Карл Перкинс (Carl Perkins; полное имя — Карл Ли Перкинс; 9 апреля 1932 — 19 января 1998) — американский певец, композитор, ключевая фигура в становлении жанра рокабилли в середине 1950-х гг.
Дискография
1958 Dance Album 1958 Whole Lotta Shakin’ 1967 Country Boy’s Dream 1969 Carl Perkins’ Greatest Hits 1969 On Top 1970 Boppin’ the Blues (with NRBQ) 1973 My Kind Of Country 1978 Ol’ Blue Suede’s Back 1981 Carl Perkins and The C.P. Express 1982 The Survivors (with Johnny Cash, Jerry Lee Lewis) 1984 The Heart and Soul Of Carl Perkins 1985 The Man and His Legend 1986 Class of ’55 (with Johnny Cash, Jerry Lee Lewis, Roy Orbison) 1989 Born to Rock 1992 A Sentimental Journey (with Scotty Moore) 1996 Go, Cat, Go!
Как бы ни хотел кое-кто принизить роль Карла Перкинса, представляя его как чисто рокабильного музыканта, звезду одного-единственного хита («Blue Suede Shoes») на заре рок-н-ролла, при более пристальном взгляде на его музыку и творческий путь открывается много большее. Да и при беглом взгляде на его песенное наследие обнаруживается, что он — автор таких песен, как «Daddy Sang Bass», написанной для Джонни Кэша (Johnny Cash), «I Was So Wrong» — для Петси Клайн (Patsy Cline) и «Let Me Tell You About Love» для группы «Джаддз» (The Judds). Все они стали крупными хитами и классикой. Его влияние как рокабильного музыканта номер один сыграло важную роль в развитии каждого из поколений рокеров — от Джорджа Харрисона до Брайана Сетцера (Brian Setzer) из «Стрей Кэтс» (The Stray Cats), а также массы кантри-музыкантов. Его манера игры на гитаре — это other twin peak of rockabilly's musical center (наряду с манерой Скотти Мура, ведущего гитариста Элвиса Пресли), причем настолько сейчас распространенная, что современные исполнители машинально переходят на нее, когда их просят представить рок-стиль: они и не подозревают, что копируют аккорды Карла Перкинса — порою нота за нотой. А как исполнитель баллад в стиле «кантри» он не уступает более известным рокерам. Лучшие его произведения пронизаны острым чувством домашнего очага и родных корней, ведущих к самым низам общества.
Он родился в семье издольщиков Бака и Луизы Перкинс и с ранних лет жил, а вскоре уже и трудился на плантации: собирал хлопок. Вся семья — родители, старший брат Джей и младший Клейтон — ютились в хижине. Каждый день Карл бок о бок работал в поле вместе с неграми, и потому неудивительно, что, получив в подарок подержанную гитару, он отправился к соседу — издольщику — учиться играть — и, что называется, из первых рук познал ритмы буги, на которые впоследствии и опирался в своем музыкальном творчестве. Подростком Карл уже играл на электрогитаре и, зазвав братьев (Джей играл на ритм — гитаре, а Клейтон — на контрабасе), сколотил свой первый ансамбль — «Перкинс Бразерс Бэнд» (The Perkins Brothers Band).
Их ансабль (вокальными солистами в нем были Карл и Джей) быстро завоевал себе славу самого забойного в пивнушках Джексона, Теннесси, где публика либо принимала на ура, либо гнала в шею. Здесь-то Карл и начал сочинять свои первые песни с прицелом на будущее. Непрерывно следя за реакцией публики, он переделывал корявые напевы до тех пор, пока не получалась складная песня, которая в конце концов получала письменное оформление. Тогда же Карл уже посылал демо-записи в нью-йоркские компании грамзаписи, но неизменно получал отказ, иногда с комментарием, что такая необычная смесь «кантри» и негритянского ритма не имеет коммерческого спроса. Но услышав однажды выступление Элвиса Пресли по радио, Карл сразу же узнал не только как называется этот стиль, но и к кому обратиться — к тому музыкальному продюсеру, который наконец по достоинству оценил этот стиль и был готов рискнуть вынести его на широкую публику. Это был Сэм Филлипс (Sam Phillips), а фирма называлась «Сан рекордз» (Sun Records). Туда в 1954 году и направился Карл на прослушивание.
Именно тогда, при этом первом прослушивании, состав «Перкинс Бразерс Бэнд» изменился навсегда. Филлипс не проявил ни малейшего интереса к Джею, певшему в стиле Эрнеста Табба (Ernest Tubb), но был сражен наповал голосом и гитарой Карла. Уже спустя 4 месяца он выпустил первый сингл Карла Перкинса с песнями «Movie Magg» и «Turn Around»: обе написал сам Карл. А ко второму синглу в группу влился барабанщик У.С. Холланд (W.S. Holland) — друг Клейтона. Такое нововведение в стиль «кантри» было довольно необычным для того времени.
Филлипс настаивал на том, чтобы Перкинс оставался строго в русле хиллбилли, чувствуя, что, работая в одном и том же музыкальном жанре (Элвиса и рокабилли), эти два музыканта будут мешать один другому. Но когда в декабре 1955 года контракт с Элвисом был продан фирме «RCA Victor», Карл встрепенулся: наконец-то он сможет излить свою рок-душу на следующем прослушивании в студии «Сан». И року, который он исполнил с удвоенным чарующим звучанием, суждено было открыть музыканту дорогу наверх.
Разговор двух подростков на танцплощадке, который он невольно подслушал однажды вечером, и идея песни, которую подсказал Джонни Кэш, вдохновили Перкинса на создание новой вещи — «Blue Suede Shoes», которую он и показал Сэму. Спустя три месяца эта мелодия, в которой слились стили «поп», «кантри» и «ритм энд блюз» возглавили все списки лучших песен. Это была первая пластинка (на ее обороте был другой великолепный рок-н-ролл, написанный и исполненный Карлом, — «Honey Don't»), достигшая триумфа, и первый миллионный бестселлер.
Чувствуя себя готовыми к выходу в большой эфир, Карл и его ребята отправились в Нью-Йорк, чтобые впервые выступить в телевизионном шоу Перри Комо. Но по дороге их машина врезалась в ехавший впереди фермерский грузовик. Карл и его брат Джей попали в больницу: один с повреждением черепа, другой — с переломом шеи.
В больнице же Перкинс увидел выступление Пресли — с его, Карла, «Blue Suede Shoes». Фортуна ускользнула от Карла: прощайте, слава и признание. Ничего не поделаешь, вздохнул Карл и вернулся в студию «Сан» и гастрольным поездкам, пробуя продолжить начатое.
Последующие песни были во многом лучше его первого хита, но тиражи всего, что вышло после сингла в «Сан», падали, и только с "британским вторжением" и последующим оживлением интереса к рокабилли в начале 70-х, широкая публика по-настоящему оценила эту классику, в том числе «Boppin' The Blues», «Matchboх», «Everybody's Trying to Be My Baby», «Your True Love», «Dixie Fried», «Put Your Cat Clothes On» и «All Mama's Children». В то время как Джонни Кэш и Джерри Ли Льюис (он аккомпанировал на пианино при исполнении «Matchbox») шли от успеха к успеху, Карл всё сильнее разочаровывался в своей судьбе, и этот мрачный настрой усугубили его растущее пристрастие к спиртному. Но Карл упорно работал, а когда в 1958 году Джонни Кэш сменил «Сан» на «Коламбию», Перкинс последовал за ним. Гонорары были выше, первоклассных песен для записи тоже хватало, но студия «Коламбии» в Нэшвилле практиковала жесткий производственный метод, который убивал всякую спонтанность — а в ней-то и было всё очарование песен, записанных в «Сан».
К началу 60-х, когда «Коламбия» отказалась от Карла, а сотрудничество с «Деккой» почти не имело успеха, он вернулся в пивнушки, подумывая вообще бросить музыку. Но звонок антрепренера в 1964 году, пригласившего его на гастроли в Англию, изменил всё. Дав на время зарок не пить, Перкинс отправился в Англию и покорил ее: его встречали как героя, концерты проходили с аншлагом, а особой похвалы удостоила одна молодая бит-группа, возглавлявшая списки лучших: она называлась «Битлз».
Джордж Харрисон набил руку на записях Карла, сделанных на фирме «Сан» (как и большинство британских гитаристов). В итоге легендарная четверка записала его мелодий больше, чем любой другой музыкант (помимо «официально» выпущенных «Honey Don't», «Matchbox» и «Everybody's Trying To Be My Baby», это были записанные ими на студии Би-Би-Си «Sure To Fall», «Lend Me Your Comb» и «Glad All Over», а позже Джон Леннон уже один записал знаменитые «Blue Suede Shoes»). Благодаря этому британскому турне Карл не только воспрял духом, но и понял, что он превратился — причем без собственных усилий — из «бывшего» в легенду и притом в стране, где он прежде никогда не выступал.
Вернувшись в Штаты, Карл организовал тандем со своим старым приятелем и Джонни Кэшем и стал неизменным участником гастрольных поездок всего последующего десятилетия, окончательно поборов зеленого змия.
Зарю 80-х Перкинс встретил независимым музыкантом и с новой группой: ее членами и спонсорами стали сыновья. В 90-е годы Карл Перкинс, борясь с раком горла и прочими недугами, вынужден был уменьшить рабочие нагрузки, но и тогда он продолжал сочинять, записываться в студии и выступать — неизменно благодарный судьбе за то, что был частичкой музыкального мира и абсолютно уверенный, что займет свое место в учебниках истории.
Умер Карл Перкинс 19 января 1998 года, на 66-м году жизни.
|
––– Я ни во что не ставлю чтение безо всякого удовольствия (Цицерон) |
|