Издательство Издатель И Н ...

Издательство «Издатель И. Н. Кнебель»

  

Годы существования: 1895 – 1918

Описание:

Кнебель Иосиф Николаевич (1854 – 1926) – русский издатель и книгопродавец, основатель первого в России специализированного издательства по изобразительному искусству. Из изданных Кнебелем примерно 700 изданий (в том числе около 400 книжных) практически все являются образцом высокого издательско-оформительского искусства, большинство из них пор сохраняют свою научную и художественно-эстетическую ценность, являясь предметом собирательства для многих библиофилов.

Родился Иосиф Кнебель 21 сентября 1854 года в предместье маленького галицийского городка Бучач. Сведения о семье Кнебеля крайне скудны: известно лишь, что его прадед Йозеф Кнебель числился в списке домовладельцев г.Бучача уже в конце XVIII века, а отец Иосифа – Николай Кнебель – был купцом 2-й гильдии. Известно также, что у отца был властолюбивый и вспыльчивый характер, от которого часто страдали его жена и трое детей. Жестокая ссора с отцом была причиной тому, что 13 летний Иосиф, незадолго до того отпраздновавший бар мицву, покинул родной дом. Без денег, с котомкой в которой была краюха хлеба, он ушёл пешком из Бучача в Вену – тогдашнюю столицу Австро-Венгрии. Путем невероятных лишений, голода, бездомного существования он добился права учиться, экстерном окончил гимназию и поступил на медицинский факультет Венского университета.

Студентом он давал частные уроки математики сыну одного венского издателя. Издатель стал водить его в типографию, познакомил с техникой печатания. К этому времени Кнебель понял, что медицину он не любит, он решил стать издателем книг и альбомов по искусству. Кнебель рано почувствовал интерес к живописи, по натуре путешественник, он объездил за каникулы все европейские столицы, которые славились своими картинными галереями. Почти без денег, систематически голодая, по пути он приобретал понравившиеся ему издания репродукций той или иной галереи. Новое увлечение как бы сконцентрировало в себе все его ранние привязанности и помогло сделать свой выбор и, по видимому, он перешел на филфак Венского университета, параллельно он изучал издательское дело, экономику и языки. Кнебель еще несколько лет учился и в 1876 году окончил филологическое отделение философского факультета Венского университета, а затем, в 1878 году, в той же Вене получил и отличное экономическое образование в Академии коммерческих наук.

Закончив Академию Кнебель подбил своих товарищей по высшему учебному заведению уехать из Вены. В день окончания Кнебель пишет на четырех записках названия разных стран. Друзья дают клятву – через три дня уехать в страну, которая выпадет им по жребию. Кнебель вытащил записку «Россия». Не зная языка и не имея гроша в кармане, он уезжает в Москву. Он был убежден, что одолеет русский язык, как вспоминает дочь издателя, — замечательный театральный режиссер, народная артистка РСФСР, доктор искусствоведения Мария Кнебель, — у него были к этому феноменальные способности и к концу жизни он знал четырнадцать языков. Прибыв в Москву, он устроился продавцом в магазин иностранных книг московского отделения петербургской фирмы Альфреда Девриена. В 1880 году Кнебель становится заведующим московским отделением известной уже в нескольких поколениях рижской издательской и книготорговой фирмы Дейбнеров.

Еще во время работы у Девриена, Кнебель познакомился с молодым офицером, обрусевшим немцем, Павлом Франциевичем Гросманом, — они подружились и вскоре решили общими усилиями организовать издательскую фирму «Кнебель и Гросман». Однако денег для ее открытия не было ни у того, ни у другого и у друзей возникает идея написать путеводитель по Москве на немецком языке. Книга, написанная Кнебелем и отредактированная Гросманом, вышла в 1882 году в издательстве И. Дейбнера. На полученный от издателя гонорар и свои небольшие сбережения было арендовано несколько комнат первого этажа дома № 13 в Петровских линиях (ныне – дом № 1/20), где 1 декабря 1882 года открылся книжный магазин и библиотека для чтения фирмы «Гросман и Кнебель». В 1889 году, от скоротечной чахотки умер Гросман, став с 1 апреля 1890 года единоличным владельцем фирмы, Кнебель оставляет за ней прежнее название, в память о своём друге.

В августе 1894 года Московский цензурный комитет допустил к печати в Университетской типографии книгу Г. Зудермана «Свадьба Иоланты и другие рассказы» и вскоре это первое издание книжного магазина «Гроссман и Кнебель» поступила в продажу. Вскоре новая фирма зарекомендовала себя как одно из наиболее солидных предприятий страны по продаже отечественных и зарубежных художественных изданий и журналов по искусству, а позже – и как одно из лучших издательств , выпускающих оригинальные альбомы и книги по русскому изобразительному искусству, детские книги. Иллюстрировали их Георгий Нарбут, Дмитрий Митрохин, Елена Поленова, Николай Ульянов и другие художники, близкие к кругу «Мира искусства» или к «Союзу русских художников». С их помощью Кнебелю удалось создать свою знаменитую «Подарочную серию» детских книг, ставшую не только любимым чтением для детей, но и предметом коллекционирования для взрослых. «Мне много раз доводилось встречать эти книги у друзей и знакомых, были они и у меня. – вспоминал художник Ю. Пименов. – И каждый раз я с радостью открывал эти, почти не пожелтевшие, плотные листы с прекрасными цветными иллюстрациями, отпечатанными, как правило, в лучших типографиях России».

Ряд своих детских книг Кнебель, видимо по заказу книготорговцев, издал в переводе на польский язык; а несколько детских книг Кнебеля с рисунками Георгия Нарбута и Дмитрия Митрохина позже были переведены на иврит и изданы в 20 х годах в Германии. При этом некоторые из особо удачных иллюстраций этих художников затем перекочевали на страницы некоторых учебников и учебных пособий, вышедших уже в Израиле. В эти же годы И.А. Кнебель завязывает деловые отношения с Товариществом скоропечати А.А.Левенсона, считавшейся одной из лучших типографий в Москве по качеству литографских работ. Вскоре он становится одним из основных её пайщиков, а с 1907 года заведующим книгоиздательской деятельностью Товарищества.

Благодаря Кнебелю широкие круги российских читателей получили превосходные репродукции картин Третьяковской галереи, Русского музея и Румянцевской галереи; серию первых серьезных монографий, посвященных жизни и творчеству М. Врубеля, И. Левитана, В. Серова и ряда других художников-современников. К главным достижениям Иосифа Кнебеля относится в первую очередь многотомная «История русского искусства», по общему признанию, один из самых серьезных искусствоведческих трудов дореволюционной России. Игорь Грабарь, редактор и основной автор «Истории», вспоминал в своей «Автомонографии», как долго и настойчиво убеждал его Кнебель взяться за этот грандиозный труд: «…идея издания “Истории” настолько захватила его, что понемногу и я освоился с нею и в конце концов перестал возражать». Отодвинув на второй план свои многолетние и достаточно успешные занятия живописью, Грабарь в течение шести лет – с 1910 по 1916 год – подготовил к печати пять больших томов, и поныне весьма ценимых любителями искусства. В подготовку «Истории» Кнебель вложил весь свой богатый издательский опыт, вкус, неукротимую энергию и немалые средства. Эту работу «…смело можно назвать подвигом» писал петербургский искусствовед В.Я.Курбатов, «настоящим памятником нашей художественной науки…одним изданием которого…Кнебель заслужил глубокую признательность русского общества», — писал А.Н.Бенуа. До сих пор это исследование остается самым полным и основательным трудом по русской живописи, архитектуре и скульптуре.

Перед первой мировой войной известность Кнебеля как одного из крупнейших и серьезнейших издателей, а также как владельца культурного, европейского уровня книжного магазина стала поистине всероссийской. Не менее высоко ценили Иосифа Николаевича за высокий профессионализм и безупречные деловые качества в зарубежных книжных кругах. Этому способствовал и успех кнебелевских изданий на Международной выставке печатного дела и графики в Лейпциге в мае 1914 года. Достаточно сказать, что из 214 художественных изданий, представленных 54 российскими издательствами в разделе «Современная иллюстрированная книга» — 31 было выпущено Кнебелем .

Во время «антитевтонского» погрома, устроенного черносотенцами 28 мая 1915 года, книжный магазин и «Школьный музей» со складом наглядных пособий были разгромлены — вперемежку валялись вырванные из переплетов книжные блоки знаменитой «Истории русского искусства», продырявленные рисунки выдающихся русских художников – братьев Васнецовых, Кустодиева, Лансере, Нарбута, Митрохина, Грабаря, Добужинского, более 10 тысяч разбитых стеклянных фотонегативов, многие из которых были сняты с разрушенных во время войны памятников русской архитектуры. То, что Павел Францевич Гроссман умер аж за 25 лет до описываемых событий, а другой компаньон фирмы, Иосиф Николаевич Кнебель, вроде и немцем-то не был — громил нимало не смутило. «Еврейское счастье» настигло и Книбеля: избежав страшных еврейских погромов, он стал жертвой не менее варварского антинемецкого погрома. Значительные материальные убытки, оцененные в полмиллиона рублей, нанесли сильнейший удар по фирме и поставили вопрос о ее дальнейшем существовании. Два года спустя правительство все же нашло возможность возместить Кнебелю часть суммы, в которую был оценен нанесенный ему ущерб, однако до конца оправиться от трагических майских событий он так и не смог.

В дальнейшем, найдя в себе силы, Кнебель организует на паях с Владимиром Александровичем Альтшулером и Борисом Николаевичем Бухгеймом акционерное товарищество «Товарищество на паях издательского и печатного дела И. Кнебель в Москве». Пайщики приобрели типографию у фирмы «Крылов А.В. и К», располагавшуюся в Сокольниках и дали ей название «Типолитография Т-ва И. Кнебель». Действовала фирма вплоть до 1918 года, но, тем не менее, последнее издание под маркой фирмы вышло в 1925 году.

После революции все издательское и типографское имущество И.Н. Кнебеля перешло к государству. В 1922 году оно было передано вместе со зданием типолитографии вновь образованному издательству сельскохозяйственной литературы «Новая деревня». Кнебель, в числе многих других специалистов, откликнулся на предложение о сотрудничестве с советской властью. Иосиф Николаевич был вызван в Совнарком к Ленину и после разговора с ним согласился возглавить комиссию по национализации собственного книжного имущества, — подробности этой встречи Кнебеля с Лениным, пересказанные Марией Кнебель – младшей дочерью издателя драматургу Н.Ф. Погодину, были использованы им в пьесе «Кремлевские куранты», в сцене разговора Ленина с инженером Забелиным. В начале 20-х годов Кнебель активно сотрудничал с Наркомпосом и Госиздатом, а сентябре 1925 года был приглашен на должность заведующего издательством при Государственной Третьяковской галерее. В этом же году вышел каталог выставки «У истоков русской живописи». Это было последнее издание, в котором И.Н. Кнебель принял непосредственное участие — 14 августа 1926 года сердечный приступ оборвал жизнь Иосифа Николаевича.

©borch для fantlab.ru (по материалам сети)

Литература:

Леонид Юниверг «Иосиф Кнебель – пионер художественно-издательского дела в России»

«Издатель–пропагандист Иосиф Николаевич Кнебель»

Примечание:

==========================

У фирмы Кнебеля был филиал в СПб., которым руководили Эдуард Иванович Блэк и его жена, свояченица Кнебеля, Елизавета Марковна Кнебель.

Кроме этого в книгах встречается как издатель Ю.С.Кнебель. Печатались такие книги тоже в Питере, как правило в типографии Р.Голике и А.Вильборг


Страна:
Россия
Город:
Москва
Куратор:
БорЧ

Издательство прекратило своё существование.


Всего изданий:
70


  Фильтр

Внесерийные издания



Неряшки-детки и чистенький Петя

1902 год

Описание: Сказка в стихах.


Из жизни гонимых

1916 год

Описание: Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации Э. Сетона-Томпсона.


Апрелечка

Описание: Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации Э. Бесков.


Бахчисарайскiй фонтанъ

1899 год

Описание: Внутренние иллюстрации В. Суренянца


Въ странѣ золота, или Приключенія мальчика въ Калифорніи

1911 год

Описание: 55 черно-белых и три цветных иллюстрации (художник не указан).


Галилео Галилей, его жизнь и научная дѣятельность

1897 год

Описание: Обложка художника А. Вишневского.


Деды пещерные

Описание: Сказка в стихах.


Жизнь Альмансора

1912 год

Описание: Иллюстрация на обложке Д. Митрохина.


Заслуженное счастье

1914 год

Описание: Заключительная повесть трилогии «Заслуженное счастье».
Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации А. Вестфален.


Как шалили Павлик с Неточкой

1910 год

Описание: Иллюстрации на обложке и в тексте А. Ложкина.


Корабль - призракъ

1912 год

Описание: Рисунки Д. Митрохина


Красное солнышко

1913 год

Описание: Повесть для детей. Второе издание.
Художник не указан.


Лесовички

1918 год

Описание: Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации Э. Бесков.


Маленькiй Мукъ

1912 год

Описание: Иллюстрация на обложке Д. Митрохина.


Мужик, медведь и лиса

Описание: Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации А. Жаба.


Никита Кожемяка

1911 год

Описание: Хромолитографии в тексте работы А. Якимченко


Норвежскiе разсказы

1919 год

Описание: Художник не указан.


Приключенiя молодого моряка

1911 год

Описание: Приключенческий роман.
Художник не указан.


Принцъ и нищiй

1916 год

Описание: Иллюстрация на обложке А.И. Кравченко.


Приход зимы. Беда петушка.

1909 год

Описание: Иллюстрации на обложке и в тексте А. Ложкина.


Прыгунъ

1913 год

Описание: Иллюстрация Г. Нарбута
Формат 30,5 х 23 см


Ради семьи

1914 год

Описание: Первая повесть трилогии «Заслуженное счастье».
Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации А. Вестфален.


Робинзон Крузо

1908 год

Описание: Художник не указан.


Робинзонъ Крузо

1914 год

Описание: Иллюстрации У. Пэйджета и Э. Никстера.

Куратор — БорЧ

⇑ Наверх