Термин Музыка

Музыка

«Музыку надо не сочинять, а изобретать!»

композитор Керосинов


Рисунок С. Имброка

Музыка — вид искусства, создающий художественный образ воспроизведением гармонического звучания через мелодику и ритм звуков различной тональности, продолжительности и интенсивности.

Общее между музыкой и фантастикой заключается в их обращении к эмоциональной сфере человека. Желаемый результат не ослабевает и при удачном взаимопроникновении означенных областей творчества. Тому, как фантастические сюжеты вдохновили композиторов и легли в основу некоторых музыкальных произведений, посвящена статья Е. Харитонова «Мелодии иных миров». С другой стороны, ряд фантастических произведений посвящен музыке и музыкантам. Попыткой собрать антологию именно такого рода фантастики стал сборник «Интегральное скерцо». Однако за пределами этого сборника остались такие объёмные и разноплановые произведения как «Немухинские музыканты» В. Каверина и «Альтист Данилов» В. Орлова.

Обратимся к мифологическим корням фантастики на рассматриваемую тему. Звуки золотой кифары Аполлона заставляли забывать про всё на свете не только людей, но и животных и даже самих богов. Среди муз, постоянных спутниц этого одарённого древнеэллинского существа, только три имеют самое непосредственное отношение к музыке: Эрато — муза любовных песен; Полигимния — муза священных гимнов; Терпсихора — муза танцев.

Впрочем, соседство Аполлона с остальными его спутницами тоже не случайно. Ведь музыкальное вдохновение можно черпать из созерцания прекрасного, из переживания трагического и комического. И даже музе астрономии Урании находится заслуженное место рядом с искусством музыки. Астрономия, как известно, ближайшая родственница математики. Ж. Верн в контурах будущего человечества видел в частности, и перспективу переложения на ноты сухих теорем геометрии. Правда, сам автор этой фантастической идеи признавал, что затея чревата приступами головной боли у слушателей.


Рисунок Д. Элвина

Пара юных персонажей романа И. Ефремова «Туманность Андромеды» всерьёз собирается «поверить алгеброй» гармонию Вселенной. Очевидно, эмоциональные и рациональные начала завязаны в диалектическое единство.

Завершая экскурс в мифологию, следует упомянуть о сатире Марсии. Мастерски играя на флейте, он отважился бросить вызов Аполлону на музыкальном поприще. Незаслуженное поражение в состязании слишком дорого обошлось сатиру. Но с этого момента было зафиксировано деление музыкантов на таланты и бездарности, а слушателей — на поклонников и критиков. Неизвестный флейтист проиграл именитому кифаристу условно. Но нарушение монополии божества на способы исполнения музыкальных произведений открыло для всех желающих простор для новаций.

Со временем благодаря человеческой выдумке появилось множество различных музыкальных инструментов, а вместе с этим множеством возникла полифония звучания, вехи на пути совершенствования которой фантасты иногда обозначали достаточно далеко — в эру звездолётов. «Древние скрипку, виолу, виолончель без всякого преувеличения можно поставить в ряд величайших созданий человечества. Эти хрупкие деревянные конструкции способны порождать в своём чреве звуки необычайной прелести и чистоты, однако их громкость, тембр и диапазон весьма сурово ограничены. К тому же, старые струнные звучат наилучшим образом лишь в совершенно определённых атмосферных условиях, при мизерных отклонениях показателей температуры, влажности и давления от желаемого стандарта. Зато их современные аналоги: виоланта, виола ла бамба и челотта начисто лишены подобных недостатков», — замечает персонаж рассказа С. Бернса «Прокатимся по Вивальди». С его же слов выясняется, что электронная начинка перечисленных инструментов позволяет мгновенно переложить и воспроизвести любые музыкальные произведения на несколько октав выше или ниже — в зависимости от особенностей диапазона воспринимаемых звуковых частот у слушателей-инопланетян.


Рисунок А. Иззард

Инструменты здесь сильно напоминают современные звуковые синтезаторы, предвосхищённые ещё электрическим роялем в уже упомянутом романе «Туманность Андромеды».

По-прежнему свежа идея инструментов, что, подобно гуслям-самогудам, звучат сами по себе (В. Каверин. «Немухинские музыканты»). А в повести В. Шефнера «Человек с пятью «не» какофонические звуки исходят помимо воли непосредственно от антигероя, отражая суть его негативной натуры.

Не избежала влияния инноваций и сама музыка как таковая. Когда-то в реальности всё начиналось с первых опытов С. Рахманинова по созданию цветомузыки. В данном случае композитор сочиняет музыку сам, а разработка цветовой составляющей зависит либо от его же художественного вкуса и интуиции, либо может быть алгоритмизирована и поручена специальным техническим устройствам. Последний способ на утренней заре отечественной кибернетики и лёг в основу рассказа В. Марина «Сиреневая токката махаона».

Умеренное добавление в музыкальную основу ультразвуков не испортило опусы одного слепого скрипача виртуоза (Б. Козак. «Голова Медузы»). Далее к восприятию музыки остаётся только задействовать и все прочие органы чувств. Без шероховатостей здесь, правда, и в фантастике не обходится. «Вы ещё недостаточно подготовлены к тому, чтобы нюхать серьёзную музыку», — горделиво заявляет отрокам юнец постарше в рассказе И. Варшавского «Старший брат». Но на одной из далёких плане взрослый землянин так и не смог по достоинству оценить местный шедевр в виде симфонии запахов по причине некстати овладевшего им насморка (С. Лем. «Звёздные дневники Ийона Тихого»).

На премьере небывалой симфонии, сочинённым главным героем трилогии С. Снегова «Люди как боги», аудитория, по замыслу композитора, должна была изрядно промокнуть, а затем и помёрзнуть под звуковые раскаты и сверкание огней. Надо полагать, что львиная доля спецэффектов в данном случае достигалась с помощью отнюдь не музыкальных инструментов.


Рисунок Д. Бернса

Можно и не прибегать к таким «фокусническим» способам, если воздействовать музыкой непосредственно на подсознание слушателей, как это и происходит в рассказе Н. Нильсена «Никудышный музыкант». Наконец, полный набор ощущений доставляет компактное устройство сиринкс, считающееся именно музыкальным инструментом (С. Дилэни. «Нова»).

Чрезмерное увлечение модернизацией музыки способно уничтожить самую суть рассматриваемого вида искусства. Но прежде этот же крайне нежелательный результат получен с помощью засилья коммерческой рекламы. В рассказе Л. Биггла «Музыкодел» люди слушают исключительно обрывки музыкальных треков про средства от прыщей или про зубную пасту. Классика давно и начисто забыта, да и музыкантов заменяет инструмент мультикорд. Лишь ценой собственного благополучия взбунтовавшийся герой рассказа возвращает человечеству музыкальную культуру. Процесс этот, похоже, проистекает в обоих направлениях, ибо один известный композитор-классик после путешествий во времени и знакомства с музыкой второй половины двадцатого столетия не прочь посвятить своё время сочинению попсы (Р. Сильверберг. «Джанни»).

Есть у фантастов соображения по поводу того, как музыка становится средством общения равноценным языку. Эта идея присутствует ещё в повести Ф. Каринти «Путешествие в Фа-ре-ми-до» об одной из необыкновенных земных альтернативных цивилизаций. В рассказе Дж. Вэнса «Звуки» речь невидимых глазу инопланетян воспринимается землянами именно как музыка. Ещё смелее фантазия К. Саймака («Страшилища»): внеземные существа-композиторы живут внутри музыкальных деревьев, от звучания которых человек не может сдвинуться с места. Для записи опусов внеземного разума с целью их дальнейшего исследования приходится принимать специальную сыворотку, притупляющую восприятие музыки.


Рисунок Н. Веприкова

О влиянии музыки на деятельность головного мозга тоже сказано немало, начиная с истории о гаммельнском крысолове с его «магической» дудочкой, избавившей город от полчища крыс. В рассказе А. Азимова «Когда святые маршируют», волны, исходящие во время функционирования мозга психически больных пациентов, улавливаются и записываются в виде звуковых и цветовых импульсов. Для того, чтобы сочинять целебные мелодии, привлекают профессионального композитора.

Всё это основано на допущении, что, проникая в подсознание, определённые гармонические сочетания звуков могут побуждать живых существ к неадекватным действиям. Опыты по влиянию музыки на рост растений и жизненный тонус некоторых видов домашних животных известны давно. Но, судя по всему никто всерьёз не доказал, что «Лунная соната», скажем, вдвое увеличивает опоросы свиноматок, в то время как творчество, например, группы «Продиджи» с её какафониями губит этот процесс на корню.

С другой стороны, вспомним «зов» в кинофильме «Отроки во Вселенной», повинуясь которому, инопланетяне безвольно шли навстречу своей гибели. Возможно, у них более тонкая, чем у землян психическая структура.

Впрочем, и землянам не отказано в массовом развитии тонкого эмоционального восприятия. В романе И. Ефремова «Час Быка» персонажи из далёкого будущего легко различают окраску музыки. В настоящем же времени лишь некоторые, да и то наверное, условно говорят о зажигательных «красных» и «оранжевых» рок-н-роллах, умиротворённости сине-голубых баллад и мертвенной выверенности «фиолетовых» композиций в стиле «кул-джаз».


© Р.Ю. Масленников




  Список произведений, в которых упоминается термин:


Сортировка:

Романы-эпопеи

  •   Люди как боги [музыка будущего состоит из явлений природы: симфония для звука, света, давления и тяжести] // Автор: Сергей Снегов  
8.33 (1388)
-
85 отз.

Романы

7.40 (15)
-
4 отз.
8.26 (3139)
-
107 отз.
8.04 (2974)
-
160 отз.
  •   Сирены Титана / The Sirens of Titan (1959) [существа гармониумы, которые обитают в пещерах планеты Меркурий, употребляют в пищу классическую музыку] // Автор: Курт Воннегут  
8.19 (1566)
-
60 отз.
7.68 (35)
-
1 отз.
  •   Космическая опера / Space Opera (1965) [лучшие музыканты и певцы Земли отправляются в космическое турне, знакомить с великой музыкой другие миры] // Автор: Джек Вэнс  
6.90 (72)
-
7 отз.
  •   В простор планетный  [= В городе будущего] (1968) [города будущего развиваются в соответствии с замыслом цветокомпозитора; цвета и краски зданий создают единую цветовую симфонию] // Автор: Абрам Палей  
5.48 (44)
-
1 отз.
7.64 (56)
-
4 отз.
  •   Нова / Nova (1968) [музыкальный инструмент для воздействия на все органы чувств] // Автор: Сэмюэл Дилэни  
7.64 (290)
-
17 отз.
  •   Альтист Данилов (1980) [в советской Москве живёт демон-музыкант] // Автор: Владимир Викторович Орлов  
8.27 (917)
-
57 отз.
  •   Песенный мастер / Songmaster (1980) [показана как исцеляющая, так и разрушительная сила музыки] // Автор: Орсон Скотт Кард  
8.60 (15)
-
2 отз.
  •   The Armageddon Rag (1983) [группа «Назгулы», исполняющая сатанинский хэви-метал, воссоединяется спустя десять лет и отправляется в новый тур] // Автор: Джордж Р. Р. Мартин  
8.44 (16)
-
2 отз.
  •   The Memory of Whiteness (1985) [блестящий физик посвятил годы жизни созданию странного, красивого музыкального инструмента по имени «Оркестр»] // Автор: Ким Стэнли Робинсон  
7.00 (1)
-
  •   Glimpses (1993) [меломан перемещается назад во времени в 1960-е, где общается с музыкантами тех лет и получает их неизвестные записи] // Автор: Льюис Шайнер  
7.00 (1)
-
  •   Бриллиантовый дождь (2004) [«RSSS» — самая популярная в мире группа на конец XXI века] // Автор: Юлий Буркин  
7.64 (48)
-
3 отз.
6.51 (43)
-
5 отз.
  •   Мне снова 15…  [= Музыкант] (2017) [попаданец в 1961 год занимается плагиатом известных песен из будущего] // Автор: Геннадий Марченко  
6.35 (86)
-
2 отз.

Повести

6.14 (21)
-
  •   The Rose (1953) [для борьбы со злодеями используют шестую симфонию Чайковского] // Автор: Чарльз Харнесс  
5.00 (1)
-
  •   Cor Serpentis (Сердце Змеи)  [= Сердце Змеи] (1959) [музыкальный инструмент — электромагнитный скрипкорояль] // Автор: Иван Ефремов  
7.91 (1047)
-
56 отз.
8.21 (414)
-
10 отз.
  •   Немухинские музыканты (1970) [в музыкальную школу города Немухина поступила работать настоящая Фея Музыки] // Автор: Вениамин Каверин  
8.48 (105)
-
3 отз.
7.99 (300)
-
3 отз.
  •   Рапсодия для ускорителя / Star Song  [= Starsong] (1997) [существуют «лепешки» — некие обитатели космоса — которые при звуках музыки переносят космический корабль в пространстве] // Автор: Тимоти Зан  
7.47 (52)
-

Рассказы

  •   Страшилища / Ogre (1944) [внеземные существа-композиторы живут внутри музыкальных деревьев, от звучания которых человек не может сдвинуться с места] // Автор: Клиффорд Саймак  
7.83 (259)
-
13 отз.
  •   Музыкальная машина / Juke-Box  [= Пианола; Меломан; Музыкальный ящик] (1947) [разумный музыкальный автомат] // Автор: Генри Каттнер  
7.23 (474)
-
18 отз.
  •   Шум / Noise  [= Звуки] (1952) [земляне воспринимают инопланетную речь как музыку] // Автор: Джек Вэнс  
6.69 (260)
-
17 отз.
  •   Виртуоз / Virtuoso (1953) [музыкант обучает домашнего робота игре на фортепиано] // Автор: Герберт Голдстоун  
7.21 (144)
-
4 отз.
  •   Сохраняющая машина / The Preserving Machine  [= Машина-спасительница; Музыкальная машина] (1953) [музыкальная машина трансформирует музыку в животных] // Автор: Филип Дик  
7.35 (463)
-
19 отз.
  •   Убийца / The Murderer (1953) [человек будущего весь день окружен потоками льющейся отовсюду музыки] // Автор: Рэй Брэдбери  
8.21 (780)
-
32 отз.
8.09 (754)
-
11 отз.
7.07 (285)
-
5 отз.
  •   Музыкодел / The Tunesmith (1957) [в мире будущего существует только коммерческая музыка для рекламы] // Автор: Ллойд Биггл-младший  
8.31 (285)
-
15 отз.
7.72 (545)
-
19 отз.
7.19 (152)
-
5 отз.
6.88 (32)
-
3 отз.
  •   Лунная моль / The Moon Moth  [= Лунный мотылек] (1961) [персонажи общаются друг с другом при помощи песен, исполняемых под аккомпанемент ударных инструментов] // Автор: Джек Вэнс  
8.07 (173)
-
10 отз.
6.45 (49)
-
3 отз.
3.00 (1)
-
  •   Крылья песни / Wings of Song (1963) [в далёком будущем никто не знает, как играть на скрипке] // Автор: Ллойд Биггл-младший  
7.07 (80)
-
2 отз.
6.17 (56)
-
1 отз.
  •   Eine Kleine Nachtmusik / Eine Kleine Nachtmusik (1965) [средневековый гобой играет мелодию, которая оказывает гипнотическое воздействие на людей] // Авторы: Фредерик Браун, Карл Онспо  
6.76 (105)
-
2 отз.
  •   Аутосонидо / Autosonido (1966) [в 1530 году был изобретён первый аппарат для записи музыки] // Автор: Иржи Берковец  
6.38 (57)
-
2 отз.
  •   Высокая миссия / Los trípits  [= 1, 2, 3] (1966) [инопланетяне внушили Штраусу мелодию вальса] // Автор: Нарсисо Ибаньес Серрадор  
6.47 (137)
-
2 отз.
  •   Танец эльфов (1968) [мысле-музыка по системе: от мозга исполнителя к записывающему аппарату] // Автор: Эммануил Зеликович  
3.75 (4)
-
1 отз.
5.65 (60)
-
5.78 (37)
-
2 отз.
6.82 (108)
-
3 отз.
6.46 (89)
-
5 отз.
  •   Интегральное скерцо (1978) [прибор, который переводит музыкальные произведения на язык живописи] // Автор: Виктор Жигунов  
5.30 (70)
-
2 отз.
  •   Джанни / Gianni (1982) [гениального сочинителя классической музыки перенесли в будущее] // Автор: Роберт Силверберг  
7.61 (149)
-
8 отз.
  •   Symphony for a Lost Traveler (1984) [переложение генома на музыку; создание музыкального произведения с инопланетным ДНК в качестве партитуры] // Автор: Ли Киллоу  
6.00 (1)
-
  •   Deathglass (1985) [упоминается новый вид искусства — голографические симфонии] // Автор: Ли Киллоу  
6.00 (1)
-
  •   Фуга Баха в понедельник (1987) [музыка как средство установить контакт с инопланетянами] // Автор: Анатолий Карташкин  
4.81 (64)
-
2 отз.
  •   Крах «Дископопа» (1989) [о воздействии земной поп-музыки на инопланетян] // Авторы: Юрий Леднев, Генрих Окуневич  
5.22 (36)
-
1 отз.
  •   Старший брат (1989) [музыку будущего следует нюхать] // Автор: Илья Варшавский  
7.08 (70)
-
2 отз.
6.70 (23)
-
2 отз.
5.38 (51)
-
4 отз.
6.41 (46)
-

Микрорассказы

  •   Летняя ночь / The Summer Night  [= The Spring Night] (1949) [марсиане читают металлические книги, которые играют им мелодии] // Автор: Рэй Брэдбери  
7.72 (1577)
-
20 отз.

Статьи

  •   Мелодии иных миров [Фантастика в музыкальной культуре] (1999) [как фантастические сюжеты вдохновили композиторов и легли в основу некоторых музыкальных произведений] // Автор: Евгений Викторович Харитонов  
5.82 (11)
-

Антологии

  •   Интегральное скерцо [Научно-фантастические повести и рассказы о музыке] (1989) [фантастика о музыке] // Редактор-составитель: Ян Лишанский  
7.38 (39)
-
2 отз.
  •   In Dreams (1992) [фантастика о поп-музыке и рок-музыке] // Редакторы-составители: Пол Дж. Макоули, Ким Ньюман  
-
  •   Shock Rock: A Horror Story Anthology (1992) [рассказы в жанрах ужаса, мистики и фантастики на тему рок-музыки] // Редактор-составитель: Джефф Гелб  
5.75 (4)
-
6.00 (1)
-



  Список фильмов, в которых упоминается термин:



Фильмы

  •   Кин-дза-дза! (СССР, 1986) [земные песни в их исполнении дяди Вовы и Скрипача пользуются большой популярностью у плюкан] // Режиссёр: Георгий Данелия  

Анимационные

  •   Контакт (СССР, 1978) [контакт с инопланетянином установлен через мелодию] // Режиссёр: Владимир Тарасов  
⇑ Наверх