Термин Города

Города

«Так, вот оно, главное, — образования, предположительно искусственного типа, названные Городами».

В. Головачёв. «Великан на дороге»


Рисунок Р. Гуйкешовена «Амстердам 2034»

  1. Перспективы и проблемы урбанизации

Город — населённый пункт, одна из форм общественного расселения людей. Характерная черта городов — преобладающая часть населения не занята сельским хозяйством. Города образовались и выросли вблизи мест торжищ, пересечений транспортных путей, неподалёку от жилищ знати или храмов.

Каждый из вымышленных фантастами городов (Город Солнца, Глупов, Зурбаган и Лисс, Ираз, Хронополис, Великий Гусляр, Ташлинск и прочие) интересен как своеобразный микросоциум. Но в рамках данной статьи будут рассмотрены другие аспекты, имеющие непосредственное отношение к теме обозрения.

В реальности растёт цена земельных участков, что становится едва ли не главной причиной повышения этажности мегаполисов. В зависимости от соотношения высоты объектов нашего рассмотрения к занимаемой ими площади они условно делятся на города-листы (любой средневековый город) и города-коробки (Нью-Йорк, Токио).

Фантасты экстраполировали общую тенденцию. Но если у Р. Сильверберга («Вертикальный мир») продуктом урбанизации становятся расставленные небывалой высоты небоскрёбы (гонады), в каждом из которых помещается население целого города, то фантазии Дж. Балларда предстало всё земное пространство без остатка застроенное единым поселением («Безвыходный город»). Не всякому понравится обитать в многоярусных урбанистических джунглях со стволами мощных опор и лианами кабелей и трубопроводов, какими мы видим город в повести Э. Геворкяна «Возвращение мытаря». Видимо, это противоестественно для натуры нормального человека. Горожанам присуще стремление выбраться на просторы полей и настоящих лесов. А если таковых уже не сыскать, то не остаётся ничего лучшего, как любоваться одиноко стоящим и чудом сохранившимся растением (А. Лентини. «Дерево»; И. Варшавский. «Фиалка»). Идея «бионических» городов, где проектировались условия наиболее гармоничные с природной средой, рассматривались ещё в последней четверти двадцатого столетия, но пока, очевидно, их время не пришло. Лишь в Китае, в самом начале XXI века был спроектирован бионический город на сто тысяч жителей. Проект представляет собой башню посреди искусственного озера.

Попробуем выяснить, насколько полезен опыт фантастических персонажей в деле градостроительства. Часть из них упорно продолжает идти по экстенсивному пути урбанизации. Ещё какой-то резерв пространства могут предоставить подземные этажи (А. Азимов. «Стальные пещеры»), освоение морского дна (Ф. Пол, Дж. Уильямсон. «Подводный город»). Места там много, но вот с освещением под землёй целый букет проблем, а под водой ещё и воздух нужен. И всё же месту отдаётся приоритет. Не хочется ходить по головам и переворачиваться в постели с боку на бок по команде. Со строительства заатмосферных поселений начинается космическая экспансия человечества.


Рисунок Д. Маттингли к циклу Д. Блиша «Города в полёте»

Мечтания о городах в самой атмосфере разбиваются о проблему гравитации, в противовес которой необходима всё та же огромная и дешёвая энергия. Дж. Свифт уделил должное внимание проблеме, снабдив летающий остров Лапуту мощным естественным магнитом. Его последователи ухитрялись «подвесить» атмосферные поселения средствами авиации или аэронавтики (Г. Гребнев. «Арктания»; В. Маяковский. «Летающий пролетарий»), а В. Савченко рассчитывал на открытие и применение антигравитации («За перевалом»).

Такие перспективы легко освобождаются от излишней романтической ауры. Нетрудно, например, догадаться какие именно слои населения будут прозябать без солнечного света в благоустроенных катакомбах. Но совершенно иной результат достижим, если с земной поверхности в «стальные пещеры» будут убраны все производственные предприятия, переведенные в режим полной автоматизации. Подводный город (?) даже в утопическом романе Г. Мартынова «Спираль времени» выглядит достаточно скромно: «Зданий там вообще нет. Есть павильон. Один-единственный. Но он очень низок и сверху его трудно заметить», — признаётся один из персонажей романа. Не очень-то похоже это сооружение на светящийся изнутри полусферический купол из числа тех, что стараниями более оптимистичных авторов разбросаны в литературе, словно жемчужины на континентальном шельфе. Зато у того же Мартынова рядом с малоприметным подводным поселением резко контрастирует чудо-лифт со стенками из силовых полей, пронизывающих и удерживающих водную толщу. Скорее всего, не хватает энергии, чтобы по тому же принципу огородить и большие подводные территории.

Совокупность всех способов показана в рассказе «Образца 1919-го» В. Григорьева: «Города там, например, подвешены в воздухе высоко над землёй. А прямо под городами леса, травы, луга… Так что кому на землю захотелось, тот достаёт крылья и кидается головой вниз, или нанизывается на магнитную силовую линию и скользит как по перилам».

Орбитальные города правильнее было бы назвать временными поселениями, так как жизнь в них, по крайней мере на первых порах, полна бытовых неудобств. Добровольцев, желающих провести большую часть своей жизни на орбите, можно стимулировать только финансами. А еще причиной для их появления станут катастрофические события на самой Земле (В. Бабенко. «Земля»).

Города на чужих планетах неземного типа нередко видятся фантастам под куполами из какого-нибудь прозрачного, но достаточно прочного материала, устойчивого к метеоритным атакам (если атмосфера разреженная) и химически инертного (если окружающая среда химически агрессивная). Но никакой бронежилет не спасёт его владельца от прямого попадания снаряда… Предположим, где бы то ни было города отстроены. Далее жизнь в них начинает подчиняться некоему внутреннему распорядку, и многое зависит как от самих «правил игры», так и от того, насколько они соблюдаются её участниками. Многие функции обслуживания и управления переданы на откуп автоматам (Г. Франке. «Решение»). Где царство автоматов, там в фантастике и проявляет себя искусственный интеллект, а следовательно, появляются разумные города.

  1. Разумные города


Рисунок Д. Стивенса «Город будущего»

У фантастов давно вызревала идея «умных городов». Р. Абернати в своём рассказе «Человек против города» ещё никак не объяснял бунта урбанистического монстра, но без участия фрейдизма здесь не обошлось. «Избави нас от барского гнева, а пуще — от барской милости», — гласила житейская мудрость русских крепостных. Она вспоминается после прочтения рассказа Р. Брэдбери «Пропавший марсианский город», где несколько скучающих землян случайно обнаруживают Дио-Сао, прозванный в местных легендах Городом Страшного Суда. Его жители давно в ужасе бежали прочь из своего отстроенного детища-чудотворца. Лишь недалёкие земляне решают остаться здесь бессрочно. Не все и не сразу осознают, что овеществить и осуществить самое заветное желание — это далеко не одно и то же. В аналогичную ситуацию попадает персонаж рассказа Р. Шекли «Город-мечта, да ноги из плоти». И пусть в данном случае комплекс услуг, предоставляемый разумным городом гораздо скромнее, его улицы и дома абсолютно пусты. Несмотря на уговоры и увещевания, человек спешит их покинуть… Причин для такого поступка, пожалуй, найдётся целое множество. Во-первых, мало кого устроит постоянное одиночество; комфорт от этого многое теряет. Во-вторых, привыкнув жить на всем готовеньком, можно уподобиться избалованному домашнему животному. В-третьих, за всё придётся чем-то расплачиваться или поступаться; между мировоззрением персонажа и коммунистическими принципами находится «дистанция огромного размера». В-четвёртых, как там дальше поведёт себя искусственный интеллект?

В повести Г. БИРА «Мандала» на планете Бог-Ведущий-Битву «живые» города пришли к выводу, что для лучшего выполнения поставленных задач горожан следует вообще выгнать.

  1. О деурбанизации


Рисунок К. Бюргле «Город будущего»

В рассказе Р. Льописа «Сказочник» без обиняков говорится, что появление городов привело к некоторым хорошим начинаниям, но вместе с тем — и ко многим скверным тенденциям. Однако стоит ли винить топор за то, что некто, взяв его в руки, вырубил рощу? Стоит ли делать вывод о грядущих миграциях из городов, а затем и последующей деурбанизации? Утвердительный ответ в фантастике присутствует. «Городов — как в прежнее время уже не существовало. Благодаря лёгкости и общедоступности воздушного сообщения не стеснялись расстоянием и расселялись по Земле в роскошных виллах, утопающих в зелени и цветах… На месте же городов сохранились коммунистические центры, где в громадных многоэтажных зданиях были сосредоточены магазины, школы, музеи и другие общественные учреждения». Сразу видно, что произведение написано в самом начале двадцатого столетия, когда о проблемах демографического кризиса большинство людей не задумывалось. Действительно, именно так представил судьбу городов А. Богданов в своём рассказе «Праздник бессмертия». Однако роскошные виллы, по признанию самого автора, уготованы отнюдь не для всех. «Излишки населения» (интригует сам способ зачисления людей в «излишки») принудительно отправляют в космическое пространство в наглухо замурованных космических кораблях. «Возвращенцев», обнаруживших новые пригодные для жизни миры, почему-то не наблюдается…

В повести А. Чаянова «Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии» сказалась присущая поколениям «спокойных веков» инерция мышления о своей планете как якобы безграничном астрономическом объекте. Большинству россиян хочется иметь клочок своей землицы и трудиться на нём до конца дней своих, а города — пусть они будут небольшими, но это нечто второстепенное, место ярмарок и культурных развлечений. Москва не стала исключением: «Город казался сплошным парком, среди которого архитектурные группы возникали направо и налево, походили на маленькие затерявшиеся городки.

— Сколько жителей в вашей Москве? — спросил Кремнёв своего спутника.

— На этот вопрос не так легко ответить. Если считать территорию города в объёме территории эпохи великой революции и брать постоянно ночующее здесь население, то теперь оно достигает уже, пожалуй, 100 000 человек. Но сорок лет назад, непосредственно после великого декрета об уничтожении городов в ней насчитывалось не более 30 000. Впрочем, в дневные часы, если считать всех приехавших и обитателей гостиниц, то, пожалуй, мы можем получить цифру превышающую пять миллионов».


Рисунок Я. Йерки «Приземление города»

Дееспособный «декрет об уничтожении городов» должен был бы опираться на эффективное сельскохозяйственное производство, не отчуждающее человека от земли. Это уже не литературная идея, а краеугольный камень научных разработок А.Чаянова рациональных для данной исторической эпохи, но невостребованных на пути «большого скачка» в экономике, намеченном И. Сталиным в конце 1920-х годов. Приоритетным стало утверждение классиков марксизма о том, что потребность развития материального производства неизбежно порождает общественное разделение труда. А вместе с ним непременно будут существовать города. До сих пор в наиболее экономически развитых странах городское население существенно преобладает над сельским.

Выход из «идиотизма» деревенской жизни неизбежен, а о том к чему приводит его доминирование или искусственное затягивание, рассказано в романе Л. Шэ «Записки о Кошачьем городе». В состоянии общего упадка марсианской цивилизации находятся и города мало отличимые от местных деревень. По сути, это мелкие торговые центры, где проще сбыть продукт марсианской монокультуры — листья дурманных деревьев. А любое происшествие в толпах снующих зевак превращается в театральное зрелище. «Кошачий город выглядел очень оживлённым. Его планировка показалась мне наипростейшей, только дома и пустыри, точнее, один большой пустырь, на котором стоит множество бесцветных домов. Когда-то здесь наверняка были улицы, но улицы опасны, потому что люди-кошки считали позорным уступать дорогу друг другу. Ходьба по разным сторонам тем более претила их свободному духу».

Признаем, что процессы деурбанизации при некотором их внешнем сходстве идут по разным направлениям. Для полноты обзора упомянем ещё одно произведение, где рассматриваемая идея отстаивается с упорством, но без оснований. «Вот и Париж, мало похожий на тот, который был двести-триста лет назад. Город-спрут, город-левиафан — так называли гигантские города прошлого с их контрастами роскоши и нищеты, с пышными дворцами и убогими жилищами бедняков, с гнёздами порока и преступлений… Больше всего сохранился центр Парижа с его прекрасными архитектурными ансамблями, созданными ещё в восемнадцатом и девятнадцатых веках. В Париже, как и в других бывших гигантских столицах жило гораздо меньше людей, чем раньше. Лёгкие стройные здания утопали в зелени. Не было улиц-коридоров», — читаем у А. Палея в романе «В простор планетный».

«Простор планетный» на поверку оказывается и вовсе невелик. Едва началось тяжёлое освоение Венеры; климат на Земле стал более мягким, но давно существует опасение, что в связи с потеплением многие участки суши могут быть затоплены. А мегаполисы вдруг взяли и рассредоточились! Уж не декрет ли очередной и судьбоносный вступил в силу? Что-то надумано в такой идиллии…


Рисунок Д. Маттингли к роману Р. Эллиота «Горелые земли»

В рассказе А. и С. Абрамовых «Принц из седьмой формации» в двадцать четвёртом веке полностью отказались от застройки улицами. Пришелец из будущего недоумевает: почему это у вас дома стоят стенами? В то же время он заявляет: «У нас дома в лесу… Есть города, плавающие в океане. Есть летающие… Но улиц нет». Похоже, городом здесь считается внушительных размеров жилой массив с комплексом помещений различного служебного назначения.

Отказ от городов тормозит развитие производительных сил в самых передовых отраслях промышленности, необходимых для существования нашей цивилизации как на Земле, так и за её пределами. С другой стороны, городской образ жизни делает горожан всё более неприспособленными к естественной среде обитания. Да и среде этой часто наносится непоправимый ущерб. Отсюда следует необходимость комплексного подхода к решению проблем урбанизации. Эта задача совсем не для фантастов, из которых, похоже, лишь И. Ефремов наметил верные ориентиры, да и то очень укрупненно. В его романах «Туманность Андромеды» и «Час Быка» пирамидальные и спиралевидные поселения расположены преимущественно в субтропических климатических поясах Земли. Введены и соблюдаются разумные ограничения на рождаемость в масштабе всего объединившегося человечества. Начат (и достаточно успешно) поиск планет земного типа. Правда, здесь не обошлось без помощи объединившихся миров и биологического вымирания цивилизации на Планете Зелёного Солнца. На современном уровне развития земного человечества такая перспектива желаема, но призрачна.


© Р.Ю. Масленников




  Список произведений, в которых упоминается термин:


Сортировка:

Циклы произведений

7.33 (49)
-
2 отз.
  •   Гусляр  [= Великий Гусляр] (1970) [город Великий Гусляр в российской глубинке — излюбленное инопланетянами место для визитов. Кроме того, там постоянно происходят всяческие чудеса] // Автор: Кир Булычев  
8.34 (875)
-
24 отз.
  •   Диптаун (1997) [в сети Интернет существует гигантский виртуальный город Диптаун] // Автор: Сергей Лукьяненко  
8.66 (5728)
-
96 отз.

Условные циклы

  •   Дерри / Derry [Дерри — небольшой городок в штате Мэн, веками живший под властью страшного монстра] // Автор: Стивен Кинг  
8.82 (258)
-
1 отз.
  •   Касл-Рок / Castle Rock [Касл-Рок, штат Мэн — вымышленный город из произведений Стивена Кинга] // Автор: Стивен Кинг  
8.46 (128)
-

Романы

  •   Город Солнца / La città del sole (1602) [о государственном устройстве, общественном укладе и научных достижениях жителей Города Солнца] // Автор: Томмазо Кампанелла  
6.69 (105)
-
1 отз.
  •   История одного города (1870) [Глупов был заложен племенем головотяпов на болотине, в глубоком захолустье, однако в полном согласии со старой великодержавной концепцией] // Автор: Михаил Салтыков-Щедрин  
8.26 (298)
-
10 отз.
  •   Плавучий остров / L'Île à hélice  [= Пловучий остров] (1895) [гигантский электроходный остров с целым городом Миллиард-Сити на нем] // Автор: Жюль Верн  
7.39 (463)
-
14 отз.
7.64 (191)
-
11 отз.
  •   Город на краю света / City at World's End (1950) [от взрыва ядерной бомбы город Миддлтаун на Среднем Западе перенёсся на миллионы лет в будущее, на умирающую Землю] // Автор: Эдмонд Гамильтон  
7.59 (377)
-
22 отз.
  •   Город / City (1952) [на Земле будущего остался единственный город — Женева] // Автор: Клиффорд Саймак  
8.58 (3232)
-
154 отз.
  •   Космические течения / The Currents of Space (1952) [город на Флорине делится на Нижний и Верхний. Друг от друга они отделены стальной горизонтальной плитой] // Автор: Айзек Азимов  
7.80 (1229)
-
26 отз.
  •   Стальные пещеры / The Caves of Steel (1953) [земляне живут в гигантских городах-муравейниках, в которых вместо домов построены огромные жилые секторы на сто тысяч квартир каждый, полуподземные и без окон; Космотаун — специальное место, где живут космониты — находится рядом с Нью-Йорком] // Автор: Айзек Азимов  
8.44 (2422)
-
70 отз.
  •   Город и звёзды / The City and the Stars (1956) [в романе описывается размеренная жизнь города, которому уже сотни тысяч лет. Люди живут в нем, опутанные страхом, боясь выйти за его пределы] // Автор: Артур Кларк  
8.44 (1521)
-
70 отз.
  •   Туманность Андромеды (1957) [города будущего — пирамидальные и спиралевидные поселения, расположены преимущественно в субтропических климатических поясах Земли] // Автор: Иван Ефремов  
8.03 (3022)
-
162 отз.
  •   Незнайка в Солнечном городе (1958) [Солнечный город населен коротышками — маленькими человечками ростом с небольшой огурец] // Автор: Николай Носов  
8.77 (1911)
-
26 отз.
  •   Неукротимая планета / Deathworld  [= Мир смерти] (1960) [Периметр — единственный город на планете Пирр, непрерывно подвергается атакам местной флоры и фауны] // Автор: Гарри Гаррисон  
8.64 (6870)
-
208 отз.
  •   Победить на трёх мирах / Three Worlds to Conquer  [= Завоевать три мира; Выбор смерти; Кентавры Юпитера] (1964) [скрытый народ строит летающие города в верхних слоях атмосферы Юпитера] // Автор: Пол Андерсон  
7.17 (146)
-
7 отз.
  •   В простор планетный  [= В городе будущего] (1968) [города будущего развиваются в соответствии с замыслами архитектора и цветокомпозитора; цвета и краски зданий создают единую цветовую симфонию] // Автор: Абрам Палей  
5.43 (45)
-
1 отз.
  •   Координаты чудес / Dimension of Miracles (1968) [Яснопогодск (в другом переводе Бельведер) — идеальный город из одной из параллельных земель. Постоянно заботился о Кармоди, чем довёл того до бешенства] // Автор: Роберт Шекли  
8.13 (1917)
-
64 отз.
  •   Рай без памяти (1968) [на далекой планете розовые облака создали Город без имени — точную копию земного города, являющейся моделью земной жизни] // Авторы: Александр Абрамов, Сергей Абрамов  
7.54 (364)
-
14 отз.
  •   Час Быка (1969) [города будущего — пирамидальные и спиралевидные поселения, расположены преимущественно в субтропических климатических поясах Земли] // Автор: Иван Ефремов  
8.31 (2334)
-
103 отз.
  •   Вертикальный мир / The World Inside (1971) [город-здание «гонада» — 1000-этажный небоскрёб в 3 мили высотой, содержащий в себе 25 «городов», с общим населением 800 тысяч человек] // Автор: Роберт Силверберг  
7.46 (220)
-
10 отз.
  •   Часы Ираза / The Clocks of Iraz (1971) [Ираз — столица империи Пенембеи к югу от Новарии, имеет черты городов-государств бронзового века Месопотамии, эллинистической Александрии и позднеантичного Константинополя] // Автор: Лайон Спрэг де Камп  
7.61 (314)
-
7 отз.
6.46 (37)
-
3 отз.
  •   Дети наших детей / Our Children's Children (1973) [города будущего строятся из мусора и металлолома. Город будущего компактен и представляет собой пять-шесть башен высотой около мили каждая] // Автор: Клиффорд Саймак  
7.30 (275)
-
12 отз.
  •   Опрокинутый мир / Inverted World  [= The Inverted World] (1974) [город на колесах постоянно передвигается по поверхности планеты по рельсам] // Автор: Кристофер Прист  
8.19 (1081)
-
72 отз.
  •   Звёздное наследие / A Heritage of Stars  [= Наследие звёзд] (1977) [Звёздный город, в котором хранятся данные об исследовании других миров, находится в Северной Дакоте] // Автор: Клиффорд Саймак  
7.50 (391)
-
15 отз.
  •   Время против времени  [= Серебряный вариант] (1978) [на далекой планете розовые облака создали Город без имени — точную копию земного города, являющейся моделью земной жизни] // Авторы: Александр Абрамов, Сергей Абрамов  
6.62 (264)
-
10 отз.
  •   Конго / Congo (1980) [в сердце Конго находится затерянный город-легенда Зиндж] // Автор: Майкл Крайтон  
7.59 (277)
-
8 отз.
  •   Мир на колёсах / Wheelworld  [= Путь; На колёсах; Халвмерк] (1981) [на полюсах планеты Халвмерк расположены два города — Южгород и Севгород. Один раз в четыре года поселенцы переезжают из одного города в другой, повинуясь климатическим особенностям этого мира] // Автор: Гарри Гаррисон  
7.58 (500)
-
12 отз.
  •   CV (1985) [на гигантский город-остров нападает гигантское чудовище] // Автор: Деймон Найт  
6.00 (1)
-
  •   Томминокеры / The Tommyknockers  [= Проклятье подземных призраков; Призраки] (1987) [жители города Хэвен нашли космический корабль] // Автор: Стивен Кинг  
7.42 (2015)
-
59 отз.
  •   Карантин / Quarantine (1992) [01.01.2029 основан город Нью-Гонконг на севере Австралии] // Автор: Грег Иган  
7.91 (565)
-
39 отз.
  •   Диаспора / Diaspora (1997) [люди переселились в виртуальную реальность и обитают в обособленных друг от друга «полисах». Каждый полис формируется по принципу приверженности определённым философским взглядам] // Автор: Грег Иган  
8.09 (199)
-
16 отз.
  •   Лабиринт отражений (1997) [в сети Интернет существует гигантский виртуальный город Диптаун] // Автор: Сергей Лукьяненко  
8.57 (9208)
-
191 отз.
  •   Волшебный корабль / Ship of Magic (1998) [основные события происходят в городе Удачном. Особенность Удачного — живые корабли, имеющиеся у некоторых старых торговых семейств] // Автор: Робин Хобб  
8.42 (1587)
-
56 отз.
  •   Фальшивые зеркала (1999) [в сети Интернет существует гигантский виртуальный город Диптаун] // Автор: Сергей Лукьяненко  
8.41 (7216)
-
83 отз.
  •   Город и город / The City & the City (2009) [описаны города Бещель и Уль-Кома: жители одного города не способны видеть жителей другого] // Автор: Чайна Мьевиль  
7.61 (510)
-
33 отз.

Повести

  •   Морок над Инсмутом / The Shadow Over Innsmouth  [= Тень над Инсмутом; Тень над Иннсмаутом; Тень над Иннсмутом; Мгла над Инсмутом; Тени над Иннсмутом] (1936) [жители города Инсмут человеческие жертвы неким Глубоким. Взамен те загоняют в гавань города невероятное количество рыбы] // Автор: Г. Ф. Лавкрафт  
8.62 (1841)
-
56 отз.
9.07 (2799)
-
78 отз.
8.31 (140)
-
3 отз.
  •   Землянин, вернись домой / Earthman, Come Home  [= Землянин, войди в свой дом] (1953) [люди странствуют по космосу в летающих городах. Иногда такие города садятся на планеты, занимаются войной, пиратством и торговлей] // Автор: Джеймс Блиш  
6.82 (81)
-
3 отз.
  •   Круг замкнулся / Full Cycle (1955) [в далёком будущем города прекратят своё существование] // Автор: Клиффорд Саймак  
7.29 (216)
-
9 отз.
  •   Трудно быть богом (1964) [Арканар — вымышленный город, столица королевства Арканарского] // Автор: Аркадий и Борис Стругацкие  
8.93 (9649)
-
274 отз.
  •   Понедельник начинается в субботу (1965) [в городе Соловец находятся находятся дуб с ученым котом-склеротиком и русалкой, колодец с полуслепой говорящей щукой, огнедышащий змей с эскортом пожарных, вещее зеркало, гравитационные сапоги-скороходы и институт НИИЧАВО] // Автор: Аркадий и Борис Стругацкие  
8.78 (8929)
-
215 отз.
7.67 (6)
-
1 отз.
  •   Мандала / Mandala (1978) [по планете Бог-Ведущий-Битву кочуют кибергорода, которые населяют киборгизированные жители] // Автор: Грег Бир  
7.32 (58)
-
4 отз.
  •   Неформашки [Фантасмагория] (1988) [ в городе Краснокитежске все занимаются бесконечной болтовнёй, и никто ничего не делает] // Автор: Сергей Абрамов  
5.69 (47)
-
3 отз.
  •   Прозрачные витражи (2000) [в сети Интернет существует гигантский виртуальный город Диптаун] // Автор: Сергей Лукьяненко  
7.67 (4816)
-
49 отз.
7.12 (32)
-
1 отз.

Рассказы

  •   Праздник бессмертия  [= Безсмертный Фриде] (1912) [на Земле будущего городов не будет] // Автор: Александр Богданов  
6.44 (18)
-
3 отз.
  •   Чудовище-бог Мамурта / The Monster-God of Mamurth  [= Чудовище пустыни; Бог пустыни; Чудовищный бог Мамурта; Чудовищное божество Мамурта] (1926) [мертвый город Мамурт в Северной Африке, находится в пустыне Ижиди, у подножья Атласских гор. В городе процветал культ поклонения невидимому монстру] // Автор: Эдмонд Гамильтон  
7.06 (85)
-
7 отз.
7.06 (122)
-
5 отз.
  •   На закате мира / In the World's Dusk (1936) [Зор — последний и единственный город, расположен посреди пустыни, на умирающей Земле] // Автор: Эдмонд Гамильтон  
6.70 (87)
-
7 отз.
  •   Новогодние розы / Christmas Roses, New Year Roses  [= Рождественские розы; Christmas Roses; Christmas Tree] (1949) [Луна-Сити: 2 квартала в длину, 1 квартал в ширину, частично расположен под лунной поверхностью] // Автор: Джон Кристофер  
7.04 (84)
-
2 отз.
  •   Город / The City  [= Мёртвый город / Purpose] (1950) [живой город погибшей цивилизации настроен на месть человечеству] // Автор: Рэй Брэдбери  
8.23 (658)
-
20 отз.
  •   Мираж / Seven Came Back  [= Mirage] (1950) [землянин нашёл мифический город в марсианской пустыне] // Автор: Клиффорд Саймак  
8.16 (506)
-
14 отз.
  •   Aristotle (1953) [город Аристотель на территории Греции становится первым городом возрождённой Земли] // Автор: Джон Кристофер  
5.00 (1)
-
7.05 (142)
-
8 отз.
  •   Безвыходный город / The Concentration City  [= Build-Up; Концентрационный город] (1957) [вся планета превратилась в один огромный город без начала и конца] // Автор: Дж. Г. Баллард  
7.87 (133)
-
7 отз.
  •   Решение / Die Entscheidung (1960) [полностью автоматизированный город] // Автор: Герберт В. Франке  
6.25 (115)
-
4 отз.
  •   Хронополис / Chronopolis  [= Хронополь] (1960) [город, в котором законодательством запрещены часы] // Автор: Дж. Г. Баллард  
7.22 (114)
-
3 отз.
  •   Фиалка (1966) [город глубиной в два километра и высотой в сорок километров простирается от полярных льдов до экваториального пояса, от океана до океана] // Автор: Илья Варшавский  
7.71 (244)
-
9 отз.
  •   Город — мечта, да ноги из плоти / Street of Dreams, Feet of Clay  [= Город — мечта на глиняных ногах; Город — мечта, да на глиняных ногах] (1967) [Яснопогодск (в другом переводе Бельведер) — идеальный город из одной из параллельных земель. Постоянно заботился о Кармоди, чем довёл того до бешенства] // Автор: Роберт Шекли  
7.71 (370)
-
12 отз.
  •   Марсианский затерянный город / The Lost City of Mars  [= Swing Low Sweet Chariot; Пропавший марсианский город; Заброшенный город на Марсе] (1967) [марсианский город Дио-Сао, из которого убежали все жители, может осуществлять желания] // Автор: Рэй Брэдбери  
8.31 (548)
-
17 отз.
6.55 (91)
-
6 отз.
  •   В лето 2430 от Р.Х. / 2430 A.D.  [= В лето 2430 от Рождества Христова] (1970) [всю поверхность суши занимает одно колоссальное сверхздание, и больше не осталось ни растений, ни животных] // Автор: Айзек Азимов  
7.49 (428)
-
20 отз.
  •   Город осьминогов (1972) [дом-город Лусинда — гигантское сооружение в двести этажей. Напоминает пирамиду, висящую над водой] // Автор: Сергей Жемайтис  
6.80 (30)
-
  •   Getting Across (1973) [абсолютно автоматизированный город, в котором компьютерная программа управляет всеми городскими процессами] // Автор: Роберт Силверберг  
5.00 (2)
-
  •   Волчок для Гулливера (1973) [дом-город двухкилометровой высоты и полтора километра в диаметре, поставленный на небольшом островке в Атлантическом океане] // Автор: Сергей Абрамов  
5.95 (38)
-
2 отз.
  •   На посошок / One for the Road  [= Буран; Один на дороге; Return to 'Salem's Lot] (1977) [в городе Салимов Удел живут вампиры] // Автор: Стивен Кинг  
7.79 (836)
-
16 отз.
7.05 (156)
-
5 отз.
  •   Свободная зона / Freezone (1985) [город на платформе, дрейфующей в Атлантическом океане недалёкого будущего] // Автор: Джон Ширли  
6.98 (97)
-
6 отз.
  •   Сезон дождя / Rainy Season  [= Сезон дождей; Раз в семь лет] (1989) [в городке Уиллоу с неба идёт дождь из жаб] // Автор: Стивен Кинг  
7.44 (631)
-
14 отз.
  •   Рок-н-ролл никогда не умрёт / You Know They Got a Hell of a Band  [= Рок-н-рольные Небеса; Знаете, они классно играют; Then You Know They've Got a Hell of a Band] (1992) [в Орегоне существует город, не отмеченный на карте. Этот город — царство рок-н-ролла, его населяют рок-музыканты, умершие в 60-х годах. Покинуть пределы города невозможно] // Автор: Стивен Кинг  
7.55 (788)
-
16 отз.
  •   Ковры Вана / Wang's Carpets [фрагмент романа «Диаспора»] (1995) [люди переселились в виртуальную реальность и обитают в обособленных друг от друга «полисах». Каждый полис формируется по принципу приверженности определённым философским взглядам] // Автор: Грег Иган  
7.29 (232)
-
16 отз.

Киносценарии

  •   Туча [по мотивам повести "Гадкие лебеди"] (1987) [неназванный город, в котором идёт нескончаемый дождь, а центр города поглотила туча] // Автор: Аркадий и Борис Стругацкие  
7.59 (321)
-
8 отз.

Антологии

  •   Future City (1973) [рассказы о городе будущего] // Редактор-составитель: Роджер Элвуд  
-
  •   The City, 2000 A.D. [Urban Life Through Science Fiction] (1976) [фантастика на тему «город будущего»] // Редакторы-составители: Ральф Клем, Мартин Гринберг, Джозеф Д. Оландер  
-
  •   The Eternal City (1990) [фантастика о городе Риме] // Редакторы-составители: Дэвид Дрейк, Мартин Гринберг, Чарльз Во  
-
  •   Города / Cities (2003) [фантастика на тему городов] // Редактор-составитель: Питер Краутер  
6.68 (44)
-
2 отз.
  •   Little Red Riding Hood in the Big Bad City (2004) [рассказы о героях классических сказок в реалиях современного города] // Редакторы-составители: Мартин Гринберг, Джон Хелферс  
-
  •   Мифы мегаполиса (2007) [фантастика о чудесах и чудовищах больших городов] // Редактор-составитель: Андрей Синицын  
6.59 (71)
-
3 отз.
  •   Новые мифы мегаполиса (2011) [фантастика о чудесах и чудовищах больших городов] // Редактор-составитель: Андрей Синицын  
7.19 (56)
-
6 отз.
  •   Город 2100 (2019) [фантастика на тему «город будущего»] // Редактор-составитель: Андрей Синицын  
6.00 (2)
-



  Список фильмов, в которых упоминается термин:



Фильмы

  •   Супермен / Superman (США, Великобритания, 1978) [Супермен проживает в вымышленном городе Метрополис и работает репортёром в газете] // Режиссёр: Ричард Доннер  
  •   Бэтмен / Batman (США, Великобритания, 1989) [город Готэм является родиной Бэтмена. Это место, где балом правят преступники и убийцы] // Режиссёр: Тим Бёртон  
  •   Матрица / The Matrix (США, Австралия, 1999) [город Сион находится «глубоко, около теплого сердца Земли». Он напоминает цилиндр, наверху которого расположены системы защиты и посадочные площадки, посередине — жилой сектор, а внизу — механизмы, обеспечивающие город энергией и водой] // Режиссёр: Энди Вачовски, Лана Вачовски  
  •   Сайлент Хилл / Silent Hill (Канада, Франция, Япония, США, 2006) [город Сайлент Хилл покрыт туманом, его населяют странные, проклятые создания, и время от времени он погружается во Мрак, который буквально меняет все, к чему прикасается] // Режиссёр: Кристоф Ганс  
  •   Звездная пыль / Stardust (США, Великобритания, 2007) [мужчина по имени Данстан Торн отправляется за стену, где обнаруживает магический город] // Режиссёр: Мэттью Вон  
  •   Хроники хищных городов / Mortal Engines (Новая Зеландия, США, 2018) [гигантские движущиеся мегаполисы рассекают пустоши и поглощают маленькие города ради ресурсов] // Режиссёр: Кристиан Риверс  

Сериалы

  •   Касл-Рок / Castle Rock (США, 2018) [Касл-Рок, штат Мэн — вымышленный город из произведений Стивена Кинга] // Режиссёр: Майкл Аппендаль, Дэниэл Эттиэс, Кевин Хукс и др.  

Анимационные

⇑ Наверх