Термин Радуга

Радуга


Радуга — редкое по красоте природное оптическое явление — преломление потоков света, происходящее в атмосфере, наполненной мелкими водяными каплями.

Древние эллины представляли радугу в двух ипостасях. Одни считали её огромной змеёй и одновременно военным стягом Зевса. Другие (с подачи Гесиода) увидели в радуге (iris) крылатую вестницу богов Ириду. То ли это был её цветастый пояс, то ли тропа, по которой Ирида время от времени сходит на Землю. Греческая богиня радуги исполняет обязанности вестницы, которая передает людям известия от богов. Какого-то особого мифа, в котором она выступала бы в качестве главной героини, не существует.

В мифологии разных стран и народов радуге уделяется важная роль. Ее в основном ассоциируют со своеобразным мостом между небом и землей, связью между обычными людьми и бессмертными богами. Наиболее причудливой оказалась фантазия древних индусов, видевших в радуге лук Индры, бога грома и молнии.

Конец язычества не отменил пёструю дугу в небесах. Она стала зримым символом союза Всевышнего и простых смертных. А они, впрочем, научившись неуклюже управлять погодой, поступают с означенной святыней достаточно вольно — придавая ей порой нелепую угловатую форму (С. Лем. «Футурологический конгресс»). Учитывая сказанное, не будем забывать, что каждый человек наделён индивидуальной аурой, цвет и интенсивность которой говорит о многом, касающемся физического и духовного состояния данного человека. Ауру могут различать далеко не все. Уникальный случай произошёл с колориметристом-тонировщиком в повести М. Клименко «Отчего бывает радуга». Персонаж видел всё в черно-белой гамме. Изредка на общую картину накладывались цветовые кляксы, придавая окружавшим его людям неестественную раскраску. Врачи определили это как «аномальная ахроматопсия», но суть явления была им неясна. А, вместе с тем, колориметрист открыл для себя доселе не воспринимаемые подавляющим большинством других цвета (нейтральный цвет тау и другие, описанию не поддающиеся). Вот впечатления самого персонажа: «Например, едва уловимый цвет почти всех людей вместе с их одеждами находился в зеленоватой гамме. Тут господствовали бесчисленные оттенки травяно-зеленого цвета, смарагдового, зеленого, как плющ, чисто-изумрудного, хризолитового. Лишь изредка встречались мне люди золотисто-апельсиновых нюансов, голубых, вермильон, канареечно-желтых, терракотовых, огненноцветных, сепия, палевых, розовых, инкарнатных, бледно-песочных, ультрамариновых и иных. Люди таких единичных цветов были, как я установил в дальнейшем,или людьми редкой индивидуальности, или необычной судьбы, и видел я их очень редко. Разумеется, все эти оттенки были едва различимы, лишь чуть намечены на фоне цвета тау. Люди же яркого, почти ослепительного цвета встречались мне исключительно редко».

Возможно, это божий дар, доступный каждому праведнику. Но данная мысль и в голову бы никому не пришла в коллективе советских работников. В этой среде цветовая гамма представляет сугубо материалистический интерес. В частности, однажды была поставлена задача борьбы с неэстетичными чёрным и серым цветами. Средствами химии одежда людей, покрытия изделий и стены домов и прочих архитектурных сооружений начинали светиться в темноте или полумраке яркими оттенками (В. Немцов. «Семь цветов радуги»). На бумаге у автора фантастической идеи получилось всё сказочно красиво, не учтён был только фактор пыли и грязи. В реальности же нашего отечества широко известны случаи покраски травы перед приездом армейского начальства, но в народной памяти не обнаруживается отголосков о помывке тротуаров с мылом…

Что ж, раз среди рода человеческого так много невосприимчивых на откровения, то тогда цвета радуги могут проявиться в более ощутимой форме. Причём с головой выдавая основную греховную суть каждого индивидуума неестественным цветом его кожи (О. Овчинников. «Семь грехов радуги»).

Фамилия Радуга, хоть и звучит по-русски, характерна, пожалуй, для украинцев или белорусов. Она принадлежит одному из персонажей повести А.и С. Абрамовых «Выше Радуги». Языковые тонкости не помешали назвать Радугой одну из пригодных для обитания планет (А. и Б. Стругацкие. «Далёкая Радуга»). А название повести С. Павлова «Лунная радуга» отображает едва заметное предвестье появления новой расы человека разумного, устремлённого в космическое пространство.


© Р.Ю. Масленников




  Список произведений, в которых упоминается термин:


Сортировка:

Романы

8.67 (2053)
-
62 отз.
8.78 (32)
-
1 отз.

Рассказы

8.00 (3)
-
2 отз.
  •   Кириньяга / Kirinyaga (1988) [упомянута легенда о том, как элморан масаев подрезал своим копьём радугу и поэтому она теперь не опирается на землю] // Автор: Майк Резник  
7.64 (119)
-
5 отз.
6.22 (9)
-

Сказки

9.00 (1)
-
  •   Ночная радуга (1995) [художник нарисовал грязную радугу, а она от художника убежала] // Автор: Святослав Логинов  
7.38 (37)
-
5 отз.
  •   Продавец радуги (2006) [дед Шамайка продаёт радугу] // Авторы: Лариса Бортникова, Анна Голоусикова  
7.42 (42)
-
2 отз.



⇑ Наверх