Термин Дом

Дом

«В широком смысле, я всегда смотрел на дом как на устройство, защищающее от дождя».

Р. Хайнлайн. «Дом, который построил Тил»


Рисунок Я. Йерки «Домик в прерии»

Инстинктивная потребность всего живого — укрытие от стихий и посторонних глаз. Природа научила насекомых строить ульи и муравейники, животных — рыть норы и занимать подходящие дупла и ямки. Гнёзда птиц и хатки бобров порою поражают своим совершенством. Но человек, будучи существом разумным, превзошёл всех в этой сфере деятельности. Он желает видеть свой дом не только прочным и тёплым, но и комфортабельным, уютным, красивым. Человек строит своё жилище по определённым архитектурным канонам, а также в соответствии с климатическими условиями и культурными традициями той народности, к которой он принадлежит. Особый случай здесь, пожалуй, жилища хоббитов. Это, скорее всего, землянки, эволюционировавшие из норок.

Рассмотрим фантастические идеи о домах. За одну из крайних точек низкого комфорта жилья возьмём бочку древнего философа Диогена, ибо кто проверит истинность этой байки? Теперь начнём смещаться в сторону увеличения комфортабельности и роскоши. На роль современного преемника Диогена претендует Чебурашка, которому первоначально в качестве жилища была отведена телефонная будка (Э. Успенский. «Крокодил Гена и его друзья»). Домик Тыквы с его нарочито малыми размерами явно рассчитан на пребывание в нём типичного «овоща» (Дж. Родари. «Приключения Чиполлино»).

Далее упомянем пришельца с Земли, добровольно готового жить на чужой планете в более просторном, но всё же походно-аскетическом жилище, создаваемом по его же проекту. «Если принять мой рост за единицу, мне нужна вот такая постройка: полтора в длину, один с четвертью в вышину. Узкие просветы отдушины на уровне глаз, по одной на каждом конце, по две на боковых стенах, затянутые сеткой от насекомых… Вот здесь крюк, чтобы вешать одежду. Здесь кровать — плоская, жёсткая, с твёрдой подстилкой не толще моей ладони. Один и одна восьмая в длину. Под кроватью наглухо закрытый ларь… Здесь полка размером треть на четверть на половину единицы над полом, чтобы сидя возле неё можно было есть… Если сумеете, проведите туда воду. А всё остальное… это ведь жилище, а не дворец развлечений», — инструктировал аборигенов антигерой рассказа Т. Старджона «Искусники планеты Ксанаду». Впрочем, землянин сильно лукавил, ибо его специальный костюм был до предела набит разными миниатюрными электронными штучками.


Дом Изабеллы в Орландо, США

Пародией на роскошное жильё мог бы стать дворец космических пиратов, вход в который представляет собой дуло гигантского артиллерийского орудия. Внутренний интерьер отличает музыкальный (точнее, барабанный) салон для проведения джем-сейшн, а также парадная «туалетная зала» с чугунными умывальниками и кабинками для вполне понятного назначения (К. Булычев. «Война с лилипутами»).

Понятно, что иметь индивидуальное жилище при прочих равных условиях предпочтительнее, чем проживать в многоквартирном доме. Принцип: «Мир — дворцам, война — хижинам!» может осуществляться двояко: через превращение дворцов в заурядные общежития либо через предоставление отдельного дворца каждому отдельному пользователю. Последний способ жёстко ограничивается демографическим фактором. В романе Г. Мартынова «Каллистяне» хроники запечатлели родную планету пришельцев, сплошь застроенную дворцами. Автор сделал упор на жаркий климат чужой планеты, но важнее всего здесь уровень космической экспансии и социальных отношений.

Лозунг: «Фантастическому зданию – фантастически огромные размеры!» реализовался во многих произведениях рассматриваемой совокупности жанров (Я. Вайсс. «Дом в тысячу этажей»; Г. Фаст. «Муравейник Хеллстрома»; И. Стальнов. «Последний госпитальер» и другие). Однако необъятная величина здания прекрасно сочетается с крохотными комнатушками внутри него. Это следствие всё той же перенаселённости, которую мы наблюдаем, например, в кинофильме Люка Бессона «Пятый элемент». Подобная ситуация подробно раскрывается в романе Ф. Дика «Голова на блюде»: «В семь часов утра Аллан Парселл, молодой перспективный директор самого нового и наиболее творческого из всех творческих агентств, лишился спальни. Впрочем, взамен он приобрёл кухню. Процесс осуществлялся автоматически под воздействием пропитанной окисью железа плёнки, замурованной в стене. Преобразование произошло помимо воли Алана, но он счёл его приемлемым, поскольку уже проснулся и собирался вставать.

Он прищурился, зевнул, поднялся на ноги и принялся шарить рукой, отыскивая кнопку, чтобы выдвинуть плиту, которая, как всегда, чуть выступала из стены. Нужно только хорошенько нажать. Так Аллан и сделал: плита захрипела и выехала наружу.

Он — король в своих владениях, в этой однокомнатной квартире… Приобретение квартиры стоило немалых трудов. Она досталась ему в наследство по завещанию родных, которые на протяжении более сорока лет отстаивали право на аренду. Бесценная коробочка из тонких отштукатуренных плит, кусочек свободного пространства, которое дороже всяких денег.

Если как следует выдвинуть плиту, она разложится ещё на столик, раковину и буфет. Из-под буфета можно извлечь два стула, укреплённые на шарнирах, под пищевыми припасами размещается посуда. Большая часть комнаты уже исчезла, но ещё осталось достаточно места, чтобы одеться».


Дом хоббита в Роторуа, Новая Зеландия

Итак, преуспевающий директор находится едва ли не на вершине счастья, прозябая в тесной однокомнатной квартире-трансформере. Как же тогда складывается судьба рядовых людей в данном социуме? Дом представляет собой огромный жилой комплекс с магазинами, детскими садами и прочими заведениями для лиц, проживающими здесь и только здесь. Но можно отчасти решить проблему тесноты, обобществив некоторые блага — в первую очередь, бытовую технику. В доме-коммуне каждый знает своего соседа. Люди часто собираются, чтобы сообща решать свои проблемы. А для посторонних лиц вход в общее жилище закрыт.

Американскому фантасту не без иронии вторил С. Лем в романе «Футурологический конгресс»: «Японец Хаякава сообщил о разработанной его соотечественниками модели жилого здания в восемьсот этажей — с родильными клиниками, яслями, школами, магазинами, музеями, зоопарками, театрами, кинозалами и крематориями; предусматривались подземные помещения для погребальных урн, телевидение на сорок каналов, опохмелители и вытрезвители, залы на манер гимнастических для занятий групповым сексом (свидетельство передовых убеждений проектировщиков), а также катакомбы для субкультурных групп нонконформистского толка. Любопытным новшеством было намеченное в проекте ежедневное переселение каждой семьи в другую квартиру — ходом либо пешки, либо коня — во избежание скуки и стрессов. Вдобавок это здание в 17 кубокилометров, стоящее на дне океана, а крышей достигающее стратосферы, намечалось снабдить матримониальным компьютером садомазохистского образца… Другой японский делегат, Хакаява, продемонстрировал макет такого дома в масштабе 1:10000 с собственными резервами кислорода, но без резервов продовольствия и воды, то есть с частично замкнутым циклом жизнеобеспечения. Все выделения, не исключая предсмертного пота, подлежали регенерации. Третий японец, Якахава, зачитал список деликатесов, синтезируемых из выделений жильцов… Первоначальный план, согласно которому дом-гигант снабжался пропеллерами (на случай коллективных воздушных экскурсий), — был отвергнут. Во-первых, потому, что таких домов для начала предполагалось изготовить 900 миллионов; во-вторых, подобные путешествия всё равно не имели бы смысла. Даже если бы жильцы выходили на экскурсию из тысячи дверей сразу, они всё равно никогда бы не вышли: прежде чем последний покинет здание, успеют подрасти родившиеся за это время младенцы».

В общем, фантасты много иронизировали по поводу противоречия между развитием коллективных начал в искусственно созданном социуме и принципом: «Мой дом — моя крепость». Рассмотрение вопросов об особых технологиях строительства жилья порой отходило на задний план.


Рисунок Я. Йерки «Эпитафия»

Первое необходимое условие для любого жилищного строительства — наличие свободного пространства без каких-либо ограничений по жизненно важным факторам. В бесконечных пределах его можно заполучить не в тесных космических поселениях посреди вакуума, а в мирах пригодных для обитания. При этом важнейшим условием служит освоение человеком четвёртого или даже всех последующих измерений. Идею четырёхмерного дома выдвинул Р. Хайнлайн («Дом, который построил Тил»). Его персонаж только экспериментирует, но уже столкнулся с опасностью, шагнув за дверь ванной комнаты, Велика радость оказаться в компании изголодавшихся монстров.

Однако принцип проектирования в целом настолько привлекателен, что в романе Д. Симмонса «Гиперион» он реализуется с размахом и на высоком уровне.

«В моём доме тридцать восемь комнат, и расположены они на тридцати шести планетах. Дверей нет: просто арки, они же — нуль-порталы; некоторые занавешены, приличий ради, шторками, остальные совершенно открыты, и ничто не мешает заглянуть или войти. В каждой комнате множество окон и, по крайней мере, в двух стенах — порталы. Большая столовая находится в Возрождении Вектор, и из её окон видны бронзовые небеса и позеленевшие от времени медные крыши Надежды-и-Опоры, что стоит у подножья моего персонального вулкана, а примыкающий к ней зал приёмов, устланный гигантским белым ковром, выходит прямо на берег моря Эдгара Аллана, волны которого разбиваются о скалы мыса Просперо. Это уже Невермор. Окна библиотеки смотрят на ледники и зелёные небеса Нордхольма, а небольшая, в десять ступенек. Лестница ведёт оттуда вниз, в мой рабочий кабинет — уютную комнатку без стен, расположенную на самом верху башни и накрытую куполом из поляризующего стекла, за которым открывается панорама высочайших вершин хребта Кушпат-Каракорум, что лежит у восточных границ республики Джамму на Денебе-3, в двух тысячах километров у ближайшего поселения.

Огромная спальня плавно покачивается на ветвях трёхсотметрового Древа Мира, растущего в Роще Богов — планете тамплиеров, гранича при этом с солярием, затерявшимся среди солончаков Хеврона. Но отнюдь не за каждым окном девственная природа: конференц-зал с примыкающей к нему площадкой для скиммеров находится на сто тридцать восьмом этаже экобашни ТК-Центра, а патио — на террасе, выходящей на шумный рынок в старой части постоянно бурлящего Нового Иерусалима».


Дом на острове Ванкувер, Канада

Изюминкой рассказа Дм. Биленкина «Гениальный дом» служит не только идея выращивания домов из специальных эмбрионов. Такое жильё — почти живое существо, способное эволюционировать. Оно и его обитатель-человек представляют собой систему, а стало быть, необходимо найти гармоничные связи между её элементами. Эта же проблема предстаёт перед персонажем рассказа Б. Штерна «Дом». Разница заключается лишь в том, что Дом (с большой буквы!), по версии Штерна, — это одно из разумных галактических существ.

Стоит вкратце упомянуть и об инопланетных жилищах. Они порой мало подходят для комфортного обитания землян. Вряд ли кому из них захочется поселиться внутри кактуса (Х. Пирс, Д. Александер. «Посредник»). И даже жилища гуманоидов-марсиан не устраивают их ближайших соседей по Солнечной системе. Марсианские дома поворачиваются вслед за проходящим по небу светилом, но внутри них идёт милый аборигенам дождь (Р. Брэдбери. «Марсианские хроники»).

Впрочем, дом — это ещё и философское понятие, которое означает не только здание для жилья, но и родной универсум, близких людей, с детства понятный язык; вспомните слова песни: «А я в Россию, домой хочу…». Для россиянина Россия — дом, такой же, как например, Земля, ставшая подлинным домом для девочки, родившейся на космическом корабле и никогда не видевшей родную планету (В. Колупаев. «Самый большой дом»).


© Р.Ю. Масленников, Н.В. Маркалова

Синонимы:
Жилище; Здание; Коттедж; Небоскреб; Особняк



  Список произведений, в которых упоминается термин:


Сортировка:

Романы-эпопеи

  •   Дом, в котором…  [= Дом, который...] (2009) [Дом — интернат для детей-инвалидов с более чем столетней историей, место, полное тайн и мистики] // Автор: Мариам Петросян  
8.55 (3140)
-
191 отз.

Романы

  •   Дом в тысячу этажей / Dům o 1000 patrech  [= Dům o tisíci patrech] (1929) [небоскрёб размером в тысячу этажей, построенный из фантастического материала солиума, в который переселилось большинство живущих в мире людей, представляет собой отдельное государство] // Автор: Ян Вайсс  
8.03 (557)
-
38 отз.
  •   Красная планета / Red Planet: A Colonial Boy On Mars (1949) [марсианский дом — усеченный снизу пузырь из силиконового пластика. Сначала выдувается внешняя оболочка, застывает, а затем и внутренняя. Теплоизоляция: оболочки отделены друг от друга слоем воздуха. Потом прорезаются двери и устанавливается шлюз] // Автор: Роберт Хайнлайн  
7.63 (625)
-
12 отз.
  •   Академия и Империя / Foundation and Empire  [= The Man Who Upset the Universe; Основание и Империя; Фонд и империя; Установление и империя; Основатели и империя] (1952) [стальные здания покрывают всю поверхность планеты Трантор. Здания связаны между собой переходами] // Автор: Айзек Азимов  
8.56 (3743)
-
51 отз.
  •   Кольцо вокруг Солнца / Ring Around the Sun (1953) [автономный трансформируемый сборный дом, в котором солнечная батарея дает свет, тепло, кондиционирование воздуха и энергию для работы по дому] // Автор: Клиффорд Саймак  
8.16 (2013)
-
50 отз.
  •   Солнечная лотерея / Solar Lottery  [= World of Chance] (1955) [азиаты живут на поверхности океана между Гавайями и Цейлоном, в плавучих домиках из пластика и металла] // Автор: Филип Дик  
7.30 (593)
-
29 отз.
8.44 (1584)
-
75 отз.
7.43 (263)
-
10 отз.
  •   Человек, который умел шутить / The Man Who Japed  [= Тот, кто пошутил; Голова на блюде; Человек, который высмеивал] (1956) [преуспевающий директор находится едва ли не на вершине счастья, прозябая в тесной однокомнатной квартире-трансформере] // Автор: Филип Дик  
7.57 (352)
-
10 отз.
  •   Пасынки Земли / Stepsons of Terra  [= Shadow on the Stars] (1958) [невидимое здание: дом не совпадает на микросекунды относительно остального мира и потому невидим; над крышей дома устанавливается отклоняющая система, не позволяющая каплям дождя попадать на крышу] // Автор: Роберт Силверберг  
7.12 (198)
-
4 отз.
7.00 (372)
-
31 отз.
  •   Каллистяне [2-я кн. романа “Каллисто”] (1960) [на планете Каллисто в системе Сириуса все живут во дворцах] // Автор: Георгий Мартынов  
7.55 (284)
-
7 отз.
  •   Рукопись, найденная в ванне / Pamiętnik znaleziony w wannie (1961) [здание из тысяч комнат наполнено шпионами и чиновниками всех мастей, с их ложью, интригами и бюрократией. Оно представляет собой свой особенный мир с абсурдом, безумием, отсутствием логики, наполнено шпиономанией] // Автор: Станислав Лем  
7.73 (551)
-
18 отз.
  •   Хождение Джоэниса / The Journey of Joenes  [= Journey Beyond Tomorrow; Хождения Джоэниса; Путешествие Джоэниса; Путешествие в послезавтра] (1962) [здание октагона непрерывно изменяется и перестраивается в целях безопасности] // Автор: Роберт Шекли  
7.27 (633)
-
25 отз.
  •   Пересадочная станция / Way Station  [= Here Gather the Stars] (1963) [дом с пересадочной станцией не старится со временем и способен выдержать любое внешнее воздействие] // Автор: Клиффорд Саймак  
8.54 (3726)
-
137 отз.
  •   The Fury Out of Time (1965) [город будущего — одно огромное здание на площади в несколько квадратных миль] // Автор: Ллойд Биггл-младший  
5.00 (1)
-
  •   Принцип оборотня / The Werewolf Principle (1967) [дом-робот, питается от собственной солнечной электростанции, при помощи антигравитационного приспособления перелетает между фундаментами, наделен искусственным интеллектом] // Автор: Клиффорд Саймак  
8.16 (1459)
-
43 отз.
  •   Прыгуны во времени / The Time Hoppers (1967) [куполообразное здание покрыто пластиковым напылением толщиной в три молекулы] // Автор: Роберт Силверберг  
6.80 (137)
-
3 отз.
  •   Лабиринт смерти / A Maze of Death  [= Гибельный тупик] (1970) [колонисты на планете Дельмак-ноль наблюдают большое «Здание»] // Автор: Филип Дик  
8.34 (879)
-
41 отз.
  •   Мир-Кольцо / Ringworld  [= Вариант Дайсона] (1970) [герои романа захватывают одно из немногих действующих летающих зданий] // Автор: Ларри Нивен  
7.63 (1440)
-
52 отз.
  •   Вертикальный мир / The World Inside (1971) [жилое здание высотой в тысячу этажей поделено на 25 городов по 40 этажей в каждом] // Автор: Роберт Силверберг  
7.45 (227)
-
10 отз.
8.66 (2130)
-
63 отз.
  •   Выбор богов / A Choice of Gods (1972) [на Земле далёкого будущего роботы строят огромное робото-здание, похожее на цветочный бутон] // Автор: Клиффорд Саймак  
7.70 (429)
-
20 отз.
8.10 (1183)
-
59 отз.
  •   Высотка / High-Rise (1975) [«дом будущего» на 40 этажей с 2000 жильцами, обеспеченными всеми достижениями своего времени] // Автор: Дж. Г. Баллард  
7.01 (239)
-
21 отз.
7.50 (799)
-
35 отз.
  •   Пришельцы / The Visitors  [= Посетители] (1979) [пришельцы из космоса производят дома для людей] // Автор: Клиффорд Саймак  
7.42 (326)
-
18 отз.
  •   The Soul Eater (1981) [бесформенные жилища на планете Лодин XI, в часть из которых невозможно войти] // Автор: Майк Резник  
7.25 (4)
-
  •   Маленький, большой, или Парламент фейри / Little, Big  [= Little, Big or, The Fairies' Parliament; Большой, маленький] (1981) [загородный дом — загадочное сооружение, которое, чем глубже в него заходишь, тем больше становится и, кажется, вмещает в себя окружающие леса и поля, а то и весь мир] // Автор: Джон Краули  
7.78 (300)
-
24 отз.
  •   Smart House (1989) [разбогатевший гений компьютерных технологий вложил немало средств в свое детище — футуристический умный дом] // Автор: Кейт Вильгельм  
-
  •   Гиперион / Hyperion (1989) [дом, в котором каждая из комнат находится на другой планете] // Автор: Дэн Симмонс  
8.68 (9262)
-
306 отз.
  •   Cambio Bay (1990) [волшебный и странный дом — индейский дом духов, построенный на месте древней силы, где получают духовное исцеление и исполнение своих чаяний] // Автор: Кейт Вильгельм  
9.00 (1)
-
7.35 (176)
-
6 отз.
  •   Зазеркалье Неверенда / Reunion on Neverend (1994) [на планете Арангорта все население живет в единственном гигантском здании и наружу никто никогда не выходит] // Автор: Джон Стиц  
5.45 (11)
-
  •   Линия Грёз (1996) [части здания находятся в разных концах планеты, а в единое целое соединяются гипертуннельными переходами] // Автор: Сергей Лукьяненко  
8.39 (5374)
-
81 отз.
  •   Высокий Дом / The High House (1998) [Высокий Дом — это механизм, который вращает вселенную; дом без владельца сам выбирает себе хозяина] // Автор: Джеймс Стоддард  
7.78 (82)
-
3 отз.
7.65 (1430)
-
51 отз.
8.07 (191)
-
26 отз.
  •   Дневной Дозор (2000) [штаб-квартира представляет собой три этажа дома, видимых только в Сумраке] // Авторы: Сергей Лукьяненко, Владимир Васильев  
8.10 (9423)
-
104 отз.
8.24 (497)
-
17 отз.
  •   Дом с характером / House of Many Ways  [= Дом ста дорог] (2008) [дом-лабиринт, единственная дверь которого ведет куда угодно — и в спальни, и в кухню, и в горные пещеры, и в прошлое, и в королевскую библиотеку] // Автор: Диана Уинн Джонс  
8.09 (320)
-
9 отз.
  •   Heil моя любовь (2012) [некое непонятное Здание появляется на пути группы людей, которые ходят на особое Поле] // Автор: Владимир Дорошев  
-
  •   Нью-Йорк 2140 / New York 2140 (2017) [каждый дом — мини-государство. Между ними раскинуты мосты, а в качестве транспорта используются катера, лодки и дирижабли] // Автор: Ким Стэнли Робинсон  
6.60 (76)
-
4 отз.

Повести

  •   Генерал / The General  [= Dead Hand] (1945) [стальные здания покрывают всю поверхность планеты Трантор. Здания связаны между собой переходами] // Автор: Айзек Азимов  
8.10 (176)
-
  •   Кимон / Immigrant  [= Иммигрант; Один на тысячу] (1954) [дом на Кимоне напоминает парк: огромное иллюзорное пространство с травой и деревьями, но иллюзия не отличима от реальности] // Автор: Клиффорд Саймак  
8.16 (753)
-
30 отз.
  •   Круг замкнулся / Full Cycle  [= По спирали] (1955) [в далёком будущем люди не будут жить в домах, их место займут трейлеры] // Автор: Клиффорд Саймак  
7.27 (228)
-
10 отз.
8.20 (747)
-
27 отз.
  •   Попытка к бегству (1962) [выращивание готовых домов из эмбриомеханических яиц] // Автор: Аркадий и Борис Стругацкие  
8.21 (3087)
-
78 отз.
  •   Трудно быть богом (1964) [упоминается, что спектрогласовые дома являются самыми современными] // Автор: Аркадий и Борис Стругацкие  
8.92 (9955)
-
276 отз.
8.69 (232)
-
4 отз.
  •   Stranger in the House (1968) [дом, в подвале которого обитает пришелец] // Автор: Кейт Вильгельм  
6.00 (1)
-
  •   Вселенная за углом (1971) [многоквартирный дом на окраине города однажды утром перенесся в другую Вселенную] // Авторы: Ариадна Громова, Рафаил Нудельман  
7.81 (153)
-
3 отз.
  •   Сказка королей (1976) [дом, от которого невозможно уйти ни в каком направлении] // Автор: Ольга Ларионова  
8.07 (298)
-
26 отз.
  •   Дом на берегу / Auk House (1977) [дом как мышеловка, заманивает внутрь себя арендаторов и они исчезают] // Автор: Клиффорд Саймак  
7.91 (324)
-
10 отз.
  •   Insects in Amber (1978) [старинный особняк, как из фильма ужасов, скрывает внутри себя портал в потусторонний мир] // Автор: Том Рими  
5.00 (1)
-
  •   Царицын ключ (1981) [старинная мельница бродит по окрестностям уральской деревни] // Автор: Кир Булычев  
7.80 (245)
-
14 отз.
  •   Время тёмной охоты (1983) [выращивание коттеджей из зародышей] // Автор: Владимир Покровский  
6.83 (126)
-
4 отз.
  •   Сила сильных (1985) [эмбриодом из материала, улавливающего желания] // Автор: Дмитрий Биленкин  
6.79 (185)
-
8 отз.
  •   Кузька у Бабы-Яги  [= Домовёнок Кузька и Баба Яга; Домовёнок Кузька у Бабы-Яги] [Часть третья] (1986) [у бабы Яги два дома: один, на курьих ножках — для плохого настроения; второй, пряничный — для хорошего] // Автор: Татьяна Александрова  
8.75 (102)
-
  •   Война с лилипутами (1992) [дворец космических пиратов, вход в который представляет собой дуло гигантского артиллерийского орудия] // Автор: Кир Булычев  
7.95 (601)
-
10 отз.
  •   Посредник / Finder’s Fee (1997) [инопланетное жилище внутри кактуса] // Авторы: Дэвид Александер, Хейфорд Пирс  
6.31 (13)
-
1 отз.
  •   Дом (2009) [руководитель строительной фирмы пытается выгнать из дома, который мешает строительству, хозяйку, но сам оказывается в плену таинственного Дома] // Автор: Наталья Колесова  
8.19 (62)
-
1 отз.
  •   Сон Эмили (2012) [главная героиня произведения после своей смерти живёт в необычном Хрустальном Домике] // Автор: Владимир Дорошев  
-
  •   Воздушные Замки (сетевая публикация) (2019) [фигурируют фантастические здания, созданные силою воображения — Воздушные Замки. Они парят в воздухе над Санкт-Петербургом] // Автор: Владимир Дорошев  
-

Рассказы

  •   …И построил он себе скрюченный домишко / —And He Built a Crooked House  [= Дом, который построил Тил; Дом четырёх измерений; И построил он дом…; В скрюченном домишке] (1941) [дом в форме тессеракта — из восьми кубов, при этом каждый из кубов является отдельным помещением] // Автор: Роберт Хайнлайн  
8.25 (1123)
-
35 отз.
  •   Дом, который построил Джек / This is the House [под псевдонимом Lawrence O'Donnell] (1946) [дом-механизм со «странностями»: уголь в печи не прогорает несколько суток, в холодильнике светит северное сияние и пр.] // Авторы: Генри Каттнер, Кэтрин Мур  
7.95 (145)
-
3 отз.
7.34 (211)
-
6 отз.
  •   Третья экспедиция / The Third Expedition  [= Mars Is Heaven!; Circumstantial Evidence; They Landed on Mars; Welcome, Brothers!; While Earthmen Sleep] (1948) [марсианские дома поворачиваются вслед за проходящим по небу светилом, но внутри них идёт милый аборигенам дождь] // Автор: Рэй Брэдбери  
8.64 (1958)
-
51 отз.
  •   Пленник разума / The Prisoner in the Skull [под псевдонимом Lewis Padgett] (1949) [механический дом, в котором всё устроено удобно и функционально] // Авторы: Генри Каттнер, Кэтрин Мур  
7.93 (149)
-
4 отз.
8.85 (2657)
-
79 отз.
  •   Soldier Boy  [= X Minus One] (1953) [в инопланетных поселениях используют надувные пластиковые домики, которые после надувания затвердевают, становятся теплыми и пригодными для жилья] // Автор: Майкл Шаара  
5.50 (2)
-
  •   Вершина / The Top (1953) [здание корпорации «Объединение» в виде многоэтажной пирамиды: чем выше должность человека в организации, тем выше этаж, на котором он работает] // Автор: Джордж Самнер Элби  
6.77 (245)
-
7 отз.
  •   Детский сад / Kindergarten (1953) [инопланетная машина возводит здание на площади в 100 акров и высотой в 1000 этажей] // Автор: Клиффорд Саймак  
8.21 (614)
-
23 отз.
  •   Waste Not, Want (1954) [пятистенный дом, любая стена которого может превратиться в солнце, тень или ветер] // Автор: Дэйв Драйфус  
7.00 (1)
-
  •   Носитель инфекции / Carrier  [= Разносчик инфекции] (1954) [здание ресторана плавает в воздухе над городом, поддерживаемое необыкновенной пси-силой двухсот человек] // Автор: Роберт Шекли  
7.75 (771)
-
15 отз.
  •   Поражение  [= Белый конус Алаида] (1959) [кибернетическое яйцо, вырастающее в жилой дом] // Автор: Аркадий и Борис Стругацкие  
7.66 (963)
-
19 отз.
  •   Мариана / Mariana  [= Марианна] (1960) [дом управляется с пульта, на котором имеются кнопки гравитационного контроля, управления роботами и трехмерным телевидением] // Автор: Фриц Лейбер  
7.40 (287)
-
9 отз.
7.20 (5)
-
  •   Второй потоп / Deluge II (1961) [здание, части и комнаты которого находятся в разных уголках мира и соединены между собой телепортаторами] // Автор: Роберт Янг  
7.67 (9)
-
1 отз.
  •   Лазутчик в лифте / The Spy in the Elevator (1961) [после Третьей мировой войны люди живут в автономном небоскребе, выполняющем все функции независимого государства] // Автор: Дональд Уэстлейк  
6.00 (17)
-
  •   Самодвижущиеся дороги (1961) [крыша дома будущего — посадочная площадка для транспортных средств] // Автор: Аркадий и Борис Стругацкие  
7.82 (1036)
-
25 отз.
  •   Реквием / Requiem (1962) [на умирающей планете Земля остался последний дом] // Автор: Эдмонд Гамильтон  
7.55 (165)
-
7 отз.
7.45 (82)
-
6 отз.
  •   День перемирия / Day of Truce (1963) [дом в пригороде как неприступная крепость: ограда под напряжением, на окнах стальные ставни, двор усеян ловушками] // Автор: Клиффорд Саймак  
7.21 (280)
-
16 отз.
  •   Дом обновлённых / New Folk’s Home (1963) [инопланетяне используют дом в качестве ловушки за профессора юриспруденции с Земли] // Автор: Клиффорд Саймак  
8.08 (1064)
-
48 отз.
7.62 (24)
-
2 отз.
5.88 (50)
-
1 отз.
7.28 (160)
-
4 отз.
  •   Миллионный день / Day Million  [= Миллионные дни; Они так любили друг друга!; День миллионный] (1966) [в далёком будущем люди живут в подводных домах] // Автор: Фредерик Пол  
6.98 (168)
-
4 отз.
  •   История с песчанкой / Behind the Sandrat Hoax (1968) [из-за высокой сейсмической активности здание на Венере устанавливают на салазках, которые смягчают толчки во время землетрясений] // Автор: Кристофер Энвил  
7.65 (310)
-
14 отз.
7.11 (9)
-
  •   Стены / The Walls (1971) [дом с прозрачными стенами] // Автор: Зенна Хендерсон  
6.35 (35)
-
1 отз.
  •   Bond and Free (1974) [здания в городе похожи на разноцветные кристаллы в форме башен и спиралей] // Автор: Памела Сарджент  
5.00 (1)
-
  •   In the World of Magic (1974) [в Волшебной стране детей водят на экскурсию в пряничный домик] // Автор: Леонард Ташнет  
6.00 (1)
-
  •   Лев / El leon (1974) [в Городе под искусственным куполом — сверхчувствительные элементы домов исполняют малейшие пожелания] // Автор: Фернандо Акунья  
5.88 (58)
-
  •   Самый большой дом (1974) [планета Земля стала подлинным домом для девочки, родившейся на космическом корабле] // Автор: Виктор Колупаев  
7.67 (238)
-
12 отз.
  •   Гениальный дом (1976) [из кристалла за 17 минут вырос дом, предназначенный для полного жизнеобеспечения человека] // Автор: Дмитрий Биленкин  
7.41 (92)
-
4 отз.
  •   Рай земной / Der Himmel auf Erden [Описание одного видения] (1979) [дома будущего собирают на заводе и подключают по месту, как электроприбор] // Автор: Роже Мандершайд  
6.22 (97)
-
4 отз.
  •   Дом  [= Дом и домовой] (1980) [дом — живой организм, обладает разумом и всячески препятствует стремлению хозяев провести ремонт] // Автор: Олег Корабельников  
6.67 (56)
-
3 отз.
  •   Дом (1980) [старый Дом, выйдя на пенсию, спустился с небес и отправился доживать свои дни в приморский городок] // Автор: Борис Штерн  
8.05 (203)
-
12 отз.
6.98 (89)
-
4 отз.
  •   Стоп, машина! (1988) [машина времени в виде здания, перемещается как во времени, так и в пространстве] // Автор: Виталий Бабенко  
6.68 (94)
-
3 отз.
7.73 (1488)
-
31 отз.
7.38 (534)
-
12 отз.
  •   Двое на карусели (2002) [умный дом отращивает гусеницы и начинает самостоятельно передвигаться] // Автор: Александр Громов  
7.56 (121)
-
4 отз.
  •   Рождество — праздник для детей / Christmas is for the kids (2014) [в рождественский вечер можно попасть в дом, который сгорел в праздничную ночь несколько лет назад, и увидеть детей, ожидающих, когда же наступит Рождество] // Автор: Питер Джеймс  
8.00 (3)
-
  •   Гориллы (сетевая публикация) (2019) [в конце своего сюрреалистического приключения главный герой попадает в странный дом, который «состоял» из обрывков воспоминаний и моментов жизни самого главного героя] // Автор: Владимир Дорошев  
-
  •   Полное взаимопонимание [здания инопланетян построены из разноцветного стекла, отделанного драгоценными камнями] // Автор: Синъити Хоси  
6.44 (91)
-
1 отз.

Сказки

  •   Конёк-Горбунок  [= Конёк-Горбунок: Русская сказка в трёх частях] [сказка в стихах] (1834) [в тереме Царь-девицы по ночам спит Солнце, а днём отдыхает Месяц] // Автор: Пётр Ершов  
9.15 (1133)
-
17 отз.
  •   Два брата (1941) [Дед Мороз живет в ледяном доме из 49 комнат] // Автор: Евгений Шварц  
8.48 (247)
-
7 отз.

Антологии

  •   House Shudders (1987) [рассказы в жанре мистики и ужаса о домах, населённых призраками] // Редакторы-составители: Мартин Гринберг, Чарльз Во  
-
  •   5-я стена [29 фантастических рассказов о жилище будущего] (2002) [фантастика о жилище будущего — «умном доме»] // Редактор-составитель: Андрей Щербак-Жуков  
7.20 (5)
-



  Список фильмов, в которых упоминается термин:



Фильмы

  •   Логово дьявола / The Haunting (США, Великобритания, 1963) [в дом на холме вселились призраки его прежних жертв] // Режиссёр: Роберт Уайз  
  •   День, когда время закончилось / The Day Time Ended (США, 1979) [американская семья переезжает в новый дом, который становится объектом высадки пришельцев. После необычного визита дом проваливается во временную дыру, и семейство оказывается на чужой планете] // Режиссёр: Джон ’Бад’ Кардос  
  •   Дом / House (США, 1986) [писатель вселяется в старинный особняк, населённый монстрами и призраками] // Режиссёр: Стив Майнер  
  •   Жуть / Spookies (США, Нидерланды, 1986) [группа искателей приключений, сбившись с пути, попала в таинственный дом, где им пришлось столкнуться с разнообразной нечистью: зомби, вампиры, демоны] // Режиссёр: Эрика Хевенс, Томас Доран, Брендан Фолкнер  
  •   Пятый элемент / The Fifth Element (Франция, 1997) [жилище будущего — малометражное модульное жильё, квартиры похожи на контейнеры и изготовляются по типовому образцу: полки, холодильник, кабина автодуша и видеогаджеты встроены в стены] // Режиссёр: Люк Бессон  
  •   Умный дом / Smart House (США, 1999) [компьютеризованный дом будущего, роль хозяйки в котором выполняет горничная-андроид] // Режиссёр: Ле Вар Бёртон  
  •   Аватар / Avatar (США, Великобритания, 2009) [охотница-на’ви приводит Джейка в огромный древо-дом, где веками живёт клан] // Режиссёр: Джеймс Кэмерон  
  •   Высотка / High-Rise (Великобритания, 2015) [здание превращается в замкнутый мир, живущий по законам джунглей, где перестают работать нормы морали и нравственности] // Режиссёр: Бен Уитли  

Анимационные

  •   Дом-монстр / Monster House (США, 2006) [дом-монстр питается детьми и одержим душой покойной жены своего владельца] // Режиссёр: Гил Кинан  
⇑ Наверх