Термин Музыка

Музыка

«Музыку надо не сочинять, а изобретать!»

композитор Керосинов


Рисунок С. Имброка

Музыка — вид искусства, создающий художественный образ воспроизведением гармонического звучания через мелодику и ритм звуков различной тональности, продолжительности и интенсивности.

Общее между музыкой и фантастикой заключается в их обращении к эмоциональной сфере человека. Желаемый результат не ослабевает и при удачном взаимопроникновении означенных областей творчества. Тому, как фантастические сюжеты вдохновили композиторов и легли в основу некоторых музыкальных произведений, посвящена статья Е. Харитонова «Мелодии иных миров». С другой стороны, ряд фантастических произведений посвящен музыке и музыкантам. Попыткой собрать антологию именно такого рода фантастики стал сборник «Интегральное скерцо». Однако за пределами этого сборника остались такие объёмные и разноплановые произведения как «Немухинские музыканты» В. Каверина и «Альтист Данилов» В. Орлова.

Обратимся к мифологическим корням фантастики на рассматриваемую тему. Звуки золотой кифары Аполлона заставляли забывать про всё на свете не только людей, но и животных и даже самих богов. Среди муз, постоянных спутниц этого одарённого древнеэллинского существа, только три имеют самое непосредственное отношение к музыке: Эрато — муза любовных песен; Полигимния — муза священных гимнов; Терпсихора — муза танцев.

Впрочем, соседство Аполлона с остальными его спутницами тоже не случайно. Ведь музыкальное вдохновение можно черпать из созерцания прекрасного, из переживания трагического и комического. И даже музе астрономии Урании находится заслуженное место рядом с искусством музыки. Астрономия, как известно, ближайшая родственница математики. Ж. Верн в контурах будущего человечества видел в частности, и перспективу переложения на ноты сухих теорем геометрии. Правда, сам автор этой фантастической идеи признавал, что затея чревата приступами головной боли у слушателей.


Рисунок Д. Элвина

Пара юных персонажей романа И. Ефремова «Туманность Андромеды» всерьёз собирается «поверить алгеброй» гармонию Вселенной. Очевидно, эмоциональные и рациональные начала завязаны в диалектическое единство.

Завершая экскурс в мифологию, следует упомянуть о сатире Марсии. Мастерски играя на флейте, он отважился бросить вызов Аполлону на музыкальном поприще. Незаслуженное поражение в состязании слишком дорого обошлось сатиру. Но с этого момента было зафиксировано деление музыкантов на таланты и бездарности, а слушателей — на поклонников и критиков. Неизвестный флейтист проиграл именитому кифаристу условно. Но нарушение монополии божества на способы исполнения музыкальных произведений открыло для всех желающих простор для новаций.

Со временем благодаря человеческой выдумке появилось множество различных музыкальных инструментов, а вместе с этим множеством возникла полифония звучания, вехи на пути совершенствования которой фантасты иногда обозначали достаточно далеко — в эру звездолётов. «Древние скрипку, виолу, виолончель без всякого преувеличения можно поставить в ряд величайших созданий человечества. Эти хрупкие деревянные конструкции способны порождать в своём чреве звуки необычайной прелести и чистоты, однако их громкость, тембр и диапазон весьма сурово ограничены. К тому же, старые струнные звучат наилучшим образом лишь в совершенно определённых атмосферных условиях, при мизерных отклонениях показателей температуры, влажности и давления от желаемого стандарта. Зато их современные аналоги: виоланта, виола ла бамба и челотта начисто лишены подобных недостатков», — замечает персонаж рассказа С. Бернса «Прокатимся по Вивальди». С его же слов выясняется, что электронная начинка перечисленных инструментов позволяет мгновенно переложить и воспроизвести любые музыкальные произведения на несколько октав выше или ниже — в зависимости от особенностей диапазона воспринимаемых звуковых частот у слушателей-инопланетян.


Рисунок А. Иззард

Инструменты здесь сильно напоминают современные звуковые синтезаторы, предвосхищённые ещё электрическим роялем в уже упомянутом романе «Туманность Андромеды».

По-прежнему свежа идея инструментов, что, подобно гуслям-самогудам, звучат сами по себе (В. Каверин. «Немухинские музыканты»). А в повести В. Шефнера «Человек с пятью «не» какофонические звуки исходят помимо воли непосредственно от антигероя, отражая суть его негативной натуры.

Не избежала влияния инноваций и сама музыка как таковая. Когда-то в реальности всё начиналось с первых опытов С. Рахманинова по созданию цветомузыки. В данном случае композитор сочиняет музыку сам, а разработка цветовой составляющей зависит либо от его же художественного вкуса и интуиции, либо может быть алгоритмизирована и поручена специальным техническим устройствам. Последний способ на утренней заре отечественной кибернетики и лёг в основу рассказа В. Марина «Сиреневая токката махаона».

Умеренное добавление в музыкальную основу ультразвуков не испортило опусы одного слепого скрипача виртуоза (Б. Козак. «Голова Медузы»). Далее к восприятию музыки остаётся только задействовать и все прочие органы чувств. Без шероховатостей здесь, правда, и в фантастике не обходится. «Вы ещё недостаточно подготовлены к тому, чтобы нюхать серьёзную музыку», — горделиво заявляет отрокам юнец постарше в рассказе И. Варшавского «Старший брат». Но на одной из далёких плане взрослый землянин так и не смог по достоинству оценить местный шедевр в виде симфонии запахов по причине некстати овладевшего им насморка (С. Лем. «Звёздные дневники Ийона Тихого»).

На премьере небывалой симфонии, сочинённым главным героем трилогии С. Снегова «Люди как боги», аудитория, по замыслу композитора, должна была изрядно промокнуть, а затем и помёрзнуть под звуковые раскаты и сверкание огней. Надо полагать, что львиная доля спецэффектов в данном случае достигалась с помощью отнюдь не музыкальных инструментов.


Рисунок Д. Бернса

Можно и не прибегать к таким «фокусническим» способам, если воздействовать музыкой непосредственно на подсознание слушателей, как это и происходит в рассказе Н. Нильсена «Никудышный музыкант». Наконец, полный набор ощущений доставляет компактное устройство сиринкс, считающееся именно музыкальным инструментом (С. Дилэни. «Нова»).

Чрезмерное увлечение модернизацией музыки способно уничтожить самую суть рассматриваемого вида искусства. Но прежде этот же крайне нежелательный результат получен с помощью засилья коммерческой рекламы. В рассказе Л. Биггла «Музыкодел» люди слушают исключительно обрывки музыкальных треков про средства от прыщей или про зубную пасту. Классика давно и начисто забыта, да и музыкантов заменяет инструмент мультикорд. Лишь ценой собственного благополучия взбунтовавшийся герой рассказа возвращает человечеству музыкальную культуру. Процесс этот, похоже, проистекает в обоих направлениях, ибо один известный композитор-классик после путешествий во времени и знакомства с музыкой второй половины двадцатого столетия не прочь посвятить своё время сочинению попсы (Р. Сильверберг. «Джанни»).

Есть у фантастов соображения по поводу того, как музыка становится средством общения равноценным языку. Эта идея присутствует ещё в повести Ф. Каринти «Путешествие в Фа-ре-ми-до» об одной из необыкновенных земных альтернативных цивилизаций. В рассказе Дж. Вэнса «Звуки» речь невидимых глазу инопланетян воспринимается землянами именно как музыка. Ещё смелее фантазия К. Саймака («Страшилища»): внеземные существа-композиторы живут внутри музыкальных деревьев, от звучания которых человек не может сдвинуться с места. Для записи опусов внеземного разума с целью их дальнейшего исследования приходится принимать специальную сыворотку, притупляющую восприятие музыки.


Рисунок Н. Веприкова

О влиянии музыки на деятельность головного мозга тоже сказано немало, начиная с истории о гаммельнском крысолове с его «магической» дудочкой, избавившей город от полчища крыс. В рассказе А. Азимова «Когда святые маршируют», волны, исходящие во время функционирования мозга психически больных пациентов, улавливаются и записываются в виде звуковых и цветовых импульсов. Для того, чтобы сочинять целебные мелодии, привлекают профессионального композитора.

Всё это основано на допущении, что, проникая в подсознание, определённые гармонические сочетания звуков могут побуждать живых существ к неадекватным действиям. Опыты по влиянию музыки на рост растений и жизненный тонус некоторых видов домашних животных известны давно. Но, судя по всему никто всерьёз не доказал, что «Лунная соната», скажем, вдвое увеличивает опоросы свиноматок, в то время как творчество, например, группы «Продиджи» с её какафониями губит этот процесс на корню.

С другой стороны, вспомним «зов» в кинофильме «Отроки во Вселенной», повинуясь которому, инопланетяне безвольно шли навстречу своей гибели. Возможно, у них более тонкая, чем у землян психическая структура.

Впрочем, и землянам не отказано в массовом развитии тонкого эмоционального восприятия. В романе И. Ефремова «Час Быка» персонажи из далёкого будущего легко различают окраску музыки. В настоящем же времени лишь некоторые, да и то наверное, условно говорят о зажигательных «красных» и «оранжевых» рок-н-роллах, умиротворённости сине-голубых баллад и мертвенной выверенности «фиолетовых» композиций в стиле «кул-джаз».


© Р.Ю. Масленников

Синонимы:
Мелодии; Песни; Симфонии; Эстрада



  Список произведений, в которых упоминается термин:


Сортировка:

Романы-эпопеи

  •   Люди как боги [музыка будущего состоит из явлений природы: симфония для звука, света, давления и тяжести] // Автор: Сергей Снегов  
8.31 (1486)
-
88 отз.

Романы

7.38 (16)
-
4 отз.
8.24 (3446)
-
114 отз.
  •   Создатель звёзд / Star Maker (1937) [музыку «другим людям» заменяют «вкусовые и ароматические темы»] // Автор: Олаф Стэплдон  
8.38 (187)
-
16 отз.
  •   Звёздные короли / The Star Kings  [= Битва Империи; Последняя битва; Beyond the Moon] (1947) [хрустальные горы на планете Троон издают музыку] // Автор: Эдмонд Гамильтон  
8.21 (2302)
-
111 отз.
  •   Звёзды как пыль / The Stars, Like Dust  [= Tyrann] (1951) [визиосонар — инструмент, на который воздействует электрическое поле мозговых клеток и наоборот. Цвета и мелодии транслируются прямо в мозг] // Автор: Айзек Азимов  
7.47 (1170)
-
20 отз.
  •   Академия и Империя / Foundation and Empire  [= The Man Who Upset the Universe; Основание и Империя; Фонд и империя; Установление и империя; Основатели и империя; Организация и Империя] (1952) [видеосенсор — музыкальный инструмент, который создает светозвуковые композиции и воздействует напрямую на мозг, минуя органы чувств] // Автор: Айзек Азимов  
8.56 (3762)
-
52 отз.
  •   The Year of the Comet  [= Planet in Peril] (1955) [новый вид искусства: объединение музыкальных произведений и картин] // Автор: Джон Кристофер  
3.00 (1)
-
  •   Саргассы в космосе / Sargasso of Space  [= Саргассы космоса] (1955) [попытка переводить математические формулы на язык музыки] // Автор: Андрэ Нортон  
8.30 (2283)
-
67 отз.
  •   Солнечная лотерея / Solar Lottery  [= World of Chance] (1955) [музыка роботов — случайные сочетания непредсказуемых, постоянно меняющихся гармонических тональностей, недоступные прослеживанию человеческим умом] // Автор: Филип Дик  
7.30 (595)
-
29 отз.
8.03 (3148)
-
172 отз.
  •   Сирены Титана / The Sirens of Titan (1959) [существа гармониумы, которые обитают в пещерах планеты Меркурий, употребляют в пищу классическую музыку] // Автор: Курт Воннегут  
8.18 (1663)
-
60 отз.
7.17 (30)
-
2 отз.
7.68 (50)
-
2 отз.
  •   Симулякры / The Simulacra  [= Симулакрон; Подобие; Нечто подобное] (1964) [пианист-психокинетик может играть на пианино, используя только свои телекинетические способности] // Автор: Филип Дик  
7.52 (349)
-
10 отз.
  •   Всякая плоть — трава / All Flesh is Grass  [= Всё живое...; Всё живое — трава; Вся плоть — трава] (1965) [описано племя людей из параллельного мира, у которых вместо слов — музыка] // Автор: Клиффорд Саймак  
8.36 (2321)
-
68 отз.
  •   Космическая опера / Space Opera (1965) [лучшие музыканты и певцы Земли отправляются в космическое турне, знакомить с великой музыкой другие миры] // Автор: Джек Вэнс  
6.89 (75)
-
6 отз.
  •   Галактическое оружие / The Weapon from Beyond  [= Оружие из неведомого далёка; Звёздный волк; Первая война Звёздного Волка] (1967) [на планете Кхарал все мелодии исполняются только на флейте] // Автор: Эдмонд Гамильтон  
7.70 (673)
-
14 отз.
  •   В простор планетный  [= В городе будущего] (1968) [города будущего развиваются в соответствии с замыслом цветокомпозитора; цвета и краски зданий создают единую цветовую симфонию] // Автор: Абрам Палей  
5.44 (45)
-
1 отз.
7.57 (61)
-
4 отз.
  •   Нова / Nova (1968) [музыкальный инструмент для воздействия на все органы чувств] // Автор: Сэмюэл Дилэни  
7.66 (318)
-
16 отз.
  •   Возвращение на звёзды / Return to the Stars  [= Возвращение к звёздам; Угроза из космоса; Угроза] (1968) [когда лучи Канопуса нагревают Хрустальные горы на планете Троон, они издают мелодию — Песню Вершин] // Автор: Эдмонд Гамильтон  
8.06 (1595)
-
28 отз.
  •   Мир Звёздных волков / World of the Starwolves  [= Третья война Звёздного Волка] (1968) [Поющие Солнышки — каждая звезда поет своим голосом, создавая вместе чудесную мелодию небесных сфер] // Автор: Эдмонд Гамильтон  
7.85 (556)
-
4 отз.
  •   Вертикальный мир / The World Inside (1971) [космотрон — ведущий инструмент в космическом оркестроне. Другие инструменты: кометарфа, чародин, орбитакс, контраграв, допплеринвертон и спектрояль] // Автор: Роберт Силверберг  
7.45 (228)
-
10 отз.
  •   Выбор богов / A Choice of Gods (1972) [инопланетные музыкальные деревья играют музыку; роботы не могут играть на музыкальных инструментах] // Автор: Клиффорд Саймак  
7.70 (431)
-
20 отз.
  •   Майенн / Mayenne (1973) [мелодии в исполнении профессиональной певицы звучат уникальным образом для каждого слушателя, в зависимости от его настроения, состояния, знаний и опыта] // Автор: Эдвин Чарльз Табб  
9.00 (1)
-
  •   Walk to the End of the World (1974) [у каждой социальной группы в этом романе есть свои песнопения, которые играют роль в сюжете] // Автор: Сьюзи Макки Чарнас  
-
6.67 (3)
-
  •   Паломничество в волшебство / Enchanted Pilgrimage  [= Зачарованное паломничество; Волшебное путешествие] (1975) [мелодия Темного Дудочника является предвестником плохих событий] // Автор: Клиффорд Саймак  
7.50 (804)
-
35 отз.
  •   Осторожно — чужие! [расширенный вариант романа "Право вето"] (1979) [использование насекомых для восприятия музыки] // Автор: Александр Мееров  
7.72 (40)
-
6 отз.
  •   Альтист Данилов (1980) [в советской Москве живёт демон-музыкант] // Автор: Владимир Викторович Орлов  
8.26 (976)
-
62 отз.
  •   Пересмешник / Mockingbird (1980) [общественный транспорт транслирует музыку или приятные мелодии в мозг пассажирам] // Автор: Уолтер Тевис  
7.08 (46)
-
5 отз.
  •   Песенный мастер / Songmaster (1980) [показана как исцеляющая, так и разрушительная сила музыки] // Автор: Орсон Скотт Кард  
8.44 (18)
-
3 отз.
  •   В логове нечисти / Where the Evil Dwells  [= Там, где обитает зло; Где обитает зло] (1982) [трубадур своей музыкой пытался околдовать нечисть] // Автор: Клиффорд Саймак  
6.88 (402)
-
14 отз.
  •   The Armageddon Rag (1983) [группа «Назгулы», исполняющая сатанинский хэви-метал, воссоединяется спустя десять лет и отправляется в новый тур] // Автор: Джордж Р. Р. Мартин  
8.24 (17)
-
2 отз.
  •   The Memory of Whiteness (1985) [блестящий физик посвятил годы жизни созданию странного, красивого музыкального инструмента по имени «Оркестр»] // Автор: Ким Стэнли Робинсон  
7.00 (1)
-
  •   Mixed Doubles (1989) [композитор-неудачник путешествует в прошлое, чтобы красть музыку у более талантливых сочинителей] // Автор: Дэниел да Круз  
-
  •   Сфера Разума (1991) [степной композитор преображает шелест травы, пение птиц и прочие звуки природы в музыку. Также существуют морской и другие композиторы] // Автор: Семён Слепынин  
7.79 (73)
-
4 отз.
  •   Карантин / Quarantine (1992) [музыкальное произведение, в котором постоянен только набор основных музыкальных параметров. Все остальное — это случайные величины, которые зависят от погоды, времени суток и пр. Поэтому невозможно создать две одинаковые копии произведения] // Автор: Грег Иган  
7.91 (610)
-
41 отз.
  •   Glimpses (1993) [меломан перемещается назад во времени в 1960-е, где общается с музыкантами тех лет и получает их неизвестные записи] // Автор: Льюис Шайнер  
7.00 (1)
-
7.70 (2711)
-
23 отз.
  •   Бриллиантовый дождь (2004) [«RSSS» — самая популярная в мире группа на конец XXI века] // Автор: Юлий Буркин  
7.61 (49)
-
3 отз.
  •   Тёмная лощина / The Rutting Season  [= Dark Hollow; The Hollow] (2006) [в тихом городке бесследно пропадают женщины, а жители раз за разом слышат странную музыку] // Автор: Брайан Кин  
6.78 (67)
-
11 отз.
  •   Мобильник / Cell (2006) [мобилопсихи с наступлением темноты собираются в «стадо» и впадают в оцепенение на фоне играющей музыки] // Автор: Стивен Кинг  
7.26 (2110)
-
93 отз.
  •   Blonde Bombshell (2010) [земная музыка превращает мозги остарианцев в буквальном смысле в пудинг] // Автор: Том Холт  
-
6.87 (87)
-
8 отз.
  •   Мне снова 15…  [= Музыкант] (2017) [попаданец в 1961 год занимается плагиатом известных песен из будущего] // Автор: Геннадий Марченко  
6.31 (98)
-
3 отз.

Повести

6.00 (22)
-
  •   Мул / The Mule (1945) [видеосенсор — музыкальный инструмент, который создает светозвуковые композиции и воздействует напрямую на мозг, минуя органы чувств] // Автор: Айзек Азимов  
8.40 (206)
-
  •   The Rose  [= Роза] (1953) [для борьбы со злодеями используют шестую симфонию Чайковского] // Автор: Чарльз Харнесс  
6.00 (2)
-
1 отз.
  •   Песни далёкой Земли / The Songs of Distant Earth (1958) [земляне оставили талассианцам записи с богатым наследием Земли, накопленным за прошедшие столетия. Но самым большим богатством стала музыка, песни далёкой Земли] // Автор: Артур Кларк  
7.70 (296)
-
11 отз.
  •   Cor Serpentis (Сердце Змеи)  [= Сердце Змеи] (1959) [музыкальный инструмент — электромагнитный скрипкорояль] // Автор: Иван Ефремов  
7.93 (1112)
-
57 отз.
7.67 (369)
-
14 отз.
7.32 (19)
-
8.24 (434)
-
10 отз.
  •   Немухинские музыканты (1970) [в музыкальную школу города Немухина поступила работать настоящая Фея Музыки] // Автор: Вениамин Каверин  
8.41 (111)
-
3 отз.
6.68 (132)
-
1 отз.
7.94 (315)
-
5 отз.
  •   Посылка [хроника исключительного события] (1984) [инопланетянин собирает записи музыкальных шедевров великих композиторов Земли] // Автор: Владимир Малов  
5.83 (29)
-
2 отз.
  •   Сила сильных (1985) [иллир — музыкальный инструмент, самый магический из всех, придуманных человечеством. Использование музыки для управления вооруженными силами] // Автор: Дмитрий Биленкин  
6.79 (185)
-
8 отз.
  •   Исчезнувший десант (1990) [каменный музыкальный инструмент: сочетание разных пород камня с пустотами между ними вызывает разные звуки при ударах с разных сторон] // Автор: Лидия Белова  
3.00 (1)
-
  •   Пусть увядают сто цветов… [маленькая повесть] (1993) [после ядерной войны общество людей разделилось на «стада» по музыкальным предпочтениям] // Автор: Алексей Лежнев  
3.83 (6)
-
1 отз.
  •   Рапсодия для ускорителя / Star Song  [= Starsong] (1997) [существуют «лепешки» — некие обитатели космоса — которые при звуках музыки переносят космический корабль в пространстве] // Автор: Тимоти Зан  
7.47 (54)
-

Рассказы

  •   Страшилища / Ogre (1944) [внеземные существа-композиторы живут внутри музыкальных деревьев. Музыка деревьев подчиняет человека настолько, что меняет образ его мышления] // Автор: Клиффорд Саймак  
7.77 (294)
-
13 отз.
  •   Музыкальная машина / Juke-Box  [= Пианола; Меломан; Музыкальный ящик] (1947) [разумный музыкальный автомат сочиняет музыку за композитора] // Автор: Генри Каттнер  
7.23 (493)
-
18 отз.
  •   Зелёные холмы Земли / The Green Hills of Earth (1947) [слепой космонавт обнаружил в себе талант в пении и игре на аккордеоне и за двадцать лет исколесил все планеты Солнечной системы, кроме Земли, распевая песни своего сочинения. Он получил всеобщую известность и стал своим для всех] // Автор: Роберт Хайнлайн  
8.01 (877)
-
20 отз.
  •   Замочная скважина / Keyhole  [= Key-Hole] (1951) [обитателям Луны очень понравилась земная музыка] // Автор: Мюррей Лейнстер  
7.84 (420)
-
10 отз.
  •   Изображения не лгут / Pictures Don't Lie  [= Картинки не лгут] (1951) [инопланетянам нравится музыка Стравинского и Моцарта, а Гершвина они ненавидят] // Автор: Кэтрин Маклин  
7.17 (101)
-
4 отз.
  •   Шум / Noise  [= Звуки] (1952) [земляне воспринимают инопланетную речь как музыку] // Автор: Джек Вэнс  
6.72 (282)
-
20 отз.
  •   Виртуоз / Virtuoso (1953) [музыкант обучает домашнего робота игре на фортепиано] // Автор: Герберт Голдстоун  
7.20 (170)
-
4 отз.
  •   Сохраняющая машина / The Preserving Machine  [= Машина-спасительница; Музыкальная машина] (1953) [музыкальная машина трансформирует музыку в животных] // Автор: Филип Дик  
7.33 (480)
-
19 отз.
  •   Убийца / The Murderer (1953) [человек будущего весь день окружен потоками льющейся отовсюду музыки] // Автор: Рэй Брэдбери  
8.21 (822)
-
33 отз.
  •   Маленький чёрный поезд / The Little Black Train (1954) [музыкант с помощью гитары с серебряными струнами противостоит попытке отвратить проклятие двадцатилетней давности] // Автор: Мэнли Уэйд Уэллман  
6.82 (11)
-
8.05 (812)
-
12 отз.
  •   The Patriot (1955) [гениальный марсианский музыкант и композитор на средства от выступлений тайно вооружает марсианских мятежников] // Автор: Чарльз Луис Фонтенэ  
8.00 (1)
-
6.00 (1)
-
  •   Прима Белладонна / Prima Belladonna  [= Прима-белладонна] (1956) [музыкальные цветы: каждый цветок может играть какую-нибудь свою мелодию] // Автор: Дж. Г. Баллард  
6.93 (129)
-
7 отз.
7.10 (305)
-
7 отз.
6.81 (186)
-
7 отз.
  •   Музыкодел / The Tunesmith (1957) [в мире будущего существует только коммерческая музыка для рекламы] // Автор: Ллойд Биггл-младший  
8.29 (295)
-
15 отз.
7.73 (567)
-
19 отз.
7.18 (175)
-
5 отз.
6.76 (249)
-
11 отз.
6.94 (49)
-
3 отз.
  •   Звёздная соната  [= Звёздная рапсодия] (1959) [героиня рассказа, приняв спектральные линии Проциона за ноты, записала космическую мелодию] // Автор: Валентина Журавлёва  
7.37 (48)
-
2 отз.
  •   Магазин марсиан / The Martian Shop (1959) [музыкальная шкатулка включает репертуар из 11000 музыкальных записей] // Автор: Говард Фаст  
6.54 (35)
-
1 отз.
  •   Words and Music (1960) [учитель музыки обладает удивительной способностью слышать мысли человека как некое музыкальное произведение] // Автор: Артур Порджес  
7.00 (1)
-
7.49 (80)
-
2 отз.
  •   Брачный призыв / Mating Call (1961) [все женщины забеременели, прослушав пение туземцев] // Автор: Фрэнк Герберт  
7.48 (23)
-
  •   Лес безумия / The Forest of Unreason (1961) [сатир с Денеба-12 исполняет грустные мелодии на флейте, сделанной собственноручно] // Автор: Роберт Янг  
7.42 (12)
-
2 отз.
  •   Лунная моль / The Moon Moth  [= Лунный мотылек] (1961) [персонажи общаются друг с другом при помощи песен, исполняемых под аккомпанемент ударных инструментов] // Автор: Джек Вэнс  
8.02 (201)
-
12 отз.
6.50 (51)
-
3 отз.
  •   Дневник (1962) [математик обучает счетную машину писать музыку] // Автор: Илья Варшавский  
7.02 (176)
-
6 отз.
3.00 (1)
-
  •   «ПМ-150» (1963) [тело человека своими биотоками постоянно исполняет сложную музыкальную симфонию, биотоки возможно перевести в ноты] // Автор: Север Гансовский  
6.71 (58)
-
3 отз.
  •   Крылья песни / Wings of Song (1963) [в далёком будущем никто не знает, как играть на скрипке] // Автор: Ллойд Биггл-младший  
7.05 (85)
-
3 отз.
6.13 (58)
-
1 отз.
  •   Eine Kleine Nachtmusik / Eine Kleine Nachtmusik (1965) [средневековый гобой играет мелодию, которая оказывает гипнотическое воздействие на людей] // Авторы: Фредерик Браун, Карл Онспо  
6.77 (117)
-
2 отз.
  •   Аутосонидо / Autosonido (1966) [в 1530 году был изобретён первый аппарат для записи музыки] // Автор: Иржи Берковец  
6.37 (58)
-
2 отз.
  •   Высокая миссия / Los trípits  [= 1, 2, 3] (1966) [инопланетяне внушили Штраусу мелодию вальса] // Автор: Нарсисо Ибаньес Серрадор  
6.44 (143)
-
2 отз.
  •   Непрочный, непрочный, непрочный мир…  [= Непрочный, непрочный мир; Этот непрочный, непрочный, непрочный мир…] (1966) [недолговечная пластинка — после десяти проигрываний музыка превращается в визг циркулярной пилы] // Авторы: Борис Зубков, Евгений Муслин  
7.73 (242)
-
10 отз.
6.31 (26)
-
  •   The Second Debut (1968) [обучение музыкальному мастерству через введение РНК учителя в тело ученика] // Автор: Артур Порджес  
7.00 (1)
-
  •   Танец эльфов (1968) [мысле-музыка по системе: от мозга исполнителя к записывающему аппарату] // Автор: Эммануил Зеликович  
3.75 (4)
-
1 отз.
  •   И вспыхнет огонь… / The Big Flash (1969) [рок-группа создает у слушателей культ атомной бомбы, который приобретает характер массовой истерии] // Автор: Норман Спинрад  
6.31 (79)
-
2 отз.
  •   Кристалл (1969) [инопланетный кристалл издает мелодию каждый день в однои то же время] // Автор: Север Гансовский  
7.14 (167)
-
11 отз.
  •   Пробуждение  [= Пробужденье] (1969) [некая таблетка пробуждает в обычном человеке способности к музыке] // Автор: Север Гансовский  
8.36 (204)
-
16 отз.
  •   Исчезла музыка / Chwilowa nieobecnośċ muzyki (1970) [музыка является топливом для межпланетных космических кораблей; у землян украли музыку] // Автор: Чеслав Хрущевский  
5.65 (63)
-
5.73 (40)
-
2 отз.
  •   Соната для зомби / The Song the Zombie Sang  [= Песенка, которую пел зомби; Поющая кровь зомби] (1970) [великого композитора оживляют лишь на время даваемых им концертов] // Авторы: Харлан Эллисон, Роберт Силверберг  
7.21 (298)
-
9 отз.
  •   Notes for a Novel About the First Ship Ever to Venus (1971) [в экспедиции на Венеру принимает участие знаменитый исполнитель музыки на фортепиано. Его роль в том, чтобы играть гимн, когда корабль спустится на поверхность Венеры] // Автор: Барри Молзберг  
-
  •   The Bear with the Knot on His Tail (1971) [инопланетная музыка, вызывающая воспоминания, принята откуда-то из созвездия Большой Медведицы] // Автор: Стивен Толл  
-
7.11 (9)
-
  •   "Willie's Blues" (1972) [путешественник во времени, большой любитель джаза, смешал свою жизнь с жизнью любимого исполнителя] // Автор: Роберт Дж. Тилли  
-
  •   Bond and Free (1974) [отец Алии даёт мысленные концерты и люди собираются вокруг дома, чтобы его послушать] // Автор: Памела Сарджент  
5.00 (1)
-
  •   Сад сирен / The Siren Garden (1974) [инопланетные кристаллы играют мелодии. Собрав сад из множества кристаллов, можно создавать симфонии] // Автор: Ли Киллоу  
7.11 (9)
-
  •   Ритм жизни / Ритм життя  [= Командир / Командир] (1975) [песня, запрограммированная в особый прибор, спасает жизнь умирающего человека] // Автор: Игорь Росоховатский  
5.87 (66)
-
4 отз.
6.82 (113)
-
3 отз.
  •   Далёкая песня Арктура (1977) [звёзды издают звуки, похожие на музыку; идея создания музыкального произведения, звуками в котором будут являться голоса звёзд] // Автор: Павел Амнуэль  
6.41 (95)
-
5 отз.
  •   Контратака (1977) [песня из моря служит приманкой в охоте на людей, человек идет на музыку и бесследно исчезает] // Автор: Михаил Пухов  
7.29 (107)
-
5 отз.
  •   Авангардист (1978) [писатель выстукивает на своей печатной машинке удивительные мелодии] // Автор: Виталий Бабенко  
6.59 (32)
-
1 отз.
  •   Записки зубовладельца (1978) [возникновение музыки у древних людей как следствие зубной боли] // Автор: Вадим Шефнер  
7.70 (245)
-
7 отз.
  •   Интегральное скерцо (1978) [прибор, который переводит музыкальные произведения на язык живописи] // Автор: Виктор Жигунов  
5.31 (73)
-
2 отз.
  •   Кристаллы / Kryształowi (1978) [речь инопланетных кристаллов для людей является музыкой] // Автор: Збигнев Долецкий  
5.46 (26)
-
  •   Справедливая замена? / Fair Exchange? (1978) [герой рассказа одержим желанием выкрасть из прошлого утерянную партитуру оперы «Феспис» Гилберта и Салливана] // Автор: Айзек Азимов  
7.40 (87)
-
4 отз.
  •   Spidersong (1980) [пауки наигрывают мелодии на нитях своей паутины] // Автор: Сьюзен Петри  
8.00 (1)
-
7.19 (225)
-
4 отз.
  •   Джанни / Gianni (1982) [гениального сочинителя классической музыки перенесли в будущее] // Автор: Роберт Силверберг  
7.62 (161)
-
8 отз.
5.03 (32)
-
1 отз.
  •   Symphony for a Lost Traveler (1984) [переложение генома на музыку; создание музыкального произведения с инопланетным ДНК в качестве партитуры] // Автор: Ли Киллоу  
6.00 (1)
-
  •   Deathglass (1985) [упоминается новый вид искусства — голографические симфонии] // Автор: Ли Киллоу  
6.00 (1)
-
7.86 (7)
-
2 отз.
  •   Ленты Титана / The Bands of Titan (1986) [Сатурн — это гигантский музыкальный автомат. Его кольца — музыкальный диск, по которому ходит звукосниматель] // Автор: Роджер Желязны  
5.81 (275)
-
9 отз.
  •   Фуга Баха в понедельник (1987) [музыка как средство установить контакт с инопланетянами] // Автор: Анатолий Карташкин  
4.76 (65)
-
2 отз.
  •   Крах «Дископопа» (1989) [о воздействии земной поп-музыки на инопланетян] // Авторы: Юрий Леднев, Генрих Окуневич  
5.22 (36)
-
1 отз.
  •   Старший брат (1989) [музыку будущего следует нюхать] // Автор: Илья Варшавский  
6.94 (80)
-
3 отз.
  •   И ангелы поют / And the Angels Sing (1990) [герой рассказа отпустил на волю ангела и услышал музыку небес] // Автор: Кейт Вильгельм  
6.90 (30)
-
2 отз.
  •   Троянский цирк / Trojan Hearse  [= Троянский катафалк] (1990) [у геринов проходят состязания по игре на реске — музыкальном инструменте, напоминающем гигантскую свирель. Играть на таком инструменте можно только с помощью одного щупальца] // Автор: Роберт Шекли  
7.10 (68)
-
1 отз.
  •   Литературный агент (1992) [чтобы слушать музыку звездных сфер, инопланетяне отращивают себе третье ухо] // Автор: Борис Зеленский  
6.18 (11)
-
2 отз.
7.55 (821)
-
17 отз.
  •   Боевой гимн / Battle-Hymn (1995) [марсианские колонисты помешаны на мелодии гимна оппозиции] // Автор: Айзек Азимов  
6.29 (77)
-
1 отз.
6.75 (24)
-
2 отз.
5.39 (51)
-
4 отз.
6.45 (47)
-

Микрорассказы

  •   Летняя ночь / The Summer Night  [= The Spring Night] (1949) [марсиане читают металлические книги, которые играют им мелодии] // Автор: Рэй Брэдбери  
7.70 (1651)
-
20 отз.
  •   Музыканты / The Musicians (1950) [дети колонистов используют скелеты марсиан в качестве музыкальных инструментов] // Автор: Рэй Брэдбери  
7.86 (1385)
-
21 отз.
  •   Прожектор / Searchlight  [= На ощупь, Поисковый луч] (1962) [звуки пианино помогают найти слепую девочку, потерявшуюся на Луне] // Автор: Роберт Хайнлайн  
7.12 (386)
-
6 отз.

Сказки

  •   The Raccoon's Song (1978) [енот находит флейту и погружается в волшебный мир музыки] // Автор: Пола Фокс  
-

Статьи

  •   Мелодии иных миров [Фантастика в музыкальной культуре] (1999) [как фантастические сюжеты вдохновили композиторов и легли в основу некоторых музыкальных произведений] // Автор: Евгений Викторович Харитонов  
5.82 (11)
-

Антологии

  •   Интегральное скерцо [Научно-фантастические повести и рассказы о музыке] (1989) [фантастика о музыке] // Редактор-составитель: Ян Лишанский  
7.34 (41)
-
2 отз.
  •   In Dreams (1992) [фантастика о поп-музыке и рок-музыке] // Редакторы-составители: Пол Дж. Макоули, Ким Ньюман  
-
  •   Shock Rock: A Horror Story Anthology (1992) [рассказы в жанрах ужаса, мистики и фантастики на тему рок-музыки] // Редактор-составитель: Джефф Гелб  
5.75 (4)
-
6.00 (1)
-



  Список фильмов, в которых упоминается термин:



Фильмы

  •   Свенгали / Svengali (США, 1931) [используя магию, гипноз и телепатию, злобный маэстро Свенгали пытается завоевать сердце молодой певицы] // Режиссёр: Арчи Майо  
  •   Кин-дза-дза! (СССР, 1986) [земные песни в их исполнении дяди Вовы и Скрипача пользуются большой популярностью у плюкан] // Режиссёр: Георгий Данелия  

Сериалы

  •   Южный Парк / South Park (США, 1997) [«Суккуб» — эпизод № 303 сериала. Суккубы контролируют разум мужчин с помощью определённой мелодии, и исполнение этой песни задом наперёд наносит суккубам вред] // Режиссёр: Трей Паркер, Эрик Сточ, Мэтт Стоун  

Анимационные

  •   Контакт (СССР, 1978) [контакт с инопланетянином установлен через мелодию] // Режиссёр: Владимир Тарасов  
  •   Губка Боб в 3D / The SpongeBob Movie: Sponge Out of Water (США, Корея Южная, Австралия, 2014) [Сквидвард наделён способностью выдавать ультразвуковые фальшивые ноты с помощью своего кларнета] // Режиссёр: Пол Тиббит, Майк Митчелл  
⇑ Наверх