Оноре Де Бальзак


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другая литература» > Тема «Оноре Де Бальзак»

Оноре Де Бальзак

 автор  сообщение


философ

Ссылка на сообщение 29 апреля 2010 г. 21:03  
цитировать   |    [  ] 
Странно, что на нашем любимом форуме отсутствует тема, посвященная столь талантливому писателю, как Оноре Де Бальзак.
Краткую его биографию вы можете изучить на "Wikipedia".
Хотелось бы обсудить его повесть "Отец Горио". На мой взгляд, отличное произведение. Но чем именно оно берет за душу? Вниманием к деталям, а также качественно выписанными характерами персонажей. Кому-то это может показаться странным, но я определяю яркость, "живость" литературных персоналий по следующему критерию: помню ли я его имя через две недели после прочтения книги (временной промежуток может быть больше, но только в том случае, если речь идет о главном герое). Так вот — из этого произведения я помню почти всех персонажей. Также меня буквально привела в восторг тонкая ирония автора над обществом. Главное ее достоинство заключается в том, что она без каких-либо изменений может быть применена и к современному социуму. Злоба, зависть, ревность — они остаются, меняются лишь их оболочки.
Хотелось бы узнать ваше мнение об этом, не побоюсь столь пафосных слов, замечательном произведении талантливого французского классика XIX века. И, конечно же, о нем самом.
–––
This wall goes up forever. There's nothing up there... Or maybe it's heaven.


миротворец

Ссылка на сообщение 29 апреля 2010 г. 21:13  
цитировать   |    [  ] 
"Шагреневая кожа" в свое время показалась очень депрессивной. Читать такое надо не в 19 лет (как я), а как минимум в 30, когда менее чувствительным и ранимым станешь.
После ШК я с трудом, помнится, пришел в себя...
"Гобсек" -- маленький рассказик ни о чем. Ну, стяжатель изображен, ну, осуждение его житейской позиции... ну и что? Вся мораль рассказа ясна с первого же слова.
"Отец Горио" -- замечательная вещь. Грустная проза жизни, подкупающая своей... как бы это сказать... невыдуманностью. Вотрен -- далеко не положительный герой, но ему сочувствуешь, пожалуй, даже больше, чем Растиньяку (хотя и того жалко, конечно -- учитывая, кем он в итоге стал).
Кстати, у Вотрена и Жана Вальжана Гюго вроде бы один прототип был. И это... знаменитый французский сыщик (а в прошлом -- такой же знаменитый преступник) Видок.
–––
...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша,
Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа.


философ

Ссылка на сообщение 29 апреля 2010 г. 21:20  
цитировать   |    [  ] 

цитата glupec

Вотрен -- далеко не положительный герой, но ему сочувствуешь

Я скорее не сочувствовал, а зауважал. Энергию такого человека — и в положительное русло! А вот то, как "нахлебники" поступили с законопослушными гражданами, удручает...
А Вы не читали "Столетнего Старца"? А то у меня лежит, и думаю: приступить или нет?.
–––
This wall goes up forever. There's nothing up there... Or maybe it's heaven.


миротворец

Ссылка на сообщение 29 апреля 2010 г. 21:27  
цитировать   |    [  ] 

цитата Kebab

Вы не читали "Столетнего Старца"?

Увы, нет. То, что я читал, я перечислил в своем посте выше.
–––
...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша,
Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа.


миродержец

Ссылка на сообщение 29 апреля 2010 г. 21:29  
цитировать   |    [  ] 
А меня очень впечатлила "Евгения Гранде", с чего и началось мое знакомство с творчеством Бальзака. "Отец Горио" — сильная вещь. Очень нравится "Блеск и нищета куртизанок".
"Человеческая комедия" в принципе довольно интересный и необычный феномен в литературе: столько ярких образов, точных характеристик, житейских ситуаций, бытописаний, событий и характеров.


миродержец

Ссылка на сообщение 29 апреля 2010 г. 22:46  
цитировать   |    [  ] 

цитата glupec

"Шагреневая кожа" в свое время показалась очень депрессивной. Читать такое надо не в 19 лет (как я), а как минимум в 30, когда менее чувствительным и ранимым станешь

Думаете, стоит перечитать? В чем разница в восприятии? В 19 лет читалось на одном дыхании и показалось очень увлекательным (хорошо написанная мистика!), но не скажу, что глубоко затронуло, а тем более ранило какие-то чувства. 8-] Почему-то мне с Бальзаком очень легко (так же, как очень уютно и тепло с Дэном Симмонсом) — и это не шутка!
–––
В воротах цирка застрял танк. Толпа подожгла бассейн. Львица оказалась кабаном.


миротворец

Ссылка на сообщение 29 апреля 2010 г. 23:23  
цитировать   |    [  ] 

цитата mischmisch

не скажу, что глубоко затронуло

А меня -- очень глубоко. Общество, полное моральных уродов -- либо ты "такой, как все" (обладаешь богатством, вхож в свет и т.д.), либо -- ты пария и на обочине.
Рафаэль, конечно, не дурак -- он предпочел бы стать парией, лишь бы выйти из великосветского серпентария. Но уже не мог -- и дело тут даже не в шагреневой коже, а только в нем самом.
Я был в подобных условиях. Когда учился в вузе. Но я-то этот круг в итоге сам прорвал, а де Валантен -- ценой чужой жизни. Ну, и кто он после этого?..
Вот так как-то. ИМХО.
–––
...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша,
Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа.


миродержец

Ссылка на сообщение 30 апреля 2010 г. 08:52  
цитировать   |    [  ] 

цитата glupec

Общество, полное моральных уродов -- либо ты "такой, как все"

Вам не страшно жить, так рассуждая? Для меня мир — зеркало: прорваться сквозь него означает его разбить и порезаться или попасть в ту же "веселую страну", что и Алиса. Мне больше нравится енотик из мультика — он улыбался в воду, а в ответ получал такую же улыбку отражения (мне, например, улыбаются кондукторы в автобусах и женщины в собесе). Бальзак, как ни странно, тоже: главного героя книги мне было просто жалко, такой глупый мальчик, прямо как Дориан Грэй 8:-0
–––
В воротах цирка застрял танк. Толпа подожгла бассейн. Львица оказалась кабаном.


миротворец

Ссылка на сообщение 30 апреля 2010 г. 17:34  
цитировать   |    [  ] 

цитата

Вам не страшно жить, так рассуждая? Для меня мир — зеркало: прорваться сквозь него означает его разбить и порезаться или попасть в ту же "веселую страну", что и Алиса. Мне больше нравится енотик из мультика — он улыбался в воду, а в ответ получал такую же улыбку отражения

mischmisch, я с вами совершенно согласен.
Просто тогда, в 19 лет, я рассуждал иначе. (И Бальзак, похоже, тоже -- Chagrin по-французски не только "шагреневая кожа", но и "печаль, горе").

цитата

главного героя книги мне было просто жалко, такой глупый мальчик, прямо как Дориан Грэй

Еще более "глупым мальчиком" показался мне герой "Исповеди сына века" Мюссе. Который страстно хотел, чтобы его любили окружающие, а сам ничего для этого не сделал. И в итоге остался один со своим постоянным унынием.
Но, согласитесь, если уж такие повести появлялись в середине позапрошлого века, значит, были тому причины. Возможно, всё общество тогдашнее ещё не перешло в период зрелости...
–––
...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша,
Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа.


миродержец

Ссылка на сообщение 30 апреля 2010 г. 23:40  
цитировать   |    [  ] 
glupec Большое Вам спасибо: только что перечитала книгу, получила огромное удовольствие, но, боюсь, восприняла ее так же, как и в юности, — поэтому могу поспорить по поводу возраста читателя :-) Меня особенно подкупает и всегда подкупала ирония Бальзака — к примеру, сцена неудавшегося самоубийства просто великолепна!

цитата glupec

Я был в подобных условиях. Когда учился в вузе.

Наверное, поэтому книга настолько Вас тронула. Меня, например, в свое время так же Томас Манн с его "Будденброками" пробрал.
–––
В воротах цирка застрял танк. Толпа подожгла бассейн. Львица оказалась кабаном.


миротворец

Ссылка на сообщение 30 апреля 2010 г. 23:43  
цитировать   |    [  ] 

цитата mischmisch

Наверное, поэтому книга настолько Вас тронула.

Наверное. "Вошел в резонанс", так сказать...
–––
...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша,
Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа.


миродержец

Ссылка на сообщение 2 мая 2010 г. 20:07  
цитировать   |    [  ] 

цитата Kebab

А Вы не читали "Столетнего Старца"? А то у меня лежит, и думаю: приступить или нет?.
Приступайте. Это любопытно. Готичненько.
ИМХО: как раз основные (т.е. наиболее часто издаваемые в СССР) произведени Бальзака ("Евгения Гранде", "Отец Горио", "Шагренева кожа", "Гобсек", "Тридцатилетняя женщина") надо читать в среднем-старшем школьном возрасте. Максимум — до 30-ти. Потом это просто скучно.
Вот "Неведомый шедевр", "Поиски Абсолюта" и "Серафита" — это более интересно.
И повесть (или роман) о Екатерине Медичи тоже люблю;-). Главная героиня очень нравится8-).
–––
я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно


философ

Ссылка на сообщение 10 мая 2010 г. 12:58  
цитировать   |    [  ] 

цитата Veronika

Приступайте. Это любопытно. Готичненько.

Звучит привлекательно :-))). Попробую.
–––
This wall goes up forever. There's nothing up there... Or maybe it's heaven.


миродержец

Ссылка на сообщение 10 мая 2010 г. 15:36  
цитировать   |    [  ] 
Бальзак очень интересен, но скорее с социальной, а не литературной точки зрения. Слишком уж он много позаимствовал у англичан 18 века — собственно иронию у Филдинга и Стерна, бытовую описательность у Голдсмита и других. К сожалению Бальзак мне кажется немного грубоватым: ну нет у него иронического изящества Стерна, блестящей метафоричиности Диккенса. Его достижения не литературные — всякие социальные вопросы, но тут нужно обращаться к самой его личности.
Кстати, восприятие Бальзака в 19 веке было довольно причудливым — "Блеск и нищета куртизанок" был очень модным романом, Л. Н. Толстой вспоминал о нем с брезгливостью (упоминал среди модного чтива молодежи в "Севастопольских рассказах"). На мой взгляд Бальзака сильно портят романтические литературные штампы, которые он притащил в реализм.


миродержец

Ссылка на сообщение 11 мая 2010 г. 10:54  
цитировать   |    [  ] 
Бальзак был родоначальником истинного натурализма. Действующие лица его произведений телесны, натуралистичны и разнообразны. Он ярко воссоздает пейзажи, костюмы, профессиональные особенности, быт. В произведениях Бальзака важен их дух — беспокойный, порой несуразный, пламенный. Он гораздо важнее натуралистической зоркости, социального бытописательства и слащавых развязок, что порой встречаются. Бальзак имел смелость взглянуть на явления жизни во всей их пестроте и взаимосвязанности.
Да, язык Бальзака уступает языку многих писателей, по словарному составу его язык обыкновенен. Но постановка слов в тексте, часто неправильная: повествование ведется то скачками, то плавно струится, то замедлено, то риторично — показывает пламенность и порывистость его натуры. Все элементы неразделимо связаны и органично взаимодейтсвуют. А в синтаксисе Бальзака, в ритмике изобразительных мотивов читатель находит привлекательность, не свойственную многим другим авторам. Его повествавание порывисто и вдохновенно. Именно фантазия автора дает описательным приемам натурализма ту легкость, которая присуща произведения Бальзака.


миродержец

Ссылка на сообщение 11 мая 2010 г. 17:45  
цитировать   |    [  ] 
Календула
интересно, но я не все понял.

цитата

Бальзак был родоначальником истинного натурализма. Именно фантазия автора дает описательным приемам натурализма ту легкость, которая присуща произведения Бальзака.

Натурализм как теорию придумал Золя и много кого в свою теорию понапихал, даже тех кто натурализм терпеть не мог — Флобера например. Но Бальзака... И что вы имеете ввиду усиляя это: "истинный натурализм", у Бальзака нет "физиологической истории", нет резкого выделения тела, свойственного приемам натурализма. Основатель французского реализма — тут уже другое дело. В каком смысле Вы употребляете термин "натурализм"? На мой взгляд Бальзак насквозь пронизан стандартами романтизма и даже просвящения (если не классицизма): например Эстер из «Блеска и нищеты куртизанок» построена по модели Манон Леско.

цитата

В произведениях Бальзака важен их дух — беспокойный, порой несуразный, пламенный. Он гораздо важнее натуралистической зоркости, социального бытописательства и слащавых развязок, что порой встречаются. Бальзак имел смелость взглянуть на явления жизни во всей их пестроте и взаимосвязанности.


"Дух произведения", с трудом понимаю, что Вы имеете ввиду. Было бы интересно, если бы Вы объяснили. Насчет социальных вопросов и смелости Бальзака, если взглянуть на исторический контекст, то тогда это были самые модные темы времени, именно, что модные, а не актуальные — Просвещение подняло волну, Революция все это хорошенько прожевала и опробовала и пришло самое время поболтать о "социальных вопросах" в кофейнях, в литературе.


миродержец

Ссылка на сообщение 11 мая 2010 г. 17:52  
цитировать   |    [  ] 

цитата Kniga

Натурализм как теорию придумал Золя
, Бальзак стоял у истоков.
Физиологичность не равно натурализм.

цитата Kniga

ндартами романтизма и даже просвящения (если не классицизма

Это уж вы как-то в кучу всего понамешали. И подобное можно сказать о многих.

цитата Kniga

"Дух произведения", с трудом понимаю, что Вы имеете ввиду.

Его почувствовать надо. Не все поддается анализу.


миродержец

Ссылка на сообщение 11 мая 2010 г. 18:11  
цитировать   |    [  ] 
цитата Календула

цитата

Бальзак стоял у истоков.
Физиологичность не равно натурализм.

Искать истоки дело весьма захватывающее, но бесперспективное — истоком натурализма может оказаться вообще Аристофан. Почему Бальзак, а не Филдинг или Стерн? Физиологичность все-таки стоит понимать в том значении, которое придавал ему Золя, а не в современном.

цитата

Это уж вы как-то в кучу всего понамешали. И подобное можно сказать о многих.

Ну намешал не я а Бальзак — Манон Леско, героиня просвещения, еще очень плотно завязанного на классицизме. И Вы правы, это можно сказать об очень многих, ну именно поэтому очень хорошо и великолепно писать могут как раз очень и очень немногие.

цитата

Его почувствовать надо. Не все поддается анализу.

Ну не знаю, на мой взгляд "дух произведения" слишком уж сильно зависит от восприятия читателя, я вот чувствую, в большинстве случаев не "пламенный дух" Бальзака, а наоборот вялость, монотонность и увлеченность, именно увлеченность, Бальзака зарабатыванием денег.


миродержец

Ссылка на сообщение 11 мая 2010 г. 18:29  
цитировать   |    [  ] 

цитата Kniga

очень хорошо и великолепно писать могут как раз очень и очень немногие.

Бальзак пишет очень хорошо. Это мое убеждение и оно не изменится.

цитата Kniga

Ну не знаю, на мой взгляд "дух произведения" слишком уж сильно зависит от восприятия читателя, я вот чувствую, в большинстве случаев не "пламенный дух" Бальзака, а наоборот вялость, монотонность и увлеченность, именно

Каждому свое. Этим и отличается хороший писатель: он умеет вызывать чувства, разные, у каждого свои. И пусть они не всегда положительны, но никто не остается равнодушным.


миродержец

Ссылка на сообщение 11 мая 2010 г. 18:46  
цитировать   |    [  ] 
цитата Календула

цитата

Бальзак пишет очень хорошо. Это мое убеждение и оно не изменится.

Господь меня упаси менять чьи-то убеждения, особенно убеждения юных леди. Не за этим я болтаюсь по этому сайту и форуму и досаждаю людям малоинтересными замечаниями.

цитата

Этим и отличается хороший писатель: он умеет вызывать чувства, разные, у каждого свои. И пусть они не всегда положительны, но никто не остается равнодушным.


Не помню, чтобы хоть какое-то произведение (пусть самое убогое) оставило меня равнодушным. Творчество Марининой вызывает усмешку презрения (не положительное чувство), творчество Диккенса — восторг (положительное чувство), творчество Пелевина — раздражение (а писатель хороший), но все это чувства. Не уверен, нет даже полностью уверен, что "вызывание чувств" не является хоть сколько нибудь удобоваримым критерием для оценки "хорошего-плохого" писателя.
Хотелось бы обсудить как достоинства, так и недостатки Бальзака — автор он в любом случае интересный и оказавший огромное влияние на развитие литературы. Скучно петь одни дифирамбы, да и понимается творчество писателя при внимательном и беспристрастном разборе куда полнее.
Страницы: 123    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другая литература» > Тема «Оноре Де Бальзак»

 
  Новое сообщение по теме «Оноре Де Бальзак»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх