Издательство Типография ...

Издательство «Типография Императорской Академии Наук» [Академическая типография; При Императорской Академии Наук]

Годы существования: 1727 – 1923

Описание:

Датой создания Академической типографии считается 4 октября 1727 г. был объявлен указ Верховного тайного совета.

Печатные станки и шрифты для Академической типографии доставили еще в 1726 году из Голландии. О шрифтах заботились особо: книги предстояло печатать не только на русском языке, но и на других — латинском, греческом, разных европейских, восточных. В 1727 году Академии наук был передан инвентарь Санкт-Петербургской типографии, закрытой вскоре после ареста и ссылки ее директора Анрамова, обвиненного в подрыве самодержавной власти. Мастеров распустили, а шрифты отдали: церковно-славянский — в московскую Синодальную типографию, русский гражданский, немецкий готический и латинский — в типографию Академии наук.

С момента создания Академической типографии формально было предоставлено право «самой судить о достоинстве изданий», но воспользоваться этой привилегией ей не удалось. Согласно указу Верховного тайного совета от 4 октября 1727 года издания Академии наук должны были быть предварительно «опробованы» Синодом, а с 1743 года цензуре подвергались не только научные труды, но и все отпечатанные в Академической типографии книги. В противном случае их продажа не разрешалась.

Считается, что Регулярная издательская деятельность Академии наук началась 2 января 1728 года , хотя похоже, что типография работала и раньше, выпустив, например, календарь 1727 г.. Но именно 2 января 1728 г. день вышел в свет первый номер новой газеты «Санкт-Петербургские ведомости», ставшей преемницей петровских «Ведомостей». Ее редактором был назначен молодой немецкий ученый Герард Фридрих Миллер (1705), приехавший в Россию в 1725 году и зачисленный в студенты Академии. Тому же Ф. Миллеру в 1828 г. был поручен надзор за Академической типографией, для чего он был освобожден от преподавания в гимназии Академии.

Начнем с обзора главных журналов.

«Санкт-Петербургские ведомости» выходили два раза в неделю — по вторникам и пятницам. Чуть позже, видимо с апреля 1728 г., стали выходить «Примечания к Ведомостям» — первое научно-популярное издание в России, статьи в которое писали академики, но как правило не подписывались, либо подписывали инициалом автора и переводчика. В том же, 1728 г. начало издаваться и основное чисто научное продолжающееся издание Академии наук — «Commentarii Academiae Scientiarium Petropolitanae». где публиковались исследования, открытия и речи академиков, преимущественно на латинском языке.

С 1730 года, после того как Миллер отошел от дел, в «Ведомостях» сменилось несколько редакторов. В 1748 году в газету пришел М.В. Ломоносов. В 1751 году ввиду занятости он отошел от газеты, и его сменил И.К. Тауберт.

В январе 1754 года граф И.И.Шувалов — знатный вельможа, фаворит Елизаветы Петровны, прославившийся своей любовью к наукам и искусствам, обратился к Ломоносову с просьбой достать ему экземпляр «Примечаний к Ведомостям». Ломоносов ответил Шувалову, что сделать этого не может, «затем что их помалу было печатано и не по мере Российского государства, а особливо ныне, узнав наш народ пользу наук, больше такие книги хранит для их редкости». Воспользовавшись удобным поводом. Ломоносов предложил графу — меценату наладить выпуск еще одного журнала — «повсемесячно, или во всякую четверть или треть года, дабы одна или две материи содержались в книжке, и в меньшем формате».

Уже в январе 1755 года первый номер журнала «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» увидел свет. «Виньет» на титуле изображал часть земного шара, где располагалась Россия, двуглавого орла с вензелем Елизаветы Петровны и солнце, в лучах которого красовалась надпись: «Для всех». Редактором журнала был назначен академик Г.Ф. Миллер. Редакция обещала читателям публиковать не только сугубо научные сочинения, но и популярные, а также полезные сведения «в экономии, в купечестве, в рудокопных делах, в мануфактурах, механических рукоделиях, строительстве» и т.д.

Новшеством стало и появление на страницах периодического издания произведений художественной литературы и поэзии. В «Ежемесячных сочинениях» выступали В.К.Тредиаковский, А.П.Сумароков, М.М.Херасков, И.П.Елагин. Русская литература приобретала с помощью журнала общественное звучание, все прочнее входила в сознание читателя. В конце 1750-х-начале 1760-х годов в Москве и Санкт-Петербурге начали выходить и другие — не академические, а литературные журналы: «Трудолюбивая пчела» А.П. Сумарокова, «Праздное время в пользу употребленное» и «Полезное увеселение» М.М. Хераскова. Монополия «Ежемесячных сочинений», таким образом, кончилась, и в 1765 году журнал прекратил свое существование.

Но в первую очередь Академическая типография издавала всё же книги. Академическая типография также издавала и немало книг. Среди них были сочинения учёных (Л. Эйлера, М.В. Ломоносова, Г. Ф. Миллера, С.П. Крашенинникова и др.), писателей (М.Ю. Лермонтова, В.К. Тредиаковского), а также множество изданий по всем областям знаний, по истории и географии России, атласов, словарей, переводных изданий.

В 1755 тиражом 1200 экземпляров Академическая типография издает первую «Российскую грамматику» М.В. Ломоносова, в 1752 — первое собрание его сочинений, а в 1784 г. — Полное собрание сочинений.

Академия наук и её типография являлись законодателями «Правил правописания и разстановки знаков препинания». Поскольку после введения Петром I гражданского шрифта единообразных правил при печатании книг еще не существовало, то академическим перводчикам и «правщикам» приходилось самим сочинять такие правила.

В 1758 году, кроме уже существовавшей, при Академии наук возникла еще одна, так называемая Новозаведённая типография. Она разместилась в только что построенном архитектором С.И.Чевакинским доме на углу 7-й линии Васильевского острова и набережной Большой Невы (ныне наб. Лейтенанта Шмидта, I). Здание, основательно перестроенное в начале XIX века, известно как «Дом академиков» — его фасад украшают двадцать семь мемориальных досок с именами выдающихся ученых, живших здесь в разное время. Новая типография была создана по инициативе адъюнкта Академии И.К.Тауберта (в марте 1768 г. ему было поручено управление делами Академической типографии), который обязался «всячески умножить в оной печатание книг как для удовольствия народного, так и для прибыли казенной». Здесь печатались книги, рассчитанные на быстрый ком­мерческий успех, — исторические хроники, переводные французские и немецкие романы, а также произведения русских писателей — Фонвизина, Новикова, Лукина, Елагина, Кантемира. Новозаведенная типография работала самостоятельно семь лет. В 1766 году она была слита с Академической типографией.

В 1767 году было объявлено, что все академические издания, выходящие из стен типографии должны иметь на заглавном листе особое клеймо. Фактически вводилась торговая марка академического книгоиздания. Вот как об этом писали «С.-Петербургские Ведомости» 5 октября 1767 г.:

цитата
С 1768 и в будущие года все выходящие из печати при Императорской Академии Наук книги, календари, ландкарты и кунферштихи будут иметь Академическое особливое клеймо на заглавном листе; а которые найдутся без клейма, те за похищенные признаны будут.

В 1803 г. новым регламентом Академии наук Типография и Книжная лавка были переданы в непосредственное ведение Комитета правления Академии, в задачу которого входило обеспечение дальнейшего развития научного книгоиздания и его технической базы. Всем типография в Империи под страхом конфискации запрещалось

цитата
перепечатывать без особого её позволения книги, изданные в академической типографии.

О среднем тираже научных изданий накануне XX века сказано в отчёте инженера-технолога Триполитова (хранится в Архиве РАН):

цитата
...книги и статьи научного содержания обыкновенно печатаются малыми заводами (500-700 экз.), но требуют больших средств и искусства при наборе... Типография располагает обширной, богатой шрифтами наборной мастерской и сравнительно небольшой печатной мастерской.

В 1918 г. распоряжением Советского правительства Академическая типография была передана в числе других в ведение Отдела по управлению государственными типографиями Наркомпроса и перимнована в 12-ю Государственную типографию. Но вскоре (в 1921 г.) типография была вновь возвращена Академии наук, и с 1924 г. стала называться «Российская Государственная Академическая типография». В бумагах отмечалось, что она занимает «совершенно особое положение среди других типографий», обладает множеством редких шрифтов, которых «нет нигде».

Самостоятельного издательского учреждения в Академии наук не существовало до 1923 г. Типография подчинялась непременному секретарю Академии, который возглавлял Издательскую комиссию. 14 апреля 1923 г. в Главном управлении по делам литературы и издательств (Главлит) было зарегистрировано самостоятельное учреждение Академии — «Издательство Российской академии наук». Тем самым были разделены издательские и типографские функции, но при этом академическое книгоиздание было сохранено в едином исторически обусловленном комплексе.

Примечание:

1. Участок дома № 1 по Университетской набережной — здесь в 1727 была основана и находилась по 1825 год типография Академии наук: исторический адрес — наб. Б. Невы, дворец Прасковьи Фёдоровны (здание не сохранилось)

2. 9-я линия 12 — сюда в 1825 переехала типография Академии наук: исторический адрес — 9-я линия 11 (здание сохранилось; теперь там типография «Наука»).

Литература:

Васильева В.И. Издательская деятельность Академии наук в её историческом развитии (от зарождения до наших дней). В 2-х книгах. — Кн. 1. — М.: Наука, 1998. — 262 с.


Страна:
Россия
Город:
Санкт-Петербург
Куратор:
БорЧ

Издательство прекратило своё существование.
Преобразовано в издательство «Издательство Академии Наук СССР».


Всего изданий:
14


  Фильтр

Внесерийные издания



Емеля-охотник

1884 год

Описание: Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации К. А. Савицкого.


Омировых творений часть 1, содержащая в себе двенадцать песен Илиады

Описание: В книге есть вступительная статья "Жизнь Омира", стр. 2-6.
1776-1778 годы издания.

Куратор — БорЧ

⇑ Наверх