. 20:32  
цитировать   |    [  ] 
Любопытная публикация по тематике в последнем выпуске СВ:

П.А. Рязанов (Н. Новгород). Византийский ученый Феодор Газа и его речь о пользе изучения греческой словесности // Средние века, 2012, 73, №3-4, 198-221.

Речь о греческой словесности Феодора Газы, грека из Фессалоники. Пер. с лат., коммент. П.А. Рязанова // Средние века, 2012, 73, №3-4, 221-231.
–––
Helen M., VoS


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 13 февраля 2013 г. 20:55  
цитировать   |    [  ] 
lena_m
О, спасибо, надо бы приобрести сборничек.
–––
Мы должны, значит, мы можем!


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 13 февраля 2013 г. 20:58  
цитировать   |    [  ] 
Из интересностей могу добавить что в СПбГУ обсуждалась интернет база данных по византинистике — библиографическая база данных по отечественному византиноведению. Она создаётся под руководством С.П. Карпова, оф-ное наименование "Библиография русского византиноведения". http://meridionalia.ru/Byzant/
–––
Мы должны, значит, мы можем!


магистр

Ссылка на сообщение 14 февраля 2013 г. 16:23  
цитировать   |    [  ] 
Хорошая книга "Искусство Византии", автор Дэвид Т. Райс. Он рассматривает влияние, оказанное Византией на культуру Армении, Грузии и т. п. 2002 г, издательство "Слово" Приведены фотографии утвари, которая раньше была доступна только специалистам, напимер, из монастырей горы Афон


авторитет

Ссылка на сообщение 14 февраля 2013 г. 21:11  
цитировать   |    [  ] 

цитата квинлин

Из интересностей могу добавить что в СПбГУ обсуждалась интернет база данных по византинистике — библиографическая база данных по отечественному византиноведению. Она создаётся под руководством С.П. Карпова, оф-ное наименование "Библиография русского византиноведения". http://meridionalia.ru/Byzant/


Некоторые работы Каждана там к византинистике отношения не имеют. И интерфейс какой-то странный, только поиск по авторам и названиям, без каталога и рубрик. В базе около 41 тысячи названий, в основном после 1991 года. Рецензий и ссылок на электронные версии почти нет.
–––
Tentmaker zie, uw lichaam is een tent,
den Sultan ziel tot een kort logement


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 14 февраля 2013 г. 21:13  
цитировать   |    [  ] 
Омар Хаим
Да, согласен, интерфейс и возможности, мягко говоря, не внушают. В будущем, однако, обещают добавить электронные версии некоторых работ и ссылки на малотиражки (во всяком случае, сотрудники истфака СПБГУ просили прикрутить возможность выкладывать там свои статьи из периодики).К сожалению, не смог лично пообщаться с одни из создателей этой базы данных. Так что не знаю, что в ближайшее время будет действительно сделано.
Но хоть такое начинание...
Так, например, создают электронную базу документов из РГАДа...силами практически одного-двух человек. В планах было создание базы сканов документов и по зарубежной истории 9Византии), но даже отечественные документы РГАД пока что очень слабо там представлены.
–––
Мы должны, значит, мы можем!


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 17 февраля 2013 г. 14:56  
цитировать   |    [  ] 
А кто-нибудь уже знакомился с книгой С.Я. Гагена "Византийское правосознание IV-XV вв."?
–––
Мы должны, значит, мы можем!


авторитет

Ссылка на сообщение 17 февраля 2013 г. 15:23  
цитировать   |    [  ] 

цитата квинлин

А кто-нибудь уже знакомился с книгой С.Я. Гагена "Византийское правосознание IV-XV вв."?


Только с аннотацией:

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)


Г 127 Гаген, Сергей Яковлевич.   Византийское правосознание IV-XV вв. : монография / Гаген, Сергей Яковлевич. — М. : Юрлитинформ, 2012. — 302 с. — (Теория и история государства и права). — Библиогр.: с. 286-298. — ISBN 978-5-93295-985-5.

Книга дает читателю оригинальный взгляд на Византию как на исходный пункт современности. Это означает, что Византия рассматривается как первое государство современного типа с рациональной правовой системой, юриспруденцией как особым видом деятельности, юристами-профессионалами, а также развитой светской (эллинистической) культурой и христианской религией как двумя основаниями византийской морали. Базовые принципы современной государственности, такие как законность правления, ответственность властвующих перед подданными, народный суверенитет, равенство всех перед законом, хотя и были разработаны еще в эллинистической культуре, но впервые внесены в правосознание общества именно византийскими интеллектуалами. Разумеется, средневековая действительность везде отличалась жестокостью, деспотизмом, социальным неравенством, но с точки зрения правовых принципов, идеалов и представлений, присутствовавших на всех уровнях византийского правосознания, Византия была первым в мире правовым государством.


и оглавлением:

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)


Оглавление:

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
I. Правосознание в контексте истории Византии . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1. Правосознание и сознание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.1. Понятия "сознание", "правосознание", "совесть" . . . . . . . . . . . . . .6
1.2. Правосознание как форма "общественного сознания" . . . . . . . . . . . . .8
1.3. Правосознание как форма исторического сознания . . . . . . . . . . . . . 10
1.4. Понятие "правосознание" в американском и европейском правоведении . . . .14
1.5. Субъекты и уровни правосознания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
2. "Незаметная Византия" . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
2.1. Начало империи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
2.2. "Средневизантийский" период . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
2.3. Поздняя Византия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
3. Византия в зеркале идеологий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
3.1. Два типа "сословной государственности" . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
II. "Накрытый стол" эллинистической культуры . . . . . . . . . . . . . . . . .54
4. Возможна ли "христианская совесть"? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .57
4.1. Идея "заботливой власти" как правовой принцип . . . . . . . . . . . . . .62
4.2. "Внесение" правосознания в общество . . . . . . . . . . . . . . . . . . .65
4.3. Идея божественного воздаяния . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
4.4. Беспристрастное правосудие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
4.5. Богатство и правосудие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
4.6. Идея правосудия в Псалтыри . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
4.7. Процветание народа как норма-цель Псалтыри . . . . . . . . . . . . . . . 78
5. Правосознание Нового Завета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .79
5.1. Правосознание исторического Иисуса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
5.2. Стоицизм в христианстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .82
5.3. Осуждение развода по инициативе женщины . . . . . . . . . . . . . . . . .85
5.4. Иисус и Август: изменение сферы личного и публичного . . . . . . . . . . 88
6. Легитимация власти в христианском правосознании . . . . . . . . . . . . . .90
6.1. Божественная "трансляция власти" . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
6.2. Религиозная санкция власти в Библии . . . . . . . . . . . . . . . . . . .93
7. "Домостроительство" в византийском правосознании . . . . . . . . . . . . . 97
8. Аллегории в правосознании византийцев . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
9. Христианский неоплатонизм и правосознание . . . . . . . . . . . . . . . . 110
10. Риторика и правосознание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
10.1. Мораль неоплатоников и христианство . . . . . . . . . . . . . . . . . .118
10.2. "Две морали" в византийском правосознании . . . . . . . . . . . . . . .119
11. "Жизненный идеал" эллинистической культуры . . . . . . . . . . . . . . . 120
III. "Железные цепи" римского права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .126
12. Христианизация государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
12.1. Правовое регулирование образа жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . .130
12.2. Символ веры и правосознание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .136
13. Правовое регулирование христианской веры . . . . . . . . . . . . . . . . 139
13.1. Закон о вероисповедании 380 г. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
13.2. Собственность еретиков и иноверцев . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
14. Правовое регулирование семейной жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . .146
14.1. Законодательство о разводах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .146
14.2. Развод по взаимному согласию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
14.3. Самообвинение в прелюбодеянии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .154
15. Новые родственники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
15.1. Крестные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
15.2. Помолвленные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161
16. "Христово наследство" . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .164
17. Правовое регулирование нравственности . . . . . . . . . . . . . . . . . .169
17.1. Гомосексуализм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
17.2. Совращение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179
17.3. Неблагодарность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .181
IV. Уровни и субъекты византийского правосознания . . . . . . . . . . . . . .183
18. Догматический уровень правосознания . . . . . . . . . . . . . . . . . . .183
18.1. Теории об отношении "царства" и "священства" . . . . . . . . . . . . . 183
18.2. Миф о "цезарепапизме" . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .187
18.3. Византийская церковь как международный актор . . . . . . . . . . . . . 193
18.4. Теория "двух властей" патриарха Фотия . . . . . . . . . . . . . . . . .194
18.5. Право убежища в церкви в византийском правосознании . . . . . . . . . .197
19. Идея законного правления в византийском догматическом правосознании . . .200
19.1. "Правление закона" в правосознании эллинистической культуры . . . . . .201
19.2. Учение о законе в догматическом правосознании Византии . . . . . . . . 202
19.3. Идея иерархии законов в догматическом правосознании Византии . . . . . 208
20. Профессиональный уровень правосознания . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
20.1. Основы византийского профессионального правосознания . . . . . . . . . 213
20.2. Коррупция в профессиональном правосознании . . . . . . . . . . . . . . 215
21. Обыденный уровень правосознания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .223
21.1. "Правовой нигилизм" в обыденном правосознании . . . . . . . . . . . . .224
21.2. "Игра с правом" в обыденном правосознании . . . . . . . . . . . . . . .229
21.3. Взяточничество в обыденном правосознании . . . . . . . . . . . . . . . 234
22. Проблема византийской индивидуальности . . . . . . . . . . . . . . . . . 236
22.1. "Индивидуализм без свободы" . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .238
22.2. Индивидуализм и эготизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .242
22.3 Индивидуализм и свобода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243
23. Коллективное и корпоративное правосознание . . . . . . . . . . . . . . . 246
23.1. Корпоративное правосознание знати . . . . . . . . . . . . . . . . . . .246
23.2. Тендерное правосознание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .249
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 255
Примечания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257
1. Правосознание и сознание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .257
2. "Незаметная" Византия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258
3. Византинистика в зеркале идеологий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .263
4. Возможна ли "христианская совесть"? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 264
5. Правосознание исторического Иисуса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .267
7. "Домостроительство" в византийском правосознании . . . . . . . . . . . . .269
8. Библейские аллегории в правосознании византийцев . . . . . . . . . . . . .269
10. Риторика и правосознание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 272
11. "Жизненный идеал" эллинистической культуры . . . . . . . . . . . . . . . 272
17. Правовое регулирование нравственности . . . . . . . . . . . . . . . . . 273
18. Догматический уровень правосознания . . . . . . . . . . . . . . . . . . .273
19. Идея законного правления в византийском догматическом правосознании . . .275
20. Профессиональный уровень правосознания . . . . . . . . . . . . . . . . . 275
21. Обыденный уровень правосознания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .276
22. Проблема византийской индивидуальности . . . . . . . . . . . . . . . . . 277
23. Коллективное и корпоративное правосознание . . . . . . . . . . . . . . . 277
Список сокращений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .278
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 286

–––
Tentmaker zie, uw lichaam is een tent,
den Sultan ziel tot een kort logement


авторитет

Ссылка на сообщение 17 февраля 2013 г. 15:45  
цитировать   |    [  ] 

цитата квинлин

Так что не знаю, что в ближайшее время будет действительно сделано.


В ближайшее время там будет добавлен сложный поиск:

http://meridionalia.ru/Byzant/index.php?w...

Ссылок с сайта на него пока нет, но уже работает.
–––
Tentmaker zie, uw lichaam is een tent,
den Sultan ziel tot een kort logement


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 17 февраля 2013 г. 16:32  
цитировать   |    [  ] 
Омар Хаим
Да вот с аннотацией, оглавлением и парой его статей я знаком. Даже книгу приобрёл. Но прежде чем отставить в сторону другие монографии и взяться за эту, хочется узнать, заслуживает того или нет.

За ссылку большое спасибо!
–––
Мы должны, значит, мы можем!


миродержец

Ссылка на сообщение 21 февраля 2013 г. 14:08  
цитировать   |    [  ] 
Пожалуй, также можно взглянуть монографию Карпова о Трапезундской империи. На многое открывает глаза...


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 21 февраля 2013 г. 14:16  
цитировать   |    [  ] 
AlisterOrm
Жаль только, что она скорее фрагментарна. Между главами мало внутренней связи, а многие параграфы "Запад (Италия) о трапезундской...". Может быть, причиной тому нехватка неитальянских источников.
Ещё интересен сборник его работ "Латинская империя", вышедшая в той же "Византийской библиотеке".
–––
Мы должны, значит, мы можем!


миродержец

Ссылка на сообщение 21 февраля 2013 г. 14:35  
цитировать   |    [  ] 

цитата квинлин

Жаль только, что она скорее фрагментарна. Между главами мало внутренней связи, а многие параграфы "Запад (Италия) о трапезундской...". Может быть, причиной тому нехватка неитальянских источников.

Так это же скорее сборник его трудов по теме. Карпов занимается Трапезундом много лет, и первая монография у него вышла, по моему, ещё в семидесятых. Зато там немало сведений о ближайших "окрестностях".


авторитет

Ссылка на сообщение 21 февраля 2013 г. 14:51  
цитировать   |    [  ] 

цитата AlisterOrm

цитата квинлин
Жаль только, что она скорее фрагментарна. Между главами мало внутренней связи, а многие параграфы "Запад (Италия) о трапезундской...". Может быть, причиной тому нехватка неитальянских источников.

Так это же скорее сборник его трудов по теме. Карпов занимается Трапезундом много лет, и первая монография у него вышла, по моему, ещё в семидесятых. Зато там немало сведений о ближайших "окрестностях".


Кроме Трапезунда он занимается ещё Венецией и Генуей, стажировался в Италии в 1977-1978 гг., потому и источники итальянские, а не из-за нехватки.

В 1973 году Карпов напечатал в ВВ статью "Трапезундская империя в византийской исторической литературе XIII-XV вв.". Так что и не только итальянские источники :-)
–––
Tentmaker zie, uw lichaam is een tent,
den Sultan ziel tot een kort logement


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 21 февраля 2013 г. 15:34  
цитировать   |    [  ] 
Омар Хаим AlisterOrm
Да, мне известно, что С.П, Карпов очень плотно работает с итальянскими учёными.
Статья, конечно, это хорошо, но это не очень сильно нашло отражение в самой монографии, как мне показалось (кстати. интересно, что там есть ссылка на работу Андрея Валентиновича Шмалько) . Всё-таки это лишь статья, зато есть целая монография 1981-го года ""Трапезундская империя и западноевропейские государства XIII — XV вв.". Мне кажется, что стажировки в Италии — тоже хорошо, однако требовалось изучить столь же массивно все остальные источники.
–––
Мы должны, значит, мы можем!


миротворец

Ссылка на сообщение 21 февраля 2013 г. 15:40  
цитировать   |    [  ] 
Любителя Византии советую обратить внимание на периодическое издание УрФГУ «Античная древность и средние века» — попавшийся тут на глаза выпуск был практически полностью посвящён византйской тематике...
–––
Helen M., VoS


миродержец

Ссылка на сообщение 21 февраля 2013 г. 16:05  
цитировать   |    [  ] 

цитата lena_m

Любителя Византии советую обратить внимание на периодическое издание УрФГУ «Античная древность и средние века» — попавшийся тут на глаза выпуск был практически полностью посвящён византйской тематике...

Ну понятно — сузюмовская школа. Наверное, лучших византинистов на Руси теперь нет.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 21 февраля 2013 г. 16:17  
цитировать   |    [  ] 
lena_m
И заодно практически все сборники доступны в электронном виде.
–––
Мы должны, значит, мы можем!


авторитет

Ссылка на сообщение 21 февраля 2013 г. 16:53  
цитировать   |    [  ] 

цитата квинлин

Мне кажется, что стажировки в Италии — тоже хорошо, однако требовалось изучить столь же массивно все остальные источники.


Это нереально. Карпов попытался объединить две старые концепции — грузинскую (Успенский) и ромейскую (Йорга, Брайер). А это можно сделать, только введя третий элемент, западный, в лице итальянских морских республик Венеции и Генуи, поскольку у него Трапезундская империя держится на транзитной торговле между Западом и Востоком.

В "Трапезундской империи и Западной Европе" он жаловался на распылённость источников по Трапезундской империи. Там же в списке литературы у него есть не только итальянские источники, но и византийские (Панарет, Сфрандзи, Хониат, Дука, Критовул, Пахимер, Григора, Халкокондил, Сильвестр Сиропул), и французские (Виллардуэн, Валансьен, Жуанвиль, Ваврин), западноевропейские дневники путешествий (Клавихо, Тафур, Контарини и др.). Восточные источники тоже важны, но ими Карпов мог пользоваться только в переводах: Масуди, Идриси, Ибн Биби, то есть только тем, что переводилось. Это лучше Шукурова изучать.

Там столько источников, что утонуть можно :-)
–––
Tentmaker zie, uw lichaam is een tent,
den Sultan ziel tot een kort logement


авторитет

Ссылка на сообщение 21 февраля 2013 г. 20:26  
цитировать   |    [  ] 
Алетейя переиздала 2й том Васильева в ВБ
Страницы: 1234...222324    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другая литература» > Тема «Литература о Византии»

 
  Новое сообщение по теме «Литература о Византии»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх