Термин Театр

Театр

Жизнь — театр. Люди в нём — актёры,

И каждый не одну играет роль.

У. Шекспир. «Венецианский купец»


Рисунок С. Ивченко

У слова «театр» имеется два значения. С одной стороны, это вид искусства, а с другой — его «материальная часть» — здания, где на сцене и вне оной работают актёры, режиссёры, осветители и прочие специалисты, без которых данный вид искусства немыслим или невыразителен.

Первобытные охотники разыгрывали ритуальные действа, в которых соответствующие «роли» обозначались заранее раскраской тел или облачением в шкуру животного. Постепенно образы действующих лиц становились всё более условными, а их действа усложнялись. Так родился театр, а его родиной считают Древнюю Грецию. Многое у присутствующих в театре эллинов было основано на разных допущениях и воображении самих зрителей. Например, если античный драматург не знал, как перейти к развязке, то на сцене с помощью механического устройства появлялся «бог из машины», усилиями которого интрига и разрешалась. Ну, чем всё это не зарождение первичных элементов фантастики! Но и в сюжетах самых ранних постановок уже стало находиться место для вымысла благодаря вольнодумству Аристофана.

А теперь сместимся по оси времени далеко вперёд. Фантасты не отказывают театру в его будущем существовании. Некоторые из них даже расширяют этот вид искусства до космических масштабов. Взять хотя бы для примера досадный скандал, виновником которого стал Ийон Тихий во время театрального представления на чужой планете. Знаменитому звездопроходцу не хватило терпения и деликатности, чтобы разобраться в главной особенности местной культуры, вынесенной и на сценические подмостки. Следствием стало скандальное выдворение землянина из театра прямо во время кульминации представления (С. Лем. «Звёздные дневники Ийона Тихого»).

В романе А. Богданова «Красная звезда» театральные действа хорошо знакомы марсианским гуманоидам. Посетив местный театр, наш соотечественник Леонид не мог отделаться от странного чувства: «Сюжеты были просты, игра превосходна, а жизнь осталась далёкой».


Иногда фантасты не могут представить себе театр будущего без каких-то технических «наворотов», якобы позволяющих лучше понимать замыслы сценаристов и постановщиков. При этом не у дел оказываются живые актёры, которых заменяют, например, на голографические изображения (Н. Спинрад. «Русская весна») По сути, театральные актёры превращаются в киноартистов, единожды отсняв каждую из своих ролей. Но и этого не приходится делать, если задействована дистанционно управляемая «болванка», которой можно придать любые желаемые внешние черты (Ф. Пол. «Век нерешительности»). Так появляется видеопластика, а профессиональные драматурги осваивают новые технологии, многократно «прогоняют» придуманные ситуации и мысленно управляют поведением героев (Р. Бахтамов. «Там, за чертой горизонта»; П. Амнуэль. «Летящий орёл»). Что остаётся делать в таких условиях несчастным «лицедеям»? Только разве что ждать существенного сбоя техники, чтобы ненадолго выйти ей на подмену. Или на возвращение «традиционного спроса» основной массы театралов.

Ещё один обнадёживающий вариант обозначен в расказе Кейдж Бейкер «Мальстрем». Трудно рассчитывать, что в среде первопоселенцев на Марсе окажется хотя бы десяток профессиональных актёров. Иное дело любители, чей энтузиазм и первый опыт постановки спектакля был воспринят на ура отвыкшими от таких зрелищ колонистами.

В конкурентной борьбе с техническими новинками живым актёрам приходится надеяться на искусственное воздействие на их внутренний духовный и эмоциональный мир. Благодаря специалистам по такому воздействию люди на сцене полностью вживаются в свои роли (И. Бида. «Псевдоталант Сергея Пересыпкина»). Ставка на неполную предсказуемость сюжета лежит в основе принципа формирования актёрского мастерства и реализуется в рассказе Л. Киллоу «Веритэ-драма». Исполнители знают только в общих чертах биографии действующих лиц и самые начальные сцены спектаклей. А далее, перевоплощаясь в требуемый образ, человек временно утрачивает собственную индивидуальность и ведёт себя на сцене, совершенно отрешившись от своих настоящих проблем, надежд и помыслов. В таком театре не может быть двух одинаковых спектаклей.

Судьба театрального искусства не обходится без труднообъяснимых феноменов. В рассказе К. Саймака «Театр теней» учёные, длительное время работающие над какими-то секретными проектами на тщательно охраняемом астероиде, придумали для себя развлечение, помогающее сохранить рассудок и чувство юмора. Этой забавой оказался самодеятельный театр. Управляемые голограммы подверглись воздействию неизвестных факторов и вдруг зажили собственной жизнью.


Фрагмент спектакля «Октавия. Трепанация»

Веское слово по поводу своего места в земной культуре и избегания профанации искусства получило возможность высказать материализованное воплощение всего театра вообще. В повести М. и С. Дяченко «Кон» именно оно отбирает для постановок только те работы драматургов, какие, по его мнению, того заслуживают.

С фантастическим размахом искусство театра развернулось в повести В. Генкина и А. Кацуры «Лекарство для Люс». Вся наша планета в будущем, навсегда освобождается от демографического взрыва. Самая вероятная причина — успешное развитие космической экспансии. Земля не только целиком предоставлена детям и подросткам, но и превращена в единую сценическую площадку. Здесь постоянно ставятся красочные и масштабные инсценировки тех исторических событий, что некогда происходили или предположительно происходили в истории человечества. Актёрами поголовно становятся все. Таким образом, не только «науки юношей питают», а «важнейшим из искусств» становится театр…

Театр и фантастика пересекаются и в иной плоскости. Судя по количеству пьес с необыкновенной тематикой, впору говорить о фантастической драматургии. Иногда создаются сюрреалистические пьесы, среди авторов которых известны Э. Ионеско, С. Беккет, Ж. Жене, Ф. Аррабаль, Г. Пинтер, С. Мрожек, В. Аксёнов. Но это, как говорится, на любителя. С. Лем назвал, скажем так, очень схожее направление «околёсной драмой».


© Р.Ю. Масленников




  Список произведений, в которых упоминается термин:


Сортировка:

Романы

  •   Красная звезда (1908) [театральные действа хорошо знакомы марсианским гуманоидам] // Автор: Александр Богданов  
6.92 (153)
-
9 отз.
  •   Роман одного открытия  [= Роман за едно откритие] (1956) [искусственное формирование артистических способностей] // Автор: Здравко Василев Сребров  
4.50 (2)
-
  •   Постановки времени / The Productions of Time  [= Агент из будущего] (1966) [для похотливых путешественников во времени драматург сочиняет авангардный спектакль-импровизацию с участием актеров, у каждого из которых были проблемы с алкоголем и наркотиками] // Автор: Джон Браннер  
6.87 (32)
-
  •   Эра осторожности / The Age of Pussyfoot  [= Кискин век; Век нерешительности; Эпоха нерешительности] (1966) [в театре вместо актеров используются муляжи, которым придаются чьи-то внешние черты] // Автор: Фредерик Пол  
6.89 (54)
-
2 отз.
  •   Плавучие театры Большой Планеты / Showboat World  [= The Magnificent Showboats of the Lower Vissel River Lune XXIII South; Big Planet; Мир плавучих театров] (1975) [на Большой планете местный владыка объявляет соревнование по театральным постановкам, победитель которого получит ценный приз] // Автор: Джек Вэнс  
8.23 (38)
-
  •   Русская весна / Russian Spring (1991) [театральных актёров заменяют на их голографические изображения] // Автор: Норман Спинрад  
7.06 (56)
-
7 отз.
  •   Hagwitch (2013) [в кукольном театре оживает магическая кукла] // Автор: Мари-Луиза Фицпатрик  
-
  •   Olive and the Backstage Ghost (2017) [на сцене театра «Модевиль» вместо актёров играют привидения] // Автор: Мишель Шустерман  
-

Повести

  •   Дарстеллер / The Darfsteller (1955) [в театре будущего людей-актёров заменили роботы] // Автор: Уолтер М. Миллер-младший  
7.10 (79)
-
1 отз.
  •   Тайна доктора Хента (1957) [искусственное формирование артистических способностей] // Автор: Александр Винник  
5.90 (21)
-
8.68 (220)
-
4 отз.
  •   Там, за чертой горизонта [под псевдонимом Р. Бахтамов] (1968) [видеопластика — искусство создавать собственным воображением на экране специального аппарата художественные «разыгрываемые» произведения] // Автор: Рафаил Шапиро  
6.22 (9)
-
  •   Игры Сатурна / The Saturn Game (1981) [научно-исследовательская экспедиция, которая направляется к Сатурну, во время полёта участвует в театральных постановках] // Автор: Пол Андерсон  
6.92 (91)
-
1 отз.
  •   Лекарство для Люс (1984) [Земля целиком предоставлена детям и подросткам и превращена в единую сценическую площадку] // Авторы: Александр Кацура, Валерий Генкин  
6.40 (99)
-
5 отз.
  •   Кон (2001) [театр Кон обладает разумом] // Автор: Марина и Сергей Дяченко  
8.11 (422)
-
17 отз.
  •   Эмма и сфинкс (2002) [с героиней повести — актрисой средних лет из театра для детей — происходят мистические события] // Автор: Марина и Сергей Дяченко  
7.97 (468)
-
14 отз.
  •   Пылающая муза / Muse of Fire (2007) [Земля превратилась в гигантское кладбище, на которой остались лишь труппы бродячих актеров. Они путешествуют и ставят пьесы Шекспира] // Автор: Дэн Симмонс  
7.56 (37)
-

Рассказы

  •   Театр теней / Shadow Show (1953) [зрители импровизированного театра совместными усилиями создают сюжет, персонажей и декорации; управляемые голограммы в импровизированном театре подверглись воздействию неизвестных факторов и зажили собственной жизнью] // Автор: Клиффорд Саймак  
7.98 (552)
-
28 отз.
8.06 (788)
-
12 отз.
  •   Музыкодел / The Tunesmith (1957) [на территории Центра находятся множество театров разных эпох] // Автор: Ллойд Биггл-младший  
8.30 (290)
-
15 отз.
  •   Внедрение / Counterpart (1959) [актер, который когда-то был звездой театра, через особое устройство перенимает жизненный опыт другого человека, политика] // Автор: Роберт Силверберг  
7.00 (2)
-
  •   Прилежный мальчик и невидимка (1964) [в коммунистическом обществе невидимость нашла применение только в театре, при изображении привидений] // Автор: Дмитрий Биленкин  
6.38 (117)
-
10 отз.
  •   Электрическое вдохновение  [= Электрическое вдохновенье] (1966) [испытания прибора, способного улучшить игру посредственного актера из провинциального театра] // Автор: Север Гансовский  
7.49 (199)
-
12 отз.
  •   The Falcon and the Falconeer [под псевдонимом K. M. O'Donnell] (1969) [служащие разведывательного корпуса на далекой планете от безделья решили разыграть театральное представление] // Автор: Барри Молзберг  
3.00 (1)
-
  •   Летящий Орёл (1970) [драматург, придумывая пьесу, осуществляет ее видеозапись так, как он представляет ее на сцене] // Автор: Павел Амнуэль  
6.29 (63)
-
3 отз.
  •   Псевдоталант Сергея Пересыпкина (1979) [актер добивается такого проникновения в духовный и эмоциональный мир героя, что на сцене оживает, в психологическом смысле, сам герой] // Автор: И. Бида  
-
  •   «Веритэ»-драма / Bete et Noir (1980) [исполнители знают только в общих чертах биографии действующих лиц и самые начальные сцены спектаклей. А далее, перевоплощаясь в требуемый образ, человек временно утрачивает собственную индивидуальность] // Автор: Ли Киллоу  
7.36 (14)
-
2 отз.
  •   Вечность для Джульетты (1985) [престарелая актриса гипнотеатра на некоторое время вольна распоряжаться телом юной красотки, которую пригласили сыграть пылкую влюблённую] // Автор: Далия Трускиновская  
5.32 (34)
-
3 отз.
  •   Золото / Gold (1991) [в недалеком будущем театр стал полностью компьютеризированным — от декораций до персонажей, сплошные спецэффекты] // Автор: Айзек Азимов  
7.38 (126)
-
2 отз.
6.88 (26)
-
1 отз.
  •   Неведомый Гамлет / The Undiscovered (1997) [в альтернативной реальности Шекспир попал в Америку и оказался в плену у индейцев, а затем организовал театр в индейском племени] // Автор: Уильям Сандерс  
7.69 (40)
-
2 отз.
  •   Мальстрем / Maelstrom (2007) [любительский театр на Марсе делает постановку по рассказу Э. По] // Автор: Кейдж Бейкер  
6.79 (48)
-
4 отз.

Сказки

  •   Никуда (сетевая публикация) (2019) [в Театре Марионеток главный герой созерцает необычное представление — фрагменты и моменты реальных событий из истории человеческого общества (революции, войны, открытия, полёты в космос и т.д.)] // Автор: Владимир Дорошев  
-

Пьесы

  •   Электрическое вдохновение (1974) [прибор позволяет актёру передавать эмоции зрителям напрямую, независимо от качества игры] // Автор: Север Гансовский  
6.27 (11)
-



⇑ Наверх