До настоящего момента не смотрел ни одной киноверсии по мотивам «Планеты обезьян», в чём там сыр-бор не знал совершенно, так что восприятие первоисточника было безотносительное и незамутненное.
С 1963 года роман, надо признать, порядком устарел по форме, но не по содержанию.
Очевидно, что Буль вдохновлялся теорией Дарвина, которую первый решил бесхитростно отзеркалить. Действующие лица здесь довольно картонны (этим почему-то чаще всего болеют антиутопии), но это всё мелочи. Главное здесь – это сама сюжетная находка (для начала 60-х это круто!), захватывающий сюжет, выпуклая мораль, хлёсткая сатира и изящная, хоть и довольно предсказуемая для современного искушённого читателя концовка.
Благодаря рокировке обезьяны и человека Буль наглядно показал, сколь омерзительно иной раз выглядит homo со стороны. Сцена обезьяньего сафари, когда гориллы с азартом и улюлюканьем методично отстреливают звероподобных людей, после чего их изуродованные трупы выкладывают рядами в виде трофеев; жестокие опыты обезьян над мозгом человека, обрекающие людей либо на погибель, либо на распад личности… В красках рисуя в воображении подобные живописные сцены, нельзя не вздрогнуть и не почувствовать неудобство от того, сколь пренебрежительно человек относится ко всем существам, находящимся на более низшей ступени развития. А ведь живые существа тоже по-своему разумны и в не меньшей степени испытывают боль и панически боятся смерти.
На мой взгляд, это самая крутой художественный эффект, который удался Булю: дать посмотреть на самих себя со стороны и ужаснуться.
Отзывы
8