Термин Коллекционирование

Коллекционирование

«Было известно, что он покупает старинные машины, исторические драгоценности, инкунабулы,

порнографию, химические препараты, потом призмы, пони для игры и всевозможное оружие».

А. Бестер. «5271009»


Коллекция книг из серии «Шедевры фантастики»

Существует шутка: человек, обладающий хотя бы тремя экземплярами однородных предметов — уже коллекционер. Попробуем разделить все существующие формы собирательства материальных предметов на две группы: научную и бытовую.

С научными целями на вновь открытых планетах фантастические персонажи, если они считают себя настоящими исследователями, непременно проводят сбор образцов минералов, флоры и фауны. Далее начинается сортировка найденного, упаковка его по ящичкам, банкам и клеткам и навешивание ярлычков. Это не совсем коллекционирование, поскольку только то, что уцелеет после требуемых научных экспериментов, будет, скорее всего, размещено в музеях космографии в качестве охраняемых общественных коллекций.

Живых образцы вряд ли смогут перенести чуждые для них условия в течение длительных космических перелётов, да и в неволя не скажется благоприятно на их жизнедеятельность. К тому же совершенно ни к чему перегружать космический транспорт, превращая его в подобие Ноева ковчега. Поэтому практичнее снять с интересующих предметов голографические копии, как это, например, и сделали специально запрограммированные роботы в повести К. Булычева «Подземелье ведьм». А все необходимые исследования лучше провести на месте.

Бытовым собирательством увлекаются в основном частные лица, как земляне, так и инопланетяне. Среди первых явно преобладают коллекционеры почтовых миниатюр (см. Марки). Среди существ внеземного происхождения немало чудаков, для которых Земля представляется истинным Клондайком для пополнения своих коллекций яблочных огрызков и коровьих лепёшек (Д. Найт. «Большой бум»), пивных банок, старых грампластинок и прочего хлама (К. Саймак. «Коллекционер»).


Коллекция книг из серии «Координаты чудес»

Но и рядовому землянину есть, где развернуться, не покидая пределов родной планеты. Всё дело заключается в темпераменте самого коллекционера. «Всегда он был веселый, толстый, плотоядный, всегда он что-то коллекционировал — то марки, то монеты, то почтовые штемпеля, то этикетки с бутылок. Один раз, уже ставши биологом, он даже затеял коллекционировать экскременты, потому что Женька Сидорцев привез ему из Антарктиды китовьи, а Саня Житнюк доставил из Пенджикента человеческие, но не простые, а окаменевшие, девятого века. Вечно он приставал к окружающим, требуя показать мелочь, — искал какие-то особенные медяки. И вечно он хватал чужие письма, клянчил конверты с печатями» (А. и Б. Стругацкие. «За миллиард лет до конца света»).

Более оригинально выглядят земные и внеземные индивидуумы, собирающие атомы (Р. Желязны. «Одержимость коллекционера»), женские тела, фотографии незнакомцев (Ж. Клейн. «Боги войны»; «Иона») или предсмертные творения других людей.

Собственный зуб, сломанный на каком-то приёме, расколотая курительная трубка, обыкновенный кирпич и прочие подобного рода безделицы составляют гордость личной коллекции Ийона Тихого, вместе с которым они побывали в дальнем и сверхдальнем космосе (С. Лем. «Звёздные дневники…»). Вот подходящий пример для объяснения «от обратного» того обстоятельства, что собранные предметы должны представлять собой определённую общечеловеческую ценность — материальную или духовную.

Это утверждение справедливо и по отношению к таким нематериальным (?) носителям информации, которые необходимо фиксировать на материальных её носителях — дисках, книгах и т.д. Так герой рассказа Д. Финнея «Боюсь…» охотится за историями, связанными с нарушениями нормального хода времени, а затем, обобщая и сопоставляя сведения, пытается найти причину этих аномалий.

Но наивные представители идеализированного мира будущего не могут применить «к месту» собранные в коллекцию древние слова, особенно негативные характеристики людей и предметов, а также ругательства (Г. Гор. «Синее окно Феокрита»). Впрочем, они сущие дилетанты по сравнению с коллекционером архаизмов в повести В. Шефнера «Девушка у обрыва».


Коллекция книг из серии «Зарубежная фантастика»

Космическая раса «монахов» известна тем, что её представители, странствуя по всему космосу, отбирают для себя оригинальные идеи, которыми располагают встреченные на их пути цивилизации (Л. Нивен. «Четвёртая профессия»).

В рассказе Р. Шекли «Минимум необходимого» искусственный интеллект, управляющий генератором любых материальных предметов, помимо своего основного служебного предназначения решил заняться коллекционированием, отбирая схожие предметы по степени их оригинальности, то есть, избегая повторений и создания полных дубликатов чего-либо. С точки зрения психологии коллекционера это вполне объяснимо; он желает располагать как можно большим числом раритетов и даже уникумов. Дубликаты требуются, но только для обмена с другими коллекционерами либо для продажи. Но гораздо большее чувство удовлетворения вызывает обладание в коллекции единственными в мире предметами.

С этой точки зрения становится понятно, почему Сатана коллекционирует, скажем, не грехи и пороки, число которых ограничено, а человеческие черепа (С. Синякин. «Шпион Божьей милостью»). Антиподу воплощения Зла тоже не чужды чувства не только обладателя, но и создателя предметов собирательства вообще. И в этом заключается превосходство Господа, творящего на облюбованной им планете новые биологические виды живых существ, ни разу не повторив прежних (Э. Ф. Рассел. «Коллекционер»).

Однако прерогатива коллекционирования самих коллекционеров почему-то осталась за человеком (К. Джилмор. «Одержимость коллекционера»).


© Р.Ю. Масленников

Синонимы:
Собирательство



  Список произведений, в которых упоминается термин:


Сортировка:

Романы

7.30 (257)
-
15 отз.

Повести

  •   Коллекционер / Hobbyist (1947) [коллекционирование новых биологических видов живых существ] // Автор: Эрик Фрэнк Рассел  
7.24 (153)
-
5 отз.
8.26 (498)
-
26 отз.
  •   Синее окно Феокрита (1968) [коллекционирование древних слов, особенно негативных характеристик людей и предметов, а также ругательств] // Автор: Геннадий Гор  
7.05 (22)
-
1 отз.
  •   Четвёртая профессия / The Fourth Profession  [= Происшествие в баре «Длинная ложка»] (1971) [коллекционирование идей, которыми располагают другие цивилизации] // Автор: Ларри Нивен  
8.32 (266)
-
6 отз.
6.15 (68)
-
2 отз.

Рассказы

  •   Боюсь… / I'm Scared (1951) [коллекционирование историй, связанных с нарушениями нормального хода времени] // Автор: Джек Финней  
7.50 (203)
-
14 отз.
8.26 (817)
-
13 отз.
  •   Коллекционер / Leg. Forst (1958) [коллекционирование пивных банок, старых грампластинок и прочего хлама] // Автор: Клиффорд Саймак  
8.15 (380)
-
11 отз.
  •   Большой бум / The Big Pat Boom  [= Большой лепёшечный бум; «Оазис» и пришельцы; Бизнес есть бизнес; Великий навозный бум; Пришельцы в оазисе] (1963) [инопланетяне — коллекционеры яблочных огрызков и коровьих лепёшек] // Автор: Деймон Найт  
7.38 (191)
-
7 отз.
6.60 (25)
-
1 отз.
  •   Одержимость коллекционера / Collector's Fever  [= Страсть к коллекционированию / Rock Collector; Коллекционный жар; Мечты собирателя; Страсть коллекционера; Мечта собирателя] (1964) [дядюшка коллекционирует минералы; инопланетный минерал коллекционирует атомы] // Автор: Роджер Желязны  
7.54 (414)
-
13 отз.
  •   Иона / Jonas (1966) [коллекционирование фотографий незнакомцев] // Автор: Жерар Клейн  
7.11 (140)
-
5 отз.
  •   Улыбка (1975) [коллекционирование улыбок и хрипов] // Автор: Виктор Колупаев  
7.12 (80)
-
2 отз.
  •   Ночь Белого Духа / The Night of White Bhairab (1984) [мистер Чаттерджи коллекционирует вещи, связанные с привидениями, духами или актами насилия] // Автор: Люциус Шепард  
7.54 (53)
-
1 отз.
7.12 (8)
-
1 отз.
6.00 (6)
-
7.74 (62)
-
2 отз.



  Список фильмов, в которых упоминается термин:



Фильмы

  •   Багдадский вор / The Thief of Bagdad (США, 1924) [султан Ахмад — коллекционер механических игрушек — получает в коллекцию волшебного летучего коня] // Режиссёр: Рауль Уолш  
⇑ Наверх