Термин Радио

Радио

У папы на запястье было атомное радио, сделанное по старинке: прижми его к голове, возле уха, и радио начнёт вибрировать, напевая что-нибудь.

Р. Брэдбери. «Каникулы»


Много воды утекло с тех пор, как самый первый на Земле радиосигнал вырвался в эфир из радиопередатчика, собранного А. С. Поповым в 1886 году. Одному очень известному звездопроходцу всё же довелось обогнать этот радиосигнал на своём сверхсветовом звездолёте, забравшись в какую-то умопомрачительную космическую даль (С. Лем. «Звёздные дневники Ийона Тихого»). Выходит, ни сам Попов, ни благодарное ему человечество и не подозревали, что изобретён не только новый способ связи, но и аппарат — источник абсолютно мощного электромагнитного излучения в радиодиапазоне.

Мечтатель и художник Альбер Робида посвятил радио такую «зарисовку»: из раструба громкоговорителя, весьма похожего на колокол граммофона, на слушателя обрушивается поток новостей со всего света, скорость распространения которых, наконец, перестала быть «черепашьей». Однако Г. Уэллс слово «радио» упомянул в своём творчестве только единожды, да и то в публицистической книге «Предвидения», полагая, что военный корабль, обнаружив в море превосходящие силы противника, сможет вызвать подмогу посредством беспроволочного телеграфа. Но были у Уэллса и некие «болтающие машины» в романе «Когда Спящий проснётся».

Дальнейший толчок фантазии был дан реальным распространением радио во всём мире. Оправившись от последствий гражданской войны, Советская Россия расширила территорию за счёт союзных республик. Взгляды мечтателей устремились на Арктику и в воздушный океан. В связи с этим о перспективах радиосвязи заговорили, рисуя захватывающие картины (В. Посвольский. «14 триллионов колебаний в секунду»).

В восторженном рассказе В. Хлебникова «Радио будущего» процесс радиофикации распространился на все многочисленные советские сёла. Их население словно становится сопричастным к любому событию, о котором оповестят дикторы. Однако автор не учёл, что вместо всеведения для народа может быть только его иллюзия, суррогат, обусловленный не только физическими возможностями радиокорреспондентов, но и деятельностью цензуры, умышленным ограничением частот приёма бытовых радиоприёмников. К тому же далеко не каждый может считать себя полиглотом и даже воспринимать на слух сообщения, закодированные азбукой Морзе. Зато «пророческим» оказался роман «По ту сторону», подписанный псевдонимом В. Эфф, в котором успехи радио используются в борьбе двух миров. Как вскоре выяснилось в реальности, «миры» — они же разные социальные системы, — сделали радиотрансляции с определённым подбором информации одним из видов идеологического воздействия на противника.

А совсем незадолго до потока чаяний оптимистов, ещё в 1924 году, некоему Р. Турчанинову виделась слежка за гражданами с помощью невиданного радиофотоэкраноаппарата («Радиоэкран Х-13»).


И всё же какая-то отдушина в «железном занавесе» появилась. Оставалась ещё и вера в неограниченные, но пока ещё неоткрытые возможности радиоволн как одной из форм материи. Видимо, поэтому один энтузиаст радиодела из ранней советской фантастики изобрёл устройство, благодаря которому осязаемые радиоволны стали конструкционным материалом. «Можно создать из них в пространстве или на Земле любое сооружение, рельеф… Подобие пирамиды Хеопса, кряж Кордильер, запруду на Амазонке, крыши, предохраняющие плантации от града, пологий каток с уклоном в сотни миль, по которым без затраты энергии можно спускать транспорты грузов, обёрнутых в изолированную обмотку», — уверял некто в рассказе Л. Арабескова «Конкурс мистера Гопкинса».

На этом феерическом фоне как-то бледно выглядят и коротковолновые радиостанции с неограниченным диапазоном действия, и простенькие бытовые приборы: радиогувернёр и радиобудильник (А. Беляев. «Чудесное око»; «Лаборатория Дубльвэ»). Более эффективно потрудились на ниве радио только герои романа Ю. Долгушина «Генератор чудес», которые подбором радиочастот и воздействием их на объекты могли добиваться самых разнообразных результатов, вплоть до воскрешения мёртвых.

Совокупность этих фантазий настолько разошлась с реальностью, что сатирики И. Ильф и Е. Петров справедливо иронизировали: «В фантастических романах главное — это было радио. При нём ожидалось счастье человечества. Вот радио есть, а счастья нет». Можно было ещё хохотнуть, распространив рассматриваемую сферу деятельности в каком-нибудь несуразном направлении (В. Ардов. «Радиофицированные ложки»). И вот уже давно миновали годы, и лишь маленьких доверчивых детей стало возможным убедить в том, что примитивная металлическая игрушка без единого диода внутри может оказаться одновременно радиоприёмником и радиопередатчиком на околоземной орбите (Е. Чеповецкий. «Непоседа, Мякиш и Нетак»).

Бытовой приёмник одного из персонажей Дм. Биленкина уловил радиоволну из будущего («Неумолимый перст судьбы»). Разумная «чёрная дыра» обратилась в радиодиапазоне к героине рассказа Дж. Виндж «Охота». В одном из фантастических миров, где до абсурда преувеличено значение принципов коллективизма, эффект хоровой речи достигается за счёт обязательной установки строенных динамиков, а вся система такого вещания получила название «трайдио» (Т. Старджон. «Мистер Костелло, герой»).

Напрасно земные радиоастрономы теряются в догадках, отчего это космос, прослушиваемый радиотелескопами, полон лишь бессмысленными шумами. И хотя одному из персонажей-радиолюбителей в рассказе Н. Орехова и Г. Шишко удача на данном поприще всё же улыбнулась, но, похоже, это была счастливая случайность. Прочим не удаётся устоять перед кознями компьютерного хлама, обиженного за то, что его вышвырнули вон в космос, и умышленно засоряющего радиоэфир (С. Лем. «Звездные дневники Ийона Тихого»). Избежать этих, а заодно и всех прочих помех можно с помощью преобразователя радиоволн в нейтрино и наоборот, как это происходит в романе П. Андерсона «Кентавры Юпитера».

Казалось бы, чем особенным может удивить современного человека рассматриваемая тема? Отсюда и интерес к ней фантастов, сошедший к нулю. Однако в истории человечества найдётся пара забываемых или малоизвестных специфических событий, достойных стать сюжетообразующими моментами для фантастических произведений.


Рисунок Ж.-М. Котэ «Радио в школе в 2000 году»

В 1928 году некто, назвавшись именем Никомо, зачитал по радио на волне 75 метров обращение Коалиционного отряда наблюдателей (КОН) к жителям Земли. Никомо на разных языках (английском, русском, испанском и китайском) по два часа читал, что в окрестностях нашей галактики якобы дрейфует гравитационный циклон, способный уничтожить жизнь на всех планетах и призвал человечество вступить в Коалицию, чтобы та смогла оказать Земле помощь в подготовке к опасному явлению. Похоже, это была шутка, но развлекался очень талантливый человек или… фантазёр! Передача велась всего один день. Об этом частично упоминалось в книге Брэда Стайгера «Встречи с чуждым» (1977) и передаче советского телевидения «HЛО: необъявленный визит» в 1990 году.

В конце 1920-х шведский геофизик К. Штермер и голландец Ван дер Поль при пересылке радиосообщений обнаружили загадочный эффект: радиоэхо. Посылаемые в небо радиосигналы возвращались эхом, словно бы какое-то тело отражало их на землю с разной периодичностью, в которой можно было усмотреть кодировку. Специалист по проблемам внеземных цивилизаций, профессор Р. Брейсуэлл из Стэнфордского университета предположил, что явление происходит из-за инопланетного зонда, тайком обращающегося вокруг нашей планеты. Но для этого необходимо, чтобы скорость его собственного перемещения превышала бы световую скорость. В оригинальной трактовке сигналов болгарские исследователи усмотрели даже контуры созвездия Льва. Но их доводы имели весьма слабые основания, впрочем, вполне годные для беллетристики.

.


© Р.Ю. Масленников




  Список произведений, в которых упоминается термин:


Сортировка:

Романы

  •   По ту сторону [Радиофантастический роман] (1928) [комсомольцы попадают на неизвестную планету, где все автоматизировано и управляется по радио] // Автор: Владимир Эфф  
8.00 (11)
-
3 отз.
  •   Лаборатория Дубльвэ (1938) [бытовые приборы радиогувернёр и радиобудильник] // Автор: Александр Беляев  
7.00 (335)
-
5 отз.
  •   Генератор чудес  [= ГЧ] (1939) [подбором радиочастот и их воздействием на объекты можно воскрешать мёртвых] // Автор: Юрий Долгушин  
7.51 (110)
-
6 отз.
  •   Академия / Foundation  [= The 1,000 Year Plan; Основание; Основатели; Фонд; Установление; Организация] (1951) [мгновенная передача ультраволновых сообщений между планетами] // Автор: Айзек Азимов  
8.58 (4779)
-
118 отз.
  •   Чёрное облако / The Black Cloud (1957) [земляне устанавливают контакт с обитателями Чёрного облака по радиосвязи] // Автор: Фред Хойл  
7.69 (173)
-
6 отз.
  •   Пасынки Земли / Stepsons of Terra  [= Shadow on the Stars] (1958) [передача сообщений через космос на волнах субэфира] // Автор: Роберт Силверберг  
7.13 (196)
-
4 отз.
7.69 (45)
-
1 отз.
  •   Победить на трёх мирах / Three Worlds to Conquer  [= Завоевать три мира; Выбор смерти; Кентавры Юпитера] (1964) [для связи с Юпитером радиосигнал преобразуется в поток нейтрино и обратно, т.к. обычные радиоволны не способны проникнуть сквозь юпитерианскую атмосферу] // Автор: Пол Андерсон  
7.17 (150)
-
7 отз.
  •   The Wizard of Anharitte (1972) [описана сверхсветовая радиосвязь] // Автор: Колин Кэпп  
5.00 (1)
-
  •   The Soul Eater (1981) [радиобуями ограждают опасные участки космического пространства] // Автор: Майк Резник  
7.25 (4)
-
6.66 (89)
-
6 отз.
8.37 (2279)
-
74 отз.

Повести

10.00 (1)
-
  •   Западня / Tangle Hold (1953) [передача мыслей, ощущений и других чувственных восприятий по радио] // Автор: Фредерик Уоллес  
6.80 (10)
-
2 отз.
  •   Поединок разумов / Meeting of the Minds (1960) [Квиддик создаёт биологические приёмники в нервной системе ассимилируемой жертвы, связываемые по радио. Это радио можно запеленговать или заглушить] // Автор: Роберт Шекли  
8.22 (1241)
-
40 отз.
  •   The Five Hells of Orion (1963) [ультраволновое радио, которое распространяет волны в миллион раз быстрее скорости света в диапазоне ста световых лет] // Автор: Фредерик Пол  
5.00 (1)
-
  •   Улитка на склоне (1968) [лиловое облачко, которое окружает голову Слухача, превращает его в живой радиоприемник] // Автор: Аркадий и Борис Стругацкие  
8.36 (3266)
-
103 отз.
  •   В соответствии с преступлением / To Fit the Crime  [= Подлежит расследованию] [включён в роман «Вспомнятся мои грехи»] (1971) [для межпланетной связи используется субпространственное радио] // Автор: Джо Холдеман  
7.35 (276)
-
11 отз.
7.21 (77)
-
4 отз.
  •   Ёжики в ночи (1988) [существо из людей с мозгами, связанными по радио] // Автор: Юлий Буркин  
6.67 (27)
-
3 отз.
6.75 (42)
-
3 отз.

Рассказы

5.72 (18)
-
1 отз.
  •   Радиоэкран Х-13  [= Радио экран "Х-13"] (1924) [слежка за гражданами с помощью невиданного радиофотоэкраноаппарата] // Автор: Р. Турчанинов  
6.50 (2)
-
-
  •   Голос в пустоте / The Voice in the Void (1932) [строительство межпланетной радиовещательной станции в Скалистых горах] // Автор: Клиффорд Саймак  
7.20 (165)
-
8 отз.
  •   Марсианин / Madness from Mars  [= Безумие с Марса] (1939) [на Луне расположена радиостанция, которая передает на Землю сообщения в диапазоне УКВ] // Автор: Клиффорд Саймак  
7.38 (404)
-
23 отз.
-
  •   Энциклопедисты / The Encyclopedists  [= Foundation] (1942) [мгновенная передача ультраволновых сообщений между планетами] // Автор: Айзек Азимов  
8.34 (227)
-
2 отз.
  •   Персона грата / Man of Distinction  [= Важная персона; Знаменитость; Выдающаяся личность] (1951) [дариане выучили земной язык по радиопередачам] // Автор: Фредерик Браун  
8.13 (533)
-
21 отз.
7.02 (83)
-
2 отз.
  •   Мистер Костелло, герой / Mr. Costello, Hero (1953) [эффект хоровой речи достигается за счёт обязательной установки строенных динамиков, а вся система такого вещания получила название «трайдио»] // Автор: Теодор Старджон  
7.05 (130)
-
10 отз.
8.44 (940)
-
22 отз.
7.40 (82)
-
4 отз.
6.99 (50)
-
1 отз.
  •   The Radio [под псевдонимом Питер Артур (Peter Arthur)] (1960) [радиоприемник принимает программы, которые должны выйти в эфир только через час] // Автор: Артур Порджес  
7.00 (1)
-
  •   Мариана / Mariana  [= Марианна] (1960) [передача по радио иллюзорных образов, которые кажутся реальными на глаз и на ощупь] // Автор: Фриц Лейбер  
7.43 (274)
-
9 отз.
6.92 (46)
-
4 отз.
  •   Третья мировая война (1977) [радиоволны как носители информации, в будущем больше не используются] // Автор: Александр Хлебников  
5.82 (28)
-
  •   Охота / Lollipop and the Tar Baby  [= Леденец и липучка] (1977) [разумная чёрная дыра общается с людьми по радио] // Автор: Джон Варли  
7.37 (59)
-
4 отз.
  •   Галлюцинация / Hallucination (1985) [с момента рождения каждый человек получает личную волну, по которой его всегда можно безошибочно найти] // Автор: Айзек Азимов  
7.32 (69)
-
3 отз.
  •   В раю мы жили на суше (1990) [пережившие катастрофу общаются через радиопередатчик с пилотом корабля, оставшимся на околопланетной орбите] // Автор: Евгений Дрозд  
7.53 (59)
-
3 отз.
  •   Этот огненный взгляд / Those Eyes  [= Потолкуем о летающих тарелках, кореш / Let's Talk about the Flying Soucers, Buddy] (1994) [эльфы слушают радиопередачи] // Автор: Дэвид Брин  
6.79 (108)
-
5 отз.
  •   Alien Radio (1995) [инопланетяне открыли на Земле радиостанцию и ведут передачу для туземцев] // Авторы: Майк Резник, Ник Дикарио  
5.00 (1)
-

Статьи

7.00 (5)
-
6.33 (3)
-

Прочие произведения

8.60 (10)
-
  •   Радио будущего  [= Рост будущего] (1927) [в будущем людей будут учить, лечить и воспитывать по радио; будет только одна радиоволна; люди будут слушать единые новости, читать единую книгу, любоваться общей выставкой картин] // Автор: Велимир Хлебников  
5.54 (55)
-
2 отз.



  Список фильмов, в которых упоминается термин:



Фильмы

  •   Радиоволна / Frequency (США, 2000) [герой фильма по радио передаёт информацию в прошлое своему отцу, который умер во время тушения пожара много лет назад] // Режиссёр: Грегори Хоблит  
  •   Белый шум / White Noise (Великобритания, Канада, США, 2005) [в радиопомехах содержится информация из загробного мира] // Режиссёр: Джеффри Сакс  

Анимационные

⇑ Наверх