Термин Телевидение

Телевидение

«Катись, яблочко, по блюдечку, наливное по серебряному, покажи, где земляника растёт, покажи, где цвет лазоревый цветёт.

Вдруг раздался звон серебряный, покатилось яблочко по блюдечку, наливное по серебряному, а на блюдечке все лесные места видны».

«Серебряное блюдечко и наливное яблочко»


Телевидение — система связи для трансляции и приёма движущегося изображения и звука на расстоянии. Приоритет в идее о необходимости появления телевидения отдадим всё-таки русской народной сказке, а не волшебным зеркалам, разбросанным по авторским творениям более поздних времён.

В годы зарождения фантастики обратимся к творчеству А. Робида, у которого среди многочисленных рисунков о будущем есть изображение «телефоноскопа». На экране идёт сражение, и непонятно, то ли это инсценировка, то ли прямой репортаж с места события. В те давние времена, да и в последующие сохранялась инерция мышления, из-за которой телевизор (точнее, экран) был ещё каким-то гибридом телефона и «волшебного фонаря».

Эта тенденция прослеживается даже в романе Э. Нортон «Проклятье эльфов» и воплощена там под названием «телесон». Устройство в данном случае напоминает большой видеотелефон: «Телесон Трианы был вмонтирован в стену, и обычно его скрывали шторы…». Сигналом соединения связи служит мелодичное дребезжание тонкой пластины из «зачарованной бронзы».

Кинематофот, прадедушка телевизора и компьютерного монитора, появился в фантастике в 1909 году в повести Э. М. Форестера «Машина останавливается».

В 1911 году слово «телевидение» было практически неизвестно (техническая статья, в которой впервые использовался этот термин, была напечатана Х. Гернсбеком в «Модерн электрикс» в декабре 1909 года под заглавием «Телевидение и телефот»). В романе «Ральф 124 41+» тот же Х. Гернсбек предрекал появление телевидения уже без натужных архаичных терминов.


Иллюстрация В. Терещенко к повести Л. Лукьянова «Вперёд, к обезьяне!»

Сюжет романа А. Беляева «Чудесное око» развивается вокруг узкой технической идеи: разработке и успешном применении подводных телевизоров, где звуковой ряд не обязателен. Но остановка мысли на рассмотренной модели телевизора означала бы отставание фантастики от реального появления и развития общественного телевидения. Очевидно, поэтому фантастических персонажей не так уж и часто можно застать перед телеэкраном. И всё же…

«Хедрок уселся перед телестатом и вызвал Информационный центр этой организации…», — вновь обнаруживаем подобие стационарного видеофона в романе А. Ван Вогта «Торговый дом Оружейников».

Так уж получилось, что инопланетянам, заметившим первые телевизионные сигналы с Земли, довелось увидеть трансляцию речи Гитлера. В смысле они её разбираться не стали; гораздо важнее было определить место зарождения разумной жизни (К. Саган. «Контакт»).

В романе Г. Гаррисона «Месть Стальной Крысы» главный герой гипнотически внушает одному вражескому незадачливому пилоту-майору, что нет ничего прекрасней космической оперы, и оставляет его безвольно просматривать соответствующий долгий сериал. Чтобы человек мог вот так, самозабвенно и по своей воле, застыть перед телевизором, требуются либо поистине сногсшибательные телепрограммы, либо в конструкцию аппаратов должны быть внесены некие технические новшества. Начало им положила возможность транслировать стереоизображения. Для этого инопланетяне в романе Э. Гамильтона «Звёздные короли», давным-давно опередив землян, создали телестерео. Особенность их разработки в том, что она позволяет вести мгновенную и прямую трансляцию даже из какой-нибудь далёкой звёздной системы. Земляне, идущие своими путями развития цивилизации, тоже «не лыком шиты». Уже в наше время недолгой кажется перспектива появления 3-D телевидения.

Логично предположить, что 3-D телевидение особенно на первых порах будет не индивидуальным, а общественным, то есть с централизованными студиями и программами. Так оно и происходит в романе С. Лема «Футурологический конгресс». Здесь фантаст в шутку предположил, что из-за интерференции разных стереопрограмм порой могут появляться интерференты — уродливые и недобрые гибриды нескольких персонажей из разных, но одновременно транслируемых передач. Продолжительность автономного существования телемонстров не более трёх минут после выключения стереотелевизора, но энергия, которой они обладают, сопоставима с энергией шаровой молнии. Затраты на защиту от этой напасти настолько велики даже для самих телекомпаний, не говоря уже о дороговизне для рядовых потребителях, что виновники несчастных случаев предпочитают выплачивать судебные издержки истцам. А тем телезрителям, что опытнее прочих, на время просмотров стереопрограмм приходится запасаться подручными средствами самообороны.


Рисунок Э. Эмшвиллера к рассказу Р. Шекли «Премия за риск»

В романе А. Азимова «Обнажённое солнце» земные колонисты на одной из планет поголовно страдают боязнью открытого пространства. Потому все они предпочитают общаться друг с другом, не выходя из жилищ, а посредством трансляции собственных стереоизображений. Это, видимо, и есть уже то индивидуальное трёхмерное телевидение. Причём у каждого колониста должен иметься собственный полный комплект техники для съёмки, трансляции и приёма посланий!

Наличие домашних телестудий, видимо, подразумевается и в романе Ф. Пола «Век нерешительности», где речь заходит меняющихся по программе аморфных человекоподобных образах в натуральную величину, предназначенных играть различные роли в стереопостановках.

В рассказе «День не в счёт» Г. Каттнера находим нечто иное: «Разумеется, это была всего лишь проекция, но проекция-совершенство, полностью воссоздающая все осязаемые и зримые детали. Я вдыхал её аромат».

Теперь вновь настала очередь инопланетян похвалиться своими разработками. «Вы, очевидно, передаёте только оптические характеристики, а мы и другие свойства — твёрдость, теплоту, даже электрическую напряжённость», — откровенничает один несимпатичный персонаж в романе С. Снегова «Люди как боги».

Словом, стереоизображения в далёком будущем отличаются эффектом полного присутствия реальных объектов трансляции. При этом речь не идёт о телепортации предметов. Апофеозом удач становится незапланированный в нюансах осмысленный диалог стереозаписей матриц двух людей в рассказе Б. Олдисса «Видимость жизни».

За потрясающими техническими деталями не стоит забывать об огромной общественно-политической значимости телевидения. Без него немыслимы предвыборные кампании и политические перевороты (Л. Лукьянов. «Вперёд, к обезьяне!»). С помощью скрытых видеокамер отслеживается подлинное общественное мнение, а на официальном уровне оно зачастую подменяется в интересах властей (И. Ефремов. «Час Быка»).

Предел жестокости и цинизма — организованная на телестудии и снимаемая прямая трансляция охоты на беспомощного человека. Это опасение навязчиво звучит в творчестве Р. Шекли.


© Р.Ю. Масленников




  Список произведений, в которых упоминается термин:


Сортировка:

Романы-эпопеи

  •   Люди как боги [кроме изображения, по телевизору передаётся теплота, твёрдость, электрическая напряжённость] // Автор: Сергей Снегов  
8.33 (1379)
-
85 отз.

Романы

  •   Чудесное око  [= Чудесный глаз] (1935) [телевидение станет выполнять образовательную функцию, западная пропаганда будет его запрещать] // Автор: Александр Беляев  
6.79 (556)
-
15 отз.
  •   Звёздные короли / Star Kings  [= Битва Империи; Последняя битва; Beyond the Moon] (1947) [телестерео — телевидение будущего, позволяет транслировать стереоизображения] // Автор: Эдмонд Гамильтон  
8.23 (2196)
-
110 отз.
  •   451° по Фаренгейту / Fahrenheit 451  [= 451 градус по Фаренгейту] (1953) [люди будущего проводят свободное время, общаясь с телевизионными «стенами»] // Автор: Рэй Брэдбери  
8.58 (9065)
-
317 отз.
  •   Обнажённое солнце / The Naked Sun (1956) [трансляция стереоизображений, появление индивидуального трёхмерного телевидения] // Автор: Айзек Азимов  
8.47 (1890)
-
42 отз.
7.68 (34)
-
1 отз.
7.74 (19)
-
  •   Эра осторожности / The Age of Pussyfoot  [= Кискин век; Век нерешительности; Эпоха нерешительности] (1966) [домашние телестудии] // Автор: Фредерик Пол  
6.92 (50)
-
2 отз.
  •   Час Быка (1969) [с помощью скрытых видеокамер отслеживается подлинное общественное мнение] // Автор: Иван Ефремов  
8.30 (2288)
-
102 отз.
8.19 (3121)
-
26 отз.
8.67 (2012)
-
62 отз.
  •   The Continuous Katherine Mortenhoe  [= The Unsleeping Eye, Death Watch] (1974) [телевизионное шоу, основу сценария которого составляет чья-то смерть] // Автор: Д. Г. Комптон  
-
  •   Бегущий человек / The Running Man  [= Бегущий] [под псевдонимом Ричард Бахман] (1982) [телевизионное реалити-шоу на физическое выживание] // Автор: Стивен Кинг  
8.06 (2874)
-
99 отз.
  •   Контакт / Contact (1985) [инопланетяне приняли телевизионные сигналы с Земли; ими оказалась трансляция речи Гитлера] // Автор: Карл Саган  
7.96 (352)
-
15 отз.
7.68 (578)
-
18 отз.

Повести

7.35 (226)
-
9 отз.
8.42 (48)
-
1 отз.
  •   Вперёд к обезьяне! (1977) [телевидение потихоньку замещает собой реальность] // Автор: Лев Лукьянов  
7.15 (55)
-
4 отз.

Рассказы

  •   Атолл Факаофо  [= Телевизор капитана Ганешина] (1944) [подводное телевидение] // Автор: Иван Ефремов  
7.41 (261)
-
9 отз.
  •   Пешеход / The Pedestrian (1951) [в ближайшем будущем книг и журналов никто не читает, все смотрят телевизор] // Автор: Рэй Брэдбери  
8.07 (638)
-
21 отз.
  •   Шутник / The Jester (1951) [теледарение — объёмное телевидение будущего] // Автор: Уильям Тенн  
7.22 (336)
-
7 отз.
  •   The Happy Clown (1955) [в детской телепередаче «Счастливый клоун» всех детей учат быть одинаковыми и ничем не выделяться] // Автор: Элис Элеонора Джонс  
6.00 (1)
-
  •   The Twilight Years (1955) [людей старше 60 лет убивают, причем из охоты на стариков устраивают шоу с показом по телевизору в прямом эфире] // Авторы: Гарен Друссай, Кирк Друссай  
6.00 (1)
-
7.87 (150)
-
6 отз.
  •   Комната с видом / Room with View (1956) [по телевизору круглосуточно показывают последнее дерево на планете] // Автор: Роберт Янг  
6.62 (62)
-
1 отз.
  •   Премия за риск / The Prize of Peril  [= Большая охота; Безумный приз] (1958) [телевизионное реалити-шоу на физическое выживание] // Автор: Роберт Шекли  
8.27 (1263)
-
46 отз.
  •   The Well of the Deep Wish  [= Well of the Deep Wish] (1961) [компания по производству телефильмов должна выдавать на телевидение 96 новых фильмов в день] // Автор: Ллойд Биггл-младший  
6.00 (1)
-
  •   Гаррисон Бержерон / Harrison Bergeron  [= Гаррисон Бергерон] (1961) [в обществе всеобщей уравниловки дикторы на телевидении страдают нарушениями речи] // Автор: Курт Воннегут  
7.56 (216)
-
6 отз.
  •   Молекулярное кафе (1963) [молекулярное кафе оснащено телевизором, по которому выступает робот в белой шапочке и белом халате] // Автор: Илья Варшавский  
7.49 (429)
-
17 отз.
  •   Торговцы болью / The Pain Peddlers  [= Продавцы боли] (1963) [телевидение передаёт не только изображение и звук, но и чувства] // Автор: Роберт Силверберг  
7.54 (282)
-
15 отз.
8.08 (214)
-
12 отз.
  •   Крошка, ты была бесподобна! / Baby, You Were Great!  [= Без эмоций] (1967) [актёры на телевидении играют роли с вживлёнными в мозг электродами, что позволяет транслировать в эфир эмоции] // Автор: Кейт Вильгельм  
6.70 (147)
-
4 отз.
6.61 (117)
-
4 отз.
6.54 (153)
-
5 отз.
4.45 (50)
-
1 отз.
7.10 (118)
-
3 отз.
4.81 (64)
-
2 отз.
8.11 (356)
-
7 отз.
  •   Я и мой телевизор (1990) [телевизор время от времени по собственному желанию телепортирует то, что показывает] // Автор: Андрей Щербак-Жуков  
6.25 (20)
-
4 отз.
  •   The Leila Torn Show (2006) [введение в телешоу элементов виртуальной реальности] // Автор: Джеймс Патрик Келли  
-
4.80 (114)
-
6 отз.

Микрорассказы

  •   Телевизор времени (1976) [телевизор времени показывает картины далёкого прошлого] // Автор: Святослав Логинов  
7.70 (10)
-

Сказки

8.11 (9)
-

Антологии

  •   Дядя Фил и телевизор [рассказы на тему телевидения] (1974) [рассказы на тему телевидения] // Редактор-составитель: Ростислав Рыбкин  
7.00 (5)
-
  •   Tomorrow's TV (1982) [рассказы о телевидении будущего] // Редакторы-составители: Айзек Азимов, Мартин Гринберг, Чарльз Во  
9.00 (2)
-
  •   TV: 2000 (1982) [рассказы на тему телевидения] // Редакторы-составители: Айзек Азимов, Мартин Гринберг, Чарльз Во  
9.00 (2)
-



  Список фильмов, в которых упоминается термин:



Фильмы

  •   Прямой репортаж о смерти / La Mort en direct (Франция, Германия (ФРГ), Великобритания, 1980) [героиня узнаёт, что ей скоро предстоит умереть, а последние часы её жизни станут показывать в развлекательной телепрограмме] // Режиссёр: Бертран Тавернье  
  •   Вельд (СССР, 1987) [с телеэкранов в реальность прорываются львы, пожирающие людей] // Режиссёр: Назим Туляходжаев  
  •   Белый шум / White Noise (Великобритания, Канада, США, 2005) [телевизионный шум содержит в себе скрытую информацию в виде образов с того света] // Режиссёр: Джеффри Сакс  
⇑ Наверх